№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Общая педагогика, история педагогики

РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ КУРСАНТОВ КАК КОЛЛЕКТИВОВ В ВОЕННОЙ ОРДЕНА ЖУКОВА АКАДЕМИИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исаева Н.Н.

Аннотация

Цель исследования – проверить эффективность функционирования инновационной педагогической системы, разработанной с целью формирования учебных групп курсантов как коллективов в военных вузах Росгвардии. Методы исследования: общепризнанные теоретические и эмпирические методы по исследуемой проблеме, разработка концепции педагогической системы, авторские опросники, экспертная оценка, эксперимент. Результаты исследования и выводы. Создана и внедрена в образовательный процесс Военной ордена Жукова академии войск национальной гвардии Российской Федерации педа-гогическая система формирования учебных групп курсантов как коллективов, разработаны ее структурные компоненты и их содержание, взаимозависимости; апробированы функциональ-ные модели деятельности преподавателей в процессе учебных занятий и офицеров в процессе их управленческой и воспитательной деятельности. Доказана перспективность использования данных моделей в целях решения задачи формирования курсантских коллективов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):5-11
pages 5-11 views

НАСЛЕДИЕ ЯКУТСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ БОРЬБЫ В ФОТОГРАФИЯХ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Яковлев Я.И., Захаров А.А.

Аннотация

Цель исследования – комплексный анализ используемой борцами экипировки, вариантов захвата в якутской традиционной борьбе конца ХIX – начала ХХ веков. Методы исследования: анализ первоисточников, таких как этнографические исследования, фотографии и документальные свидетельства, а также организация материала в хронологическом порядке для выявления эволюции якутской борьбы. Некоторые источники публикуются впервые. Результаты исследования и выводы. Судя по исследованным фотографиям, можно констатировать наличие в якутской борьбе следующих элементов: специальные натазники и, возможно, покрывала, захваты за натазники, захваты за ногу, активный захват, занятия с детства. Статья может стать одним из катализаторов возрождения якутской борьбы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):12-19
pages 12-19 views

Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК К ТРЕЙЛРАННИНГУ

Антипина Ю.В.

Аннотация

Цель исследования – разработка методики занятий физической культурой со студентками с применением тренировочного комплекса, в состав которого включены методы и средства по развитию физических качеств, навыков, необходимых для трейлраннинга, ознакомительные семинары по виду спорта, и определение эффективности влияния комплекса на посещаемость, мотивацию, уровень физической подготовленности. Методы и организация исследования: использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование функционального состояния с использованием современных устройств контроля физического состояния, методы математической статистики. Разработанная методика была апробирована на занятиях физической культурой в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения. Результаты исследования и выводы. Выявленный достоверный рост мотивации и показателей функциональной подготовленности у студенток подтверждает действенность применения разработанной методики занятий. Полученные данные подтвердили эффективность и целесообразность внедрения в учебный процесс тренировочного комплекса, основанного на физических упражнениях трейлраннинга.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):20-27
pages 20-27 views

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Витун В.Г., Витун Е.В.

Аннотация

Проблема повышения эффективности подготовки будущих специалистов является достаточно актуальной в настоящее время. Данная подготовка предъявляет серьезные требования как к физическим, так и к психологическим и личностным качествам обучающихся. Такие требования обусловлены возрастающей конкуренцией сотрудников во всех сферах профессиональной деятельности, появлением новейших информационных и цифровых технологий, требующих для работы с ними необходимого профессионального роста. Одним из разделов дисциплины «Общефизическая подготовка», которая является обязательной для всех направлений подготовки бакалавров и специалистов, служит раздел, предусматривающий профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП) обучающихся. В процессе ППФП происходит формирование профессионально важных физических, психологических, психофизических качеств обучающихся. Общая физическая подготовка обучающихся создает предпосылки для более успешной ППФП, которая, в свою очередь, проявляется через работоспособность и трудоспособность обучающихся, а также через уровни их физического и функционального развития. ППФП реализуется с помощью специальных средств, которые могут быть общими и индивидуальными. Цель исследования – поиск средств эффективного развития профессионально важных качеств обучающихся по направлению подготовки 09.03.02. Методы исследования. В исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: наблюдение; тестирование по методике Струпа, методике «Оперативная память», карты Сперлинга; обработка и анализ полученных результатов. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточном уровне развития когнитивного мышления у обучающихся и подтверждают необходимость поиска новых средств развития данного профессионально важного качества, а также разработки необходимых для этого рекомендаций.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):28-35
pages 28-35 views

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СПОРТИВНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Го Ч.

Аннотация

С развитием цифровизации и стремительным прогрессом искусственного интеллекта (ИИ) его широкое применение охватывает все больше сфер жизни. Искусственный интеллект как новая междисциплинарная область достиг значительных успехов в поддержке развития спортивной индустрии. Однако, из-за высоких затрат на внедрение эта передовая технология не получила широкого распространения в сфере спорта. Наряду с этим, проблемы недостаточного руководства внеурочной спортивной деятельностью и зависимости от мобильных устройств становятся все более актуальными. Цель исследования – анализ теоретических и практических аспектов применения искусственного интеллекта в организации внеурочной спортивной деятельности. Методы исследования: анализ научных публикаций Китая и России, а также личный опыт авторов. Организация исследования. Для выявления сильных и слабых сторон современных спортивных приложений с использованием искусственного интеллекта был проведен опрос среди 100 студентов. Результаты исследования. Рассмотрен потенциал глубокого взаимодействия университетского спорта и технологий искусственного интеллекта для всестороннего развития этой области. На основе полученных данных были предложены рекомендации по улучшению спортивных программ с использованием ИИ, направленных на улучшение внеурочной спортивной активности студентов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):36-40
pages 36-40 views

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПЛАНИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЭГ-РЕГБИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Голубева О.А., Котляр Н.Н., Рыжова В.М., Алешин И.Н.

Аннотация

Цель исследования – определение влияния подобранных упражнений и игр, используемых в содержании внеурочных занятий по тэг-регби, на физическое развитие, техническую подготовленность младших школьников. Методы и организация исследования. В качестве основных методов были определены следующие: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод опроса в форме беседы, педагогический эксперимент, метод контрольных испытаний, математико-статистические методы обработки информации. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» города Магнитогорск и заключалась в планировании, проведении внеурочных занятий по тэг-регби. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных данных контрольных испытаний, опроса и наблюдения показал, что использование подобранных средств во внеурочных занятиях по тэг-регби способствует повышению уровня технической подготовленности школьников, позволяет сформировать у них устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что проявилось в регулярности посещения и ответственной подготовке к соревнованиям.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):41-48
pages 41-48 views

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ СИЛОВЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Илькевич Т.Г., Илькевич К.Б., Гусев А.В., Кашенков Ю.Б.

Аннотация

Цель исследования заключалась в оценке эффективности применения комплексов физических упражнений для повышения функционального состояния организма студентов. Методы исследования. В работе были использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. Выявлено улучшение показателей пробы Руфье, пробы Штанге, кистевой динамометрии, соматометрической пробы, коэффициента Гарвардского степ-теста. Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности разработанных комплексов физических упражнений для повышения функционального состояния студентов на занятиях по физической культуре.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):49-57
pages 49-57 views

ОБРАЗ СССР И ЕГО СПОРТСМЕНОВ НА ЛЕТНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ 1952 Г. В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Карелин А.С.

Аннотация

Цель исследования – выявление составных частей и характеристик образа Советского Союза и его спортсменов на основе публикаций в отечественной периодической печати. Методы исследования: использовался метод контент-анализа для систематизации публикаций периодических печатных изданий, посвященных Олимпийским играм 1952 г. Для более точной интерпретации употребления отдельных высказываний в разных текстах использовался метод дискурс-анализа. Результаты исследования и выводы. Определены ключевые положения, содержавшиеся в публикациях советской центральной и местной периодической печати, по отношению к Олимпийским играм 1952 г. Выявлены основные характеристики образа советского государства и его спортсменов, связанные не только с достижением высоких спортивных результатов, но и решением внешнеполитических задач в условиях холодной войны. Установлено, что советская периодическая печать, являясь одним из главных источников информации в начале 1950-х гг., использовалась как важный инструмент формирования в массовом сознании граждан образа СССР как мировой спортивной державы.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):58-65
pages 58-65 views

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Кузекевич В.Р., Русаков А.А.

Аннотация

В настоящее время трудности и проблемы, связанные с процессом обучения, и вызванные недостаточным уровнем развития внимания у младших школьников, вызывают обоснованную обеспокоенность у педагогов и их родителей. Цель исследования – создание и рассмотрение педагогических условий для развития внимания у младших школьников средствами подвижных игр. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. Были разработаны, отобраны и адаптированы комплексы подвижных игр, направленные на преимущественное развитие отдельных свойств внимания и прошедшие экспериментальную проверку в пяти общеобразовательных учреждениях с обучающимися 2-х классов. Доказано, что регулярное использование подвижных игр не только совершенствует двигательные качества и способности, но и способствует более продуктивному психическому развитию. В конце эксперимента уровень различных характеристик внимания у младших школьников экспериментальной группы был статистически более высоким.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):66-72
pages 66-72 views

ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ

Липовка А.Ю., Черкасова А.В.

Аннотация

Цель исследования – установить отношение учащихся к занятиям физической культурой и спортом в целом, повысить мотивацию студентов к занятиям, включая занятия по индивидуальной программе с усиленными тренировками по индивидуальному расписанию, а также упражнения на свежем воздухе. Методы и организация. Педагогический эксперимент, входящий устный опрос. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии. Результаты исследования и выводы. Занятия по индивидуальной программе с усиленными тренировками положительно влияют на отношение студентов к физической культуре и спорту, а также повышают мотивацию к дальнейшим занятиям спортом и самосовершенствованию.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):73-80
pages 73-80 views

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМЫ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОПАГАНДЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Николаев П.П., Левченко А.В., Жукова Е.И., Самигуллин Р.Р.

Аннотация

Цель исследования – оценка эффективности рекламы и средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта. Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы и нормативных документов, а также данных официальной статистики. Результаты исследования и выводы. Выявленная в ходе исследования положительная динамика численности занимающихся физической культурой и спортом свидетельствует об эффективности рекламы и средств массовой информации в вопросе пропаганды физической культуры и спорта. Одной из причин этого можно считать массовую трансляцию крупных спортивных мероприятий в средствах массовой информации. В результате исследования выявлена необычная рекламная стратегия, отличная от коммерческой среды, которая преимущественно направлена на рекламу в сети интернет и социальных сетях, в то время как реклама в сфере спорта, в основном, опирается на телевидение. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности рекламной политики и средств массовой информации в привлечении населения к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):81-88
pages 81-88 views

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Николаева И.В., Васельцова И.А., Грязнов С.А.

Аннотация

Цель исследования – определение влияния занятий командными видами спорта на формирование социальных компетенций у студентов высших учебных заведений. Методы и организация исследования. Использовали методы изучения и анализа специальной литературы и нормативных документов, анкетирование, методы математической статистики. Исследование проводили на базе Самарского государственного экономического университета. Проведено анкетирование студентов, представляющих различные спортивные сборные команды вуза. Результаты исследования и выводы. Выявлено значительное позитивное воздействие командных видов спорта на развитие ключевых социальных навыков, включая коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, лидерские качества и адаптивность. Особое внимание уделено дифференциации влияния различных видов спорта на формирование отдельных компетенций, что открывает перспективы для оптимизации тренировочного процесса и разработки целенаправленных программ развития личности студента-спортсмена. Полученные результаты позволяют сделать заключение о целесообразности использования командных видов спорта как эффективного инструмента социализации и личностного роста студентов, и демонстрируют потенциал физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности, готовой к вызовам современного общества.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):89-96
pages 89-96 views

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ

Осипенко Е.В., У Б.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения координационных способностей студентов факультета физической культуры для улучшения их общей физической подготовки и спортивных достижений. Цель исследования – изучение влияния специализированных комплексов упражнений на координационную подготовленность студентов факультета физической культуры в рамках учебной дисциплины «Гимнастика и методика преподавания». Организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов. Экспериментальная группа выполняла специализированные комплексы упражнений координационной направленности в течение 12 недель. Испытуемые контрольной группы занимались по стандартной программе. Для оценки координационных способностей использовали тесты на ловкость, баланс, реакцию и точность движений. Результаты исследования. По окончании эксперимента студенты экспериментальной группы показали значительное улучшение координационных способностей по сравнению с контрольной группой. Наиболее заметные улучшения были отмечены в тестах на метание мяча в кольцо, ловлю линейки и прыжки с вращением. Средний прирост координационных показателей в экспериментальной группе составил 4,15%, что значительно выше, чем в контрольной группе (1,60%). Выводы. Включение специализированных комплексов упражнений координационной направленности в учебный процесс способствует значительному улучшению координационных способностей студентов. Рекомендуется внедрить данный подход в программы физической подготовки и продолжить исследования для определения долгосрочных эффектов и оптимизации методик.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):97-103
pages 97-103 views

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Осипенко Е.А., Чжэн Ж.

Аннотация

Цель исследования – оценить применение цифровых продуктов для оценки компетенций студентов факультета физической культуры. Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе кафедры теории и методики ГГУ имени Ф. Скорины (г. Гомель, Беларусь) с участием 150 студентов специальностей «Физическая культура» и «Спортивно-педагогическая деятельность». Основное внимание уделено разработке теоретической модели, направленной на всестороннее улучшение образовательного процесса. Модель охватывает все аспекты: от внедрения цифровых инструментов до персонализации обучения. Результаты исследования. Выявлено, что применение цифровых продуктов позволяет повысить объективность и точность оценок, минимизируя субъективные факторы. Интерактивные элементы и геймификация способствуют увеличению мотивации студентов, делая процесс обучения более увлекательным. Автоматизация оценки экономит время преподавателей и повышает общую эффективность образовательного процесса. Цифровые инструменты обладают высокой адаптивностью, что позволяет персонализировать обучение под индивидуальные потребности студентов, улучшая усвоение материала и развитие компетенций. Прозрачность и доступность данных улучшают обратную связь и контроль за успеваемостью. Выводы. Применение цифровых продуктов способствует созданию более эффективной и мотивирующей образовательной среды, повышая качество образования.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):104-110
pages 104-110 views

Теория и методика спорта

РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 9-10 ЛЕТ

Войцехович А.Е.

Аннотация

В статье представлен алгоритм построения структуры и содержания авторской методики игрового мышления в процессе обучения базовым тактико-техническим действиям футболистов. Раскрыто непосредственно содержание модульной методики и возможности интеграции в оценке уровня развития игрового мышления с применением программы «Soccer Intelligym». Цель исследования – научно обосновать методику развития игрового мышления в рамках обучения технико-тактическим действиям футболистов 9-10 лет для применения их в соревновательной деятельности. Методы и организация исследования. Применяли методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос (анкетирование); проектирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики; педагогическое наблюдение. Контрольная и экспериментальная группы состояли из воспитанников футбольного клуба «Зенит – Адмиралтейский» (2012/2013 г.р.). Все этапы исследования осуществляли в период с 2020 по 2023 гг. Основными этапами исследования стали непосредственно апробация авторской методики и формирование итогов педагогического эксперимента. Результаты исследования и выводы. Выявлены современные тенденции обучения тактико-техническим действиям в спортивной подготовке футболистов различных возрастных групп. Разработаны структура и содержание экспериментальной модульной методики. Определена взаимосвязь между персональным уровнем развития скоростно-силовых способностей, степенью освоенности различными технико-тактическими действиями с уровнем развития игрового мышления, когнитивных способностей включительно. Приведены доказательства эффективного применения изолированной формы тренировочного занятия на примере динамики показателей: «ведение мяча, передача мяча» - скоростно-силовые – когнитивные способности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):111-117
pages 111-117 views

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ПРЕАКТИВАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКЕ И ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В ФУТБОЛЕ

Войцехович А.Е.

Аннотация

В статье рассмотрены варианты алгоритмов расчета физической нагрузки в футболе в процессе применения тренажеров различной направленности при преактивационной тренировке с учетом индивидуализированного подхода. Цель исследования – разработать и обосновать методику индивидуальных учебно-тренировочных занятий предварительной преактивационной направленности квалифицированных футболистов, основанной на учете их морфофункциональных особенностей. Методы и организация исследования. Применяли методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; опрос (анкетирование); проектирование; тестирование; биоимпедансометрия; функциональная оценка движения (FMS); педагогический эксперимент; методы математической статистики. Исследование проводили в 4 этапа в период с 2020 по 2023 гг. на базе НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, спортивная сборная команда университета «Интер-Лесгафта» по футболу. Результаты исследования и выводы. Выявлена значимость применения современных диагностических методов оценки функционального состояния в тренировочном процессе квалифицированных футболистов, подтверждена потребность в объективной оценке функционального состояния квалифицированных футболистов, позволяющей индивидуализировать тренировочный процесс в части подготовки к целевой нагрузке. Разработана структура и содержание предварительной преактивационной тренировки средствами тренажеров различной направленности. Доказано, что применение разработанной методики способствует снижению дисбаланса в составе тела и улучшению функций опорно-двигательного аппарата, а также стабилизации показателей скоростно-силовых способностей.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):118-124
pages 118-124 views

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ В СПРИНТЕРСКОМ КРОЛЕ

Пригода Г.С.

Аннотация

Цель исследования – определение результатов влияния 5 моделей индивидуализации подготовки на результативность пловцов спринтерского кроля различного возраста, пола и квалификации. Методы и организация исследования. Использовали теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ индивидуальных программ подготовки пловцов, обобщение результатов педагогических исследований, методы математической статистики. Исследование проводили с сентября 2022 года по июль 2023 года на базе спортивного клуба «Радуга» города Санкт-Петербург. Результаты исследования и выводы. В ходе годичного исследования было выявлено положительное воздействие обновленных тренировок на итоговый результат спортсменов, что свидетельствует о наличии скрытых возможностей и потенциале их роста. Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию такие нововведения в тренировочном процессе пловцов спринтерского кроля на различных уровнях сборных команд и клубов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):157-162
pages 157-162 views

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЛИДЕРОВ МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ГИМНАСТИКИ В УПРАЖНЕНИЯХ НА БРЕВНЕ В ФИНАЛЕ ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА 2022–2024 ГОДОВ

Савельева Л.А., Сомкин А.А.

Аннотация

Цель исследования – определение компонентов содержания упражнений и уровня исполнительского мастерства на бревне у лидеров мировой гимнастики в сравнении с российскими гимнастками в 2024 олимпийском году. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения результатов основных соревнований в финале олимпийского цикла – чемпионата мира 2023 года, континентальных чемпионатов и Олимпийских игр 2024 года, чемпионата и Кубка России 2024 года; экспертная оценка и судейство основных Всероссийских турниров; статистическая обработка полученных материалов. Результаты исследования и выводы. Определено, что результаты выступлений гимнасток в финале упражнений на бревне на Олимпиаде в Париже оказались наименее предсказуемыми. Чемпионкой стала гимнастка с наивысшей оценкой за исполнение, уступив потенциальным лидерам в оценке за трудность. Российские гимнастки в условиях международной изоляции не имеют большого отставания от мировых лидеров по обоим этим показателям.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):163-170
pages 163-170 views

ОЦЕНКА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФИНАЛИСТОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ МИРОВОГО УРОВНЯ

Сидоренко А.С.

Аннотация

Цель исследования – определить континентальное представительство финалистов Олимпийских игр и чемпионатов мира в различных специализациях легкой атлетики за весь период проведения данных соревнований с 1896 по 2024 годы. Методы и организация исследования. Проведен статистический анализ результатов официальных отчётов World Athletics за период с 1896 по 2024 годы, который включал в себя 33 Олимпиады и 19 чемпионатов мира по легкой атлетике. Определяли континентальный состав и отдельное представительство легкоатлетов США среди 8 лучших результатов в каждом виде. Результаты исследования и выводы. Согласно проведенному исследованию очевидно доминирование европейских легкоатлетов во всех технических видах и ходьбе, представители Северной Америки являются лидерами в спринтерском и барьерном беге, а представители африканского континента имеют высокий процент успешности в беге на средние и длинные дистанции. Азиатские легкоатлеты показывают свои наилучшие результаты в соревнованиях по ходьбе, беге на длинные дистанции, в женских метаниях, представители Австралии и Океании в ходьбе, женских прыжках и метаниях. Наиболее слабое развитие легкой атлетики наблюдается в Южной Америке. А фаворитами всех легкоатлетических соревнований, кроме ходьбы, являются США, атлеты которых в 14,5% были представлены в финалах ОИ и ЧМ.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):171-177
pages 171-177 views

ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В КОМАНДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Чурин В.М., Шаламова О.В.

Аннотация

Цель исследования – повышение уровня групповой сплоченности команды фехтовальщиков-шпажистов путем внедрения в учебно-тренировочный процесс комплекса специальных мероприятий (средств). Методы и организация исследования: использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 16 фехтовальщиков-шпажистов. На первом этапе оценивали уровень начальной групповой сплоченности и других социологических параметров, характеризующих систему внутригрупповых связей. С помощью метода социометрии был определен групповой социометрический статус, показывающий степень сплоченности группы. На втором этапе исследования проводили педагогический эксперимент. В экспериментальной группе применялся комплекс средств, способствующий формированию коллектива (команды), для достижения успехов как в личных, так и в командных соревнованиях по фехтованию. Другая группа фехтовальщиков – контрольная, при тех же объемах учебно-тренировочных занятий тренировалась в соответствии с программой спортивной подготовки по виду спорта фехтование, где меры по повышению коллективной командной сплоченности применялись только в рамках нормативного документа. Результаты исследования и выводы. Применение всего комплекса специальных педагогических средств, направленных на выработку групповых действий юных спортсменов и их совместных (командных) интересов, позволили получить достоверные положительные результаты, выразившиеся в увеличении собственно показателей сплоченности, желании тренироваться и получении удовлетворенности тренировочным процессом. Еще одним подтверждением эффективности применения комплекса педагогических мер и специально организованных мероприятий по организации совместной командной деятельности юных спортсменов стали результаты соревновательной деятельности, что является важным, поскольку в перспективе позволяет интенсифицировать процесс совершенствования технических приемов и боевых действий в фехтовании.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):178-185
pages 178-185 views

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА «SYNCHRONIZED SPIN» В СИНХРОННОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Волыхина Н.А., Войнова М.М.

Аннотация

Цель исследования – разработка методики совершенствования техники исполнения элемента «SYNCHRONIZED SPIN» в синхронном фигурном катании на этапе высшего спортивного мастерства. Методы и организация исследования: педагогические наблюдения, опросы специалистов синхронного фигурного катания, экспертная оценка и педагогический эксперимент, методы математической статистики. Педагогический эксперимент проводился на команде синхронного фигурного катания с контрольными тестированиями до и после эксперимента и внедрением разработанной методики совершенствования техники исполнения вращений в синхронном фигурном катании на этапе высшего спортивного мастерства посредством визуализации выполнения 6 подготовительных упражнений и повторов элемента «SYNCHRONIZED SPIN». Результаты исследования и выводы. Полученные данные показали эффективность использования визуализации подготовительных упражнений в тренировочном процессе фигуристок синхронного катания на этапе высшего спортивного мастерства при совершенствовании техники выполнения элемента «SYNCHRONIZED SPIN». Сделан вывод о том, что разработанная методика успешно работает, что подтверждают результаты соревновательной деятельности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):125-132
pages 125-132 views

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КУБКА МИРА В КРОССОВЫХ ВИДАХ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Воронов Ю.С., Воронова В.В.

Аннотация

Современное спортивное ориентирование является видом спорта, для достижения высокого результата в котором необходимо комплексное проявление специальной физической, технической, тактической и интеллектуальной подготовленности. Цель исследования – установить особенности соревновательной деятельности спортсменов мировой элиты, специализирующихся в кроссовом ориентировании. Методы и организация исследования: изучение и анализ соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков на этапах Кубка мира с 2022 по 2024 год. На основе метода картографии были изучены параметры соревновательных дистанций, оценивались эффективная скорость бега, коэффициент удлинения дистанции, время победителя и призёров на каждом старте. Результаты исследования и выводы. Установлено, что технико-тактические компоненты соревновательной деятельности в ориентировании бегом объективно отражают геоморфологические особенности местности и длину трасс. Выявленные закономерности позволяют эффективно планировать тренировочный процесс, опираясь на информативные показатели, характеризующие взаимосвязь результатов на отдельных дистанциях с общими соревновательными достижениями. Полученные фактические данные позволяют сделать заключение, что в тренировочном процессе необходимо уделять особое внимание повышению эффективности кроссовой подготовки, которая может стать резервом дальнейшего роста спортивных результатов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):133-140
pages 133-140 views

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИФИЧНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БОРЦОВ ДЗЮДО

Гуралев В.М., Дворкин В.М., Осипов А.Ю., Лепилина Т.В.

Аннотация

Цель исследования – изучение влияния четырехнедельных специфичных для дзюдо высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ) на определенные показатели специальной физической и соревновательной подготовленности борцов дзюдо. Методы и организация исследования. Борцы дзюдо (группа А) использовали ВИИТ с соотношением интервалов нагрузки и отдыха 2:1. Группа Б использовала ВИИТ 3:1. Показатели специальной физической и соревновательной готовности оценивались по методам оценки SJFT и PotAS. Результаты исследования и выводы. Выявлены значимые различия в значениях SJFT и PotAS в пользу борцов дзюдо, использовавших ВИИТ 2:1. Использование 4-недельных специфичных для дзюдо ВИИТ 2:1 в тренировочной практике дзюдоистов может быть целесообразно для повышения соревновательных результатов в борьбе дзюдо.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):141-148
pages 141-148 views

ПРОГРАММА СИЛОВОЙ И КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Давиденко И.А., Пронин Е.А., Анисимов М.П., Петров В.М.

Аннотация

Цель исследования – экспериментальное обоснование и разработка программы, направленной на развитие силовой и кондиционной готовности к боям у профессиональных спортсменов ММА. Организация исследования. 24 профессиональных бойца смешанных единоборств выполняли две различные программы силовой и кондиционной подготовки в течение 12 недель. Результаты исследования. Установлено, что силовая и кондиционная подготовка профессиональных спортсменов смешанных единоборств разделяется на два блока – межсезонье (подготовительный период) и тренировочный лагерь (соревновательный период). Применение экспериментальной программы на профессиональных бойцах смешанных единоборств выявило значительное влияние на показатели силовой выносливости и максимальной силы. Выводы. Установлена положительная взаимосвязь характеристик силовой и кондиционной подготовленности и технико-тактических показателей бойцов. Эффективность технико-тактических действий выросла на 27,1 %, надежность защитных действий – на 13,6 %.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):149-156
pages 149-156 views

Оздоровительная и адаптивная физическая культура

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЕМ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Белявцева О.С.

Аннотация

Цель исследования – моделирование индивидуальной траектории обучающегося в зависимости от его состояния здоровья. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод анализа математической обработки – коэффициент сопряженности φ-Пирсона. Результаты исследования и выводы. Выявленные в ходе исследования достоверно значимые результаты позволили смоделировать индивидуальную траекторию для студентов университета по всем физкультурным группам. Элективные дисциплины по выбору проявили себя как важный инструмент, при помощи которого существует вероятность регулирования нагрузки с учетом той или иной группы здоровья студента.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):186-191
pages 186-191 views

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛГОРИТМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ (ТЕСТОВ) ВФСК ГТО ДЛЯ ЛИЦ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Евсеев С.П., Аксенов А.В., Жуматов М.М.

Аннотация

Цель исследования – определить алгоритм для разработки нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с синдромом Дауна. Методы и организация исследования. Проанализированы нормативно-правовые документы Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта высших достижений, научные статьи об особенностях развития лиц с синдромом Дауна и проявления их физических способностей. Изучен опыт авторов-разработчиков нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования и выводы. Выявлен алгоритм «Определение корректированных коэффициентов (гандикап)» для дальнейшей разработки отдельных нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с синдромом Дауна. Проведён сравнительный анализ рекордов мира по различным дисциплинам в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями (классы ИН-1 и ИН-2). Определены существенные отличия в спортивных достижениях лиц с интеллектуальными нарушениями и лиц с синдромом Дауна.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):192-199
pages 192-199 views

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХОККЕЕ-СЛЕДЖ

Иванов А.В., Баряев А.А., Бадрак К.А.

Аннотация

Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для развития скоростных способностей у игроков в хоккее-следж. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, формирующий педагогический эксперимент, методы математической обработки экспериментальных данных. Разработанный комплекс упражнений и тестов был апробирован в тренировочном процессе следж-хоккейной команды «СКА-Стрела». Результаты исследования и выводы. Выявлены особенности развития скоростных способностей в хоккее-следж, описаны теоретические аспекты развития скоростных способностей в спорте в целом и у спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Рассмотрены принципы построения тренировочных занятий, направленных на развитие скорости у следж-хоккеистов с учетом специфики вида спорта. Представлены упражнения для развития и тесты для оценки скоростных способностей следж-хоккеистов. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность разработанных комплексов упражнений на развитие скоростных способностей следж-хоккеистов, продемонстрированных в команде «СКА-Стрела» в прошлом сезоне 2023/2024 гг.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):200-206
pages 200-206 views

ПРОЕКТ «СЕВЕРНАЯ ХОДЬБА – НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И ЕГО РОЛЬ В МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Кряклина А.А., Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Волкова Л.М., Гусарова М.Д.

Аннотация

В статье раскрываются вопросы популяризации занятий направлением «Северная ходьба» среди студентов через инновационный проект "Северная ходьба – новый образ жизни". Цель исследования – изучение вовлеченности студентов и мотивов занятий северной ходьбой. Методы исследования: анализ специальной литературы, опрос, статистика. Результаты исследования и выводы. Показано, что уровень здоровья современного студенчества довольно низок и набор физических упражнений должен носить оздоровительный характер. Надежным фактором, позволяющим укреплять здоровье студента, является северная ходьба, повышающая уровень физического состояния студента и играющая большую социальную роль, что делает студента готовым к будущей профессиональной деятельности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):207-214
pages 207-214 views

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кулешов Р.С., Юламанова Г.М., Заболоцкий В.Н.

Аннотация

Цель исследования – выявить значение физической культуры для социальной адаптации лиц с нарушением интеллекта. Методы и организация исследования. В работе были использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, анкетирование, методы математической статистики. Анкетирование проводилось в коррекционных школах-интернатах VIII вида, а также в высших учебных заведениях города Уфы. В анкетном опросе приняли участие специалисты по адаптивной физической культуре, а также специалисты, работающие с детьми с нарушением интеллекта (педагоги, тренеры, психологи, дефектологи), всего 20 человек. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что занятия физической культурой и спортом влияют на формирование личности лиц с нарушением интеллекта, большинство респондентов указали, что комплексное воздействие на когнитивные способности, коммуникативные навыки, волевую и эмоционально-чувственную сферы средствами физической культуры является эффективным путем формирования правильного поведенческого стереотипа, что в свою очередь помогает лицам с нарушением интеллекта адаптироваться в общество. Отмечено, что современные реалии общества требуют поиска новых путей формирования физической культуры личности, что позволит выстроить позитивный поведенческий стереотип, избежать проявления девиантного поведения и определить лицам с нарушением интеллекта правильную жизненную ориентацию.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):215-221
pages 215-221 views

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Павлютина Л.Ю., Мараховская О.В., Бахарева С.Ю., Славнова М.Ю.

Аннотация

Цель исследования – выявление оценки эмоционально-ценностного отношения к физической культуре студенток специальной медицинской группы технического вуза. Методы и организация исследования. Использовали методы анализа и обобщения научно-педагогической литературы, анкетирование, математические методы обработки данных. Выборка исследования составила 48 студенток специальной медицинской группы Омского государственного технического университета. Результаты исследования и выводы. Выявлена положительная оценка отношения студенток специальной медицинской группы к физической культуре. Предложены рекомендации по формированию эмоционально-ценностного отношения к физической культуре студенток специальной медицинской группы, которые позволяют повысить физическую активность, что благоприятно скажется на их состоянии здоровья.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):222-228
pages 222-228 views

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ДЖАМПИНГОМ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ

Якимова Л.А., Чернышов В.А., Пешков Н.Н., Махинова М.В., Частоедова А.Ю.

Аннотация

Цель исследования – изучить изменение характеристик общей физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся джампингом. Задачи исследования: разработать содержание физкультурно-оздоровительной тренировки детей 7-11 лет на основе средств фитнес-джампинга; провести измерения общей физической подготовленности детей 7-11 лет и выявить возможные изменения под воздействием джампинга. Методы и организация исследования: анализ научной литературы; анкетирование; контрольные испытания. В исследовании приняли участие 38 детей 7-11 лет, занимающихся в краснодарских фитнес-клубах; эксперимент длился шесть месяцев. Результаты исследования. Предложена программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми 7-11 лет по джампингу с решением образовательных задач по обучению технике прыжков на мини батуте, оздоровительных – по развитию физических качеств и систем организма, воспитательных – по формированию морально-волевых и умственных способностей. Проведенный мониторинг физической подготовленности занимающихся показал высокую степень прироста у детей экспериментальной группы силы, ловкости и выносливости. Выводы. Педагогические возможности джампинг тренировок, учитывающие особенности детей младшего школьного возраста доказали эффективность в развитии физических качеств, повышении их общего уровня подготовленности, нежели другие фитнес технологии.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):229-236
pages 229-236 views

АНАЛИЗ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СИДЯ

Ярошенко В.О.

Аннотация

Цель исследования – анализ антропометрических показателей волейболистов сидя. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие восемь спортсменов-мужчин с инвалидностью (средний возраст 39,4±4,5 года), занимающихся волейболом сидя. Тестирование включало оценку линейных антропометрических показателей. Для обработки полученных данных использовались методы статистического анализа, что позволило установить взаимосвязь между антропометрическими характеристиками. Результаты исследования показали наличие корреляционных зависимостей между некоторыми антропометрическими параметрами, такими как длина рук и ног, которые оказывают существенное влияние на успешность игровых действий. Также подтверждена важность учета данных характеристик при построении тренировочного процесса и выбора игрового амплуа. Выводы. Специалистам, работающим с волейболистами сидя, рекомендуется учитывать антропометрические особенности спортсменов при построении тренировочного процесса. Это позволяет включить в тренировки комплексы специальных упражнений, направленных на совершенствование техники движений и повышение уровня развития физических качеств.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):237-243
pages 237-243 views

Методология и технология профессионального образования

МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАБАТА-ТАЙМЕРА И СИЛОВОЙ ПЛАТФОРМЫ

Андреев Е.Э., Коревин Г.Д., Фролов А.Н., Ермаков О.И.

Аннотация

Цель исследования – выявление особенностей разработки силовой платформы и методики интенсивной тренировки с использованием Табата-таймера, обоснование эффективности применения заявленной методики. Методы исследования: анализ информационных источников, конструирование, педагогическое тестирование и наблюдение, педагогический эксперимент. Результаты исследования и выводы. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность применения разработанных силовой платформы с индикацией и методики высокоинтенсивной интервальной тренировки с использованием Табата-таймера в профессиональном обучении слушателей.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):244-251
pages 244-251 views

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК «УЧЕНИКА» В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Буранова Д.Д.

Аннотация

Аннотация. В данном исследовании рассматриваются методы повышения эффективности изучения английского языка студентами медицинских вузов. Анализируется внедрение инновационных педагогических подходов в сочетании с использованием наглядных пособий, повышающих продуктивность изучения английского языка в профессии (ESP). Цель исследования – выявление эффективных методов преподавательской деятельности в медицинских вузах. Методы исследования. Используется метод усиления роли преподавателя как ключевого элемента в процессе успешного обучения английскому языку по ESP в медицинском образовании, тем самым обеспечивая более глубокое взаимодействие между теорией и практическими потребностями студентов. Результаты исследования. Экспериментальные данные показали значительное улучшение языковых навыков студентов, особенно в области аудирования и говорения, а также рост уровня их вовлеченности и удовлетворенности от учебного процесса. Благодаря развитию возможностей как индивидуального, так и совместного обучения, студенты смогли более глубоко и осмысленно усваивать материал. Выводы. Результаты исследования определяют важность междисциплинарных связей и контекстуального обучения, ориентированного на фундаментальные медицинские дисциплины, такие как анатомия, физиология, фармакология и другие, и вместе с тем необходимость непрерывного профессионального развития преподавателей английского языка в медицинских вузах. В этой связи предоставляются планы практических занятий, способствующие усвоению лексического и грамматического материала, где подчеркивается влияние медицинского контекста на понимание английского языка студентами-медиками. Статья актуальна для преподавателей ESP, работающих в области медицины.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):252-259
pages 252-259 views

ВНЕДРЕНИЕ СПОРТИВНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Иванова Л.А., Азаров Д.Н., Гурова Н.В., Головина Л.Г.

Аннотация

В статье рассматриваются современные виды спорта, возникшие за последние десятилетия в Российской Федерации, одним из которых является спортивное программирование. Данный вид спорта направлен на обеспечение решения конкретных прикладных задач методами анализа и синтеза определенной информации для более детального процесса прорабатывания и создания новой программы, либо ее определенной части. Прежде всего, это разновидность интеллектуального спорта. Суть, которого состоит в том, чтобы создать компьютерную программу на языке программирования, в режиме ограниченного времени, которая решает поставленные перед спортсменами задачи в определенном сегменте IT-отрасли. Авторы провели эксперимент по применению спортивного программирования в рамках учебного процесса. Цель исследования – внедрить в вузе рабочую программу по физической культуре и спорту, элективный курс по спортивному программированию. Методы и организация исследования. В эксперименте участвовали студенты 1 курса специальностей цифровые технологии в экономике и цифровой маркетинг (Самарский государственный экономический университет), которые изучали элементы программирования на учебных занятиях и посещали секцию спортивного программирования. Были использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, математической статистики, проведен педагогический эксперимент. Результаты исследования и выводы. В статье отражены полученные результаты и сделан вывод, что это перспективная область спортивной подготовки, аспекты которой могут быть внедрены в рамки вузовского обучения студентов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):260-267
pages 260-267 views

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Крайнева С.В., Шефер О.Р., Лебедева Т.Н., Акулич О.Е., Кочеткова Г.С.

Аннотация

Цель исследования – разработка и обоснование комплексной модели, направленной на развитие цифровых компетенций будущих педагогов с учетом требований обеспечения информационной безопасности в образовательной среде. Методы и организация исследования. Анализ, обобщение и систематизация научных исследований, личный опыт практической деятельности в области формирования цифровых компетенций у будущих педагогов показали, что вопросы информационной безопасности остаются недостаточно затронутыми. Это позволило сделать вывод о целесообразности и необходимости разработки педагогической модели формирования цифровых компетенций у студентов педагогического вуза. Результаты исследования и выводы. Модель интегрирует развитие цифровых компетенций бакалавров с формированием их компетенций в области обеспечения информационной безопасности. Структурно-функциональная модель включает целевой, содержательно-технологический, диагностико-оценочный и результативный блоки. Реализация модели основана на системном, компетентностном и проектном подходах. Предложенная модель позволяет сформировать у бакалавров необходимые знания, умения и навыки для эффективного и безопасного использования цифровых технологий в профессиональной деятельности.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):268-276
pages 268-276 views

ОЦЕНКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО БИОМЕХАНИКЕ

Майер Р.В.

Аннотация

Цель исследования – разработка метода оценки дидактической сложности учебных текстов по биомеханике, основанного на учете их структурных и семантических особенностей, и его апробации на практике. Методы исследования: анализ научной и методической литературы, создание компьютерной программы на ABCPascal, контент-анализ учебных текстов с помощью компьютерных программ, использование онлайн-ресурсов для измерения параметров текстов. Результаты исследования. Проанализирована проблема оценки дидактической сложности текстов по биомеханике, которая может быть найдена как произведение их структурной и семантической сложностей. Предложен метод, заключающийся в вербальном кодировании формул и рисунков с последующим применением компьютерной программы, выявляющей научные термины и суммирующей их сложности. Произведена оценка дидактической сложности, объема и коэффициента свернутости информации у пяти текстовых фрагментов, содержащих формулы и рисунки. Выводы. Разработанный метод имеет научную новизну и практическую значимость: результаты его использования позволяют сравнить различные элементы учебного материала по дидактической сложности, что важно для создания учебников и учебно-методических пособий по биомеханике, для разработки новых тестов и оценивания ответов студентов.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):277-283
pages 277-283 views

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНЕРОВ ПО ФИТНЕСУ В ПРОЦЕССЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Парфенова А.М., Сазонова С.Л.

Аннотация

Цель исследования – обоснование необходимости формирования методической компетенции тренеров по фитнесу в процессе корпоративного обучения. Методы исследования: анализ и обобщение научно-педагогической литературы, ретроспективный анализ профессионального опыта авторов в качестве специалистов сферы спорта и физической культуры. Результаты исследования и выводы. На основе анализа документов, регламентирующих деятельность организаций, предоставляющих фитнес-услуги населению, выявлены трудовые действия тренеров по фитнесу в части методической деятельности. Предложен примерный перечень программ дополнительного профессионального образования в системе корпоративного образования, направленных на формирование и развитие методической компетенции. Определены критерии и индикаторы сформированности методической компетенции в результате обучения.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):284-291
pages 284-291 views

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Сазонов И.Ю., Тарасевич И.В.

Аннотация

Цель исследования – изучение влияния аксиологического подхода на развитие профессиональной направленности студентов физкультурно-спортивного профиля, a также определение практических средств и методов, способствующих развитию профессиональных ценностей у студентов. Методы и организация исследования. Использованы методы анализа и обобщения научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статистики. Разработанный курс был апробирован в образовательном процессе Екатеринбургского института физической культуры (филиал УралГУФК) в рамках дисциплины «Избранный вид спорта с основами тренировочной деятельности». Результаты исследования и выводы. Анкетирование, проведенное после исследования, выявило положительные изменения в ценностных ориентациях студентов, что говорит об эффективности образовательного процесса в формировании готовности к профессиональной деятельности и личностному росту.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):292-299
pages 292-299 views

Общая психология, психология личности, история психологии

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ

Савельева О.В., Суркова Д.Р., Бережник Ю.Ю.

Аннотация

Цель исследования – проанализировать влияние психологических и физиологических подходов, средств и методов в систему интегральной подготовки спортсменов. Внимание ученых сосредоточено на процессах когнитивной оценки спортсменов, управлении эмоциями и стратегиями преодоления стресса (копинг-стратегиями), используемыми спортсменами. Актуальность темы подчеркивает необходимость интеграции психологического и физиологического подходов в тренировку спортсменов с целью оптимизации результатов в соревновательной среде. Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования, опрос (анкетирование), анализ литературных данных, методики Дж. Тейлора «Измерение уровня тревоги», адаптирована В. Г. Норикадзе; Т. Холмс и Р. Райх «Стрессоустойчивость и стрессовая адаптация»; симптоматическая анкета А. Волкова, Н. Водопьянова «Самочувствие в экстремальных ситуациях». Результаты исследования. При оценке и коррекции психических расстройств были выделены основные факторы, а также рассмотрены преобладающие источники стресса, показаны способы измерения стрессоустойчивости у спортсменов. Авторы указали, что результаты показателей нельзя рассматривать как манометрические, так как у разных людей разные физиологические системы могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию. Выводы. Интеграция психологического и физиологического подходов в тренировке спортсменов оптимизирует результат. Использование широкого спектра психологических инструментов и методик, адаптированных к индивидуальным особенностям личности и психосоматической природе каждого спортсмена, напрямую влияет на развитие его личностных качеств, необходимых для преодоления тревоги и стресса в спортивных соревнованиях.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):300-306
pages 300-306 views

Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

НАВЫК МЕДИАЦИИ КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ СРЕДИ SOFT SKILLS ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Яковлев Д.Ф., Николаева А.А.

Аннотация

В статье рассмотрены гендерные конфликты в образовательных учреждениях, а также медиация как эффективный метод решения подобного рода разногласий. Цель исследования – обоснование необходимости интеграции технологий медиации в образовательный процесс. Методы и организация исследования: теоретический анализ научной литературы, социологический опрос старшеклассников. В исследовании приняли участие 58 учащихся старшей школы в возрасте от 16 до 19 лет; половой состав выборки: 41% — респонденты мужского пола, 59% — женского. Результаты исследования. В ходе исследования потенциала медиации для разрешения гендерных конфликтов в образовательной среде было выявлено, что данный метод разрешения споров является наиболее эффективным для старшеклассников, а также помогает формировать в них полезные для взрослой жизни качества. Выводы. Дальнейшее исследование данной темы должно опираться на анализ конкретных кейсов в рамках работы с гендерными конфликтами в образовательной среде посредством медиации.
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2025;(1):307-312
pages 307-312 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».