ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ
- Авторы: Савельева О.В.1, Суркова Д.Р.2, Бережник Ю.Ю.3
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Самарский Государственный Медицинский Университет
- Приволжский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 300-306
- Раздел: Общая психология, психология личности, история психологии
- URL: https://bakhtiniada.ru/1994-4683/article/view/305033
- DOI: https://doi.org/10.5930/1994-4683-2025-300-306
- ID: 305033
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Методы исследования. В работе использовались методы теоретического исследования, опрос (анкетирование), анализ литературных данных, методики Дж. Тейлора «Измерение уровня тревоги», адаптирована В. Г. Норикадзе; Т. Холмс и Р. Райх «Стрессоустойчивость и стрессовая адаптация»; симптоматическая анкета А. Волкова, Н. Водопьянова «Самочувствие в экстремальных ситуациях».
Результаты исследования. При оценке и коррекции психических расстройств были выделены основные факторы, а также рассмотрены преобладающие источники стресса, показаны способы измерения стрессоустойчивости у спортсменов. Авторы указали, что результаты показателей нельзя рассматривать как манометрические, так как у разных людей разные физиологические системы могут по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию.
Выводы. Интеграция психологического и физиологического подходов в тренировке спортсменов оптимизирует результат. Использование широкого спектра психологических инструментов и методик, адаптированных к индивидуальным особенностям личности и психосоматической природе каждого спортсмена, напрямую влияет на развитие его личностных качеств, необходимых для преодоления тревоги и стресса в спортивных соревнованиях.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Викторовна Савельева
Самарский государственный экономический университет
Дина Расимовна Суркова
Самарский Государственный Медицинский Университет
Юлия Юрьевна Бережник
Приволжский государственный университет путей сообщения
Список литературы
- Горин К. Ю. Психологические особенности личности как один из важнейших факторов при организации занятий по физической подготовке. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p566-568 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 1 (215). С. 566–568. EDN: QAKZPP.
- Применение средств физической культуры для профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вуза / Илькевич Т. Г., Илькевич К. Б., Болдов А. С., Климова Л. Ю. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 6 (232). С. 306–310. EDN: ISZCDL.
- Формирование эмоциональной устойчивости у студентов технических вузов / Николаева И. В., Васельцова И. А., Агеев С. Л., Гордеев А. А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 8 (234). С. 293–297. EDN: ZQRTBF.
- Савельева О. В., Данилова А.М., Воронин А.Д. Проблема гармонизации физического и психического здоровья человека. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p555-559 // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 555–559. EDN: LVKXKF.
- Алексина А. О., Плиев Д. А. Положительное влияние спорта на психологическое здоровье человека. doi: 10.46554/OlymPlus.2022.2(15).pp.26 // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2022. № 2 (15). С. 26–29. EDN: PJZPMC.
- Балькова Д. В., Савельева О. В. Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 4 (44). С. 58–62. EDN: YHULVA.
- Иванова Л. А., Казакова О. А., Селезнев А. А. Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов (на примере женских спортивных команд по футболу в вузах) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 271–277. EDN: YJCOKZ.
- Николаева И. В., Челюканова А. И. Занятия физическими упражнениями как важный фактор психологического здоровья. doi: 10.18411/trnio-02-2023-82 // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-2. С. 91–93. EDN: IIYJKR.
- Колмыкова А. А., Савельева О. В. Влияние физической культуры на психологическое благополучие и качество жизни. doi: 10.18411/trnio-05-2024-597 // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 109-12. С. 14–17. EDN: OVCNPD.
- Ященко Е. Ф., Слотина Т. В., Кедич С. И. Эмоциональная устойчивость и ее ресурсы у работающей молодежи. doi: 10.24158/spp.2023.11.10// Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 11 (115). С. 84–89. EDN: UFAWTQ.
Дополнительные файлы
