Том 23, № 172 (2018)

Обложка

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Интеллектуальная культура студентов: диагностика уровня развития

Митрофанов Д.В.

Аннотация

Представлены результаты диагностического этапа исследования сформированности интеллектуальной культуры студентов вуза. Исследование, в котором приняли участие 126 респондентов, проводилось на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Анализ сформированности интеллектуальной культуры студентов проводился на основе выделенных критериев и соответствующих им показателей: критерий мотивации к интеллектуальному развитию и самореализации (показатели: ориентация на интеллектуальное развитие и саморазвитие, открытость новым знаниям и опыту, восприимчивость к побудительным воздействиям в направлении интеллектуального развития); критерий содержательно-деятельностной способности к решению интеллектуальных задач (показатели: наличие знаний и опыта решения интеллектуальных задач, сформированность логического мышления, интеллектуальная саморегуляция студентов); критерий реализации творческих способностей в интеллектуальном развитии (показатели: творческая активность в интеллектуальной деятельности, самостоятельная творческая позиция, творческое самосовершенствование). Дан подробный количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, выявлены проблемные зоны развития исследуемого вида культуры. Представлена критериальная характеристика адаптивного, репродуктивного и креативного уровней сформированности исследовательской культуры студентов вуза.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):7-14
pages 7-14 views

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения

Дружинина А.А.

Аннотация

Рассмотрено межведомственное взаимодействие как основа реализации социальной политики, приоритетная технология социальной работы с населением. Отмечено, что межведомственность, являясь важным принципом при разработке государственных программ и создании информационных систем и документов, обслуживающих социальную сферу, также является ресурсом развития организаций социальной сферы. Установлено, что деятельность специалистов социальной сферы основана на межведомственном принципе. Межведомственное взаимодействие требует особых компетенций: понимание междисциплинарности, знание границ своей профессиональной компетенции, способность реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия и координации деятельности специалистов. Определены базовые категории исследования: понятия «межведомственное взаимодействие», «система межведомственного взаимодействия», этапы организации межведомственного взаимодействия, барьеры, затрудняющие процессы межведомственного взаимодействия. Представлены результаты анкетирования студентов, направленного на изучение процесса подготовки будущих специалистов социальной сферы к организации межведомственного взаимодействия как важного направления решения проблем населения. Результаты анкетирования подчеркивают важность этого процесса. Установлено, что взаимодействие в междисциплинарной команде требует наличия ключевой - руководящей фигуры, которая должна помочь организовать взаимодействие. Специалист по социальной работе с учетом специфики своего образования и полученных компетенций может стать такой фигурой. Представлены элементы практических занятий, направленных на подготовку будущих специалистов социальной сферы к межведомственному взаимодействию как важному направлению работы с населением. Проведенное исследование показывает необходимость усиления содержательной компоненты образовательной программы для специалистов социальной сферы с учетом работы в мультидисциплинарной команде.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):15-22
pages 15-22 views

Выстраивание жизненной перспективы как альтернатива состоянию безнадежности

Уваров Е.А.

Аннотация

Исследовано жизненное пространство современного человека, для которого в условиях социальной неустойчивости характерны состояние безнадежности и многочисленные деструктивные проявления. Безнадежность рассматривается как один из ведущих предикторов, определяющих появление девиаций как у отдельно взятого индивида, так и общества в целом. Результаты приведенного эмпирического исследования подтверждают, что безнадежность размывает «энергетический центр» личности, ее смысловую оболочку, девальвирует способность человека к выстраиванию позитивного жизненного пространства. Обосновано, что альтернативой состоянию безнадежности выступает целенаправленное формирование жизненной перспективы, то есть ориентация на позитивное будущее. Будущее является тем психологическим пространством, где жизненные потребности человека трансформируются в отдаленные цели и поведенческие проекты, придавая жизни логичность, осмысленность и несомненную значимость. Отправным моментом в профилактике состояния безнадежности выступает ориентация на авторство личности в строительстве собственного жизненного пути.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):23-34
pages 23-34 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых умений на базе мобильных технологий студентов неязыкового вуза

Титова С.В., Данилина Е.К.

Аннотация

Изучены вопросы организации контроля и оценивания на базе мобильных приложений. Анализ научной литературы и нормативных документов указывает на актуальность данного вопроса для российского образования. Рассмотрены цели и задачи современного подхода к контролю учебной деятельности студентов при обучении иностранному языку. Целью исследования стало обоснование эффективности модели применения мобильных технологий для оптимизации формирующего и текущего контроля в ходе формирования иноязычных письменно-речевых умений студентов неязыкового вуза. В качестве задач было решено рассмотреть структурные компоненты предлагаемой экспериментальной модели, описать ход опытно-экспериментального внедрения модели. Описаны составляющие методической модели (целевой, содержательный, деятельностный, результативный блоки). Показано, что реализация опытно-экспериментального обучения проходила в три этапа в течение одного учебного года (2016/2017). Указаны способы интеграции предлагаемой модели в учебный процесс. В процессе совершенствования письменно-речевых умений (письмо прагматического характера) на базе мобильных приложений применялись такие виды формирующего оценивания, как само-, взаимо- и групповое оценивание. Результаты пилотирования предлагаемой модели указывают на наличие статистически значимых различий в уровнях владения иностранным языком контрольной и экспериментальной групп. Сделан вывод о возможной оптимизации системы контроля на базе мобильных технологий и, следовательно, об эффективности разработанной модели. В качестве перспектив дальнейших исследований видится детализация письменно-речевых навыков и умений и спецификация способов формирующего оценивания на базе мобильных технологий.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):35-42
pages 35-42 views

Формирование коммуникативной компетентности студентов в рамках курса «Деловой английский»

Бортникова Т.Г.

Аннотация

Проанализирована проблема формирования коммуникативной компетентности студентов-магистрантов направления «Экономика» в курсе изучения делового английского языка. Подчеркнуто, что развитие коммуникативной компетентности студентов направления «Экономика» может быть оптимизировано в курсе «Деловой английский» благодаря принципу дискуссионного решения проблемных бизнес-ситуаций и обсуждения стратегий сотрудничества с учетом межкультурных различий участников полилога. Степень успешности самого бизнеса во многом зависит от грамотно построенной деловой коммуникации, а также от умения начать диалог и спроектировать варианты его направлений. Изложена суть данного подхода. Уделено внимание определению факторов формирования компетентной, профессионально-динамичной личности; способам обогащения фоновых знаний о различных культурах для международного сотрудничества, формированию готовности к сотрудничеству, путям преодоления нестандартных профессиональных и жизненных ситуаций. Приведены примеры конкретных заданий, способствующих отработке навыков делового общения путем создания учебной дистанционной среды с определенным проблемным направлением. Сделан вывод, что обращение к учебной деятельности, базирующейся на принципе дискуссионного решения проблемных бизнес-ситуаций, значительно повысило как языковой и коммуникативный, так и профессиональный уровни студентов.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):43-48
pages 43-48 views

Цели, структура и содержание методического проектирования

Беляев А.А.

Аннотация

Посвящено комплексному изучению понятия «методическое проектирование». Актуальность исследования данного понятия объясняется тем, что, несмотря на широкое использование методического проектирования в современных учебных заведениях, оно остается малоизученным с теоретической точки зрения. Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравнительного анализа. Изучены различные позиции и суждения отечественных и зарубежных ученых, которые занимаются исследованиями проектирования как общего понятия, так и педагогического и методического проектирования. Установлено, что методическое проектирование является одной из составных частей более широкого понятия - педагогического проектирования. Помимо этого, методическое проектирование является одним из основополагающих этапов педагогического процесса, который входит в состав педагогической системы. На основании сравнительного анализа определений сформулировано собственное определение понятия «методическое проектирование». На примере последовательного алгоритма были рассмотрены этапы методического проектирования, а также возможные пути его реализации. Доказано, что использование методического проектирования в педагогике необходимо для реализации главной цели педагогического процесса - успешного усвоения знаний учениками.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):49-59
pages 49-59 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Социализация детей с ограниченными возможностями различных нозологических групп средствами физической культуры и спорта

Савиных Л.Е.

Аннотация

В практике работы Муниципального автономного учреждения дополнительного образования г. Нижневартовск «Детско-юношеская спортивная школа» разработана и внедрена программа социализации детей с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта. Целью исследования является изучение аспектов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп средствами физической культуры и спорта. Организация содержательного досуга и создание условий для социализации детей в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы создает предпосылки по расширению у детей с ограниченными возможностями основ знаний сферы физической культуры и спорта, позволяет включать детей в активную двигательную деятельность.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):60-64
pages 60-64 views

Возможности использования методов математической статистики в разработке технологий отбора перспективных волейболисток

Ташакова М.Х., Османов Э.М.

Аннотация

В профессиональном спорте большой интерес представляют методы прогнозирования и отбора как результатов спортивных соревнований, так и перспективности отдельных спортсменов для достижения ими более высоких спортивных результатов. В рамках исследования проведен однофакторный статистический анализ взаимосвязи скорости достижения спортивного результата с переменными, которые характеризуют индивидуальные характеристики волейболисток. Исходной информацией стали психологические, физические, тактико-технические, физиологические, функциональные характеристики спортсменок, а также данные анкетирования и динамика показателей скорости достижения спортивного результата. Выявлено, что статистически значимую связь со скоростью движения среди волейболисток имеют шесть переменных: максимальная анаэробная мощность, рост, выносливость, скорость двигательной реакции, взрывная сила, внимание. Математическая модель прогноза скорости достижения спортивного результата включает четыре переменных, коэффициенты которых использованы для построения уравнения регрессии. При помощи бинарного логистического регрессионного анализа разработана методика прогноза, позволяющая с точностью 69,7 % отобрать среди молодых волейболисток лиц с разной скоростью достижения спортивного результата, что позволит при дифференцированном подходе тренерско-преподавательского состава добиться более высоких спортивных результатов и усовершенствовать сам процесс тренировки.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):65-71
pages 65-71 views

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обоснование педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников

Миленко Е.А.

Аннотация

Проанализированы педагогические возможности учебного сотрудничества, способствующие формированию универсальных учебных действий младших школьников. Рассмотрено понятие учебного сотрудничества, его формы и виды, выявлены достоинства совместной деятельности в контексте познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся младшего школьного возраста. Обосновано изменение роли учителя при реализации учебного сотрудничества на уроке. Подробно раскрыто влияние совместной деятельности на эффективность формирования следующих видов универсальных учебных действий младших школьников: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Эффективность формирования универсальных учебных действий в процессе учебного сотрудничества напрямую зависит от созданных для этого педагогических условий. В качестве условий обоснованы следующие: психолого-педагогическое сопровождение организации учебного сотрудничества, вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества, поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя. Каждое педагогическое условие организации учебного сотрудничества подробно рассмотрено в контексте его влияния на эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):72-80
pages 72-80 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О проекте преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры

Бакланова Т.И., Киселева О.И., Медведь Э.И.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена современными задачами государственной образовательной и культурной политики, направленными на повышение роли образовательных организаций в приобщении обучающихся к этнокультурному наследию народов России. Целью исследования стали разработка и научное обоснование интегрированной системы учебно-методического обеспечения подготовки, повышения квалификации и переподготовки в Московском городском педагогическом университете кадров к этнокультурной деятельности в организациях общего и дополнительного образования детей и учреждениях культуры г. Москва. Исследование проводилось с использованием следующих методов: анализ научных источников, нормативно-правовых документов и педагогической практики, теоретическое моделирование. Выявлено противоречие между актуальными государственными задачами развития этнокультурного образования детей и отсутствием профильной подготовки педагогических кадров к этнокультурной образовательной деятельности, обоснована потребность педагогической теории и практики в разработке, научно-методическом обеспечении и внедрении преемственной системы подготовки кадров к этнокультурной деятельности в условиях высшего и дополнительного профессионального образования, раскрыты научные предпосылки педагогического проектирования этнокультурной образовательной системы, созданные в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», основателем которой признана профессор Т.И. Бакланова. Внедрение разрабатываемой образовательной системы является важным педагогическим условием развития этнокультурной деятельности образовательных организаций и учреждений культуры, при внедрении данной системы ее содержание необходимо дополнять региональными этнокультурными компонентами.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):81-86
pages 81-86 views

Проблемы формирования учебного материала и форм его трансляции в учебниках, учебных пособиях в области изобразительного искусства

Ловцова И.В.

Аннотация

Рассмотрены проблемы учебно-методического обеспечения образовательного процесса в детских школах искусств и детских художественных школах, реализующих дополнительные образовательные программы в области изобразительного искусства. Доказана необходимость теоретического обоснования и проектирования направлений развития системы формирования учебно-методических комплексов учебных предметов дополнительных образовательных программ. Проанализированы современные условия учебно-методического обеспечения образовательной системы детских школ искусств и роль совершенствования опыта учебных заведений (художественных лицеев, детских художественных школ и детских школ искусств) при создании учебников, учебных пособий и других компонентов учебно-методических комплексов учебных предметов. Поднят вопрос о компетенциях преподавателей, которые могут быть реализованы при создании учебников и учебных пособий. Сделан вывод о том, что содержание учебного материала и формы его трансляции должны быть выстроены на позициях соответствия современности, систематичности, основываться как на принципах сохранения академических традиций, так и на праве уважения к профессионализму и возможности самореализации самого педагога. Проанализированы вопросы актуальности и необходимости создания учебников и учебных пособий. Изучены подходы к формированию и особенности учебных пособий (учебные предметы «Рисунок», «Живопись»), созданных для обеспечения реализации предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн», «Архитектура».
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):87-93
pages 87-93 views

Традиции восточной культуры в развитии технологий экспериментальной режиссуры русского театра

Белякова Н.В., Чеботарев С.А.

Аннотация

Рассмотрено влияние традиционной восточной культуры на эволюцию театральной режиссуры в России в первые десятилетия XX века. Опыт театральных постановок и создание новой методологии (системы) профессиональной подготовки актера в деятельности К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова представляют значительный интерес для изучения взаимопроникновения европейской эстетики сценического искусства, в данном случае русского психологического театра, и древней культуры стран Китая, Японии, Индии. Выявлены различные пути, эксперименты и поиски выдающимися режиссерами К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, А.Я. Таировым новых театральных форм, совершенствования актерской технологии, способствующие созданию на русской сцене в эпоху социальных катаклизмов театра будущего. Применение актерских техник и актерских приемов восточных искусств, использование новых выразительных средств определили создание особенного сценического языка и обогатили постановочную культуру спектаклей. Детальный анализ экспериментальной и художественно-постановочной деятельности русских реформаторов сцены выявил мощный творческий нрав отечественной режиссуры в стремлении к синтезу искусств и созданию театра новой эпохи.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):94-101
pages 94-101 views

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Особенности воспитания патриотизма у подростков

Васильева Ю.В.

Аннотация

Раскрыта проблематика формирования ценностей у подростков, соответствующих принципам патриотического воспитания. Проведен анализ физиологических и психологических особенностей подростков, которые должны быть учтены при выборе средств патриотического воспитания. Систематизация физиологических и психологических особенностей подростка позволила сформировать схему когнитивных особенностей подростков, которая определена в качестве основы разработки модели социального воспитания патриотических чувств. Ключевыми средствами реализации схемы, соответствующими в том числе принципам патриотического воспитания, определены средства народного творчества. Особое внимание уделено народному творчеству как источнику важной эмоциональной составляющей. Подчеркнуто, что, проявляя эмоциональные чувства к результатам народного творчества как блага, созданного в своей стране, подросток может испытывать чувство принадлежности к определенной государственно-национальной общности. Результирующим итогом исследования является обоснование выбора проектного метода в качестве наиболее эффективного метода использования средств народного творчества в патриотическом воспитании подростков. Представленная систематизация типов проектов позволяет использовать предлагаемый метод для всего разнообразия решаемых задач. Результатом использования проектного метода, основанного на средствах народного творчества, станут осознание подростком высших ценностей, формирование способности использования их в качестве жизненных ориентиров, а также принятие в качестве ключевых принципов в практической деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):102-110
pages 102-110 views

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Представители общественной мысли о монархической власти в XVIII веке: С.Н. Глинка о Петре Великом

Джаббаров Р.Р.

Аннотация

Воззрения российских консерваторов первой четверти XIX века на жизнь и реформы Петра I не являются до конца изученными. Затронуты взгляды публициста С.Н. Глинки на Петра Великого, по-новому раскрывающие проблему монархической власти. Подробно рассмотрена биография С.Н. Глинки в контексте формирования его консервативных взглядов. Доказано, что образ Петра I появляется в работах С.Н. Глинки уже с 1794 г. На основе подробного анализа источников и историографии обосновано, что С.Н. Глинка считал Петра I консерватором, защищавшим старинные нравы, обычаи и религию. Выяснено, что публицист хвалил Петра I под влиянием идей просвещенного абсолютизма и «петровской легенды» второй половины XVIII века. Доказана идея о том, что Екатерина II у С.Н. Глинки предстает преемницей Петра I в деле реформирования России. Сделан вывод, что Петр I С.Н. Глинки не чурался обычных крестьян. Установлено, что публицист пытался показать Петра I не учеником, а учителем европейских народов. Показано, что уже в первом номере «Русского вестника» значительное внимание было уделено Петру I. Проанализировано умалчивание публицистом неприглядных капризов Петра I. Указано, что С.Н. Глинка намекал на вред иностранных воспитателей, появившихся при Петре I. Реформатор представлялся ему традиционалистом, стремящимся закрепить и распространить старомосковские обычаи. Доказано, что это полностью соответствовало государственно-патриотической пропаганде «Русского вестника».
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):111-118
pages 111-118 views

Структура и типология провинциальной городской семьи в конце XVIII - первой половине XIX века (на материалах Тамбова)

Стрекалов Д.В., Стрекалова Н.В.

Аннотация

Исследованы проблемы структуры и типологии семей жителей Тамбова в конце XVIII - первой половине XIX века. Проанализированы типы семейной организации жителей губернского центра (за основу взята общепринятая в современных историко-демографических исследованиях классификация), число поколений в семье, родственные связи, степень разветвленности семейной структуры (наличие боковых линий родства), семейное положение и возрастной состав членов семей жителей Тамбова. Для изучения семей обывателей провинциального губернского центра были использованы массовые персонифицированные источники, информация которых была внесена в электронные источнико-ориентированные базы данных. Наряду с общим анализом городской семьи были изучены семьи горожан применительно к конкретным сословно-социальным группам, что отвечает подходам микроисторических исследований. Были выявлены заметные отличия в степени модернизации семейной структуры и брачно-семейных отношениях разных сословных групп, которые были обусловлены экономическими, социально-профессиональными и мировоззренческими особенностями их представителей. К середине XIX века преобладающей формой семейной организации населения губернского города становится малая семья. Однако процесс перехода был сложным. По-прежнему сохранялась значительная доля расширенных и больших составных семей, в которых к середине XIX века проживало более 40 % населения Тамбова.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):119-130
pages 119-130 views

Деятельность земств в отношении неземледельческих промыслов крестьян Тамбовской губернии во второй половине XIX - начале XX века

Махрачев Г.С.

Аннотация

Рассмотрена деятельность Тамбовского земства как продолжение государственной политики по развитию крестьянских неземледельческих промыслов. Сделан вывод о положительном влиянии собранных земскими статистами сведений о состоянии неземледельческих промыслов на дальнейшую деятельность земств. Представлены отзывы экспертов из других губерний о качестве тамбовской кустарной продукции. Среди основных направлений деятельности земств была выделена экономическая помощь кустарям. Она заключалась в организации кустарных выставок, отправке кустарной продукции на выставки, проводившиеся в других губерниях, учреждении кустарного склада, посредничестве в принятии госзаказов. Сближение кустарей и покупателей, продажа со склада сырья и скупка кустарной продукции, значительные государственные заказы способствовали решению проблем сбыта и сырья в кустарном производстве. Была определена роль земств, заключавшаяся в организации мастер-классов и направленная на повышение технической грамотности кустарей. В качестве последнего вида деятельности земств была обозначена работа по регулированию налоговой и правовой активности промысловиков. Однако анализ журналов очередных и внеочередных земских собраний позволил сделать вывод о слабых изменениях в экономическом укладе крестьян, занятых неземледельческими промыслами.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):131-139
pages 131-139 views

Демографический состав Тамбовских монастырей во второй половине XIX - начале XX века

Игумен Пимен (Игорь Александрович Семилетов) .

Аннотация

На основе комплексного исследования опубликованных и архивных источников рассмотрен демографический состав Тамбовских монастырей в пореформенный период. Выявлены характеристики происходивших демографических изменений. Подробно исследована демографическая структура монашеского социума. Основное внимание сосредоточено на анализе «Ведомостей о монашествующих», в которых собраны краткие биографические сведения о насельниках и насельницах Тамбовских монастырей. Всего было изучено 12 описей с хронологическим охватом с 1850 по 1910 г. Выявлено, что женские монастыри, как городские, так и сельские, по своему социальному составу крестьянские. Хотя процент представителей других сословий в городских монастырях все же несколько выше. Тенденция изменения социального состава мужских монастырей также ведет к увеличению количества крестьян в них в пореформенное время, в особенности на рубеже веков. Проанализирован состав монастырей по другим показателям: образование, возраст, географическое происхождение обитателей монастырей. Сделан вывод о том, что в изучаемый период женские монастыри помимо основных своих функций выполняли роль социального клапана, давая приют тем девушкам, которые в условиях перенаселения деревни находили свое место в православном монастыре.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):140-150
pages 140-150 views

Консервативное православное духовенство как общественно-политическая сила в начале XX века (по материалам Тамбовской епархии)

Лисюнин В.

Аннотация

Рассмотрена общественно-политическая деятельность православного духовенства Тамбовской епархии периода деятельности Государственной думы I-IV созывов (1907-1917 гг.). Основываясь на архивных документах Тамбовской духовной консистории и публикациях в епархиальной и губернской прессе, показаны последствия политики «православного консерватизма», которые выразились в изменении взглядов тамбовского духовенства в трех направлениях политического спектра: крайне правого фланга, либерального центра, а также левого фланга. Анализ епархиальной печати 1905-1917 гг. позволил выявить наиболее актуальные темы, отражающие мировоззрение и интересы тамбовского духовенства: изменение отношений Церкви и государства, содержание программ политических партий и их обсуждение, участие представителей тамбовского духовенства в работе Государственной думы, участие Церкви в организации системы духовного и светского образования и других социальных институтов, деятельность церковных обществ и братств, миссионерскую и противосектантскую деятельность и др. Обоснованно доказано, что наиболее ярко социально-политическая активность духовенства в рассматриваемый период выразилась в организации епархиальных съездов, а также национально-патриотических движений (Тамбовский союз русских людей). Легализация подобных патриотических организаций привела к строгому контролю со стороны правительственных учреждений и жесткому ограничению участия Церкви в политической жизни общества.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):151-160
pages 151-160 views

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Создание индийского центра партии «Гадар» (1923-1928 гг.)

Жирова Н.С.

Аннотация

Рассмотрена малоизученная страница истории индийской партии «Гадар», а именно процесс создания и оформления ее центра в Индии. Отмечены трудности, вставшие перед членами партии на пути решения данной задачи: необходимость создания националистами прокоммунистической организации и фактическое отсутствие кадров для этого дела. Рассмотрены основные особенности первой попытки организации штаба в Индии («Сандживал Дал»): структура партии, ее цели, представления о будущем страны, направления деятельности. Охарактеризованы сложные отношения сикхов с Коминтерном в 1923-1925 гг., которые страдали из-за нежелания националистов отказаться от старых, в прошлом потерпевших неудачу, методов борьбы, главным из которых являлась попытка организации восстания в англо-индийской армии. Показан постепенный переход гадаровцев на новую идеологическую базу, начало их агитационной деятельности среди крестьян, рабочих и студенчества, а также отмечена роль генерального секретаря «Гадар» Сантока Сингха Дардео в этом процессе. Этот переход привел к реорганизации «Сандживал Дал» и созданию рабоче-крестьянской партии «Кирти кисан сабха». Проанализированы основные черты новой партии, ее отличия от своей предшественницы, а также ее положение относительно центральной организации - партии «Гадар».
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):161-166
pages 161-166 views

Некоторые аспекты британского вмешательства в политику африканских стран к югу от Сахары в 1960-1980-е гг. в современной зарубежной историографии

Кулькова О.С.

Аннотация

Исследована проблема внешнего вмешательства западных держав в дела стран третьего мира в целом и африканских стран в частности, которая имеет давние исторические корни и сохраняет свою актуальность в настоящее время. Изучена проблематика внешнего вмешательства Великобритании в дела африканских стран на протяжении 1960-1980-х гг. и отражения этих событий в зеркале современной зарубежной историографии. Проанализированы современные исторические исследования (книги и статьи) зарубежных ученых (не только британских, но и американских, африканских и др.), посвященные общим и частным вопросам таких вмешательств. Проанализированы попытки западных и незападных авторов если не классифицировать, то хотя бы систематизировать информацию о всех случаях такого британского вмешательства. Также представлен анализ британского вмешательства в частных и конкретных случаях (кейсах), рассмотрены прямое военное участие Великобритании в подавлении вооруженных мятежей 1964 г. в вооруженных силах трех на тот момент недавно обретших независимость африканских странах - Кении, Уганде и Танганьике, поддержка лейбористским правительством Г. Вильсона (1964-1970 гг.) центрального правительства Нигерии в ходе гражданской войны 1967-1970 гг. в этой стране, а также менее значимое вмешательство Великобритании в события, связанные с борьбой Португалии против национально-освободительного движения в ее африканских колониях, в частности, Анголе. Показано, что логика британского вмешательства в дела африканских стран во многом определялась не только перипетиями истории «холодной войны», но и собственно британской внутриполитической динамикой, стремлением сохранить свое влияние в бывших колониях после деколонизации, повлиять на политику других колониальных держав на континенте, а также интересами британской экономики и британского бизнеса.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018;23(172):167-184
pages 167-184 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».