Особенности воспитания патриотизма у подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыта проблематика формирования ценностей у подростков, соответствующих принципам патриотического воспитания. Проведен анализ физиологических и психологических особенностей подростков, которые должны быть учтены при выборе средств патриотического воспитания. Систематизация физиологических и психологических особенностей подростка позволила сформировать схему когнитивных особенностей подростков, которая определена в качестве основы разработки модели социального воспитания патриотических чувств. Ключевыми средствами реализации схемы, соответствующими в том числе принципам патриотического воспитания, определены средства народного творчества. Особое внимание уделено народному творчеству как источнику важной эмоциональной составляющей. Подчеркнуто, что, проявляя эмоциональные чувства к результатам народного творчества как блага, созданного в своей стране, подросток может испытывать чувство принадлежности к определенной государственно-национальной общности. Результирующим итогом исследования является обоснование выбора проектного метода в качестве наиболее эффективного метода использования средств народного творчества в патриотическом воспитании подростков. Представленная систематизация типов проектов позволяет использовать предлагаемый метод для всего разнообразия решаемых задач. Результатом использования проектного метода, основанного на средствах народного творчества, станут осознание подростком высших ценностей, формирование способности использования их в качестве жизненных ориентиров, а также принятие в качестве ключевых принципов в практической деятельности.

Об авторах

Ю. В. Васильева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: juliavav@rambler.ru

Список литературы

  1. Багрецов Д.Н., Ширшов В.Д. Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 63-70.
  2. Андрущакевич А.А., Булгакова О.С. О ценностном подходе к сознанию // Вестник психофизиологии. 2016. № 4. С. 9-14.
  3. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 3-16.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
  5. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / под общ. ред. С.В. Дармодехина, А.К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
  6. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 182 с.
  7. Еревцева Е.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: дис.. д-ра пед. наук. Челябинск: ЧПУ, 2006. 384 с.
  8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
  9. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. № 6. С. 116-118.
  10. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: дис.. д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 471 с.
  11. Крайг Г., Бокум Д.П. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
  12. Российская семья - основа развития духовности и патриотизма: сб. науч. ст., концептуально-программных и метод. материалов / под. общ. ред. В.И. Лутовинова. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. 360 с.
  13. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.
  14. Веселова Т.К., Соломыкина Н.Я., Киселева М.В., Биткова Е.С. Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству как часть патриотического воспитания // Обучение и воспитание. Методики и практика. 2015. № 23. С. 7-11.
  15. Богатырева С.Н. Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идее объединения российского народа // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 213-218.
  16. Корюкин В.И. Приоритет творческой деятельности // Формирование творческих особенностей: сущность, условия, эффективность: сб. науч. тр. Свердловск: Свердл. инженерно-пед. ин-т, 1990. С. 4-8.
  17. Максяшин А.С. Народное художественное творчество и его особенности // Альманах современной науки и образования. 2012. № 11 (66). C. 139-141.
  18. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев: Радянска школа, 1980. Т. 5. Статьи.
  19. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  20. Гершунский Б.С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск: ЧГПИ, 1988. С. 13-29.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
  22. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976. 366 с.
  23. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. С. 35-43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».