Том 5, № 17 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Общая теория и история права и государства

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА

Илюхина В.А.

Аннотация

Исходя из понимания доктринальных принципов права как социально значимых идей, сформулированных учеными, практиками, политиками в научных работах и иных текстах, а также в публичных выступлениях и не нашедшие нормативного закрепления, выделяются особенности доктринальных принципов права. Предложено отграничивать доктринальные принципы права от правовых аксиом и нормативно закрепленных принципов права (принципов позитивного права). Сходство доктринальных принципов права и правовых аксиом заключается в том, что они представляют собой идеи. Обосновано, что их отличия состоят в том, что правовые аксиомы – это всегда идеи социально важные и апробированные историческим опытом, а доктринальные принципы могут быть абсолютно любыми, в том числе новыми, совпадающими или не совпадающими с потребностями общества; доктринальные принципы всегда нормативно не закреплены (это их главная специфическая черта), а правовые аксиомы могут иметь или не иметь нормативного закрепления. Выделены основные отличия доктринальных и нормативно закрепленных принципов права. Установлены три пути реализация доктринальных идей до уровня отраслевых, межотраслевых или общеправовых принципов. Обоснована позиция, что доктринальные принципы обладают огромной социальной значимостью и играют важную роль в правовой системе России, так как являются основой инновационных изменений в праве, представляют собой движущую силу развития законодательства исходя из уровня развития научного знания и потребностей общества в конкретно-исторический период.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):9-21
pages 9-21 views

ФЕНОМЕН «ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ»: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Ларина Е.А.

Аннотация

В исследовании раскрываются некоторые особенности феномена юридической силы, являющегося неотъемлемым элементом нормативных правовых актов, а также договоров, электронных документов, выступающих регуляторами общественных отношений. Поставлена цель – определение методологических подходов, при помощи которых возможно изучить данный феномен более полно, а также выявить недостатки существующих подходов. В качестве методов были использованы диалектико-материалистический метод, общенаучные методы, специально-юридические методы. В ходе исследования автор обратился к таким методологическим подходам, как исторический, логический, герменевтический, сравнительный, системный, синергетический, гуманистический, кибернетический, структурный, функциональный. Дана их краткая характеристика (определены особенности, отражены взгляды ученых-правоведов на данные методологические подходы и применимость таких подходов по отношению к исследованию феномена юридической силы). Сделан вывод о недостаточности существующих в настоящее время исследований методологических подходов по отношению к категории «юридическая сила» и определены некоторые перспективы развития данной тематики. Доказано, что методологические подходы позволяют исследовать не только особенности категории «юридическая сила» (классификацию, предназначение и пр.), но и специфику актов, документов, процесса их принятия, применения.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):22-38
pages 22-38 views

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УССР В 1948–1953 ГГ.

Тишаков М.П.

Аннотация

На основе ранее малодоступных для исследования, а также найденных архивных материалов и документов отражены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в 1948–1953 гг., состояние и принимаемые организационно-правовые меры в сфере противодействия аварийности на автотранспорте на республиканском уровне на примере Украинской Советской Социалистической Республики. Акцентируется внимание на ключевых проблемах, с которыми обусловливают развитие системы обеспечения безопасности дорожного движения, предпринимаемые меры, их результативность, допущенные ошибки и достижения. С историко-правовых позиций, критического и детального анализа постановлений и распоряжений правительства, ведомственных нормативных правовых актов исследуются меры по противодействию аварийности на автотранспорте. Установлено, что наличие значительного количества управленческих решений республиканских органов власти Советской Украины, хотя и было довольно прогрессивным шагом для своего времени, но не в полной мере учитывало реальность достижения поставленных целей, местные условия и особенности. При этом функционирование складывающейся системы обеспечения безопасности дорожного движения значительно сдерживалось отсутствием единой общегосударственной политики в условиях бурного роста и развития автомобильно-дорожного комплекса страны.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):39-56
pages 39-56 views

ВРАЧЕБНО-ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОМИТЕТ В СТРУКТУРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЩЕЙ ПОЛИЦИИ В СЕРЕДИНЕ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Тумин А.Ю.

Аннотация

Изначально московская полиция создавалась как орган с широким кругом обязанностей и многочисленными полномочиями, охватывавшими практически все сферы жизнедеятельности населения. Московская полиция, в силу своего столичного статуса, являлась своеобразным полигоном, на котором опробовались различные преобразования в полицейской сфере, которые потом распространялись на другие города Российской империи. Середина XIX века стала важной вехой в развитии московской общей полиции и расширении ее компетенции. В этот период времени в ее структуре стали формироваться специализированные подразделения, направленные на решение специфических задач. Рассмотрен опыт организации, правовые и организационные основы деятельности врачебно-полицейского комитета во втором по значимости городе Российской империи Москве. Развитие московской общей дореволюционной полиции и ее отдельных подразделений в отечественной историко-правовой науке изучены недостаточно, что связано с отсутствием в открытом доступе необходимого эмпирического материала. На основе анализа впервые вводимых в научный оборот документов и статистических сведений Центрального государственного архива города Москва исследованы причины образования, структура, основные полномочия московского врачебно-полицейского комитета и результаты его деятельности. В преддверии трехсотлетия образования московской полиции изучение опыта столичной полиции способствует приращению историко-правовых знаний о деятельности дореволюционных органов правопорядка.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):57-67
pages 57-67 views

Материальное право

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г.

Ельцов В.Н., Козодаева О.Н.

Аннотация

История развития законодательства об уголовной ответственности за преступления террористического характера в России видоизменялась. Современное восприятие рассматриваемого криминального явления, как отметили авторы, сводится к идеологии насилия, мотивация и цели которой зависят от того, что лежит в ее основе, например, политика, религия, расизм и т. д. Анализ законодательных актов до Октябрьской революции 1917 г. позволил авторам в рамках исследования выделить объекты террористического воздействия (представители власти, правительство, глава государства) и способы совершения такого рода преступных посягательств (умышленный поджог, взрыв), которые на практике имели определенное уголовно-правовое значение для квалификации и назначения наказания. Акцентировано внимание на том, что лишь некоторые положения статей Русской правды, Судебников 1497 и 1550 г., Псковской и Новгородской судных грамот, Соборного Уложения 1649 г., артикула воинского 1715 г., Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержали признаки террористических действий. В ходе исследования сделан вывод, что ни один законодательный акт досоветского периода не содержал терминологической базы, определяющей преступления террористического характера как таковые. Волна террора в XIX–XX веках повлекла за собой массовую гибель людей и совершение ряда других деяний. Умышленные поджоги, взрывы вызывают устрашение и наносят значительный ущерб интересам личности, общества и государства. Исследования показали, что правовую регламентацию терроризм как самостоятельный вид преступления получил с 1992 г.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):68-74
pages 68-74 views

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Карташов И.И., Карташов И.И.

Аннотация

Человечество на протяжении тысячелетий мечтало о создании искусственного существа, способного думать и действовать «по-человечески». Эти мечты постепенно начинают обретать реальность. Тенденции развития современного общества с учетом возрастающего уровня его информатизации требуют применения новых технологий обработки информации и помощи при принятии решений. Расширение границ использования искусственного интеллекта требует не только установления этических ограничений, но и порождает необходимость оперативного разрешения правовых проблем, в том числе уголовно-правового и процессуального характера. В первую очередь это связано с появлением и распространением юридических экспертных систем, прогнозирующих решение по конкретному делу, исходя из множества параметров. На основе комплексного исследования сформулировано определение искусственного интеллекта, пригодное для использования в праве. Под искусственным интеллектом предлагаем понимать системы, способные интерпретировать полученные данные, принимать на их основе оптимальные решения при помощи самообучения (адаптации). В качестве основных направлений использования искусственного интеллекта в уголовном судопроизводстве можно выделить: поиск и обобщение судебной практик; юридическое консультирование; составление формализованных документов или статистической отчетности; прогнозирование судебных решений; предиктивную юриспруденцию. Несмотря на перспективность использования искусственного интеллекта, существует ряд проблем, связанных с низким уровнем достоверности прогнозирования редких событий, самовозбуждением системы, непрозрачностью используемых алгоритмов и архитектуры и т. д.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):75-89
pages 75-89 views

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В НОРМАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ ВЫЕЗДА ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ковалев Н.С.

Аннотация

Одним из направлений эффективного правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений является соответствие правотворческой и правореализационной деятельности требованиям фундаментальных положений уголовно-исполнительного законодательства. Объектом исследования является реализация принципа равенства осужденных перед законом посредством закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве равных прав, обязанностей и законных интересов осужденных. Предметом исследования выступают нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие институт выезда осужденных за пределы исправительного учреждения. Обозначена связь изучаемого явления с правотворческим и правореализационным аспектом уголовно-исполнительного права. Обозначены некоторые правотворческие и правореализационные уголовно-исполни-тельные проблемы, которые непосредственно связаны с закреплением и применением норм уголовно-исполнительного законодательства при предоставлении осужденным права выезда за пределы исправительной колонии для свидания с детьми. В качестве методологической основы познания были использованы: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, которые позволили исследовать аспекты уголовно-исполнительной правовой действительности, непосредственно связанной с реализацией принципов уголовно-исполнительного законодательства, сформулировать обоснованные выводы; частнонаучные методы – формально-юридический и сравнительно-правовой – позволили выявить проблемы правового регулирования, разработать предложения по изменению законодательства. В результате проведенного исследования выявлены нормы уголовно-исполнительного законодательства, противоречащие принципу равенства осужденных перед законом, предложены пути устранения выявленных противоречий.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):90-98
pages 90-98 views

ИНСТИТУТ СРОКА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ В ИХ ОПРЕДЕЛЕНИИ И ИСЧИСЛЕНИИ

Крамской В.В.

Аннотация

Рассмотрен институт срока для целей его использования в положениях государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых для закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Основной целью явилась систематизация положений законодательства о контрактной системе в части правовой регламентации установления сроков в рамках государственных (муниципальных) контрактов и постановка проблемы их непоследовательного правового регулирования, что негативным образом сказывается на процессе позитивного правоприменения. При этом исследовательский акцент сделан на выявлении различий законодательного подхода к регламентированию порядка исчисления отдельных видов сроков в рамках государственного (муниципального) контракта. В частности, проанализирована избирательность в вопросе выбора продолжительности сроков совершения юридически значимых действий в зависимости от статуса участника закупки, исследованы вопросы целесообразности использования различных единиц измерения сроков, в том числе в рамках одних и тех же подинститутов срока и др. Приведены авторские идеи по оптимизации законодательства в данном вопросе. Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, предпринят плюралистический подход к освещению затрагиваемой проблематики.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):99-116
pages 99-116 views

ФЕНОМЕН АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Хилюта В.В.

Аннотация

Рассмотрен вопрос о понимании административной преюдиции в уголовном праве. Исследованы онтологические проблемы административной преюдиции в доктрине уголовного права. Цель статьи – рациональное и критическое рассмотрение положений науки уголовного права применительно к вопросу о характеристике и правовой сущности административной преюдиции. Проанализированы аргументы «за» и «против» сохранения административной преюдиции в уголовном законе, рассмотрены сущностные характеристики данного понятия. Констатировано, что административную преюдицию сегодня рассматривают вне состава преступления, отождествляя ее со специфическим средством юридической техники, либо в рамках состава преступления, как элемент объективной стороны или субъекта преступления. Обосновано положение, что административная преюдиция – это признак специального субъекта преступления. Доказано, что при совершении повторного аналогичного правонарушения вести речь необходимо об общественной опасности субъекта, совершившего многократное повторение одного и того же проступка. В таком случае каждое последующее кратное правонарушение должно влечь наступление уголовной ответственности, потому как это правонарушение связано не с деянием, а с деятелем, совершающим противоправное деяние. Предложены меры по улучшению пропозиции административной преюдиции в уголовном законе. Методы исследования: формально-догматический, сравнительно-правовой, инструментальный анализ. Область применения: юриспруденция, правоприменительная практика, правотворчество, законотворчество.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):117-136
pages 117-136 views

Процессуальное право

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОЖДЕСТВА ИСКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ОБРАЩЕНИИ В СУД ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Гончарова А.В.

Аннотация

Работа посвящена актуальной проблеме многократного рассмотрения судами общей юрисдикции аналогичных споров вопреки принципам процессуальной экономии и правовой определенности. При написании работы использовались основные научные методы: диалектико-материалистический метод научного познания, формально-логический метод, метод анализа и синтеза. Подвергнуты научному анализу элементы иска как средства его индивидуализации. Подробно изучены взгляды ученых на предмет иска, фактические и юридическое основание иска, стороны и содержание иска как объекты индивидуализации исков при установлении их тождества. Пристальное внимание уделено применению альтернативных оснований иска в спорах, возникающих из длящихся правоотношений. Изучены способы искусственного изменения нового иска с целью преодоления законной силы судебного решения, принятого по первоначальному иску. Сформулировано предложение о временном ограничении предъявления новых исков по спорам, характеризующимся длящимися правоотношениями, а также обоснована целесообразность введения в научный оборот понятия «фактическое тождество» исков. В заключение обозначены приемы недобросовестного преодоления тождества исков, среди которых манипуляции с легитимацией сторон спора, интерпретация существовавших на момент рассмотрения первоначального иска обстоятельств дела в качестве нового основания иска, формальное изменение требований истца. 

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):137-147
pages 137-147 views

К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Назаров В.В., Золотухин А.Д.

Аннотация

Авторы, исследуя процесс доказывания в гражданском судопроизводстве, пришли к выводу о том, что суд в процессе доказывания является определяющим субъектом. Этот вывод следует из содержания правил деятельности суда по определению предмета доказывания. Определяя предмет доказывания, суд тем самым определяет и организует деятельность лиц, участвующих в деле, по доказыванию тех обстоятельств, на которые он указал в предмете доказывания, независимо от мнения лиц, участвующих в деле по поводу обстоятельств, которые они просили включить в предмет доказывания, но суд этого не сделал. Определяющая роль суда в процессе доказывания подтверждается и установленным законодателем правом применения правил допустимости доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, к исследованию в судебном заседании, а также правом предложения лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. Авторы пришли к выводу о том, что правила, применяемые судом для определения допустимости доказательств, представляют определенную совокупность. Эта совокупность включает в себя, кроме общего правила определения допустимости доказательств, правило, согласно которому допустимость доказательств устанавливается путем определения их относимости и достаточности к обстоятельствам предмета доказывания. В совокупность входят и правила по определению процессуальной формы представляемых доказательств, включая правила их получения. Авторы считают, что законодатель должен исключить действующее в настоящее время правило о признании нарушений процессуальной формы получения доказательств формальными, как не соответствующее требованиям принципа законности.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):148-160
pages 148-160 views

Национальная безопасность

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Парамонов А.В., Харин В.В.

Аннотация

Информационная среда в настоящее время выступает обязательной составной частью жизнедеятельности общества и государства. Виртуальное пространство и новые технологии не только облегчают и улучшают жизнь современного человека, но и содержат реальные и серьезные угрозы национальной безопасности. Виртуальная (несуществующая) среда оказывает большое воздействие на реальную (практическую) жизнь личности, общества и государства. Опасность заключается в том, что государство в лице своих органов и должностных лиц не успевает вовремя создавать и корректировать законодательную базу противодействия. Было выявлено, что единые меры, а также единство политики в сфере обеспечения информационной безопасности в мире на уровне Деклараций и Конвенций ООН так и не были приняты, в связи с чем противодействие виртуальным угрозам, а также обеспечение безопасности информационной среды возлагается на региональные и государственные системы обеспечения национальной безопасности. При анализе основополагающих документов обеспечения национальной безопасности РФ в виртуальной сфере было выявлено, что законодатель основной акцент делает на угрозы информационного воздействия со стороны иностранных государств, не охватывая и не раскрывая весь объем и современное состояние возможных негативных явлений и угроз в данной сфере.

Актуальные проблемы государства и права. 2021;5(17):161-170
pages 161-170 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».