Том 5, № 17 (2021)
- Год: 2021
- Выпуск опубликован: 06.08.2025
- Статей: 12
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-9340/issue/view/20110
Весь выпуск
Общая теория и история права и государства
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА
Аннотация
Исходя из понимания доктринальных принципов права как социально значимых идей, сформулированных учеными, практиками, политиками в научных работах и иных текстах, а также в публичных выступлениях и не нашедшие нормативного закрепления, выделяются особенности доктринальных принципов права. Предложено отграничивать доктринальные принципы права от правовых аксиом и нормативно закрепленных принципов права (принципов позитивного права). Сходство доктринальных принципов права и правовых аксиом заключается в том, что они представляют собой идеи. Обосновано, что их отличия состоят в том, что правовые аксиомы – это всегда идеи социально важные и апробированные историческим опытом, а доктринальные принципы могут быть абсолютно любыми, в том числе новыми, совпадающими или не совпадающими с потребностями общества; доктринальные принципы всегда нормативно не закреплены (это их главная специфическая черта), а правовые аксиомы могут иметь или не иметь нормативного закрепления. Выделены основные отличия доктринальных и нормативно закрепленных принципов права. Установлены три пути реализация доктринальных идей до уровня отраслевых, межотраслевых или общеправовых принципов. Обоснована позиция, что доктринальные принципы обладают огромной социальной значимостью и играют важную роль в правовой системе России, так как являются основой инновационных изменений в праве, представляют собой движущую силу развития законодательства исходя из уровня развития научного знания и потребностей общества в конкретно-исторический период.



ФЕНОМЕН «ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ»: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Аннотация
В исследовании раскрываются некоторые особенности феномена юридической силы, являющегося неотъемлемым элементом нормативных правовых актов, а также договоров, электронных документов, выступающих регуляторами общественных отношений. Поставлена цель – определение методологических подходов, при помощи которых возможно изучить данный феномен более полно, а также выявить недостатки существующих подходов. В качестве методов были использованы диалектико-материалистический метод, общенаучные методы, специально-юридические методы. В ходе исследования автор обратился к таким методологическим подходам, как исторический, логический, герменевтический, сравнительный, системный, синергетический, гуманистический, кибернетический, структурный, функциональный. Дана их краткая характеристика (определены особенности, отражены взгляды ученых-правоведов на данные методологические подходы и применимость таких подходов по отношению к исследованию феномена юридической силы). Сделан вывод о недостаточности существующих в настоящее время исследований методологических подходов по отношению к категории «юридическая сила» и определены некоторые перспективы развития данной тематики. Доказано, что методологические подходы позволяют исследовать не только особенности категории «юридическая сила» (классификацию, предназначение и пр.), но и специфику актов, документов, процесса их принятия, применения.



ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В УССР В 1948–1953 ГГ.
Аннотация
На основе ранее малодоступных для исследования, а также найденных архивных материалов и документов отражены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения в 1948–1953 гг., состояние и принимаемые организационно-правовые меры в сфере противодействия аварийности на автотранспорте на республиканском уровне на примере Украинской Советской Социалистической Республики. Акцентируется внимание на ключевых проблемах, с которыми обусловливают развитие системы обеспечения безопасности дорожного движения, предпринимаемые меры, их результативность, допущенные ошибки и достижения. С историко-правовых позиций, критического и детального анализа постановлений и распоряжений правительства, ведомственных нормативных правовых актов исследуются меры по противодействию аварийности на автотранспорте. Установлено, что наличие значительного количества управленческих решений республиканских органов власти Советской Украины, хотя и было довольно прогрессивным шагом для своего времени, но не в полной мере учитывало реальность достижения поставленных целей, местные условия и особенности. При этом функционирование складывающейся системы обеспечения безопасности дорожного движения значительно сдерживалось отсутствием единой общегосударственной политики в условиях бурного роста и развития автомобильно-дорожного комплекса страны.



ВРАЧЕБНО-ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОМИТЕТ В СТРУКТУРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЩЕЙ ПОЛИЦИИ В СЕРЕДИНЕ – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Аннотация
Изначально московская полиция создавалась как орган с широким кругом обязанностей и многочисленными полномочиями, охватывавшими практически все сферы жизнедеятельности населения. Московская полиция, в силу своего столичного статуса, являлась своеобразным полигоном, на котором опробовались различные преобразования в полицейской сфере, которые потом распространялись на другие города Российской империи. Середина XIX века стала важной вехой в развитии московской общей полиции и расширении ее компетенции. В этот период времени в ее структуре стали формироваться специализированные подразделения, направленные на решение специфических задач. Рассмотрен опыт организации, правовые и организационные основы деятельности врачебно-полицейского комитета во втором по значимости городе Российской империи Москве. Развитие московской общей дореволюционной полиции и ее отдельных подразделений в отечественной историко-правовой науке изучены недостаточно, что связано с отсутствием в открытом доступе необходимого эмпирического материала. На основе анализа впервые вводимых в научный оборот документов и статистических сведений Центрального государственного архива города Москва исследованы причины образования, структура, основные полномочия московского врачебно-полицейского комитета и результаты его деятельности. В преддверии трехсотлетия образования московской полиции изучение опыта столичной полиции способствует приращению историко-правовых знаний о деятельности дореволюционных органов правопорядка.



Материальное право
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РОССИИ ДО ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г.
Аннотация
История развития законодательства об уголовной ответственности за преступления террористического характера в России видоизменялась. Современное восприятие рассматриваемого криминального явления, как отметили авторы, сводится к идеологии насилия, мотивация и цели которой зависят от того, что лежит в ее основе, например, политика, религия, расизм и т. д. Анализ законодательных актов до Октябрьской революции 1917 г. позволил авторам в рамках исследования выделить объекты террористического воздействия (представители власти, правительство, глава государства) и способы совершения такого рода преступных посягательств (умышленный поджог, взрыв), которые на практике имели определенное уголовно-правовое значение для квалификации и назначения наказания. Акцентировано внимание на том, что лишь некоторые положения статей Русской правды, Судебников 1497 и 1550 г., Псковской и Новгородской судных грамот, Соборного Уложения 1649 г., артикула воинского 1715 г., Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержали признаки террористических действий. В ходе исследования сделан вывод, что ни один законодательный акт досоветского периода не содержал терминологической базы, определяющей преступления террористического характера как таковые. Волна террора в XIX–XX веках повлекла за собой массовую гибель людей и совершение ряда других деяний. Умышленные поджоги, взрывы вызывают устрашение и наносят значительный ущерб интересам личности, общества и государства. Исследования показали, что правовую регламентацию терроризм как самостоятельный вид преступления получил с 1992 г.



ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Аннотация
Человечество на протяжении тысячелетий мечтало о создании искусственного существа, способного думать и действовать «по-человечески». Эти мечты постепенно начинают обретать реальность. Тенденции развития современного общества с учетом возрастающего уровня его информатизации требуют применения новых технологий обработки информации и помощи при принятии решений. Расширение границ использования искусственного интеллекта требует не только установления этических ограничений, но и порождает необходимость оперативного разрешения правовых проблем, в том числе уголовно-правового и процессуального характера. В первую очередь это связано с появлением и распространением юридических экспертных систем, прогнозирующих решение по конкретному делу, исходя из множества параметров. На основе комплексного исследования сформулировано определение искусственного интеллекта, пригодное для использования в праве. Под искусственным интеллектом предлагаем понимать системы, способные интерпретировать полученные данные, принимать на их основе оптимальные решения при помощи самообучения (адаптации). В качестве основных направлений использования искусственного интеллекта в уголовном судопроизводстве можно выделить: поиск и обобщение судебной практик; юридическое консультирование; составление формализованных документов или статистической отчетности; прогнозирование судебных решений; предиктивную юриспруденцию. Несмотря на перспективность использования искусственного интеллекта, существует ряд проблем, связанных с низким уровнем достоверности прогнозирования редких событий, самовозбуждением системы, непрозрачностью используемых алгоритмов и архитектуры и т. д.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В НОРМАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ ВЫЕЗДА ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Одним из направлений эффективного правового регулирования уголовно-исполнительных правоотношений является соответствие правотворческой и правореализационной деятельности требованиям фундаментальных положений уголовно-исполнительного законодательства. Объектом исследования является реализация принципа равенства осужденных перед законом посредством закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве равных прав, обязанностей и законных интересов осужденных. Предметом исследования выступают нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие институт выезда осужденных за пределы исправительного учреждения. Обозначена связь изучаемого явления с правотворческим и правореализационным аспектом уголовно-исполнительного права. Обозначены некоторые правотворческие и правореализационные уголовно-исполни-тельные проблемы, которые непосредственно связаны с закреплением и применением норм уголовно-исполнительного законодательства при предоставлении осужденным права выезда за пределы исправительной колонии для свидания с детьми. В качестве методологической основы познания были использованы: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, которые позволили исследовать аспекты уголовно-исполнительной правовой действительности, непосредственно связанной с реализацией принципов уголовно-исполнительного законодательства, сформулировать обоснованные выводы; частнонаучные методы – формально-юридический и сравнительно-правовой – позволили выявить проблемы правового регулирования, разработать предложения по изменению законодательства. В результате проведенного исследования выявлены нормы уголовно-исполнительного законодательства, противоречащие принципу равенства осужденных перед законом, предложены пути устранения выявленных противоречий.



ИНСТИТУТ СРОКА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ В ИХ ОПРЕДЕЛЕНИИ И ИСЧИСЛЕНИИ
Аннотация
Рассмотрен институт срока для целей его использования в положениях государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых для закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Основной целью явилась систематизация положений законодательства о контрактной системе в части правовой регламентации установления сроков в рамках государственных (муниципальных) контрактов и постановка проблемы их непоследовательного правового регулирования, что негативным образом сказывается на процессе позитивного правоприменения. При этом исследовательский акцент сделан на выявлении различий законодательного подхода к регламентированию порядка исчисления отдельных видов сроков в рамках государственного (муниципального) контракта. В частности, проанализирована избирательность в вопросе выбора продолжительности сроков совершения юридически значимых действий в зависимости от статуса участника закупки, исследованы вопросы целесообразности использования различных единиц измерения сроков, в том числе в рамках одних и тех же подинститутов срока и др. Приведены авторские идеи по оптимизации законодательства в данном вопросе. Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-юридический, сравнительно-правовой методы, предпринят плюралистический подход к освещению затрагиваемой проблематики.



ФЕНОМЕН АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация
Рассмотрен вопрос о понимании административной преюдиции в уголовном праве. Исследованы онтологические проблемы административной преюдиции в доктрине уголовного права. Цель статьи – рациональное и критическое рассмотрение положений науки уголовного права применительно к вопросу о характеристике и правовой сущности административной преюдиции. Проанализированы аргументы «за» и «против» сохранения административной преюдиции в уголовном законе, рассмотрены сущностные характеристики данного понятия. Констатировано, что административную преюдицию сегодня рассматривают вне состава преступления, отождествляя ее со специфическим средством юридической техники, либо в рамках состава преступления, как элемент объективной стороны или субъекта преступления. Обосновано положение, что административная преюдиция – это признак специального субъекта преступления. Доказано, что при совершении повторного аналогичного правонарушения вести речь необходимо об общественной опасности субъекта, совершившего многократное повторение одного и того же проступка. В таком случае каждое последующее кратное правонарушение должно влечь наступление уголовной ответственности, потому как это правонарушение связано не с деянием, а с деятелем, совершающим противоправное деяние. Предложены меры по улучшению пропозиции административной преюдиции в уголовном законе. Методы исследования: формально-догматический, сравнительно-правовой, инструментальный анализ. Область применения: юриспруденция, правоприменительная практика, правотворчество, законотворчество.



Процессуальное право
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОЖДЕСТВА ИСКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ОБРАЩЕНИИ В СУД ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Аннотация
Работа посвящена актуальной проблеме многократного рассмотрения судами общей юрисдикции аналогичных споров вопреки принципам процессуальной экономии и правовой определенности. При написании работы использовались основные научные методы: диалектико-материалистический метод научного познания, формально-логический метод, метод анализа и синтеза. Подвергнуты научному анализу элементы иска как средства его индивидуализации. Подробно изучены взгляды ученых на предмет иска, фактические и юридическое основание иска, стороны и содержание иска как объекты индивидуализации исков при установлении их тождества. Пристальное внимание уделено применению альтернативных оснований иска в спорах, возникающих из длящихся правоотношений. Изучены способы искусственного изменения нового иска с целью преодоления законной силы судебного решения, принятого по первоначальному иску. Сформулировано предложение о временном ограничении предъявления новых исков по спорам, характеризующимся длящимися правоотношениями, а также обоснована целесообразность введения в научный оборот понятия «фактическое тождество» исков. В заключение обозначены приемы недобросовестного преодоления тождества исков, среди которых манипуляции с легитимацией сторон спора, интерпретация существовавших на момент рассмотрения первоначального иска обстоятельств дела в качестве нового основания иска, формальное изменение требований истца.



К ВОПРОСУ О ДОПУСТИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Авторы, исследуя процесс доказывания в гражданском судопроизводстве, пришли к выводу о том, что суд в процессе доказывания является определяющим субъектом. Этот вывод следует из содержания правил деятельности суда по определению предмета доказывания. Определяя предмет доказывания, суд тем самым определяет и организует деятельность лиц, участвующих в деле, по доказыванию тех обстоятельств, на которые он указал в предмете доказывания, независимо от мнения лиц, участвующих в деле по поводу обстоятельств, которые они просили включить в предмет доказывания, но суд этого не сделал. Определяющая роль суда в процессе доказывания подтверждается и установленным законодателем правом применения правил допустимости доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, к исследованию в судебном заседании, а также правом предложения лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. Авторы пришли к выводу о том, что правила, применяемые судом для определения допустимости доказательств, представляют определенную совокупность. Эта совокупность включает в себя, кроме общего правила определения допустимости доказательств, правило, согласно которому допустимость доказательств устанавливается путем определения их относимости и достаточности к обстоятельствам предмета доказывания. В совокупность входят и правила по определению процессуальной формы представляемых доказательств, включая правила их получения. Авторы считают, что законодатель должен исключить действующее в настоящее время правило о признании нарушений процессуальной формы получения доказательств формальными, как не соответствующее требованиям принципа законности.



Национальная безопасность
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Аннотация
Информационная среда в настоящее время выступает обязательной составной частью жизнедеятельности общества и государства. Виртуальное пространство и новые технологии не только облегчают и улучшают жизнь современного человека, но и содержат реальные и серьезные угрозы национальной безопасности. Виртуальная (несуществующая) среда оказывает большое воздействие на реальную (практическую) жизнь личности, общества и государства. Опасность заключается в том, что государство в лице своих органов и должностных лиц не успевает вовремя создавать и корректировать законодательную базу противодействия. Было выявлено, что единые меры, а также единство политики в сфере обеспечения информационной безопасности в мире на уровне Деклараций и Конвенций ООН так и не были приняты, в связи с чем противодействие виртуальным угрозам, а также обеспечение безопасности информационной среды возлагается на региональные и государственные системы обеспечения национальной безопасности. При анализе основополагающих документов обеспечения национальной безопасности РФ в виртуальной сфере было выявлено, что законодатель основной акцент делает на угрозы информационного воздействия со стороны иностранных государств, не охватывая и не раскрывая весь объем и современное состояние возможных негативных явлений и угроз в данной сфере.


