Том 22, № 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Теория и методология образования

Сущность и структура процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы

Алексеенко А.Е.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена сложившимся противоречием между объективной потребностью общества, государства, Вооруженных Сил Российской Федерации в военных специалистах с развитым интеллектуально-творческим потенциалом, способных адаптироваться, эффективно действовать и принимать конструктивные решения в нестандартных ситуациях будущей военно-профессиональной деятельности, и недостаточной ориентированностью существующей системы подготовки военных специалистов на данную потребность. В статье раскрывается целостный педагогический процесс развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы. Предлагается уточненное определение понятия «интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов», его структура как взаимосвязь мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов. Обосновывается роль, значимость военно-научной работы как важного инструмента интеллектуально-творческого развития обучающихся. Раскрывается структура исследуемого процесса в виде совокупности задачно-целевого (цель и задачи), содержательного (содержание, субъекты и объекты, подходы, функции, закономерности, противоречия, принципы обучения), методического (методы, формы, средства обучения) и результативного (результат) компонентов, реализующихся в ходе определенных процессуальных этапов. Делается акцент на специфических закономерностях, противоречиях данного процесса, а также принципах обучения как основополагающих требованиях к организации и содержанию процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):5-22
pages 5-22 views

Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Золотова М.В., Ганюшкина Е.В., Лунина В.Л.

Аннотация

Рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с особыми возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Одной из проблем современного инклюзивного образования в России является невозможность осуществлять качественное преподавание при нахождении в классе учеников, относящихся к разным категориям лиц с ОВЗ. Наиболее разумное в такой ситуации решение объединять в одном классе детей с одной категорией ОВЗ оказывается зачастую нереализуемо. В этом случае выходом может стать объединение детей с ОВЗ по признаку образовательных возможностей. Для определения образовательных возможностей в рамках изучения иностранного языка предлагается соотнести психофизиологические возможности учащихся с четырьмя видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом), развитие которых сформулировано как одна из целей изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):23-34
pages 23-34 views

Методические средства обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра

Тимофеева О.М., Чугунова Е.Ю.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с поиском эффективных материалов для обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Внедрение инклюзивного образования в российские школы является сегодня одним из вызовов академической среды. В связи с реалиями современной жизни, а также требованиями обновленного ФГОС исследования в данной области методической науки приобретают особую актуальность. Анализ показал, что учителя английского языка испытывают недостаток как теоретических знаний, так и практических разработок, необходимых для успешного обучения предмету детей с РАС в условиях общеобразовательного учреждения. Цель данной работы – разработать комплекс заданий (с инструкциями по их применению), адаптированных под особые образовательные потребности учащихся младших классов, и проверить эффективность избранных приемов и созданных материалов в формировании отдельных англоязычных навыков. Среди главных методов, используемых при проведении исследования, отметим изучение и критический обзор теоретической литературы в области методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, наблюдение, тестирование, сбор и анализ эмпирических данных. В реферативной части работы приводятся взгляды отечественных и зарубежных ученых по обсуждаемой проблеме, которые подчеркивают важность учета ментальных характеристик детей с РАС в процессе образования. Кроме того, показано, что грамотная адаптация учебных материалов для данной категории учащихся сделает возможным не только овладение знаниями и умениями по предмету «Иностранный язык», но и повышение интереса к его изучению. В практической части исследования представлена серия упражнений для формирования англоязычных навыков у младших школьников с РАС. Созданные задания показали свою эффективность при обучении английскому языку учеников с особыми образовательными потребностями в МБОУ «Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова» г. Тольятти. Результаты исследования обладают практической ценностью: представленные материалы и методика могут быть использованы школьными учителями на уроках иностранного языка.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):35-52
pages 35-52 views

Методические подходы к организации научно-технических профориентационных конкурсов

Морозов В.В.

Аннотация

Научно-технические профориентационные конкурсы занимают ключевое место в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей. Однако их организация требует систематизации и усовершенствования методических основ. В рамках исследования проведен детальный анализ существующих моделей конкурсов, выявлены ключевые проблемы их реализации. Среди них – недостаточное финансирование, слабая интеграция с индустриальными партнерами, а также отсутствие эффективных инструментов оценки их результативности. В целях оптимизации конкурсной деятельности предложены следующие меры: разработка цифровых платформ, обеспечивающих автоматизированное управление конкурсами, включая регистрацию участников, систему оценки проектов и обратную связь от экспертов; внедрение объективных методов оценки с применением технологий искусственного интеллекта, что позволит повысить прозрачность конкурсного отбора; создание механизмов долгосрочного взаимодействия конкурсантов с научными и промышленными организациями, направленных на формирование устойчивых карьерных траекторий. Отдельное внимание уделено анализу международного опыта проведения подобных мероприятий и возможностей его адаптации к российской образовательной системе. Результаты исследования способствуют формированию комплексной системы совершенствования профориентационных конкурсов. Это, в свою очередь, позволит глубже интегрировать их в образовательную среду и создать надежный кадровый резерв для перспективных научно-технических направлений.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):53-72
pages 53-72 views

Использование новогодней тематики для формирования лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих РКИ: практический аспект

Горлова Е.А., Полухина М.О.

Аннотация

Формирование лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ), является одной из ключевых задач современного образования. Это способствует не только освоению языковых норм, но и пониманию культурных контекстов, что повышает эффективность обучения. В статье рассматривается использование новогодней тематики как средства интеграции языковых и культурных компонентов в процесс обучения. Цель исследования – разработка и апробация методики формирования лингвокультурной компетенции через создание материалов, отражающих русские новогодние традиции. Методология включает создание аутентичного видеоконтента с использованием платформы InVideo AI и разработку комплекса упражнений для развития навыков аудирования, говорения и письма. Результаты показали, что новогодняя тематика эффективно способствует формированию лингвокультурной компетенции студентов, помогая развивать ключевые языковые навыки и улучшая усвоение культурных особенностей. Предложенная методика демонстрирует системный подход к преподаванию РКИ и имеет практическую ценность для образовательных учреждений, а также найдет применение при самостоятельном изучении языка. Использование новогодней тематики оказалось эффективным инструментом интеграции языковых и культурных компонентов, что способствует более глубокому пониманию как языка, так и культуры. Таким образом, исследование не только обогащает существующие методические подходы, но и предлагает новые практические решения для формирования лингвокультурной компетенции студентов, что является актуальной задачей в преподавании иностранных языков.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):73-88
pages 73-88 views

Теория педагогики

Управление педагогической ситуацией: практические аспекты

Доброва В.В.

Аннотация

Педагогическая ситуация рассматривается с позиций педагогического управления. Проведенное исследование имеет практическую ориентацию и направлено на систематизацию способов повышения эффективности управления педагогической ситуацией. Рассматриваются две основные стратегии педагогического менеджмента: предотвращение проблем до их возникновения и реагирование на них после их возникновения. Показано, что многие проблемы управления можно предотвратить, если обратить внимание на использование учебного пространства, установление правил поведения, правильное структурирование педагогических ситуаций и передачу информации, четкое изложение инструкций, а также донесение до учеников важности обучения и позитивного поведения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):89-100
pages 89-100 views

Педагогика высшей школы

Межкультурная перспектива: мнение российских студентов об индонезийском преподавателе английского языка на онлайн-занятиях

Прихатин Й.

Аннотация

Глобализация образования и расширение онлайн-обучения усилили межкультурные контакты, особенно в обучении английскому языку. В данном исследовании изучается мнение российских студентов об индонезийских преподавателях английского языка на онлайн-занятиях для понимания, как культурные, лингвистические и педагогические аспекты взаимодействуют в виртуальных средах. Используя качественный метод исследования кейса, были собраны данные через форму онлайн-наблюдения и полуструктурированные интервью с российскими студентами университетов, обучающимися на онлайн-курсах английского языка, проводимых индонезийским преподавателем. Результаты показывают, что обучающиеся в значительной степени ценили коммуникативный и ориентированный на студента подход учителя, который отклонялся от их обычных ожиданий относительно взаимодействия в рамках занятия. Однако также были выявлены проблемы с языковой подготовкой, технологической адаптивностью и культурными заблуждениями. В обсуждении подчеркивается, что эффективное онлайн-обучение английскому языку в межкультурных условиях требует не только языковой компетентности, но и культурной осведомленности и адаптируемых методик преподавания. Использование образовательных технологий показало, что оно увеличивает вовлеченность и автономию, однако его успех зависит от способности преподавателя учитывать разные потребности студентов. Подчеркивается необходимость формирования межкультурной компетентности у преподавателей английского языка для создания инклюзивных и эффективных онлайн-учебных сред. Эти выводы имеют значение для подготовки преподавателей и разработки учебных программ в условиях международной образовательной среды.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):101-112
pages 101-112 views

Социальная психология

Предикторы межэтнической напряженности в многонациональном регионе России

Юсупов И.М., Хуснутдинова Р.Р.

Аннотация

Межэтническая безопасность – минимизация внешних и внутренних угроз, осознаваемых этнофором как проблема. Субъективно неустойчивая безопасность выражается в напряженности межличностных отношений этносов, исторически проживающих в регионе. Напряженность имеет свои индикаторы – предикторы ее нарастания и поведенческие маркеры субъекта. Цель проведенного теоретико-эмпирического исследования: вычислить критические значения маркеров индивидуального поведения субъектов, прогнозирующих кризисное развитие межэтнических отношений, посредством авторского вербального диагностического инструмента. Методологически конструкт теста базируется на защитном механизме проективной идентификации субъекта в процессе аттестации им поступков близко знакомого человека. В испытаниях теста участвовали волонтеры с высшим образованием: врачи, юристы, педагоги. По массиву полученных эмпирических данных были вычислены диапазоны для разных поведенческих маркеров этнофоров. Нормализация диагностических шкал проведена сигмальным методом Мартина в пилотажной выборке 71 человек. Вычислены квинтильные шкалы маркеров напряженности субъектов в межэтническом взаимодействии. Надежность теста по формуле Спирмена–Брауна составила +0,81, а конструктная валидность +0,71. Дискриминативность теста по формуле Фергюсона определилась как 0,89. Испытания теста на репрезентативной выборке подтвердили соответствие всем психометрическим характеристикам. Были очерчены границы применимости и выявлены скрытые прогностические возможности сконструированного диагностического инструмента.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):113-128
pages 113-128 views

Психология образования

Риски освоения интернет-пространства для студентов и школьников в контексте цифровизации современного общества

Бурганова И.Н.

Аннотация

Исследованы риски освоения интернет-пространства для обучающихся средней и высшей школы в условиях цифровизации современного общества. Широкое использование Интернета школьниками и студентами несет в себе дополнительные вызовы и угрозы, которые влияют не только на образовательную сферу, но и в целом на общество, государственный институт и отдельного человека. В этих условиях задачей исследования является содержательная характеристика рисков, связанных с освоением интернет-пространства для студентов и школьников, что позволит создать систему мер, направленных на нивелирование рисков, касающихся освоения интернет-пространства обучающимися средней и высшей школы. В работе проведен краткий обзор концептуальных взглядов, раскрывающих вопрос типологизации рисков интернет-среды. Цель исследования состояла в выявлении рисков освоения интернет-пространства для школьников и студентов. Эмпирической базой стали материалы анкетного опроса обучающихся школ и вуза (ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет») г. Оренбурга, который был проведен в 2023–2024 гг. В зависимости от временного интервала использования сети Интернет были выделены следующие группы респондентов: «активные пользователи», «умеренные пользователи», «пользователи с низким индексом активности». Автором на основании литературных данных были выделены группы рисков освоения интернет-пространства с целью ранжирования угроз студентами и школьниками. В результате исследования было выяснено различие в оценке вызовов со стороны обучающихся высшей и средней школы. Наиболее высокими рисками для школьников стали риски, связанные с взаимодействием в интернет-пространстве (кибербуллинг, киберсталкинг). Для студентов такими рисками стали вызовы, связанные с запрещенным контентом. Отличия обучающихся высшей и средней школы прослеживаются также на уровне рисков, связанных с похищением персональных данных. Автором были рассмотрены риски освоения интернет-пространства для школьников и студентов в контексте угроз на государственном уровне, на уровне общества и отдельного человека. Результаты исследования свидетельствуют о важности и необходимости контроля над активностью обучающихся в интернет-пространстве. В заключение автор отмечает, что снижение рисков освоения интернет-пространства для школьников и студентов требует комплексного подхода к цифровизации социума и образовательной системы. Данное исследование вносит вклад в разработку мер по нивелированию рисков освоения интернет-пространства в образовательной среде школы и вуза с целью повышения компьютерной грамотности школьников и студентов. Научная новизна работы заключается в выявлении пробелов в безопасном поведении в сети Интернет у школьников и студентов для нейтрализации рисков освоения интернет-пространства.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):129-148
pages 129-148 views

Общая психология

Когнитивные особенности детей раннего возраста в зависимости от способа рождения

Бабина Е.А., Жданова С.Ю.

Аннотация

Рассматривается важный вопрос зависимости когнитивного развития детей раннего возраста от способа рождения. Представлены результаты сравнительного исследования уровня когнитивного развития у детей, рожденных оперативным путем, и у детей, рожденных естественным способом. Общее количество обследованных составило 126 детей и 112 матерей. Сбор данных проводился на базе детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений с использованием валидных и надежных методик диагностики когнитивного развития детей и анкетирования матерей. В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики. Также были обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные оперативным путем, на ранних этапах возрастного развития имеют более низкие результаты в сенсорном развитии, развитии экспрессивной речи, чем физиологически рожденные дети.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2025;22(2):149-160
pages 149-160 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».