Использование новогодней тематики для формирования лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих РКИ: практический аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формирование лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ), является одной из ключевых задач современного образования. Это способствует не только освоению языковых норм, но и пониманию культурных контекстов, что повышает эффективность обучения. В статье рассматривается использование новогодней тематики как средства интеграции языковых и культурных компонентов в процесс обучения. Цель исследования – разработка и апробация методики формирования лингвокультурной компетенции через создание материалов, отражающих русские новогодние традиции. Методология включает создание аутентичного видеоконтента с использованием платформы InVideo AI и разработку комплекса упражнений для развития навыков аудирования, говорения и письма. Результаты показали, что новогодняя тематика эффективно способствует формированию лингвокультурной компетенции студентов, помогая развивать ключевые языковые навыки и улучшая усвоение культурных особенностей. Предложенная методика демонстрирует системный подход к преподаванию РКИ и имеет практическую ценность для образовательных учреждений, а также найдет применение при самостоятельном изучении языка. Использование новогодней тематики оказалось эффективным инструментом интеграции языковых и культурных компонентов, что способствует более глубокому пониманию как языка, так и культуры. Таким образом, исследование не только обогащает существующие методические подходы, но и предлагает новые практические решения для формирования лингвокультурной компетенции студентов, что является актуальной задачей в преподавании иностранных языков.

Об авторах

Екатерина Александровна Горлова

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eagorlova13@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Россия, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100

Марина Олеговна Полухина

Самарский государственный технический университет

Email: marinailyukhina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Россия, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100

Список литературы

  1. Бутыльская Л.В. Социокультурные аспекты изучения русской новогодней открытки // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, культурология, искусствоведение. – 2013. – № 1. – С. 34–42.
  2. Орехова И.А., Труханова Д.С. Методические принципы организации занятий по РКИ с целью продвижения русского языка // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва – Пенза, 2020. – С. 107–118.
  3. Милосердова Е.М., Самородова Т.В. «Русский клуб» как метод лингвокультурной адаптации иностранных студентов в условиях языковой среды // Вестник ТГУ. – 2021. – № 192. – С. 50–58.
  4. Егоркина Ю.Э. Формирование социокультурной компетенции иностранных учащихся на занятиях по РКИ. – Минск, 2011. – 44 с.
  5. Крылова Н.В. Формирование лингвокультурной компетенции у студентов, обучающихся русскому языку как иностранному, с использованием тематических текстов // Вестник Московского университета. Серия 19: Теория и практика преподавания иностранных языков. – 2017. – № 3. – С. 85–95.
  6. Трушкова Е.А. Формирование лингвокультурной компетенции у студентов РКИ через изучение русских новогодних традиций // Russian Language and Culture. – 2020. – № 8. – С. 67–79.
  7. Яковлева И.И. Методика формирования лингвокультурной компетенции студентов РКИ с использованием традиционных праздников // Научные исследования в образовании. – 2018. – Т. 6. – № 2. – С. 45–53.
  8. Пяо Лисян. Формирование коммуникативно-поведенческих параметров лингвосоциокультурной компетенции: автореф. дис. … канд. пед. наук [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativno-povedencheskikh-parametrov-lingvosotsiokulturnoi-kompetentsii (дата обращения: 27.12.2024).
  9. Дьякова Т.С. Роль культурного контекста в обучении русскому языку как иностранному: исследование и практика // Русский язык за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 34–42.
  10. Костина Е.А. Использование аутентичных материалов для развития лингвокультурной компетенции у студентов РКИ // Современные технологии в образовании. – 2020. – Т. 13. – № 4. – С. 25–30.
  11. Виноградова С.В. Реализация лингвокультуроведческого аспекта обучения русскому языку как инструмент социальной адаптации // Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2022. – С. 62–65.
  12. Виноградова С.В. Использование некоторых форм внеаудиторной работы с иностранными студентами при обучении РКИ // Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Иваново, 2022. – С. 28–30.
  13. Агафонова Л.Н. Применение культурных элементов в преподавании РКИ: новогодняя тематика как инструмент мотивации // Педагогика и психология. – 2021. – Т. 24. – № 1. – С. 112–120.
  14. Жданова Ю.В. Работа с кинотекстом на занятиях РКИ в японской аудитории (из опыта работы в японо-российском обществе дружбы Ничирокёкай) // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры. – 2015. – № 6. – С. 101–113.
  15. Черкес Т.В., Флянтикова Е.В. Роль социокультурного компонента при формировании грамматической компетенции в РКИ: методы и приемы организации занятия // Theoretical & Applied Science. – 2018. – № 2. – С. 99–110.
  16. Балыхина Т.М., Нетёсина М.С., Хилькевич С.В. Грамматический тренажер как средство формирования лингвокультурной компетенции. – М., 2017. – С. 65–75.
  17. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Multilingual Matters. 2020. Р. 200.
  18. Kramsch C. The Multilingual Subject. Oxford: Oxford University Press, 2009. Р. 231.
  19. Бурмистрова Т.А. Идиоматический потенциал лексем город и деревня в содержании обучения РКИ // Довузовский этап обучения в России и мире: язык и культура. – 2021. – № 5. – С. 134–144.
  20. Айджанович Н., Гинич Е. Лингвокультурологический аспект в учебнике «Ни пуха ни пера!» // XV Конгресс МАПРЯЛ: Избранные доклады / Отв. ред. М.С. Шишков. – СПб.: МАПРЯЛ, 2024. – С. 405–411 [Электронный ресурс – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/22670/397лб_16.10.2024_Интернет.pdf?sequence=1 (дата обращения: 28.12.2024).
  21. InVideo AI [Электронный ресурс]. – URL: https://invideo.io/ru/sozdayte/ai-video-generator/ (дата обращения: 28.12.2024).
  22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. – М.: Просвещение, 2008. – С. 92–109.
  23. Поползухина Е.П. Лингводидактический потенциал загадок в обучении русскому языку как иностранному // Научные исследования в области образования. – 2018. – № 2. – С. 112–118.
  24. Лингвострановедческий словарь «Россия» [Электронный ресурс]. – URL: https://ls.pushkininstitute.ru/storage/et/novgod_et_1/ (дата обращения: 27.12.2024).
  25. Лабунец Н.В., Эртнер Е.Н. Национально-гастрономические ценности в межкультурной коммуникации: лингвострановедческий подход // XVII Виноградовские чтения: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. – С. 292–296.
  26. Персиянова С.Г., Ростова Е.Г. Формирование профессиональной (лингвокультурной) компетенции итальянских студентов-культурологов // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 45–56.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Диаграмма «Новый год»

Скачать (60KB)
3. Рис. 2. Пример кадров из видео

Скачать (821KB)
4. Рис. 3. Пример задания «Новогоднее бинго»

Скачать (363KB)

© Горлова Е.А., Полухина М.О., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».