Методические подходы к организации научно-технических профориентационных конкурсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Научно-технические профориентационные конкурсы занимают ключевое место в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей. Однако их организация требует систематизации и усовершенствования методических основ. В рамках исследования проведен детальный анализ существующих моделей конкурсов, выявлены ключевые проблемы их реализации. Среди них – недостаточное финансирование, слабая интеграция с индустриальными партнерами, а также отсутствие эффективных инструментов оценки их результативности. В целях оптимизации конкурсной деятельности предложены следующие меры: разработка цифровых платформ, обеспечивающих автоматизированное управление конкурсами, включая регистрацию участников, систему оценки проектов и обратную связь от экспертов; внедрение объективных методов оценки с применением технологий искусственного интеллекта, что позволит повысить прозрачность конкурсного отбора; создание механизмов долгосрочного взаимодействия конкурсантов с научными и промышленными организациями, направленных на формирование устойчивых карьерных траекторий. Отдельное внимание уделено анализу международного опыта проведения подобных мероприятий и возможностей его адаптации к российской образовательной системе. Результаты исследования способствуют формированию комплексной системы совершенствования профориентационных конкурсов. Это, в свою очередь, позволит глубже интегрировать их в образовательную среду и создать надежный кадровый резерв для перспективных научно-технических направлений.

Об авторах

Виталий Валерьевич Морозов

Научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: morozovvitaliy@gmail.com

заместитель директора

Россия, Ленинские горы, 1, стр. 77, Москва, 119234

Список литературы

  1. Гибнер Я.М. Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития кадров // Молодой ученый. – 2011. – Т. 1. – № 8. – С. 121–124.
  2. Джумаева Р.А. Проблемы и задачи существующей системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2010. – № 4. – С. 33–38.
  3. Дырин С.П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики. – СПб.: Петрополис, 2020. – 216 с.
  4. Ефанова Н.В., Слесаренко И.В., Коваленко А.В. Модель формирования кадрового резерва на основе модели компетенций как элемент обеспечения устойчивости сетевой экономической структуры // Вестник Академии знаний. – 2021. – Т. 47. – № 6. – С. 146–150.
  5. Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н., Савицкая А.Н. Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 28. – № 2. – С. 79–87.
  6. Зунина Н. Единство цели. Построение системы внутрифирменной подготовки персонала организации // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. – № 9. – С. 40–45.
  7. Бабешкова Е.В., Жамкова Т.Г. Влияние кадровых процессов на организационную культуру // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 3. – С. 1–8.
  8. Котова Т.В. Программа адаптации квалифицированного персонала: опыт разработки // Управление персоналом. – 2009. – № 10. – С. 42–45.
  9. Тимоненков В.И., Баранушкина Е.Г. Аттестация как эффективная форма оценки персонала в федеральном казенном учреждении Российской Федерации // Наука России: цели и задачи. – 2019. – С. 67–72.
  10. Медведев Н.П., Климовских Н.В. Особенности формирования кадрового резерва на предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – Т. 99. – № 5. – С. 138–140.
  11. Митрофанова Е. Основные элементы системы стимулирования и оплаты труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2023. – № 8. – С. 14.
  12. Ахметзянов Х.Р. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов в перспективном государстве и обществе // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества. – 2011. – С. 187–190.
  13. Ашурбеков Р.А., Кузьминова Т.В. Возможности формирования информационных и цифровых компетенций специалиста по управлению персоналом в рамках высшей школы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – Т. 10. – № 4. – С. 44–48.
  14. Сакетт Т. Инструменты сильного рекрутинга: Как найти и привлечь талантливых сотрудников. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 221 с.
  15. Сараева О.Н., Колесова А.С. Комплексный подход к организации профориентационной деятельности с учетом трендов внешней среды // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Т. 13. – № 8. – С. 3137–3156.
  16. Стожко Д.К. и др. Время как концептуальная основа образования // Образование и право. – 2023. – № 10. – С. 352–362.
  17. Яхонтова Е.С., Кутявин Д.В., Володина В.В. Вызов пандемии для систем обучения и развития персонала // Вестник университета. – 2022. – № 9. – С. 56–64.
  18. Харламенко И.В. Цифровые следы профессора С.В. Титовой // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2023. – Т. 12. – № 2. – С. 124–139.
  19. Анисимов А., Грабская Е., Пятаева О. Управление персоналом организации. Учебник для СПО. – М.: Litres, 2024. – 276 с.
  20. Данилина Е.И. Критерии эффективности системы управления персоналом // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – № 5. – С. 14–20.
  21. Чински Мэтьюсон Р. Управление талантами: руководство по выращиванию сильной команды. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 230 с.
  22. Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с кадровым резервом организации // Кадровик. – 2013. – № 12. – С. 76–82.
  23. Чуланова О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски [Текст]: монография / О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРАМ, 2017. – 364 с.
  24. Смирнов И.А., Автономова А.В. Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников и международные системы конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи // Наука и школа. – 2016. – № 5. – С. 117–125.
  25. Melchior A. et al. More than robots: An evaluation of the first robotics competition participant and institutional impacts. Heller School for Social Policy and Management, Brandeis University. 2005. 57 p.
  26. Song X., Zhu W. Science Education via Science and Technology Innovation Competitions: Learning Environment, Learning Processes, and the Effectiveness of Talent Development. ECNU Review of Education. 2024. Р. 20965311241300539.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозов В.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».