Методические подходы к организации научно-технических профориентационных конкурсов
- Авторы: Морозов В.В.1
-
Учреждения:
- Научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 53-72
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/310342
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.2.4
- ID: 310342
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Научно-технические профориентационные конкурсы занимают ключевое место в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей. Однако их организация требует систематизации и усовершенствования методических основ. В рамках исследования проведен детальный анализ существующих моделей конкурсов, выявлены ключевые проблемы их реализации. Среди них – недостаточное финансирование, слабая интеграция с индустриальными партнерами, а также отсутствие эффективных инструментов оценки их результативности. В целях оптимизации конкурсной деятельности предложены следующие меры: разработка цифровых платформ, обеспечивающих автоматизированное управление конкурсами, включая регистрацию участников, систему оценки проектов и обратную связь от экспертов; внедрение объективных методов оценки с применением технологий искусственного интеллекта, что позволит повысить прозрачность конкурсного отбора; создание механизмов долгосрочного взаимодействия конкурсантов с научными и промышленными организациями, направленных на формирование устойчивых карьерных траекторий. Отдельное внимание уделено анализу международного опыта проведения подобных мероприятий и возможностей его адаптации к российской образовательной системе. Результаты исследования способствуют формированию комплексной системы совершенствования профориентационных конкурсов. Это, в свою очередь, позволит глубже интегрировать их в образовательную среду и создать надежный кадровый резерв для перспективных научно-технических направлений.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виталий Валерьевич Морозов
Научный парк Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: morozovvitaliy@gmail.com
заместитель директора
Россия, Ленинские горы, 1, стр. 77, Москва, 119234Список литературы
- Гибнер Я.М. Коучинг как инструмент эффективного обучения и развития кадров // Молодой ученый. – 2011. – Т. 1. – № 8. – С. 121–124.
- Джумаева Р.А. Проблемы и задачи существующей системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2010. – № 4. – С. 33–38.
- Дырин С.П. Управление персоналом: многовариантный характер современной российской практики. – СПб.: Петрополис, 2020. – 216 с.
- Ефанова Н.В., Слесаренко И.В., Коваленко А.В. Модель формирования кадрового резерва на основе модели компетенций как элемент обеспечения устойчивости сетевой экономической структуры // Вестник Академии знаний. – 2021. – Т. 47. – № 6. – С. 146–150.
- Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н., Савицкая А.Н. Характеристика системы менеджмента организации социально-культурной сферы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 28. – № 2. – С. 79–87.
- Зунина Н. Единство цели. Построение системы внутрифирменной подготовки персонала организации // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. – № 9. – С. 40–45.
- Бабешкова Е.В., Жамкова Т.Г. Влияние кадровых процессов на организационную культуру // Oeconomia et Jus. – 2020. – № 3. – С. 1–8.
- Котова Т.В. Программа адаптации квалифицированного персонала: опыт разработки // Управление персоналом. – 2009. – № 10. – С. 42–45.
- Тимоненков В.И., Баранушкина Е.Г. Аттестация как эффективная форма оценки персонала в федеральном казенном учреждении Российской Федерации // Наука России: цели и задачи. – 2019. – С. 67–72.
- Медведев Н.П., Климовских Н.В. Особенности формирования кадрового резерва на предприятии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – Т. 99. – № 5. – С. 138–140.
- Митрофанова Е. Основные элементы системы стимулирования и оплаты труда // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2023. – № 8. – С. 14.
- Ахметзянов Х.Р. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов в перспективном государстве и обществе // Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества. – 2011. – С. 187–190.
- Ашурбеков Р.А., Кузьминова Т.В. Возможности формирования информационных и цифровых компетенций специалиста по управлению персоналом в рамках высшей школы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – Т. 10. – № 4. – С. 44–48.
- Сакетт Т. Инструменты сильного рекрутинга: Как найти и привлечь талантливых сотрудников. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 221 с.
- Сараева О.Н., Колесова А.С. Комплексный подход к организации профориентационной деятельности с учетом трендов внешней среды // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Т. 13. – № 8. – С. 3137–3156.
- Стожко Д.К. и др. Время как концептуальная основа образования // Образование и право. – 2023. – № 10. – С. 352–362.
- Яхонтова Е.С., Кутявин Д.В., Володина В.В. Вызов пандемии для систем обучения и развития персонала // Вестник университета. – 2022. – № 9. – С. 56–64.
- Харламенко И.В. Цифровые следы профессора С.В. Титовой // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2023. – Т. 12. – № 2. – С. 124–139.
- Анисимов А., Грабская Е., Пятаева О. Управление персоналом организации. Учебник для СПО. – М.: Litres, 2024. – 276 с.
- Данилина Е.И. Критерии эффективности системы управления персоналом // Научные междисциплинарные исследования: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – № 5. – С. 14–20.
- Чински Мэтьюсон Р. Управление талантами: руководство по выращиванию сильной команды. – М.: Альпина Паблишер, 2023. – 230 с.
- Чуланова О.Л. Компетентностный подход в работе с кадровым резервом организации // Кадровик. – 2013. – № 12. – С. 76–82.
- Чуланова О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски [Текст]: монография / О.Л. Чуланова. – М.: ИНФРАМ, 2017. – 364 с.
- Смирнов И.А., Автономова А.В. Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников и международные системы конкурсов и конференций в сфере научно-технического творчества юношества и молодежи // Наука и школа. – 2016. – № 5. – С. 117–125.
- Melchior A. et al. More than robots: An evaluation of the first robotics competition participant and institutional impacts. Heller School for Social Policy and Management, Brandeis University. 2005. 57 p.
- Song X., Zhu W. Science Education via Science and Technology Innovation Competitions: Learning Environment, Learning Processes, and the Effectiveness of Talent Development. ECNU Review of Education. 2024. Р. 20965311241300539.
Дополнительные файлы
