Методические средства обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра
- Авторы: Тимофеева О.М.1, Чугунова Е.Ю.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 35-52
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://bakhtiniada.ru/1991-8569/article/view/310340
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.2.3
- ID: 310340
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с поиском эффективных материалов для обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Внедрение инклюзивного образования в российские школы является сегодня одним из вызовов академической среды. В связи с реалиями современной жизни, а также требованиями обновленного ФГОС исследования в данной области методической науки приобретают особую актуальность. Анализ показал, что учителя английского языка испытывают недостаток как теоретических знаний, так и практических разработок, необходимых для успешного обучения предмету детей с РАС в условиях общеобразовательного учреждения. Цель данной работы – разработать комплекс заданий (с инструкциями по их применению), адаптированных под особые образовательные потребности учащихся младших классов, и проверить эффективность избранных приемов и созданных материалов в формировании отдельных англоязычных навыков. Среди главных методов, используемых при проведении исследования, отметим изучение и критический обзор теоретической литературы в области методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, наблюдение, тестирование, сбор и анализ эмпирических данных. В реферативной части работы приводятся взгляды отечественных и зарубежных ученых по обсуждаемой проблеме, которые подчеркивают важность учета ментальных характеристик детей с РАС в процессе образования. Кроме того, показано, что грамотная адаптация учебных материалов для данной категории учащихся сделает возможным не только овладение знаниями и умениями по предмету «Иностранный язык», но и повышение интереса к его изучению. В практической части исследования представлена серия упражнений для формирования англоязычных навыков у младших школьников с РАС. Созданные задания показали свою эффективность при обучении английскому языку учеников с особыми образовательными потребностями в МБОУ «Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова» г. Тольятти. Результаты исследования обладают практической ценностью: представленные материалы и методика могут быть использованы школьными учителями на уроках иностранного языка.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Михайловна Тимофеева
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oma1409@rambler.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»
Россия, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100Елизавета Юрьевна Чугунова
Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова
Email: chugunovaliza@gmail.com
учитель английского языка
Россия, ул. Ворошилова, 21, Тольятти, Самарская область, 445044Список литературы
- Выготский Л.С. Педологические основы работы с умственно-отсталыми и физически-дефективными детьми // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. – Т. 2. – М.: Работник Просвещения, 1928. – С. 392–397.
- Дефективные дети и школа / Под ред. В.П. Кащенко. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912. – 279 с.
- Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание / c предисл. Н.А. Семашко. – М.: Работник Просвещения, 1929. – 125 с.
- Зинченко Ю.П. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2020. – 472 с.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2018. – 447 с.
- Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2022. – № 36 «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results (дата обращения: 12.08.2024).
- Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека. – М.: Наука, 2020. – 440 с.
- Виневская А.В., Давыдова Е.Ю., Переверзева Д.С. и др. Исследование эффективности консультационной технологии «Кашенкин луг» по сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. – № 4. – С. 3–9.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения: 02.07.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.07.2024).
- Приложение № 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изм. и доп. от 08.11.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70862366/47c0c676c4eea47d6f8dd080df4a487f/ (дата обращения: 02.07.2024).
- Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / О.С. Никольская [и др.]; ответ. ред. О.С. Никольская. – М., 2024. – 295 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/544762 (дата обращения: 13.08.2024).
- Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact. Nervous Child. 1943. No. 2. Рр. 50–65. http://www.autismtruths.org/pdf/Autistic%20Disturbances%20of%20Affective%20Contact%20-%20Leo%20Kanner.pdf (Accessed August 6, 2024).
- Барбера М.Л. Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии: методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. – 264 с.
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2018. – 272 с.
- Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2017. – 130 с.
- Mesibov Gary B., Shea Victoria, Schopler Eric. The TEACCH Approach to Autism Spectrum Disorders. New York: Springer, 2004. 201 p. https://www.researchgate.net/publication/316273340_The_Teacch_Approach_to_Autism_Spectrum_Disorders (Accessed August 6, 2024).
- Байлер Э. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. – Одесса: Полиграф, 1927. – 81 с.
- Schopler E. Structured Teaching in the TEACCH System. Plenum Press. 1995. No. 1. Рр. 68–243. https://www.researchgate.net/publication/289307856_Structured_teaching_in_the_TEACCH_system (Accessed August 6, 2024).
- Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification. Journal of Autism and Developmental Disorders. 1979. Vol. 9. Рр. 11–29. https://www.academia.edu/6715040/Severe_impairments_of_social_interaction_and_associated_abnormalities_in_children_Epidemiology_and_classification (Accessed August 6, 2024).
- Чеботарева О.В., Куровский В.Н. История становления инклюзивного образования в России // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 179–182 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46632146 (дата обращения: 13.08.2024).
- Алехина С.В. Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 48 с.
- Алёхина С.В., Шеманов А.Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 218 с.
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 03.08.2024).
- Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. – Саламанка, Испания, 1994 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
- Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Теоретико-методологическое обеспечение эффективной модели подготовки будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2023. – № 1 (174). – С. 20–26 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskoe-obespechenie-effektivnoy-modeli-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-obrazovatelnoy/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
- Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006). – 2006 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 23.07.2024).
- Алехина С.В., Быстрова Ю.А. Оценка инклюзивной образовательной среды в образовательной организации: учеб. пособие. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. – 112 с.
- Ахметова Д.З., Тимирясова А.В., Морозова И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение цифровизации инклюзивного образования: персонифицированный подход // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – Т. 25. – № 91. – С. 5–14 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-tsifrovizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-personifitsirovannyy-podhod/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
- Алехина С.В., Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. и др. Доказательная оценка инклюзивных практик: метод. рук-во для экспертов. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2024. – 99 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 1. – С. 140–152 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2019_n1/cpp_2019_n1_Nikolskaya_Baenskaya_Guseva.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
- Asperger H. Problems of infantile autism. Communication. 1979. No. 13. Рр. 45–52.
- Купер Дж. Прикладной анализ поведения / ред. пер. Н.Н. Алипов; науч. конс. пер. З.Х. Измайлова-Камар. – М.: Практика, 2016. – 864 с.
- Tomatis A.A. The conscious ear. Barrytown. New York: Station Hill Press, 1991. 205 p.
- Miller A. The Miller Method: Developing the Capacities of Children on the Autism Spectrum. London: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 320 p.
- Токарская Л.В., Татаурова С.С. Развитие способностей к изучению иностранного языка у детей с расстройствами аутистического спектра // Известия УрФУ. – 2022. – Т. 28. – № 4. – С. 189–198 [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/6426 (дата обращения: 23.07.2024).
- Трегубова Ю.А., Мосина М.А. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Пермский педагогический журнал. – 2021. – № 12. – С. 130–137 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole-1/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
- Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. Английский язык. 4 класс. Английский в фокусе: Учебник. В 2 ч. ФП. – М.: Просвещение, 2022. – 96 с.
- Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. 4 класс. Английский в фокусе. Сборник упражнений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2022. – 128 с.
Дополнительные файлы
