Методические средства обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с поиском эффективных материалов для обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Внедрение инклюзивного образования в российские школы является сегодня одним из вызовов академической среды. В связи с реалиями современной жизни, а также требованиями обновленного ФГОС исследования в данной области методической науки приобретают особую актуальность. Анализ показал, что учителя английского языка испытывают недостаток как теоретических знаний, так и практических разработок, необходимых для успешного обучения предмету детей с РАС в условиях общеобразовательного учреждения. Цель данной работы – разработать комплекс заданий (с инструкциями по их применению), адаптированных под особые образовательные потребности учащихся младших классов, и проверить эффективность избранных приемов и созданных материалов в формировании отдельных англоязычных навыков. Среди главных методов, используемых при проведении исследования, отметим изучение и критический обзор теоретической литературы в области методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, наблюдение, тестирование, сбор и анализ эмпирических данных. В реферативной части работы приводятся взгляды отечественных и зарубежных ученых по обсуждаемой проблеме, которые подчеркивают важность учета ментальных характеристик детей с РАС в процессе образования. Кроме того, показано, что грамотная адаптация учебных материалов для данной категории учащихся сделает возможным не только овладение знаниями и умениями по предмету «Иностранный язык», но и повышение интереса к его изучению. В практической части исследования представлена серия упражнений для формирования англоязычных навыков у младших школьников с РАС. Созданные задания показали свою эффективность при обучении английскому языку учеников с особыми образовательными потребностями в МБОУ «Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова» г. Тольятти. Результаты исследования обладают практической ценностью: представленные материалы и методика могут быть использованы школьными учителями на уроках иностранного языка.

Об авторах

Ольга Михайловна Тимофеева

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oma1409@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Россия, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100

Елизавета Юрьевна Чугунова

Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова

Email: chugunovaliza@gmail.com

учитель английского языка

Россия, ул. Ворошилова, 21, Тольятти, Самарская область, 445044

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педологические основы работы с умственно-отсталыми и физически-дефективными детьми // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. – Т. 2. – М.: Работник Просвещения, 1928. – С. 392–397.
  2. Дефективные дети и школа / Под ред. В.П. Кащенко. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912. – 279 с.
  3. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание / c предисл. Н.А. Семашко. – М.: Работник Просвещения, 1929. – 125 с.
  4. Зинченко Ю.П. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2020. – 472 с.
  5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2018. – 447 с.
  6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2022. – № 36 «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 2020–2030 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results (дата обращения: 12.08.2024).
  7. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение человека. – М.: Наука, 2020. – 440 с.
  8. Виневская А.В., Давыдова Е.Ю., Переверзева Д.С. и др. Исследование эффективности консультационной технологии «Кашенкин луг» по сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – Т. 21. – № 4. – С. 3–9.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 22.06.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.06.2024) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/e185d59b595b6bf58b8716c9d5129a3dd5b7630a/ (дата обращения: 02.07.2024).
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.07.2024).
  11. Приложение № 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с изм. и доп. от 08.11.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/70862366/47c0c676c4eea47d6f8dd080df4a487f/ (дата обращения: 02.07.2024).
  12. Аутизм и расстройства аутистического спектра: диагностика и коррекционная помощь: учебник для вузов / О.С. Никольская [и др.]; ответ. ред. О.С. Никольская. – М., 2024. – 295 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/544762 (дата обращения: 13.08.2024).
  13. Kanner L. Autistic Disturbances of Affective Contact. Nervous Child. 1943. No. 2. Рр. 50–65. http://www.autismtruths.org/pdf/Autistic%20Disturbances%20of%20Affective%20Contact%20-%20Leo%20Kanner.pdf (Accessed August 6, 2024).
  14. Барбера М.Л. Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии: методы обучения детей с аутизмом и другими особенностями развития. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2019. – 264 с.
  15. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2018. – 272 с.
  16. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2017. – 130 с.
  17. Mesibov Gary B., Shea Victoria, Schopler Eric. The TEACCH Approach to Autism Spectrum Disorders. New York: Springer, 2004. 201 p. https://www.researchgate.net/publication/316273340_The_Teacch_Approach_to_Autism_Spectrum_Disorders (Accessed August 6, 2024).
  18. Байлер Э. Аутистическое мышление. Вопросы теории и практики психоанализа. – Одесса: Полиграф, 1927. – 81 с.
  19. Schopler E. Structured Teaching in the TEACCH System. Plenum Press. 1995. No. 1. Рр. 68–243. https://www.researchgate.net/publication/289307856_Structured_teaching_in_the_TEACCH_system (Accessed August 6, 2024).
  20. Wing L., Gould J. Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification. Journal of Autism and Developmental Disorders. 1979. Vol. 9. Рр. 11–29. https://www.academia.edu/6715040/Severe_impairments_of_social_interaction_and_associated_abnormalities_in_children_Epidemiology_and_classification (Accessed August 6, 2024).
  21. Чеботарева О.В., Куровский В.Н. История становления инклюзивного образования в России // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 179–182 [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46632146 (дата обращения: 13.08.2024).
  22. Алехина С.В. Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 48 с.
  23. Алёхина С.В., Шеманов А.Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 218 с.
  24. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 03.08.2024).
  25. Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. – Саламанка, Испания, 1994 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
  26. Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Жаринов А.В. Теоретико-методологическое обеспечение эффективной модели подготовки будущих педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2023. – № 1 (174). – С. 20–26 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskoe-obespechenie-effektivnoy-modeli-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-obrazovatelnoy/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
  27. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006). – 2006 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 23.07.2024).
  28. Алехина С.В., Быстрова Ю.А. Оценка инклюзивной образовательной среды в образовательной организации: учеб. пособие. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. – 112 с.
  29. Ахметова Д.З., Тимирясова А.В., Морозова И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение цифровизации инклюзивного образования: персонифицированный подход // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2023. – Т. 25. – № 91. – С. 5–14 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-tsifrovizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-personifitsirovannyy-podhod/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
  30. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. и др. Доказательная оценка инклюзивных практик: метод. рук-во для экспертов. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2024. – 99 с.
  31. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. – № 1. – С. 140–152 [Электронный ресурс]. – URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2019_n1/cpp_2019_n1_Nikolskaya_Baenskaya_Guseva.pdf (дата обращения: 23.07.2024).
  32. Asperger H. Problems of infantile autism. Communication. 1979. No. 13. Рр. 45–52.
  33. Купер Дж. Прикладной анализ поведения / ред. пер. Н.Н. Алипов; науч. конс. пер. З.Х. Измайлова-Камар. – М.: Практика, 2016. – 864 с.
  34. Tomatis A.A. The conscious ear. Barrytown. New York: Station Hill Press, 1991. 205 p.
  35. Miller A. The Miller Method: Developing the Capacities of Children on the Autism Spectrum. London: Jessica Kingsley Publishers, 2007. 320 p.
  36. Токарская Л.В., Татаурова С.С. Развитие способностей к изучению иностранного языка у детей с расстройствами аутистического спектра // Известия УрФУ. – 2022. – Т. 28. – № 4. – С. 189–198 [Электронный ресурс]. – URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia1/article/view/6426 (дата обращения: 23.07.2024).
  37. Трегубова Ю.А., Мосина М.А. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Пермский педагогический журнал. – 2021. – № 12. – С. 130–137 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole-1/viewer (дата обращения: 23.07.2024).
  38. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др. Английский язык. 4 класс. Английский в фокусе: Учебник. В 2 ч. ФП. – М.: Просвещение, 2022. – 96 с.
  39. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. 4 класс. Английский в фокусе. Сборник упражнений. ФГОС. – М.: Просвещение, 2022. – 128 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Примеры карточек PECS по теме «Моя любимая еда»

Скачать (172KB)
3. Рис. 2. Пример наглядного материала для выполнения упражнения на порядковые числительные

Скачать (227KB)
4. Рис. 3. Пример упражнения с глаголами must/mustn’t

Скачать (379KB)
5. Рис. 4. Пример упражнения «Карточки с местоимениями и глаголом to be»

Скачать (109KB)
6. Рис. 5. Сравнительные результаты успеваемости ученика с РАС в 1-м и во 2-м триместрах

Скачать (103KB)

© Тимофеева О.М., Чугунова Е.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».