Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с особыми возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Одной из проблем современного инклюзивного образования в России является невозможность осуществлять качественное преподавание при нахождении в классе учеников, относящихся к разным категориям лиц с ОВЗ. Наиболее разумное в такой ситуации решение объединять в одном классе детей с одной категорией ОВЗ оказывается зачастую нереализуемо. В этом случае выходом может стать объединение детей с ОВЗ по признаку образовательных возможностей. Для определения образовательных возможностей в рамках изучения иностранного языка предлагается соотнести психофизиологические возможности учащихся с четырьмя видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом), развитие которых сформулировано как одна из целей изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.

Об авторах

Марина Вианоровна Золотова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: mviazolotova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2699-224X
ResearcherId: JXN-9285-2024

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Английский язык для гуманитарных специальностей» института филологии и журналистики

Россия, просп. Гагарина, 23, г. Нижний Новгород, 603022

Елена Валентиновна Ганюшкина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: elenaganyushkina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1244-8921
ResearcherId: O-1708-2019

старший преподаватель кафедры «Английский язык для гуманитарных специальностей» института филологии и журналистики

Россия, просп. Гагарина, 23, Нижний Новгород, 603022

Вера Леонтьевна Лунина

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Email: mamochkarodionovih@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-4293-0126

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык для гуманитарных специальностей» института филологии и журналистики

Россия, просп. Гагарина, 23, Нижний Новгород, 603022

Список литературы

  1. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 22.01.2024).
  2. Баженова Ю.А., Александрова Н.С. Методологические аспекты организации инклюзивной образовательной среды в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69–1. – С. 65–69.
  3. Гафнер В.В. Условия организации работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья на уроках иностранного языка. – Пермь, 2017. – 72 с.
  4. Евтушенко И.В. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с системными нарушениями речи в процессе музыкального воспитания: монография. – М.: МПГУ, 2020. – 172 с.
  5. Касимкина А.А., Соловьева Е.А. Формирование инклюзивной компетентности учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки // Огарев-online. – 2019. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://journal.mrsu.ru/arts/formirovanie-inklyuzivnoj-kompetentnosti-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-processe-professionalnoj-podgotovki (дата обращения: 24.01.2024).
  6. Кирюшина О.В. Организация урока иностранного языка в условиях инклюзивного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6. – № 1. – С. 41–52.
  7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – С. 447.
  8. Малофеев Н.Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2018. – № 190 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-ravnyh-prav-k-ravnym-vozmozhnostyam-ot-spetsialnoy-shkoly-k-inklyzii (дата обращения: 22.01.2024).
  9. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6. – С. 3–9.
  10. Бобров А.Е., Сомова В.М. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных // Доктор.Ру. – 2011. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-aspergera-retrospektivnyy-analiz-dinamiki-sostoyaniya-bolnyh (дата обращения: 24.01.2024).
  11. Мухин К.Ю., Карпова В.И., Безрукова И.С. и др. Синдром Ретта (обзор литературы и описание клинического случая) // Русский журнал детской неврологии. – 2010. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-retta-obzor-literatury-i-opisanie-klinicheskogo-sluchaya (дата обращения: 24.01.2024).
  12. Стивен Шор. За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера / пер. с англ. А. Смолян. – М.: Наш Солнечный Мир, 2014. – 224 с. ISBN 978-5-94607-188-8.
  13. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. – М.: Юрайт, 2019. – 281 с. (Антология мысли). ISBN 978-5-534-07290-7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Золотова М.В., Ганюшкина Е.В., Лунина В.Л., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».