Управление педагогической ситуацией: практические аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагогическая ситуация рассматривается с позиций педагогического управления. Проведенное исследование имеет практическую ориентацию и направлено на систематизацию способов повышения эффективности управления педагогической ситуацией. Рассматриваются две основные стратегии педагогического менеджмента: предотвращение проблем до их возникновения и реагирование на них после их возникновения. Показано, что многие проблемы управления можно предотвратить, если обратить внимание на использование учебного пространства, установление правил поведения, правильное структурирование педагогических ситуаций и передачу информации, четкое изложение инструкций, а также донесение до учеников важности обучения и позитивного поведения.

Об авторах

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3037-4797

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»

Россия, ул. Молодогвардейская, 244, Самара, 443100

Список литературы

  1. Яковлева Н.М., Яковлева Н.О. Педагогическое управление: сущность, значение и содержание // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 4. – С. 34–44.
  2. Доброва В.В. Роль концепта «педагогическая ситуация» в терминологическом строе наук об образовании: междисциплинарный анализ // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1. – С. 39–50.
  3. Dobrova V.V. On one type of pedagogical situations: classification and practical aspects. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 20. No. 1. Pр. 77–86. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6.
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Полиус, 1998. – 639 с.
  5. Jones V., Jones L. Comprehensive classroom management: Creating communities of support and solving problems. 6th edition. Boston: Allyn & Bacon. 2006. 231 p.
  6. Левина Т.В., Иванова В.А. Психология и педагогика. – Красноярск, 2008 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/psi-ped/index.html (дата обращения: 03.12.2024).
  7. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М.: Экономика, 1981. – 351 с.
  8. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 222 с.
  9. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.
  10. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. – М.: Высшее образование; Юрайт, 2000. – 357 с.
  11. Classroom management. Washington: Peace Corp. 2021. 321 p.
  12. Good T., Brophy J. Looking in classrooms. Boston: Allyn & Bacon. 2002. 129 p.
  13. Seifert K., Sutton R. Educational Psychology. Second Edition. Global text, 2009. 376 p.
  14. Brophy J. Motivating students to learn. 2nd edition. Mahwah, NJ: Erlbaum. 2004. 233 p.
  15. Britt T. Effects of identity-relevance and task difficulty on task motivation, stress, and performance. Motivation and Emotion. 2005. No. 29 (3). Pр. 189–202.
  16. Van Meerionboer J., Kirschner P., Kester L. Taking the cognitive load off a learner’s mind: Instructional design for complex learning. Educational Psychologist. 2005. No. 38 (1). Pр. 5–13.
  17. Chesebro J. Effects of teacher clarity and nonverbal immediacy on student learning, receiver apprehension, and affect. Communication Education. 2003. No. 52 (2). Pр. 135–147.
  18. Marks L. Instructional management tips for teachers of students with autism-spectrum disorder. Teaching Exceptional Children. 2003. No. 35 (4). Pр. 50–54.
  19. Marzano R., Marzano J. The key to classroom management. Educational Leadership. 2004. No. 62. Pр. 2–7.
  20. Kounin J. Discipline and group management in classrooms. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1970. 254 p.
  21. Emmer E., Stough L. Classroom management: A critical part of educational psychology, with implications for teacher education. Educational Psychologist. 2001. No. 36 (2). Pр. 103–112.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Доброва В.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».