№ 1 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Теория и история культуры

Современная песня волго-уральских татар в социальных сетях и блогосфере: аксиологический подход

Салимов А.М.

Аннотация

В работе представлен анализ современных песен волго-уральских (казанских) татар в социальных сетях и блогосфере, размещённых на татарском языке в формате музыкальных видеороликов, с точки зрения аксиологического подхода. Даётся сравнительная статистика наиболее популярных произведений и исполнителей современной татарской песни в социальных сетях, а также активность последних в музыкальной блогосфере.

Автор изучает основную тематику и ценности, заложенные в песнях и клипах, причины растущей популярности современной музыки и песен казанских татар в социальных сетях, увеличения количества просмотров видеороликов, числа подписчиков у авторов каналов и блогов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):7-15
pages 7-15 views

Внедрение цифровых технологий в современное искусство

Рыбасова Ю.Ю., Новгородова Е.Е., Крепкогорская Е.В.

Аннотация

Сегодня актуально говорить об особенностях внедрения цифровых технологий, которые коснулись всех сфер общества, включая современное искусство. Практика показывает, что их использование помогает создать новый интерактивный художественный продукт. С помощью него участники цифровой среды могут без границ взаимодействовать и коммуницировать. 

Современные цифровые технологии создают площадки для проявления таланта и творчества в области искусства. История знает множество примеров, когда талант был не только денежным эквивалентом, а проявлял себя через произведения искусств. Это была великая эпоха Ренессанса, ее деятели с помощью своих творений оставили наследия, которые сегодня уже оцифрованы и помогают изучать художественные произведения этого и других периодов культуры искусства.

Медиаискусство в цифре помогает совершенствовать и позволяет искать инновационные технологии для изменения содержательной стороны творений прошлого с помощью прочтения в современной диджитал – среде.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):15-19
pages 15-19 views

История, производство и технология казанских ичигов

Гилязеева А.С.

Аннотация

В статье рассматривается история и технология ичижного мастерства, изменения производства в соответствии с историческими циклами, технологическое обеспечение производства продукта на каждом историческом этапе, этапы его производства. Проведенное исследование описывает и воспроизводит процесс изготовления ичижной обуви, намечает перспективы его дальнейшего развития в современном производстве.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):19-26
pages 19-26 views

Влияние традиционной культуры в сохранении природных ресурсов: адыгская (черкесская) культура

Сание А.

Аннотация

Статья рассматривает влияние традиционной культуры на сохранение природной среды. Традиционная культура предполагает уважение и охрану природы в обществе. Можно увидеть влияние традиций на людей и окружающую среду от прошлого до настоящего. Цель исследования – понять эффективность традиционной культуры в сохранении природных ресурсов. В этом контексте адыгское общество рассматривалось как образец. Адыгское общество, очень преданное своим традициям, на протяжении веков уважало и сохраняло природные территории, которые считает священными. Традиции сохранения природы на протяжении веков проявили себя во всех аспектах жизни адыгов и приняли их как образ жизни. Однако с развитием событий в мире и социальными изменениями в обществе традиционные культурные элементы начинают исчезать. Наиболее важные последствия этого проявляются в природе, которая является частью жизни. Вследствие влияния внешних факторов, таких как глобализация, войны, а также внутренних факторов (особенно изменения в религиозных воззрениях) адыги отошли от своей традиционной культуры, и это изменило отношение к природе, что привело к разрушению природных ресурсов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):26-33
pages 26-33 views

Искусствоведение

Преломление принципов неофольклоризма в творчестве Акшина Ализаде

Ханбекова В.Н.

Аннотация

Проблема исследования фольклора и принципы претворения его в композиторском творчестве является одним из интересных направлений музыкознания. Исследования по сбору фольклорного материала проходят в контексте изучения, (иногда) сопоставления музыкальной культуры разных народов, что направлено на сохранение и популяризацию этого богатого наследия. А в практическом плане «фольклорные опусы» композиторов преследуют разные цели. Для одних – это эпизодическое влечение, для других – характерная особенность творческого стиля, определяющего основное направление. Фольклоризм прошел долгий путь развития, его вклад в эту область (как в научном, так и практическом аспекте) отображает самые изощренные методы композиторского письма. В связи с этим в статье освещена проблема «фольклор и композитор». Основной целью статьи является изучение принципов интерпретации фольклора в композиторском творчестве (неофольклористов) ХХ века. В связи с этим приводится типология приемов работы с народной музыкой композиторов с разными эстетическими ориентациями. В данной статье рассматриваются приемы использования фольклора и принципы его интерпретации в творчестве известного азербайджанского композитора Акшина Ализаде (1937-2014). Проводятся параллели между первыми представителями неофольклоризма и творчеством А. Ализаде, что и составляет новизну данного исследования. А. Ализаде в своих опусах использует фольклор в виде целостной цитаты, а также включает ряд его элементов. А в некоторых произведениях, не прибегая к цитированию, создает собственный прототип, близкий принципам фольклорного мышления. Сочетание народных элементов с современной композиторской техникой (и тенденциями) – основа творческого стиля А. Ализаде. Композитор прибегает к приемам подражания, ритмическим усложнениям, гармоническому богатству, вариантному (макро- и микротематическому) развитию, тем самым динамизирует фактуру и отражает современный взгляд и подход к народному образцу.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):34-43
pages 34-43 views

Интерференция как фактор формирования образных структур в живописи

Степанов А.В., Степанова Т.М., Томилов А.М.

Аннотация

Раскрывается феномен факторного воздействия различного рода интерференционных процессов на формирование пластических особенностей образных текстов живописи. Материал исследуется в рамках междисциплинарного культурологического подхода, включающего компоненты естественнонаучного и гуманитарного знания. Фактологической основой исследования определены конкретные артефакты из области изобразительных искусств. Научная новизна связана с экспликацией (развертыванием) понятия интерференция в области визуального творчества – живописи – на основе аналоговой интеграции физического, психологического, лингвистического и культурологического знания о данном понятии/объекте. Впервые в теории предлагается рассмотрение живописных образных структур как интерферирующих объектов в условиях факторного воздействия. При этом интерференция в живописи аналитически рассматривается в аспектах структурно-пластического и индивидуально-стилевого явлений. Определяются такие виды реализации интерференции в живописи, как перцептивно-моделирующая интерференция и билингвистическая стилевая интерференция.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):43-49
pages 43-49 views

Популяризация культурного наследия региона посредством использования этнографических ресурсов Oмской области

Солодовникова Ю.Р., Карасёв И.Е., Лукина О.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу этнографических ресурсов Омской области и их роли в сохранении и популяризации культурного наследия региона. Выявлены особенности и роль этнографических ресурсов как носителей значимой информации по сохранению традиционной культуры. Авторы представили этноресурсы как ресурсы, сохраняющие этнические традиции в повседневной жизни и адаптирующиеся к современным реалиям. Популяризация этнокультурного наследия транслирует формы этнических традиций в культурное пространство региона. Исследован опыт репрезентации этноресурсов региона как эффективной технологии актуализации культурного наследия региона на примере Омской области. Проанализированы этнографические ресурсы самых многочисленных этносов (немцы, сибирские татары, казахи), населяющих Омскую область. Представлена роль этноресурсов региона в популяризации культурного наследия посредством организации экскурсионных маршрутов в места компактного проживания этносов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):49-56
pages 49-56 views

Экранное послание дореволюционных неигровых фильмов

Беляков В.К.

Аннотация

На примере ряда сохранившихся дореволюционных хроникальных фильмов-портретов, посвящённых Льву Толстому, Леониду Андрееву и артисту Александринского театра Владимиру Давыдову, анализируются различные стороны коммуникации раннего неигрового кинематографа со зрителем. Отмечаются информационная и пропагандистская составляющие коммуникации, а также ее репрезентативная функция. Последняя была в тот момент наиболее существенной, поскольку, с точки зрения авторов фильмов, зрителю было важно визуально продемонстрировать те или иные объекты съемки.

Автор работы также исследует особенности съемок ритуала жизни и деятельности императора Николая II, которые носят в значительной степени сакральный характер, что, однако, профанировалось массовым зрителем уже в те времена.

Историческая кинохроника порождает в зрителе интерес к сохранившимся репрезентациям прошлого и в этом ее главное значение.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):56-63
pages 56-63 views

Кинетика хороводов села Карсовай Балезинского района Удмуртской Республики

Богданова Ю.П.

Аннотация

Территория, на которой расположилось село Карсовай, не обладает целостностью, в ней сосуществует несколько локальных традиций, сформировавшихся в результате нескольких переселенческих потоков. В данной статье рассматриваются кинетические особенности хороводной традиции русского населения, проживающего на территории с. Карсовай. Были выявлены основные виды хороводов. Проведена классификация хороводов с точки зрения кинетики. Рассмотрены изменения кинетики хоровода в координации с составами его участников.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):63-67
pages 63-67 views

Педагогика и образование

Школа как открытая воспитательная среда в эпоху цифровой трансформации

Мухаметзянова Ф.Ш., Зияева Г.А., Исланова Н.Н.

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем, возникающих в системе школьного воспитания в связи с цифровой трансформацией и модернизацией, происходящей в последнее десятилетие. Авторы отмечают, что российская школа – это современный институт социализации детей и молодежи, который тесно взаимосвязан с дошкольным, дополнительным и высшим образованием. Отмечается, что от результатов подготовки выпускников школы, качества получаемого образования и от воспитания зависит социокультурное и экономическое развитие страны и будущий рынок труда.

Авторы заостряют внимание на особенностях протекания процесса модернизации школьного образования, который специфическим образом воздействует на воспитательную работу, процесс социальной идентичности школьников, актуализирует проблему деструктивного поведения современных обучающихся. В то же время отмечается, что данное явление носит глобальный характер. Нужны инновационные образовательные и воспитательные подходы в школе. Выделены ценности, лежащие в основе воспитательного процесса в школе: учитель и ученик – равноправные партнеры, которые находятся вместе с другими субъектами образовательного процесса в едином образовательном пространстве; современная образовательная среда – место общественной (групповой, командной, коллективной) социализации; личностная включенность в образовательный процесс и педагогов и обучающихся – это базовый компонент самореализации обучающихся.

Сделаны выводы о том, что современная школа – открытая система развития базовых компетенций и навыков ХХI века, и она имеет тенденцию к видоизменению. Отмечается, что сегодня образование является культурно-интеллектуальным ресурсом для России, поскольку содействует достижению определенного уровня социально-экономического роста и социальной устойчивости, а также стабильности государства как саморазвивающейся системы. Но, как любая система, она переживает процессы изменений.

Вышесказанное позволило сформулировать цель статьи - многоаспектный анализ социальных факторов, влияющих на процесс трансформации образовательно-воспитательной среды в российской школе, и предмет исследования – социальные процессы, происходящие в образовательной среде, связанные с цифровой трансформацией и изменением социального поведения и социальной психологией субъектов образовательной деятельности.

В статье отмечается, что система образования находится на переломном этапе развития, социальные процессы не имеют четких границ начала и конца. Авторами сделана попытка показать новые смыслы происходящих изменений в образовании, в т.ч. через необходимость постановки проблемы об изменении воспитательной парадигмы в отношении современных детей и взаимодействия с обществом.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):68-74
pages 68-74 views

Структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института

Наговицын Р.С., Гилязов Р.Г.

Аннотация

Статья посвящена разработке структурной модели формирования музыкальной культуры личности студента института через выявление ключевых теоретико-методологических и содержательных особенностей вокально-педагогической деятельности. В целевом и методологическом блоках модели представлены основные цели формирования личности студента, концептуальные подходы и принципы реализации образовательно-воспитательного процесса. Ведущий содержательный блок структурной модели выявил основные этапы исследования и комплекс необходимых педагогических условий для реализации эффективности внедрения авторской разработки. В итоге уровневый и результативный блоки через создание ключевых компонентов и уровней определили главный и самый важный результат исследовательского процесса: студент со сформированной музыкальной культурой личности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):74-79
pages 74-79 views

Синергия образовательной среды и эффективности высшего технического образования

Вильданов И.Э.

Аннотация

В статье представлена концепция синергии образовательной среды и эффективности высшего технического образования; рассматривается, как создание благоприятной среды обучения может повысить общее качество и результаты технического образования до более высокого уровня. Принимая во внимание такие факторы, как инфраструктура, методики преподавания, услуги поддержки студентов и сотрудничество с промышленностью, автор подчеркивает потенциальные преимущества создания синергетической образовательной среды. В статье также анализируется влияние такой среды на вовлеченность студентов, развитие навыков и перспективы трудоустройства. Благодаря всестороннему исследованию статья способствует нашему пониманию того, как взаимодействие между образовательной средой и высшим техническим образованием может привести к более эффективному и результативному обучению студентов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):79-84
pages 79-84 views

Использование мультимедийных технологий для развития коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в юридическом вузе

Баринова О.Ю., Мингазизова Г.Г.

Аннотация

Важнейшей целью обучения иностранному языку сотрудников полиции становится не просто овладение коммуникативными умениями речевой деятельности на иностранном языке, а развитие готовности и способности взаимодействовать с представителями международного сообщества, используя в качестве средства коммуникации иностранный язык.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):84-87
pages 84-87 views

Интерактивная методика преподавания грамматики на занятиях иностранного языка

Ситдикова Г.Р., Дульмухаметова Г.Ф., Крепкогорская Е.В.

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению интерактивной методики преподавания грамматики на занятиях иностранного языка. В настоящее время существует большое количество методик преподавания грамматики, когда главной целью является обучение успешному и эффективному использованию студентами на практике правил английского языка. Интерактивные методы необходимы преподавателям иностранного языка для того, чтобы избежать механического заучивания материала, что может привести к последующему уменьшению объема закрепленного в памяти материала, некоторых его элементов и исключений. Интерактивный метод полезен для мотивации и вовлечения всех студентов в процесс обучения. Практический опыт визуального, аудиального и, возможно, кинестетического способа изучения иностранного языка, несомненно, является целью такого типа преподавания.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):88-92
pages 88-92 views

Современные образовательные технологии в обучении иностранному языку при подготовке сотрудников правоохранительных органов

Баринова О.Ю.

Аннотация

В статье представлены наиболее актуальные образовательные инновации в сфере языковой подготовки сотрудников полиции. Автором предложено и обосновано средство реализации практической направленности занятий по английскому языку у сотрудников полиции – сценарий. Статья посвящена анализу педагогического потенциала мультимедийных технологий обучения сотрудников полиции.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):92-96
pages 92-96 views

Результаты апробации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки

Перчаткина В.Г.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки и реализации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки. Цель статьи: провести апробацию предложенной модели, доказать ее эффективность с использованием разработанного критериально-диагностического аппарата. Автором обоснован и разработан критериально-диагностический аппарат (критерии, показатели эффективности модели, диагностический инструментарий оценки сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки), описаны этапы экспериментальной работы по проверке эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки, проведена экспериментальная проверка ее успешности. Представленные результаты доказывают эффективность разработанной модели. Статья предназначена для аспирантов, соискателей, исследователей, интересующихся проблемами организации, проведения опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, разработки и применения количественных и качественных методов оценки его эффективности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):96-101
pages 96-101 views

Проблемы инженерной подготовки кадров МЧС России

Королева Е.С.

Аннотация

Активная деятельность человека всё больше стирает границы между биосферой и техносферой. На сегодняшний день в окружающей нас среде всё меньше остаётся пространства, не преобразованного человеком, и всё чаще общество возвращается к вопросам безопасности, достигнуть которую можно путем адекватной и грамотной профессиональной деятельности специалистов – сотрудников ведомств и структур по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения. На сегодняшний день таких специалистов готовит немало высших учебных заведений. Однако следует актуализировать учебные планы, конкретно по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», что связано с необходимостью включения в учебный процесс изучения такого понятия, как «культура техносферной безопасности», так необходимой для профессионалов в области обеспечения безопасности. Цель исследования – выявить необходимость введения самостоятельной дисциплины «Культура техносферной безопасности». Ведущим методом исследования является создание основных необходимых разделов рабочей программы дисциплины. Результаты статьи открывают дополнительные возможности для дальнейших исследований в области теории и методики высшего профессионального образования и могут быть использованы при определении педагогических условий формирования культуры техносферной безопасности как профессиональной ценности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):101-106
pages 101-106 views

Моделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации

Кривоногов А.Д.

Аннотация

Статья посвящена структурно-функциональному моделированию системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации образования. В теоретико-методологическом блоке модели отражены теоретические основания, методологические подходы при реализации воспитательной деятельности, а также принципы и закономерности. В содержательно-технологическом блоке детально представлены основные направления практической деятельности: педагогическая ситуация в условиях цифровой трансформации, психолого-педагогические технологии и содержательная методика, включающая модульную целевую программу по внедрению как традиционных, так и цифровых технологий. Оценочно-критериальный блок включает систему взаимосвязанных условий, каждое из которых дифференцировано на пять уровней гражданско-патриотической воспитанности студентов.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):106-111
pages 106-111 views

Навыки прогнозирования ребенка с дефицитарным дизонтогенезом: опыт формирования

Ахметзянова А.И.

Аннотация

В статье представлены результаты апробации авторской модели формирования навыков прогнозирования, подтверждается ее эффективность, что указывает на необходимость включения в сопровождение детей с дефицитарным развитием дополнительного направления, способствующего формированию прогнозирования и их успешной социализации.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):111-117
pages 111-117 views

Влияние культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи

Григорьева А.В., Черняк Е.Ф.

Аннотация

Статья посвящена проблеме обращения к культурно-историческому наследию как важному фактору воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. Актуальная задача - обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Анализируя взгляды ученых на проблему безопасного поведения, авторы приходят к выводу, что поиск безопасности заключается в соблюдении соответствующих правил и норм поведения, передающих определенный смысл для общества, а культура безопасного поведения рабочей молодежи должна стать нормой общества. Использование культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения создает эмоциональную связь с традициями и историей, что укрепляет приверженность рабочей молодежи к безопасному поведению. Авторами приведены примеры использования культурного и исторического наследия в воспитании культуры безопасного поведения рабочей молодежи.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):117-121
pages 117-121 views

Этапы формирования и подготовки сборной Республики Татарстан по олимпиадному программированию

Статкевич И.А., Романовская М.А., Статкевич Г.А.

Аннотация

Статья посвящена роли и месту отдела довузовского образования Университета Иннополис как базовой площадки для подготовки учащихся, проявляющих способности в области ИТ-технологий, а также анализу статистических данных результатов этой деятельности.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):121-129
pages 121-129 views

Методическая деятельность А.Ф. Бормусова в контексте становления музыкальной культуры Татарстана

Султанова Р.Р., Галиуллина Э.Ш.

Аннотация

В статье обосновывается роль педагога в процессе воспитания личности, обладающей определенными качествами, отвечающими запросам государства и социума. На основе материалов Национального архива Республики Татарстан осуществлен анализ авторской программы по гармонии выдающегося хорового дирижера, скрипача, композитора и преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Алексея Федоровича Бормусова. Представлена численность учащихся техникума в 1922-1927 гг., выявлены цели и содержание обучения гармонии, принципы и методы работы педагога. Сделан вывод о влиянии педагогической деятельности А.Ф. Бормусова на формирование музыкальной культуры Республики Татарстан.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):129-134
pages 129-134 views

Обучение джазу учащихся музыкальных школ и студентов ссузов и вузов в условиях преобладания академической системы образования

Руденко А.А., Мирная Р.Р., Ажимов З.Р.

Аннотация

Несмотря на всемирное признание и популярность джазовой музыки «отношения с ней» в нашей стране складывались довольно противоречиво. Попытки государства контролировать этот жанр и его распространение среди любителей все же оказались безуспешными, и в российской истории джаза (которой на данный момент 101 год!) «расцвели» всемирно известные исполнители, сложились свои национальные традиции, авторские школы, система профессионального обучения (школа-училище-ВУЗ). В развитии джазового образования значительную роль играет профессиональный уровень музыкального сообщества, способного воспитать будущее поколение, и возможность реализации исполнительского потенциала молодежи через динамическое включение в творческую среду. Целью данной статьи является рассмотрение организационно-методического опыта обучения джазу на примере образовательных учреждений города Казани. Исследование посвящается 20-летию кафедры эстрадно-джазовой музыки (с 2020 года кафедра музыкального искусства) Казанского государственного института культуры.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):134-140
pages 134-140 views

Реализация технологии групповой деятельности в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа

Быкова Н.А.

Аннотация

В статье рассматривается применение педагогической технологии групповой деятельности обучающихся в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» («Инструменты народного оркестра»). Определен потенциал применения технологии групповой деятельности, его цели и задачи в условиях реализации коллективной формы музыкального музицирования. Выявлены педагогические принципы, позволяющие стимулировать процесс развития творческого потенциала студента и его исполнительского мастерства.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):140-145
pages 140-145 views

Вокальные упражнения и solfeggi в педагогической практике XVIII столетия: на примере метода Джузеппе Априле

У Ч.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы вокальной педагогики XVIII столетия – эпохи, открывшей миру творческие имена многих выдающихся певцов. Их стиль пения, как правило, отличался виртуозностью, технической сложностью, обилием орнаментики и совершенным владением дыханием.

Огромную роль в расцвете вокального искусства XVIII столетия сыграли вокальные упражнения и solfeggi, которые разрабатывали и составляли учителя пения для своих учеников. Исполнение solfeggi предполагало сольмизацию напевов, что давало навык четкой артикуляции, позволяло правильно формировать певческий аппарат исполнителя.

В статье анализируются вокальные сборники Дж. Априле – певца-кастрата XVIII века, педагога по вокалу Неаполитанской консерватории. Рассматриваются вопросы практического применения вокальных упражнений и solfeggi Априле в современной вокальной практике. В настоящее время, когда идет возрождение живого интереса к старинной опере, изучение этих вопросов становится особенно актуальным.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):145-151
pages 145-151 views

Аксиологические основы поиска цветового решения художественного произведения: педагогический аспект

Попадинец С.Д.

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, направленного на выявление аксиологических основ поиска цветового решения художественного произведения как ценностной базы творческой деятельности в области создания цветовых композиций. Изучение аксиологии работы с цветом имеет потенциал практического применения для педагогики изобразительного искусства, разработки эффективных методик преподавания живописи, цветоведения, композиции; более глубокого изучения восприятия цвета как элемента художественного произведения.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):151-155
pages 151-155 views

Образовательная технология «Творческая мастерская педагога» в художественной подготовке бакалавров

Хао Ш.

Аннотация

В статье описана структура, характеристики, приведены показатели эффективности, анализ перспектив применения образовательной технологии «Творческая мастерская педагога», направленной на повышение качества художественной подготовки бакалавров в условиях межкультурного российско-китайского взаимодействия.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):155-158
pages 155-158 views

Опыт исследования символики танца дракона как фактор сохранения нематериального культурного наследия Китая

Ли Ц.

Аннотация

Артефакты нематериального культурного наследия Китая требуют атрибуции, культурологического анализа и сохранения в современном пространстве культуры и искусства. Автор принял участие в процессе поиска и воссоздания древнего танца провинции Хэбэй, что определило технологию проведенного исследования как педагогический ресурс.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):159-164
pages 159-164 views

Компетентностный подход в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии: диагностика и моделирование в системе танцевального образования

Хуан Ч.

Аннотация

В данной статье осуществляется глубокий анализ актуальной проблемы формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии, исследуя этот вопрос в контексте компетентностного подхода. Исходными данными для исследования выступают современные методологические и педагогические концепции, а также эмпирические данные, собранные с помощью анкетирования и наблюдения среди студентов и преподавателей высших и средних специализированных учебных заведений. Предметом исследования являются механизмы диагностики и моделирования профессиональных навыков в системе танцевального образования. Целью работы является выявление наиболее эффективных методик и подходов к обучению, а гипотеза заключается в том, что применение компетентностного подхода может значительно оптимизировать существующие учебные программы и методики. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности интеграции компетентностного подхода в учебные программы с целью повышения качества профессиональной подготовки учителей хореографии. Научный вклад работы заключается в разработке новых критериев и методик для оценки и формирования профессиональных навыков. Эти результаты могут быть применены для оптимизации учебных программ и методик обучения не только в высших, но и в средних специализированных учебных заведениях.

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024;(1):164-169
pages 164-169 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».