Teaching Jazz to students of music schools and students of colleges and universities in the conditions of the predominance of the academic education system

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Despite the worldwide recognition and popularity of jazz music, the "relationship with it" in our country was contradictory. Attempts by the state to control this genre and its spread among fans nevertheless proved unsuccessful and in the Russian history of jazz (which is currently 101 years old!), world-famous performers flourished, their own national traditions, author's schools, and a system of vocational training (school-college-university). A significant role in the development of jazz education is played by the professional level of the musical community, which is able to educate the future generation and the possibility of realizing the performing potential of young people through dynamic inclusion in the creative environment. The purpose of this article is to consider the organizational and methodological approach in teaching jazz on the example of educational institutions in Kazan. The study is dedicated to the 20th anniversary of the Department of Pop and Jazz Music (since 2020, the Department of Musical Art) of the Kazan State Institute of Culture.

Texto integral

Введение

Профессиональное обучение джазу возникло в Америке и России примерно в одно и то же время (60-70-е гг. XX века), это связано с тем, что в период генезиса и становления этого жанра (начало XX века), он воспринимался как музыка развлекательная и не рассматривался как интеллектуальный вид искусства, несущий образовательно-воспитательную функцию. Однако интерес к раннему джазу и его первые «педагогические ростки» мы наблюдаем как системный процесс самостоятельной познавательной деятельности – «самообучение», когда с помощью «метода съема» он распространялся как устная традиция по слуху и записям. Подготовка первых джазовых музыкантов осуществлялась в отечественной школе уже с 20-х по 70-е гг., но к системе академического музыкального образования ее невозможно было отнести. Справедливо назвать тот период любительским обучением, когда предполагалось публичное взаимное творчество, повальная увлеченность, обмен опытом, как исполнительским, так и слушательским (перезапись грампластинок). В то время музыканты изучали импровизацию, композицию, аранжировку, приобретали навыки ансамблевого исполнения – в этом творческом процессе преобладала инструментальная подготовка. Настоящим «бумом» расцвета профессионального джазового образования в Америке можно считать 60-70-е гг. Это обусловлено появлением джазовых оркестров в средних школах, колледжах, которыми начали руководить преподаватели; ростом количества учебно-методической литературы; преподавать джаз стали высококлассные музыканты. Появление отечественного дополнительного образования в 60-х гг. (и уже затем в 70-80-е гг. – профессионального) связано с открытием джазовых студий, фестивалей и концертов, организацией лекций-бесед, курсов и семинаров о джазовой музыке, которые проводили известные джазовые музыканты А. Баташев, И. Бриль, В. Фейертаг и т.д. В настоящее время в российских колледжах, техникумах и ВУЗах порядка сорока эстрадно-джазовых отделений и практически в каждой детской музыкальной школе или студии обучают эстрадно-джазовому вокалу и игре на эстрадных инструментах [3].

Под академической системой образования нами понимается вид образования, который фокусируется на изучении фундаментальных знаний, теорий, принципов эстрадно-джазовой музыки; направленный на развитие критического мышления, аналитических и музыкально-творческих способностей, исполнительских умений и навыков (а также на приобретение компетенций в профессиональном образовании) согласно требованиям образовательной программы и ФГОС на всех ступенях образования. По мнению Л.П. Ермиловой, «компетентность как системное понятие выступает той генерализирующей линией, которая и определяет индивидуальную профессиональную неповторимость модели деятельности специалиста музыкального искусства эстрады» [8, с.91].

Данное исследование направлено на рассмотрение противоречивости обучения джазу в академической системе образования и обобщает 20-летний организационно-методический опыт эстрадно-джазового направления в Казанском государственном институте культуры.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составили теоретические методы (анализ, обобщение, конкретизация) и эмпирические методы (изучение, обобщение опыта). К используемым материалам исследования относятся документы основных профессиональных образовательных программ 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (профили «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадно-джазовое пение»); а также издания, посвященные деятельности кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского государственного института культуры (статьи и другие просветительские материалы).

Литературный обзор

Теоретической основой исследования явились научные труды по истории становления профессионального джазового образования в России и США Т.А. Будницкой [3]; по социологии профессии джазового музыканта И.В. Бабаяна [2]; лингвокультурному типажу «джазмена» Э.Т. Кубасовой [5]. Сущность, специфика и проблематика подготовки специалистов музыкального искусства эстрады в контексте эстрадно-джазового образования раскрываются в работах З.Р. Ажимова [1], Л.П. Ермиловой [8], А.Л. Загидуллиной и М.М. Маркус [4]. Дискурсивные методики современного джазового образования рассмотрены Б.А. Саруханяном [7], вопросы национальной джазовой культуры исследовались Р.Р. Мирной и Т.Ю. Гордеевой [6].

Результаты

Для создания необходимых условий гармоничного развития личности в современном обществе требуется глубокий анализ процессов, происходящих в образовании, создание практических рекомендаций, а также изучение ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, затрудняющих эффективную реализацию задач музыкального образования. В области эстрадно-джазового образования это касается проблем повышения эффективности обучения в начальном (школьном) звене, совершенствования профессиональной подготовки и специализации в системе среднего специального образования, усиление направляющей роли ВУЗа как центра музыкального образования и музыкальной культуры города и региона.

Любой образовательный процесс, в том числе и обучение джазовой музыке, играет важную роль в определении будущего ученика-студента и несет в себе основные характеристики: актуальность, качество, гибкость, доступность, глубина, социальная значимость, региональная значимость. Процесс обучения джазу предполагает: 1. Постижение сложного интонационного, ритмического, гармонического, эмоционально-энергетического музыкального языка, обладающего мощным физиологическим воздействием на публику; 2. Владение музыкально-выразительным набором метроритмических, фразировочных, агогических акцентуаций и других исполнительских аспектов и приемов, свойственных джазу; 3. Погружение в разнообразную стилистику джазовой и около джазовой музыки; 4. Создание интерпретаций, исполнительских трактовок и выражение собственного индивидуального импровизационного языка музыки и т.д.

Процесс обучения джазу в условиях академической системы образования несет в себе некую проблемность, что прослеживается и в наше время (с одной стороны, мировая политика и «антизападные» санкции против признания джаза наряду с классической музыкой во всем мире, хотя «гонение джаза» мы уже проходили; с другой стороны, свобода джаза и некоторое «бунтарство» ее исполнителей против строгой, выстроенной, диктующей каноны системы образования и т.п.). Есть и другое видение дискредитации ценности джазового образования, которое имеет широкое поле:

- во-первых, джазовое образование отделено от «искусства» и «реальности», т.е. педагогика джаза как социального института, готовящая специалистов для государства и им же финансируемая, оторвана от «реальной жизни», к тому же гениальность исполнителя рождается природой, а не социальным феноменом;

- во-вторых, джазовое образование антиакадемично, т.е. джазовый музыкант «антиинтеллектуален» (*от авт.: спорное утверждение) и в распространенной мифологии изображается как «инстинктивный, эмоциональный и телесный музыкант, а не как рациональный, мозговой и теоретический джазовый академик»;

- в-третьих, желание вернуться к «естественным» ценностям доинституционального джазового мира – аутентичность, естественность, душевность, интуитивность, индивидуальность, анархичность и следование кодексам и конвенциям биг-бэндов и джазовых клубов дала истории джаза великие имена исполнителей (зачастую самоучек), в современном времени роль личности джазмена ослабла;

- в-четвертых, джазовое образование обладает угрожающим потенциалом, т.к. подавляет творчество и развитие джаза, душит индивидуальность;

- в-пятых, нейтрализующая сила джазовых традиций как идеологических канонов, ослабляющих силу критического осмысления и ведущих к риску отнести джаз к «музейным экспонатам» [7, с.95-97].

Обучение джазу подразумевает взаимопроникновение двух серьезных музыкальных традиций – академической и джазовой. Важно отметить, что людям с базовым академическим образованием требуется серьезный наставник, который понимает разницу в метроритмических вибрациях между классикой и джазом. Наставник способен открыть ученику состояние эманации (истечение из запредельного первоначала), свойственной трансово-обрядовой природе джаза и блюза и высвобождающей энергию, открывающей божественную истину (здесь можно вспомнить исполнителей госпел-хоров, входящих в трансовое состояние).

Обсуждение

В ходе анализа учебного процесса на ступени высшего образования (на примере эстрадно-джазового направления Казанского государственного института культуры) и в аспекте прогнозирования дальнейших перспектив выделяются некоторые факторы, определяющие успешность «регионального» джазового образования:

- подготовленность абитуриентов по профильному направлению – существующее положение джазового высшего образования в Татарстане имеет свои сложности. Проблемность данного аспекта зависит от наличия/отсутствия в регионе (как основного поставщика предполагаемых кадров) эстрадных профильных направлений в ССУЗах и музыкальных школах, что вынуждает принимать на направление подготовки абитуриентов без специальной подготовки (это касается инструментальной специализации) [1, с.10]. Тенденция последних лет приема абитуриентов показывает снижение количества поступающих по медным инструментам (трубы, тромбоны), эстрадных гитаристов и бас-гитаристов. Ослабление интереса к инструментальному профилю можно связать с потребностью музыкантов на рынке, на сегодняшний день востребованы аккомпаниаторы для артистов поп-сцены (в основном это центральный регион страны), работники джазовых и эстрадных коллективов для исполнения фоновой музыки, работники кавер-бэндов, музыканты авторских и фестивальных проектов [4, с.98]. Совершенно противоположная ситуация с приемом эстрадно-джазовых певцов, конкурс среди которых при поступлении варьируется от 5 человек на бюджетное место;

- востребованность на рынке труда выпускников направления «Музыкальное искусство эстрады» (…«проблемная ситуация отмечается в регионах, отсутствие профессиональных джазовых коллективов и возможности трудоустройства вынуждают музыкантов уезжать в поисках работы, нередки случаи смены профессиональной деятельности» [2, с.304]). В действительности в некоторых регионах существует, в лучшем случае, 1-2 профессиональных коллектива, куда выпускники могут трудоустроиться в качестве артистов оркестра или концертмейстеров; остальные вынуждены работать педагогами в образовательных организациях (востребованность педагогов дополнительного образования сейчас высокая, молодежь в силу своей амбициозности стремится найти высокооплачиваемую работу), музыкантами в заведениях (как самозанятые), либо искать дополнительные, не имеющие ничего общего с музыкой способы жизнеобеспечения;

- профессиональная компетентность преподавателей и мотивация студентов: ни один образовательный процесс не будет эффективным, если преподаватель не совершенствует свое профессиональное мастерство, а студент занимается без желания и должной отдачи. Профессорско-преподавательский состав направления активно ведет научную, творческую и просветительскую работу. Среди проектов, в которые вовлекаются студенты, можно отметить многочисленные концертные программы, записи альбомов, подготовка диссертаций, гастрольные выезды, участие в экспертных составах жюри, организация конкурсов, конференций, круглых столов, образовательных программ, обмен опытом с эстрадными отделениями ССУЗов и ВУЗов. Вдохновляет студентов и преподавателей участие в международных джазовых фестивалях: «Джаз в усадьбе Сандецкого», «Джаз в Кремле с Ольгой Скепнер», Традиционный джаз-фестиваль в Альметьевске, Moscow Jazz Festival, Tasigo Jazz Fest. Повышает профессиональную компетентность участников образовательного процесса приглашение почетных гостей с мастер-классами: пианистов И. Бриля, Р. Столяра, А. Сайфуллина, вокалистов А. Карягиной, Веры FOX, бас-гитариста А. Давидянца, духовиков В. Головнева, А. Баязитова, организация творческих встреч с С. Манукяном, О. Радзецкой, Г. Соловьевым (бас), В. Фейертагом, А. Хасаншиным и т.д.;

- преемственность профессиональных кадров: высшее эстрадно-джазовое образование существует в Татарстане с 2003 года (с момента открытия кафедры эстрадно-джазовой музыки и первого набора абитуриентов по специализации «Эстрадно-джазовое пение» кафедрой сольного пения). Организатором и идейным вдохновителем кафедры эстрадно-джазовой музыки до 2020 года являлся заслуженный работник культуры РТ, кандидат педагогических наук, доцент Загид Ажимов. У истоков джазового образования стояли настоящие профессионалы: бэнд-лидер А. Василевский; теоретики Ю. Коган, О. Скепнер, Р. Утэй, А. Шураев; пианисты О. Анохин, Ю. Шамсутдинов; А. Ужаков (духовые инструменты); Р. Муллин (гитара, бас-гитара); Р. Абдуллин (ударные инструменты); Л. Чугунова (вокал). На смену им пришли пианист А. Руденко; теоретик Т. Гордеева; вокалисты А. Вознесенская, Р. Мирная; Ю. Щербаков (духовые инструменты); Д. Соломатин (бас-гитара); бэнд-лидер А. Козлов. В настоящее время ряды преподавателей пополнили молодые выпускники: А. Казанцев (ударные инструменты); М. Маркус (духовые инструменты);

- программно-методическое обеспечение: в настоящее время ситуация с доступностью и использованием учебно-методического материала наиболее благоприятная у ВУЗов и средних профессиональных организаций, нежели чем у системы дополнительного образования. Появились возможности подписки на электронные библиотечные системы (ЭБС «Университетская библиотека онлайн», ЭБС «Лань», ЭБС «Юрайт» и т.д.), где доступ к специализированной литературе достаточно обширен и разнообразен. В связи с возможностями электронного обучения появились доступные для российского преподавателя и студента разнообразные специализированные курсы по профильным дисциплинам, в основном коммерческие. В качестве примера приведем ряд возможных эстрадно-джазовых курсов и методик, актуальных для обучения: Институт музыки «Lanote» (КПК «Мелизматика, современные стили и развитие вокальных навыков на уроках эстрадно-джазового пения», «Подбор программы и нюансы работы над эстрадно-джазовым вокальным репертуаром», «Актуальные методики преподавания импровизации в ДМШ, ДШИ и СПО», «Программа для преподавателей сольфеджио и теоретических дисциплин»); Школа ритма Льва Слепнера ( актуальны разделы о взаимосвязи пульсации и речи, взаимосвязи грува и координации); Цифровая образовательная платформа для музыкантов muzlabkazgik.ru (актуальны разделы о теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, фортепиано, гитаре, саксофоне, барабанах, об эстрадном пении и музыкотерапии); Джазовая школа Кристины Крит (курсы «Джазовый стартап», «Джазовое погружение»); Мировая ассоциация голоса DIVAin&IATS (курсы «Вводный курс в вокальную реабилитологию», «Преподаватель современного вокала», «Estill Voice Training»).

Профессорско-преподавательским составом направления эстрадно-джазовой музыки за последние годы подготовлены фундаментальные и прикладные учебные и научные издания: 1. Ruden Jazz-Band Music, 2 части сборника авторских произведений для солистов и джазовых ансамблей А. Руденко (2017г.); 2. Певческий звук в контекстах культуры (культурфилософский анализ), монография Т. Гордеевой (2021г.); 3. Теория и история певческой культуры, учебно-методическое пособие Т. Гордеевой (2021г.); 4. Музыкальный коррекционно-оздоровительный тренинг с элементами импровизации, методические рекомендации Т. Гордеевой (2023г.); 5. Без прошлого нет будущего, 3 части сборника партитур для детского симфоджаз-оркестра ДМШ А. Василевского и А. Козлова (2021г.); 6. Аранжировки и переложения популярных песен для вокального коллектива на музыку российских композиторов, учебно-методическое пособие А. Вознесенской (2022г.);

- создание творческой среды в ВУЗе, либо ее наличие в городском пространстве (возможность организации джем-сейшнов в клубах, квартирниках). Популярным местом притяжения джазовой молодежи является Музыкально-художественное товарищество «ЩА» (место встречи казанской богемы), где еженедельно по вторникам и четвергам организуются блюзовые и джазовые джемы при участии профессиональных наставников А. Руденко, А. Казанцева, М. Маркус. Джем-сейшн – музыкальное действие, когда музыканты без особых приготовлений и сообщений собираются, чтобы поиграть джазовую (около джазовую) музыку, принять участие может любой желающий. Сутью джема является момент экспромта и совместной последовательной индивидуальной или коллективной импровизации на любую заданную тему. «Джазмена» характеризуют как «…человека, который работает в сфере музыкального искусства (сцена, концерт, джем-сейшены, джаз-бары) и отмечают его преданность своей работе, талант, а также правдивость в музыкальных фантазиях-импровизациях», в число основных качеств входят одержимость, преданность, фанатичность джазу [5, с.289];

- наличие возможностей для предпринимательской деятельности, проектная деятельность. В качестве примера приведем реализуемый проект «Студенческого стартапа» «Музыкальная мастерская VlasoV по ремонту, обслуживанию и изготовлению духовых инструментов» студента Власова Никиты Игоревича и образовательный проект «Возвращение к голосу Ариадны Карягиной», реализованный за счет средств Правительства Республики Татарстан (программа «Алгарыш»). Данные проекты расширяют спектр возможностей изучения специфики эстрадно-джазового искусства;

- оригинальность, исключительность регионального музыкального языка (наличие национального джаза, либо приверженность характерной стилистике). Отечественный этно-джаз – явление многоликое, с множеством ответвлений от фольклорных до композиторских предпочтений. Он включает в себя самобытный мелос национальных республик. Оригинальность такой музыки передает культурный код и традиции многонациональной страны исключительно своеобразным способом [6, с.66]. Идея национального русского, татарского, чувашского этно-джаза всесторонне поддерживается преподавателями А. Руденко («Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Эй, ухнем», «Ой, мороз-мороз», «Йокысызлык», «Берлегэн», «Яратам», «Эзлэдем, бэгърем сине»), А. Казанцевым в составе группы «SHANU» («Taranvar», «ShumarShavat», «Selime», «Urapa», «Tevet», «Sara», «Schuk», «Atar», «Senkershel»);

 - наличие материальных условий (инструменты, помещения для репетиций, звуковое оборудование). Материально-технические условия реализации образовательных программ «Музыкальное искусство эстрады» соответствуют ФГОС, но не отвечают тенденциям современного времени. Музыкальный инструментарий эстрадного оркестра нужно осовременивать и дополнять футуристическими цифровыми музыкальными инструментами, которые будут соответствовать духу эпохи и олицетворять культурно- смысловое интегрированное единство образа мыслей, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих третьему тысячелетию.

Заключение

Формализованная джазовая педагогика – явление спорное, и до сих пор представители этого «романтичного» и «бунтарского» вида искусства разделяются на тех, кто считает, что это вредит духу музыки, и тех, кто с ее помощью привносит новую волну интереса к джазу. Джаз многому учит – мыслить, искать, изменяться, вдохновляться, выделяться из множества людей и вносить в социальные порядки критические и творческие идеи нового времени. Высокий престиж джазового музицирования наблюдается среди подростков, юношества и взрослого поколения, а это значит, что обучение джазу будет укреплять свои позиции и вносить музыкально-культурную эволюцию в академическую систему образования.

×

Sobre autores

Andrey Rudenko

Kazan State Institute of Culture

Autor responsável pela correspondência
Email: rudenjazz@yandex.ru

Associate Professor of the Department of Musical Art

Rússia, Kazan

Raushania Mirnaya

Kazan State Institute of Culture

Email: Rushanka13@gmail.com

Associate Professor of the Department of Musical Art

Rússia, Kazan

Zagid Azhimov

Kazan State Institute of Culture

Email: zagid.azhimov@yandex.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pop and Jazz Music, Associate Professor of the Department of Musical Art

Rússia, Kazan

Bibliografia

  1. Azhimov Z.R. Vozmozhnosti sovershenstvovanija sistemy jestradno-dzhazovogo obrazovanija // Dzhazovoe obrazovanie v Rossii: istorija i sovremennost': materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Nepreryvnyj cikl jestradno-dzhazovogo obuchenija: shkola - uchilishhe - vuz", Ufa, 01–30 aprelja 2011 goda. – Ufa: Ufimskaja gosudarstvennaja akademija iskusstv im. Zagira Ismagilova, 2013. S. 8-12.
  2. Babajan I.V. Dzhazovyj muzykant: professional ili ljubitel'? // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2010. T. 4, № 1(49). S. 299-306. EDN MNAAYW.
  3. Budnickaja T.A. Istorija stanovlenija professional'nogo dzhazovogo obrazovanija v Rossii i SShA: sravnitel'nyj analiz // Vestnik MGOU. Serija: Pedagogika. 2012. № 2. S. 5-10. EDN PJXJXZ.
  4. Zagidullina A.L. Problemy jestradno-dzhazovogo obrazovanija v svete vostrebovannosti vypusknikov special'nyh vuzov / A.L. Zagidullina, M.M. Markus // Muzykal'naja kul'tura XXI veka: teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 19 maja 2022 goda. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2022. S. 97-100. EDN QVHOEV.
  5. Kubasova Je.T. Lingvokul'turnyj tipazh "Dzhazmen" // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2012. T. 17, № 1. S. 285-290. EDN OXTMIX.
  6. Mirnaja R.R. Jetnodzhaz v nacional'noj kul'ture Rossii. Tatarskij i chuvashskij dzhaz, takoe byvaet? / R.R. Mirnaja, T.Ju. Gordeeva // Muzykal'naja kul'tura XXI veka: teorija, ispolnitel'stvo, obrazovanie: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashh. 150-letiju so dnja rozhdenija F.I. Shaljapina, Kazan', 20-21 aprelja 2023 goda. Kazan': Shkola, 2023. S. 63-66. EDN IAURFI.
  7. Saruhanjan B.A. Diskursivnye metodiki sovremennogo dzhazovogo obrazovanija // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2021. № 4(49). S. 93-98. – doi: 10.30725/2619-0303-2021-4-93-98. EDN XNPNCO.
  8. Sushhnost' i specifika professional'noj podgotovki specialistov muzykal'nogo iskusstva jestrady v kontekste jestradno-dzhazovogo obrazovanija / L.P. Ermilova, N.R. Lavrinenko, M.A. Lidov [i dr.] // Uspehi sovremennoj nauki. 2017. T. 1, № 4. S. 88-93. EDN YROKZJ.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».