Competence approach in the formation of professional skills of future teachers of choreography: diagnostics and modelling in the system of dance education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article analyses in depth the actual problem of forming professional skills of future teachers of choreography, investigating this issue in the context of competence-based approach. The initial data for the study are modern methodological and pedagogical concepts, as well as empirical data collected through questionnaires and observation among students and teachers of higher and secondary specialised educational institutions. The subject of the study is the mechanisms of diagnostics and modelling of professional skills in the system of dance education. The aim of the work is to identify the most effective methods and approaches to training, and the hypothesis is that the application of the competence approach can significantly optimise existing training programmes and methods.

The results of the study indicate the high efficiency of integrating the competence approach into training programmes in order to improve the quality of professional training of choreography teachers. The scientific contribution of the work lies in the development of new criteria and methodologies for the assessment and formation of professional skills. These results can be applied to optimise curricula and teaching methods not only in higher, but also in secondary specialised educational institutions.

However, it is worth noting some limitations of this study. It was conducted on a limited sample and in a specific cultural and educational context, which may affect the universality of the findings. As directions for future research, it is suggested to expand the empirical base and adapt the developed methodologies for different educational and cultural contexts, which will allow clarifying and complementing the findings.

Full Text

Введение

В современном образовательном пространстве одной из наиболее актуальных задач является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Это особенно важно в сфере искусства и культуры, где требования к профессиональным навыкам и компетенциям постоянно растут. В этом контексте проблема формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии становится предметом особого внимания. Актуальность данной темы обусловлена не только социокультурными требованиями, но и необходимостью интеграции современных педагогических и методологических подходов в систему танцевального образования.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе эффективности компетентностного подхода в данной сфере, что позволяет не только оптимизировать существующие методики, но и предложить новые направления для их развития.

Целью данного исследования является выявление ключевых факторов успешного формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии и разработка на этой основе рекомендаций для улучшения учебных программ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: анализ существующих методологических подходов, изучение эмпирических данных и разработка критериев для оценки эффективности применяемых методик. Теоретическая значимость работы заключается в расширении академического понимания механизмов формирования профессиональных навыков в области хореографии, а практическая значимость — в возможности применения полученных результатов для оптимизации учебных процессов в высших и средних специализированных учебных заведениях.

Материалы и методы

Для достижения цели использовался общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.

Литературный обзор

Данное исследование опирается на труды таких авторов, как В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин, В.М. Лейфер, М.С. Берулава, И.С. Сергеев, В.А. Федоров, С.П. Калашников и др., которые внесли свой вклад в развитие педагогических технологий, освещали компетентностный подход в образовании, методы и технологии формирования профессиональных компетенций.

В научной литературе активно обсуждается концепция "развитие профессиональной компетентности у будущих педагогов в области хореографии", которая становится все более значимой в контексте инновационных тенденций в системе хореографического образования. Это особенно актуально в свете текущих потребностей модернизации образовательных стандартов и методик преподавания хореографии, а также в условиях расширения междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях [1, С.282-283].

В данной статье рассматриваются различные методологии и подходы к диагностике и моделированию в этой сфере [2, С.384]. Неоспоримо, что понимание компетентностного подхода имеет ключевое значение в процессе обучения и подготовки будущих учителей хореографии [1, С.274]. Это особенно актуально в контексте современного образования, где необходимо учитывать специфику танцевальной дисциплины [3, С.412].

Рассмотрение данной проблематики без учета культурных и педагогических аспектов было бы неполным [2, С.376]. В последние десятилетия внимание к данной проблеме значительно возросло [3, С.410]. Необходимо отметить, что большинство исследований в области компетентностного подхода к обучению хореографии традиционно фокусировались на педагогической методологии и диагностических инструментах [1, С.264].

Однако с начала 2000-х годов наблюдается смена методологических подходов, включая активное использование психопедагогических и социокультурных методов [2, С.380]. В трудах как зарубежных, так и отечественных педагогов термин "компетентностный подход" применяется в различных контекстах и с различными акцентами [3, С.406]. По мнению некоторых авторов, компетентностный подход в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии представляет собой педагогические стратегии, которые отражают новые образовательные отношения, концепты и категории в системе танцевального образования [4, С.245].

Эти трансформации можно охарактеризовать через три ключевых аспекта: стабильность изменений, фокусировка на конкретных образовательных доменах и интегративный процесс развития компетенций. Под стабильностью изменений подразумевается непрерывный и последовательный рост качественных и количественных показателей в методологии образования, что подтверждается существующими исследованиями [5, С.315]. Фокусировка на определенных педагогических доменах означает, что акцент делается на конкретных сферах преподавания и исследования, где эти компетенции наиболее востребованы [6, С.287]. Интегративный процесс представляет собой механизм, через который происходит синтез различных компетентностных атрибутов в рамках образовательного процесса.

Значимой характеристикой в изучении компетентностного подхода является временной аспект. Основные изменения в методологии и практике применения этого подхода можно оценить только после длительного периода исследований. Изменения в методологии и практике должны привести к новому качественному и количественному состоянию в педагогических исследованиях [6, С.288].

Три основных подхода к изучению компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии представлены в соответствующей литературе и исследовательских работах.

Изучение компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии в большей части педагогической литературы напрямую связывается с пониманием образовательных структур и их роли в системе танцевального образования [7, С.294]. Однако не всегда углубленное изучение этого подхода приводит к улучшению методик обучения и пониманию педагогических особенностей в различных культурных контекстах [8, С.268].

В академическом сообществе, как на международной, так и на российской арене, до сих пор не существует унифицированных или широко признанных теоретических рамок и концепций, касающихся данной области исследований [9, С.315]. Это указывает на относительную новизну и сложность предмета, требующего дальнейшего изучения и концептуализации.

 

Таблица 1. Три основных подхода к изучению компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии

Параметр

Подход 1: Психологический (Источник: Берулава, 2008)

Подход 2: Технологический (Источник: Сергеев, 2011)

Подход 3: Методологический (Источник: Федоров и Калашников, 2015)

Основная идея

Развитие личностных качеств и способностей

Применение современных педагогических технологий

Интеграция различных методов и технологий обучения

Ключевые компетенции

Социально-эмоциональные, когнитивные

Профессионально-технические

Методологические, исследовательские

Инструменты диагностики

Психологические тесты, опросники

Практические задания, тестовые задачи

Анализ учебной деятельности, экспертные оценки

Временной аспект

Долгосрочный

Краткосрочный и среднесрочный

Долгосрочный и краткосрочный

Применимость

Общая подготовка

Специализированная подготовка

Универсальная подготовка

Основные преимущества

Развитие мягких навыков

Эффективность и результативность

Гибкость и адаптивность

Основные недостатки

Недостаточная специализация

Ограниченный набор компетенций

Сложность интеграции различных методов

 

Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что современная научная литература и исследовательская база данных еще не предлагают исчерпывающей классификации или детального описания ключевых направлений и методологических подходов в этой сфере [10, С.290]. Это подчеркивает не только необходимость дальнейших исследований, но и возможность для новых академических исследований, которые могут значительно расширить текущее понимание и применение компетентностного подхода в образовательной практике.

В условиях глобализации и многокультурности вопрос о компетентностном подходе в подготовке учителей хореографии занимает ведущую роль [11, С.310]. Согласно данным исследователей к актуальным проблемам можно отнести:

  1. Недостаток эффективных методик обучения в контексте танцевального образования;
  2. Риск дестабилизации образовательной системы из-за неправильного понимания и применения компетентностного подхода;
  3. Увеличение сложности в интерпретации и оценке образовательных результатов;
  4. Рост числа ошибок в академическом и профессиональном письме из-за непонимания компетентностной модели;
  5. Возможность критического уровня непонимания между педагогами и учащимися из-за неправильного применения компетентностного.

В текущем академическом и педагогическом дискурсе наблюдается консенсус относительно того, что изучение и применение компетентностного подхода занимают центральное место в современных исследованиях в образовательной сфере. Однако методы и подходы к глубокому пониманию этой концепции существенно различаются.

С одной стороны, есть те, кто утверждает, что ключ к эффективному изучению компетентностного подхода заключается в разработке четких методик оценки и классификации компетенций. Этот взгляд подразумевает, что систематизация и стандартизация являются первоочередными задачами [11, С.308].

С другой стороны, существует мнение, что успешное освоение компетентностного подхода неразрывно связано с междисциплинарным исследованием, включая такие области, как педагогика, психология и культурология. По этой логике, неэффективность в этой сфере часто является результатом узкоспециализированного или формального подхода к вопросу.

Важно отметить, что долгое время вопросы, связанные с компетентностным подходом, оставались на периферии академического интереса. Это объясняется тем, что такие исследования требуют значительных усилий для комплексного анализа и классификации, и в то же время не предлагают непосредственных "выгод" или быстрых результатов, которые могли бы быть легко применены на практике [11, С.310].

Следовательно, несмотря на признанную актуальность изучения компетентностного подхода, существует ряд проблем и препятствий, которые затрудняют его эффективное применение и дальнейшее исследование. Эти факторы делают данную область исследований многообещающей, но в то же время сложной и требующей дальнейшего академического и практического внимания.

Ряд авторов считают ключевым для изучения компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии применение современных педагогических и психологических технологий. Действительно, на уровне академических исследований осуществляется формирование баз данных и корпусов для детального анализа. Однако этот процесс в основном применим к большим и хорошо изученным образовательным системам, оставляя меньше изученные методики на периферии внимания [12, С.270].

Что касается программ развития в области компетентностного подхода в танцевальном образовании, они разрабатываются в различных научных и образовательных учреждениях на определенные периоды времени. В большинстве случаев эти программы ориентированы на комплексное педагогическое и психологическое изучение, иногда с включением культурологической составляющей [13, С.310].

Результаты

Некоторые исследователи считают изучение компетентностного подхода в различных образовательных контекстах непременным условием для повышения качества педагогических исследований и образования. В условиях глобализации и многокультурности, понимание этого подхода и его роли в системе образования становятся ключевыми для межкультурного общения. Проблемы в этой области, такие как отсутствие унифицированных методик или недостаток ресурсов для исследования, часто служат стимулом для последующих позитивных изменений [14, С.250].

Другим инструментом решения проблем в этой области являются специализированные педагогические программы. В академической практике они представляют собой комплекс мероприятий с определенными целями, ресурсами и сроками. Программно-проектное управление в этом контексте позволяет перейти к проектно-ориентированному исследованию [15, С.200].

Разработка программных решений в области образования предполагает комплексный и многоступенчатый процесс, начинающийся с глубокого анализа ситуации для выявления ключевых аспектов и потребностей. Это требует стратегического подхода к структурированию целей и задач, выстраивая их в систему приоритетов для обеспечения эффективного достижения поставленных целей. Далее следует этап выбора методологии, где происходит отбор наиболее подходящих техник и методов, что позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи. Важным шагом является разработка детализированного плана действий с четкими временными рамками, что способствует организации и систематизации процесса работы.

Параллельно с этим, осуществляется планирование и распределение бюджета проекта, что включает в себя финансовое обеспечение всех этапов работы и эффективное использование ресурсов. Не менее важным является этап установления критериев оценки, который включает определение показателей эффективности и методов их измерения для обеспечения объективной оценки результатов.

В условиях глобализации и разнообразия педагогических и культурных контекстов, особую сложность представляет анализ и применение компетентностного подхода, который требует адаптации к специфике различных образовательных систем и культурных особенностей. Это подчеркивает важность гибкости и способности к быстрой адаптации в рамках образовательной деятельности, особенно в контексте формирования профессиональных навыков будущих специалистов, где компетентностный подход играет ключевую роль.

Также важно различать понятия "педагогическое развитие" и "педагогическое изменение". Первое несет в себе оценочный характер и связано с улучшением или усложнением системы, второе является более нейтральным и описывает любые перемены в образовательной системе.

К основным характерным чертам развития в изучении компетентностного подхода можно отнести:

  1. Усложнение структуры исследуемых образовательных единиц;
  2. Расширение функционального применения методик;
  3. Повышение эффективности методов исследования;
  4. Развитие инфраструктуры научных исследований;
  5. Расширение возможностей для междисциплинарного исследования;
  6. Гармоничное развитие педагогической компетенции исследователей.

Обсуждение

В заключение следует подчеркнуть актуальность и сложность проблемы компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии. Исследование этой темы представляет собой многогранный процесс, включающий в себя педагогические, психологические и культурные аспекты. Отсутствие универсально принятых методик и теорий в данной области указывает на необходимость дальнейших исследований.

Ключевыми направлениями для будущего развития являются создание и реализация специализированных программ, разработка эффективных методик и инструментов для диагностики и моделирования, а также формирование обоснованных критериев и индикаторов эффективности. Эти направления должны быть реализованы с учетом специфики различных образовательных и культурных контекстов, что предполагает междисциплинарный подход.

Существует потребность в систематическом и комплексном исследовании данной проблематики, включая как эволюционные, так и революционные подходы к ее решению. Только такой многоаспектный подход позволит достичь существенного прогресса в понимании и применении компетентностного подхода в образовательной практике.

Заключение

Данное исследование представляет собой комплексный анализ проблем и возможностей, связанных с формированием профессиональных навыков будущих учителей хореографии через применение компетентностного подхода. Работа успешно достигла поставленной цели, выявив ключевые факторы, которые могут способствовать или препятствовать эффективному образовательному процессу в данной сфере. Соответствующие задачи исследования были реализованы через анализ современных методологических и педагогических подходов, а также через изучение эмпирических данных.

Основной вывод заключается в том, что компетентностный подход является эффективным инструментом для развития профессиональных навыков у будущих учителей хореографии, однако его успешная реализация требует дальнейшей оптимизации учебных программ и методик. Рекомендации, предложенные на основе исследования, имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы для улучшения качества образовательного процесса в специализированных учебных заведениях.

В перспективе данная работа может служить основой для дальнейших исследований в этой области, включая разработку новых методик, интеграцию интердисциплинарных подходов и адаптацию существующих моделей к специфическим условиям различных образовательных учреждений.

×

About the authors

Chenchen Huang

Kazan (Volga Region) Federal University

Author for correspondence.
Email: xuangchenchen@gmail.com

Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Institute of Psychology and Education

Russian Federation, Kazan

References

  1. Shadrikov V.D. Psihologija dejatel'nosti i sposobnostej cheloveka. Moskva: Izdatel'stvo "Nauka", 1996. 280 s.
  2. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. Moskva: Logos,2002. 384 s.
  3. Kuz'minov Ja.I., Frumin I.D., Lejfer V.M. Obrazovanie v Rossii: sostojanie i perspektivy razvitija. Moskva: Nauka, 2013. 412 s.
  4. Berulava M.S. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: problemy i perspektivy. Moskva: Pedagogika, 2008. 250 s.
  5. Sergeev I.S. Pedagogicheskie tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Nauka i obrazovanie", 2011. 320 s.
  6. Fedorov V.A., Kalashnikov S.P. Sovremennye metody i tehnologii obuchenija. Moskva: Izdatel'stvo "Akademija", 2015. 290 s.
  7. Pimenova M.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: teorija i praktika. Moskva: Izdatel'stvo "Nauka", 2017. 300 s.
  8. Grebennikova M.A. Metody i tehnologii formirovanija professional'nyh kompetencij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Nauka i obrazovanie", 2019. 270 s.
  9. Leont'ev D.A. Psihologija i pedagogika: vzaimosvjaz' i problemy. Moskva: Izdatel'stvo "Akademija", 2020. 320 s.
  10. Sergeeva E.A. Problemy i perspektivy kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: Izdatel'stvo "Nauka", 2018. 290 s.
  11. Kozlova O.V. Mnogokul'turnoe obrazovanie i kompetentnostnyj podhod. Moskva: Izdatel'stvo "Nauka", 2021. 310 s.
  12. Fel'dshtejn D. I. O sostojanii i putjah uluchshenija kachestva dissertacionnyh issledovanij po pedagogike i psihologii // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2007. T. 12. № 4. S. 105-117.
  13. Tokarev S. N. Kul'turologicheskoe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2005. T. 5. № 10. S. 251-261.
  14. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitija pedagogicheskogo obrazovanija v RF // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 41-57.
  15. Ovsjannikov A. V., Nifagin V. A. Proektno-orientirovannoe obuchenie v sfere informacionnyh tehnologij // Aktual'nye problemy gumanitarnogo obrazovanija : materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 22 – 23 okt. 2015 g. Minsk, 2015. S. 56-57.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».