Modern song of the Volga-Ural Tatars in social networks and the blogosphere: an axiological approach

封面

如何引用文章

全文:

详细

The work presents an analysis of modern songs of the Volga-Ural (Kazan) Tatars in social networks and the blogosphere, posted in the Tatar language in the format of music videos, from the point of view of the axiological approach. Comparative statistics of the most popular works and performers of the modern Tatar song on social networks are given, as well as the activity of the latter in the musical blogosphere.

The author studies the main topics and values embedded in songs and videos, the reasons for the growing popularity of modern music and songs of Kazan Tatars in social networks, the increase in the number of video views, the number of subscribers to the authors of channels and blogs.

全文:

Введение

В современных условиях значительная часть коммуникации, в том числе общение музыкантов, певцов со своей аудиторией переносится в так называемые социальные сети. Этим термином обозначают, как правило, различные интернет-платформы, которые обеспечивают возможность виртуального онлайн-общения в сетевом пространстве.

Актуальность работы. Практически каждый современный человек всё больше приобщается к музыкальному творчеству через «мировую паутину». Этот процесс затронул также современную татарскую музыку и песню. Онлайн-коммуникации в музыкальной сфере являются относительно новым и мало изученным явлением. Исследование различных аспектов его развития является своевременным и актуальным.

 Целью данной работы является анализ современных татарских песен, размещённых в социальных сетях, с точки зрения аксиологии (ценностей, заложенных в них). Задачи заключаются в выявлении и сопоставлении статистики просмотров в социальных сетях, блогосфере наиболее успешных исполнителей татарских песен; составлении рейтинга популярности современных татарских песен/видеоклипов, размещённых  в Интернете, причины их успеха и татарской музыкальной медиасферы в целом.

Материалы и методы

В статье использовано понятие современная татарская песня как часть национальной культуры. Музыка, песни отражают этнические, культурные ценности, историю их развития. Более того, творческая деятельность авторов современной музыки: поэтов, музыкальных исполнителей – это и есть суть татарской песни, часть современной музыкальной культуры народа.

При изучении современных песен татарского народа в социальных сетях и блогосфере применены общеметодологические, философские методы аксиологического (ценностного) и деятельностного подходов. Использованы также методы культурологии и искусствоведения при изучении взаимосвязи музыки, текста, видеоряда.  Кроме того, были применены статистические методы при изучении социальных сетей, видеохостингов, интернет-площадок, каналов, блогов, а также их подписчиков, количества просмотров.

В современной аксиологии ценность трактуется как «положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека» [4].

В настоящее время специалисты группируют ценности  по содержанию, по субъекту, по значимости, по функции. К наивысшим относят духовные.

В данной работе нас интересуют основные ценностные характеристики, заложенные в современных татарских песнях, по их содержанию и значимости.

Материалами для изучения явились наиболее популярные современные татарские песни и их исполнители, разместившие свой музыкальный «продукт» на различных площадках и видеохостингах Интернета.

Литературный обзор

Проблематика музыкальной песенной культуры, современной песни является междисциплинарной – на стыке культурологии, социологии, искусствоведения, теории и истории музыки, педагогики и других наук.

Разным аспектам развития музыкальной культуры татарского народа с конца 1990-х и до 2023 года посвящено около 50 защищённых докторских и кандидатских диссертаций по искусствоведению, культурологии, педагогике и истории. Среди наиболее значимых отметим работы на соискание степени доктора педагогических наук Ф.Ш. Салитовой «Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до формирования устойчивого явления) [6], доктора искусствоведения З.Н. Сайдашевой «Песенная культура татар Волго-Камья: (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории)» [5], кандидата искусствоведения И.М. Газиева «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре Волго-уральских мусульман» [12] и другие. З.Н. Сайдашева отмечает, что «Песня -  произведение синтетическое, основанное на неразрывном единстве слова и музыки. Но каждая из этих сторон песни по-разному информирует об этой действительности… В отличие от текста - носителя более конкретной информации - напев может информировать только звучанием, являясь частью музыкальной культуры» [5, с.2].

За последнюю четверть века внесено много нового и интересного в музыкальную песенную культуру татарского народа. Как положительного, так и сомнительного. Специалисты отмечают, что «Столь активный подъем татарской песни, наблюдаемый в последние десятилетия, имеет и свою оборотную сторону: она стала терять своё «национальное лицо» [5, с.42].

Наряду с офлайн-посещением музыкальных фестивалей, концертов татарской песни, набирают популярность онлайн-коммуникации в сфере татарской музыки и искусства. Музыканты и певцы тоже отреагировали на изменившуюся ситуацию, осваивая новые формы и методы подачи своего «музыкального продукта» в Интернете.

В последние годы издано немало научных исследований, посвящённых теории и практике социальных сетей, методам изучения их роли в жизнедеятельности современного человека: Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко [10].

В.П. Клочков, Ю.С. Тюнников, К.Г. Эрдынеева, А.Ю. Близневский [9] исследуют философские, междисциплинарные и конкретно научные аспекты развития социальных сетей, анализируют самых популярные из них (таких в мире на начало 2023 года насчитывают более 150), их положительное и отрицательное влияние на общество и личность. Е.Г. Ефимов изучает социальные сети с точки зрения методологии и практики исследования, указывая при этом, что важным показателем их успешности является количество просмотров и число положительных комментариев [3].

Данная работа автора является продолжением предыдущих статей, посвящённых изучению развития татарской культуры и традиционной татарской песни в социальных сетях [7; 8].

Результаты изучения

В таблице 1 представлены самые популярные исполнители, чьи видео-продукты размещены в личных блогах видеохостинга YouTube. Рейтинги популярности других видеохостингов были рассмотрены в предыдущей работе автора. Рейтинг выстроен по количеству подписчиков и просмотров блогов. Приведём статистику наиболее успешных татарских исполнителей в личной блогосфере за 2023- начало 2024 года [13-15].

 

Таблица 1. Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен

 

Исполнитель

Название платформы и канала блогера

Начало работы канала

Количество подписчиков

К-во видео-контентов

Просмотров на

01.04.2023  /

 01.03.2024

на 01.04.2023/

на 01.03.2024

1

Элвин Грей (Радик Юльякшин)

YouTube

Элвин Грей

02.08.2010 г.

711 тыс /

905 тыс

540 видео /

1157 видео

301 млн /

418 млн.

2

Раиль Арсланов

YouTube

Хижина музыканта

14.01.2015 г.

13.04.2010 г.

2,7 млн /

      3,1 млн

687 видео

/ 747 видео

323 млн / 407 млн

3

Гузель Уразова

YouTube

Гузель Уразова

19.12.2011 г.

156 тыс /

     167 тыс

506 видео /

523 видео

86 млн /

102 млн

4

Ильсия Бадретдинова

YouTube

IlsiyaBadretdinova

10.05.2020 г.

83,1 тыс /

     112 тыс

496 видео

10 млн /

    57 млн

5

Салават Миннеханов

YouTube

Salavat Minnikhanov

04.08.2012 г.

32,5 тыс /

     34,5 тыс

368 видео /

369 видео

22,7 млн /

   26 млн

 

6

Анвар Нургалиев

YouTube

Anvar Nurgaliev

22.09.1917

9,95 тыс /

167 тыс

172 видео /

266 видео

6,67 млн /

99,4 млн

7

Фирдус Тямаев

YouTube

Фирдус Тямаев

28.10.2016 г.

9,3 тыс /

30,5 тыс

35 видео /

16 видео

5,1 млн /

25,6 млн

8

Салават Фатхетдинов

YouTube

САЛАВАТ

17.08.2018 г.

1,79 тыс /

5,9 тыс

72 видео / 73 видео

1,13 млн /

4 млн

9

Асаф Валиев

YouTube ASAFVALIEV

12.08.2012 г.

2,21 тыс /

3,78 тыс

83 видео /

96 видео

898 тыс. /

1,5 млн

10

Айдар Галимов

YouTube

Айдар Галимов

19.11.2014 г.

1,1 тыс. /

3 тыс

116 видео

126 видео

169 тыс.

1, 3 млн

11

Алсу Абельханова

YouTube

Алсу Абельханова

14.09.2018 г. / 28.01.2022 г.

ок. 1 тыс /

194

70 видео /

29

289 тыс./

50 тыс.

 

В таблице 2 представлены наиболее популярные по количеству просмотров современные песни, представленные в виде видеоклипа (чаще на канале исполнителя), отражающего, как правило, идею, заложенную в сценарии песни. Перевод названий песен дан, в основном, в редакции автора статьи.

 

Таблица 2. Наиболее популярные современные татарские песни/клипы в Интернете [13-15 и др.]

 

Исполнитель

Название песни

авторы музыки и слов

На какой платформе и когда размещена

Просмотров на YouTube / Караоке

платформа

Дата размещения

1

Элвин Грей (Радик Юльякшин)

Уфтанма / Не унывай

Р. Ханнанов

Сл. народные

YouTube

31.12.2017

17 млн /

500 тыс.

2

Асаф Валиев / Лэйна /

Ильгиз Камалетдинов

Аерылмагыз / Не расставайтесь

Ч. Зиннатуллина

Г. Зайнашева

YouTube

18.01.2014

21.08.2019

100 тыс

8 млн

2,1 млн / 466 тыс. (всего)

3

Гузель Уразова

Килче килче / Приходи скорее

А.Попова

В. Фёдоров

YouTube

18.07.2016

8 млн /

5,3 тыс.

4

Василя Фаттахова / Лия Шамсина

Туган як / Родимый край

Г. Рашитова

У. Рашитов

YouTube

23.06.2011

28.10.2011

8 млн

1,9 млн  /

500 тыс.

5

Анвар Нургалиев

Сагышларым / Мои печали

Р. Умутбаев

Г. Гиззатова

YouTube

06.06.2018

7,9 млн /

20 тыс.

6

Ильмира Нагимова

Кара әле күземә / Посмотри в мои глаза

И.Нагимова

Н.Сафина

YouTube

29.07.2019

7,3 млн /

63 тыс.

7

Салават Миннеханов

Кил, кил /Приди же

Х. Маткаримов

 

YouTube

16.10.2015

6,4 млн /

н.д

8

Рифат Зарипов

Сине күреп / Увидев тебя

И. Нугманов

YouTube

06.06.2018

5,7 млн /

1.6 тыс.

9

Иркә

Сыналган мөхәббәт / Цените любовь

Нет сведений

YouTube

04.05.2017

5,7 млн /

1 тыс.

10

Ильсия Бадретдинова

Юри генә / Понарошку

Ильназар

Г. Шахбан

YouTube

28.10.2019

5,2 млн. /

23 тыс.

11

Салават Фатхетдинов

Салкын чәй / Холодный чай

З.Хайретдинов

К. Валиева

YouTube

07.06.2016

4,7 млн. /

127 тыс.

12

Хания Фархи

Үпкәләсәң, әйдә, үпкәлә / Обижайся, но не плати страданиями

Б. Юнусов

YouTube

10.05.2014

и др

3,2 млн /

190 тыс.

13

Фирдус Тямаев

Ялгыз торна / Одинокая птица

Ф. Тямаев

С. Хайруллина

YouTube

10.10.2021

3,5 млн /

79 тыс.

14

Гүзәлем

“Бас әле” /Танцуй!

 А.Зиннатуллина

 

YouTube

7.12.2014

4,2 млн /

н.д

15

Лейла Галиева

Мизгелләр / Мгновения

А. Тагиров

  Р.    Нурмухамметова

YouTube

24.11.2017

1,2 млн /

15 тыс.

16

Габдельфат Сафин

Эх, гөмер, дигәннәре / Не жалуйтесь на жизнь

В. Газизов

Р.Хузиева

YouTube

11.09.2020

1,2 млн/

   1.3 тыс.

17

Айдар Галимов / Раиль Арсланов

Син минем җанымның яртысы / Ты половина моей души

О. Усманов

Р.Аймет

 

YouTube

01.01.2014

18.11.2021

904 тыс.

444 тыс. /

65 тыс.

18

Алмаз Мирзаянов

Түзә йөрәк сагышка / Сердце терпит разлуку

И. Шигапов

YouTube

22.10.2018

860 тыс. /

н.д

19

Зайнаб Фархетдинова и Зуфар Билалов

Янымда син булсаң / Если ты рядом

И.Баязитов

Р.Шамский

YouTube

10.07.2013

900 тыс. /

225 тыс.

20

Алсу Абельханова

Якын дусларым / Мои друзья

Гузалия

А. Минхазев

YouTube

06.09.2012

314 тыс. /

н.д

21

Асаф Валиев / группа Шумбай

Эх, сез матур кызлар / Эх, красавицы!

П. Кубашев

Н. Васильев

YouTube

02.09.2012

11.04.2017

300 тыс.

3,7 млн /

57 тыс.

 

Обсуждение 

Блогосфера самых популярных исполнителей татарских песен

Под понятием блогосфера обычно понимают интернет-коммуникации пользователей социальных сетей, которые они ведут в виде личных каналов (блогов) для своих подписчиков и зрителей. Данные блоги позволяют выкладывать короткие видеоролики, клипы со своими песнями. В чём их личная заинтересованность? Во-первых, это продвижение своего творчества в медиа-пространстве, а во-вторых, до февраля 2022 года на платформе YouTube производилась монетизация каналов и блогов, зависящая от размещённой рекламы и количества просмотров. То есть, социальные сети становятся и местом заработка [11].

Татарская музыкальная продукция в социальных сетях размещается, как правило, на самых популярных платформах – YouTube, RuTube, Одноклассники, и наиболее успешных видеохостингах и каналах [13-15], о чём говорилось ранее, причём отечественные каналы перспективны и недооценены.

Современные исполнители татарских песен начали активно осваивать формат онлайн-коммуникаций с 2010-х годов. Одним из первых онлайн-формат освоил башкирский певец Элвин Грей (Радик Юльякшин), основав 02.08.2010 г. на видеохостинге YouTube видеоблог [ElvinGrey. / Клипы. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCmSRh5Y5t3m9SlALhwb_F2Q/ (Дата обращения 01.03.2024 г)]. За это время сформированная им команда разместила в блоге 1,1 тыс.  видео с общим количеством 418 млн просмотров. На канале размещены песни на русском, башкирском и татарском языках. Из татарских песен наибольшее количество просмотров набрал клип на кавер популярного хита «Уфтанма» (Не унывай), - 17 млн. Семь клипов имеют от 1 до 5 млн просмотров; его же песни на русском языке - «Черноглазая» посмотрели 206 млн раз, «Пошёл налево» - 90 млн.

Радик Арсланов является популярным блогером, исполняющим песни, в том числе, на татарском языке. Его каналы «Хижина музыканта» и «Раиль Арсланов» [Railarslanov – Хижина Музыканта / Musicianshut. URL: https://www.youtube.com/@musicianshut/ (Дата обращения 01.03.2024)] имеют 3,1 млн и 545 тыс. подписчиков по всему миру. Певец исполняет песни на русском и татарском языках. По основному виду деятельности является блогером, популяризирующим русскую и татарскую музыкальную песенную культуру. Самым популярным стал его кавер на песню “Син минем җанымның яртысы”.

Гузель Уразова зарегистрировала свой канал Ikhakimovstudio / Музыка. – URL:https://www.youtube.com/results?search_query=гузель+уразова/ (Дата обращения 01.03.2024) 19 ноября 2011 года. На канал подписано 167 тыс. человек, размещено 523 видео с общим количеством просмотров более 102 млн. Все песни на татарском языке, наибольшее количество просмотров набрал клип «Килче, килче». Семь её клипов имеют от 2 до 8 млн просмотров.

Салават Миннеханов в блогосфере с августа 2012 года, имеет на канале: Салават Миннеханов / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/results?search_query=салават+миннеханов/ (Дата обращения 03.01.2024) - 34,5 тыс. подписчиков, 26 млн просмотров, 369 видео. Не менее 5 клипов имеют от 1,5 до 6,4 млн просмотров, наибольшее число имеет клип «Кил, кил» - 6,4 млн.

Относительно недавно заявили себя в блогосфере Ильсия Бадретдинова и Фирдус Тямаев, их каналы набирают популярность у слушателя и зрителя: Ильсия Бадретдинова / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/ @IlsiyaBadretdinovaIB/ (Дата обращения 01.03.2024) за 3,5 года своего существования (май 2020 – март 2024 года) имеет 496 видео, 112 тыс. подписчиков и более 57 млн просмотров. Firdus Tjamaev / Музыка. – URL: https://www.youtube.com/results?search_query=фирдус+тямаев/ (Дата обращения 01.03.2024) имеет 35 видео, около 10 тыс. подписчиков и 5 млн просмотров.

Объективно сложнее работать в онлайн-формате нашим заслуженным певцам старой школы: Салавату Фатхетдинову, Айдару Галимову, Асафу Валиеву, Анвару Нургалиеву и другим. Объясняется это традиционной татарской зрительской аудиторией, чаще, это люди в возрасте, социальным сетям они предпочитают живое человеческое общение, офлайн-коммуникацию. Тем не менее, и эта категория исполнителей и зрителей приобщается к интернет-сообществу. Канал Салават Фатхетдинов / Музыка. URL: https://www.youtube.com/results?search_query=салават+фатхетдинов/ (Дата обращения 01.03.2024) на YouTube имеет 73 видео, около 6 тыс. подписчиков и 4 млн просмотров.

Анвар Нургалиев на своём канале  Anvar Nurgaliev / Музыка. - URL: https://www.youtube.com/results?search_query=анвар+нургалиев/ (Дата обращения 01.03.2024), имеет 172 видео, около 167 тыс. подписчиков и около 90 млн просмотров канала, общий просмотр ряда его песен на различных каналах более 7 млн.

Асаф Валиев на канале https://www.youtube.com/@skripkaprima имеет 96 видео, 3,8 тыс. подписчиков и около 1,5 млн просмотров; и Айдар Галимов - http://www.youtube.com/channel/UCNOcLjGZk64Vk1-lpgDawkw, - 126 видео, 3 тыс. подписчиков и 1,3 млн просмотров. Алсу Абульханову иногда называют татарской Эдитой Пьехой: мягкая манера исполнения, изысканные интеллигентные тексты также адресованы определённому, конкретному зрителю. Имеет 70 видео на различных каналах, около 1000 подписчиков и 300 тыс. просмотров. В январе 2022 года зарегистрирован её новый канал на Youtube: https://www.youtube.com/channel/ UCMJhWUxqUV9JJmK6q681AZQ.  Возможно, её социальным сетям нужен профессиональный контент-менеджер… Видео представлены на канале TMTV. Татарский музыкальный телеканал [15].

Наиболее популярные современные песни на татарском языке в Интернете

В Интернете приведена статистика популярных авторов и композиторов татарских песен. Авторами основных популярных татарских песен являются около 300 человек, некоторые из них малоизвестны публике, другие же вошли в историю как классики татарской литературы [1]. Также следует отметить, что многие татарские композиторы (120) имеют в своем репертуаре более 5 песен, которые стали популярны [2].

Как и прежде эти произведения являются симбиозом стихов и мелодии, продолжающих народные традиции городских или сельских напевов. Однако в большинстве случаев в Интернете их композиция представлена в качестве видеоклипа, раскрывающего сюжет песни. Как отмечают многие подписчики в своих комментариях, татарские музыкальные клипы – это своеобразные мини-сериалы. Традиционными составляющими песен являются голос исполнителя, стихи, музыка, танец. В клипе к ним добавляется видеоряд, который авторы выстраивают из множества логично выстроенных мизансцен на фоне природы, города (деревни), дороги (автомобиля или трактора), коттеджа (сельского дома), квартиры и соответствующих костюмов.

Наибольшее количество просмотров имеет кавер Элвина Грея известной песни Р. Ханнанова «Уфтанма», ставшей ранее популярной в исполнении Салавата Фатхетдинова.  Однако если ролики этой песни у С. Фатхетдинова просмотрены в разных вариантах 1 млн. раз, у Элвина Грея – 17 млн. Те же ценности и ориентиры: «не стоит унывать о прошедшей весне, об уходящей молодости, о появлении седых волос, такова жизнь, надо радоваться каждому дню». Но во втором случае – ритмы быстрее, мелодия не столь минорна, оригинально подобран видеоряд, да и сам исполнитель ориентируется на молодое, и не только татарское поколение. Таково возможное объяснение успеха кавера.  Суть 4200 комментариев к песне выразил ‘user 1et’ «Разные исполнители создают разное настроение, раскрывают новые грани одной и той же песни». Но, по нашему мнению, видеоряд Элвина Грея не в полной мере соответствует традициям татарской и башкирской культуры, когда певец использует чужеродные мифологические образы троллей и вампиров.

Второе место занимает песня Чулпан Зиннатуллиной на стихи Гульшат Зайнашевой “Аерылмагыз” (Не расставайтесь) в исполнении разных артистов – около 9 млн просмотров, (включая первое исполнение Асафа Валиева – 100 тыс., Лэйна – около 8 млн). Песня весьма популярна в татарских семьях и звучит практически на каждой свадьбе, проводах в армию, в караоке. Вечная тема – “с любимыми не расставайтесь” – воплощена в замечательном тексте и в музыке, стилизованной под протяжные, слегка минорные татарские мелодии, а сама работа оформлена соответствующим видеорядом клипа, что обеспечивает постоянный успех этой песни. “Татарскую свадьбу без этой песни нельзя представить. Особенно когда поёт старшее поколение хором. До мурашек” – этот комментарий под песней в исполнении Лэйна набрал сотни лайков.

Ожиданию любви, любимого человека, грусти и печали посвящён целый ряд очень популярных в социальных сетях современных татарских песен и клипов, подготовленных на их основе: “Килче килче” (Приходи скорее) в исполнении Гузель Уразовой – 8 млн просмотров, “Сагышларым” (Мои печали) Анвара Нургалиева – 7,9 млн,  “Кил, кил” (Приди же) Салавата Миннеханова – 6,4 млн, “Сине күреп” (Увидев тебя) Рифата Зарипова, - 5,7 млн, “Кара әле күземә” (Посмотри в мои глаза) Ильмиры Нагимовой – 7,3 млн, (рост за год почти в два раза) “Сыналган мөхәббәт” (Цените любовь) Иркэ – 5,7 млн, “Юри генә”  (Понарошку) – Ильсии Бадретдиновой, - 5,2 млн, “Салкын чәй” (Холодный чай) Салавата Фатхетдинова – 4,7 млн и др.

Популярность песен понятна, в них воспеваются традиционные ценности: любовь, семья и взаимоотношения в ней, дети, верность или разлука. Оформлены они, как правило, в мажорном или слегка минорном стиле, продолжающем традиции народных городских или сельских напевов. Иногда в тематике можно обнаружить социальную проблематику, например, у Салавата Миннеханова в клипе “Кил, кил” (Приди же) в шутливой форме поднята проблема нехватки невест на селе, а в клипе Иркэ “Сыналган мөхәббәт” (Цените любовь) – опять же в шутливой форме - проблема сохранения семьи.

Особо стоит отметить очень популярную в соцсетях песню и клип “Туган як”  (Родной край) авторов Гульнары и Урала Рашитова в исполненни Васили Фаттаховой (8 млн просмотров) и юной Лии Шамсиной (1,9 млн). Музыка написана в новых для татарских песен торжественно-авангардистских ритмах, и, судя по комментарию под клипом, набравшим 3,5 тыс лайков: «Мне кажется, нет ни одного татарина, который бы не знал этой песни. Все знают ее наизусть, она как гимн». Песня стала современным гимном Татарстана, воспевающим любимый край, ее знают и поют не только татары.

Другая категория популярных в социальных сетях песен отражает тематику преодоления жизненных невзгод, неудач, если рядом понимающий, любимый человек, друг, соратник. Это песни или клипы на них: “Үпкәләсәң, әйдә, үпкәлә” (Обижайся, но не плати страданиями), в исполнении примы татарской эстрады двухтысячных, безвременно ушедшей Хании Фархи, имеет более 3,2 млн просмотров. “Ялгыз торна” (Одинокая птица) в исполнении автора музыки, самобытного Фирдуса Тямаева (3,5 млн просмотров); “Бас әле” (Танцуй!) - Гүзәлем Миннихановой (4,2 млн просмотров); “Мизгелләр” (Мгновения) - Лейлы Галиевой (1,2 млн); “Эх, гөмер, дигәннәре” (Не жалуйтесь на жизнь) в исполнении Габдельфата Сафина (1,2 тысяч); “Түзә йөрәк сагышка” (Сердце терпит разлуку) в исполнении набирающего популярность Алмаза Мирзаянова (860 тысяч); “Син минем” (Ты моей души половина) в исполнении народного артиста Башкортостана Айдара Галимова (904 тыс.). “Янымда син булсаң” (Если ты рядом) Зайнап Фархетдиновой и Зуфара Билалова (900 тыс.); “Якын дусларым” (Мои друзья) в исполнении очаровательной Алсу Абельхановой (314 тыс.).

Завершает перечень популярная в девяностых - двухтысячных больше на татарском, чем на удмуртском языке оригинала “Эх, сез матур кызлар” (Ой, красавицы) в исполнении Асафа Валиева о деревенском парне, который никак не найдёт свою любовь (300 тыс.). Группа “Шумбай” дала новый импульс этой песне, исполнив её с африканским солистом на татарском и русском языках, что дало 3,7 млн просмотров.

Особняком стоит творчество популярной в последние годы Айгель Гайсиной, чьи клипы “Татарин” и “Пыяла”  на YouTube канале имеют соответственно 114 млн и 36 млн просмотров: АИГЕЛ – Пыяла («Пыяла») // AIGEL – Piyala (Piyala, 2020). – Музыка URL: https://www.youtube.com/watch?v=tE_7HeBZgYE (Дата обращения 01.03.2024), их количество особенно возросло после сериала “Слово пацана”. Песни вызвали неоднозначную оценку слушателей, чаще восторженных, причём не только отечественных, но и зарубежных. Среди множества откликов приведем лишь несколько: “Отличная песня” (Сербия), “Какая мощная песня” (Турция), “Никогда не думала , что татарские песни могут так звучать! Сама из Казани”, “Интересный андеграунд” и другие [25]. Критические замечания касаются духовных и музыкальных ценностей песни.  Оставим художнику право выбора своего жизненного ориентира, идеала: принцесса, любимая, мама. Или же жертва абьюзинга: “мой татарин авторитарен”, “ты швыряешь и разбиваешь стекло любви”. Оригинальный татарский песенный модернизм или андеграунд?

Творческим ориентиром всё же являются великие Пушкин: «чувства добрые я лирой пробуждал» и Габдулла Тукай: «Горд я нашей молодежью: как смела и как умна! Просвещением и знаньем словно светится она. Всей душой стремясь к прогрессу, новой мудрости полна, [да поможет ей Всевышний] -  нам такая и нужна!». Патриархальность, авторитаризм, абьюзинг, молодёжная преступность – это путы прошлого.

Заключение

Таким образом, наиболее популярные у народа современные татарские песни воспевают исконные духовные и этнические ценности. Показательно, что часть их имеет не только миллионные просмотры, но по 0,5 млн зарегистрированных исполнений в караоке, это: «Уфтанма» (Не унывай), «Аерылмагыз» (Не расставайтесь) и «Туган як» (Родимый край).

Рейтинг наиболее успешных исполнителей современных татарских песен по количеству просмотров их песен и клипов в социальных сетях очевиден. «Шорт лист» самых популярных по количеству просмотров современных песен также представлен выше, не будем повторяться. Отметим лишь стремительный рост просмотров в социальных сетях творчества Ильсии Бадретдиновой с 10 до 52 млн, Анвара Нургалиева с 7 до 90 млн и Фирдуса Тямаева с 5 до 25 млн за неполный год.

Подобные рейтинги на практике могут применяться при подготовке Татарской песни года (Татар жыры), использоваться музыкальными продюсерами, контент-менеджерами.

 В качестве выводов отметим также, что успех музыканта в работе по онлайн-продвижению (продаже) своей продукции на видеохостингах зависит от многих слагаемых: от таланта исполнителя, качественной, имеющей глубокий смысл и хорошую музыку песни, её аранжировки, использования национальной культурной, музыкальной и стихотворной традиции, или их удачной модернизации.

Успех и востребованность современной татарской песни и клипа на её основе, зависят, на наш взгляд, кроме перечисленного, от таланта сценариста, режиссёра (клипмейкера), профессионального сопровождения «продукта» контент-менеджерами и IT-специалистами в социальных сетях.  Специалистов высочайшего уровня в этой сфере в республике, думается, немного, они востребованы и, как показывает российский опыт, лучшие из них переходят на следующий уровень, в формат большого кино. Таких специалистов надо готовить в специализированных учебных заведениях.

Возможно, часть современных татарских песен, видеоклипов на них и в отношении мелизматики, и по духовности стихов отходят от традиционной татарской музыкальной песенной культуры, и в целом от традиционных национальных ценностей. Качество закладываемых сегодня этических ценностей зависит от общего состояния культуры этноса, семьи, от развития национальной школы, национальной литературы, музыки и самих музыкантов.

×

作者简介

Alik Salimov

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

编辑信件的主要联系方式.
Email: salimov-kazan@list.ru

PhD, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines

俄罗斯联邦, Kazan

参考

  1. Vse avtory pesen. Tatarskie pesni. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://erlar.ru/all-autors/ (Data obrashhenija : 28.03.2023).
  2. Vse tatarskie kompozitory – [Jelektronnyj resurs]. URL: https://erlar.ru/all-composer/ (Data obrashhenija : 28.03.2023).
  3. Efimov E.G. Social'nye Internet-seti (metodologija i praktika issledovanija). – Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izdatel'stvo. 2015. 168 s.
  4. Korshunov A. M. Dialektika sub#ekta i ob#ekta v poznanii. Moskva, 1982. S. 107-108.
  5. Sajdasheva Z.N. Pesennaja kul'tura tatar Volgo-Kam'ja: (jevoljucija zhanrovo-stilevyh norm v kontekste nacional'noj istorii): avtoreferat dis. ... doktora iskusstvovedenija [Mosk. Konservatorija]. Moskva, 1998. 198 s.
  6. Salitova F.Sh. Razvitie muzykal'no-pedagogicheskoj kul'tury tatarskogo naroda (ot istokov vozniknovenija do formirovanija kak ustojchivogo javlenija): avtoreferat dis. ... doktora pedagogicheskih nauk [Kazan. gos. ped. un-t] Kazan', 2003. 48 s.
  7. Salimov A.M. Social'nye seti kak sredstvo razvitija i prodvizhenija istoriko-kul'turnogo nasledija tatarskogo naroda // Vlijanie pandemii i cennostej cifrovogo transgumanizma na perspektivy razvitija sfery uslug: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 23-25 aprelja 2022 g. Kazan', 2022. S.46-50.
  8. Salimov A.M., Kalimullina O.A. Muzykal'naja tradicionnaja pesennaja kul'tura volgo-ural'skih tatar v social'nyh setjah (osnovnye tendencii razvitija) // Bulletin of The International Centre of art and education / Bjulleten' mezhdunarodnogo centra "Iskusstvo i obrazovanie". 2023 g. № 6–2.S.66-76.
  9. Social'nye seti : monografija / V.P. Klochkov, Ju. S. Tjunnikov, K. G. Jerdyneeva, A. Ju. Bliznevskij [i dr.]. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2022. – 184 s.
  10. Social'nye seti i virtual'nye setevye soobshhestva / otv. red. Verchenov L. N., Efremenko D.V., Tishhenko V. I. M.: INION RAN, 2013. 360 s.
  11. Uznat', skol'ko zarabotali deneg jutjubery [Jelektronnyj resurs]. URL: https://uznatbablo.ru/ (Data obrashhenija :10.02.2022).
  12. Formirovanie i razvitie professionalizma v vokal'noj kul'ture volgo-ural'skih musul'man / Gaziev I.M. / avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata iskusstvovedenija / Kazanskaja gosudarstvennaja konservatorija im. N.G. Zhiganova. Kazan'. 2009. 203 s.
  13. TMTV. Tatarskij muzykal'nyj telekanal. [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.youtube.com/@tmtvtatar / (Data obrashhenija 08.04.2023).
  14. TATSHOP.RU Tatarskoe video i muzyka. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/@TATSHOPru / (Data obrashhenija : 08.04.2023).
  15. TATVIDEOLAR. – [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/@TATVIDEOLAR / (Data obrashhenija : 08.04.2023).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».