The influence of cultural and historical heritage on the education of a culture of safe behavior of working youth

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of addressing cultural and historical heritage, which has an important factor in fostering a culture of safe behavior among working youth. The urgent task is to enrich the process of education with knowledge, traditions, spiritual and material values accumulated over many generations and related to security. Analyzing the views of scientists on the problem of safe behavior, the author concludes that the search for safety consists in observing a number of rules of behavior that carry a certain meaning and role for society, and the culture of safe behavior of working youth should become the norm of society. Using cultural and historical heritage in fostering a culture of safe behavior create an emotional connection with traditions and history, which strengthens the understanding and commitment of working youth to safe behavior.

Full Text

Введение

В основе культурного и исторического наследия лежат потребности общества в безопасности как важнейшая целевая установка, обеспечивающая выживание данного общества. Актуальность данной работы обусловлена интересом социума к процессу воспитания культуры безопасного поведения на основе использования культурного и исторического наследия, что позволяет обогатить процесс воспитания знаниями, традициями, духовными и материальными ценностями, накопленными многими поколениями и связанными с обеспечением безопасности. Целью исследования является выявление элементов культурно-исторического наследия, влияющих на мотивацию безопасного поведения. Актуальной задачей является возможность решения проблемы формирования навыков стабильного безопасного поведения посредством внедрения в процесс воспитания рабочей молодежи культурно-исторического наследия угольной отрасли Кузбасса.

Материалы и методы

В работе был использован теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования (монографии, диссертационные исследования), а также материалы из архивов, библиотек и музеев, публикации в СМИ. Основными методами исследования послужили теоретические методы анализа и синтеза, обобщения. Главными эмпирическими методами стали методы измерения и сравнения.

Литературный обзор

Ю.С. Козыренко на основе анализа научных публикаций рассматривает содержание понятия «культура безопасности» с точки зрения определённых требований и принципов. Они выполняют регламентирующую функцию, которая воздействует на уровень мотивации личности к обеспечению культуры безопасного поведения [3]. Этот уровень напрямую связан с возможными рисками, постановкой цели, выбором определенных ресурсов, необходимых для достижения целей, задач и вероятных итогов деятельности.

Определение понятию «культура» дают А.П. Асмолов, В.Л. Бенин, Н.П. Ващекин, Т.И. Пусева, И.В. Макарова, П.М. Якушева и др. Понятия «безопасность» и «жизнедеятельность» можно найти в научных работах В. С. Барулина, П. А. Кислякова, А.Б. Лисицына, О.И. Луниной, С. И. Петровой и др.

А.В. Зель определяет феномен «культуры безопасности» как состояние общественной организации личности, которое позволяет обеспечить определённый уровень её безопасности по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности [2, с. 265]. Важно отметить, что современное развитие общества и государства изменило не только потребительские стандарты молодежи, но и их менталитет, ценности и приоритеты.

Л.Н. Шаймарданова, Э.Ш. Шакирова в своем исследовании отмечают, что объекты природного и культурного наследия региона представляют уникальный материал, который может найти применение в образовательных целях и решении воспитательных задач. Ими выделены «ряд важных направлений этой деятельности: краеведение (как система дополнительного образования и общественной деятельности); музейная педагогика; туристская деятельность; проведение экскурсий; деятельность библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров; самодеятельность молодежных объединений и виртуальных сообществ; событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодежные игры с использованием объектов наследия); волонтерское молодежное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании; деятельность молодежных поисковых отрядов; трансляция культурных стандартов, традиций и обычаев в семье». [5, c. 89]. Нельзя не согласиться с такой градацией направлений воспитательной деятельности.

Результаты

Приведем элементы влияния культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи.

  1. Формирование гордости за профессию. Включение элементов культурного и исторического наследия шахтерской профессии в образовательную, социальную и профессиональную среду может помочь работающей молодежи почувствовать гордость за свою работу глубже узнать традиции, связанные с шахтой. Это создает позитивное восприятие профессии, что в свою очередь стимулирует соблюдение требований безопасности.
  2. Использование профессиональных обычаев, ритуалов, фольклора. Профессиональные обычаи и ритуалы могут быть интегрированы в обучение безопасности как средство передачи знаний и опыта. Например, проведение традиционных церемоний перед началом работы создает атмосферу внимания к безопасности и подчеркивает важность соблюдения требований безопасности.

Нельзя не отметить роль важных компонентов шахтерского фольклора - это пословицы и поговорки. В устной речи шахтеров они приобретают неповторимую самобытность и представляют важную составляющую воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи. "Поколение молодое проверяется в забое", «Шахтерский забой - фронт передовой», - гласят новые шахтёрские пословицы.

Элементами народной мифопоэтики можно считать поэтический шахтерский фольклор. Как народная мудрость воспринимаются строки А. Лядова «Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был» или слова из песни М. Матусовского «Такие сердца у шахтеров, шахтерский характер такой».

Фольклор возникает из быта, из профессиональной деятельности, общности под впечатлением непосредственных чувств и событий, в которых человек участвует. Вследствие этой точности и правдивости фольклор обладает исторической ценностью большей, чем любое индивидуальное произведение литературы или искусства, и в воспитании безопасного поведения воспринимается более естественно [6, с. 7-10].

  1. В культурном наследии горного дела особое место занимают религиозные традиции и мифология.

Шахтеры имели твердую уверенность в том, что существует горный дух - Шубин. Он любил подшутить над шахтерами, имел недюжинную силу, но был добр и щедр к трудолюбивым работникам. Особую неприязнь он испытывал к владельцам шахт и ленивым шахтерам, становился злым и мстительным [1].

Существует предание о том, что раньше шахтеры носили на вахту клетку с канарейкой. Эта птица была очень чувствительна к газу метану и падала в обморок даже от небольшого содержания газа. Шахтеры, увидев птицу на дне клетки без движения, торопились из забоя выйти на свежий воздух. Сейчас вместо канареек используются переносные и стационарные газоанализаторы, сложные системы автоматического аэрогазового контроля [3, с.112-185].

Мифы, легенды, сказы, пословицы, предания и поговорки, созданные с тех времен, когда только появилась шахтерская профессия, во многом являются результатом творчества самих горняков. Они сопровождают их на протяжении всей жизни и могут рассматриваться как средство воспитания работающей молодежи.

  1. Исторические примеры и уроки, проведение тематических образовательных экскурсий на мемориалы шахтерской славы. Рассказы о прошлых событиях, связанных с безопасностью, авариями и несчастными случаями на шахте, могут служить примерами того, как определенные неправильные решения или игнорирование правил могут привести к трагическим последствиям. Эти истории могут быть использованы для формирования понимания важности безопасного отношения к труду.

Общественно значимым компонентом воспитания культуры безопасного поведения работающей молодежи может служить история шахтерского труда мемориального характера. Для нашего исследования актуальна книга авторов (Ю. С. Котляров, А. И. Мартынов, А. М. Титова, Ю. В. Барабанов), в которой отмечалось, что «одним из первых памятников считается гипсовая скульптура шахтёра, опирающегося на отбойный молоток (автор неизвестен), которая стояла с 1949 г. в небольшом сквере г. Кемерово, и сквер назывался шахтёрским. Позже ее перенесли на территорию музея-заповедника Красная Горка. Похожая скульптура установлена в 1980 году в г. Кемерово на проспекте Шахтеров. Внешний вид шахтеров данных скульптур и их отбойный молоток соответствуют времени их установки. Памятник возле шахты им. С.М. Кирова посвящен самой шахте и рекордам ее горняков. Авторы монумента изобразили горняка практически в натуральную величину. В г. Ленинск-Кузнецком в 1953 году установлена скульптура «Шахтеры». На пьедестале мы видим три скульптуры в человеческий рост. В центре – скульптура мужчины-шахтера с отбойным молотком на плече. Справа от него – мужчины-шахтеры в шахтерской панаме и с отбойным молотком. Слева от центральной фигуры – скульптура женщины. Ко Дню шахтера 23 августа 1968 года был установлен памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову (авт. Георгий Баранов). Михайло Волков представлен в образе мудрого русского человека, возвышенно и торжественно прижимающего к груди камень, найденный им на Горелой горе» [4, с. 17-20].

Одной из печальных традиций, сложившихся в советское время, можно считать братские захоронения шахтеров, погибших в результате аварий. В 40-е годы ряд крупных аварий произошли на Кемеровском руднике. Более 100 погибших шахтеров были захоронены в братских могилах. На местах захоронения установлены памятники с фамилиями погибших шахтеров и датой аварии. К памятникам погибшим шахтерам приносят цветы ветераны, возле них проводят митинги как дань памяти и героизации подвига горняков Кузбасса.

И сейчас уважение к шахтерскому труду и понимание актуальности безопасного поведения у работающей молодежи Кузбасса продолжают выражаться посредством визуализации героического шахтерского образа. В 2016 году на территории разреза «Октябринский» г. Киселевска был возведен монумент, на котором изображены трудовые будни женщин-шахтеров. Он стал единственным подобным в Кузбассе. С двух сторон на обелиске высечены имена 56 женщин, что погибли при работе на угольных предприятиях города за годы войны. Надпись на памятнике гласит: «Женщинам Киселёвска, героям угольного фронта» [7].

Мемориальные комплексы хранят память о различных событиях шахтерской истории Кузбасса, увековечивают в общественной памяти героические образы шахтеров и являются важной составляющей воспитания культуры безопасного поведения рабочей молодежи современного Кузбасса.

5. Сохранение традиций. Передача знаний и навыков через традиционные методы обучения, основанные на культурных и исторических особенностях, является эффективным способом обучения работающей молодежи безопасным практикам поведения. Педагогические технологии могут включать в себя использование народных сказаний, песен или ремесленных традиций для создания обучающих материалов.

Шахтерские песни, сказы, предания, частушки, пословицы и поговорки донесли до нас ценности шахтерской общности. Страдания, любовь, иногда выраженные мелодраматично, как, например, в знаменитой шахтёрской песне «Коногон», которая возникла более ста лет назад. Героизации труда шахтеров было посвящено немало музыкальных произведений, которые в полной мере отражали престиж и уникальность горняцкой профессии. Традиционно звучит на праздновании Дня шахтёра в Кузбассе песня «Спят курганы тёмные …» (слова Б. Ласкина, музыка Н. Богословского), созданная в 1939 году для кинофильма «Большая жизнь».

В песне Владимира Высоцкого «Черное золото», написанной в 1970 году, делается акцент на шахтерскую дружбу и взаимовыручку. Эта песня оправданно имеет и другие варианты названия: "Шахтерский марш" и "Гимн шахтеров". Популярны в шахтерской среде песни «Шахтерская земля» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Птичкина), «Мы – шахтеры» (слова И. Шаферана, музыка П. Аедоницкого), «Шахтерский характер» (слова М. Матусовского, музыка Я. Френкеля) и другие.

Кроме перечисленного, важное место в воспитании культуры безопасного труда рабочей молодежи занимают:

  1. Организация праздников и мероприятий, посвященных безопасному поведению;
  2. Показ фильмов о шахтерском труде и быте как фактор социально-культурного влияния на работающую молодежь;
  3. Чтение книг о шахтерах-угольщиках;
  4. Топонимические традиции Кузбасса: название территорий и географических объектов давалось в контексте культурно-символической значимости и героизации труда шахтеров;
  5. Геральдическая символика Кузбасса, непосредственно связанная с шахтерским трудом;
  6. Разговорная речь шахтеров, которая помогает понять жизненные установки, принципы и ценности, особенности мировоззрения шахтеров Кузбасса.

Обсуждение

Приведенные в статье элементы влияния культурно-исторического наследия на воспитание культуры безопасного поведения рабочей молодежи развивают моральные и нравственные ценности сохранения собственного здоровья. Они помогают осознать важность соблюдения правил охраны труда и промышленной безопасности, способствуют формированию культуры безопасного труда как неотъемлемой части профессиональной деятельности, что является одним из факторов повышения эффективности управления производством.

Заключение

Педагогические технологии использования культурного и исторического наследия Кузбасса в воспитании культуры безопасного поведения создают эмоциональную связь с традициями и историей, что приводит к пониманию основ безопасного поведения у рабочей молодежи, формированию приверженности безопасности. Воспитание рабочей молодежи и приобщение их к культурно-историческому наследию является гарантом того, что культура безопасного поведения станет нормой общества.

×

About the authors

Anastasia V. Grigorieva

Branch of Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev

Author for correspondence.
Email: grigorieva_av@list.ru

Head of the Educational and Methodological Department

Russian Federation, Belovo

Elena F. Chernyak

Kemerovo State University of Culture and Arts

Email: lenablack57@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Associate Professor of Department of Theatrical Performancesand Celebration Directing

Russian Federation, Kemerovo

References

  1. Grin'ko N. K. Kul'turnoe nasledie gornogo dela: mifologija i religioznye tradicii gornjakov / N. K. Grin'ko, V. D. Grun', V. G. Lunev // Gornaja promyshlennost'. 2014. № 5. S. 88-91.
  2. Zel' A.V. Opisanie metodologicheskih podhodov, ispol'zuemyh pri formirovanii kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti // Vestnik nauki. 2023. №12 (69), T. 5, Ch. 1. S. 264 – 276. Rezhim dostupa : https://www.vestnik-nauki.rf/article/12092 (data obrashhenija : 06.01.2024).
  3. Zolotye nashi rossypi : russkie legendy, byval'shhiny, satiricheskie skazki i rasskazy na rudnikah Salaira, na zolotyh priiskah Kuzneckogo Alatau i Martajgi // Rodnoj moj kraj – zemlja Kuzneckaja / [red.-sost. V.M. Mazaev; oform. V.P. Kravchuka; il. hudozh. V. Ilindeeva]. Kemerovo : Sibirskij pisatel', 2009. S. 224.
  4. Kozyrenko Ju. S. Formirovanie kul'tury bezopasnosti : teoreticheskie i metodologicheskie aspekty // Molodoj uchenyj. 2022. № 25 (420). S. 40-42. URL: https://moluch.ru/archive/420/93610/ (data obrashhenija : 03.01.2024).
  5. Pamjatniki Kuzbassa / Ju. S. Kotljarov, A. I. Martynov, A. M. Titova [i dr.]; [red. A. M. Titova]. Kemerovo : Kn. izd-vo, 1980. 191 s.
  6. Rudenskij E. Osnovy metodiki pedagogicheskogo modelirovanija obrjadovogo dejstvija : metod. rekomendacii kul'turno-prosvetitel'nym rabotnikam organizatoram obrjadov v klube. Kemerovo, 1984. S. 36.
  7. Sohareva O. Kuzbasskie shahterki // Kuzbass : ezhednevnaja oblastnaja gazeta : [sajt]. Rezhim dostupa : http://kuzbass85.ru/2016/08/31/kuzbasskie-shahterki (data obrashhenija : 20.09.2023).
  8. Shajmardanova L. N. Izuchenie kul'turnogo nasledija kak sredstvo vospitanija patriotizma / L.N. Shajmardanova, Je.Sh. Shakirova // Kazan. vestn. molodyh uchjonyh. 2022. T. 6, № 5. S. 88-100.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».