Results of approbation of the model of social and professional self-development of engineering students in the process of foreign language training
- Authors: Perchatkina V.G.1
-
Affiliations:
- Kazan National Research Technological University
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 96-101
- Section: Pedagogy and Education
- URL: https://bakhtiniada.ru/1812-0547/article/view/261340
- ID: 261340
Cite item
Full Text
Abstract
The relevance of the article is conditioned by the necessity to develop and implement the model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training. The aim of the article is to validate the proposed model and prove its effectiveness using the developed criterion-diagnostic apparatus. The author has substantiated and developed the criterion-diagnostic apparatus (criteria, indicators of model effectiveness, diagnostic tools for assessing the formation of engineering students' ability to socio-professional self-development in the process of foreign language training), described the stages of experimental work to verify the effectiveness of the model of socio-professional self-development of engineering students in the process of foreign language training, conducted an experimental test of its success. The presented results prove the effectiveness of the developed model. The article is intended for graduate students, applicants, researchers interested in the problems of organization, conducting experimental work in the process of dissertation research, development and application of quantitative and qualitative methods of assessing its effectiveness.
Full Text
Введение
Под социально-профессиональным саморазвитием студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки автор понимает совокупность самопроцессов (самопознание, самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморефлексия и самосовершенствование), результатом которой является сформированность способности студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки к социально-профессиональному саморазвитию, включающая познавательный компонент, характеризующий результат сапопознания; мотивационный компонент, отражающий результат самомотивации; организационный компонент, соответствующий результату самоорганизации; контролирующий компонент, отражающий результат самоконтроля; регулирующий компонент, характеризующий результат саморефлексии, и когнитивно-деятельностный компонент, соответствующий результату самосовершенствования [3, 8]. В рамках данного исследования автором построена теoретическая модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки, разработана технология ее реализации [7]. Посредством данной модели можно апробировать процесс социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в ходе иноязычной подготовки.
Материалы и методы
База научного исследования и опытно-экспериментальной работы – Казанский национальный исследовательский технологический университет. Объем выборки – 52 человека в экспериментальной (ЭГ) и 50 человек в контрольной (КГ) группе. Успешность опытно-экспериментальной работы обеспечивалась соблюдением установленной последовательности ее этапов: подготовительный, практический (констатирующая, формирующая и контрольно-измерительная стадии), обобщающий. Использованы общелогические методы исследования: анализ полученных результатов, позволивший доказать эффективность разработанной модели; индукция, обеспечившая сравнение полученных результатов и вывод обобщающего утверждения об эффективности разработанной модели); теоретические методы исследования: абстрагирование и обобщение, позволившие рассмотреть взаимосвязь полученных результатов на отдельных этапах опытно-экспериментальной работы и сконцентрироваться на обобщенных результатах этой работы), эмпирические методы исследования: анкетирование, создающее условия для регистрации ответов обучающихся; наблюдение, позволившее улавливать закономерности процесса социально-профессионального саморазвития; сравнение, обусловливающее установление сходства и различий в ЭГ и КГ.
Литературный обзор
При планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки мы опирались на методологические, научно-методические основы, раскрытые в работах ряда ученых и исследователей. Исчерпывающая характеристика методов обработки данных педагогического эксперимента представлена в работах С.И. Архангельского [1]. Вопросам методологии педагогического эксперимента посвящены работы В.И. Загвязинского [2]. Методические рекомендации по применению различных критериев доказательности педагогических исследований содержатся в работах В.М. Филиппова [5]. Организации и проведению экспериментальной работы от идеи и до воплощения посвящены работы А.С. Сиденко [9]. Способы представления опытно-экспериментальной работы педагогического исследования отражены в работах Е.В. Яковлева [10].
Результаты
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трех семестров (осенний и весенний семестры 2022-2023 уч.гг., осенний семестр 2023-2024 уч.гг.) на одной и той же выборке, чем обеспечивалась ее непрерывность. Определены этапы опытно-экспериментальной работы, представлены полученные результаты.
- Подготовительный этап: разработаны критерии, показатели и уровни оценки сформированности каждого компонента способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки (Таблица 1).
Таблица 1. Критерии, показатели и уровни сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки
Показатели | Уровни (в баллах) | |||
низкий (25-35) | ниже среднего (36-50) | средний (51-75) | высокий (76-100) | |
Познавательный компонент | ||||
познание смыслов иноязычной подготовки в процессе инженерного образования | не видит смысла и необходимости | имеет слабое представление. | имеет достаточно полное представление, осознает необходимость | имеет системное представление, осознает необходимость |
осознание роли иноязычной подготовки в системе ценностей (собственных, социальных и профессиональн.) | имеется элементарное осознание | ценностное значение мало осознано, имеется фрагментарное понимание | понимание ценности иноязычной подготовки, ее важности | глубокое осознание ценности иноязычной подготовки, ее значимости |
Мотивационный компонент | ||||
постоянная потребность в совершенствовании иноязычного потенциала | отсутствие потребности | слабая | в достаточной мере | в полной мере |
потребность во внешнем стимулировании процесса | требует непрерывного внешнего стимулирования | требует периодического внешнего стимулирования | требует незначительного внешнего стимулирования | самостоятелен и не требует внешнего стимулирования |
Организационный компонент | ||||
осознанная деятельность по самоорганизации в изучении иностранного языка | осознанная деятельность минимальна или отсутствует | отдельные виды осознанной деятельности | достаточный объем умений осознанной деятельности | полный объем умений для всех видов осознанной деятельности |
осуществление самообразовательных действий | почти отсутствуют | слабая, периодическая | относительно постоянная | уверенная, регулярная |
Контролирующий компонент | ||||
регулярная собственная деятельность по обнаружению грамматических, речевых ошибок и их коррекции | минимальная, стихийная | незначительная; ситуативная | в целом осуществляется, иногда не упорядочена и не всегда регулярна | постоянная, регулярная систематическая. |
регулирование собственной деятельности | ||||
Регулирующийкомпонент | ||||
осмысление собственной роли в системе познавательной деятельности иноязычной подготовки | нет либо оно минимальное | частичное, фрагментарное | в целом | полное, глубокое |
анализ своего имеющегося опыта изучения иностранного языка, выявление своих скрытых потенциалов | саморефлексия отсутствует или элементарная | частичная саморефлексия | достаточная саморефлексия | высокая саморефлексия |
Когнитивно-деятельностный компонент | ||||
владение знаниями (фонетическими, лексическими, грамматическими) и речевой деятельностью (аудирование, говорение, чтение, письмо) | элементарное владение | стандартное владение | ограниченно самостоятельное | самостоятельное свободное |
осознанная постоянная активизация самостоятельной деятельности по актуализации и расширению, рациональному использованию знаний | ситуативно, стихийно | изредка, осознана частично; действия нерегулярные | в целом осознанная, в основном самостоятельная, достаточно упорядоченная и регулярная. | осознанная самостоятельная, упорядоченная, постоянная |
На этом этапе также разработан следующий диагностический инструментарий для оценки сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки:
- авторские анкеты для оценки сформированности познавательного, мотивационного, контролирующего компонентов;
- адаптированный под данное исследование «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)», разработанный Е.Ю. Мандриковой [4], для оценки сформированности организационного компонента;
- разработанная на основе опросника А.К. Осницкого «Саморегуляция» [6] и адаптированная под иноязычную подготовку в ВУЗе анкета для оценки регулирующего компонента;
- авторские тесты, упражнения и задания для оценки когнитивно-деятельностного компонента.
Разработанный диагностический инструментарий проверен на содержательную и внешнюю валидность, на надежность-устойчивость.
- Практический этап:
- констатирующая стадия: с использованием разработанного диагностического инструментария проведен входной контроль исходного уровня сформированности компонентов способности к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки студентов первого курса инженерного ВУЗа в ЭК и КГ. Применяя статистический метод t-критерий Стьюдента, мы доказали однородность этих групп относительно исходного уровня сформированности каждого компонента, что дает основания для проведения опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной модели.
- формирующая стадия: проведены промежуточный контроль по итогам первого семестра, сравнение полученных показателей с показателями входного контроля; промежуточный контроль по итогам второго семестра (рис. 1), сравнение полученных показателей с показателями первого семестра.
Рис. 1. Промежуточные опытно-экспериментальные данные (сравнение данных на начало и конец второго семестра)
- контрольно-измерительная стадия: проведены итоговый контроль по итогам третьего семестра, сравнение полученных показателей с показателями последних промежуточных результатов формирующей стадии.
- Обобщающий этап: получены итоговые результаты, проводилось сравнение их показателей с показателями данных входного контроля (рис. 2).
Рис. 2. Итоговые опытно-экспериментальные данные (сравнение данных входного контроля и итоговых данных)
Обсуждение
Анализ полученных результатов показал, что динамика изменения показателей, наблюдаемая в ЭГ группе выше, чем в КГ по всем компонентам на всех этапах проведения опытно-экспериментальной работы. Для доказательства неслучайности полученных результатов, статистической значимости различий в ЭГ и КГ по всем компонентам использован статистический метод t-критерий Стьюдента, который показал, что по всем компонентам ЭГ и КГ не однородны, различия в них статистически значимы.
Заключение
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки происходило более успешно в ЭГ, в которой внедрялась авторская модель. Это дает основания для заключения о том, что задачи опытно-экспериментальной работы решены, цель эксперимента – определение эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки – достигнута.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки масштабируема, при соответствующих доработках может быть адаптирована под другие дисциплины профессионального образования в ВУЗе с целью организации и педагогического сопровождения процесса саморазвития студентов, в целом, и социально-профессионального, в частности.
Полученные результаты могут быть использованы всеми заинтересованными лицами (аспирантами, соискателями, начинающими исследователями) при планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, а также методистами и специалистами образовательных учреждений, занимающимися контрольно-оценочными процессами и педагогическими измерениями.
About the authors
Veronica G. Perchatkina
Kazan National Research Technological University
Author for correspondence.
Email: verouette@inbox.ru
Senior Lecturer
Russian Federation, KazanReferences
- Arhangel'skij, S.I. O modelirovanii i metodike obrabotki dannyh pedagogicheskogo jeksperimenta / S.I. Arhangel'skij.– Moskva : Znanie, 1974.– 48 s.
- Zagvjazinskij, V.I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: uchebnoe posobie / V.I.Zagvjazinskij, R.Atahanov. Moskva: Akademija, 2001. 208 s.
- Zijatdinova, Ju.N. Soderzhanie social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki / Ju.N. Zijatdinova, V.G.Perchatkina // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022. №4 (61). S. 344-349.
- Mandrikova, E.Ju. «Oprosnik samoorganizacii dejatel'nosti (OSD)» [Jelektronnyj resurs] / E.Ju.Mandrikova // Rezhim dostupa: https://studme.org/174463/ (data obrashhenija 20.11.2022).
- Metodicheskie rekomendacii «Primenenie kriteriev dokazatel'nosti dissertacionnyh issledovanij v oblasti nauk ob obrazovanii». Pod nauch.red. V.M.Filippova. M.: RAO. 2023. 22 s.
- Osnickij, A.K. Oprosnik «Samoreguljacija» [Jelektronnyj resurs] / A.K.Osnickij // Rezhim dostupa: https://multiurok.ru/(data obrashhenija 20.09.2022).
- Perchatkina, V.G. Model' social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki i tehnologija ee realizacii / V.G.Perchatkina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo. 2023. №3. S. 219-223.
- Perchatkina, V.G. Social'no-professional'noe samorazvitie: analiz analogij v terminologii / V.G.Perchatkina // V sbornike: Integracija, jevoljucija, modernizacija: puti razvitija nauki i obrazovanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2023. S. 206-210.
- Sidenko, A.S. Pedagogicheskij jeksperiment: ot idei do razrabotki: Uchebno-metodicheskoe posobie. Izd. 3-e, ispr. i dop. – Jaroslavl'-Moskva: Kancler, 2020. 256 s.
- Jakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov / E.V.Jakovlev, N.O.Jakovleva. Cheljabinsk.: Izd-vo RBIU, 2010. 317 s.
Supplementary files
