Результаты апробации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки
- Авторы: Перчаткина В.Г.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 96-101
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://bakhtiniada.ru/1812-0547/article/view/261340
- ID: 261340
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки и реализации модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки. Цель статьи: провести апробацию предложенной модели, доказать ее эффективность с использованием разработанного критериально-диагностического аппарата. Автором обоснован и разработан критериально-диагностический аппарат (критерии, показатели эффективности модели, диагностический инструментарий оценки сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки), описаны этапы экспериментальной работы по проверке эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки, проведена экспериментальная проверка ее успешности. Представленные результаты доказывают эффективность разработанной модели. Статья предназначена для аспирантов, соискателей, исследователей, интересующихся проблемами организации, проведения опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, разработки и применения количественных и качественных методов оценки его эффективности.
Полный текст
Введение
Под социально-профессиональным саморазвитием студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки автор понимает совокупность самопроцессов (самопознание, самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморефлексия и самосовершенствование), результатом которой является сформированность способности студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки к социально-профессиональному саморазвитию, включающая познавательный компонент, характеризующий результат сапопознания; мотивационный компонент, отражающий результат самомотивации; организационный компонент, соответствующий результату самоорганизации; контролирующий компонент, отражающий результат самоконтроля; регулирующий компонент, характеризующий результат саморефлексии, и когнитивно-деятельностный компонент, соответствующий результату самосовершенствования [3, 8]. В рамках данного исследования автором построена теoретическая модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки, разработана технология ее реализации [7]. Посредством данной модели можно апробировать процесс социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в ходе иноязычной подготовки.
Материалы и методы
База научного исследования и опытно-экспериментальной работы – Казанский национальный исследовательский технологический университет. Объем выборки – 52 человека в экспериментальной (ЭГ) и 50 человек в контрольной (КГ) группе. Успешность опытно-экспериментальной работы обеспечивалась соблюдением установленной последовательности ее этапов: подготовительный, практический (констатирующая, формирующая и контрольно-измерительная стадии), обобщающий. Использованы общелогические методы исследования: анализ полученных результатов, позволивший доказать эффективность разработанной модели; индукция, обеспечившая сравнение полученных результатов и вывод обобщающего утверждения об эффективности разработанной модели); теоретические методы исследования: абстрагирование и обобщение, позволившие рассмотреть взаимосвязь полученных результатов на отдельных этапах опытно-экспериментальной работы и сконцентрироваться на обобщенных результатах этой работы), эмпирические методы исследования: анкетирование, создающее условия для регистрации ответов обучающихся; наблюдение, позволившее улавливать закономерности процесса социально-профессионального саморазвития; сравнение, обусловливающее установление сходства и различий в ЭГ и КГ.
Литературный обзор
При планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки мы опирались на методологические, научно-методические основы, раскрытые в работах ряда ученых и исследователей. Исчерпывающая характеристика методов обработки данных педагогического эксперимента представлена в работах С.И. Архангельского [1]. Вопросам методологии педагогического эксперимента посвящены работы В.И. Загвязинского [2]. Методические рекомендации по применению различных критериев доказательности педагогических исследований содержатся в работах В.М. Филиппова [5]. Организации и проведению экспериментальной работы от идеи и до воплощения посвящены работы А.С. Сиденко [9]. Способы представления опытно-экспериментальной работы педагогического исследования отражены в работах Е.В. Яковлева [10].
Результаты
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трех семестров (осенний и весенний семестры 2022-2023 уч.гг., осенний семестр 2023-2024 уч.гг.) на одной и той же выборке, чем обеспечивалась ее непрерывность. Определены этапы опытно-экспериментальной работы, представлены полученные результаты.
- Подготовительный этап: разработаны критерии, показатели и уровни оценки сформированности каждого компонента способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки (Таблица 1).
Таблица 1. Критерии, показатели и уровни сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки
Показатели | Уровни (в баллах) | |||
низкий (25-35) | ниже среднего (36-50) | средний (51-75) | высокий (76-100) | |
Познавательный компонент | ||||
познание смыслов иноязычной подготовки в процессе инженерного образования | не видит смысла и необходимости | имеет слабое представление. | имеет достаточно полное представление, осознает необходимость | имеет системное представление, осознает необходимость |
осознание роли иноязычной подготовки в системе ценностей (собственных, социальных и профессиональн.) | имеется элементарное осознание | ценностное значение мало осознано, имеется фрагментарное понимание | понимание ценности иноязычной подготовки, ее важности | глубокое осознание ценности иноязычной подготовки, ее значимости |
Мотивационный компонент | ||||
постоянная потребность в совершенствовании иноязычного потенциала | отсутствие потребности | слабая | в достаточной мере | в полной мере |
потребность во внешнем стимулировании процесса | требует непрерывного внешнего стимулирования | требует периодического внешнего стимулирования | требует незначительного внешнего стимулирования | самостоятелен и не требует внешнего стимулирования |
Организационный компонент | ||||
осознанная деятельность по самоорганизации в изучении иностранного языка | осознанная деятельность минимальна или отсутствует | отдельные виды осознанной деятельности | достаточный объем умений осознанной деятельности | полный объем умений для всех видов осознанной деятельности |
осуществление самообразовательных действий | почти отсутствуют | слабая, периодическая | относительно постоянная | уверенная, регулярная |
Контролирующий компонент | ||||
регулярная собственная деятельность по обнаружению грамматических, речевых ошибок и их коррекции | минимальная, стихийная | незначительная; ситуативная | в целом осуществляется, иногда не упорядочена и не всегда регулярна | постоянная, регулярная систематическая. |
регулирование собственной деятельности | ||||
Регулирующийкомпонент | ||||
осмысление собственной роли в системе познавательной деятельности иноязычной подготовки | нет либо оно минимальное | частичное, фрагментарное | в целом | полное, глубокое |
анализ своего имеющегося опыта изучения иностранного языка, выявление своих скрытых потенциалов | саморефлексия отсутствует или элементарная | частичная саморефлексия | достаточная саморефлексия | высокая саморефлексия |
Когнитивно-деятельностный компонент | ||||
владение знаниями (фонетическими, лексическими, грамматическими) и речевой деятельностью (аудирование, говорение, чтение, письмо) | элементарное владение | стандартное владение | ограниченно самостоятельное | самостоятельное свободное |
осознанная постоянная активизация самостоятельной деятельности по актуализации и расширению, рациональному использованию знаний | ситуативно, стихийно | изредка, осознана частично; действия нерегулярные | в целом осознанная, в основном самостоятельная, достаточно упорядоченная и регулярная. | осознанная самостоятельная, упорядоченная, постоянная |
На этом этапе также разработан следующий диагностический инструментарий для оценки сформированности способности студентов инженерного ВУЗа к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки:
- авторские анкеты для оценки сформированности познавательного, мотивационного, контролирующего компонентов;
- адаптированный под данное исследование «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)», разработанный Е.Ю. Мандриковой [4], для оценки сформированности организационного компонента;
- разработанная на основе опросника А.К. Осницкого «Саморегуляция» [6] и адаптированная под иноязычную подготовку в ВУЗе анкета для оценки регулирующего компонента;
- авторские тесты, упражнения и задания для оценки когнитивно-деятельностного компонента.
Разработанный диагностический инструментарий проверен на содержательную и внешнюю валидность, на надежность-устойчивость.
- Практический этап:
- констатирующая стадия: с использованием разработанного диагностического инструментария проведен входной контроль исходного уровня сформированности компонентов способности к социально-профессиональному саморазвитию в процессе иноязычной подготовки студентов первого курса инженерного ВУЗа в ЭК и КГ. Применяя статистический метод t-критерий Стьюдента, мы доказали однородность этих групп относительно исходного уровня сформированности каждого компонента, что дает основания для проведения опытно-экспериментальной работы по доказательству эффективности разработанной модели.
- формирующая стадия: проведены промежуточный контроль по итогам первого семестра, сравнение полученных показателей с показателями входного контроля; промежуточный контроль по итогам второго семестра (рис. 1), сравнение полученных показателей с показателями первого семестра.
Рис. 1. Промежуточные опытно-экспериментальные данные (сравнение данных на начало и конец второго семестра)
- контрольно-измерительная стадия: проведены итоговый контроль по итогам третьего семестра, сравнение полученных показателей с показателями последних промежуточных результатов формирующей стадии.
- Обобщающий этап: получены итоговые результаты, проводилось сравнение их показателей с показателями данных входного контроля (рис. 2).
Рис. 2. Итоговые опытно-экспериментальные данные (сравнение данных входного контроля и итоговых данных)
Обсуждение
Анализ полученных результатов показал, что динамика изменения показателей, наблюдаемая в ЭГ группе выше, чем в КГ по всем компонентам на всех этапах проведения опытно-экспериментальной работы. Для доказательства неслучайности полученных результатов, статистической значимости различий в ЭГ и КГ по всем компонентам использован статистический метод t-критерий Стьюдента, который показал, что по всем компонентам ЭГ и КГ не однородны, различия в них статистически значимы.
Заключение
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что социально-профессиональное саморазвитие студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки происходило более успешно в ЭГ, в которой внедрялась авторская модель. Это дает основания для заключения о том, что задачи опытно-экспериментальной работы решены, цель эксперимента – определение эффективности модели социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки – достигнута.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного ВУЗа в процессе иноязычной подготовки масштабируема, при соответствующих доработках может быть адаптирована под другие дисциплины профессионального образования в ВУЗе с целью организации и педагогического сопровождения процесса саморазвития студентов, в целом, и социально-профессионального, в частности.
Полученные результаты могут быть использованы всеми заинтересованными лицами (аспирантами, соискателями, начинающими исследователями) при планировании, организации и проведении опытно-экспериментальной работы в процессе диссертационного исследования, а также методистами и специалистами образовательных учреждений, занимающимися контрольно-оценочными процессами и педагогическими измерениями.
Об авторах
Вероника Григорьевна Перчаткина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: verouette@inbox.ru
старший преподаватель
Россия, КазаньСписок литературы
- Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский. Москва : Знание, 1974. 48 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. Москва: Академия, 2001. 208 с.
- Зиятдинова Ю.Н. Содержание социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки / Ю.Н. Зиятдинова, В.Г. Перчаткина // Бизнес. Образование. Право. 2022. №4 (61). С. 344-349.
- Мандрикова Е.Ю. «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)» [Электронный ресурс] / Е.Ю. Мандрикова // Режим доступа: https://studme.org/174463/ (дата обращения 20.11.2022).
- Методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». Под науч.ред. В.М.Филиппова. Москва: РАО. 2023. 22 с.
- Осницкий, А.К. Опросник «Саморегуляция» [Электронный ресурс] / А.К.Осницкий // Режим доступа: https://multiurok.ru/ (дата обращения 20.09.2022).
- Перчаткина В.Г. Модель социально-профессионального саморазвития студентов инженерного вуза в процессе иноязычной подготовки и технология ее реализации / В.Г.Перчаткина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2023. №3. С. 219-223.
- Перчаткина, В.Г. Социально-профессиональное саморазвитие: анализ аналогий в терминологии / В.Г. Перчаткина // В сборнике: Интеграция, эволюция, модернизация: пути развития науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 206-210.
- Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебно-методическое пособие. – Изд. 3-е, испр. и доп. Ярославль-Москва: Канцлер, 2020. 256 с.
- Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.
Дополнительные файлы
