Тракторы и сельхозмашины

Научный рецензируемый журнал.

Главный редактор

КАМИНСКИЙ Валерий Наумович ‒ профессор, доктор технических наук 
ORCID iD: 0000-0002-3422-1157 

Учредители

Издатель

  • Эко-Вектор

О журнале

Ведущий журнал отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, за долгие годы существования зарекомендовавший себя как объективное, надёжное и информационно насыщенное издание.

Главная задача журнала - информировать специалистов о последних достижениях научной и конструкторской мысли, знакомить их с результатами испытаний новой тракторной техники, защищать интересы заводов, научных и опытно-конструкторских организаций отрасли.

В цели журнала также входит оперативное и достоверное информирование потенциальных покупателей и потребителей сельскохозяйственной техники. 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:

  • важнейшие направления развития отрасли;
  • экономика, организация и технологии машиностроения;
  • опыт внедрения передовых технологий, изобретений и предложений;
  • повышение конкурентоспособности выпускаемой техники;
  • современные зарубежные технологии, машины, оборудование и приборы;
  • предложения отечественных и зарубежных фирм.

Индексация

  • РИНЦ 
  • Google Scholar
  • WorldCat
  • Ulrich's Periodicals Directory

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных ВАК (Высшей аттестационной комиссией) России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Распространение

  • регулярные выпуски издаются каждые 2 месяца, 6 раз в год
  • статьи на сайте журнала публикуются непрерывно в режиме Online First - по мере принятия их к публикации
  • статьи и выпуски доступны в гибридном режиме - по подписке и в открытом доступе (Open Access)
  • No APC (публикация бесплатна для авторов)
  • статьи в открытом доступе распространяются по лицензии СС BY-NC-ND 4.0 International

Текущий выпуск

Том 91, № 6 (2024)

Экологически чистые технологии и оборудование

Совершенствование методов и технических средств борьбы с водной эрозией при возделывании картофеля на профилированной поверхности поля
Калинин А.Б., Теплинский И.З., Немцев И.С.
Аннотация

Обоснование. Картофель является культурой, требующей создания мелкокомковатой структуры верхнего клубнеобитаемого слоя почвы для формирования клубней правильной формы, а также для обеспечения условий для хорошей сепарации почвы во время выполнения уборочных работ. С этой целью большинство технологий возделывания данной культуры предусматривает формирование профилированной поверхности поля. Одним из результатов глобальных климатических изменений является увеличение частоты выпадения ливневых осадков в период вегетации растений. При этом наличие профилированной поверхности на полях, обладающих даже небольшим уклоном, ведет к значительным рискам развития водной эрозии почвы во время ливней из-за стекания воды со стенок гребней в междурядья. Это приводит к ежегодным невосполнимым потерям плодородного слоя почвы. Поэтому для обеспечения сохранения уровня естественного почвенного плодородия и исключения рисков развития водной эрозии при использовании интенсивных технологий производства картофеля в условиях глобальных климатических изменений требуется совершенствовать технологические приёмы и технические средства, используемые для формирования профилированной поверхности поля.

Цель исследования — защита почвы от водной эрозии при возделывании картофеля на профилированной поверхности поля за счёт совершенствования технологических приёмов и технических средств, используемых для формирования профилированной поверхности поля, а также обоснования параметров рабочих органов.

Методы. Объектом исследований является ротационный лункователь бесприводного действия, установленный на пропашном культиваторе-глубокорыхлителе. Для выбора рациональных параметров рабочих органов лункователя были проведены теоретические исследования, на основе которых выбран диаметр ротора его лопастей. В качестве исходных данных для определения технологических параметров лункователя приняты следующие допущения: интенсивность выпадения ливней; глубина хода рыхлительных лап пропашного культиватора-глубокорыхлителя; скорость впитывания дождя по капиллярам на среднесуглинистых почвах при определённой степени уклона поля. Теоретический расчёт технологических параметров лункователя выполнен на основе построенных траекторий перемещения центра ротора и его лопастей во время выполнения рабочего процесса. Расчёт параметров лункователя выполнялся с учётом того, что передняя и задняя стенки лунки образованы его лопастью путём смятия рыхлой почвы при перекатывании с шагом t относительно неподвижной точки на определённой глубине h, шаг лункователя t определяется конструктивными параметрами ротора: диаметр D и количество лопастей на нём.

Результаты. Для определения числа лунок на погонном метре был рассчитан объём воды, который попадает в междурядья во время ливня в зависимости от их ширины. Результаты расчёта показали, что при интенсивности осадков 15 мм/ч число лунок на погонном метре профилированной поверхности поля, варьируется от 2,4 до 3,1 шт/м. Эти данные позволили определить рациональные параметры лункователя для защиты от водной эрозии сельскохозяйственных земель, расположенных на склонах, при возделывании картофеля на профилированной поверхности поля.

Заключение. Эффективным методом предотвращения водной эрозии на профилированной поверхности поля при возделывании картофеля является глубокое рыхление междурядий с одновременным формированием лунок на дне борозды. Для этой цели предлагается использовать ротационный лункователь бесприводного действия. При использовании лункователя с диаметром ротора 600 мм количество лунок на погонном метре варьируется от 2,4 шт/м при ширине междурядья 70 см до 3,1 шт/м при ширине междурядья 90 см. Для надёжной защиты почв от водной эрозии при ширине междурядья 70 см на роторе достаточно установить 4 лопатки, при ширине 75 и 80 см 5 лопаток, а при ширине 90 см потребуется 6 лопаток.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):673-682
pages 673-682 views

Новые машины и оборудование

Систематизация паровых культиваторов
Пархоменко Г.Г., Камбулов С.И., Подлесный Д.С., Рыков В.Б., Полушкин О.А., Хозяев И.А.
Аннотация

Обоснование. При воздействии на почву в процессе культивации улучшается влаго- и воздухопроницаемость пласта, благоприятствующие деятельности микроорганизмов и росту и развитию растений. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции растениеводства напрямую зависит от уровня техники нового поколения. Поэтому усовершенствование их конструкций с целью повышения уровень техники нового поколения является актуальной задачей агропромышленного комплекса.

Цель работы — систематизация и упорядочивание известных конструкций паровых культиваторов, выявление их достоинств и недостатков.

Материалы и методы. Применялся метод монографического обследования конструкций паровых культиваторов как машины в целом, так и отдельно основных рабочих органов на основании известных научных исследований и результатов государственных испытаний. Таким образом, рассматривались реально работающие паровые культиваторы, рекомендованные к применению в сельскохозяйственном производстве. Помимо этого, анализу подвергались запатентованные конструкции рабочих органов паровых культиваторов. Эффективность функционирования паровых культиваторов определялась на основании результатов государственных испытаний Поволжской, Северо-Западной, Сибирской, Кубанской, Северо-Кавказской, Центрально-Чернозёмной, Кировской, Владимирской МИС за последние 10 лет.

Результаты. В статье представлен обзор паровых культиваторов и их конструкций. Приведена классификация культиваторов по 3 видам: по типу основных рабочих органов (лапы); по типу дополнительных рабочих органов (катки, бороны, штанги); по типу присоединения к трактору (прицепные, навесные). Рассмотрены их достоинства и недостатки. Представлен обзор исследований по усовершенствованию конструкций паровых культиваторов для повышения качества и снижения энергозатрат на обработку почвы. Модернизации подвергаются рабочие органы (лапы), рама в части размещения основных рабочих органов, стойка и конструкция дополнительных рабочих органов паровых культиваторов. Рассмотрены теоретические исследования по повышению эффективности культиваторов. Выявлены условия достижения и улучшения качества обработки почвы паровым культиватором за счет определения взаимосвязи параметров с показателями технологического процесса. Рассмотрено применение компьютерного иммитационного моделирования при решении теоретических задач исследования новых рабочих органов, выявлены достоинства и недостатки.

Заключение. Систематизация паровых культиваторов, представленная в данной статье, позволит определить пути дальнейшего их усовершенствования.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):683-694
pages 683-694 views
Перспективы создания адаптивной системы управления вибронагруженностью мобильного энергосредства сельскохозяйственного назначения
Годжаев З.А., Сенькевич С.Е., Малахов И.С., Уютов С.Ю.
Аннотация

Обоснование. В настоящей работе представлена и исследована адаптивная система подрессоривания (АСП) сельскохозяйственных мобильных энергосредств (МЭС). Дан анализ особенностей аппаратного и программного обеспечения создания адаптивной системы управления вибронагруженности МЭС. Проанализированы полученные результаты на испытательном стенде и определены перспективы дальнейшей реализации подобных систем на мобильны машинах АПК. Показана эффективность применения АСП при создании высокоэффективных инновационных мобильных машин сельскохозяйственного производства.

Цель работы — оценить перспективы и проблемы создания аппаратного и программного обеспечения АСП сельскохозяйственных МЭС.

Материалы и методы. Представлены материалы по разработке имитационного стенда АСП, особенности аппаратного и программного обеспечения. Применяются методы натурных испытания, обработки статистических данных от стендовых испытаний и о характеристиках микропрофилей дорог и полей.

Результаты. По результатам расчётно-экспериментальных исследований определено, что разработанные аппаратные и программные обеспечения АСП отвечают функциональным требованиям. АСП позволяет эффективно снижать виброактивности элементов конструкции МЭС на 20% и более, особенно на несущих системах МЭС. Установлено, что этот эффект может обеспечить повышение урожайности сельхозкультур до 30%. Вычислены пороговые значения величин неровностей микропрофилей сельскохозяйственных дорог и полей для улучшения эффективности АСП при высоких линейных скоростях МЭС.

Заключение. Приведёнными исследованиями установлено, что разработка и внедрение АСП с высокоэффективным аппаратным, математическим и программным обеспечением позволяет существенно снизить вибронагруженность элементов конструкции МЭС сельхозназначения, особенно в тяжёлых режимах работы и неровностях дорог и полей. Внедрение подобной системы на современных МЭС, является залогом улучшения многих их функциональных характеристик машины — условия труда, давление на почву, буксование движителя, повышение долговечности конструкции. Результаты данной разработки могут быть использованы при создании инновационных колёсных транспортно-технологических средств АПК с элементами искусственного интеллекта, а именно, в системах подрессоривания и ходовых системах полнокомплектной мобильной машины, агрегатируемой с сельскохозяйственным орудием.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):705-712
pages 705-712 views
Влияние режимных параметров воздушно-решётной очистки зерноуборочного комбайна
Кувшинов А.А., Усанов В.С., Сахаров В.А., Липкань А.В.
Аннотация

Обоснование. Повышение количества и качества посевного материала сельскохозяйственной культуры сои можно обеспечить с помощью использования комбайна с двухфазным обмолотом, так как при классической послеуборочной обработке выход семенного материала уменьшается за счёт травмирующего воздействия рабочих органов очистительных машин. Одним из важнейших процессов получения семенной фракции сои является процесс очистки. В этой связи совершенствование систем воздушно-решётной очистки зерноуборочных комбайнов является важнейшей задачей комбайностроения.

Цель работы — выявить закономерности изменения скорости воздушного потока в зависимости от режимных параметров системы воздушно-решётной очистки комбайна.

Методы. Для изучения параметров воздушного потока экспериментальная часть исследований была проведена на лабораторном стенде, имитирующем работу системы очистки зерноуборочного комбайна. Всего проведено 43 опыта в трёх повторностях согласно матрице многофакторного эксперимента и получены 4 уравнения регрессии.

Результаты. Представлены эмпирические зависимости, которые характеризуют изменение скорости воздушного потока за решетом в зависимости от различных параметров системы зерноочистки. Исследовано влияние режимных параметров системы воздушно-решётной очистки зерноуборочного комбайна на характер распределения воздушного потока. Рассмотрено изменение скорости воздушного потока на выходе из диффузора вентилятора и распределение скорости на всей поверхности верхнего решета.

Заключение. Полученные закономерности позволят оптимизировать распределение воздушного потока по всей длине решета системы воздушно-решётной очистки и создают предпосылки для автоматизации уборочного процесса. Раскодированные уравнения регрессии будут являться основой при разработке алгоритма автоматического управления параметрами воздушно-решётной очистки комбайна.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):695-704
pages 695-704 views

Теория, конструирование, испытания

Топологическая оптимизация рабочего оборудования фронтального погрузчика
Попов Ю.Г.
Аннотация

Обоснование. Топологическая оптимизация широко применяется в авиастроении и архитектуре, но все ещё ограниченно используется в тяжёлом машиностроении. Вместе с тем, раскрой металла для производства рабочих органов, рам и других конструкций повсеместно осуществляется методом плазменной резки на станках с числовым программным управлением. Указанное обстоятельство позволяет получать плоские детали практически любой сложности. В свою очередь, это делает возможным использование методов топологической оптимизации без необходимости применять аддитивные технологии для создания трёхмерных конструкций.

Цель работы — снижение массы силовых деталей рабочего оборудования фронтального погрузчика без потери жёсткости и прочности, по сравнению с традиционными конструкциями и изучение возможностей топологической оптимизации для выполнения поставленной задачи.

Методы. В качестве базовой машины использовался погрузчик DM-30. Рабочее оборудование машины преобразовывалось в набор проектных объёмов плоской формы, к которым применялись методы топологической оптимизации пакета Autodesk Inventor Professional (AIP). Поскольку металлоконструкция рабочего оборудования испытывает в процессе эксплуатации переменные нагрузки, действующие в разных направлениях, был использован метод последовательной генерации форм деталей для каждого расчётного положения с последующим синтезом всех форм в один объект. Силы, действующие на элементы рабочего оборудования, определялись при помощи динамического моделирования расчётных положений для базовой машины, что позволило рассмотреть большинство рабочих ситуаций.

Результаты. В итоге массу рабочего оборудования фронтального погрузчика удалось снизить на 36%, при сохранении прочностных характеристик.

Заключение. Предложенная методика формирования оптимизированной металлоконструкции позволяет использовать простые модули топологической оптимизации и получать до 40% менее металлоёмкие пространственные конструкции.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):713-722
pages 713-722 views
Модернизация силового агрегата тракторов тягового класса 1,4 путём применения обратимой электрической машины
Алиев С.А., Бекеев А.Х., Салатова Д.А.
Аннотация

Обоснование. Техническое развитие конструкций тракторов характеризуется увеличением мощности, а также применением электрического привода агрегатов. В связи с чем нагрузка на электрическую систему современного трактора постоянно растёт и подвергает существующие системы чрезмерной нагрузке. Однако, невозможно удовлетворить растущие потребности тракторов и их систем использованием традиционных генераторов.

Целью работы является исследование и разработка высокоэффективных средств обеспечения надёжного пуска дизельных двигателей тракторов тягового класса 1.4 и обеспечение бортовой электроэнергией путём применения стартер-генераторных установок с микропроцессорным управлением.

Материалы и методы. Решением задачи увеличения мощности одновременно с увеличением КПД может послужить интегрированный стартер-генератор. Обладая достаточной мощностью в двигательном режиме (до 8 кВт), стартер-генератор позволяет улучшить пусковые и энергетические характеристики двигателей внутреннего сгорания трактора. Предлагаемая конструкция электрической машины размещается между блоком цилиндров ДВС и сцеплением трактора. Принятая компоновка позволяет передавать значительную мощность в обоих направлениях, улучшает пусковые качества дизельных двигателей тракторов, а также реализовать функции гашения крутильных колебаний коленчатого вала, что существенно снижает шум и вибрации двигателя.

Результаты. По результатам исследования обоснован выбор стартер-генераторного устройства (СГУ) на базе обратимой электрической машины применительно к дизельным двигателям тракторов тягового класса 1,4 и разработана схема его размещения в картере сцепления без изменения его базовой конструкции. Преимущество предлагаемой конструкции заключается в использовании электрических машин для пуска двигателя, которая в этом случае включается в режим электродвигателя и в процессе работы переключается в генераторный режим, обеспечивая питание бортовой сети электрической энергией.

Заключение. Практическая ценность объединения стартера и генератора в едином агрегате заключается в упрощении конструкции, сокращении затрат на изготовление и сборку, что является преимуществом с точки зрения производственных издержек, также заменяя на некоторых тракторах пусковой поршневой двигатель.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):740-747
pages 740-747 views
Закон оптимального управления подводимой мощностью к движителю колёсной машины при криволинейном движении
Котиев Г.О., Горелов В.А., Косицын Б.Б., Газизуллин Р.Л., Бяков К.Е.
Аннотация

Введение. Высокоподвижные колёсные машины предназначены для движения по дорогам и местности в различных дорожно-грунтовых условиях, что сопровождается частым и значительным по величине изменением тяговых сил и сил сопротивлений качению. В этой связи, для сохранения показателей подвижности машины и обеспечения низких затрат энергии при выполнении транспортных задач необходимо непрерывно в процессе движения изменять режим работы от полностью блокированного до дифференциального в случае механической трансмиссии. При этом выбираемый водителем режим работы трансмиссии не всегда является рациональным. Таким образом, разработка закона управления подводимой мощностью к движителю, обеспечивающего минимальные потери энергии при сохранении подвижности машины в широко изменяющихся дорожных условиях является актуальной задачей.

Цель работы — повышение энергоэффективности высокоподвижных колёсных машин путём применения адаптивного к условиям движения закона управления подводимой мощностью к движителю.

Методология и методы. Повышение энергоэффективности движения может быть достигнуто за счёт снижения потерь на буксование колёс путём управления подводимой мощностью к движителю. Закон управления целесообразно получить в результате решения задачи оптимизации, где в качестве целевой функции выбрана мощность потерь, а в качестве варьируемых величин — силы тяги, развиваемые на каждом из колёс. При этом для сохранения возможности движения машины необходимо учесть, что суммарная тяговая сила на всех колёсах должна определяться внешними условиями и обеспечиваться силовой установкой. Для решения задачи оптимизации применён метод множителей Лагранжа.

Результаты и научная новизна. Проведённые исследования позволили в аналитическом виде получить единый закон адаптивного управления подводимой мощностью к движителям, применимый в широком диапазоне дорожных условий, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении, обеспечивающий близкое к оптимальному распределение моментов по ведущим колёсам машины.

Практическая значимость. Применение разработанного закона управления подводимой мощностью к движителям, основанного на использовании в процессе движения информации о продольной и вертикальной силах на осях колёс, их частотах вращения и углах поворота, а также оценке коэффициента сцепления с опорной поверхностью, позволит повысить эффективность выполнения транспортных задач при движении машины в непрерывно изменяющихся дорожных условиях. Это достигается за счёт снижения нагрузки на водителя в части управления блокировками дифференциалов в сравнении с механической трансмиссией, как при прямолинейном, так и при криволинейном движении.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):723-739
pages 723-739 views
Моделирование рабочего процесса газодизеля, работающего на аммиаке с добавкой водорода
Галышев Ю.В., Синьяо Л., Абызов О.В., Зайцев А.Б.
Аннотация

Обоснование. Аммиак, как безуглеродное топливо, привлекает большое внимание исследователей разных стран и считается одним из перспективных альтернативных топлив, обеспечивающих сокращение выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что свойства аммиака широко изучены, практическое применение этого вида топлива остаётся затруднительным. Необходимы дополнительные исследования для преодоления проблем, включая низкую скорость горения, высокий выброс оксидов азота и несгоревшего аммиака. Для стимулирования процесса сгорания в цилиндре в качестве активатора горения аммиачно-воздушной смеси возможно использовать добавку водорода. Данная статья направлена на расчётное исследование влияния замещения дизельного топлива аммиаком на характеристики и вредные выбросы двигателя внутреннего сгорания.

Цель работы — расчётное исследование рабочего процесса и вредных выбросов с отработавшими газами автотракторного газодизеля при работе на аммиаке с добавкой водорода.

Методы. В качестве объекта исследования выбран современный автотракторный дизельный двигатель ЯМЗ-53415. Расчёты проводились для номинального режима работы двигателя.

Для трёхмерного моделирования рабочего процесса газодизельного двигателя, работающего на аммиаке с добавкой водорода, использовался программный комплекс Ansys Forte, который разработан на основе современных теоретических представлений о физике трёхмерных потоков газа и жидкости, динамике распыления топлива и процессах сгорания.

Результаты и обсуждение. Расчет рабочего процесса газодизеля, работающего на аммиаке с различной запальной дозой дизельного топлива, показал, что при уменьшении дозы дизельного топлива со 100% до 5% сохраняется мощность и кпд двигателя, максимальное давление в цилиндре снижается на 26%, выбросы оксидов азота и количество несгоревшего аммиака увеличиваются. Расчет рабочего процесса газодизеля, работающего на аммиаке с добавкой водорода, позволил определить минимальную добавку водорода, обеспечивающую полное сгорание аммиака.

Заключение. Работа газодизеля на аммиаке приводит к значительному снижению выбросов углекислого газа, более чем на порядок, т. е. аммиак может стать альтернативой углеводородному топливу для достижения углеродной нейтральности.

Применение небольшой добавки водорода — 0,4% позволяет значительно увеличить скорость сгорания аммиачно-воздушной смеси и обеспечивает практически полное сгорание аммиака.

Выбросы оксидов азота при замещении дизельного топлива аммиаком увеличиваются более чем в два раза. Для их снижения необходимо использовать известные способы — рециркуляцию отработавших газов, SCR-нейтрализатор.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):748-759
pages 748-759 views
Исследование процесса теребления льна аппаратами с поперечными ручьями
Ростовцев Р.А., Ковалев М.М., Перов Г.А.
Аннотация

Обоснование. Механизированное теребление посевов осуществляется наиболее эффективными льнотеребильными аппаратами с поперечными ленточно-дисковыми ручьями. Вместе с тем анализ работ показал, что в них не проведён анализ действия сил инерции растений при перемещении в криволинейных теребильных ручьях, не установлено их влияние на качество выполнения технологического процесса, не определено условие теребления всех растений из почвы без их чрезмерного расплющивания, что снижает их эффективность.

Цель работы — теоретическое и экспериментальное исследование процесса теребления растений льна-долгунца аппаратами с поперечными ленточно-дисковыми ручьями.

Материалы и методы. Экспериментальные исследования проводили по известным и разработанным методикам, с оценкой льнопродукции по ГОСТам. Определялись влияние центробежных сил инерции растений на отгиб ленты растений, растяжение её верхней части и потери семенных коробочек, и условие теребления всех растений с учетом максимальной силы сопротивления растений тереблению. Применялась стандартная аппаратура и разработанные установки.

Результаты исследования. Получены зависимости для определения сил инерции растений в зонах теребильных шкивов и отклоняющих роликов, и изгибающих моментов, создаваемых силами инерции растений и действующих на растения, а также скорости теребильного ремня, для предотвращения больших сил инерции растений, отрицательно влияющих на показатели качества работы, и условие теребления всех растений из почвы с учетом максимальной силы сопротивления растений вытягиванию. Экспериментально установлено предельное значение угла отгиба ленты растений, которое не должно превышать 20°.

Заключение. При проектировании льнотеребильных аппаратов с ленточно-дисковыми ручьями для снижения сил инерции необходимо чтобы элементы смежных теребильных секций по возможности имели одинаковые размеры и форму, что позволит уменьшить силы инерции растений, исключить пиковые давления в ручье, увеличить долговечность ремня, снизить потери льнопродукции.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):760-769
pages 760-769 views
Математическая модель движения беспилотного трактора с передними управляемыми колёсами при выполнении манёвра «переставка»
Сухарев Р.Ю., Летопольский А.Б., Сачук А.Ю.
Аннотация

Обоснование. Движение беспилотного трактора можно представить в виде элементарных примитивов, одним из которых является манёвр «переставка». Учитывая кинематические ограничения колёсного движителя с передними управляемыми колёсами, необходимо заранее вычислять координаты начала манёвра в зависимости от величины смещения и скорости движения для точного и эффективного планирования траектории движения.

Цель работы — разработка математической модели движения беспилотного колёсного трактора с передними управляемыми колёсами при выполнении манёвра «переставка», получение аналитических зависимостей длины манёвра и времени подачи управляющего сигнала от скорости движения и требуемой величины смещения.

Методы. Для достижения поставленной цели была разработана математическая модель кинематики криволинейного движения колёсного трактора с передними поворотными колёсами. Приведено описание манёвра, возможные траектории движения.

Результаты. В ходе теоретических исследований получены зависимости времени подачи управляющего сигнала и длины манёвра от необходимой величины смещения при движении трактора с различными скоростями. Аппроксимация полученных данных позволила получить аналитические зависимости.

Заключение. Полученные зависимости могут быть использованы для управления беспилотными тракторами с передними управляемыми колёсами при различной величине смещения и при движении с различной скоростью для выполнения манёвра «переставка» чётко в заданных путевых точках.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):770-778
pages 770-778 views
Результаты экспериментальных исследований по определению давления на грунт вездеходов ХИЩНИК-3930 и ХИЩНИК-3940 в условиях районов Крайнего Севера РФ и приравненным к ним местностям
Свойкин Ф.В., Свойкин В.Ф., Борозна А.А., Тарабан М.В., Кабаков В.В.
Аннотация

Обоснование. В статье рассматривается влияние вездеходов-снегоболотоходов ХИЩНИК-3930 и ХИЩНИК-3940 на пневматиках сверхнизкого давления с разной конфигурацией оборудования на почву.

Цель работы — исследование колёсного оборудования: Белшина Арктик транс 28.1R26 Бел -44 и Мамонт 1780×710-32) в части оценки влияния конструктивных параметров движителей колёсных вездеходов-снегоболотоходов разного класса на почву и определения удельного давления на грунт вездеходов-снегоболотоходов ХИЩНИК-3930 и ХИЩНИК-3940 на пневматиках сверхнизкого давления.

Материалы и методы. Определение давления в шинах (4 и 50 кПа) проведено согласно результатам воздействия такой техники разных классов и конфигураций колёсного оборудования и дополнительного оборудования на грунт в соответствии с ГОСТ Р 58656 – 2019 в природно-производственных условиях районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям РФ.

Результаты. Представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований воздействия движителей вездеходов-снегоболотоходов на грунт.

Заключение. Предлагаются методы и способы снижения негативного воздействия движителей вездеходов-снегоболотоходов на почву. Практическая ценность исследования заключается в практических рекомендациях о возможности апробирования результатов исследований в природно-производственных условиях районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):779-792
pages 779-792 views
Оптимизация параметров почвообрабатывающего катка по результатам исследований в полевых условиях
Прошкин В.Е., Курдюмов В.И., Богатский Р.В., Прошкин Е.Н.
Аннотация

Обоснование. Прикатывание, как технология, используемая после посева, широко распространена в сельском хозяйстве нашей страны. Изучение существующих способов поверхностной обработки почвы позволило выявить, что одной из основных составляющих эти способы операций является прикатывание, которое способствует улучшению контакта семян с почвой и положительно влияет на прорастание и последующее развитие сельскохозяйственных культур.

Целью работы является повышение качества поверхностной обработки почвы на основе разработки высокоэффективного пружинно-волнового катка, обеспечивающего выполнение агротребований, снижение эксплуатационных затрат и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

Материалы и методы. Нами предложена новая конструкция пружинно-волнового катка, способного обеспечить прикатывание почвы с соблюдением агротехнических требований.

Результаты. В качестве меры при проведении исследований, определяющей эффективность уплотнения почвы при посеве с последующим прикатыванием почвообрабатывающими катками, использовали коэффициент плотности kпл, который оценивает качество прикатывания почвы относительно эталонных значений плотности, заданных агротребованиями.

Опираясь на полученные графические интерпретации моделей, было определено, что наилучшее качество прикатывания обеспечивается при скорости движения разработанного пружинно-волнового катка в пределах от 10,75 км/ч до 25 км/ч, двух дополнительных пружинах на уплотнителе и массе балласта 35…45 кг, которая обеспечивает удельное давление пружинно-волнового катка на почву 1450,4…1515,7 Н/м. При этом значения kпл колеблются в интервале от 0,875 до 0,9, что составляет 20% от всей поверхности отклика.

Заключение. В результате проведённого нами исследования выявлено, что предлагаемый пружинно-волновой каток обеспечивает наилучшее качество прикатывания почвы. Максимальное значение kпл почвы, равное 0,9, при её обработке пружинно-волновым катком достигается при скорости агрегата v = 11 км/ч, удельном давлении на почву 1450,4 Н/м и двух дополнительных пружинах на уплотнителе (С = 2 шт.). Такое значение kпл на 30,4% больше по сравнению со значением коэффициента плотности, достигаемым при использовании наиболее распространенных кольчато-шпоровых катков и на 40,6% больше по сравнению с гладким водоналивным катком.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):793-800
pages 793-800 views

Качество, надёжность

Результаты исследования концентрации продуктов износа и загрязнения моторных масел дизелей и газовых двигателей
Утаев С.А.
Аннотация

Обоснование. Решение проблемы обеспечения надёжности двигателей внутреннего сгорания в процессе эксплуатации требует комплексного подхода, по разным направлениям. Указанные проблемы являются актуальными комплексными задачами. Основными среди них выделяют: условия эксплуатации, вид используемого топлива, контроль показателей моторных масел, а также разработку обоснованных сроков службы последних. При поддержке эксплуатационных свойств моторных масел двигателей, контроль основных характеристик работающего масла также является актуальным.

Цель работы — оценка накопления продуктов загрязнения и износа в масле М10Г2 дизельных и газовых двигателей на базе дизеля. Применение теоретических уравнений для оценки изменения концентрации продуктов загрязнения и проведения лабораторных анализов в целях оценки содержания продуктов загрязнения и износа, а также размера их частиц в составе масла.

Материалы и методы. Основным путём уменьшения повышенного износа и нагарообразования в двигателях является добавление присадок к маслу двигателя, способных нейтрализовать коррозионные и нагарообразующие действия сернистых продуктов сгорания топлива, т.е. обладающих высокими антиокислительными и моющими свойствами. Продукты органического и неорганического происхождения и механические примеси продуктов износа накапливаются в моторном масле в результате длительной эксплуатации. После первых 100 часов работы масла в нём содержатся определённые количества продуктов загрязнения и износа, а также нерастворимые продукты окисления и износа деталей двигателя.

В ходе исследований использовались законы теории смазки, методы планирования экспериментов и математической статистики, а также методы, базирующиеся на существующих нормативных документах. При обработке экспериментальных данных применялись методы обработки на прикладных пакетах Microsoft Office Excel.

Результаты. Рассмотрен процесс старения масла в двигателях внутреннего сгорания, а также факторы, влияющие на старение масла двигателя. С помощью аналитических уравнений производился расчёт изменения концентрации продуктов износа и загрязнения масла газового двигателя на базе дизеля, приведены графические зависимости показателей масла от продолжительности работы.

Заключение. Практическая ценность исследования заключается в том, что с помощью теоретических уравнений можно оценит накопление продуктов загрязнения в составе масла, по результатам лабораторных анализов можно оценить концентрацию продуктов износа и загрязнения в составе масла. Эксплуатация дизеля и газового двигателя на базе дизеля в масле высокой концентраций загрязняющих примесей и продуктов износа ведёт к снижению надёжности двигателя, уменьшению ресурса смазывающего масла, ускоренному износу отдельных деталей, лакообразованию и осадкообразованию на отдельных деталях двигателя.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):801-807
pages 801-807 views
Безразборный метод формирования банка данных о техническом состоянии топливной системы ДВС технологических машин в режиме реального времени
Арженовский А.Г., Севрюгина Н.С., Апатенко А.С.
Аннотация

Обоснование. Экономическая составляющая эффективного функционирования технологических машин заключается в бесперебойной их работе при выполнении различных задач, в таких отраслях, как строительная, дорожная, сельское хозяйство и пр. Учесть разнообразие условий эксплуатации технологических машин и постоянно меняющиеся режимы нагружения в настоящее время возможно путём применения цифровых технологий, позволяющих создавать массив базы данных не только в режиме реального времени, но и для индивидуальной машины. Актуальной является задача создания методов сбора информации о режимах работы машины, факторах, вызывающих изменение эффективности функционирования, разработки алгоритмов принятия решения о поддержании работоспособного состояния всех агрегатов и систем машины, не допуская их отказов и непроизводственных простоев машины в целом.

Цель работы — обеспечение эффективного функционирования единичной технологической машины за счёт управления рисками отказов, путём корректировки периодичности технического обслуживания и периодов ремонтно-восстановительных воздействий, на основании полученных в режиме реального времени данных о техническом состоянии и цифровой обработки информации принятия решения.

Методы. Характер изменения технического состояния агрегатов и систем технологических машин в теории систем чаще всего рассматривается как случайный из-за большой вероятности неопределённости факторного влияния. Предложено рассмотреть задачу управления рисками отказов элементов систем и агрегатов технологических машин, используя базовые положения теории выбросов случайных процессов. В качестве объекта исследования выбран дизельный двигатель технологической машины с примером контроля технического состояния топливной системы.

Результаты. Представлено обоснование целесообразности выполнения технического обслуживания и ремонтно-восстановительных воздействий (ТОиР) технологических машин по потребности. Корректировка периодичности ТОиР проводилась по результатам данных изменения показателей функционирования машины, в частности топливной системы ДВС. Для разработки алгоритма формирования массива данных применены типовые архитектуры сбора и обработки информации с применением цифровых платформ принятия решения об интенсивности изменения параметров, в качестве примера представлены осциллограммы изменения давления при работе системы питания ДВС.

Заключение. Разработан модуль диагностики технического состояния и эффективности работы ДВС единичной технологической машины в режиме реального времени. Предложено внедрение интеллектуальной системы принятия решения с последующей трансформацией в образ цифрового двойника управления рисками отказов и контроля эффективности функционирования машины для различных условий эксплуатации.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):808-818
pages 808-818 views
Влияние отжига на ударопрочность деталей машин, изготовленных по технологии 3D-печати из полилактида
Бадакова В.В., Талдыкин Д.С., Плетнёв М.Г.
Аннотация

Обоснование. Технология 3D-печати стремительно развивается, предоставляя возможности для изготовления деталей с заданными свойствами. Однако, механические характеристики материалов, полученных методом 3D-печати, зачастую не соответствуют требованиям для различных приложений, например, сельскохозяйственных машин. Повышение ударной вязкости материалов, получаемых методом 3D-печати, является актуальной задачей для расширения их применения.

Цель работы — исследование влияния термообработки (отжига) и параметров 3D-печати (толщина слоя, процент заполнения) на ударную вязкость образцов из полилактида (PLA).

Методы. Проведено экспериментальное исследование с использованием образцов PLA, изготовленных методом 3D-печати с варьируемыми параметрами: толщина слоя (0,15 мм, 0,20 мм, 0,25 мм) и процент заполнения (50%, 75%, 100%). Образцы подвергались отжигу при температуре 80°C в течение 2 часов. Ударная вязкость определялась по методу Шарпи с помощью стандартного испытательного оборудования.

Результаты. В исследование было включено 27 образцов PLA. Отжиг существенно повысил ударную вязкость всех образцов. Наблюдалась зависимость ударной вязкости от толщины слоя и процента заполнения. Максимальное значение ударной вязкости (2,58 ± 0,12 Дж/см²) достигнуто при толщине слоя 0,15 мм и 100%-ном заполнении. Статистический анализ результатов, выполненный с использованием ANOVA (p < 0,001), показал значимое влияние всех факторов на ударную вязкость.

Заключение. Полученные результаты демонстрируют, что отжиг и оптимизация параметров 3D-печати (толщина слоя, процент заполнения) позволяют повысить ударную вязкость материалов, полученных методом 3D-печати из PLA. Оптимальные параметры, достигнутые в данном исследовании, могут быть использованы для разработки деталей сельскохозяйственных машин с улучшенными механическими свойствами.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):819-826
pages 819-826 views

Экономика, организация и технология производства

Рациональное балластирование колёсных тракторов при использовании в зональных технологиях почвообработки
Селиванов Н.И., Шрам В.Г.
Аннотация

Обоснование. Показана актуальность рационального балластирования нового поколения колёсных 4к4а тракторов на одинарных (1к) и сдвоенных задних (2к') колёсах с регулируемой в широком диапазоне эксплуатационной массой при использовании в зональных технологиях почвообработки.

Цель работы — обоснование уровней рационального балластирования колёсных 4к4а тракторов нового поколения на операциях почвообработки.

Методы. В качестве основного параметра-адаптера принята удельная масса трактора, эталонное значение которой представляет отношение эксплуатационной массы с полным балластом к развиваемой мощности двигателя в номинальном тяговом режиме на операциях первой группы (отвальная вспашка) при скорости 2,50 м/с (9,0 км/ч), обеспечивающее полную реализацию потенциальных возможностей.

Результаты. Установленные по результатам моделирования и экспериментов эталонные уровни удельной массы составляют 67,3 (1к) и 70,0 (2к') кг/кВт и определяют максимальное значение эксплуатационной массы трактора заявленной мощности. На операциях меньшей энергоёмкости 2 и 3 гр. с номинальной скоростью 2,90 и 3,33 м/с её оптимальные значения снижаются на 16 и 33% соответственно, что определяет целесообразность их выполнения при минимальном балластировании с удельной массой 58,0–60,0 кг/кВт. При этом рациональное использование трактора с полным балластом ограничено скоростным интервалом 7,6–10,0 км/ч на операциях 1 и 2 гр. и 10,0–13,0 км/ч с минимальным при выполнении операций 2 и 3 гр. Работа трактора с полным балластом на операциях 3 гр. при скорости 12–13 км/ч сопровождается повышением вредного воздействия движителей на почву и увеличением расхода топлива до 0,7–0,9 л/ч для перемещения каждой тонны излишней массы.

Заключение. Предложенные варианты балластирования обеспечивают реализацию потенциальных возможностей тракторов нового поколения на операционных технологиях почвообработки при минимальном повышении трудоёмкости эксплуатации.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):827-833
pages 827-833 views
Микроволновая установка для термообработки мышечных желудков птиц в непрерывном режиме
Поручиков Д.В., Просвирякова М.В., Тихонов А.А., Федоров М.Е.
Аннотация

Обоснование. Объём перерабатываемых куриных мышечных желудков в качестве мясного сырья в России в год составляет 0,1–0,15 млн. т. Поэтому реализация микроволновой технологии термообработки такого сырья актуальна.

Цель работы — разработка радиогерметичной установки с коническим резонатором для термообработки мышечных желудков птиц в непрерывном режиме при высокой напряженности электрического поля в условиях фермерских хозяйств.

Материалы и методы. Сырьем является куриный мышечный желудок. Инновационная идея заключается в том, что мышечный желудок, как многокомпонентное сырье, предварительно в измельченном виде на электроприводном тёрочном диске, растирается об абразивные витки электроприводного шнека в процессе диэлектрического нагрева в непрерывном режиме в коническом резонаторе, обеспечивающем высокую напряженность электрического поля и электромагнитную безопасность за счёт усечения конуса на уровне критической поверхности. Исследование температуры нагрева сырья проводили с помощью инфракрасного термометра Testo 845, а распределения электрического поля в резонаторе − в программе CST Microwave Studio 2018.

Результаты. В коническом резонаторе, где под основанием с зазором не более, чем четверть длины волны установлен тёрочный диск, соосно установлен фторопластовый электроприводной шнек с винтами, покрытыми абразивным материалом. Диаметры винтов изменяются с изменением диаметра образующей резонатора. Резонатор усечён на уровне критического сечения. Результаты исследования динамики диэлектрического нагрева куриного мышечного желудка при удельных мощностях 3,3–7 Вт/г показывают, что они сварятся за 3–4 мин. Удельные энергетические затраты на термообработку сырья в установке, потребляемой мощностью 4,15 кВт, производительностью 30–35 кг/ч составляют 0,15–0,17 кВт∙ч/кг. Собственная добротность резонатора 77200, напряжённость электрического поля 4–5 кВ/см.

Заключение. Новое конструктивное решение радиогерметичной установки содержащее усечённый конический резонатор, изготовленный из неферромагнитного материала тёрочный диск, фторопластовый шнек с электрическим приводом, шаг винта которого не более чем две глубины проникновения волны в сырье, позволило создать конструкцию рабочей камеры для термообработки птичьих мышечных желудков в непрерывном режиме при высокой напряженности электрического поля в условиях фермерских хозяйств.

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):834-842
pages 834-842 views
Предпосевная обработка семян зерновых культур низкочастотным электромагнитным полем
Аксенов А.Г., Чаплыгин М.Е., Шибряева Л.С., Белышкина М.Е., Кульпина М.О., Чулков А.С., Степанов К.А.
Аннотация

Обоснование. Проведённые лабораторные исследования влияния низкочастотного магнитного поля на показатели продуктивности семян зерновых культур выявили стимулирование биофизических и биохимических свойств семян, увеличение их всхожести, энергии прорастания и рост растений, что соответствует плану научных исследований Федеральной научно-технической программы развития селекции и семеноводства зерновых культур до 2030 года.

Цель работы — изучить влияние низкочастотного электромагнитного поля на показатели продуктивности промышленной партии семян зерновых культур.

Материалы и методы. Исследования проводились в соответствии с ГОСТ на опытном образце оборудования для электромагнитного воздействия на 11 сортах зерновых культур по 5 показателям продуктивности: лабораторной всхожести, полевой всхожести, густоте всходов, густоте растений перед уборкой, урожайностью. Варьируемыми параметрами являлись режимы облучения: частота (Гц), магнитная индукция (мТл), время воздействия (мин).

Результаты. Установлено повышение урожайности облучённых промышленных партий семян зерновых культур по сравнению с необлучёнными до 22%, при этом установлено повышение лабораторной всхожести до 17%, полевой всхожести до 10%, густоты всходов до 10%, густоты растений перед уборкой до 11%.

Заключение. Эффективность режимов облучения промышленных масс семян доказана приростом урожайности для следующих сортов: 16 Гц, 25 мТл, 25 мин — для сортов яровой пшеницы Эстер (прирост 13%); 50 Гц, 25 мТл, 25 мин — для ярового ячменя Знатный (прирост 5%); 75 Гц, 25 мТл, 5 мин — для сортов озимой пшеницы Поволжская 21 (прирост 22%); 16 Гц, 10 мТл, 25 мин — для озимой пшеницы Поволжская Нива (прирост 19%), Московская 39 (прирост 13%).

Тракторы и сельхозмашины. 2024;91(6):843-852
pages 843-852 views


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».