Исследование эффективности колёсного транспортно-технологического средства с применением карт подвижности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Движение транспортно-технологических средств (ТТС) повышенной и высокой проходимости, а также вездеходной техники, должно быть эффективным. В данной работе рассматривается метод исследования эффективности ТТС по критерию подвижности.

Цель — оценка эффективности колёсного ТТС с использованием метода построения карт подвижности.

Методы. Используется методика определения эффективности по подвижности как показателя наиболее информативного и охватывающего наибольшее количество конфигурационных характеристик ТТС. На основании расчёта показателя эффективности по подвижности построены карты подвижности, отражающие прогнозируемую эффективность (скорость) движения ТТС в базовой и в модифицированной версиях. Объектом экспериментальных исследований выбран колёсный вездеход «Байкал М» модель ЗТМ 30081-11.

Результаты. В результате изменения конфигурационной характеристики по результатам теоретических расчётов и экспериментальных исследований подтверждена применимость методики и повышена эффективность ТТС Байкал. По результатам работы был увеличен показатель подвижности на 4,7%, а эффективность по подвижности на 3%. Проведение эксперимента подтвердило увеличение скорости преодоления препятствий.

Заключение. В результате исследования была подтверждена методика исследования эффективности, которая применима как на этапе проектирования, так и на этапе модернизации конфигурации ТТС. Изменяя расчётные характеристики, можно определить рациональную конфигурацию ТТС, не затрачивая средства на производство опытных образцов.

Об авторах

Алина Ивановна Марковнина

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.markovnina@nntu.ru
ORCID iD: 0009-0000-7971-0424
SPIN-код: 2873-7519

ассистент кафедры «Строительные и дорожные машины»

Россия, Нижний Новгород

Владимир Сергеевич Макаров

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Email: makvl2010@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4423-5042
SPIN-код: 9834-6239

д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительные и дорожные машины»

Россия, Нижний Новгород

Владимир Викторович Беляков

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Email: belyakov@nntu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0203-9403
SPIN-код: 3944-4416

д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Строительные и дорожные машины»

Россия, Нижний Новгород

Сергей Евгеньевич Манянин

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Email: sergmanian@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-0245-0638
SPIN-код: 3186-9362

д-р техн. наук, доцент кафедры «Строительные и дорожные машины»

Россия, Нижний Новгород

Список литературы

  1. Babkov VF, Birulya AK, Sidenko VM. Cross-country ability of wheeled vehicles on soil. Moscow: Avtotransizdat; 1959. (In Russ.)
  2. Barakhtanov LV, Belyakov VV, Kravets VN. Cross-country ability of a vehicle. N. Novgorod: NSTU; 1996. (In Russ.) EDN: TMBQDX
  3. Bronstein YaI, Bukharin NA, Buyanov VM, et al. Cross-country ability of a vehicle. Leningrad: Voenizdat; 1959. (In Russ.)
  4. Grebenshchikov VI. Study of cross-country ability of a vehicle on soft soils. Automobile industry. 1956;(10):12–15. (In Russ.)
  5. Belyakov VV, Belyaev AM, Bushueva ME, et al. The concept of mobility of ground transport and technological machines. “Proceedings of NSTU”. 2013;(3(100)):145–175. (In Russ.) EDN: REANDH
  6. Belyakov VV, Belyaev AM, Goncharov KO, et al. Modeling an atlas of mobility maps of ground transport and technological vehicles using the example of the Nizhny Novgorod region. Safety of vehicles in operation. In: Collection of materials of the 79th international scientific and technical conference. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. R.E. Alekseeva; 2012:135–139. (In Russ.) EDN: VJVNBT
  7. Belyakov VV, Galkin DA, Zaitsev AS, et al. Evaluation of the efficiency of special vehicles when driving on snow. In: Proceedings of NSTU named after R.E. Alekseev. 2012;(2(95)):156–166. (In Russ.) EDN: PCYNFF
  8. Markovnina AI, Belyakov VV, Vakhidov USh, et al. Evaluation of the interaction of a vehicle with a road surface in the concept of mobility. Forestry Bulletin. 2025;29(1):162–171. (In Russ.) doi: 10.18698/2542-1468-2025-1-162-171
  9. Markovnina AI, Makarov VS, Klyushkin AA, Belyaev DM. Evaluation of the efficiency of using wheeled vehicles. Journal of Advanced Research in Technical Science. 2023;34:98–103. doi: 10.26160/2474-5901-2023-34-98-103
  10. Bekker MG. Introduction to the theory of terrain-vehicle systems. Moscow: Mashinostroenie, 1973. (In Russ.)
  11. Patent USA No 6860346 / March 1, 2005. Burt IT, Papanikolopoulos NP. Adjustable diameter wheel assembly, and methods and vehicles using the same.
  12. Dohnal F, Hubacek M, Simkova K. Detection of Microrelief Objects to Impede the Movement of Vehicles in Terrain. International Journal of Geo-Information, ISPRS Int. J. Geo-Inf. 2019;8:101. doi: 10.3390/ijgi8030101
  13. Rybansky M, Brenova M, Cermak J, et al. Vegetation structure determination using LIDAR data and the forest growth parameters. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 2016;37. doi: 10.1088/1755-1315/37/1/012031
  14. Rybansky M, Rada J, Dohnal F. The Impact of the Accuracy of Terrain Surface Data on the Navigation of Off-Road Vehicles. ISPRS International Journal of Geo-Information. 2021;10(3):06. doi: 10.3390/ijgi10030106

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Общий вид колесного транспортно-технологического средства «Байкал» ЗТМ 30081-11: а — базовый; b — модифицированный.

Скачать (351KB)
3. Рис. 2. Место проведения испытаний.

Скачать (539KB)
4. Рис. 3. Фрагменты испытаний: а — грунт с низкой несущей способностью; b — холм; c — маневрирование; d — водная преграда.

Скачать (529KB)
5. Рис. 4. Сравнение расчётной и фактической скоростей колёсных ТТС Байкал различных конфигураций.

Скачать (238KB)
6. Рис. 5. Карта подвижности: a — ТТС Байкал базовой конфигурации; b — ТТС Байкал модифицированный; с — расшифровка карты.

Скачать (252KB)

© Эко-Вектор, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».