№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Андрей Николаевич Власов

Васкул А.И., Жадовская С.А.

Аннотация

Статья посвящена биографии и научной деятельности Андрея Николаевича Власова (1955–2023), известного археографа и фольклориста, заведующего Отделом русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Рассмотрены основные направления работы ученого: исследование житийных текстов о севернорусских святых, собирание и публикация фольклорных и рукописных памятников, изучение трудов краеведов и др. Все эти темы развивались Андреем Николаевичем на протяжении всей жизни. Обращение к агиографическим памятникам Устюжского края и рассмотрение их в контексте книжно-рукописной традиции XVI–XVII вв. позволило исследователю определить историко-литературную специфику житийных текстов, поставить вопросы их происхождения и осветить проблему формирования региональной литературы. Результатом развернутой Власовым на Русском Севере экспедиционной работы, в которой ученому удалось объединить археографическое и фольклористическое направления, стали сборники фольклорных произведений, изданные совместно с коллегами. Многолетнее изучение локальных культурных традиций привело исследователя к мысли о важности всех «письменных манифестаций» местных жителей, которые он стал скрупулезно собирать. Отдельное внимание авторами статьи уделено работе А. Н. Власова над Сводом русского фольклора.

Словесность и история. 2024;(2):9-23
pages 9-23 views

А. Н. Власов и начало археографических экспедиций Пушкинского Дома на Вятку

Бильдюг А.Б., Кужлев М.В.

Аннотация

Публикация посвящена памяти профессора, доктора филологических наук Андрея Николаевича Власова (1955–2023). В статье выявляется личный вклад А. Н. Власова в дело полноценного фольклорного и археографического обследования северных районов Кировской области—Вятки. Фольклорные экспедиции в эти районы были начаты под руководством А. Н. Власова еще в 1990–1997 гг. в период его работы в Сыктывкарском университете. В 2010 г. по инициативе А. Н. Власова состоялась первая фольклорная экспедиция ИРЛИ на север Вятки. В ходе этой экспедиции были намечены пути и для археографической работы в регионе. С 2011 г. начали проводиться ежегодные фольклорно-археографические экспедиции ИРЛИ в северные районы Вятки. Всего состоялось 13 экспедиций Пушкинского Дома в этот регион. Постепенно археографическое направление работы в экспедициях ИРЛИ стало преобладающим. Наиболее значимый результат этой работы — образование в фонде Древлехранилища имени В. И. Малышева Пушкинского Дома Вятского территориального собрания. К настоящему моменту собрание насчитывает 208 рукописей XVI–XXI вв. и 18 книг кириллической печати XVI–XX вв.

Словесность и история. 2024;(2):24-32
pages 24-32 views

О влиянии древнерусской книжности на былины Восточной Сибири

Иванова Т.Г.

Аннотация

В статье кратко освещается история заселения двух северо-восточных регионов Сибири — Индигирки (Русского Устья) и Колымы. Проговаривается также история записи былин в данном регионе. Особый акцент делается на влиянии древнерусской версии «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия на местные былины. Анализируются варианты былины «Михаил Данилович — малолетний богатырь», вобравшие в себя имя Тита — разрушителя иудейского храма в Иерусалиме. Предлагается гипотеза заимствования имени Елизар в сюжете «Наезд литовцев» из той же «Истории Иудейской войны». Сопряжение устной песенно-эпической традиции и рукописных памятников в XVII–XVIII вв. стало одним из способов утверждения национального самосознания русских промышленников Русского Устья и Колымы.

Словесность и история. 2024;(2):33-47
pages 33-47 views

Сказки на былинные сюжеты в фольклорной традиции Пермского края (на примере сказок Л. Я. Мелкозёровой)

Добровольская В.Е.

Аннотация

В статье рассматривается репертуар сказочницы Л. Я. Мелкозёровой. От нее записаны тексты сказок на былинные сюжеты. Анализ этих сказок позволяет не только подтвердить существование былинной традиции на территории Пермского края, но и выявить наиболее популярные для региона сюжеты былин. В то же время данные тексты свидетельствуют о своеобразии сказочной традиции Пермского края, которая богата сказками самых разных типов: докучными, бытовыми, волшебными, легендарными, анекдотами. Сказки о богатырях составляют здесь отдельную группу. Они немногочисленны, но их рассмотрение позволяет говорить об исполнительском мастерстве сказочника: его интересе к деталям или формулам, импровизации, психологизме или юморе. Сказки Л. Я. Мелкозёровой были записаны поздно. Исполнительница давно не рассказывала сказок и помнила большинство сюжетов довольно схематично. Возможно, более ранние записи позволили бы говорить о принципах формирования и источниках сказочного репертуара, а также об особенностях исполнительской манеры сказочницы. Однако и проанализированные в данной статье тексты свидетельствуют, что Л. Я. Мелкозёрова была хорошей сказочницей со своим особым стилем, элементы которого сохранились даже в разрушенных текстах.

Словесность и история. 2024;(2):48-59
pages 48-59 views

Синергетика фольклорных контактов

Панюков А.В.

Аннотация

Изучение межэтнических фольклорных взаимодействий, в том числе проблемы «фольклорного двуязычия», требует комплексного междисциплинарного подхода. Одним из таких междисциплинарных направлений является синергетика, исследующая поведение сложных систем разной природы. Автор обосновывает основные параметры фольклорной традиции как сложноорганизованной, самоорганизующейся системы, способной к длительному квазиустойчивому существованию. Сохраняя свою пластичность, традиция обладает устойчивостью к малым возмущениям и способна восстанавливать неизбежно возникающие на разных участках «пробелы», деформации. Далее, под постоянным усиливающимся воздействием внешней среды эта неравновесность начинает стремительно возрастать. При достижении критического, порогового значения система скачкообразно переходит в новое, опять же квазиустойчивое, состояние с новыми, зачастую совершенно неожиданными параметрами порядка, имеющими вероятностный характер. Ключевую роль в таких переходах играют фольклорные заимствования как случайные и чужеродные факторы. В качестве объекта синергетического изучения процессов, связанных с рождением новой культуры с эмерджентными свойствами, автор предлагает рассмотреть ижмо-колвинскую фольклорную традицию. В статье рассмотрен ряд взаимосвязанных факторов, определивших как специфику субкультуры оленеводов, сложившейся в результате контактов ижемских коми и колвинских ненцев, так и уникальность возникшей здесь биэтничной и двуязычной фольклорной системы «Исполнитель — Текст — Аудитория».

Словесность и история. 2024;(2):60-71
pages 60-71 views

Принцип троичности в сюжете Жития Иринарха Ростовского

Лобакова И.А.

Аннотация

В статье анализируется художественный принцип троичности, положенный в основу построения сюжета в Житии Иринарха Ростовского, написанном его учеником иноком Александром в 1620-х гг. Житие пронизано триадами: пророчества, видения, пребывание в трех монастырях, три встречи с ростовским юродивым Иоанном, три предмета аскетического служения, три дара мирян, три инока-последователя в трудах подвижника, три игумена — гонителя святого, три монаха в одном затворе, три встречи с польскими полководцами, три благословения на битву русских воевод. Элементы каждой из триад иногда следуют друг за другом, но чаще отделены значительными фрагментами текста. Рассмотрены эпизоды, содержащие триады, предпринята попытка определить, какова их роль в сюжете произведения и можно ли говорить о влиянии принципа троичности на композицию памятника.

Словесность и история. 2024;(2):72-86
pages 72-86 views

Житие Прокопия Устюжского в редакции четьих миней Димитрия Ростовского

Федотова М.А.

Аннотация

В статье рассмотрена редакция Жития святого Прокопия, устюжского юродивого, написанная Димитрием Ростовским для «Книги житий святых» (Четьих Миней). Главным источником редакции был Пролог, давший композиционную основу сочинению Димитрия. Однако в стилистическом плане текст Димитрия значительно отличается от проложного жития: святитель искусно пересказал его, лишь изредка заимствуя фразы из Пролога. Вторым источником для редакции Димитрия Ростовского было Пространное житие Прокопия Устюжского, о чем свидетельствует наличие в тексте Димитрия эпизодов, отсутствующих в проложном тексте и имеющихся только в пространном. Редакция Димитрия Ростовского была достаточно популярна и имела устойчивую рукописную традицию: она не только читается в списках его знаменитых Четьих Миней, но и переписывалась в составе агиографических сборников, на ее основе создавались другие редакции. В статье приводится пример месяцесловной редакции, созданной неизвестным книжником, ее текст публикуется в Приложении.

Словесность и история. 2024;(2):87-102
pages 87-102 views

Житие Антония Римлянина в редакции И. С. Мяндина

Бобров А.Г., Рыжова Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрена старообрядческая редакция Жития Антония Римлянина, созданная на Русском Севере в XIX в. Авторский список (ИРЛИ. Усть-Цилёмское собр. № 72) дает возможность уточнить принципы редакторской манеры печорского книжника Ивана Степановича Мяндина (1823–1894). При его создании книжник использовал контаминацию как прием редактирования собственных текстов. Основным списком являлся его же список Жития Антония из Торжественника (ОРК НБ СГУ. УЦ р. 46), однако он использовал также текст из печатной книги — Житий святых Димитрия Ростовского. В статье показана техника мяндинской контаминации, при которой соединение двух версий текста проводится автором настолько искусно, что характерные чтения обоих вариантов соединяются книжником в пределах одной фразы. Свидетельствует о высокой книжной культуре И. С. Мяндина и использование им других приемов редактирования, среди которых выделяются дополнения и авторские переосмысления. Искусное владение И. С. Мяндиным различными редакторскими техниками позволило писателю создать свою оригинальную переработку Жития Антония. Статья сопровождается публикацией текста произведения по авторскому списку.

Словесность и история. 2024;(2):103-122
pages 103-122 views

«История пострадавших отец Филиппа и Терентия» в севернорусских рукописях старообрядцев-странников

Прокуратова Е.В.

Аннотация

В статье рассматривается малоизученное старообрядческое сочинение «История пострадавших отец Филиппа и Терентия», повествующее о начале филипповского согласия и самосожжении его основателя старца Филиппа вместе со скитниками-одноверцами в 1742 г. В рукописных сборниках выявлено шестнадцать списков повести XVIII — начала XX в., большая часть из которых имеет севернорусское происхождение. Особое внимание уделяется спискам «Истории», представленным в рукописях старообрядцев-странников конца XIX — начала XX в., некоторые из которых, сохраняя основные сюжетные мотивы «Истории», содержат отдельные уточняющие детали, отсутствующие в остальных списках (число пострадавших скитников, диалектизмы и др.). Интерес староверов к данному тексту связан с особым вниманием к становлению старообрядческих согласий, жизненному пути их наставников. «История» построена на реальных событиях и соответствует принципам исторического повествования выговской литературной школы. Составитель повести последовательно фиксирует достоверные факты, запечатленные их непосредственными участниками, стремясь сохранить память о людях и событиях прошлого.

Словесность и история. 2024;(2):123-142
pages 123-142 views

Стих о споре хмеля и табака

Пигин А.В.

Аннотация

Предметом исследования является сатирическое стихотворение, посвященное спору персонифицированных Хмеля и Табака и обличающее связанные с ними человеческие пороки. Стих известен автору статьи в пяти списках второй половины XIX — начала XX в., которые представляют несколько вариантов его текста. В статье анализируются источники памятника: апокрифы о Ное, повести о происхождении табака «от книги глаголемыя Пандок» и «из лѣтописца греческаго», Библия, фольклорные легенды, песни, пословицы и афоризмы. В качестве контекста привлекаются также лубочные картинки. Кратко представлена стихотворная повесть о споре Хмеля, Табака, Чая и Кофе по рукописи старообрядческого книжника Симеона Гаврилова, использующая отдельные мотивы анализируемого стиха. В некоторых вариантах произведения содержатся элементы социальной сатиры. В Приложении публикуется текст стиха по рукописи из коллекции А. Н. Власова в Древлехранилище им. В. И. Малышева Пушкинского Дома.

Словесность и история. 2024;(2):143-157
pages 143-157 views

«Сон Богородицы»: апокриф и духовный стих в семье Крюковых на зимнем берегу Белого моря

Комелина Н.Г.

Аннотация

Настоящей работой автор продолжает серию статей о соотношении книжно-рукописной и устной культуры на Зимнем берегу Белого моря. В статье исследуется функционирование в этом регионе в XIX–ХХ вв. апокрифического сюжета — «Сон Богородицы». В отделе рукописей БАН хранится текст «Сна», полученный от Крюковых. Духовный стих на этот сюжет был записан в 1939 г. от сказительницы М. С. Крюковой. Сюжет исполнительница усвоила на Терском берегу Белого моря, ее вариант близок к записям Западного Поморья. Однако она довольно свободно обращается с текстом и расширяет сюжет за счет дополнительных сведений. В приложении к статье публикуются оба исследованных текста.

Словесность и история. 2024;(2):158-174
pages 158-174 views

Духовный стих «Голубиная книга» на Печоре

Канева Т.С.

Аннотация

В статье представлен комментарий к трем вариантам духовного стиха о Голубиной книге из печорских традиций. Два из них были опубликованы Н. Е. Ончуковым в сборнике «Печорские былины» (1904), но, несмотря на давнюю публикацию, не становились предметом специального комментария. В результате сопоставления этих текстов с вариантами из других традиций автор пришел к следующим наблюдениям. Вариант Е. Ф. Тороповой из Усть-Цильмы невелик по объему (47 стихов) и содержит лишь фрагмент «Голубиной книги», при этом интересен редкими мотивами и подробностями. Текст Н. П. Шалькова из Великой Виски (113 стихов), кроме более полной космогонии, включает притчу о Правде и Кривде; обнаруживает обстоятельность и художественную цельность, в числе пространственных образов им названо редкое для этого сюжета «поле». Третий (рукописный) вариант был недавно обнаружен автором в частном книжном собрании в Усть-Цилемском районе. Это фрагмент (14 стихов) — окончание стиха о главных десяти объектах мироустройства, в числе которых редкое Ладанское озеро.

Словесность и история. 2024;(2):175-190
pages 175-190 views

Фольклорные материалы в фонде краеведа П. Г. Зашихина в Красноборском музее

Щукина У.О.

Аннотация

В истории фольклористики важно помнить о широко распространившейся в ХХ в. практике собирания сведений фольклорного и этнографического характера местными жителями, которые хранятся сегодня в региональных архивах. В статье анализируются материалы краеведа жителя Красноборского района Архангельской области Павла Григорьевича Зашихина (1905–1992). Документы фонда, хранящегося в архиве Красноборского историко-мемориального и художественного музея им. С. И. Тупицына, различны по содержанию и характеру, большая их часть — личного происхождения (автобиографическая проза, подневные записи, дневники поездок и встреч, эпистолярий, записи погоды), а также материалы по его историко-краеведческой деятельности и собирательской работе в крае (очерки и черновики работ, записи и самозаписи фольклорного и этнографического характера, газетные вырезки, «календари памятных дат»), литературной деятельности. Обращение к личному архивному фонду яркого представителя местной культуры позволяет показать не только собирательские и литературные интересы краеведа, но и его стремление сохранить и передать память о самом себе и своем месте жительства.

Словесность и история. 2024;(2):191-207
pages 191-207 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».