Folklore materials in the collection of the local historian Pavel G. Zashikhin in the Krasnogorsk museum

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

When exploring the history of folklore studies, it is important to remember the practice of collecting folklore and ethnographic data, which became widespread among local residents in the twentieth century. A large number of materials that were gathered by local people is now stored in regional archives. The article analyzes materials collected by Pavel Grigorievich Zashikhin (1905–1992), a resident of the Krasnoborsk district of the Arkhangelsk region and a local historian. His materials are preserved in the Archive of the Krasnoborsk Historical Memorial and Art Museum. These materials are different in content and character; most of them are ego-documents (autobiographical prose, daily notes, trip and meeting diaries, letters, weather records). These documents also include information on Zashikhin’s research in the field of local history and about his collecting activities in the region (essays and drafts of his works, folklore and ethnographic records and self-records, newspaper clippings, and “memorable dates calendars”), and materials related to his literary work. A study of this personal archival collection of a prominent representative of local culture reveals the collecting and literary interests of a local historian and his aspiration to preserve and transmit the memory of himself and of his place of residence.

Full Text

В течение последних десятилетий отечественной фольклористикой активно изучаются фонды региональных архивов и музеев, которые содержат материалы преимущественно носителей традиции — местных жителей, интересующихся локальной историей. Значительное место в них занимают записи и самозаписи фольклора разных лет, автобиографическая проза и другие документы личного происхождения, историко-краеведческие очерки и заметки.

Обзор таких коллекций (в том числе фондов краеведов) региональных архивов, музеев и библиотек Русского Севера был дан А. Н. Власовым [Власов 2013; 2016]. Работа отдельных краеведов, собирателей и местных авторов рассмотрена в целом ряде статей и сборников. Так, биография и собирательская деятельность вельского краеведа М. И. Романова освещены в трудах А. Н. Мартыновой, А. Н. Власова, Н. В. Дранниковой [Романов; Власов 2014; Дранникова]; материалы фольклорной традиции с. Прокопьевка Республики Коми, собранные П. Г. Сухогузовым, охарактеризованы Т. С. Каневой [Канева]; сочинения петрозаводского писателя-краеведа Т. В. Баландина опубликованы и прокомментированы А. В. Пигиным [Баландин]; труды уральского краеведа В. П. Бирюкова исследованы в монографии С. Б. Борисова [Борисов С. Б.] и т. д.

По мнению А. Н. Власова, обращение к коллекциям, созданным жителями определенного региона, дает возможность, «во-первых, восполнить пробел в собирательской практике, во-вторых, наиболее полно представить жанровый, сюжетный состав памятников фольклора» локальных традиций [Власов 2017, с. 18]. Изучение письменных манифестаций традиционного фольклора позволит понять механизмы внутренней перестройки традиционной культуры под влиянием различных факторов [Власов 2011, с. 20].

Изучение фондов краеведов А. Н. Власов считал необходимым и в контексте изучения саморефлексии традиции [Власов 2011; 2016; 2017; 2018 и др.], и для разработки понятий «национальная традиция», «историческая память» и т. п. [Власов 2011, с. 8]. Репрезентативным материалом в этом случае становятся тексты, записанные местными жителями, а также собранные ими (репертуарные сборники, этнографические и бытовые очерки и т. п.). Среди этих форм «саморефлективного диалога личности и культуры» А. Н. Власов выделяет сочинения краеведов. По его мнению, одной из определяющих черт таких источников «является отсутствие „чувства жанра“ как письменной, так и устной традиций. Их „творчество“ оказалось в сфере бессистемных и хаотических соприкосновений „личного“ и „коллективного“, и вместе с тем эти тексты, несомненно, несут знание о народной традиционной культуре и творческих потенциях и стратегиях современных носителей традиции» [Власов 2017, с. 29]. Особым жанром краеведческих трудов выступают словари местных говоров[1], в статьях которых встречаются не только пояснения лексического значения диалектного слова или выражения, но и сведения исторического, этимологического, этнографического, фольклорного и иного характера — «своеобразная „миниатюра“ из быта и истории местного населения или „меморат“ из жизни составителя словаря» [Власов 2018, с. 142].

О. Р. Николаев, включая краеведческие труды местных жителей в общее поле любительской деятельности[2], отметил, что «наивная фольклористика» возникает как отражение профессионального исследовательского (собирательского) дискурса по отношению к народной культуре. Характеризуя народную письменность (в большей степени материалы XX в.), он выделяет три ее направления: «коллекционная письменность», «наивное краеведение» и «жизнеописательная письменность» [Николаев, с. 3].

Рассуждая об области «наивного краеведения», О. Р. Николаев отмечает, что в своей работе местные историки применяют методы различных научных направлений: «микроистории», истории повседневности, истории ландшафта, социальной истории локального сообщества и т. д., формируя при этом огромные собрания материалов, содержащих в себе ценные фольклористические и этнографические сведения [Николаев, с. 4].

Настоящая статья посвящена деятельности Павла Григорьевича Зашихина (1905–1992)[3], отразившейся в его фонде в архиве Красноборского историко-мемориального и художественного музея им. С. И. Тупицына[4] (далее — Красноборский музей, КИМХМ) Архангельской области[5].

Павел Григорьевич Зашихин — почетный гражданин Красноборска, много лет занимавшийся историей края. Представление о биографии краеведа нам дают документы его фонда — в частности, большая единица хранения с общим названием «Автобиографический материал» (1, л. 1–111)[6]. Помимо трех автобиографий (составленных после 1931, в 1954 и 1986 гг.) и двух отдельных автобиографических очерков (об участии в Великой Отечественной войне, в коллективизации и о работе в период первой пятилетки (1928–1932 гг.)) в архивном деле содержится читательский дневник — рукописный «Журнал учета прочитанных книг с 1 октября 1940 года»[7], рисунки, родословная Зашихиных и другие материалы.

Кроме этой единицы хранения, в фонде П. Г. Зашихина находятся и другие документы личного происхождения — дневники за 1984 и 1991 гг. (5, 6)[8], дневники поездок (7, 8) и еще одна машинописная автобиография краеведа на восьми листах (3), датированная 14 августа 1986 г.[9]

В основе всех автобиографических текстов краеведа лежит его трудовая деятельность, и в целом содержание их не выходит за рамки структуры делопроизводственных автобиографий советского времени[10]. Перечислены все места работы (с указанием точных дат нахождения в должности), дан список наград. В тексте отразились не только события личной жизни автора, но и история края и страны. Обращает на себя внимание немногословность в описании семьи и детских лет[11]: отсутствует информация о родителях, братьях и сестрах, упоминается лишь, что «семья была большая» (3, л. 1).

Представим основные факты биографии краеведа.

П. Г. Зашихин родился 23 декабря 1905 г. в крестьянской семье в д. Ескинская (Драконова Кулига) Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Красноборский район Архангельской области). Окончил четыре класса сельской школы[12], в 1917 г. — сельскохозяйственную школу. В 1922–1926 гг. был разнорабочим: выполнял ремонт каменных зданий, служил подручным у кузнеца, на железных дорогах. В 1927 г. был призван в Красную армию, затем учился в полковой школе младшего командного состава в Санкт-Петербурге. После демобилизации уехал в Мурманск, некоторое время работал «молотобойцом» (кузнецом) в мастерских. В 1930 г. вернулся на родину, в Красноборский район, и занимал должности председателя Трезубовского поселкового товарищества, председателя Кулижского сельсовета, страхового инспектора районного финансового отдела и бухгалтера в Красноборском и Котласском райисполкомах.

В годы Великой Отечественной войны воевал на Карельском фронте, в 1942 г. был ранен. Вернувшись домой по ранению в 1943 г., работал в Красноборском райисполкоме, затем чуть больше года — старшим комендантом в школе фабрично-заводского обучения в Красноборске, после чего был переведен в Красноборский райпищекомбинат на должность старшего бухгалтера. Следующий этап трудовой деятельности П. Г. Зашихина связан с Красноборским леспромхозом, где в 1954–1956 гг. он служил плановиком-экономистом. Позднее, ввиду сильного ухудшения зрения, П. Г. Зашихин работал там же сторожем до выхода на пенсию в 1966 г. В годы работы в леспромхозе он выполнял обязанности секретаря Красноборского филиала Всесоюзного общества слепых. Скончался Павел Григорьевич 28 января 1992 г. в Красноборске.

В течение многих лет П. Г. Зашихин публиковал статьи, заметки, очерки в газетах «Сталинец», «Заря коммунизма», «Знамя», «Правда Севера» и др. Краевед отмечал: «Я весь век дружу с газетой и от этого имею большое удовлетворение» (3, л. 7). Тематика статей преимущественно краеведческая (о памятных датах в истории края, об известных жителях[13]), встречаются и статьи, отражающие мнение автора об актуальных событиях в Красноборском районе.

Многие годы П. Г. Зашихин занимался историко-краеведческой, собирательской и литературной деятельностью[14]. Сам он очертил круг своих краеведческих изысканий в одной из автобиографий довольно узко: «Много провожу работы над созданием истории Красноборского района, села Красноборска, истории возникновения партийной организации и другими историческими работами» (3, л. 8). На самом деле, как мы покажем ниже, его записи более разнообразны.

Личный фонд П. Г. Зашихина насчитывает 481 единицу хранения, в Научно-вспомогательном фонде музея хранится еще 312 документов, все они были переданы им в музей в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Об этом говорят и сотрудники музея, принимавшие фонд, и свидетельствуют делопроизводственные записи на единицах хранения. По словам сотрудников музея, на момент поступления фонда в архив он представлял собой скорее россыпь материалов, поэтому они выделяли наиболее ценные, по их мнению, документы и группировали их. Часть материалов поступила после смерти П. Г. Зашихина в 1992 г., а некоторые не сохранились после заселения в дом краеведа новых жильцов.

Опись фонда содержит сведения о номере единицы хранения, названии документа, иногда указано количество листов в оригинале. Сплошной просмотр документов позволил выделить следующие группы: 1. Материалы к биографии П. Г. Зашихина; 2. Материалы к трудам П. Г. Зашихина (историко-краеведческой, собирательской и литературной деятельности, сюда же можно отнести газеты за разные годы, а также, например, «календари памятных дат» (9)); 3. Эпистолярий; 4. Изобразительные материалы (рисунки, открытки, фотографии).

Следует сказать, что краевед целенаправленно формировал свой архив. На многих документах стоит экслибрис личной библиотеки П. Г. Зашихина: овальный книжный знак, в двойной линейной рамке надпись: «Библиотека краеведа / Зашихина / Павла Григорьевича / село Красноборск / Инв. №». Значительная часть документов содержит дату и место создания, а также подпись-автограф, на некоторых единицах хранения имеется авторская или архивная пагинация. Возможно, такая скрупулезность по отношению к материалам личного архива обусловлена не столько строгим научным подходом, сколько многолетней привычкой, выработанной за годы делопроизводственной деятельности.

В то же время отметим творческий подход автора к оформлению некоторых своих трудов: очерки имеют самодельные обложки, заголовки написаны необычными шрифтами и раскрашены цветными карандашами. По всей видимости, П. Г. Зашихин, принимавший в годы службы в армии «участие в стенной печати»[15], следовал традиции оформления стенгазет и в более поздний период жизни.

Краевед стремился структурировать свои материалы, составляя реестры работ в хронологическом порядке с указанием номера, заголовка, количества листов. В некоторых случаях отмечен вид текста — машинописный или рукописный. Так, например, в единице хранения (1) имеются составленные краеведом списки его трудов: «Реестр выполненных/написанных работ». Таких реестров три: до 1974, 1975 и 1976 гг. (включительно). Кроме того, имеются «Список краеведческих работ» до 1987 г. включительно, а также списки публикаций автора в периодических изданиях: «Список статей с краеведческим содержанием, могущих представлять некоторый интерес как исторические», «В „Правде Севера“», «Мои статьи, написанные в других газетах»[16], «Статьи, написанные в газету Зашихиным Павлом Григорьевичем» до 1973 г. включительно. Статьи в списках сгруппированы по годам и месту публикации.

Краевед осознавал и свою особую роль в культурном пространстве края. Среди многочисленных реестров есть и такие: «Статьи, написанные обо мне» и «Упоминается моя фамилия в следующих газетах и книгах» (1, л. 58–59). Он скрупулезно отмечал название газеты, номер и дату выпуска, фамилию автора статьи и ее заголовок; подсчитывал количество статей в каждом из списков. Более того, П. Г. Зашихин вел тетради с указанием значимых встреч, касающихся его увлечений местной историей[17].

Остановимся подробнее на наиболее ярких фольклорных материалах в фонде П. Г. Зашихина — это три рукописные тетради разного формата с записями разных лет. Согласно датировкам записей, собирательской деятельностью краевед начал заниматься в 1946 г., когда работал в должности председателя планового отдела Красноборского райисполкома.

Первый документ — самодельная тетрадь, озаглавленная: «Зашихин П. Г. Запись фольклора старинных свадебных песен и др. Тетрадь № 3. 1946 г.» (4)[18]. Тексты записаны простым карандашом, аккуратным почерком. Скорее всего, это беловая тетрадь, в которую краевед переписал тексты с черновиков (они в фонде не обнаружены); имеются единичные исправления описок и более поздние примечания.

В тетради зафиксированы свадебная и святочная обрядность: приуроченные к определенным моментам обряда и записанные от разных исполнителей восемь свадебных песен[19] и причетов, два приговора гостей невесте[20]; описание святочных обходов дворов с текстом виноградья «Коляда» («Разрешинося хозяин коледу нам рассказать / Виноградьё — красно зеленое…») (от С. И. Помазкина[21]), протяжная песня «Ох калинка ох малинка» («В зеленом лесу была / В лесу ягоды брала…») (от А. Я. Горяевой, 60 л., дер. Никулинская Пермогорского с/с), сказы «Большое собранье (Как устроить мир со державами)» (по-видимому, самозапись) и «Раздел Гитлером земли и что из этого вышло» (от Е. А. Левашовой).

После записей указаны дата и в некоторых случаях место записи, фамилия исполнителя, иногда возраст. В примечаниях охарактеризованы особенности исполнения (например: «Ударение делается в каждой строчке на первый слог» (4, л. 3)), даны пояснения («Имя и отчество жениха/невесты или припеваемого/ой мужчины/женщины» (4, л. 1 об., 4 об.)).

Второй документ — рукописный «сборник» «Разные наблюдения, записи легенд, народных поверий» (13). Тексты, вероятно, переписаны с «полевых записей» аккуратным почерком фиолетовыми чернилами и карандашом на листах писчей бумаги. Они вносились в сборник в хронологическом порядке, с указанием точной даты. Так, первая запись от 4 сентября 1946 г., последняя (датированная) — от 29 декабря 1976 г. Заголовками для записей на каждый год служит указание: 4 сентября 1946, 1947, 1948 и 1949. Все тексты, занимающие либо несколько строк, либо целую страницу / лист, пронумерованы, причем нумерация за каждый год начинается заново.

Темы записей разнообразны: предания[22] (о кладах, разбойниках и панах, первых поселенцах края, чуди, местных названиях, о строительстве церквей и установлении крестов, местночтимых святых Лонгине Коряжемском и Симоне Сойгинском), мифологические рассказы, «археографические» сведения (кто хранит «старинные книги»), сведения о краеведах, об исполнителях фольклора и «знающих людях» (колдунах и знахарях), истории о жизни старообрядцев, сведения о полезных ископаемых региона (записанные от местных жителей).

Под текстами указаны сведения об информантах: фамилия, имя и отчество (либо инициалы), место жительства, в некоторых случаях — место работы. Большинство текстов записано от уже известного нам Савватия Ивановича Помазкина (с. Красноборск), значительное количество материалов зафиксировано также от Василия Федоровича Суханова (с. Телегово, ныне Монастырская пашня), Николая Павловича Ворохова (с. Красноборск), Петра Николаевича Белорукова (д. Усть-Маломса Шеломянского с/с), Прокопия Григорьевича Хабарова (д. Наезжая Пашня Цивозерского с/с). Предполагаем, что записи, под которыми стоит подпись-автограф П. Г. Зашихина, являются самозаписями.

Пометы на полях рукописи, обобщающие темы записанных текстов, выполнены красной шариковой ручкой. Комментарии (в основном тексте, на полях рукописи) и правки вносились (в том числе, видимо, в ходе последующей работы собирателя с текстом) фиолетовыми чернилами или простым карандашом. Такие комментарии вызывают особый интерес. Например, к записи от 14 ноября 1946 г. от Н. М. Антропова: «В Пермогорском сельсовете в давние времена были владения Соловецкого монастыря. дер. Бол. Сверчевская (Казенная) и другие. И так же и были пожни в лугу», — краевед добавляет: «Спросить об этом Горя<шина> Ивана Афанасьевича дер. Казенная. Он знает». «Помер» (13, л. 4 об.). Или в другом месте: «При изучении этого вопроса оказалось неправильно. Монастырь был сокращен по <нрзб>» (13, л. 9 об.) и т. п.

Помимо записей устных сведений о географии и истории края, в сборнике содержатся записи летописного характера — о современных П. Г. Зашихину событиях. Все они связаны с озеленением Красноборска и имеют примечание «посадка» и «посадка деревьев» (13, л. 24 об.).

Еще один рукописный сборник, обращающий на себя внимание в коллекции материалов П. Г. Зашихина, — тетрадь большого формата «Летопись[23] Красноборского района. Преданья старины глубокой. Легенды, старины, сказания и рассказы о давно прошедших временах, и сведения не столь далеких лет, но ценных для местной истории Красноборского района» (16) (далее — «Летопись Красноборского района», «Летопись»). Текст записан синими чернилами, листы пронумерованы автором красной шариковой ручкой в правом верхнем углу. П. Г. Зашихин называет свой рукописный сборник «летописью», очевидно следуя традиции городских летописцев, восходящих к древнерусскому региональному (областному) летописанию. Название подчеркивает, что автор явно ориентируется на давно освоенную традицией дискурсивную практику, при этом наполняет ее иным содержанием (отдельными текстами, не связанными хронологическим изложением).

П. Г. Зашихин оформил этот рукописный сборник в 1983 г.: поместил в «Летопись» 248 текстов, в числе которых отредактированные им сведения из сборника 1940-х гг., о котором шла речь выше (13), и новые записи. В документ вложено оглавление — «Опись помещенных материалов в Летопись». В этой рукописи, в отличие от предыдущей, хронологический принцип расположения материала нарушен. Скорее всего, собиратель группировал тексты по темам, но и этот принцип не всегда выдержан.

Авторские правки и примечания (вставленные по ходу записей) в «Летописи Красноборского района» минимальны. Комментируя рассказы информантов, П. Г. Зашихин привносил свое личное отношение к излагаемым историям. Например, подвергал сомнению достоверность некоторых рассказов: «Это маловероятно. Так как Ермак здесь никого не грабил и никаких ценностей не зарывал. Это какое-то предание о другом, но не о Ермаке» (16, л. ненум.).

Сравнивая тексты этих двух рукописных сборников, можно сделать вывод, что, переписывая некоторые свои старые работы, краевед вносил минимальную стилистическую правку. Большинство изменений относится к паспортам информантов, однако они бессистемны: иногда вместо стандартного указания полного имени П. Г. Зашихин ограничивался абстрактной фразой: «сообщили старики».

Позднее материалы, вошедшие в «Летопись», использовались краеведом при создании историко-краеведческих очерков, среди которых, например, «Ермак на Северной Двине» (14), «Из истории одного бывшего Красноборского захолустья» (15), и многих других.

Как видим, в рассмотренных рукописных тетрадях наблюдается несколько специфических для краеведов-любителей методов работы. Это отсутствие «чувства жанра»: в одной тетради записаны сведения самого разного характера, как в точной передаче, так и в пересказе. Достаточно бессистемны принципы записи и расположения материалов (по датам, по тематике)[24].

Архивный фонд красноборского краеведа Павла Григорьевича Зашихина содержит документы различного характера и происхождения: записи фольклора, зафиксированные им со слов местных жителей, самозаписи, записи устных рассказов о событиях первой половины ХХ в., его собственные генеалогические исследования, автобиографические материалы, публикации его в местной периодике и публикации о нем и др. Несомненно, все они обогащают научное представление о локальной традиции. Состав фонда демонстрирует и возможные направления деятельности краеведа в малом городе. Анализ объемной коллекции с различными по характеру материалами наталкивает на мысль, что взятые в совокупности работы местных жителей представляют собой поиск и осмысление локальной традиции. Как показывает С. А. Жадовская, краеведческие очерки, фольклорно-этнографические сборники, родословные и биографии, личные дневники и воспоминания являются выработанными культурой русской провинции способами самопрезентации своего пространства, определения его роли в национальной истории, закрепления исторической памяти на местном уровне [Жадовская, с. 11–12]. Содержание личного фонда краеведа, много лет занимавшегося фольклорно-этнографической работой в крае и популяризацией ее результатов, показывает, как понималась местным жителем локальная культурная традиция, в каких границах он видел «свое» пространство, требующее фиксации в истории региона и страны, — иными словами, саморефлексию носителя традиции.

Список источников

Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С. И. Тупицына

Ф. Зашихин Павел Григорьевич

  1. № 65 (Автобиографический материал).
  2. № 66 (Стихи, проза).
  3. № 85 (Автобиография ветерана войны и труда, инвалида Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, краеведа района Зашихина Павла Григорьевича).
  4. № 120 (Запись фольклора, старинных свадебных песен и др. Тетр. № 3).
  5. № 219 (Дневник на 1984 г.).
  6. № 220 (Дневник на второе полугодие 1991 г.).
  7. № 221 (Дневник поездки в Дом отдыха Бобровниково).
  8. № 222 (Дневник поездки в Ленинград 1956 г. тетр. 1, 2, 3).
  9. № 245 (Календарь памятных дат 1988 г.).
  10. № 390 (О посещении моей квартиры интересующимися лицами моей краеведческой работы в 1976–77 гг.).
  11. № 432 (Стенгазета, выпускаемая П. Г. Зашихиным, когда он работал сторожем).
  12. № 456 (Русская сказка «Иван Дупленский»).
  13. № 458 (Разные наблюдения, записи легенд, народных поверий). Ф. Научно-вспомогательный фонд
  1. № 771/31 (Ермак на Северной Двине).
  2. № 771/111 (Из истории одного бывшего Красноборского захолустья).
  3. № 771/223 (Летопись Красноборского района. Преданья старины глубокой. Легенды, старины, сказания и рассказы о давно прошедших временах, и сведения не столь далеких лет, но ценных для местной истории Красноборского района).
  4. № 771/301 (Поэзия П. Г. Зашихина). Великоустюгский центральный архив Ф. Р-983. Оп. 1
  1. № 73 (Письма от П. Зашихина, краеведа с. Красноборска).

 

1 Традиция составления таких словарей восходит к составлению древнерусских лексиконов и азбук. Цель составления — продемонстрировать особенности местного говора («гово́ри»), и соответственно, словари воспринимаются как один из способов самоидентификации определенной группы населения [Власов 2018, с. 137, 142].

2 См., например, исследования по «наивной литературе»: [Неклюдов; Лурье; Разумова].

3 Имя П. Г. Зашихина известно науке. О знакомстве с ним в 1960 г. писал в отчете об археографической экспедиции А. М. Панченко [Панченко, с. 427]. О фонде краеведа в музее и библиотеке Красноборска упоминал А. Н. Власов [Власов 2013, c. 599–600].

4 Благодарю главного хранителя Красноборского музея Е. С. Панову за помощь в работе с фондами П. Г. Зашихина.

5 Красноборск — село на юге Архангельской области, расположено на левом берегу р. Северной Двины. В разное время Красноборск был центром Красноборского уезда, входил в Великоустюжский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии.

6 Здесь и далее цифры в круглых скобках обозначают ссылки на перечень источников, приложенный к статье.

7 В «Журнале прочитанных книг» сохранились записи за 1940, 1941, 1943, 1947 гг. В этом документе, который отражает литературные и научные интересы П. Г. Зашихина, отмечены название, автор, количество страниц, а также дата прочтения и комментарии. Среди прочитанных книг, например, классические произведения: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Девяносто третий год» В. Гюго, «Амок» С. Цвейга, а также литература по локальной истории: «Город Устюг Великий» (1919) Б. Дунаева, «Вологодская старина» (1890) И. К. Степановского, «Описание Соловецкого монастыря» (?–1845) Досифея (Немчинова). В комментариях записаны оценки книги читателем: «хорошая», «интересная», «замечательная», «непонятна» и т. д. (1, л. 67–69 об.).

8 Ввиду ограниченного объема статьи в качестве примеров приводятся лишь некоторые документы фондов.

9 В фонде хранятся также несколько удостоверений, подтверждающих членство П. Г. Зашихина в различных общественных организациях: Обществе охраны памятников истории и культуры, охраны природы, Всесоюзном Географическом обществе СССР (Северный отдел), пролетарского туризма и экскурсий и ряда других.

10 См. исследования делопроизводственных автобиографий, например: [Зарецкий].

11 Интересные наблюдения сделал при сравнении крестьянских автобиографических документов дореволюционного и советского времени О. Р. Николаев: он отмечает, что «рукописи крестьянских жизнеописаний не просто изобилуют сведениями из области традиционной культуры, особенно если авторы текстов выросли в дореволюционное время, принадлежат к традиционной крестьянской культуре и учились лишь в церковно-приходской школе. Этнографическая реальность явно осознается авторами как одна из наиболее значимых составляющих собственной жизненной истории». В автобиографиях, созданных в советское время, такая информация встречается реже [Николаев, с. 4].

12 В письме от 25 апреля 1972 г. к устюжскому краеведу Н. М. Батакову (1921–1977) П. Г. Зашихин сообщает несколько иную информацию: «Образование мое Ц.П.Ш. (церковно-приходская школа 3 класса)» (18, л. 1).

13 Так, например, совместно с красноборским краеведом Н. П. Борисовым (1908–1992) П. Г. Зашихин опубликовал очерк «Самсон Суханов — каменных дел мастер» [Борисов Н. П., Зашихин]. В 2009 г. очерк был переиздан в Красноборске.

14 В фонде хранятся стихи краеведа 1930–1970-х гг. (2, 17). В документе (2) встретились тексты охотничьих заговоров, сделанные, по-видимому, рукой другого (неизвестного) носителя традиции на сложенных вдвое листах из блокнота. Начинаются со слов: «Благословесь стану Раб Божий Иоан пойду перекрестесь, из избы дверми, из двора воротами выиду на Божью волю на белой свет, помолюсь поклонюсь и самому Христу Пресвятой Богородице Марие…» (2, л. 134–137 об.).

15 «Состоял членом редколлегии эскадронной газеты „На страже“, газеты „Луч“ в полковой школе, газеты „За финплан“ Котласского райфинотдела (четыре года), стенной газеты ОРС.а Красноборского леспромхоза (два года), шесть лет был редактором стенной газеты „Пищевик“ Красноборского пищекомбината. Был инициатором выпуска и редактором передвижной многотиражной газеты „Наш билютень“ Красноборской первичной организации Общества слепых с 1965 по 1970 год» (3, л. 7). П. Г. Зашихин выпускал стенгазету и в годы работы сторожем в Красноборском леспромхозе (1956–1966) (11).

16 В этом списке перечислены статьи, опубликованные в газетах Архангельской области: «Колхозный путь» (Черевковский район), «Ленинский путь» (Вельский район), «Заря Коммунизма» (Котласский район), «Речник Севера», «Советская Россия» и журналах: «Жизнь слепых» (Москва), «Летопись Севера» (1, л. 57).

17 Интересна запись от 24 июня 1977 г.: «Приходили из Ленинграда Пушкинский Дом Бударагин Владимир Павлович и Гумницин Игорь Иософович (Игорь Иосифович Гумницкий. — У. Щ.)» (10, л. 2 об.). Об экспедиции Древлехранилища ИРЛИ РАН в Красноборский район в 1977 г. см. [Бударагин]. О встрече с П. Г. Зашихиным в статье не упомянуто.

18 На л. 1 рукописи собиратель уточняет границы своих интересов: «Запись русского фольклора в Красноборском районе. Записано Зашихиным Павл<ом> Григ<орьевичем>».

19 «Ясён сокол» («Ясён сокол / Ясен молодой / Сыры горы облетал…») (от Г. М. Зашихина), «Из-за Питера лафет» («Из-за Питера лафет / Из-за Питера лафет / Да присылал милой пакет…») (от А. Д. Сбродовой), «У ворот девка стоит» («У ворот девка стоит / Да в белом лице жар горит…») и «Заскочил козел в огородец» («Заскочил козел / В огородец да вогородец / Заскочил молодой / Во высокий да вовысокий…») (от П. А. Павлова), «Чашечки литы, литы» («Чашечки литы литы / Да полны чаем налиты…») (от А. Д. Ушаковой).

20 Причеты («Я спала да лёжала / Тёмну ночь коротала, О́хти мне да о́хти мне / Да это што случилося, Накотилась тучинька / Да на поля широкие…») и приговоры («Вот наша невестка / Тонко пряла, Мы дарили вас полотном / А вы дарите нашу невесту / Золотом да серебром…») записаны от Александры Андреевны Фуфаевой, 59 л., работавшей в колхозе «Красный труд» Шеломянского с/с.

21 В фонде П. Г. Зашихина хранятся записанные С. И. Помазкиным сказки «Иван Дупленский», «Тайна» (12). Тексты зафиксированы Савватием Ивановичем со слов отца по памяти: «Слышал и запомнил от покойного отца Помазкина Ивана Ефимовича 1919–1920. Написал январь 1947 г.» (12, л. 11). Несомненно, что о краеведческих интересах и увлечениях П. Г. Зашихина было известно в Красноборске и районе, и потому появление записей фольклора другими местными жителями в его личном фонде не удивительно. Неизвестным остается факт, каким образом документ попал к П. Г. Зашихину: С. И. Помазкин зафиксировал и передал тексты по собственному желанию или по просьбе краеведа.

22 В 1991 г. результаты собирательской работы П. Г. Зашихина были переизданы Н. А. Криничной в сборнике «Предания Русского Севера». Речь идет о двух текстах, опубликованных краеведом в газете «Сталинец» (№ 146 от 13 декабря 1959 г.), — преданиях (о силачах (богатырях)-борцах) «Лобанов на арене цирка» и «Иван Лобанов» [Криничная, с. 110, 116].

23 Среди заголовков трудов краеведов и собирателей-любителей (местных жителей) часто встречаются подобные названия сборников с материалами фольклорного, этнографического и исторического содержания: летопись, хроника, история и т. д. [Николаев, с. 4]. См. также: [Тупицын; Пономарев; Чебыкина] и др.

24 Подробнее о методах и особенностях работы собирателей-любителей см., например: [Николаев, с. 3; Власов 2016, с. 76; 2017, с. 29].

×

About the authors

Uliana O. Shchukina

National Library of Russia

Author for correspondence.
Email: ulyana.11.10@yandex.ru

археограф Центра восточнославянских исследований

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Borisov, N. P., Zashikhin, P. G. (1978). ‘Samson Sukhanov — kamennykh del master’, in: I. I. Slobozhan, I. A. Senina, eds., Belye nochi. Leningrad: Lenizdat, 296–321.
  2. Borisov, S. B. (2019). Knizhnye izdaniya ural'skogo kraeveda V. P. Biryukova. Shadrinsk: Shadrinskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 139 p.
  3. Budaragin, V. P. (1979). ‘Novoe popolnenie Severodvinskogo sobraniya Drevlekhranilishcha’, in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad: Nauka. Vol. 34, 362–364.
  4. Chebykina, G. N. (2007). Velikii Ustyug: letopisnaya kniga XII — nachala XXI veka. Velikii Ustyug: Velikoustyugskii gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi i khudozhestvennyi muzei-zapovednik. 191 p.
  5. Drannikova, N. V. (2022). ‘«Kaby ne bylo b kolkhozov — ne bylo by goryushka»: Chastushki o sovetskoi vlasti v rukopisi M. I. Romanova «Fol'klor Ust'i»’, in: E. A. Belousova, ed., Prekrasneishei: Sbornik pamyati Eleny Dushechkinoi. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 500–506.
  6. Kaneva, T. S. (2008). ‘Kraevedcheskie materialy P. G. Sukhoguzova v kontekste izucheniya fol'klornoi traditsii sela Prokop'evka Respubliki Komi’, in: Slavyanskaya traditsionnaya kul'tura i sovremennyi mir. Lichnost' v fol'klore: ispolnitel', master, sobiratel', issledovatel'. Sbornik nauchnykh statei. Moscow: Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol'klora. Vol. 11, 260–266.
  7. Krinichnaya, N. A. (1991). Predaniya Russkogo Severa: [Issledovaniya i teksty]. Saint Petersburg: Nauka, 327 p.
  8. Lur'e, M. L. (2001). ‘O fenomene naivnogo sochinitel'stva’, in: S. Yu. Neklyudov, ed., «Naivnaya literatura»: issledovaniya i teksty. Moscow: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, 15–28.
  9. Neklyudov, S. Yu. (2001). ‘Ot sostavitelya’, in: S. Yu. Neklyudov, ed., «Naivnaya literatura»: issledovaniya i teksty. Moscow: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, 4–14.
  10. Nikolaev, O. R. (2010). ‘Naivnaya fol'kloristika: tipy, formy, funktsii’, Zhivaya starina, 1, 2–5.
  11. Panchenko, A. M. (1962). ‘Otchet ob arkheograficheskoi ekspeditsii v Krasnoborskii raion Arkhangel'skoi oblasti i gorod Tot'mu Vologodskoi oblasti v 1960 godu’, in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. Vol. 18, 426–431.
  12. Pigin A. V., ed. (2016). Balandin, T. V. «Petrozavodskie severnye vechernie besedy» i drugie sochineniya i pis'ma. Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin, 384 p.
  13. Ponomarev, V. A. (2002). Istoriya Cherevkovskoi volosti. Kraevedcheskie materialy. Arkhangel'sk: Pomorskii gosudarstvennyi universitet imeni Mikhaila Vasil'evicha Lomonosova, 146 p.
  14. Razumova, I. A. (2006). ‘Tvorchestvo gorodskikh samodeyatel'nykh poetov kak indikator regional'noi obshchnosti’, in: S. A. Antoshina, ed., IV Maslovskie chteniya: Sbornik nauchnykh statei. Murmansk: Murmanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 46–49.
  15. Martynova, A. N., ed. (2006). Romanov, M. I. ‘Rebenok severnoi derevni v fol'klore i byte’, in: Iz istorii russkoi fol'kloristiki. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 6, 73–125.
  16. Tupitsyn, S. I. (1998). Khronika zemli Krasnobrskoi. Krasnoborsk: [s. n.]. 178 p.
  17. Vlasov, A. N. (2011). ‘Samorefleksiya v traditsionnoi kul'ture kak ob"ekt kompleksnogo issledovaniya’, in: V. E. Dobrovol'skaya, A. B. Ippolitova, A. S. Kargin, eds., Ot kongressa k kongressu. Materialy Vtorogo Vserossiiskogo kongressa fol'kloristov. Sbornik dokladov. Moscow: Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol'klora. Vol. 3, 8–26.
  18. Vlasov, A. N. (2013). ‘Nekotorye aktual'nye problemy sovremennoi fol'kloristiki. (Kratkii obzor muzeinykh kollektsii, sobranii i publikatsii kraevedov severnoi Rossii. Sovremennoe sostoyanie, problemy izucheniya)’, in: Iz istorii russkoi fol'kloristiki. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 8, 585–613.
  19. Vlasov, A. N. (2014). ‘Rol' mestnykh kraevedov v izuchenii i sobiranii Ust'yanskogo fol'klora. Mikhail Ivanovich Romanov (1886–1956)’, in: Trudy Ob'edinennogo nauchnogo soveta po gumanitarnym problemam i istoriko-kul'turnomu naslediyu. 2013. Saint Petersburg: Nauka, 83–94.
  20. Vlasov, A. N. (2016). ‘Provintsial'nye sobraniya fol'klorno-etnograficheskikh faktov kak istochnik sovremennogo fol'kloristicheskogo znaniya’, in: Savremena srpska folkloristika. Beograd: [s. n.]. [Vol.] 2, 71–83.
  21. Vlasov, A. N. (2017). ‘Sochineniya kraevedov v protsesse «samorefleksii» traditsii (na materiale Maloi Pinezhki i Vyi)’, in: T. S. Kaneva, ed., Chelovek v srede obitaniya: prostranstvo prirody, prostranstvo sotsiuma: sbornik trudov k 90-letiyu Taisii Yakovlevny Grinfel'd-Zingurs. (Slovo i tekst v kontekste kul'tury; Vol. 1). Syktyvkar: Izdatel'stvo Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Pitirima Sorokina, 17–29.
  22. Vlasov, A. N. (2018). ‘Fol'klorizm kak stilevaya dominanta v avtorskikh narrativakh (slovari kraevedov)’, in: Russkii fol'klor. Fol'klorizm v literature i kul'ture: granitsy ponyatiya i sushchnost' yavleniya. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 37, 135–148.
  23. Zaretskii, Yu. P. (2019). ‘Moya zhizn' dlya gosudarstva: Massovaya praktika sostavleniya deloproizvodstvennykh avtobiografii sovetskimi lyud'mi’, Novoe literaturnoe obozrenie, 3, https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/157_nlo_3_2019/article/21144/
  24. Zhadovskaya, S. A. (2009). Literatura severnorusskogo provintsial'nogo goroda: tekst, forma, traditsiya. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk. Saint Petersburg, 17 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».