Житие Прокопия Устюжского в редакции четьих миней Димитрия Ростовского
- Авторы: Федотова М.А.1
-
Учреждения:
- Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 87-102
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2712-7591/article/view/276293
- DOI: https://doi.org/10.31860/2712-7591-2024-2-87-102
- ID: 276293
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена редакция Жития святого Прокопия, устюжского юродивого, написанная Димитрием Ростовским для «Книги житий святых» (Четьих Миней). Главным источником редакции был Пролог, давший композиционную основу сочинению Димитрия. Однако в стилистическом плане текст Димитрия значительно отличается от проложного жития: святитель искусно пересказал его, лишь изредка заимствуя фразы из Пролога. Вторым источником для редакции Димитрия Ростовского было Пространное житие Прокопия Устюжского, о чем свидетельствует наличие в тексте Димитрия эпизодов, отсутствующих в проложном тексте и имеющихся только в пространном. Редакция Димитрия Ростовского была достаточно популярна и имела устойчивую рукописную традицию: она не только читается в списках его знаменитых Четьих Миней, но и переписывалась в составе агиографических сборников, на ее основе создавались другие редакции. В статье приводится пример месяцесловной редакции, созданной неизвестным книжником, ее текст публикуется в Приложении.
Ключевые слова
Полный текст
Изучение Жития святого юродивого Прокопия, устюжского чудотворца, было одним из ключевых аспектов научных интересов Андрея Николаевича Власова. Житийным сказаниям о Прокопии и Иоанне Устюжских исследователь посвятил ряд статей. Итогом его разысканий стали словарная статья «Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый» в Православной энциклопедии [Власов 2020] и монография «Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских» [Власов 2010]; в последней ученый выделяет и в Приложении II публикует «Минейную редакцию Жития Прокопия Устюжского Димитрия Ростовского» [Власов 2010, с. 460–466] по изданию Четьих Миней 1837 года. К сожалению, ни в комментариях к публикации, ни в исследовательской части книги А. Н. Власова научного описания данной редакции нет. Неотмеченным это житие оказалось и в исследовании протоиерея Александра Державина [Державин], проанализировавшего почти все жития Четьих Миней Димитрия Ростовского, в том числе и жития русских святых, и определившего основные источники, которые использовал Димитрий Ростовский при работе над своим сочинением1. Однако Житие Прокопия Устюжского в редакции Димитрия, безусловно, не должно быть оставлено без внимания, прежде всего потому, что русские жития в данном агиографическом своде, о чем нам уже приходилось писать [Федотова 2022], были представлены далеко не полностью, вследствие чего каждое житие русского святого важно для изучения и характеристики состава «Книги житий святых» ростовского митрополита.
Житие Прокопия Устюжского («В той же день. Житие святаго праведнаго Прокопиа Христа ради юродиваго, устюжскаго чудотворца»; нач.: «Прокопий блаженный родом бѣ от варяг (на поле — нѣмцов), купец богатый…»; кон.: «…в пользу чтущих и послушающих, в славу же Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимаго, нынѣ и присно, и во вѣки вѣков. Аминь») помещено под 8 июля (л. 365–368 об.) в 4-й, последней части «Книги житий святых» (на месяцы июнь — август), изданной в Киеве в 1705 г. Работа над этой частью велась, когда святитель уже стал ростовским митрополитом. Живя в Москве и Ростове, автор Четьих Миней все больше интересовался житиями русских святых, собирал их и частично включил в свой агиографический свод, хотя использовал, к сожалению, далеко не весь имевшийся у него материал [Федотова 2022]. Тем не менее в четвертой книге имеется больше житий русских святых, чем в первых; в этом томе читаются следующие жития: царевича Димитрия; Игоря Ольговича, князя Черниговского; Константина, митрополита Киевского; Кирилла Белозерского; царевича Петра Ордынского; Иулиании Печерской; княгини Ольги; Феодора Варяга и сына его Иоанна; князя Владимира; Макария Желтоводского; Антония Римлянина; Авраамия Смоленского, а также житие Прокопия Устюжского2. Заметим также, что для своей «Книги житий святых» святитель Димитрий написал только две «минейные» редакции русских святых, Христа ради юродивых, — Исидора Твердислова, ростовского чудотворца (14 мая), и Прокопия, устюжского чудотворца, хотя в материалах (агиографических сборниках, Прологе, Великих Минеях Четьих), которые были доступны Димитрию Ростовскому и которые он использовал при работе над своим сводом, читаются жития и других святых юродивых — Иоанна Устюжского, Николы Кочанова, Василия и Максима, московских чудотворцев, Михаила Клопского; о них в Четьих Минеях Димитрия Ростовского есть только месяцесловные записи [Федотова 2020b]. Важно отметить и то, что ко времени создания последнего тома «Книги житий святых» Димитрием Ростовским были выработаны принципы, методология работы с источниками, им был уже накоплен достаточный опыт по составлению и редактированию житийных памятников, а потому житиям четвертой книги присущи бо́льшая литературность, ясность изложения и структурная четкость.
Обычно Димитрий Ростовский перед текстом жития или на поле указывал источники, которые он использовал при его написании; Житие Прокопия Устюжского никаких маргиналий не имеет. Однако сохранился месяцеслов русских святых, составленный святителем Димитрием для работы над 4-й книгой Четьих Миней, он читается в рукописи РГАДА. Ф. 381. № 420 (Л. 434–443), памяти в нем сопровождаются записями, указывающими, откуда могут быть взяты сведения о том или ином святом для написания его жития. Под 8 июля на л. 437 об. читается: «Прокопия Юродиваго. В Прологу листов 2, в Четѣ нѣт». Данная помета свидетельствует о двух основных источниках, используемых святителем Димитрием для житий русских святых, — Прологе и Великих Минеях Четьих митрополита Макария. Для Жития Прокопия Устюжского таким источником мог быть только Пролог. В библиотеке Димитрия Ростовского был Пролог московского издания 1685 г. в двух частях: на сентябрьскую и мартовскую половину года3. Проложное житие («В той же день святаго и блаженнаго Христа ради уродиваго Прокопиа Устюжскаго, новаго чудотворца») читается во втором томе на л. 552 об.–5554.
В своей редакции Димитрий Ростовский последовательно придерживался композиции Жития Прокопия юродивого, представленной в Прологе: приход Прокопия в Великий Новгород, затем в обитель к Варлааму Хутынскому, принятие веры, крещение, начало подвига юродства, отказ от имущества, отход в Устюг, так как святой «не терпя от человѣк хвалимый быти»5, пророчество о каменной буре и молнии, надвигающихся на город за грехи ее горожан, и т. д. Но в стилистическом плане редакция Димитрия значительно отличается от Проложной. Ростовский митрополит искусно пересказывает текст Жития своими словами, корректно распространяет его, предлагает свои логические связки, лишь изредка заимствуя некоторые фразы из Пролога6.
Например, начало Жития:
Проложная редакция | Редакция Димитрия Ростовского |
Сей блаженный Прокопий бѣ от западных стран, от нѣмецкия земли, чином купец. Родителей же его никтоже вѣсть. И по времени прииде в корабли со многим имѣнием в Великий Новград. И видѣ тамо вѣру христианскую и весь чин православныя вѣры и возлюби ю зѣло. И желаше приити на совершенный о Бозѣ подвиг: утаився от дружины своея, отиде во един от монастирей, имѣнуемый на Хутынѣ, ко игумену преподобному Варлааму, от негоже наипаче наказан бысть христианстѣй вѣрѣ, и крестися. И разда все имѣние свое нищым, и часть даде в монастирь. И начат уродственое жителство проходити (л. 552 об.–553).
| Прокопий блаженный родом бѣ варяг, купец богатый, прииде в Великий Новград со многою куплею. И видѣв весь чин восточныя церкве и вѣру православную добру быти познав, возлюби оную зѣло. Желая же наставитися о ней совершенно и прияти оную, искаше таковаго богодухновеннаго мужа, от негоже бы поучену и просвѣщену ему быти. И слышав о преподобном отцѣ Варлаамѣ, недалече на Хутынѣ обитель устроившем, яко муж есть искусен и духовныя премудрости исполнен, пойде к нему, и доволно от него о правовѣрии христианстѣм поучився, прия святое крещение. И раздаде все имѣние свое нищым, и обители той часть нѣкую даде. И сотворися самоизволно нищ любве ради Христовы, не токмо мира с похотми его, но и самаго себе презрѣв: прия бо юродственное житие и творяшеся яко безумен и немыслен пред человѣки, разум свой весь углублен в Бозѣ имѣяй (л. 365). |
Или приведем пример, как Димитрий Ростовский распространяет следующую фразу из Пролога: «Хотяше убо Бог нѣкогда за грѣхи град Устюг потрѣбити молниею и градом. Святому же о сем провидѣвшу» (л. 553 об.), — дополняя ее точными библейскими цитатами и сравнениями:
«Хотяше Бог нѣкогда за преумножившияся грѣхи человѣческия потребити град Устюг молниею и каменными тучами, якоже древле люди Аморрейския, Иисусу Навину противившияся, вергнув на них камение великое с небесе, поби их <Нав.10: 11>: ибо и в христианѣх вси некающиися грѣшники, в беззакониях же скверных, аки в калѣ тинном валяющиися, противницы суть Иисусу Христу Сыну Божию, подвижущии того на гнѣв и отмщение, на нихже Господь яко на врагов своих вооружается и погубляет их. Сице вооружился праведный Отмститель на прогнѣвавший его град Устюг и готовяше на него казнь и погубление, еже святый Прокопий пророчески предувѣдав, сотворися граду тому, якоже древле пророк Иона Ниневии, проповѣдник покаяния» (л. 366).
Можно было бы привести и другие, достаточно многочисленные примеры столь умелой обработки Проложной редакции Жития Прокопия ростовским митрополитом, что, безусловно, придавало тексту последнего выразительность и глубину. Между тем Пролог, как удалось определить, был не единственным источником для текста Димитрия.
Отметим, что в одной из рукописей (ГИМ. Синодальное собр. № 858)7, сохранившейся от работы Димитрия Ростовского над Четьими Минеями [Федотова 2022, с. 171–173], читаются два текста Иоанно-Прокопьевского цикла8: л. 92–103 об. — «Житие святаго и праведнаго Иоанна Христа ради юродиваго, устюжскаго чюдотворца» (нач.: «Жизнь богоугодна и житие непорочно мужа сего добронравнаго, возлюбленнии, хотящу ми повѣсть сию дивну написати…»; кон.: «…исцѣлѣвшая же жена Екатерина, о исцелении своем благодаря Господа Бога, и Пречистую Богородицу, и угодника их блаженнаго Иоанна, отиде в дом свой, радуяся»); л. 137–168 об. — «Чюдо Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Марии и святых праведных и блаженных иже Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, устюжских чюдотворцев, о женѣ бѣснованнѣй, именем Соломонии» (нач.: «Братие, хощу убо воспомянути вашей любви повѣсть зѣло душеполезну и умилению достойну, яже бысть во дни наша...»; кон.: «И посем торжествовавше свѣтло и духовно и разыдошася в домы своя с радостию великою зѣло»)9. Однако содержание этих текстов не отразилось на редакции Димитрия Ростовского: святитель не сделал из них ни одного заимствования; но при этом ростовский митрополит совершенно определенно был знаком с Пространным житием (по терминологии А. Н. Власова [Власов 2010, с. 545–550]), или Третьей редакцией Жития (по терминологии Н. Коноплева [Коноплев, с. 18–20]) Прокопия Устюжского. Остается открытым вопрос, какой рукописью пользовался Димитрий. Вероятно, она не сохранилась: среди известных нам материалов, оставшихся от Четьих Миней, нет рукописи со списком Жития Прокопия Устюжского, — но такие «утраты» обнаруживаются и при изучении житий других русских святых в составе Четьих Миней. Например, Жития Антония Римлянина нет в составе Великих Миней Четьих, оно читается, как и в нашем случае, только в Прологе, но хотя проложное житие также не было единственным источником при работе над данным текстом, список Жития Антония Римлянина, которым пользовался Димитрий, установить не удалось [Федотова 2020а].
О знакомстве Димитрия Ростовского с Пространным житием Прокопия Устюжского свидетельствует наличие в его редакции эпизодов, отсутствующих в проложном тексте и имеющихся только в пространном. Прежде всего, это пересказанный Димитрием фрагмент о пророчестве Прокопия трехлетней Марии, что она станет матерью Стефана Пермского.
Сравним две редакции.
Пространное житие | Редакция Димитрия Ростовского |
В та же лѣта, егда еще жив сый блаженный Прокопий, прилучися итти мимо соборну церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения во время вечерняго пѣния нѣкоего пасадного человѣка дщери, именем Марии, трех лѣт сущи ей, с родителема своима. Тогда же множеству людей стоящу у соборныя церкви, слушающе вечерняго пѣния. В то же время востав блаженный Прокопий, изыде ис паперти церковныя, и по обычаю убо своему святый являшеся людем яко юрод и похаб. И чрез обычай свой блаженный Прокопий сотвори на пути той дщери поклонение земное, и глагола во услышание всѣм людем, яко сия дѣвица Мария грядет мати великаго отца Стефана архиепископа, учителя Пермскаго. Видѣвше же тогда и слышавше мнози человѣцы ис паперти церковныя и начаша они тому словеси и пророчеству блаженнаго Прокопия дивитися. В то же время еще в пермстѣм языцѣ не было ни единаго человѣка, вѣрующа во Христа, но вси убо тамо живущии человѣцы помрачени бяше прелестию сатанинскою, и поклоняхуся они болваном, и жруще бесом и идолом10. | А понеже воспомянуся здѣ отец святаго Стефана, подобает убо и о матери его не преминути молчанием пророчества от Прокопия святаго, еже в началѣ пришествия его во град Устюг бысть сице. Во время вечерняго в соборной церкви пѣния отроковица мала триех лѣт сущи, именем Мария, с своими родителми тамо прииде, юже Прокопий блаженный узрѣв, поклонися ей до земли. Таже во услышание всѣм людем рече: «Се грядет матерь великаго Стефана епископа, учителя Пермскаго». То слышавше, мнози разсуднии удивляхуся в себѣ, глаголюще: «Может ли в Перми епископ быти?» В то бо время Пермская страна еще не бѣ просвѣщена вѣрою святою, и ни един в них обрѣташеся христианин, но вси бяху во идолопоклонническом заблуждении, даже до дней святаго Стефана, от оныя отроковицы Марии, в возраст пришедшия и преждереченному Симеону законосопряженныя, рожденнаго по проречению Прокопия святаго (л. 367 об.). |
В этом эпизоде в редакции Димитрия обратим внимание на упоминание в конце и начале имени клирика Симеона, отца Стефана Пермского. Таким искусным образом автор пытается исправить противоречие, допущенное в Пространном житии. Легенда «о зимнем мразе и терпении», заимствованная из Жития Андрея Юродивого, передана в Пространном житии Прокопия Устюжского через достаточно хаотичный диалог с Симеоном, отцом Стефана Пермского, и предшествует эпизоду о пророчестве Марии, что является хронологической нестыковкой11. У Димитрия Ростовского нет этого диалога, данная легенда в составленном им Житии — это очередной рассказ о подвигах святого Прокопия, в конце которого поясняется: «Все же то, бывшее ему, сказа послѣжде (курсив наш. — М. Ф.) любезному своему другу, единому от клирик церковных, именем Симеону, богоугодных добродѣтелей исполнену, иже бяше потом родитель святаго Стефана Великопермскаго» (л. 367 об.).
Из Пространного жития Димитрий заимствовал почти полностью рассказ о поисках монахами тела усопшего Прокопия, обретенного на четвертый день при обители Архангела Михаила, а также факт существования в течение долгого времени только устной традиции, передававшей «от древних послѣдним» «многострадальное же того житие и прозорливство», сообщения о чудесах, происходящих от гроба юродивого, о строительстве церкви над его мощами и об установлении дня памяти святому Прокопию. Два последних известия — строительство церкви и многочисленные чудеса, — по мнению Димитрия Ростовского, послужили тому, что «дѣяния чуднаго жития его от многих малая, елика в безконечное забвение не приидоша и достовѣрными повѣствовании сказуема бываху, собрашася и написашася» (л. 368 об.), и этим он заканчивает свою редакцию.
Таким образом, редакция Жития Прокопия Устюжского, написанная Димитрием Ростовским, представляет собой последовательную цепь тесно связанных между собой событий; автор старается убрать недочеты предыдущих редакций, их логические шероховатости, отказываясь от больших молитвенных и риторических отступлений, соблюдая баланс между «историческим» повествованием и библейскими цитатами, при этом, с одной стороны, заботясь о выразительности, с другой — точно следуя агиографическому канону. Так, например, святитель Димитрий, основываясь на Пространном житии, пишет, что в Устюге Прокопий «во дни убо ходя по граду, юрод творяшеся и бываше от многих поругаемый и ранами озлобляемый», но здесь же добавляет: «…и наипаче от несмысленных дѣтей» (л. 365 об.). Мотив поругания («пхания и биения») юродивого, как отмечает Т. Р. Руди, за поступки, шокирующие народ, — один из топосов житий юродивых, формула которого могла расширяться «дополнительным мотивом»: святой терпел поругание не только от безумцев, но и от малых детей. Этот мотив встречается в житиях Прокопия Вятского, Арсения Новгородского, Андрея Тотемского [Руди, с. 453–455]. Святитель Димитрий вряд ли был знаком с житиями этих святых, но можно предположить, что он позаимствовал его из Жития Симеона Эмесского, Христа ради юродивого, житие которого наряду с Житием Андрея Юродивого служило образцом для агиографии юродивых. Димитрий Ростовский, ориентируясь на тексты Леонтия Неапольского и Симеона Метафраста, написал свое «Житие преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его» и поместил его под 21 июля в той же, что и Житие Прокопия Устюжского, 4-й книге Четьих Миней. В данной редакции этот мотив имеет более развернутую формулу: «…дѣти же собравшеся мнози, течаху по нем, вопиюще: „Чернец юродивый, чернец юродивый“, — и метаху на него камением, и палицами бияху» [Димитрий Ростовский 1764, л. 378 об.]. Таким образом, Димитрий Ростовский привлек в качестве образца не только Житие Андрея Юродивого, которое использовалось в Пространном житии Прокопия Устюжского, но и самостоятельно обратился за мотивами к Житию Симеона Эмесского, придав своему тексту больше драматизма.
Сложно определить, какой вариант Пространного жития Прокопия Устюжского был известен Димитрию Ростовскому, — текстологическое исследование памятника не завершено, — но приведем здесь одно наблюдение. Несколько необычно начало Жития в редакции Димитрия: «Прокопий блаженный родом бѣ от варяг (курсив наш. — М. Ф.)…» — и только на поле маргиналия: «нѣмцов»; в Пространном житии в главе «О зачалѣ жития праведнаго Прокопия» читается отличный от этого вариант: «Быти ему от западных стран, от латинска языка, от немецкия земли…»12. Посчитал ли возможным Димитрий написать о происхождении Прокопия Устюжского: «родом бѣ от варяг», — имея рукопись с этим чтением, или у него был список с иным началом, сказать сложно. Нам удалось найти пока один список, имеющий отчасти другое чтение: «Бывшу ему от сѣверных стран (курсив наш. — М. Ф.), от латиньска языка, от немецкия земли…» (РГБ. Ф. 37 (собр. Т. Ф. Большакова). № 104. Л. 5 об.), — и более соответствующий, как нам представляется, «правке» Димитрия Ростовского. Но ответить на этот вопрос позволит, возможно, только полное текстологическое изучение Жития Прокопия Устюжского.
Житие Прокопия Устюжского в редакции Димитрия Ростовского имело достаточно устойчивую рукописную традицию: книжникам и читателям нравилось краткое, но в то же время выразительное Житие, составленное святителем. Оно встречается в списках Четьих Миней Димитрия Ростовского (РНБ. Собр. А. А. Титова. № 1947. Л. 43 об.–44 об.; № 376. Л. 125–141; № 4817. Л. 231–236 об.), переписывается отдельно (РНБ. ОСРК. Q.I.1462. Л. 3–14 об.), но чаще всего читается в составе агиографических сборников (РНБ. Собр. А. А. Титова. № 1208. Л. 245 об.–249; № 2827. Л. 519–556 об.; ОСРК. Q.I.1558. Л. 1–5 об.; О.I.191. Л. 1–11 об.13; Соловецкое собр. № 820/930. Л. 413–417 об.)14.
Чтение «родом бѣ от варяг» является также маркером, позволяющим определить, что на основе редакции Жития Прокопия Устюжского, созданной святителем, в XVIII–XIX вв. составлялись другие, месяцесловные редакции15. Приведем два таких примера.
Первый. В составе рукописи РНБ. НСРК. Q. 832, содержащей месяцеслов на весь год, на л. 132 об.–133 читается житие «и святаго Прокопиа, Христа ради юродиваго, устюжскаго чудотворца»:
«Сей родом бѣ варяг (на поле: немцов. — М. Ф.), купец богатый, прииде же в Великий Новъград со многою куплею, и видѣв вѣру православную и добрѣ познав, возлюби зѣло оную. Слышав же о преподобнѣм Варлаамѣ, недалече на Хутынѣ обитель устроившем, пойде к нему, и поучен доволно бысть, прия святое крещение. И раздаде все имѣние нищим и обители той часть нѣкую даде. И вся призрѣв, бысть юрод Христа ради, якоже Андрей древний. И шед во град Устюг, тамо юродствуя, хождаше по граду в зимѣ и лѣте в единой раздранной ветхой ризѣ, с единаго рама спущеннѣй, полунаг сущи. Ничтоже имѣяше у себе, токмо в лѣвой руцѣ ношаше три кочерги. И егда оныи простерты главами въпрямь, тогда изобилство плодов земных, егда же непростертым, то скудость являше. Часто же прихождаше на брег Сухона рѣки и тут сѣдяше на камени, которой по преставлении его на гробѣ положен бысть. Преставися в лѣто 6811. Рус аки Косма, брада доле власы сущей, риза багор».
Начало Жития Прокопия Устюжского в этой редакции, бесспорно, говорит о том, что редакция Димитрия была положена в основу Месяцесловной, однако в тексте есть чтение — в описании внешнего образа святого (послужившем источником для его иконографии), — которое свидетельствует об использовании не только редакции ростовского митрополита (выделено в таблице полужирным шрифтом), но и Пространного жития Прокопия (выделено в таблице курсивом)16. Сравним:
Месяцесловная редакция | Редакция Димитрия Ростовского | Пространное Житие |
…хождаше по граду в зимѣ и лѣте в единой раздранной ветхой ризѣ, с единаго рама спущеннѣй, полунаг сущи (л. 132 об.). | В зимѣ стражда мраз и снѣг, в единой ветхой рубищной и раздранной одеждѣ, полунаг сущи (л. 365 об.). | …в зимѣ и лѣте хождаше по граду во единой раздранной ветхой ризѣ, и тое с плеча спустя17. |
Приведенное наблюдение показывает, что необходимо дальнейшее текстологическое изучение всех редакций Жития Прокопия Устюжского.
Второй текст — «Святаго Прокопиа Христа ради юродиваго устюжскаго» — в составе «Месяцеслова» Н. А. Кайдалова, сохранившегося в рукописи РНБ. Собр. А. А. Титова. № 13918. Л. 139 об.:
«Варяг. Принял крещение от преп. Варлаама Хутынскаго и постригся в монахи, потом удалился в Устюг и принял юродство. Скончался в 1303 году. Чет. Минея. Изобр. рус, власы коротки, напреди ряд, брада не долга, риза едина с леваго плеча под правое, в руках три кочерги, на ногах раздранные сапоги, колѣна голы».
В заключение скажем еще об одной редакции Жития Прокопия Устюжского. В середине XVIII в. неизвестным книжником на основе всех четырех томов Четьих Миней святителя Димитрия был создан месяцеслов, который читается в единственном списке — РНБ. Собр. А. А. Титова. № 3561. Это рукопись (2o, 544 л., скоропись) середины XVIII в., написана не позднее 1753 г., так как на л. 544 есть запись: «Переплетена сия книга в Москве 1753 года в августе мѣсяце». А. А. Титов, владелец рукописи, на л. 520 написал: «Эта рукопись суть по почерку, безспорно, из библиотеки св. Димитрия, митрополита Ростовскаго (ср. почерк с № 2037 неисправленнии вещи св. Димитрия). По предположению пр. Амфилохия, еп. Угличскаго, очевидно, св. Димитрий хотел напечатать и краткие жития святых, то есть, может, это его труд». Данный месяцеслов не является сочинением Димитрия Ростовского (на это, кроме датировки рукописи, указывает уже тот очевидный факт, что месяцесловные памяти расположены не по сентябрьскому году, как у Димитрия, а начиная с января)19, но труд, безусловно, по объему проделанной работы и содержанию представляет большой интерес. На л. 293–293 об. читается Месяцесловная редакция Жития Прокопия Устюжского, в отличие от многих других житий древнерусских святых в этом сборнике, большая по объему и сохранившая почти все эпизоды и мотивы жития юродивого Прокопия в редакции Димитрия Ростовского. Текст этой Месяцесловной редакции приводится в Приложении20.
Приложение
(л. 293) Прокопи Юродивы Устюжский
Родом от варяг, то есть нѣмцов, купец бысть богаты, прииде в Великий Новград з богатым купечеством. И возлюби христианскую вѣру, и научен оныя преподобным отцем Варламом Хутынским, прият крещение, и истощи все имѣние свое нищим, и сотворися самоизволно нищ. И не токмо мира с похотми его, но и самаго себѣ презрѣв, прият юродственное житие, и творяшеся, яко безумен и несмыслен пред человѣки, разум весь углумлен в Бозѣ имѣяй. Нѣцы же, от знавших его, видяще таковое его житие, начаша его блажити, глаголюще: «Сей человѣк велик есть пред Богом, понеже от иныя страны и от зловѣрия в правовѣрие со многим имѣнием сѣмо пришед, вся роздаде нищим, сам же, нищету возлюбив, юрод творится Христа ради». Таковая словеса блаженны Прокопий слышав, опечалися велми и, не терпя хвалимы быти, пойде к восточным странам, всюду юродствуя.
И пришед в град Устюг. Во дни убо ходя по граду, юрод творяшеся и бываше от многих поругаемы и ранами озлобляемы, а наипаче от несмысленных дѣтей, в нощи же к церквам приходя, моляшеся со слезами за град и люди. Пищу же зѣло малу приемишеа от богобоязных человѣк, и то не по вся дни, от богатых же и неправды творящих ничтоже когда восхоте прияти и бысть самоизволны мученик. Таковаго ради жития его дадеся ему дар прозорливства предсказовати будущая.
Хотяше Бог нѣкогда за преумножившияся грѣхи человѣческая потребити град Устюг молниею и каменными тучами, еже святый Прокопий пророческиб предувѣдав сотворися граду тому, якоже древле пророк Иона Ниневии, проповѣдник покаяния. В един убо день недѣлный бывшу по обычаю в церкви соборному пѣнию, начат Прокопий увѣщевати люди ко покаянию, глагола: «Покайтеся вси, имате вскорѣ погибнути огненным градом, гнѣв бо приходит Божий». Люди же не внявше реченным от него, глаголюще в себѣ: «Сей человѣк безумен есть и никогдаже смысленно что глаголет». По отпѣти же литоргии и потом Прокопий в паперти плача и рыдая неутешнѣ во дни и в нощи. Приходящи же к церкве людие видяху его непрестанно плачуща, глаголаша к нему: «Почто, юрод, плачешися, и кая есть скорбь сердцу твоему?» И отвѣщаваше им блаженны: «Бдите и молитеся, братие, да не внидите в напасть». Они же словеса его ни во что вмѣняху. В третий убо день изшед ис паперти, пойде по всему граду, проповѣдуя всем людем со многими слезами и с воплем крѣпким, яко приближается казнь от Бога, и глаголаше: «Покайтеся, о человѣцы! Плачитеся о грѣсех своих и молитеся, дабы Господь Бог отвратил праведны гнѣв свой». Люди же, ожесточении сердцы своими, не внимаху проповѣди его, паче же и ругахуся ему, яко несмысленну, и бысть един к Богу за всѣх теплый молебник, умилостивляя Бога моленми слезными.
Во вторую же недѣлю в полудне найде на град облак темен, и помрачися свѣт дневны, яко нощь темная. Люди же, видѣвше необычную во дни тму, недоумѣваху о том, глаголюще к себѣ: «Что се хощет быти?» Таже восташа от четырех стран велия тучи с молниями непрестанными, на град находящия, и бяху громы страшны, яко не слышати друг друга глаголюща, и колебашеся земля от страшнаго прещения громов, а от молни бысть вар велик. Тогда людие познаша бысть погибель свою // (л. 293 об.) и воспомянуша проповѣдь блаженнаго Прокопия, пророчество его в страшном том часе. Текоша убо вси в святыя церквы, а наипаче в соборную Пресвятыя Богородицы, и совершаху молебная со слезами. Притек же и святы Прокопий в церковь, паде пред иконою Пресвятыя Матере Божия, многия слезы проливая. Бывшу же долгому от святаго Прокопия и от всего народа к Богу и Пречистой Богородицы прилежному с рыданием молению, показася чюдо предивно от иконы Богородицы — миро от образа изыде и, аки от источника, течаше и наполниша тем миром церковныя сосуды. И в той же час пременило воздух, и тучи страшни з блистаниями и громами отидоша на пустынная мѣста, отстоящая от города за дватцеть поприщ, и тамо одождивше камение велие раждеженное, многи лѣсы сокрушиша и пожгоша, а от человѣк и скотов никогоже убиша. Камение же то зрятся и донынѣ на увѣрение и страх последнему роду, а от мира, изшедшаго от образа велия, болящим целбу содевахуся.
Дивно еже бываше сего праведнаго в юродствовании пророчество. Неистовѣ бо творяся, ношаше в лѣвой руце своей три кочерги: яже аще в кое лѣто держаше главами простерты в высоту, тогда бываше изобилство хлѣба и всяких плодов земных; егда же ношаше главами долу обращенны, тогда скудость и неплодствие земли проявляше.
Часто же прихождаше на брег рѣки Сухона, над нею же град Устюг стоит, и тамо сѣдяще на камени, и смотря нав плавающия в лодиицах, и любяше то на брезе рѣчном мѣсто и камень. И многажды прилучающиися тамо люди моляше, да по умертвии погребут тѣло его на том мѣсте и камень на гробѣ да положат.
Пожив же лѣта доволна и кончину свою проувѣдев: иде нощию ко обители Архистратига Михаила и близ тоя обители преставися, никомуже о скончании его увѣдавшу. Бысть же преставление его от воплощения Бога Слова в лѣто тысяща триста третие, июля восмы день, на память тезоименитаго ему великомученика Прокопия. В ту же нощь снѣг велик с небеси спаде, яко на двѣ пяди, и покры всю землю, и бысть хлад, и мраз, и буря. Во утренное же тоя нощи пѣние соборны иерей и пречетники, не видевше Прокопия в церкви, удивляхуся: никогдаже бо оставил бяше блаженны Прокопи церковнаго пѣния. И поискавше его окрест церкви, не обрѣтоша. Не видевше же его и на литоргии, начаша искати всюду, и три дни искавше, не обрѣтоша. В четверты день при обители Архангела Михаила по конец мосту обрѣтоша мертвое его тѣло, многим снѣгом, от бури нанесенным, покровенное, лицем к небеси лѣжащѣе. И вземше оное, несоша честно на главах своих в соборную церковь и пѣвше по обычаю надъгробное, погребоша близ брега рекиг Сухоныд, якоже он прежде моляше, на мѣсте, ему любимом, и камень той, на немже часто сѣдетие, положиша на гробѣ его, начертавше лѣто, и мѣсяц, и день скончания его. Многострадалное же того житие и прозорливство не предано бысть писанием исперва, но токмо повѣствования сказовашеся от древних последним, даже по мнозех лѣтех наченшим бывати чюдесам от гроба его; создана бысть над мощми того церковь и день преставления его праздновати уставися.
1 Е. И. Державина, подготовившая труд А. М. Державина к печати, пишет в комментарии, что в Четьих Минеях Димитрия Ростовского «на той же с. 365 начинается „Житие святаго праведнаго Прокопиа Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца“ (л. 365–368 об.), которое опущено в исследовании» [Державин, с. 255].
2 Мы опустили в этом перечне месяцесловные записи и жития, выписанные из Киево-Печерского патерика [Федотова 2022].
3 Издание из библиотеки Димитрия Ростовского см.: РГБ. Музей книги. № 1287 (т. 1), 1290 (т. 2).
4 Далее при цитировании листы указываются в тексте статьи в круглых скобках.
5 Житие Прокопия Устюжского в редакции Димитрия Ростовского цитируется по первому изданию: [Димитрий Ростовский 1705, л. 365 об.]. Далее лист указывается в скобках в конце цитаты.
6 При сравнении они выделены курсивом.
7 См. описание рукописи: [Протасьева, с. 40–41].
8 Термин А. Н. Власова [Власов 2010, с. 470].
9 Данный текст, как определил А. В. Пигин, относится к Основному виду Житийной редакции Повести о бесноватой жене Соломонии, см.: [Пигин, с. 129].
10 Цит. по ркп.: РГБ. Ф. 310 (собр. В. М. Ундольского). № 362. Л. 52–52 об.
11 Уже В. О. Ключевский отмечал: «Житие устюжского юродивого Прокопия, плохо написанное, составлено из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи и разделенных хронологическими противоречиями. Это ряд легенд, сложившихся из различных местных воспоминаний независимо одна от другой и не подвергнутых в житии искусной обработке» [Ключевский, с. 277].
12 Цит. по ркп.: РГБ. Ф. 310 (собр. В. М. Ундольского). № 362. Л. 11 об.
13 В рукописях собр. А. А. Титова, № 1208, 4817 и ОСРК, O.I.191 рядом с Житием Прокопия Устюжского читается и Житие Симеона Эмесского в редакции Димитрия Ростовского.
14 Списки взяты из базы «Каталог памятников древнерусской агиографии», подготовленной сотрудниками Отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН.
15 Как отмечает А. А. Романова, «XVIII–XIX вв. — время появления многочисленных списков, подборок и месяцесловов русских святых и чтимых икон, по большей части оставшихся в рукописи» [Романова, с. 38].
16 В проложном тексте «иконографического» образа святого нет.
17 Цит. по ркп.: РГБ. Ф. 310 (собр. В. М. Ундольского). № 362. Л. 53.
18 Запись на л. 2: «Мѣсяцеслов православной грековосточной церкви, а также нѣкоторых подвижников благочестия, мѣстно чтимых в России, с присовокуплением Подлинника, каким образом должно изображать святых на иконах. Составлен Николаем Александровым Кайдаловым 1871 года. Ростов. В 1872 г. с благословения Святѣйшаго Синода духовною цензурою был разрѣшен к напечатанию, но не напечатан». Правильнее было бы назвать этот текст записью в «Иконографическом подлиннике».
19 Записи, с некоторыми пропусками, доведены до 11 декабря.
20 При публикации из букв дореволюционного кириллического алфавита сохраняется только ѣ; ъ сохраняется только в середине слова, пунктуация современная.
а Испр., в ркп.: пророчески.
б Так в ркп.
в Испр., в ркп.: не.
г Испр., в ркп.: рекии.
д Испр., в ркп.: Сухины.
е В ркп. слово сѣдети написано дважды.
Об авторах
Марина Анатольевна Федотова
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российскойакадемии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: fedotova_m@mail.ru
д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Власов 2010 — Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 640 с., ил. (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях).
- Власов 2020 — Власов А. Н. Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый // ПЭ. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2020. Т. 58. С. 345–351.
- Державин — Державин Александр, протоиерей. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Мартовская половина года. М.: Лексрус, 2018. 453 с.
- Димитрий Ростовский 1705 — Димитрий Ростовский. Жития святых. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1705. Кн. 4. 790 л.
- Димитрий Ростовский 1764 — Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 1764. Кн. 4 (июнь — август). 558 л.
- Ключевский — Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачева и Ко, 1877. 465, V, III с.
- Коноплев — Коноплев Н. Святые Вологодского края: Исследование. М.: Унив. тип., 1895. 133 с. (ЧОИДР; Кн. 4).
- Пигин — Пигин А. В. Из истории русской демонологии ХVII века. Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. 266 с.
- Протасьева — Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М.: [б. и.], 1970. Ч. 1. 211 с.
- Романова — Романова А. А. Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI — начале XVIII в.: религиозная практика и государственная политика: Дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2016. URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/dZT1gwZH8J.pdf (дата обращения — 07.02.2024).
- Руди — Руди Т. Р. О топике житий юродивых // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2008. Т. 58. С. 443–484.
- Федотова 2020а — Федотова М. А. Житие Антония Римлянина в контексте Четьих Миней Димитрия Ростовского // Антоний Римлянин и его время: К 900-летию основания собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117–1119): Материалы науч. конф. (Великий Новгород, 29–31 октября 2019 г.). Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2020. С. 44–58.
- Федотова 2020b — Федотова М. А. «Я напрасно искал Василия Блаженного в Четьих Минеях…»: А. С. Пушкин и «Книга житий святых» Димитрия Ростовского // Commentarii litterarum. Ad honorem viri doctissimi Valentini Golovin. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2020. С. 9–21.
- Федотова 2022 — Федотова М. А. Жития русских святых в составе Четьих Миней Димитрия Ростовского // Книжные центры Древней Руси: Ростово-Ярославская земля. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2022. С. 161–232.
Дополнительные файлы
