Andrei Nikolayevich Vlasov
- Autores: Vaskul A.I.1, Zhadovskaya S.A.1
-
Afiliações:
- Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences
- Edição: Nº 2 (2024)
- Páginas: 9-23
- Seção: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/2712-7591/article/view/276260
- DOI: https://doi.org/10.31860/2712-7591-2024-2-9-23
- ID: 276260
Citar
Texto integral
Resumo
This is a study of the main aspects of the scholarly activities of Andrei Nikolaevich Vlasov (1955–2023), a famous archaeographer and folklorist, who was Head of the Department of Russian Folklore of the Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences. The article focuses on Vlasov’s lifelong activities: his textual analysis of the hagiographies of northern Russian saints, his collection and publication of folklore sources and manuscripts, and his study of works by local historians. Vlasov considered the hagiographic texts from the Ustiug region in the context of the book and manuscript tradition of the 16th and 17th centuries. This approach allowed him to discern the historical and literary peculiarities of these hagiographic texts, to inquire about their origin, and to highlight the problem of the formation of regional literature. In the expeditions to the Russian North that Vlasov organized, he carried out both archaeographic and folklore studies. As a result of this field work, Vlasov and his colleagues published collections of folklore texts. After many years of studying local cultural traditions, the scholar became aware of the importance of all “written manifestations” produced by local residents and therefore began collecting them even more thoroughly. The authors of this article pay special attention to Vlasov’s work on the Svod russkogo folklora (Corpus of Russian Folklore) series.
Texto integral
Настоящий номер журнала посвящен памяти Андрея Николаевича Власова (1955–2023) — яркого ученого, сочетавшего в своей работе археографические и фольклористические интересы, оставившего заметный след в российской гуманитарной науке.
Если обратиться к персональной библиографии А. Н. Власова, насчитывающей более 170 наименований [Васкул и др.], то видно, что несколько научных тем постепенно развивались им на протяжении всей жизни, образуя единое пространство научной мысли. Чем бы он ни занимался — житийными текстами о великоустюжских святых, региональными фольклорными традициями, песенным эпосом или трудами местных историков-любителей, — все эти темы объединены теоретическими вопросами о специфике и динамике традиционной культуры.
Будущий доктор филологических наук родился и вырос в Лименде, поселке речников и судостроителей г. Котласа Архангельской области, закончил котласскую школу. Сыктывкарский государственный университет стал для него не только alma mater, но и значимой ступенью профессионального становления. Именно туда, окончив аспирантуру Ленинградского университета и защитив в 1985 г. под руководством Н. С. Демковой кандидатскую диссертацию «Проблемы развития книжной и литературной традиции Великого Устюга и Сольвычегодска в XVI–XVII вв.», вернулся работать молодой специалист А. Н. Власов. В 1988 г. вместе с Т. Ф. Волковой на филологическом факультете Сыктывкарского университета им была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория фольклорно-археографических исследований. В 1990–1991, 1994–2000-е гг. Власов — декан филологического факультета, 1994-м датируется создание кафедры истории книги, которой он заведовал до 2008 г. В 2001 г. началась его работа в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге, где он был профессором кафедры русской литературы и заведующим созданного им Отдела редкой книги в Фундаментальной библиотеке имени императрицы Марии Федоровны. С 2005 г. А. Н. Власов стал ведущим научным сотрудником Отдела русского фольклора Пушкинского Дома, а с осени 2009 г. возглавил отдел. Кроме того, в течение последних пяти лет он читал курсы и спецкурсы по русскому фольклору на кафедре истории западноевропейской и русской культуры Санкт-Петербургского государственного университета.
Первым «героем» научных изысканий А. Н. Власова стал широко почитаемый на Русском Севере святой Прокопий Устюжский. Анализ цикла посвященных ему житийных текстов лег в основу кандидатской, а затем и докторской диссертаций, а также учебного пособия [Власов 1991] и монографии [Власов 1995]. Обращение к агиографическим памятникам Устюжского края в контексте книжно-рукописной традиции XVI–XVII вв. позволило исследователю не только рассмотреть историко-литературные характеристики житий, вопросы их генезиса и художественных особенностей, но и поставить более широкую проблему — возникновение устюжско-сольвычегодской литературной «школы» и в целом формирование региональной литературы. Культу других местночтимых севернорусских святых в историко-этнографическом контексте посвящен ряд статей ученого, написанных в разные годы. Житийные циклы и сказания о чудотворных иконах, ставшие фундаментом рассуждений и обобщений автора, были позднее подготовлены им к публикации в объемных сборниках [Власов 2010; 2011].
«Многие произведения устюжской литературной традиции, — писал А. Н. Власов, — можно отнести к памятникам, которые характеризуются понятием „народная литература“ (или „народная книга“)» [Власов 1995, с. 193]. Исследование «народной литературы», находящейся «на стыке» устной и письменной традиций, закономерно для А. Н. Власова было тесно связано с изучением традиционной культуры Русского Севера. В этом случае счастливо совпали научные интересы и жизненные обстоятельства: по завету руководителя его дипломной работы Т. Я. Гринфельд за годы аспирантуры Андрей Николаевич освоил две специализации, с которыми был потом связан всю жизнь, — это древнерусская литература и фольклористика. Сочетание их позволило ему изучать севернорусскую традицию с разных сторон, с одинаковым азартом погружаясь то в полевую, то в «кабинетную» работу.
Аспирантура Ленинградского государственного университета дала ему возможность не только найти научную тему, увлекшую его на всю жизнь, но и познакомиться с авторитетными петербургскими «экспедиционерами» — археографами и музыковедами. В начале 1980-х гг. состоялись первые его совместные выезды с коллективом специалистов-этномузыкологов Санкт-Петербургской консерватории, главным вдохновителем которых был А. М. Мехнецов. Именно тогда, по воспоминаниям Е. И. Якубовской, Андрей Николаевич, изучая живое бытование песенного фольклора, поставил себе задачу и самому научиться петь. «Он хотел овладеть песней в полном объеме» — в этом было понимание того, что песня рождается каждый раз в момент исполнения1. Так Андрей Николаевич стал участником фольклорного ансамбля СПбГУ и в дальнейшем неизменно поддерживал традиции фольклорных ансамблей в университетах, где работал.
Становление А. Н. Власова как профессионального археографа отмечено участием в «Вологодской программе» Библиотеки Академии наук [Морозов], предполагавшей обследование севернорусских региональных книжных центров и описание рукописных собраний Вологодской области2, и общением с сотрудниками Отдела рукописей этой же библиотеки, оказавшими большое влияние на молодого ученого. Оказывал влияние и он. Как вспоминает Н. Ю. Бубнов о первой совместной поездке, Андрей Николаевич «внес в нее фольклорный элемент»: начал опрашивать жителей, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, о местных святых и праздниках, собирал устные сведения о быте и нравах деревенского населения3. Ю. И. Марченко, впоследствии участвовавший в сыктывкарских экспедициях в Вельский и Шенкурский районы Архангельской области, а также в Лузский и Опаринский районы Кировской области, рассказывает, что собирательская методика А. Н. Власова отличалась и от принятой у этномузыкологов: «Он вел свободную беседу с исполнителем, и в этой свободной беседе начинали высвечиваться интересные вещи, до которых в погоне за песенным материалом невозможно было бы докопаться»4. Внимание к тому, что и как исполнитель говорит о своей традиции, станет особенно важным для исследователя в его более поздних работах.
Археографические и фольклористические интересы, их взаимосвязи формировали направления научной и организаторской деятельности Власова и в дальнейшем. Говоря о широко развернутой им экспедиционной работе Сыктывкарского университета, Т. С. Канева отметила: «Стратегия полевой работы СГУ в 1980–1990-х гг. определялась А. Н. Власовым как решение нескольких задач: во-первых, многоаспектное описание современного состояния локальных традиций, сложившихся в регионе; во-вторых, исследование контактных зон коми и русской традиций и изучение характерного для межэтнической среды феномена культурного двуязычия; в-третьих, изучение устной и книжно-рукописной традиций старообрядческого населения региона» [Канева 2015, с. 167]. Искренняя увлеченность делом и умение заразить энтузиазмом окружающих привлекли студентов и молодых специалистов к работе по изучению традиционной культуры Русского Севера5. Рядом с А. Н. Власовым выросли поколения исследователей, чьи имена сегодня занимают заметное место в науке. В сотрудничестве с коллегами в течение короткого времени были опубликованы сборники, представляющие различные региональные традиции европейского Северо-Востока России. В основу их были положены собственные экспедиционные записи и наблюдения. Таковы издания, подготовленные в 1992 г. совместно с З. Н. Бильчук (Мехреньгиной) и Т. С. Каневой [А в Усть-Цильме поют], с Т. С. Каневой, Ю. А. Крашенинниковой, С. Г. Низовцевой, А. В. Панюковым, Е. А. Шевченко и др. в 1995 г. [Традиционный фольклор Вилегодского района], с Т. Н. Бунчук, Т. С. Каневой, Н. С. Коровиной, Е. В. Прокуратовой, Е. А. Рыжовой, В. В. Филипповой и др. в 2002 г. [Старообрядческий центр на Вашке]. В течение многих лет Андрей Николаевич сотрудничал с Сольвычегодским историко-художественным музеем, был организатором конференций, научным редактором сборников статей и материалов к юбилеям города и музея [Сольвычегодская старина; Культурное наследие Русского Севера; Памятники сольвычегодской старины; и др.]. К работе над одной из следующих книг [Традиционная культура Усть-Цильмы] примкнули петербургские этномузыкологи А. Н. Захаров, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко.
Опыт комплексного осмысления локальных традиций представлен в коллективной монографии, посвященной нижневычегодскому фольклору [Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды], которая не случайно носит подзаголовок «Материалы к Своду русского фольклора». Это наиболее полное на сегодня собрание нижневычегодских музыкально-поэтических текстов необрядовых лирических песен, свадебного песенного фольклора, игровых и хороводных песен. Книга включает также исследования по истории изучения Вычегодского края, его историко-культурную характеристику, анализ музыкальной стороны фольклорной традиции и языковых особенностей. Отдельный раздел содержит этнографические и краеведческие материалы, опубликованные по труднодоступным региональным изданиям. Появлению монографии предшествовал ряд статей, некоторые из которых написаны в соавторстве с Е. А. Дороховой [Власов 2007; Власов, Дорохова 2011; 2012].
Изучение вычегодской традиции на новом уровне было продолжено в совместной монографии А. Н. Власова и Е. А. Дороховой «Свадебный фольклор нижней Вычегды: Опыт феноменологического исследования» [Власов, Дорохова 2021]. Взаимодействие этномузыколога и филолога, одновременный анализ словесных, музыкальных и культурно-антропологических характеристик фольклорных текстов дали возможность показать локальную свадебную традицию как целостную систему в широком этнокультурном контексте. Считая свадебный обряд одним из главных событий в жизни человека и социума, воплощающим поэтому «неразрывность коллективной и индивидуальной составляющих культурного процесса», исследователи пришли к обобщенным характеристикам локальной традиции — это превалирование внешних связей над внутренними, адаптивность к изменениям внешней среды, способность «быстро впитывать и аккумулировать новые веяния» [Власов, Дорохова 2021, с. 249, 251]. Новым в интерпретации свадебной традиции стало и включение церковного обряда венчания в общую систему свадебного ритуала, рассмотрение «народной» части свадьбы и венчания в их единстве и — в определенной мере — противопоставленности.
Интерес к локальным культурным традициям привел А. Н. Власова к более широкому пониманию фольклорного источника. Он считал необходимым учитывать как записи профессиональных собирателей, так и все тексты энтузиастов-краеведов, «любителей старины» — тех местных жителей, которые в разное время фиксировали состояние культурной традиции. «Сочинения краеведов, — писал он, — следует характеризовать как факты саморефлексии традиции, и они требуют серьезной историко-филологической оценки» [Власов 2022, с. 239; 2018; 2019; и др.]. О роли непрофессиональных историков в формировании культурной традиции края Андрей Николаевич задумался еще в середине 1990-х гг., когда готовил к публикации один из важнейших памятников по истории г. Сольвычегодска — «Историю города Соли Вычегодской», сочинение А. И. Соскина, созданное в конце XVIII в. [Соскин]. В трудах местных историографов, как и в записях фольклора, и в литературных опытах местных жителей, он видел попытки самопрезентации и сохранения «памяти традиции».
С 2002 г. Андрей Николаевич во многом перенес свои полевые исследования в архивы, библиотеки, музеи малых севернорусских городов, где он находил и копировал различные по жанру и форме материалы: воспоминания, автобиографии и родословия местных жителей, любительские записи и самозаписи фольклора, историко-краеведческие заметки и очерки, самодеятельные словари местных говоров и др. Особое внимание он обратил на местную печатную продукцию — газеты, краеведческие издания, литературные альманахи, поэтические сборники. В каждом малом городе он находил «гениев места» — людей, обеспечивающих сохранность и непрерывность локальной культурной традиции. Все эти материалы или их цифровые копии составили обширный архив ученого, на основе которого исследования продолжаются и сегодня.
Печора стала регионом, в котором Андрей Николаевич впервые побывал в экспедиции и где ему впоследствии — в 1980-е гг. — довелось услышать живое звучание былин. Четыре записанных им текста печорского песенного эпоса вошли во второй том серии «Былины» Свода русского фольклора, причем три из них были спеты [Былины Печоры, с. 396–397, 406–411]. С 2012 г. А. Н. Власов стал заместителем главного редактора Свода [Былины Пинеги; Былины Пудоги], а с 2018 — главным редактором [Былины Зимнего берега Белого моря, т. 8, 9]. Непосредственное и самое активное участие он принял в работе над томом 8, занимаясь и написанием вступительных разделов, и подготовкой текстов и комментариев к ним. По мнению ученого, издание Свода является главным делом пушкинодомских фольклористов, и он делал все возможное для того, чтобы работа над томами велась регулярно и подготовленные тома выходили в свет.
Андрею Николаевичу было важно поддерживать преемственность во всех аспектах своей работы. Его отличало уважительное и бережное отношение к учителям и старшим коллегам, связи с которыми он не терял на протяжении всей жизни, — Т. Я. Гринфельд, Н. С. Демковой, А. А. Амосовым, Е. А. Костюхиным, А. А. Гореловым6 и др. Он сохранял и приумножал достижения своих предшественников, последовательно воплощая давние идеи и замыслы, и развивал новые направления.
Неоднократно отмечалось, что еще во время работы в Сыктывкарском университете Андрей Николаевич проявил себя как видный организатор научной деятельности. Благодаря ему крупные петербургские ученые участвовали в университетских экспедициях, конференциях, сборниках, читали лекции сыктывкарским студентам. И всюду, где бы он ни трудился, его способность объединить и заинтересовать людей общим делом создавала возможности для реализации новых проектов. Так в Сыктывкарском университете возникли Фольклорный архив и Отдел редкой книги и рукописей, где хранятся материалы многолетних экспедиций. В РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге усилиями А. Н. Власова были возобновлены студенческие экспедиции и работа фольклорного кабинета с архивом. Из разрозненных библиотечных фондов он создал Отдел редкой книги в Фундаментальной библиотеке, наполнив его уникальными изданиями [Частные коллекции]. В Древлехранилище Пушкинского Дома существует личная коллекция рукописей Андрея Николаевича (оп. 60)7, а в Фонограммархиве — звуковые коллекции, записанные в поездках 2007–2018 гг. В последние 20 лет собирательская география Власова расширилась: он работал в Сербии, Испании, на территории Крымского полуострова, общался с казаками-некрасовцами в Ставропольском крае. Некоторые из собранных им материалов еще требуют осмысления и введения в научный оборот.
Как вспоминает профессор Сыктывкарского университета Т. Ф. Волкова, руководитель первых, студенческих, экспедиций А. Н. Власова, «он с самого начала проявил такой азарт, всегда с горящими глазами уходил по адресам и очень часто приходил с какой-то находкой. <…> Я сразу отметила для себя: он большой энтузиаст нашего дела, и он нас всех вдохновлял»8. Об этих качествах Андрея Николаевича известно всем, кто соприкасался с ним в работе. Таким мы его знали, и таким он останется в нашей памяти.
1 Воспоминания Е. И. Якубовской прозвучали на Мемориальных чтениях, посвященных А. Н. Власову, которые состоялись 19 октября 2023 г. в Пушкинском Доме. См.: URL: http://pushkinskijdom.ru/2023/10/18/memorialnye-chteniya/ (дата обращения: 04.03.2024).
2 Вместе с сотрудниками БАН А. А. Амосовым, Н. Ю. Бубновым, Л. А. Петровой А. Н. Власов побывал в 1984 г. в двух археографических экспедициях: на Русский Север (Тарногский и Великоустюгский районы Вологодской области, см. [Бубнов и др.]) и в Прибалтику (Латвийская и Литовская ССР, см. [Амосов, Петрова; Амосов]).
3 Мемориальные чтения, посвященные А. Н. Власову, в Пушкинском Доме. См.: URL: http://pushkinskijdom.ru/2023/10/18/memorialnye-chteniya/ (дата обращения: 04.03.2024).
4 Там же.
5 Об экспедиционной деятельности Сыктывкарского университета см. [Власов, Савельев; Власов 1990; 1993].
6 В юбилейном сборнике к 90-летию Т. Я. Гринфельд напечатана статья Андрея Николаевича [Власов 2017]. Позже он опубликовал с Н. В. Кожуховской мемориальную статью о ней [Власов, Кожуховская], подготовил статью для сборника памяти А. А. Амосова [Власов 2020], совместно с коллегами организовал конференции и издал сборники памяти Е. А. Костюхина [Актуальные проблемы] и А. А. Горелова [Русский фольклор].
7 Описание рукописей, привезенных А. Н. Власовым из Кировской области, см. [Бильдюг и др.].
8 Воспоминания Т. Ф. Волковой прозвучали на вечере «Счастливое поле А. Н. Власова», состоявшемся в Сыктывкарском университете 14 ноября 2023 г. [Канева 2023].
Sobre autores
Anastasiya Vaskul
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences
Email: avaskul@gmail.com
канд. филол. наук, ученый секретарь
Rússia, St. PetersburgSvetlana Zhadovskaya
Institute of Russian Literature (Pushkinskii Dom) of the Russian Academy of Sciences
Autor responsável pela correspondência
Email: s.zhadovskaya@gmail.com
канд. филол. наук, старший научный сотрудник
Rússia, St. PetersburgBibliografia
- А в Усть-Цильме поют — А в Усть-Цильме поют… Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы (сборник к 450-летию села) / Подгот. текстов и коммент. А. Н. Власов, З. Н. Бильчук, Т. С. Канева; вступ. ст. А. Н. Власов, Т. С. Канева. СПб.: ИнКа, 1992. 222, [2] с.
- Актуальные проблемы — Актуальные проблемы современной фольклористики и изучения классического наследия русской литературы: Сб. науч. ст. памяти профессора Евгения Алексеевича Костюхина (1938–2006) / Редкол.: А. Н. Власов, Е. И. Анненкова, И. В. Козлова и др. СПб.: Сага, 2009. 400 с.
- Амосов — Амосов А. А. Экспедиционная работа Библиотеки АН СССР в послевоенный период // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской академии наук. 1990. СПб.: Наука, 1994. С. 321–339.
- Амосов, Петрова — Амосов А. А., Петрова Л. А. Археографическая работа в Прибалтике в 1977–1984 гг. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. 1985. Л.: Наука, 1987. С. 267–277.
- Бильдюг и др. — Бильдюг А. Б., Галашева Т. Н., Кужлев М. В. Описание собрания вятских рукописей в Древлехранилище Пушкинского Дома (оп. 59, Вятское собрание) // ТОДРЛ. СПб.: Наука, 2019. Т. 66. С. 387–440.
- Бубнов и др. — Бубнов Н. Ю., Власов А. Н., Петрова Л. А. Археографическая экспедиция на Тарногу летом 1984 г. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. 1985. Л.: Наука, 1987. С. 258–266.
- Былины Зимнего берега Белого моря — Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб.: Наука; М.: Классика, 2018. Т. 8: Былины Зимнего берега Белого моря / Изд. подгот. А. Н. Власов, С. А. Жадовская, Н. Г. Комелина, Ю. И. Марченко, Ю. А. Новиков; отв. ред. А. Н. Власов. 998 с.; 2020. Т. 9: Былины Зимнего берега Белого моря: Сказительница Марфа Семеновна Крюкова / Изд. подгот. М. В. Рейли, Ю. И. Марченко, А. Н. Розов; отв. ред. А. Н. Власов. 1072 с. (Свод русского фольклора).
- Былины Печоры — Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб.: Наука; М.: Классика, 2001. Т. 2: Былины Печоры / Корпус текстов подгот. В. И. Еремина, В. И. Жекулина, В. В. Коргузалов, А. Ф. Некрылова. 783 с. (Свод русского фольклора).
- Былины Пинеги — Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб.: Наука; М.: Классика, 2012. Т. 7: Былины Пинеги / Изд. подгот. Т. Г. Иванова, А. Ю. Кастров, М. В. Рейли; отв. ред. А. А. Горелов. 976 с. (Свод русского фольклора).
- Былины Пудоги — Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). СПб.: Наука; М.: Классика, 2013–2016. Т. 16–18, кн. 1–2: Былины Пудоги / Изд. подгот. Т. Г. Иванова, Ю. А. Новиков, В. И. Еремина. 1064 + 950 + 1295 + 883 с. (Свод русского фольклора).
- Васкул и др. — Васкул А. И., Канева Т. С., Тубылевич Р. Е. Научные публикации А. Н. Власова: (Материалы к библиографии) // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. гуманитарных наук. 2023. № 4. С. 83–100.
- Власов 1990 — Власов А. Н. Археографическая работа Сыктывкарского университета на верхней Печоре // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1990. Т. 43. С. 404–406.
- Власов 1991 — Власов А. Н. Книжная культура Устюга Великого и Сольвычегодска в XVI–XVII вв.: Учеб. пособие. Сыктывкар: СГУ, 1991. 80 с.
- Власов 1993 — Власов А. Н. Экспедиционная работа Сыктывкарского университета // Русский фольклор. СПб.: Наука, 1993. Т. 27. С. 333–334.
- Власов 1995 — Власов А. Н. Устюжская литература XVI–XVII веков: историко-литературный аспект. Сыктывкар: СГУ, 1995. 210 с.
- Власов 2007 — Власов А. Н. Традиционная культура нижней Вычегды: проблема «эталонной» составляющей в севернорусском фольклоре // Рябининские чтения — 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск: Гос. ист.-архитект. и этногр. музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 286–290.
- Власов 2010 — Власов А. Н. Житийные повести и сказания о святых юродивых Прокопии и Иоанне Устюжских. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. 640 с.
- Власов 2011 — Власов А. Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Двинского края. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2011. 784 с.
- Власов 2017 — Власов А. Н. Сочинения краеведов в процессе саморефлексии традиции (на материале Малой Пинежки и Выи) // Человек в среде обитания: пространство природы, пространство социума: Сб. тр. к 90-летию Таисии Яковлевны Гринфельд-Зингурс / Отв. ред. Т. С. Канева. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. С. 17–29. (Слово и текст в контексте культуры; Вып. 1).
- Власов 2018 — Власов А. Н. Фольклоризм как стилевая доминанта в авторских нарративах (словари краеведов) // Русский фольклор. СПб.: Наука, 2018. Т. 37: Фольклоризм в литературе и культуре: границы понятия и сущность явления. С. 135–148.
- Власов 2019 — Власов А. Н. Границы рецепции и интерпретации локального фольклора в трудах краеведов (к понятию фольклорной сингулярности) // Рябининские чтения — 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2019. С. 353–355.
- Власов 2020 — Власов А. Н. Проблемы исторической рецепции книжной традиции Великого Устюга // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб.: БАН, 2020. Вып. 8: Памяти Александра Александровича Амосова (1948–1996). С. 290–329.
- Власов 2022 — Власов А. Н. Краеведы первой половины ХХ в. (1920–1950 гг.) и советский авангард: (Проблема смены научных парадигм в российской культуре) // Русский фольклор. СПб.: Нестор-История, 2022. Т. 39. С. 237–259.
- Власов, Дорохова 2011 — Власов А. Н., Дорохова Е. А. «Свой» мир нижневычегодской фольклорной традиции (к определению границ этнокультурного региона) // Рябининские чтения — 2011: Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. С. 243–247.
- Власов, Дорохова 2012 — Власов А. Н., Дорохова Е. А. Традиционная культура нижней Вычегды: к постановке проблемы комплексного изучения // Русский фольклор. СПб.: Наука, 2012. Т. 36. С. 3–46.
- Власов, Дорохова 2021 — Власов А. Н., Дорохова Е. А. Свадебный фольклор нижней Вычегды: Опыт феноменологического исследования. СПб.: Свое издательство, 2021. 344 с.
- Власов, Кожуховская — Власов А. Н., Кожуховская Н. В. Таисия Яковлевна Гринфельд-Зингурс, доктор филологических наук, профессор // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. гуманитарных наук. 2019. № 3. С. 69–71.
- Власов, Савельев — Власов А. Н., Савельев Ю. В. Некоторые проблемы генезиса старообрядческой книжной культуры на Удоре (по материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета) // Источники по истории народной культуры Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар: СГУ, 1991. С. 105–110.
- Канева 2015 — Канева Т. С. Андрею Николаевичу Власову — 60 лет // Традиционная культура. 2015. № 4. С. 165–169.
- Канева 2023 — Канева Т. С. Счастливое поле Андрея Николаевича Власова: встреча памяти учителя // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. гуманитарных наук. 2023. № 4. С. 108–111.
- Культурное наследие Русского Севера — Культурное наследие Русского Севера: память и интерпретации: К 90-летию Сольвычегодского историко-художественного музея / Отв. ред. А. Н. Власов. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2009. 260 с.
- Морозов — Морозов Б. Н. А. А. Амосов во главе «Вологодской программы» (воспоминания участника) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН / Сост. и ред.: Ф. В. Панченко (отв. ред.), О. С. Сапожникова. СПб.: БАН, 2020. Вып. 8: Памяти Александра Александровича Амосова (1948–1996). С. 53–80.
- Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды — Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды: (Материалы к Своду русского фольклора) / Сост., подгот. текстов, статьи и коммент. А. Н. Власова, Е. А. Дороховой, Т. С. Каневой, З. Н. Мехреньгиной; отв. ред. А. Н. Власов. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2014. 932 с.
- Памятники сольвычегодской старины — Памятники сольвычегодской старины в культуре Русского Севера начала XX столетия: (К 100-летию Сольвычегодского историко-художественного музея) / Отв. ред. и авт.-сост. А. Н. Власов, ред. С. А. Жадовская. Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2022. 480 с.
- Русский фольклор — Русский фольклор. СПб.: Наука, 2018. Т. 37: Фольклоризм в литературе и культуре: границы понятия и сущность явления: (Сб. статей и материалов памяти А. А. Горелова). 560 с.
- Сольвычегодская старина — Сольвычегодская старина: Материалы и исследования к 500-летию г. Сольвычегодска / Отв. ред. А. Н. Власов. Сыктывкар: СГУ, 1994. 202 с.
- Соскин — Соскин А. И. История города Соли Вычегодской / Подгот. текста А. Н. Власова. Сыктывкар: СГУ, 1997. 189 с.
- Старообрядческий центр на Вашке — Старообрядческий центр на Вашке. Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования / Отв. ред. и сост. А. Н. Власов. Сыктывкар, 2002. 251 с.
- Традиционная культура Усть-Цильмы — Традиционная культура Усть-Цильмы: Лирические песни / Сост. Т. С. Канева (отв. ред.), А. Н. Власов, А. Н. Захаров, Ю. И. Марченко, А. Ю. Кастров, З. Н. Мехреньгина, Е. А. Шевченко. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2008. 352 с.
- Традиционный фольклор Вилегодского района — Традиционный фольклор Вилегодского района Архангельской области (в записях 1986–1991 гг.): Исследования и материалы / Отв. ред. А. Н. Власов. Сыктывкар: СГУ, 1995. 156 с.
- Частные коллекции — Частные коллекции в фонде редкой книги Фундаментальной библиотеки им. императрицы Марии Федоровны РГПУ им. А. И. Герцена / Сост. А. Н. Власов, С. Е. Волоскова, Г. В. Галасьева, О. В. Селиванова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 194 с.
- Amosov, A. A. (1994). ‘Ekspeditsionnaya rabota Biblioteki Akademii nauk SSSR v poslevoennyi period’, in: Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisnoi i redkoi knigi Biblioteki Rossiiskoi Akademii nauk. Saint Petersburg: Nauka, 335–336.
- Amosov, A. A., Petrova, L. A. (1987). ‘Arkheograficheskaya rabota v Pribaltike v 1977–1984 godakh’, in: Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisei i redkoi knigi Biblioteki Akademii nauk SSSR. 1985. Leningrad: Nauka, 267–277.
- Bil'dyug, A. B., Galasheva, T. N., Kuzhlev, M. V. (2019). ‘Opisanie sobraniya vyatskikh rukopisei v Drevlekhranilishche Pushkinskogo Doma (op. 59, Vyatskoe sobranie)’, in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 66, 387–440.
- Bubnov, N. Yu., Vlasov, A. N., Petrova, L. A. (1987). ‘Arkheograficheskaya ekspeditsiya na Tarnogu letom 1984 goda’, in: Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisei i redkoi knigi Biblioteki Akademii nauk SSSR. 1985. Leningrad: Nauka, 258–266.
- Eremina, V. I., Zhekulina, V. I., Korguzalov, V. V., Nekrylova, A. F., eds. (2001). Byliny Pechory (Svod russkogo fol'klora; Byliny, 25 vols.). Saint Petersburg: Nauka; Moscow: Klassika. Vol. 2, 783 p.
- Gorelov, A. A., Ivanova, T. G., Kastrov, A. Yu., Reili M. V., eds. (2012). Byliny Pinegi (Svod russkogo fol'klora; Byliny, 25 vols.). Saint Petersburg: Nauka; Moscow: Klassika. Vol. 7, 976 p.
- Ivanova, T. G., Novikov, Yu. A., Eremina, V. I.., eds. (2013–2016). Byliny Pudogi (Svod russkogo fol'klora; Byliny, 25 vols.). Saint Petersburg: Nauka; Moscow: Klassika. Vol. 16–18 (1, 2), 1064 + 950 + 1295 + 883 p.
- Kaneva, T. S. (2015). ‘Andreyu Nikolaevichu Vlasovu — 60 let’, Traditsionnaya kul'tura, 4, 165–169.
- Kaneva, T. S. (2023). ‘Shchastlivoe pole Andreya Nikolaevicha Vlasova: vstrecha pamyati uchitelya’, Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk, 4, 108–111.
- Kaneva, T. S., Vlasov, A. N., Zakharov, A. N., Marchenko, Yu. I., Kastrov, A. Yu., Mekhren'gina, Z. N., Shevchenko, E. A., eds. (2008). Traditsionnaya kul'tura Ust'-Tsil'my. Liricheskie pesni. Moscow: Gosudarstvennyi respublikanskii tsentr russkogo fol'klora, 352 p.
- Morozov, B. N. (2020). ‘A. A. Amosov vo glave «Vologodskoi programmy» (vospominaniya uchastnika)’, in: F. V. Panchenko, O. S. Sapozhnikova, eds., Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisei Biblioteki Akademii nauk. Saint Petersburg: Biblioteka Akademii nauk. Vol. 8: Pamyati Aleksandra Aleksandrovicha Amosova (1948–1996), 53–80.
- Russkii fol'klor (2018). Saint Petersburg: Nauka. Vol. 37: Fol'klorizm v literature i kul'ture: granitsy ponyatiya i sushchnost' yavleniya. (Sbornik statei i materialov pamyati A. A. Gorelova), 560 p.
- Soskin, A. I. (1997). Istoriya goroda Soli Vychegodskoi, ed. A. N. Vlasov. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 189 p.
- Vaskul, A. I., Kaneva, T. S., Tubylevich, R. E. (2023). ‘Nauchnye publikatsii A. N. Vlasova. (Materialy k bibliografii)’, Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk, 4, 83–100.
- Vlasov, A. N (1990). ‘Arkheograficheskaya rabota Syktyvkarskogo universiteta na verkhnei Pechore’, in: Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Leningrad: Nauka. Vol. 43, 404–406.
- Vlasov, A. N. (1991). Knizhnaya kul'tura Ustyuga Velikogo i Sol'vychegodska v XVI–XVII vekakh. Uchebnoe posobie. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 80 p.
- Vlasov, A. N. (1993). ‘Ekspeditsionnaya rabota Syktyvkarskogo universiteta’, in: Russkii fol'klor. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 27, 333–334.
- Vlasov, A. N. (1995). Ustyuzhskaya literatura XVI–XVII vekov: istoriko-literaturnyi aspekt. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 210 p.
- Vlasov, A. N. (2007). ‘Traditsionnaya kul'tura nizhnei Vychegdy: problema «etalonnoi» sostavlyayushchei v severnorusskom fol'klore’, in: Ryabininskie chteniya — 2007. Materialy V nauchnoi konferentsii po izucheniyu narodnoi kul'tury Russkogo Severa. Petrozavodsk: Gosudarstvennyi istoriko-arkhitekturnyi i etnograficheskii muzei-zapovednik «Kizhi», 286–290.
- Vlasov, A. N. (2010). Zhitiinye povesti i skazaniya o svyatykh yurodivykh Prokopii i Ioanne Ustyuzhskikh. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 640 p.
- Vlasov, A. N. (2011). Skazaniya i povesti o mestnochtimykh svyatykh i chudotvornykh ikonakh Vychegodsko-Dvinskogo kraya. Saint Petersburg: Izdatel'stvo «Pushkinskii Dom», 784 p.
- Vlasov, A. N. (2017). ‘Sochineniya kraevedov v protsesse samorefleksii traditsii (na materiale Maloi Pinezhki i Vyi)’, in: Chelovek v srede obitaniya: prostranstvo prirody, prostranstvo sotsiuma: sbornik trudov k 90-letiyu Taisii Yakovlevny Grinfel'd-Zingurs, ed. T. S. Kaneva. Syktyvkar: Izdatel'stvo Syktyvkarskogo universiteta, 17–29.
- Vlasov, A. N. (2018). ‘Fol'klorizm kak stilevaya dominanta v avtorskikh narrativakh (slovari kraevedov)’, in: Russkii fol'klor. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 37: Fol'klorizm v literature i kul'ture: granitsy ponyatiya i sushchnost' yavleniya, 135–148.
- Vlasov, A. N. (2019). ‘Granitsy retseptsii i interpretatsii lokal'nogo fol'klora v trudakh kraevedov (k ponyatiyu fol'klornoi singulyarnosti)’, in: Ryabininskie chteniya — 2019. Materialy VIII konferentsii po izucheniyu i aktualizatsii traditsionnoi kul'tury Russkogo Severa. Petrozavodsk: Karelskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi Akademii nauk, 353–355.
- Vlasov, A. N. (2020). ‘Problemy istoricheskoi retseptsii knizhnoi traditsii Velikogo Ustyuga’, in: Materialy i soobshcheniya po fondam Otdela rukopisei Biblioteki Akademii nauk. Saint Petersburg: Biblioteka Akademii nauk. Vol. 8: Pamyati Aleksandra Aleksandrovicha Amosova (1948–1996), 290–329.
- Vlasov, A. N. (2022). ‘Kraevedy pervoi poloviny 20 veka. (1920–1950 gody) i sovetskii avangard (Problema smeny nauchnykh paradigm v rossiiskoi kul'ture)’, in: Russkii fol'klor. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya. Vol. 39, 237–259.
- Vlasov, A. N., Dorokhova, E. A. (2011). ‘«Svoi» mir nizhnevychegodskoi fol'klornoi traditsii (k opredeleniyu granits etnokul'turnogo regiona)’, in: Ryabininskie chteniya — 2011. Materialy 6 nauchnoi konferentsii po izucheniyu i aktualizatsii kul'turnogo naslediya Russkogo Severa. Petrozavodsk: Karel'skii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 243–247.
- Vlasov, A. N., Dorokhova, E. A. (2012). Traditsionnaya kul'tura nizhnei Vychegdy: k postanovke problemy kompleksnogo izucheniya, in: Russkii fol'klor. Saint Petersburg: Nauka. Vol. 36, 3–46.
- Vlasov, A. N., Dorokhova, E. A. (2021). Svadebnyi fol'klor nizhnei Vychegdy: Opyt fenomenologicheskogo issledovaniya. Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo, 344 p.
- Vlasov, A. N., Kozhukhovskaya, N. V. (2019). ‘Taisiya Yakovlevna Grinfel'd-Zingurs, doktor filologicheskikh nauk, professor’, Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk, 3, 69–71.
- Vlasov, A. N., Savel'ev, Yu. V. (1991). ‘Nekotorye problemy genezisa staroobryadcheskoi knizhnoi kul'tury na Udore (po materialam arkheograficheskikh ekspeditsii Syktyvkarskogo universiteta)’, in: Istochniki po istorii narodnoi kul'tury Severa: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 105–110.
- Vlasov, A. N., ed. (1994). Sol'vychegodskaya starina: Materialy i issledovaniya k 500-letiyu goroda Sol'vychegodska. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 202 p.
- Vlasov, A. N., ed. (1995). Traditsionnyi fol'klor Vilegodskogo raiona Arkhangel'skoi oblasti (v zapisyakh 1986–1991 godov). Issledovaniya i materialy. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet, 156 p.
- Vlasov, A. N., ed. (2002). Staroobryadcheskii tsentr na Vashke. Ustnaya i pis'mennaya traditsiya Udory. Materialy i issledovaniya. Syktyvkar: Izdatel'stvo Syktyvkarskogo universiteta, 251 p.
- Vlasov, A. N., ed. (2009). Kul'turnoe nasledie Russkogo Severa: pamyat' i interpretatsii: K 90-letiyu Sol'vychegodskogo istoriko-khudozhestvennogo muzeya. Saint Petersburg: Izdatel'stvo «Pushkinskii Dom», 260 p.
- Vlasov, A. N., Annenkova, E. I., Kozlova, I. V. et al., eds. (2009). Aktual'nye problemy sovremennoi fol'kloristiki i izucheniya klassicheskogo naslediya russkoi literatury. Sbornik nauchnykh statei pamyati professora Evgeniya Alekseevicha Kostyukhina (1938–2006). Saint Petersburg: Saga, 400 p.
- Vlasov, A. N., Bil'chuk, Z. N., Kaneva, T. S., eds. (1992). A v Ust'-Tsil'me poyut… Traditsionnyi pesenno-igrovoi fol'klor Ust'-Tsil'my (sbornik k 450-letiyu sela). Saint Petersburg: InKa, 222, [2] p.
- Vlasov, A. N., Dorokhova, E. A., Kaneva, T. S., Mekhren'gina, Z. N., eds. (2014). Muzykal'no-poeticheskii fol'klor nizhnei Vychegdy: (Materialy k Svodu russkogo fol'klora). Saint Petersburg: Izdatel'stvo «Pushkinskii Dom», 932 p.
- Vlasov, A. N., Reili, M. V., Marchenko, Yu. I., Rozov, A. N., eds. (2020). Byliny Zimnego berega Belogo moray. Skazitel'nitsa Marfa Semenovna Kryukova (Svod russkogo fol'klora; Byliny, 25 vols.). Saint Petersburg: Nauka; Moscow: Klassika. Vol. 9, 1072 p.
- Vlasov, A. N., Voloskova, S. E., Galas'eva, G. V., Selivanova, O. V., eds. (2007). Chastnye kollektsii v fonde redkoi knigi fundamental'noi biblioteki imeni imperatritsy Marii Fedorovny Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. I. Gertsena. Saint Petersburg: Izdatel'stvo Rossiiskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. I. Gertsena, 194 p.
- Vlasov, A. N., Zhadovskaya, S. A., eds. (2022). Pamyatniki sol'vychegodskoi stariny v kul'ture Russkogo Severa nachala XX stoletiya (K 100-letiyu Sol'vychegodskogo istoriko-khudozhestvennogo muzeya). Syktyvkar: Komi respublikanskaya tipografiya, 480 p.
- Vlasov, A. N., Zhadovskaya, S. A., Komelina, N. G., Marchenko, Yu. I., Novikov, Yu. A., eds. (2018). Byliny Zimnego berega Belogo morya (Svod russkogo fol'klora; Byliny, 25 vols.). Saint Petersburg: Nauka; Moscow: Klassika. Vol. 8, 998 p.
Arquivos suplementares
