Бахтинский вестник
Реестровая запись: ЭЛ № ФС 77 - 74424 от 23.11.2018
Учредитель и издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
Главный редактор
Воронина Наталья Ивановна, доктор философских наук, профессор
Периодичность / доступ
2 выпуска в год / открытый
Официальный сайт журнала
Входит в: РИНЦ
Бахтинский вестник – это рецензируемое научное сетевое издание открытого доступа.
Цель журнала «Бахтинский вестник» – создание международной междисциплинарной площадки для комплексного изучения и популяризации научного наследия М. М. Бахтина, его философских, литературоведческих и культурологических концепций.
Миссия журнала – обсуждение научного, общественного и культурного значения творческого наследия М. М. Бахтина, актуальности диалога в современном поликультурном мире, перспективности идей мыслителя для развития философии, филологии и других гуманитарных наук в условиях глобализации, трансформаций образовательной среды; ознакомление мировой и российской научной общественности с результатами оригинальных исследований в области философии, культурологии и филологии; укрепление сотрудничества отечественных и зарубежных исследовательских центров, вузов и академических институтов на основе изучения и применения идей М. М. Бахтина в поиске ответов на вызовы XXI столетия; обмен со специалистами из разных регионов страны и дальнего зарубежья научной информацией, опытом, полученными данными исследований и наблюдений; повышение публикационной активности национальных авторов, рейтинга научных организаций России и уровня национальных публикаций в мировом научном сообществе по данным их цитирования; теоретическая и практическая помощь ученым при подготовке к печати статей, отвечающих современным требованиям публикационной и научной этики; укрепление известности и авторитетности издания, рост числа постоянных подписчиков.
Журнал адресован специалистам в области теории литературы, философии, культурологии, лингвистики, исследующих творчество Бахтина и его влияние на мировую гуманитаристику, международному академическому сообществу – зарубежным бахтиноведам, переводчикам, участникам кросс-культурных проектов, заинтересованным в интеграции российского гуманитарного знания в глобальный контекст.
Редакция осуществляет научное рецензирование («двойное слепое») всех поступающих в редакцию материалов. Рукопись статьи направляется на рецензирование для оценки ее научного содержания нескольким ведущим специалистам соответствующего профиля, имеющим научную специализацию, наиболее близкую к тематике статьи.
Редакция журнала реализует принцип нулевой толерантности к плагиату. Мониторинг некорректного цитирования осуществляется с помощью системы «Антиплагиат».
Журнал придерживается стандартов редакционной этики в соответствии с международной практикой редактирования, рецензирования изданий и авторства научных публикаций и рекомендациями Committee on Publication Ethics (COPE).
Распространение – Россия, зарубежные страны.
Журнал предоставляет открытый доступ к полным текстам публикаций, исходя из следующего принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями.
Тематическая направленность журнала соответствует научным специальностям и соответствующим им отраслям науки Перечня рецензируемых научных изданий:
5.7.2. История философии (философские науки)
5.7.3. Эстетика (философские науки)
5.7.4. Этика (философские науки)
5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские науки)
5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки)
5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки)
5.9.3. Теория литературы (филологические науки)
5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки)
5.10.1. Теория и история культуры и искусства (философские, культурология, искусствоведение)
Объявления Ещё объявления...
Новый номер журнала «Бахтинский вестник»Размещено: 25.12.2025
|
|
|
Сегодня мы празднуем день 130-летия со дня рождения Михаила БахтинаРазмещено: 17.11.2025
Сегодня мы празднуем день 130-летия со дня рождения Михаила Бахтина – мыслителя, философа, филолога, культуролога, педагога, чьи идеи определили траектории движения гуманитарных наук в ХХ веке. Диалог и диалог культур, поступок и ответственность, карнавал и амбивалентный смех, полифония и хронотоп – понятия-маркеры открытий Бахтина, которые хотелось бы, чтобы понимал каждый. Не только знатоки. Сегодня в нашем университете начинает работу VII Международный научный семинар «Бахтин в мире слова», посвященный 130-летию со дня рождения Михаила Бахтина и 60-летию книги «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». |
|
|
Центр М.М. Бахтина выступит соорганизатором научной конференции «“Большое время” Михаила Бахтина. К 130-летию со дня рождения мыслителя»Размещено: 25.04.2025
Конференция состоится 14–16 октября 2025 г. В центре внимания конференции современные ракурсы понимания философского наследия М. М. Бахтина, значение его идей в развитии гуманитарных наук, влияние мыслителя на исследования мировой и отечественной культуры. Вся информация о событии – на официальном сайте Института философии РАН: https://iphras.ru/page34153247.htm |
|
|
Текущий выпуск
Том 7, № 2 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 24.12.2025
- Статей: 9
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-5480/issue/view/23667
Весь выпуск
Редакционная статья
МГУ – МГУ: содружество, проверенное временем
Аннотация
В статье рассматривается опыт сотрудничества двух российских вузов: факультета искусств Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Актуальность исследования определяется, с одной стороны, запросом российского и международного научного сообщества на целостное и системное компаративное исследование вузовской культуры, а с другой – значительным интересом к специфике конкретного творческого сообщества. Цель исследования – показать динамику взаимосвязей двух вузов в сфере культурологии и искусствоведения, представив эти взаимосвязи как в исторической ретроспективе, так и в реалиях сегодняшнего дня. Проблематика исследования обладает значительной научной широтой: сотрудничество двух университетов рассматривается как модель для анализа ключевых тем современного гуманитарного знания. Среди них – диалектика личности и времени, взаимосвязь медиасреды и искусства, феномен академического сообщества и сотворчества, а также корпус диссертационных исследований по истории и культуре двух вузов. Представленный опыт сохраняет свою актуальность, стимулируя дальнейшие научные изыскания, что дает плодотворные результаты. Взаимодействие двух коллективов основано на принципе «кооперирования» (по М. М. Бахтину), а не конкуренции. Данный подход обеспечивает эффективную реализацию совместных проектов, выражающуюся в проведении исследований и подготовке публикаций, используя научные и творческие материалы, а также исторический, теоретический и логический методы, решаются проблемы обмена опытом в образовательной деятельности, в совместной публикационной и издательской работе, в защите докторских и кандидатских диссертаций. На базе обоих университетов проводятся научные конференции, посвященные смысловым реалиям культуры и искусства. При этом молодые исследователи активно вовлекаются в профессиональную научную дискуссию. Важной стороной сотрудничества является подготовка докторов и кандидатов наук для пополнения педагогических ресурсов вузов. В исследовании приводятся конкретные имена ученых и специалистов, чья работа направлена на приобщение молодежи к миру знаний.
116-126
Теория и история культуры
М. М. Бахтин и научное творчество Г. Д. Гачева
Аннотация
Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью анализа преемственных связей в развитии мировой и отечественной гуманитарной мысли. Цель исследования – проанализировать влияние идей М. М. Бахтина на работы Г. Д. Гачева, прежде всего, на его многотомную серию (цикл) книг «Национальные образы мира». Автор рассматривает рецепцию Г. Д. Гачевым творческого наследия М. М. Бахтина, включая эту рецепцию в общий контекст интеллектуальной истории, истории идей.
Материалы и методы. Материалом исследования являются тексты М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева и зарубежных философов: Э. Гуссерля, П. Рикера, В. Дильтея, М. Хайдеггера и др. С помощью сравнительного метода осуществлено детальное сопоставление концептуального языка, исследовательских стратегий и философских интуиций двух мыслителей, выделены зоны прямого влияния, творческой трансформации и принципиального расхождения.
Результаты исследования и их обсуждение. М. М. Бахтин и Г. Д. Гачев проявляют свою близость синтетическому соединению различных методов и дисциплин, прежде всего философии и филологии; оба они отчасти работали в рамках герменевтики. Литературоведческий модус в гачевском цикле «Национальные образы мира» не отставлен в тень, но вписан в более широкий методологический и вообще в более сложный полидискурсивный контекст – преимущественно культурфилософский. М. М. Бахтин строит свои концепции в качестве элемента культурфилософии. Г. Д. Гачев перенимает его культурфилософский интерес при анализе национальных образов мира, при составлении «гуманитарных комментариев» к естественным наукам и др. У Г. Д. Гачева нередко эмпирика «я» преобладает над сущностью «я». Однако такое нагнетание одного лишь эмпиризма «я» еще не означает победы над условностями «рокового теоретизма» (термин М. М. Бахтина). Автор приходит к выводу, что оба мыслителя (особенно Г. Д. Гачев) во многом относятся к сфере инонаучности и постнаучности.
Заключение. Сделанные автором выводы вносят вклад в компаративное исследование творчества М. М. Бахтина и гуманитариев, находившихся под его непосредственным влиянием, его учеников. Материалы статьи представляют интерес для ученых, занимающихся проблемами методологии гуманитарных наук, а также для исследователей творческого наследия М. М. Бахтина и Г. Д. Гачева.
127-137
Культурные импринты русской истории: от символики прошлого к монументальным кодам будущего
Аннотация
Введение. Проблема изучения культурных импринтов русской истории в последние десятилетия приобретает особую актуальность в условиях глобализации и кризиса ценностей. Импринты, понимаемые как культурно-символические коды, закрепившие в памяти народа ключевые события и образы, играют роль механизмов сохранения идентичности и формирования стратегий будущего. До сих пор отсутствует системный междисциплинарный подход к изучению культурных импринтов русской истории. Цель исследования – проанализировать категории «импринт», «импрессинг», «культурный код», рассмотреть обозначаемые ими явления и процессы в контексте русской истории и культуры, выявить их роль в преемственности традиций.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили труды российских и зарубежных ученых по теории и истории культуры, социологии культуры, семиотике, психологии, философии, теории эволюции, в которых используются названные выше категории. Культурно-генетический и типологический методы позволяют выявить генезис и устойчивые формы импринтов, а семиотический и феноменологический – раскрыть их смысловое содержание и способы переживания в коллективном сознании.
Результаты исследования и их обсуждение. Культурные импринты представляют собой уникальные механизмы фиксации опыта через исторические события (войны, реформы, культурные прорывы), религиозные символы, художественные образы. Импринтинг и импрессинг определяются как взаимодополняющие процессы культурной памяти: первый фиксирует культуру через критические события, второй – через повседневные практики. Культурный код интерпретируется как универсальная система знаков, наполнением которой являются импринты. Интеграция категориального аппарата культурологии и социологии культуры позволяет рассматривать импринты как матрицы идентичности.
Заключение. Культурные импринты русской истории являются не только элементами прошлого, но и активными механизмами культурного будущего, обеспечивающими идентичность в условиях глобальных вызовов. Они коррелируют с концепцией «культурно-исторической телепатии» М. М. Бахтина, а также с социальным словарем Ф. Тенбрука и концепцией культурной травмы, разработанной в современной зарубежной культурсоциологии. Перспективы исследования связаны с развитием интегративных методологий культурологии, которые позволят раскрыть эволюционно-прогностическую роль импринтов и их значение в стратегическом целеполагании культуры.
138-148
В. А. Юрчёнков: многогранность творческой деятельности (к 65-летию со дня рождения)
Аннотация
Введение. Наследие В. А. Юрчёнкова представляет собой целостную систему, сочетающую фундаментальные исследования, организационное строительство и педагогическую практику. Проблема исследования заключается в отсутствии комплексного научного осмысления многогранного вклада ученого в развитие региональной исторической науки и гуманитарного знания в Республике Мордовия. Цель исследования – комплексный анализ научного, организационного и педагогического наследия В. А. Юрчёнкова.
Материалы и методы. Материалы исследования включают научные труды, проекты и организационные инициативы В. А. Юрчёнкова, а также работы его коллег и последователей. Методологическую основу составили принципы системности и научной объективности, а также историко-биографический и историко-генетический методы, позволившие провести комплексный анализ его наследия.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрены ключевые направления работы В. А. Юрчёнкова: реорганизация научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, создание научной школы, реализация масштабных научных проектов, разработка собственных научных гипотез и построений, общественная деятельность, педагогическая практика. В. А. Юрчёнков, отличавшийся уникальной научной эрудицией и профессионализмом – ученый-гуманитарий широкого профиля, концептуал, определивший суть развития мордовской региональной истории как неотъемлемой части единого общероссийского исторического процесса. Конфигурация исторического развития мордовского народа и мордовского края определена ученым в рамках разработанной им концепции формирования мордвы как «пульсирующего» этноса, а также в контексте разнонаправленного и различного по силе, но устойчивого взаимодействия российских центра и периферии. Созданная им научная школа включает многих исследователей, успешно работающих на стыке истории, культурологии, этнологии, этносоциологии, историософии и других дисциплин.
Заключение. Деятельность В. А. Юрчёнкова заложила основу для дальнейшего развития гуманитарной науки Мордовии и стала образцом интеграции региональной истории в общероссийский научный дискурс. Настоящее исследование вносит вклад в осмысление роли новых идей и методологических приемов, привнесенных В. А. Юрчёнковым в современную науку. Материалы статьи могут быть использованы в исследовательской деятельности в сфере регионалистики и краеведения, в преподавании гуманитарных дисциплин.
149-158
Теория и история искусства
Автопортрет как переживание «я-для-себя» и «я-для-другого» в творчестве А. И. Кияйкина
Аннотация
Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью осмысления современного художественного процесса в России в региональном аспекте. В статье рассматривается творческая индивидуальность саранского живописца и графика А. И. Кияйкина через призму автопортрета. Несмотря на признание заслуг А. И. Кияйкина и его статус заслуженного художника России, в современном искусствознании отсутствует целостный научный анализ серии его автопортретов. Автор выстраивает эти произведения в хронологически-содержательный ряд, наглядно демонстрирующий становление творческой личности и позиций мастера. Цель исследования – ввести в научный оборот серию автопортретов А. И. Кияйкина, вписав их в общий контекст отечественного искусства конца XX – первой четверти XXI в. и выявив типичные и индивидуальные черты становления личности современного российского художника.
Материалы и методы. Материалом исследования являются графические и живописные автопортреты А. И. Кияйкина. Используются методы искусствоведения (формальный, иконографический) и культурологии (культурологической герменевтики). Исследование вписано в рамки концептуального осмысления феномена автопортрета, предложенного М. М. Бахтиным в понятийных категориях от «я-для-себя» до «я-для-другого».
Результаты исследования и их обсуждение. Автопортрет (образ художника, созданный им самим) – один из самых сложных и глубоких жанров в изобразительном искусстве. Погружение в его пространство (самого художника и зрителя, воспринимающего произведение) зависит от многих факторов, связанных с пониманием или разгадыванием смыслов, манифестируемых автором. Художники обращаются к жанру автопортрета, чтобы определить свое место в культуре. На разных этапах жизни они видят себя по-разному, меняющийся мир меняет и их мировоззрение. Мастер погружается в свои внутренние переживания, задумывается о своем предназначении, о природе собственного творчества, пытаясь найти в нем оптимально приемлемое соотношение субъективного и объективного. Автопортреты не занимают центрального места в творчестве А. И. Кияйкина, однако они помогают понять художника, его внутренние творческие установки и позиции, открыть особый строй его искусства. Анализируя автопортреты А. И. Кияйкина, автор делает вывод, что они логично вписываются в целостный ряд самоизображений представителей разных периодов развития отечественного искусства.
Заключение. Статья вводит в научный оборот значительную серию ранее неизвестных графических и живописных автопортретов А. И. Кияйкина. Эти произведения не только представляют собой важные факты его творческой биографии, но и раскрывают его гражданские позиции, помогают глубже осознать его творческий и человеческий потенциал. Сделанные автором выводы вносят вклад в изучение современного изобразительного искусства Мордовии и России в целом, в исследование автопортрета как жанра изобразительного искусства. Материалы статьи могут быть полезны искусствоведам, культурологам как при рассмотрении творчества А. И. Кияйкина, так и в процессе осмысления современного этапа развития отечественной художественной культуры.
159-175
Альтовая школа М. Н. Тэриана в Московской консерватории: тенденции развития сотворческого потенциала
Аннотация
Введение. Несмотря на признание альтовой школы Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского как выдающегося явления, вклад многих ее ключевых фигур, сыгравших роль в ее становлении, остается недостаточно изученным, что создает пробел в целостном понимании истории отечественного музыкального исполнительства. 1920–1930-е гг. в истории альтовой школы – время активного созидания, отмеченное расширением профессорско-преподавательского состава, ростом профессионального мастерства, формированием стилистики школы. В эти годы складывалась художественная индивидуальность многих ее исполнителей и педагогов. Цель исследования – выявить неизвестные факты биографии и творчества одного из выдающихся представителей альтовой школы – М. Н. Тэриана (1905–1987), охарактеризовать его вклад в ее развитие.
Материалы и методы. Материалом исследования являются документы из архива консерватории, связанные с именем М. Н. Тэриана: фрагменты его личного дела, нотные рукописи, зафиксировавшие его собственные композиторские опыты и посвященные ему произведения других авторов (Н. К. Чемберджи). Все источники вводятся в научный оборот впервые. Работа выполнена по специальности теория и история культуры, искусства (искусствоведение). Автор использует историко-биографический метод, а также методологию музыкальной текстологии и источниковедения.
Результаты исследования и их обсуждение. Определены историко-культурные границы альтового исполнительства в отечественном музыкальном искусстве, жанровые и репертуарные особенности композиторского и исполнительского творчества, педагогического процесса и мастерства. Установлены профессиональные особенности альтовой школы Московской консерватории. Проанализированы характерные черты, связанные с объективным и субъективным профилями ее развития, культурным контекстом эпохи. Реконструированы особенности образовательного процесса довоенного времени и новые ориентиры, формирующие представление о творческой эволюции и создании альтового репертуара.
Заключение. Обращение к деятельности М. Н. Тэриана как соратника и единомышленника В. В. Борисовского чрезвычайно важно в процессе воспитания современного музыканта, позиционирующего инструмент (альт) широко и многогранно – в его неисчерпаемом духовном и звуковом разнообразии, концептуальной трактовке. Материалы, введенные в научный оборот в данной статье, являются ценной ресурсной базой для решения актуальных теоретических и практических задач, связанных с искусством альтового исполнительства. Они также могут быть важны для музыковедов, занимающихся исследованиями истории МГК и в целом истории отечественного музыкального искусства.
176-194
Биографические и архивные исследования
Родственники М. М. Бахтина Ситниковы: неизвестные страницы семейной истории
Аннотация
Введение. Актуальность исследования связана с необходимостью создания объективной и достоверной научной биографии М. М. Бахтина, что предполагает включение в нее данных о его родных. Цель исследования – представить неизвестные факты из истории семейств Бахтиных и их родственников Ситниковых, выявить персон, составлявших их ближайшее окружение.
Материалы и методы. Материалом исследования являются неопубликованные, впервые вводимые в научный оборот источники из российских архивов – государственных (Государственный архив Российской Федерации, рукописный отдел Российской государственной библиотеки) и личных (архив Л. С. Мелиховой); дореволюционные печатные источники справочного характера; опубликованные записи бесед М. М. Бахтина с В. Д. Дувакиным. Исследование выполнено в рамках «исторической персонологии» с использованием историко-биографического, сравнительно-сопоставительного и герменевтического методов.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривается связь двух родственных семейств, представляющих орловское купечество – Бахтиных и Ситниковых, выявляются фигуры, составляющие их «ближний круг»: почетные граждане г. Орла Авиловы, дворяне Цуриковы и др.). Освещаются неизвестные факты биографии двоюродного дяди М. М. Бахтина – Т. А. Ситникова, до революции 1917 г. занимавшего видное место в системе городского управления Орла; впервые представлена информация о его брате – П. А. Ситникове. Прослеживается история жизни Е. Т. Ситниковой (приходившейся М. М. Бахтину сестрой, «родной вдвойне» – двоюродной по матери и троюродной по отцу), которая до конца своих дней оставалась верной хранительницей памяти об ушедших родных. Приводятся фрагменты текстов ее писем к М. М. Бахтину, датированных 1969–1974 гг. Выявляются причины, побудившие ее завещать уничтожить все бережно хранимые ею документы и материалы об истории двух семей. Авторы делают вывод, что, несмотря на все трагические катаклизмы, через которые пришлось пройти после революции 1917 г. Ситниковым, члены семьи стремились сохранять связи с остававшимися в живых близкими и дальними родственниками, чтить память об ушедших.
Заключение. Настоящее исследование вносит вклад в исследование истории семьи Бахтиных и их ближайших родственников Ситниковых, углубляет представления об их окружении. Введенные в научный оборот ранее не известные архивные материалы существенно пополняют источниковую базу бахтиноведения. Материалы статьи могут быть полезны бахтиноведам, а также исследователям истории г. Орла и орловского купечества.
195-217
Хроники
218-229
230-233


