Том 16, № 1 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 28.02.2025
- Статей: 25
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/issue/view/19875
Весь выпуск
Педагогические исследования
Умное обучение с использованием искусственного интеллекта: пути совершенствования процесса преподавания общеобразовательных предметов в вузе (опыт Китая)
Аннотация
Обоснование. Новая волна революции в области информационных технологий поставила перед высшим образованием множество новых вызовов. В контексте столкновения традиционных концепций обучения и современных технологий «искусственный интеллект + обучение» появилась новая модель умного обучения. Вместе с тем интеграция технологий искусственного интеллекта в обучение породила определенные проблемы, решение которых является актуальным, и основной фактор, помогающий их решить – формирование качественного уровня преподавания в условиях использования SMART-технологий.
Цель. Данное исследование ставит целью выявление путей и способов оптимизации методов преподавания в вузах Китая при переходе на умное обучение с применением искусственного интеллекта. Ставятся задачи: проанализировать актуальные проблемы в реализации умного обучения с использованием искусственного интеллекта в вузах; выявить на основе сравнения эмпирических и теоретических данных оптимальные пути построения умного обучения (на примере преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете); представить направление конкретных шагов по решению возникающих в вузах проблем.
Материалы и методы. Материалами послужили научные публикации российских и китайских специалистов последних лет, а также эмпирические данные, собранные авторами в Хэйхэском университете с помощью образовательных платформ на основе искусственного интеллекта «Super Star Learning Channel» и «Wisdom Tree Network». Для анализа был выбран процесс преподавания общеобразовательных предметов в силу их направленнности на формирование общего развития обучаемых, способности к нахождению в социуме, фундамента для освоения специализированных предметов. Были применены: общетеоретический анализ научной литературы с целью выявления степени изученности вопроса; эмпирические методы сбора материала, который лег в основу анализа процесса умного обучения, и в завершение был применен метод системного анализа для заключительных выводов.
Результаты. В контексте применения искусственного интеллекта, с точки зрения учебной среды, учебной модели, формирования преподавательского состава и механизма оценивания на примере анализа процесса преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете обсуждаются практические стратегии умного обучения общеобразовательным предметам в вузах, которые призваны сделать преподавание более адресным, обучение студентов – более персонализированным, а методы управления в вузах – более научными. Подчеркивается важность для преподавателя не только объективно подходить к оценке результатов обучения, но и анализировать возникающие проблемы для решения их в практической деятельности. Приведены практические рекомендации по трансформации процесса преподавания при переходе с традиционного на умное обучение, которые, по мнению авторов, могут оптимизировать процесс обучения в целом, применительно ко всем дисциплинам.



Дуальная форма обучения как проблема педагогического исследования
Аннотация
Обоснование. Данная статья посвящена исследованию педагогических аспектов проблемы дуальной формы обучения. В современном мире интенсивного внедрения высоких технологий во все сферы человеческой жизни резко возрастает потребность в формировании системы подготовки высококвалифицированных специалистов, которые удовлетворяют возросшим требованиям работодателей. Как вариант решения данной проблемы в системе профессионального образования реализуется дуальная форма обучения. Такая форма предоставляет возможность предприятиям и организациям активно участвовать в процессе подготовки кадров «под себя» и дает уникальную возможность обучающимся интегрировать учебу с реальным опытом работы. Это не только позволяет приобретать теоретические знания, но и развивать непосредственные навыки, необходимые для успешной карьеры в динамично развивающемся мире.
Материалы и методы. В основу исследования положены различные методы анализа, включая контент-анализ и традиционные методы, позволившие рассмотреть особенности дуальной формы обучения и выявить ее зависимость от эффективного партнерства между работодателями и образовательными учреждениями.
Результаты исследования. Данное исследование позволяет выделить существенные преимущества и явные недостатки дуальной формы обучения.
К преимуществам можно отнести:
- Студенты имеют возможность применять теоретические знания на практике, что способствует лучшему усвоению материала.
- Выпускники получают опыт работы, что делает их более привлекательными для работодателей.
- Студенты, проходя практику на предприятиях, могут быть трудоустроены по окончании обучения, что сокращает уровень безработицы.
- Образовательные организации могут оперативно адаптировать программы обучения в зависимости от изменений в потребностях рынка.
- Такая форма обучения способствует улучшению качества образования и повышению уровня квалификации рабочей силы.
К явным недостаткам данной формы обучения можно отнести:
- Не все образовательные учреждения и предприятия готовы к взаимодействию. Возможны задержки в предоставлении учебных материалов со стороны образовательных учреждений предприятиям.
- Студенты могут сталкиваться с высокой нагрузкой, так как совмещают учебу и работу.
- Некоторые предприятия могут фокусироваться на практических навыках и не уделять должного внимания теории, что может привет к пробелам в знаниях.
- Разные предприятия могут предоставлять разные условия и уровень практического обучения, что создает разницу в качестве подготовки студентов. Обновление материально-технической базы для качественного прохождения практики на базе предприятия требует определенных финансовых затрат.
Дуальная форма обучения является эффективным подходом в подготовке квалифицированных специалистов, но требует внимательного планирования и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Обсуждение и заключение. Дуальная форма обучения является эффективным способом подготовки кадров, который позволяет студентам получить не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры. Научная новизна заключается в максимальной эффективности этой формы для современного обучения, для которого необходимо тесное сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями.



Опыт духовно-нравственного воспитания студентов в высшей школе(отечественный и зарубежный опыт)
Аннотация
Обоснование. Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из ключевых задач современного высшего образования, особенно в условиях глобализации и быстро меняющихся социальных ценностей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и систематизации существующих подходов к духовно-нравственному воспитанию в высшей школе как в России, так и за рубежом. В условиях современного общества, где возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и высокими моральными качествами, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим фактором подготовки конкурентоспособных и социально ответственных выпускников.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы и практики духовно-нравственного воспитания студентов на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. В рамках исследования предполагается проанализировать теоретические основы, изучить опыт российских и зарубежных вузов, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе.
Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ образовательных практик, а также эмпирические методы: анкетирование студентов и интервьюирование преподавателей из российских и зарубежных вузов. Эмпирическая база исследования включает данные социологических опросов, материалы экспертных интервью, официальные статистические данные и результаты анализа программ духовно-нравственного воспитания, реализуемых в ведущих университетах России и других стран.
Результаты. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными являются интегративные подходы, сочетающие традиционные ценности с современными образовательными технологиями. Выявлено, что успешные практики духовно-нравственного воспитания включают в себя: внедрение специализированных курсов по этике и философии, организацию волонтерской деятельности, создание студенческих дискуссионных клубов, а также интеграцию этических компонентов в профессиональные дисциплины. Установлено, что зарубежный опыт отличается большей секулярностью и акцентом на гражданскую ответственность, в то время как отечественный подход чаще опирается на традиционные духовные ценности. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной модели духовно-нравственного воспитания, адаптированной к российским реалиям, но учитывающей лучшие мировые практики.



Защита Отечества в произведениях художественной литературы: проектирование курсов повышения квалификации в постдипломном образовании
Аннотация
Обоснование. Усложнение задач становления школьника как гражданина Российской Федерации требует формирования соответствующих компетенций у педагогов. В статье обосновывается актуальность и необходимость устранения методических дефицитов педагогов в области воспитания у обучающихся гражданского самосознания, анализируются результаты проведения курсов повышения квалификации по данной тематике. Приводится пример организации интегративного обучения предметным областям «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины» в рамках военно-гуманитарного компонента содержания новой модели образовательной деятельности по формированию гражданского самосознания.
Цель – апробация модели повышения квалификации педагогов на основе интеграции предметных областей «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины», направленная на устранение методических дефицитов педагогов по формированию гражданского самосознания у обучающихся средствами обращения к художественной литературе, включающей военно-гуманитарный компонент, и проверка готовности педагогов к реализации этой модели.
Материалы и методы. Основным методом исследования был контент-анализ концептно-ориентированных задач (решения педагогической ситуации патриотического поведения в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия»), проведённый в рамках модуля ДПП «Освоение концептов в процессе формирования гражданской идентичности на интегрированных уроках предметных областей «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», включённого в программы кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.
Результаты. Контент-анализ позволил выявить, что педагоги понимают: необходимо проявлять педагогическую мобильность в решении вопросов формирования гражданственности в новых реалиях образовательного процесса. Эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов послужили основанием для подтверждения актуальности модуля курса повышения квалификации «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», уточнения разрабатываемой модели будущих курсов обучения предметам «Основы безопасности и защита Родины (ОБЗР)» и «Литература» на интегративной основе, расширения тематики модуля курсов повышения квалификации педагогов с включением предметных областей «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)». Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование интеллектуально-личностных качеств современного педагога в рамках расширения методических компетенций педагогов по формированию гражданской позиции у обучающихся, будет продолжена в направлении дальнейших исследований в области формирования и развития воспитательного компонента образования взрослых в рамках постдипломного образования педагогов.



Стили мышления как ключ к эффективному обучению иностранным языкам
Аннотация
Обоснование. Взаимосвязь стиля мышления и изучения языка давно привлекает внимание ученых из различных научных областей. Однако в последние годы этот интерес становится особенно актуальным в связи с развитием информационного пространства и мультикультурализма. Необходимость пересмотра традиционных подходов к изучению языка обусловлена качественными изменениями, происходящими в современном мире.
Цель настоящего исследования заключается в актуализации концепций взаимозависимости изучения и обучения иностранному языку и различных стилей мышления.
Материалы и методы. В данной работе применялось комбинирование количественных и качественных методов, а именно, использование опросников для определения стилей мышления, в том числе разработанного Р. Брэмсоном и А. Харрисоном, с последующими интервью для углубленного понимания опыта студентов с разными стилями, интервью, фокус-группы, наблюдение, углубленное тестирование. Все это позволило получить полную и сбалансированную картину влияния стилей мышления на обучение иностранным языкам.
Результаты. Анализ показал, что различные стили мышления оказывают существенное влияние на изучение иностранного языка. Мы обнаружили, что различные стили мышления, такие как аналитический, интуитивный, креативный и другие, оказывают существенное влияние на выбор и использование языковых средств. Были разработаны и апробированы дифференцированные методики обучения профессиональному английскому языку, основанные на учете индивидуальных стилей мышления. Предлагаемые методики позволяют: адаптировать учебные материалы под когнитивные особенности студентов. Для обучающихся с аналитическим стилем мышления наиболее эффективными являются задания на детальный анализ и систематизацию информации, студентам с интуитивным стилем мышления можно предложить кейс-стади и ролевые игры, требующие быстрого принятия решений. Креативные студенты с удовольствием выполняют проекты, связанные с генерацией идей и нестандартными решениями. Студенты с логическим мышлением склоны решать учебные задачи на построение логических цепочек и анализ данных. В то же время важно комбинировать различные стили мышления в комплексных заданиях, например, разработка бизнес-кейсов, где студенты с разными стилями мышления работают в группах, что позволяет им развивать недостающие навыки. Анализ результатов показывает необходимость учета индивидуальных особенностей мышления при изучении языка и разработке коммуникативных стратегий. В контексте высшего образования эта тема позволяет разработать более современные методики обучения, основанные на индивидуальных когнитивных особенностях студентов, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.



Педагогическая профилактика правонарушений в Интернете у подростков в общеобразовательной организации
Аннотация
Обоснование. Подростки, не осознавая своей ответственности за действия в сети, становятся уязвимыми к различным рискам, в частности, кибербуллингу и интернет-мошенничеству. В связи с ростом киберпреступности, а также увеличением числа подростков, инициирующих киберпреступления, было решено провести исследование для выявления наличия у обучающихся склонности к совершению киберпреступлений и определения уровня осведомленности обучающихся о существующих угрозах Интернета.
Цель – выявление факторов, способствующих совершению правонарушений в цифровом пространстве, а также разработка эффективных методов и подходов к обучению подростков безопасному поведению в Интернете.
Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к обучению кибергигиене и цифровой этике, а также проведены эмпирические исследования, направленные на оценку уровня знаний подростков о кибербезопасности и их склонности к рискованному поведению. В качестве основной диагностической методики был выбран опросник «Оценка склонности к риску» Г. Шуберта в адаптации М. А. Котика.
Результаты. Результаты показали, что существует отрицательная корреляция между уровнем знаний о кибербезопасности и склонностью к риску, что подчеркивает важность образовательных программ, направленных на повышение осведомленности подростков о возможных угрозах в сети.
Авторы предлагают проведение тематических занятий в рамках внеурочного курса, которые помогут подросткам развить навыки критического мышления и ответственности за свои действия в Интернете. Исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к проблеме, включая совместную работу между педагогами, родителями и самими подростками, что позволит создать безопасную образовательную среду и снизить уровень правонарушений в сети.



Гибридные модели обучения в высшей школе: особенности и преимущества
Аннотация
Обоснование. Пандемия COVID-19 показала, что одним из эффективных способов обеспечения доступности образования, сохранения социального взаимодействия и вовлеченности обучающихся, несмотря на географическую разобщенность, является гибридное обучение. Обзор российской и зарубежной литературы выявил распространенную ошибку его отождествления со смешанным обучением, что обусловило необходимость тщательного изучения вопроса. Проведенное исследование позволило установить, что гибридному обучению присущ ряд проблем, в числе которых личная несовместимость с форматом обучения, технические трудности, уровень цифровой, информационной, методической и психологической подготовленности как преподавателей, так и обучающихся. Практическая значимость исследования состоит в содействии решению педагогической проблемы разработки эффективных сценариев обучения за счет формирования правильного подхода к определению сущности гибридного обучения.
Цель. Целью статьи является анализ особенностей, проблем и преимуществ применения гибридных моделей обучения в высшей школе.
Материалы и методы. В ходе исследования с помощью методов сравнительного анализа и синтеза авторами выделены ключевые аспекты категории «гибридное обучение», сформулирована ее собственная трактовка. Рассмотрены наиболее распространенные в вузах модели гибридного обучения. Особое внимание в рамках исследования авторами уделено преимуществам и трудностям перехода к гибридным моделям обучения: посредством методов научного обобщения, дедукции и декомпозиции раскрыты как общие аспекты, характерные для всех форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий, так и свойственные только гибридному формату.
Результаты. Установлено, что его эффективность определяется, прежде всего, двумя группами ограничивающих факторов: технической оснащенностью учебного процесса и готовностью преподавателей к значительной трансформации сценария обучения и повышению трудоемкости ведения занятий в связи с необходимостью особой подготовки и одновременной работы с очной и дистанционной аудиториями.



Педагогические условия развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке студентов
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена актуальному вопросу темы развития композиционной деятельности в архитектурно-художественной подготовке архитекторов. В статье исследуются педагогические условия процесса композиционно-художественной подготовки будущего профессионала базирующиеся на анализе целей и задач традиционных профессиональных дисциплин, связанных с архитектурной графикой, рисунком, макетированием и её взаимодействия с обучением цифровой графики.
Цель исследования заключается в разработке педагогических условий развития композиционной деятельности в творческом потенциале специалиста.
Методология и результаты. В работе применяется комплексный метод в исследовании теоретического анализа данного вопроса, его изучение, наблюдение, обобщение педагогического опыта, практических наработок и экспериментов в области композиционной деятельности. Выполнение исследования методами экспериментальной работы поддерживаются практическими задачами на определённых этапах педагогического процесса, которые включены в междисциплинарные темы. Создание композиционно-ориентированных практических задач и результаты методической работы рассматриваются в контексте содержания нескольких визуальных дисциплин.
Заключение. В выводах отмечается, что архитектурное образование имеет недостаточную теоретическую и практическую проработанность тем, формирующих развитие композиционной деятельности, основанной на формах, методах, принципах и компонентах в рассматриваемых ею функциях. Педагогическая практика архитектурного образования отмечает большую востребованность в осуществлении обновления методики обучения композиционной деятельности будущего архитектора, определяющую единую и целостную структуру в теории художественного проектирования. Существующее методическое обеспечение призвано реализовать профессиональное развитие посредством композиционной деятельности, повысить уровень архитектурно-художественного мастерства.



Риск-ориентированное профессиональное развитие будущих инженеров как научно-педагогическая проблема
Аннотация
Обоснование. Переход к новому технологическому укладу актуализирует повышение значимости инженерного образования. Требования к подготовке будущих инженеров предполагают помимо универсальных и профессиональных компетенций профессиональное развитие специалиста, умеющего обеспечить безопасность промышленного производства и своевременное снижение риск-образующих факторов. Это актуализирует необходимость осуществления риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.
Цель – анализ научных подходов к профессиональному развитию инженерных специалистов, обладающих рискологическими компетенциями.
Материалы и методы. В качестве методов исследования были использованы методы общенаучного уровня (индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение) и методы конкретно-научного уровня (систематизация и обобщение концепций, контент-анализ).
Результаты. Подготовка инженеров к управлению профессиональными и техногенными рисками является объективной необходимостью, обусловленной, с одной стороны, государственным заказом, связанным с созданием условий для профессионального развития специалистов в области управления безопасностью промышленных объектов, с другой стороны, ускорением развития Индустрии 4.0, что интенсифицирует технологические процессы и повышает риск техногенных аварий. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность университетов, в содержание и структуру образовательных программ создает основу для развития готовности к риску специалистов инженерного и иного профиля. Реализация программ обучения инженеров безопасности на производстве основана на развитой нормативно-правовой базе (федеральные законы и подзаконные акты, стандарты ISO). Риск-ориентированное профессиональное развитие включает в себя подготовку будущих инженеров и формирование у них рискологических компетенций. Автором отмечается, что развитие рискологических компетенций в области управления профессиональными и техногенными рисками осуществляется в процессе активного и интерактивного обучения с применением цифровых средств. Практическая значимость исследования связана с раскрытием основных направлений риск-ориентированного профессионального развития будущих инженеров.



Специфика формирования иноязычной медиа-компетентности студентов педагогических специальностей
Аннотация
Обоснование. Медиакомпетентность прочно закрепилась среди востребованных компетентностей в педагогической сфере. Уточнение понятия иноязычной медиакомпетентности педагога, рассмотрение подходов ее формирования представляет значительный интерес при рассмотрении компетенций студентов педагогических специальностей.
Цель работы состоит в рассмотрении понятия иноязычной медиакомпетентности и выявлении тенденций формирования иноязычной медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования рассматривается компетентностный подход, который в значительной мере является практико-ориентированным, позволяет развивать личностные качества обучающихся и, в то же время, дает возможность соотносить обучение с гуманистическими ценностями образования. Достижение поставленной в работе цели осуществляется на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы по вопросам формирования иноязычной медиакомпетентности.
Результаты. Рассмотрение взглядов ученых на суть и структуру медиакомпетентности позволяют на их основе предложить определение иноязычной медиакомпетентности как способности в условиях иноязычной речевой среды изучаемого языка осуществлять медиапотребление, медиакритику и медиаконструирование на основе знаний о медиа, медиапедагогики, критического мышления и творческих навыков создания медиаконтента в соответствии с поставленными педагогом целями. Структура иноязычной медиакомпетентности видится в синтезе медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности, что при сходстве методов формирования обоих компетентностей подводит нас к формированию иноязычной медиакомпетентности на основе предметноязыкового подхода с опорой на активные методы обучения и применением пассивных методов в качестве вспомогательных.



Педагогические условия эффективности практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства
Аннотация
Обоснование. Приоритетность практической подготовки в системе высшего образования определяется потребностью индустрии туризма и гостеприимства в квалифицированных кадрах, способных идти в ногу со временем и работать в современных условиях. В связи с этим важной задачей высших учебных заведений является совершенствование системы образования, в том числе традиционных подходов. Одной из основных задач является своевременное обновление учебных планов и программ, а именно введение актуальных дисциплин, повышение уровня практической подготовки, использование новых технологий в обучении. Также приоритетом в развитии системы образования должно стать постоянное повышение качества преподавания и подготовки кадров. Ключевым на данный момент направлением для развития системы образования в вузах России является организация практической подготовки студентов.
Цель – определить причины неэффективной организации процесса практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства, а также предложить рекомендации по их устранению.
Материалы и методы. В работе для модели организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства используется системный, компетентностный и профессиографический подходы; основными методами для исследования являются статистический метод, аналитический метод (документальный, сравнительный), моделирования.
Результаты. В результате проведенного исследования определяются условия организации эффективной практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства. В ходе исследования анализируется текущее состояние практического образования в индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации, выявляются факторы, влияющие на низкий уровень практической подготовки, исследуется взаимоотношение практического опыта студентов и их способности находить работу по профилю подготовки, анализируются причины низкой эффективности практической подготовки в вузе. На основе анализа предложены условия эффективной организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства: взаимодействие вузов с работодателями из реального сектора экономики, развитие практических навыков преподавателей, изменение структуры образовательных программ в направлении логического взаимодействия теории и практики, увеличение продолжительности практики в структуре учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в анализе современной ситуации организации практической подготовки студентов и выделении критериев эффективности этого процесса.



Двуплановая модель сотворческого процесса обучения (модифицированный задачный подход)
Аннотация
Обоснование. Для педагогической теории и практики дефицитарны динамические модели педагогических явлений. Сопоставление со шкалой времени учебных задач, совокупность которых описывает процесс обучения, справедливо считать условно динамическим описанием. Соответствующий классический для педагогики задачный подход характеризуется проблематичностью анализа педагогических факторов изменения субъектов образовательной деятельности, которые обусловлены всей историей существования системы «педагог-обучаемый», а не только рассматриваемым периодом процесса обучения.
Цель – разработка условно динамической модели обучения, благоприятствующей его проектированию в ориентации на со-бытийный план отношений педагога и обучаемого.
Методология. В качестве основообразующего метода моделирования выступает задачный подход с его потенциалом анализа динамических характеристик образовательных явлений. Ключевое методологическое значение имеют категории общения, творчества и сотворчества для преодоления ограничений деятельностного подхода.
Результаты. Предлагаются модификация схемы модели задачного подхода введением элемента «жизненный опыт педагога и обучаемого», а также двуплановое представление задач. Один из планов детерминирован только учебными целями, а другой описывает общение в контексте творческой направленности личности. При этом категории общения, творчества и сотворчества используются в контексте потенций человека, которые не опредмечиваются в рассматриваемом периоде времени. Акцентируется внимание на антиномическом противоречии «антропоцентризм-социоцентризм». Разрешение данного противоречия определяется в зависимости от выраженности в образовательном процессе первого плана педагогического воздействия. Отмеченная выраженность проявляется в заинтересованном созидательном познавательном отношении обучаемого к окружающей действительности, иных показателях творческой направленности личности, удовлетворённости, ощущениях комфортности, защищённости.



Достижение объективности при проверке письменных работ студентов
Аннотация
Обоснование. Проблема достижения объективности при оценивании работ учащихся постоянно обсуждается в педагогическом сообществе. Очевидно, что на первом плане всегда стоит вопрос квалификации преподавателя. Однако научный интерес вызывают и различные объективные и субъективные факторы, которые могут побудить преподавателя снизить или же повысить оценку.
Цель. Целью данного исследования является выявление подобных факторов, влияющих на объективность оценивания, и определение степени их влияния на преподавателя.
Материалы и методы. Основным стимулом к написанию данной статьи являлась книга Д. Канемана и соавторов, в которой анализировались факторы шума в различных областях деятельности. Теоретическую основу исследования составляет обзор существующих критериальных систем по иностранным языкам и научной литературы по теме, практическую основу представляют результаты анкетирования, разработанного автором данной статьи.
Результаты. И анализ литературы, и опрос преподавателей показали, что основными факторами, определяющими объективность, являются компетентность преподавателя и наличие четких критериев оценивания; тем не менее, были определены и внешние факторы, влияющие на объективность и плохо поддающиеся устранению. Существующие практики аудита в образовательной деятельности сложны в исполнении и накладывают дополнительную нагрузку на преподавателя, одновременно снижая роль индивидуального подхода, особенно важного при преподавании таких гуманитарных дисциплин, как иностранные языки.



Квест-игра как современная интерактивная технология по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у дошкольников основ финансовой грамотности, которая является неотъемлемой частью Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста направлено на приобретение финансово-экономических знаний и формирования у них трудовых и нравственных качеств личности: бережливости, экономности, деловитости, рациональности и развития критического мышления.
Цель. Изучение возможности использования современной интерактивной технологии квест-игра как платформы для формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Автор концентрирует свое внимание на внедрение квест-технологии в образовательный процесс дошкольного образования как современную интерактивную технологию, направленной на реализацию поставленной цели.
Материалы и методы. В качестве основных подходов, позволяющих достигнуть максимального положительного результата приняты системно-деятельностный и личностно-ориентированный, поскольку они позволяют рассматривать образовательный процесс в контексте с ФГОС ДО. Личностно-ориентированный подход нацелен на создание условий развития личности в процессе реализации квест-игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, развития их способностей и творческого потенциала. Системно-деятельностный подход ориентирован на создание гибкой системы условий развития ребенка, помогающей его позитивной социализации и развития инициативы.
Результаты. Подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности внедрения современной интерактивной технологии квест-игра в образовательный процесс по формированию финансовой грамотности дошкольников. В ходе исследуемой современной интерактивной технологии было выявлено: 1) Активизация познавательной деятельности детей и совершенствование коммуникативных качеств личности. 2) Появление интереса к трудовой деятельности через ознакомление с разными видами профессий. 3) Желание бережно относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения. 4) Творчески подходить к решению игровых задач.



Образовательная среда технического вуза как фактор социально-профессионального становления иностранных обучающихся
Аннотация
Обоснование. Одним из ключевых факторов выбора иностранными абитуриентами российских технических вузов является современная образовательная среда. Однако потенциал такой среды для создания стратегических условий социально-профессионального становления иностранных обучающихся раскрыт недостаточно.
Цель. Авторы ставят целью выявить возможности образовательной среды российского технического вуза для успешного социально-профессионального становления иностранных обучающихся.
Материалы и методы. Материалами для данной статьи послужили работы российских и зарубежных ученых, анализ которых позволил определить теоретические основы изучения образовательной среды технического вуза как фактора социально-профессионального становления иностранных обучающихся; обобщить знания об этапах данного процесса и соответствующих педагогических стратегиях.
Результаты. Будучи микросоциумом, образовательная среда технического вуза относится к внешним факторам, определяющим успешность социально-профессионального становления иностранных обучающихся в комплексе с другими внешними и внутренними факторами. Ее существенными характеристиками выделены коммуникативная комфортность и интерактивность; динамичность и деятельностная направленность; практическая ориентированность и реализация потенциального в личности. Возможности такой среды конкретизируют педагогические реальности: учебные будни; интеграция в отраслевое профессиональное сообщество; индивидуализация, приумножение и углубление межличностных связей. Эти возможности реализуются посредством педагогических стратегий «обогащение», «ориентирование», «приобщение» и «сопровождение» на этапах «академическая адаптация», «социально-профессиональная интеграция», «индивидуализация траектории дальнейшего образования, саморазвития и самосовершенствования».



Методические подходы к интеграции веб-ресурсов в обучение немецкому языку в младшем школьном возрасте
Аннотация
Обоснование. В условиях цифровизации образования и глобальных изменений в образовательной среде на первый план выходит необходимость использования цифровых инструментов и ресурсов для повышения качества учебного процесса. Обучение иностранным языкам, в том числе немецкому, требует особого внимания, так как язык выступает не только средством коммуникации, но и инструментом межкультурного взаимодействия. В младшем школьном возрасте внедрение веб-ресурсов позволяет повысить интерактивность и доступность обучения, способствуя индивидуализации образовательных маршрутов. Использование мультимодальных цифровых инструментов помогает учитывать познавательные потребности младших школьников, усиливая их мотивацию и познавательную активность. Тем не менее, эффективная интеграция веб-ресурсов сопряжена с необходимостью разработки методологических подходов, направленных на адаптацию содержания к возрастным и когнитивным особенностям школьников, а также на обеспечение педагогического контроля над их самостоятельной деятельностью.
Целью исследования является выявление методологических особенностей интеграции образовательных веб-ресурсов в процесс обучения немецкому языку младших школьников с учётом их когнитивных, возрастных и лингвистических особенностей.
Материалы и методы. Исследование опирается на анализ научных публикаций по методике преподавания иностранных языков и описание функциональных возможностей образовательных платформ. Основными методами исследования выступили сравнительный анализ цифровых образовательных ресурсов, анализ учебных процессов и педагогическое моделирование.
Результаты. В результате исследования разработаны методические подходы к интеграции веб-ресурсов в обучение немецкому языку младших школьников, определены механизмы подбора веб-ресурсов и разработаны подходы к их адаптации под возрастные особенности школьников. Установлено, что использование веб-ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует росту мотивации и формированию языковой интуиции. Кроме того, определены подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся с использованием цифровых образовательных инструментов. Результаты исследования позволяют оптимизировать учебный процесс и улучшить подготовку учащихся по немецкому языку в младшем школьном возрасте.



Концептуальные идеи воспитания «нового человека» в истории педагогики: философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные подходы
Аннотация
Обоснование. Происходящие сегодня социальные изменения в обществе требуют решения многих проблем современного образования. Наиболее актуальные из них – воспитание молодого поколения. В этой связи интерес представляют философско-политические, психолого-педагогические, естественно-научные идеи о воспитании личности «нового типа», выдвинутые мыслителями прошлого в разные исторические эпохи. В доказательство необходимости изучения и возможности применения наиболее продуктивных выдвинутых ими утверждений в практике современного образования, автор производит историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в контексте разных подходов: философско-политическом, психолого-педагогическом, естественно-научном.
Цель – произвести историко-педагогический анализ концептуальных идей о воспитании «нового человека» в свете философско-политических, психолого-педагогических, естественно-научных утверждений.
Материалы и методы. В исследовании осуществлён системный подход, предполагающий учёт разных элементов педагогической системы и изменений этих элементов вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества. Статья базируется на комплексе источников, представленных первоисточниками, современными научными исследования в области философии, психологии, педагогики.
Результаты. По итогам проведённого исследования отмечено, что в педагогическую теорию и современную практику воспитания должны быть положены наиболее продуктивные историко-педагогические концептуальные идеи о воспитании личности человека на том основании, что эти идеи содержат в себе гуманистический потенциал в признании ценности человека и соответствуют антропо-ориентированной парадигме образования.



Психологические исследования
Смысложизненные ориентации молодых женщин ингушской национальности как детерминанты их субъективного психологического благополучия
Аннотация
Обоснование. Изучение влияния смысложизненных ориентаций на уровень удовлетворённости жизнью и субъективного ощущения состояния счастья у молодых представительниц ингушского этноса представляет интерес в силу нескольких причин. Во-первых, анализ научной литературы показал, что исследований, посвящённых изучению связи компонентов ценностно-смысловой сферы с удовлетворённостью жизнью у представителей ингушского народа в указанном аспекте, практически, не встречается. Во-вторых, эмпирических исследований, посвящённых изучению удовлетворённости жизнью разных категорий женщин (матерей, руководителей, профессионалов в определенных областях и т.д.) также в проанализированной нами литературе достаточно много, но при этом нами не было встречено исследований, посвящённых изучению категории представительниц ингушского этноса. Таким образом, научная новизна проведённого исследования очевидна, а его результаты смогут оказаться полезными при организации психологических мероприятий (тренингов, консультаций и т.п.) для молодых представительниц ингушского этноса.
Цель – изучение специфики влияния смысложизненных ориентаций молодых ингушских женщин на уровень их удовлетворённости жизнью и субъективное ощущение счастья.
Материалы и методы. Для реализации исследования нами были применены такие методы, как анализ специализированной научной литературы в рамках заявленной тематики; психологическое тестирование с применением таких трёх психодиагностических методик, адаптированных к применению в отечественных исследованиях Д.А. Леонтьевым, как «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика, «Шкала удовлетворённости жизнью» (ШУДЖ, SWLS), E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen и S. Griffin и «Шкала субъективного счастья» (ШСС, SHS), S. Lyubomirsky и H. Lepper; математико-статистическая обработка полученных эмпирических данных с применением усреднения данных, их дескриптивного анализа, одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова, непараметрического критерия H-Краскала-Уоллеса и линейного регрессионного анализа. Для обработки данных были использованы стандартные компьютерные программы «Windows» и «Microsoft Office» («Microsoft Excel 10.0») и SPSS 20.0 for Windows - Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук).
Результаты. Проведён теоретический анализ специализированной научной литературы по теме исследования, обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость проведённого исследования и полученных результатов. Выявлены особенности смысложизненной сферы как выборки в целом, так и выделенных в её рамках трёх возрастных групп, а также степени и специфики влияния её компонентов на субъективное психологическое благополучие личности, состоящее из удовлетворённости жизнью и субъективного ощущения счастья. Было установлено, что степень влияния компонентов смысложизненной сферы уменьшается по мере увеличения возраста респондентов, что может быть связано с экзистенциальным кризисом и трансформацией смыслов и ценностей. Выявлены статистически значимые различия между представителями трёх возрастных групп в отношении способности брать на себя ответственность за события собственной жизни и общей осмысленности жизни, где превалирующие показатели отмечаются у представителей самой старшей из выделенных возрастных категорий респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности профильных специалистов.



Сетевое моделирование структуры интеллектуальной компетентности
Аннотация
Обоснование. Подростковый возраст характеризуется значительными качественными преобразованиями в физической, интеллектуальной, личностной и духовной сферах человека. Этот этап примечателен значительным улучшением навыков решения проблем, обусловленным развитием концептуального мышления и метакогнитивных способностей в контексте интеллектуального роста. Эти продвинутые мыслительные механизмы являются ключевыми для достижения интеллектуальной компетентности и продуктивности.
Цель. Определение структуры конструкта интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте в тернах его понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей.
Материалы и методы. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление структуры интеллектуальной компетентности в контексте проявлений понятийных способностей, произвольных и непроизвольных метакогнитивных способностей, а также интенциональных способностей у старших подростков. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 14–16 лет из общеобразовательных школ г. Москвы. В исследовании использовались данные следующих методик: «Понятийный синтез» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2022), «Метод диагностики степени развития рефлексивности» (Карпов А.В., 2016), «Тест сравнения похожих фигур» (Каган Дж., 1966), «Умонастроения» (Сиповская Я.И., 2015) и «Интерпретация» (Сиповская Я.И., 2016).
Результаты. Определены корреляты показателей интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте, которые демонстрируют избирательные корреляции с концептуальными, метакогнитивными и интенциональными способностями. Основные элементы конструкции интеллектуальной компетентности включают навыки, связанные с созданием новых контекстов, управлением интеллектуальной деятельностью и проявлением специализированной интеллектуальной чувствительности. В то же время показатели непроизвольного интеллектуального контроля имеют более слабую связь с интеллектуальной компетентностью. Это позволяет утверждать, что конструкция интеллектуальной компетентности является неоднородной, что отражает различия в функциональной роли и когнитивной сложности ее компонентов.



Социально-психологический климат как фактор профессиональной подготовки студентов технического вуза
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена исследованию социально-психологического климата студенческих коллективов в техническом вузе, что обусловлено его значением для эффективности образовательного и воспитательного процессов. Авторы обосновывают актуальность темы, указывая на возрастающую роль социально-психологических факторов в условиях усложнения задач современного высшего образования, включая формирование благоприятной атмосферы, развитие сплоченности и творческого потенциала студентов.
Цель – анализ социально-психологического климата студенческого коллектива, выявление его особенностей и факторов, влияющих на образовательный процесс, а также в разработке рекомендаций по его оптимизации.
Материалы и методы. В рамках работы использовались методы анализа психолого-педагогической литературы, наблюдения, тестирования и математической статистики. Исследование базировалось на эмпирических данных, собранных в Институте строительства и транспортной инфраструктуры КубГТУ.
Результаты. Социально-психологический климат определяется такими факторами, как взаимопонимание, защищенность, активность и готовность к сотрудничеству членов коллектива. Установлено, что успешное формирование психологического климата способствует развитию у студентов социально значимых качеств, самоактуализации и гражданской позиции. Кроме того, выявлены ключевые элементы, формирующие коллектив как устойчивую систему, включая механизмы самоуправления и структурные взаимодействия. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных для управления коллективами в высшей школе и повышения квалификации преподавателей. Делается вывод о том, что оптимизация социально-психологического климата в студенческом коллективе способствует не только успешной реализации образовательных задач, но и раскрытию личностного и профессионального потенциала студентов.



Классификация ситуаций насильственного взаимодействия: критерии регулярности и наблюдаемой интенсивности воздействия
Аннотация
Обоснование. В настоящий момент в публикациях, посвященных изучению насилия, наблюдаются трудности в разработке единых оснований, классифицирующих его феноменологию. В частности это касается стратегий его осуществления, обстоятельств, отношений в которых оно происходит. С одной стороны, можно выделить классификации инструментов/форм насилия, с другой – классификации типов ситуаций, где каждая обнаруживает как проблемные зоны, так и точки концептуального роста.
Цель. Целью работы является проблематизация существующих классификаций насилия и разработка на этих основаниях частного варианта классификации насилия – классификации ситуаций насилия.
Методология. Выделение оснований классификации осуществлялось на материале публикаций, предметная область которых прямо или косвенно была связана с классификацией феноменов насилия.
Результаты. Данные классификации можно представить как своеобразные взаимодополняющие друг друга оси, где одна соотносится с конкретными формами воздействия (тактическая сторона), а другая – с организацией их в конкретных условиях (стратегическая сторона). Дополнительным основанием классификации форм насилия может выступать преследуемый эффект – десубъективация объекта насилия, в определенной степени определяющий инструментальную и организационную его сторону. На данных основаниях сконструирована гипотетическая координатная сетка, позволяющая описать различные ситуации насилия в рамках ограниченного количества кластеров, группирующих ситуации воздействия по параметрам регулярности (ситуативное, периодически осуществляемое и регулярное) и условной интенсивности воздействия (слабая, средняя и высокая).
Выводы. Сконструированная модель при всей ее условности не только позволяет компактизировать многообразие ситуаций насилия, но и исходя из выделенных оснований идентифицировать или представить таковые. В частности, в ее рамках можно представить различные варианты использования информационного воздействия, а также гибридные формы насилия.



Мотивы игровой деятельности и личностные особенности взрослых игроков в игры живого общения
Аннотация
Обоснование. В последние годы исследователи отмечают увеличение популярности у взрослых людей игр живого общения (игры в формате личных встреч). Пространство игр живого общения, в отличие от компьютерных игр, характеризуется иными возможностям для личностного проявления и социального взаимодействия игроков, в связи с чем роль этих игр в жизни взрослого населения, а также личностные особенности игроков будут иметь отдельную специфику.
Цель – изучение ведущих мотивов игровой деятельности и связанных с ними личностных особенностей у взрослых мужчин и женщин, играющих в игры живого общения.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 64 постоянных члена клуба игр живого общения. Для установления перечня мотивов участия в играх живого общения применялись методы опроса (анкетирование) и контент-анализа. Личностные особенности игроков устанавливались с помощью метода тестирования. Для установления доминирования показателей и взаимосвязи между ними применялись методы математической статистики (биномиальный критерий, Критерии ранговый ДА Фридмана, W-критерий знаковых рангов Уилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни).
Результаты. Ведущие мотивы участия в играх живого общения идентичны у игроков-мужчин и игроков-женщин: коммуникативный, гедонистический, интеллектуальный, досуговый. Участие в играх живого общения и у мужчин, и у женщин может обеспечивать как реализацию основного жизненного мотива, так и удовлетворение ситуативных потребностей игроков. Мотивация участия в играх живого общения у мужчин поддерживается особенностями их социальной фрустрированности, а у женщин – особенностями их фрустрированности, адаптированности и внутренней конфликтности. И у игроков-мужчин, и у игроков-женщин ведущие мотивы участия в играх живого общения сопровождаются их низкой социальной фрустрированностью.



Психолого-педагогическая программа развития у спортсменов просоциальной направленности
Аннотация
Обоснование. В связи с возрастанием социальной и политической роли современного спорта, а также проявления всех очевидных проблем и противоречий негативной моральной окраски, многочисленных случаев неспортивного поведения и скандалов, назрела острая необходимость в психолого-педагогическом сопровождении, направленном на формирование систематизированных знаний о социально-психологических особенностях и закономерностях развития и поведения спортсменов.
Цель исследования – разработка и научно-методическое обоснование психолого-педагогической программы развития у спортсменов просоциальной направленности.
Методы исследования. Основными методами исследования стали: изучение литературных источников; анализ и синтез, проектирование. Теоретико-методологическою основу исследования составили концепции просоциального поведения, концепция гуманизации современного спорта, философские, аксиологические, культурологические, социально-психологические аспекты спорта и спортивной деятельности.
Результаты. Разработанная программа направлена на личностное развитие спортсменов, способствующее формированию просоциального поведения и моральных норм в спорте. Содержание программы построено с позиций социально-психологических теорий, основано на принципах спортивной этики, включает в себя основы психологии социального развития и коммуникативной культуры, а также способствует профилактике агрессивного поведения спортсменов.



Ценностно-правовые и смысловые характеристики оперативно-розыскной деятельности офицера
Аннотация
Обоснование. Познание сущности и специфики профессиональной служебной деятельности офицера во всем многообразии ее видов, осуществляемой при прохождении военной и иной службы, неизменно приводит нас к необходимости морфологического анализа этих видов (направлений). Одним из видов профессиональной деятельности офицера является оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД), осуществляемая, в том числе специально уполномоченными на то государственными органами (ФСБ России, СВР России, ФСО России, орган внешней разведки Минобороны России).
Цель исследования. Работа направлена на познание ценностно-правовой и смысловой сущности, содержания, структуры и особенностей оперативно-розыскной деятельности офицера.
Материалы и методы. В качестве методологии исследования применен системный подход во всех его концептуальных аспектах (предметном, функциональном и историческом). Также в работе в качестве методологического ориентира использованы работы, раскрывающие сущность постнеклассической научной рациональности, позволившие познать сущность и содержание ОРД как сложной саморазвивающейся системы в многоаспектности ее аксиологических характеристик.
Обсуждения. В соответствии с принципами правового государства, проведение ОРД регламентировано соответствующими нормативными правовыми актами, которыми закреплены и ценностно-смысловые основы её осуществления. Личным составом органов, осуществляющих ОРД являются, в том числе и кадровые военнослужащие – офицеры, которые исполняют соответствующие обязанности при выполнении профессиональных служебных задач. Нормативные правовые акты, законодательно закрепляющие права и полномочия на проведение ОРД с одной стороны являются внешним источником ценностей и смыслов деятельности офицера, которые воспринимаются субъектно. В тоже время стимуляционное воздействие их на ценностно-смысловую сферу офицера вызывает определенную реакцию в виде их субъектной оценки и осмысления, на основании уже имеющихся или формирующихся личностно-смысловых образований.
Результаты. В работе кратко раскрыты правовые нормы, регулирующие ОРД, которые образуют внешние источники для формирования правовых ценностей, а также описаны и объяснены особенности функционирования субъектно-личностных, потребностных, целевых и ценностно-смысловых структур (экзистенциальных, моральных, правовых, эстетических), которые определенным образом обуславливают поведение субъекта, осуществляющего мероприятия ОРД. Итогам проведенного анализа является комплексное познание содержания и структуры правовых и ценностно-смысловых характеристик ОРД офицера.



Терминологическая дискуссия в современной психологии по феномену «цифровое поколение Z»
Аннотация
Обоснование. В середине XX века широкое распространение информационно-технологической революции привело к появлению многочисленных исследований, посвященных изучению возникшего феномена «цифрового поколения». В научной литературе обнаружено множество вариаций, которые дают разнообразные дефиниции и различным образом именуют субъектов, проживающих в описываемый период времени. Различия взглядов в определении и дефинициях данного поколения среди зарубежных и отечественных ученых, свидетельствуют о неоднозначности понимания и сложности этого явления.
Цель – исследовать понятийное поле феномена «цифровое поколение» и выделить ключевые характеристики, присущие поколению.
Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования применяются сравнительно-сопоставительный анализ, синтез и обобщение научных трудов по проблеме исследования.
Результаты. Анализ специальной литературы позволил осуществить авторскую интерпретацию имеющихся терминов и выделить шесть групп терминов с ключевыми характеристиками «цифрового поколения Z»: «Имеющие онлайн-идентичность»; «Технологически продвинутые»; «Поколение неограниченного доступа к информации»; «Мотивированные на частое переключение фокуса внимания»; «Постоянно подключенные к Сети»; «Домоседы». Способность преподавателей высшей школы знать и понимать особенности студентов поколения Z становится определенным ключом к достижению эффективного обучения.


