Опыт духовно-нравственного воспитания студентов в высшей школе(отечественный и зарубежный опыт)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из ключевых задач современного высшего образования, особенно в условиях глобализации и быстро меняющихся социальных ценностей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и систематизации существующих подходов к духовно-нравственному воспитанию в высшей школе как в России, так и за рубежом. В условиях современного общества, где возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и высокими моральными качествами, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим фактором подготовки конкурентоспособных и социально ответственных выпускников.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы и практики духовно-нравственного воспитания студентов на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. В рамках исследования предполагается проанализировать теоретические основы, изучить опыт российских и зарубежных вузов, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе.

Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ образовательных практик, а также эмпирические методы: анкетирование студентов и интервьюирование преподавателей из российских и зарубежных вузов. Эмпирическая база исследования включает данные социологических опросов, материалы экспертных интервью, официальные статистические данные и результаты анализа программ духовно-нравственного воспитания, реализуемых в ведущих университетах России и других стран.

Результаты. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными являются интегративные подходы, сочетающие традиционные ценности с современными образовательными технологиями. Выявлено, что успешные практики духовно-нравственного воспитания включают в себя: внедрение специализированных курсов по этике и философии, организацию волонтерской деятельности, создание студенческих дискуссионных клубов, а также интеграцию этических компонентов в профессиональные дисциплины. Установлено, что зарубежный опыт отличается большей секулярностью и акцентом на гражданскую ответственность, в то время как отечественный подход чаще опирается на традиционные духовные ценности. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной модели духовно-нравственного воспитания, адаптированной к российским реалиям, но учитывающей лучшие мировые практики.

Об авторах

Юлия Андреевна Илларионова

Мелитопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yulya.illarionova.2024@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-3292-4038

аспирант кафедры педагогики и психолого-педагогического образования 

Россия, пр-кт Богдана Хмельницкого, 18, г. Мелитополь, Запорожская обл., 272312, Российская Федерация

Список литературы

  1. Акимова, О. Б., & Франц, А. С. (2021). Педагогика духовности как инновационное направление современного профессионального образования. Инновационные проекты и программы в образовании, (1), 11–16.
  2. Андреев, А. Ю. (2019). Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. Москва: Знак. 640 с.
  3. Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., & Черноризов, А. М. (2019). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, (4), 3–26.
  4. Асмолов, А. Г. (2019). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл. 448 с.
  5. Бондаревская, Е. В. (2018). Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета. 352 с.
  6. Бондаревская, Е. В. (2019). Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, (4), 29–36.
  7. Бордовская, Н. В., & Реан, А. А. (2018). Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 304 с.
  8. Бочкарев, А. И. (2020). Проектирование системы формирования нравственной культуры будущих менеджеров в вузе. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 190 с.
  9. Галиханова, Ю. Р., & Галиханов, М. Ф. (2019). Система организации волонтерской деятельности в вузе. Высшее образование в России, 28(5), 96–106.
  10. Гершунский, Б. С. (2018). Философия образования для XXI века. Москва: Совершенство. 608 с.
  11. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2019). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение. 24 с.
  12. Загвязинский, В. И., & Р. Атаханов. (2020). Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. Москва: Академия. 208 с.
  13. Запесоцкий, А. С. (2018). Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука. 456 с.
  14. Запесоцкий, А. С. (2021). Философия и социология культуры: избранные научные труды. Санкт-Петербург: СПбГУП. 816 с.
  15. Зимняя, И. А. (2020). Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. Эйдос: интернет-журнал. Получено с http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.04.2023).
  16. Иванова, С. В. (2020). Образование в организационно-коммуникативной среде информационного общества. Ценности и смыслы, (45), 6–21. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042
  17. Ильин, И. А. (2021). Путь духовного обновления. Москва: Институт русской цивилизации. 1216 с.
  18. Ильинский, И. М. (2020). Молодежь и молодежная политика. Москва: Голос. 696 с.
  19. Ильинский, И. М. (2019). Образование, молодежь, человек. Москва: Изд-во МосГУ. 560 с.
  20. Кирьякова, А. В. (2019). Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. Москва: Дом педагогики. 318 с.
  21. Лихачев, Б. Т. (2018). Философия воспитания. Москва: Владос. 336 с.
  22. Метлик, И. В. (2019). Религия и образование в светской школе. Москва: Планета-2000. 384 с.
  23. Москалева, Л. Ю., Троицкая, Т. С., & Троицкая, Е. М. (2023). Культурно-образовательное пространство будущих специалистов: праксеологические ориентиры. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (12-2), 85–91. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.12-2.22
  24. Мчедлов, М. П. (2018). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга. 447 с.
  25. Никандров, Н. Д. (2018). Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Педагогическое общество России. 304 с.
  26. Нысанбаев, А. Н., & Курганская, В. Д. (2019). Ценности и идеалы независимого Казахстана. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 322 с.
  27. Пирогов, Н. И. (2018). Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика. 496 с.
  28. Российская Федерация. Правительство. (2015). Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Собрание законодательства РФ, (23), ст. 3357.
  29. Садовничий, В. А. (2019). Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. Москва: МГУ. 39 с.
  30. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., & Шиянов, Е. Н. (2018). Педагогика: учебник. Москва: Академия. 576 с.
  31. Слободчиков, В. И. (2020). Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии. 264 с.
  32. Смирнов, С. Д. (2020). Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности (учебное пособие). Москва: Академия. 400 с.
  33. Сухомлинский, В. А. (2020). Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 288 с.
  34. Фельдштейн, Д. И. (2020). Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Вопросы психологии, (3), 47–56.
  35. Щуркова, Н. Е. (2020). Педагогика. Воспитательная деятельность педагога (учебное пособие). Москва: Юрайт. 319 с.
  36. Akrivou, K., & Sison, A. J. G. (2020). The Inter-Processual Self: Towards a Personalist Virtue Ethics Proposal for Human Agency. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 340 p.
  37. Bebeau, M. J. (2018). The defining issues test and the four component model: contributions to professional education. Journal of Moral Education, 31(3), 271–295. https://doi.org/10.1080/0305724022000008115
  38. Bok, D. (2020). Higher Education in America. Princeton: Princeton University Press. 496 p.
  39. Colby, A., Ehrlich, T., Beaumont, E., & Stephens, J. (2019). Educating Citizens: Preparing America's Undergraduates for Lives of Moral and Civic Responsibility. San Francisco: Jossey-Bass. 352 p.
  40. Floridi, L. (2019). The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press. 384 p.
  41. Gilligan, C. (2020). In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press. 184 p.
  42. Goulah, J. (2021). Daisaku Ikeda and Dialogue for Peace. London: I.B. Tauris. 256 p.
  43. Kohlberg, L. (2021). The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. San Francisco: Harper & Row. 441 p.
  44. Kumagai, K. (2020). Ethics education in Japan. Journal of Moral Education, 49(1), 81–95.
  45. Lickona, T. (2019). Character Matters: How to Help Our Children Develop Good Judgment, Integrity, and Other Essential Virtues. New York: Touchstone. 336 p.
  46. Naval, C., Print, M., & Veldhuis, R. (2018). Citizenship education in Europe: recent developments. Journal of Social Science Education, 17(2), 2–10.
  47. Noddings, N. (2020). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College Press. 176 p.
  48. Okano, K., & Tsuchiya, M. (2019). Education in Contemporary Japan: Inequality and Diversity. Cambridge: Cambridge University Press. 304 p.
  49. Rest, J. R. (2019). Moral Development: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 224 p.
  50. Strand, T. (2021). The Making of a New European Citizenship: Identity, Culture, Ethics. Oxford: Peter Lang. 320 p.
  51. Taylor, C. (2018). A Secular Age. Cambridge: Harvard University Press. 896 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».