Опыт духовно-нравственного воспитания студентов в высшей школе(отечественный и зарубежный опыт)
- Авторы: Илларионова Ю.А.1
-
Учреждения:
- Мелитопольский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 55-72
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/300955
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-673
- EDN: https://elibrary.ru/RWPRAK
- ID: 300955
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из ключевых задач современного высшего образования, особенно в условиях глобализации и быстро меняющихся социальных ценностей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и систематизации существующих подходов к духовно-нравственному воспитанию в высшей школе как в России, так и за рубежом. В условиях современного общества, где возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и высокими моральными качествами, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим фактором подготовки конкурентоспособных и социально ответственных выпускников.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы и практики духовно-нравственного воспитания студентов на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. В рамках исследования предполагается проанализировать теоретические основы, изучить опыт российских и зарубежных вузов, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе.
Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ образовательных практик, а также эмпирические методы: анкетирование студентов и интервьюирование преподавателей из российских и зарубежных вузов. Эмпирическая база исследования включает данные социологических опросов, материалы экспертных интервью, официальные статистические данные и результаты анализа программ духовно-нравственного воспитания, реализуемых в ведущих университетах России и других стран.
Результаты. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными являются интегративные подходы, сочетающие традиционные ценности с современными образовательными технологиями. Выявлено, что успешные практики духовно-нравственного воспитания включают в себя: внедрение специализированных курсов по этике и философии, организацию волонтерской деятельности, создание студенческих дискуссионных клубов, а также интеграцию этических компонентов в профессиональные дисциплины. Установлено, что зарубежный опыт отличается большей секулярностью и акцентом на гражданскую ответственность, в то время как отечественный подход чаще опирается на традиционные духовные ценности. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной модели духовно-нравственного воспитания, адаптированной к российским реалиям, но учитывающей лучшие мировые практики.
Об авторах
Юлия Андреевна Илларионова
Мелитопольский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yulya.illarionova.2024@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-3292-4038
аспирант кафедры педагогики и психолого-педагогического образования
Россия, пр-кт Богдана Хмельницкого, 18, г. Мелитополь, Запорожская обл., 272312, Российская ФедерацияСписок литературы
- Акимова, О. Б., & Франц, А. С. (2021). Педагогика духовности как инновационное направление современного профессионального образования. Инновационные проекты и программы в образовании, (1), 11–16.
- Андреев, А. Ю. (2019). Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. Москва: Знак. 640 с.
- Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., & Черноризов, А. М. (2019). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, (4), 3–26.
- Асмолов, А. Г. (2019). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл. 448 с.
- Бондаревская, Е. В. (2018). Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета. 352 с.
- Бондаревская, Е. В. (2019). Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, (4), 29–36.
- Бордовская, Н. В., & Реан, А. А. (2018). Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 304 с.
- Бочкарев, А. И. (2020). Проектирование системы формирования нравственной культуры будущих менеджеров в вузе. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 190 с.
- Галиханова, Ю. Р., & Галиханов, М. Ф. (2019). Система организации волонтерской деятельности в вузе. Высшее образование в России, 28(5), 96–106.
- Гершунский, Б. С. (2018). Философия образования для XXI века. Москва: Совершенство. 608 с.
- Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2019). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение. 24 с.
- Загвязинский, В. И., & Р. Атаханов. (2020). Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. Москва: Академия. 208 с.
- Запесоцкий, А. С. (2018). Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука. 456 с.
- Запесоцкий, А. С. (2021). Философия и социология культуры: избранные научные труды. Санкт-Петербург: СПбГУП. 816 с.
- Зимняя, И. А. (2020). Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. Эйдос: интернет-журнал. Получено с http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.04.2023).
- Иванова, С. В. (2020). Образование в организационно-коммуникативной среде информационного общества. Ценности и смыслы, (45), 6–21. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042
- Ильин, И. А. (2021). Путь духовного обновления. Москва: Институт русской цивилизации. 1216 с.
- Ильинский, И. М. (2020). Молодежь и молодежная политика. Москва: Голос. 696 с.
- Ильинский, И. М. (2019). Образование, молодежь, человек. Москва: Изд-во МосГУ. 560 с.
- Кирьякова, А. В. (2019). Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. Москва: Дом педагогики. 318 с.
- Лихачев, Б. Т. (2018). Философия воспитания. Москва: Владос. 336 с.
- Метлик, И. В. (2019). Религия и образование в светской школе. Москва: Планета-2000. 384 с.
- Москалева, Л. Ю., Троицкая, Т. С., & Троицкая, Е. М. (2023). Культурно-образовательное пространство будущих специалистов: праксеологические ориентиры. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (12-2), 85–91. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.12-2.22
- Мчедлов, М. П. (2018). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга. 447 с.
- Никандров, Н. Д. (2018). Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Педагогическое общество России. 304 с.
- Нысанбаев, А. Н., & Курганская, В. Д. (2019). Ценности и идеалы независимого Казахстана. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 322 с.
- Пирогов, Н. И. (2018). Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика. 496 с.
- Российская Федерация. Правительство. (2015). Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Собрание законодательства РФ, (23), ст. 3357.
- Садовничий, В. А. (2019). Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. Москва: МГУ. 39 с.
- Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., & Шиянов, Е. Н. (2018). Педагогика: учебник. Москва: Академия. 576 с.
- Слободчиков, В. И. (2020). Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии. 264 с.
- Смирнов, С. Д. (2020). Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности (учебное пособие). Москва: Академия. 400 с.
- Сухомлинский, В. А. (2020). Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 288 с.
- Фельдштейн, Д. И. (2020). Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Вопросы психологии, (3), 47–56.
- Щуркова, Н. Е. (2020). Педагогика. Воспитательная деятельность педагога (учебное пособие). Москва: Юрайт. 319 с.
- Akrivou, K., & Sison, A. J. G. (2020). The Inter-Processual Self: Towards a Personalist Virtue Ethics Proposal for Human Agency. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 340 p.
- Bebeau, M. J. (2018). The defining issues test and the four component model: contributions to professional education. Journal of Moral Education, 31(3), 271–295. https://doi.org/10.1080/0305724022000008115
- Bok, D. (2020). Higher Education in America. Princeton: Princeton University Press. 496 p.
- Colby, A., Ehrlich, T., Beaumont, E., & Stephens, J. (2019). Educating Citizens: Preparing America's Undergraduates for Lives of Moral and Civic Responsibility. San Francisco: Jossey-Bass. 352 p.
- Floridi, L. (2019). The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press. 384 p.
- Gilligan, C. (2020). In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press. 184 p.
- Goulah, J. (2021). Daisaku Ikeda and Dialogue for Peace. London: I.B. Tauris. 256 p.
- Kohlberg, L. (2021). The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. San Francisco: Harper & Row. 441 p.
- Kumagai, K. (2020). Ethics education in Japan. Journal of Moral Education, 49(1), 81–95.
- Lickona, T. (2019). Character Matters: How to Help Our Children Develop Good Judgment, Integrity, and Other Essential Virtues. New York: Touchstone. 336 p.
- Naval, C., Print, M., & Veldhuis, R. (2018). Citizenship education in Europe: recent developments. Journal of Social Science Education, 17(2), 2–10.
- Noddings, N. (2020). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College Press. 176 p.
- Okano, K., & Tsuchiya, M. (2019). Education in Contemporary Japan: Inequality and Diversity. Cambridge: Cambridge University Press. 304 p.
- Rest, J. R. (2019). Moral Development: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 224 p.
- Strand, T. (2021). The Making of a New European Citizenship: Identity, Culture, Ethics. Oxford: Peter Lang. 320 p.
- Taylor, C. (2018). A Secular Age. Cambridge: Harvard University Press. 896 p.
Дополнительные файлы
