Защита Отечества в произведениях художественной литературы: проектирование курсов повышения квалификации в постдипломном образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Усложнение задач становления школьника как гражданина Российской Федерации требует формирования соответствующих компетенций у педагогов. В статье обосновывается актуальность и необходимость устранения методических дефицитов педагогов в области воспитания у обучающихся гражданского самосознания, анализируются результаты проведения курсов повышения квалификации по данной тематике. Приводится пример организации интегративного обучения предметным областям «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины» в рамках военно-гуманитарного компонента содержания новой модели образовательной деятельности по формированию гражданского самосознания.

Цель – апробация  модели повышения квалификации педагогов на основе интеграции предметных областей «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины», направленная на устранение методических дефицитов педагогов по формированию гражданского самосознания у обучающихся средствами обращения к художественной литературе, включающей военно-гуманитарный компонент, и проверка готовности педагогов к реализации этой модели.

Материалы и методы. Основным методом исследования был контент-анализ концептно-ориентированных задач (решения педагогической ситуации патриотического поведения в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия»), проведённый в рамках модуля ДПП «Освоение концептов в процессе формирования гражданской идентичности на интегрированных уроках предметных областей «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», включённого в программы кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.

Результаты. Контент-анализ позволил выявить, что педагоги понимают: необходимо проявлять педагогическую мобильность в решении вопросов формирования гражданственности в новых реалиях образовательного процесса. Эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов послужили основанием для подтверждения актуальности модуля курса повышения квалификации «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», уточнения разрабатываемой модели будущих курсов обучения предметам «Основы безопасности и защита Родины (ОБЗР)» и «Литература» на интегративной основе, расширения тематики модуля курсов повышения квалификации педагогов с включением  предметных областей «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)».  Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование интеллектуально-личностных качеств современного педагога в рамках расширения методических компетенций педагогов по формированию гражданской позиции у обучающихся, будет продолжена в направлении дальнейших исследований в области формирования и развития воспитательного компонента образования взрослых в рамках постдипломного образования педагогов.

Об авторах

Ирина Анатольевна Шерстобитова

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina-sherstobitova@yandex.ru

заведующий кафедрой филологического образования, доцент, канд. пед. наук

Россия, ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская Федерация

Татьяна Викторовна Кот

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского

Email: tvkot2010@mail.ru

и.о. заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека, доцент, канд. псих. наук

Россия, ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская Федерация

Список литературы

  1. Айзман, Р. И., & Королёв, В. А. (2012). Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников. Сибирский педагогический журнал, (7), 210–215.
  2. Алексашина, И. Ю. (2000). Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. Санкт-Петербург: СпецЛит.
  3. Афанасов, А. В. (2014). Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: методические материалы. Ярославль: РИО ЯГПУ.
  4. Бабанский, Ю. К. (2009). Педагогика: Курс лекций. Москва: Владос. 348 с.
  5. Баева, Л. В. (2013). Гражданское самосознание молодёжи в современной России и проблема культурной безопасности. Человек. Сообщество. Управление, (3), 109–118.
  6. Бердяев, Н. А. (1997). Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века. Судьба России. Москва: Сварог и К. 540 с.
  7. Бондаревская, Е. В. (1999). Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва; Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 560 с.
  8. Вершловский, С. Г., & Матюшкина, М. Д. (2005). Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбАППО. 104 с.
  9. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2011). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.). Москва: Просвещение.
  10. Коменский, Я. А. (1982). Избранные педагогические произведения (Т. 2). Москва. 576 с.
  11. Кулюткин, Ю. Н. (1993). Интеграция знаний учителя как психологическая проблема. В Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Межвузовский сборник научных трудов (с. 10–17). Самара: Издательство СамГПИ.
  12. Кулюткин, Ю. Н. (2002). Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки. Санкт-Петербург: СпецЛит. 96 с.
  13. Макаренко, А. С. (1988). Воспитание гражданина. Москва: Просвещение. 304 с.
  14. Михалёва, Т. И. (2005). Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. Москва: Школьная библиотека. 128 с.
  15. Остапенко, А. А. (2016). Стихийные и организованные процессы в образовании. Краснодар. 200 с.
  16. Полякова, Л. А., & Махонина, Е. В. (2024). Актуальные вопросы преподавания ОБЖ с учётом требований новых ФГОС. Актуальные исследования, (35), часть II, 46–49.
  17. Сулейманов, Т. Ф., & Кашапов, У. А. (2021). Религиозный характер русского патриотизма. Инклюзия в образовании, 6(1), 6–21.
  18. Сухомлинский, В. А. (1980). Родина в сердце. Москва: Издательство «Молодая гвардия». 192 с.
  19. Ушинский, К. Д. (1950). Собрание сочинений (Т. 10). Москва: Учпедгиз. 668 с.
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС CОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 413 / Министерство просвещения Российской Федерации. (2022). Москва: Просвещение.
  21. Фролов, В. А. (2018). Духовность как основа патриотизма. Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции (в 2 частях, ч. 1, с. 221–225). Самара: Издательство Самарского государственного экономического университета.
  22. Шерстобитова, И. А. (2017). Концепты как средство раскрытия интеграционного содержания образования (монография). Издательство Ламберт. 96 с.
  23. Шерстобитова, И. А., & Кот, Т. В. (2024). К вопросу мировоззренческих дефицитов и их преодоления в рамках повышения квалификации в постдипломном образовании. А. О. Кравцов (Ред.), Здоровьесбережение и здоровьесозидание в современном образовательном пространстве: сборник статей и методических материалов по итогам всероссийского научно-практического семинара (с. 104–115). Наукоемкие технологии.
  24. Шерстобитова, И. А. (2024). Опыт создания школы волонтёров чтения. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов (вып. 82, ч. 3, с. 414–417). РИО ГПА.
  25. Шинкарева, Н. И., & Петрова, Л. А. (2017). Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся. Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25–26 апреля 2017 г. (с. 702–704). Изд-во Гос. гуманитарно-технологического ун-та.
  26. Шиповская, Л. Б. (2010). Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Астрахань. 94 с.
  27. Piirimae, E. (2009). Dying for the fatherland: Thomas Abbt's theory of aesthetic patriotism. History of European Ideas, 35(2), 194–208. https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2008.09.003

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».