Защита Отечества в произведениях художественной литературы: проектирование курсов повышения квалификации в постдипломном образовании
- Авторы: Шерстобитова И.А.1, Кот Т.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского
- Выпуск: Том 16, № 1 (2025)
- Страницы: 73-96
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 28.02.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/300956
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-685
- EDN: https://elibrary.ru/EWYLJW
- ID: 300956
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Усложнение задач становления школьника как гражданина Российской Федерации требует формирования соответствующих компетенций у педагогов. В статье обосновывается актуальность и необходимость устранения методических дефицитов педагогов в области воспитания у обучающихся гражданского самосознания, анализируются результаты проведения курсов повышения квалификации по данной тематике. Приводится пример организации интегративного обучения предметным областям «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины» в рамках военно-гуманитарного компонента содержания новой модели образовательной деятельности по формированию гражданского самосознания.
Цель – апробация модели повышения квалификации педагогов на основе интеграции предметных областей «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины», направленная на устранение методических дефицитов педагогов по формированию гражданского самосознания у обучающихся средствами обращения к художественной литературе, включающей военно-гуманитарный компонент, и проверка готовности педагогов к реализации этой модели.
Материалы и методы. Основным методом исследования был контент-анализ концептно-ориентированных задач (решения педагогической ситуации патриотического поведения в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия»), проведённый в рамках модуля ДПП «Освоение концептов в процессе формирования гражданской идентичности на интегрированных уроках предметных областей «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», включённого в программы кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.
Результаты. Контент-анализ позволил выявить, что педагоги понимают: необходимо проявлять педагогическую мобильность в решении вопросов формирования гражданственности в новых реалиях образовательного процесса. Эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов послужили основанием для подтверждения актуальности модуля курса повышения квалификации «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», уточнения разрабатываемой модели будущих курсов обучения предметам «Основы безопасности и защита Родины (ОБЗР)» и «Литература» на интегративной основе, расширения тематики модуля курсов повышения квалификации педагогов с включением предметных областей «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)». Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование интеллектуально-личностных качеств современного педагога в рамках расширения методических компетенций педагогов по формированию гражданской позиции у обучающихся, будет продолжена в направлении дальнейших исследований в области формирования и развития воспитательного компонента образования взрослых в рамках постдипломного образования педагогов.
Об авторах
Ирина Анатольевна Шерстобитова
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina-sherstobitova@yandex.ru
заведующий кафедрой филологического образования, доцент, канд. пед. наук
Россия, ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская ФедерацияТатьяна Викторовна Кот
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского
Email: tvkot2010@mail.ru
и.о. заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека, доцент, канд. псих. наук
Россия, ул. Ломоносова, 11-13, г. Санкт-Петербург, 191002, Российская ФедерацияСписок литературы
- Айзман, Р. И., & Королёв, В. А. (2012). Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников. Сибирский педагогический журнал, (7), 210–215.
- Алексашина, И. Ю. (2000). Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. Санкт-Петербург: СпецЛит.
- Афанасов, А. В. (2014). Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: методические материалы. Ярославль: РИО ЯГПУ.
- Бабанский, Ю. К. (2009). Педагогика: Курс лекций. Москва: Владос. 348 с.
- Баева, Л. В. (2013). Гражданское самосознание молодёжи в современной России и проблема культурной безопасности. Человек. Сообщество. Управление, (3), 109–118.
- Бердяев, Н. А. (1997). Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века. Судьба России. Москва: Сварог и К. 540 с.
- Бондаревская, Е. В. (1999). Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва; Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 560 с.
- Вершловский, С. Г., & Матюшкина, М. Д. (2005). Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбАППО. 104 с.
- Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2011). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.). Москва: Просвещение.
- Коменский, Я. А. (1982). Избранные педагогические произведения (Т. 2). Москва. 576 с.
- Кулюткин, Ю. Н. (1993). Интеграция знаний учителя как психологическая проблема. В Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Межвузовский сборник научных трудов (с. 10–17). Самара: Издательство СамГПИ.
- Кулюткин, Ю. Н. (2002). Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки. Санкт-Петербург: СпецЛит. 96 с.
- Макаренко, А. С. (1988). Воспитание гражданина. Москва: Просвещение. 304 с.
- Михалёва, Т. И. (2005). Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. Москва: Школьная библиотека. 128 с.
- Остапенко, А. А. (2016). Стихийные и организованные процессы в образовании. Краснодар. 200 с.
- Полякова, Л. А., & Махонина, Е. В. (2024). Актуальные вопросы преподавания ОБЖ с учётом требований новых ФГОС. Актуальные исследования, (35), часть II, 46–49.
- Сулейманов, Т. Ф., & Кашапов, У. А. (2021). Религиозный характер русского патриотизма. Инклюзия в образовании, 6(1), 6–21.
- Сухомлинский, В. А. (1980). Родина в сердце. Москва: Издательство «Молодая гвардия». 192 с.
- Ушинский, К. Д. (1950). Собрание сочинений (Т. 10). Москва: Учпедгиз. 668 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС CОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 413 / Министерство просвещения Российской Федерации. (2022). Москва: Просвещение.
- Фролов, В. А. (2018). Духовность как основа патриотизма. Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции (в 2 частях, ч. 1, с. 221–225). Самара: Издательство Самарского государственного экономического университета.
- Шерстобитова, И. А. (2017). Концепты как средство раскрытия интеграционного содержания образования (монография). Издательство Ламберт. 96 с.
- Шерстобитова, И. А., & Кот, Т. В. (2024). К вопросу мировоззренческих дефицитов и их преодоления в рамках повышения квалификации в постдипломном образовании. А. О. Кравцов (Ред.), Здоровьесбережение и здоровьесозидание в современном образовательном пространстве: сборник статей и методических материалов по итогам всероссийского научно-практического семинара (с. 104–115). Наукоемкие технологии.
- Шерстобитова, И. А. (2024). Опыт создания школы волонтёров чтения. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов (вып. 82, ч. 3, с. 414–417). РИО ГПА.
- Шинкарева, Н. И., & Петрова, Л. А. (2017). Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся. Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25–26 апреля 2017 г. (с. 702–704). Изд-во Гос. гуманитарно-технологического ун-та.
- Шиповская, Л. Б. (2010). Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Астрахань. 94 с.
- Piirimae, E. (2009). Dying for the fatherland: Thomas Abbt's theory of aesthetic patriotism. History of European Ideas, 35(2), 194–208. https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2008.09.003
Дополнительные файлы
