№ 3 (852) (2024)

Обложка

Педагогические науки

Принципы обучения английскому языку будущих тифлокомментаторов в лингвистическом университете

Гринкевич Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются принципы обучения, на основе которых должна осуществляться иноязычная подготовка будущих тифлокомментаторов в лингвистическом университете. Автор комментирует применение традиционных принципов подготовки тифлокомментаторов, а также выделяет ряд частных принципов обучения с учетом специфики профессии.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):9-16
pages 9-16 views

Реализация концепции «диалога на равных» в вузе

Гусейнова И.А., Горожанов А.И.

Аннотация

В статье предпринимается попытка описать пути установления и ведения «диалога на равных», под которым понимается осуществление социокультурного взаимодействия в профессиональной среде между представителями разных поколений. Такая стратегия позволяет нивелировать социокультурные различия, препятствующие решению профессиональных задач в институциональной среде, создает условия для корпоративного сотрудничества и одновременно способствует формированию и развитию профессиональной культуры.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):17-23
pages 17-23 views

Концепция учебника по англоязычному профессиональному общению: интегративные основы обучения в магистратуре

Евграфова Ю.А., Косиченко Е.Ф.

Аннотация

В статье представлена концепция учебника по профессиональной коммуникации в области лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Концепция основана на коммуникативно-компетентностном подходе, особенностью учебника является сочетание комплексно-тематического и методико-дидактического принципов его построения, способствующих развитию у студентов готовности к иноязычному академическому общению и к преподаванию английского языка.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):24-31
pages 24-31 views

Апперцепция при когнитивном восприятии английских конверсионных глаголов

Извекова Т.Ф., Черединова О.В., Краснова О.А.

Аннотация

В данной статье описана наиболее часто используемая в английском языке модель -преобразование существительного в глагол с помощью конверсии, влияние апперцепции при когнитивном восприятии таких глаголов и их перевод на русский язык. В статье также сформулирован ряд методических рекомендаций, направленных на совершенствование у студентов умений перевода текстов по специальности.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):32-38
pages 32-38 views

Практика использования технологии «перевернутый класс» при обучении иностранному языку

Куницына О.М.

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология «перевернутый класс» как средство обучения иностранному языку и описывается практический опыт ее применения. Особое внимание уделяется преимуществам перевернутого класса, а также анализируются сложности, возникающие у студентов и преподавателя. В статье подчеркивается важность аутентичности языка в подготовительной фазе, а также развитие самостоятельности, мотивации и увеличение разговорного времени студентов в ходе очной фазы практического занятия по иностранному языку.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):39-45
pages 39-45 views

Образовательная нейронаука в трансдисциплинарном измерении

Лебедева Н.В., Краева А.Г.

Аннотация

Изучение когнитивных способностей человека сквозь призму натуралистических и культурцентристких феноменов обосновывает целесообразность включения нейрообразования в трансдисциплинарный локус исследований мозга. Цель статьи - показать то, каким образом трансдисциплинарная революция затронула образовательные технологии и как современная нейронаука интерпретировала ключевые проблемы образования, а также выявить грань соприкосновения процесса научения и художественной когнитивной практики.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):46-51
pages 46-51 views

Teaching English for Construction: Vocabulary Data Base and Its Implications in the Institutional Educational Virtual Environment

Писарик О.И.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается интеграция специализированной словарной базы данных в курсы английского языка, разработанные специально для строительного сектора. Рассматриваются разработка и внедрение этой базы данных, а также ее применение в институциональной образовательной виртуальной среде. Учитывая специфические языковые потребности специалистов в области строительства и используя иммерсивные платформы виртуального обучения, преподаватели могут улучшить результаты студентов и устранить пробелы в профессиональном общении, связанном со строительством.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):52-59
pages 52-59 views

К вопросу о разработке учебного пособия по иностранному языку контекстного типа для профильной школы (гуманитарно-филологический профиль)

Потапова А.Р.

Аннотация

В статье рассматриваются возможности разработки учебного пособия по иностранному языку контекстного типа для профильной школы. За основу учебного пособия берется концепция социальной обучающей модели в рамках теории контекстного образования, возможность использования которой обосновывается на уровне школьного образования. Предлагаются исходные положения к учебному пособию по иностранному языку контекстного типа для гуманитарно-филологического профиля.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):60-66
pages 60-66 views

Внедрение материалов для повышения уровня языковой подготовки студентов 1-го курса бакалавриата технического вуза

Саввина Н.Л., Фирсова Е.А.

Аннотация

Динамика образовательной среды требует постоянного обновления учебных материалов. Цель данного исследования - описать и проанализировать внедрение учебных материалов новой программы по английскому языку для студентов бакалавриата технического вуза, уровень B1+ / B2. Основные задачи: выявить ожидания студентов до внедрения материалов, в ходе освоения программы опросить преподавателей и студентов, после внедрения - проанализировать итоги и внести корректировки в программу. Основным методом является опрос студентов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):67-73
pages 67-73 views

Методические особенности преподавания письменной речи в многонациональной языковой среде

Славин Е.И.

Аннотация

В статье рассмотрены методические особенности преподавания письменной речи в многонациональной языковой среде. Обоснована актуальность проблемы обучения иностранному языку представителей национальных групп. Определены принципы обучения определенному виду речевой деятельности. Выделены два основных подхода к обучению письменной речи. Определены методические особенности предъявления письменного задания. Представлены критерии оценки результативности написания письменного сообщения.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):74-78
pages 74-78 views

Содержательная вариативность функционирования центра развития карьеры в вузе

Соколова А.С., Акилина Т.В.

Аннотация

Изменение структуры рынка труда и динамика профессиональных сред определяют необходимость формирования готовности современного специалиста соотносить профразвитие с меняющимся социально-экономическим контекстом. Нужна психолого-педагогическая поддержка формирования и развития карьеры. Карьероформирующее обучение, которое опирается на многоаспектное понимание карьерного движения, обеспечивает такую поддержку. Центр развития карьеры в вузе реализует идеи такого обучения в разных форматах, обеспечивая готовность молодого специалиста личностно и профессионально развиваться в выбранном направлении.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):79-84
pages 79-84 views

Влияние стиля педагогического общения учителя на подход к осуществлению оценочно-коррекционной работы на уроке иностранного языка

Усачева В.М.

Аннотация

В статье проводится анализ значимых характеристик стилей педагогического общения, а также интерпретация результатов, полученных в результате тестирования учителей иностранного языка (далее - ИЯ) с целью определения их стиля педагогического общения и особенностей подходов к коррекции речевых ошибок. На основе анализа имеющегося материала автор составил характеристику эффективного стиля педагогического общения с точки зрения осуществления оценочно-коррекционной работы на уроке ИЯ.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):85-92
pages 85-92 views

Training Future Teachers for Work with Multi-Level Students

Фролова Г.М.

Аннотация

В статье освещаются некоторые вопросы подготовки будущих преподавателей иностранного языка, связанные с трудностями обучения иностранному языку в академически неоднородных группах. В статье обосновывается использование ролевых игр в ходе профессиональной подготовки или переподготовки преподавателей для повышения качества методической подготовки преподавателей и эффективности учебного процесса. Статья предлагает образцы профессионально ориентированных игр и методические рекомендации, которые могут способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих преподавателей.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):93-97
pages 93-97 views

Самостоятельная работа как фактор оптимизации иноязычного обучения (социально-политические науки)

Харламова Н.С., Мангова О.Б.

Аннотация

В статье анализируется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов политических специальностей. Авторы обосновывают значимость самостоятельной работы в процессе оптимизации иноязычного профессионально ориентированного обучения и в формировании умений осуществления политического дискурса на иностранном языке, а также подчеркивают важность ее эффективного структурирования. В этой связи предлагается дорожная карта, основанная на методе алгоритмизации самостоятельной работы.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):98-104
pages 98-104 views

Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений при обучении иностранным языкам в системе высшего образования

Христофорова Д.А.

Аннотация

В статье представлены теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений студентов при изучении иностранных языков посредством развития их мышления. В системе высшего образования выявлен ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной сформированности вышеназванных умений, которая негативно скажется на будущей профессиональной деятельности студентов. Для их решения автор предлагает использовать профессионально ориентированные кейсы.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):105-110
pages 105-110 views

Психологические науки

Развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга

Ахмадиева Л.Р.

Аннотация

В статье рассматривается проблема влияния различных форм организации наблюдения на развитие наблюдательности студентов психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга, оценивается развитие наблюдательности. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что наблюдательность лучше развивается при групповом наблюдении участников тренинга за собственным поведением, которое проводится в конце тренинга. Полученные выводы позволяют разрабатывать эффективные профессиональные тренинги, развивающие психологическую наблюдательность.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):111-117
pages 111-117 views

Особенности эгоцентризма у студентов школы комедийной импровизации

Зубова А.В.

Аннотация

В статье рассмотрены эгоцентризм в форме сфокусированности личности на себе у студентов школы комедийной импровизации. Выявлены с помощью наблюдения и контент-анализа видеозаписей занятий показатели эгоцентризма, копинг-стратегии и готовности к сотрудничеству успешных и неуспешных студентов-импровизаторов. Установлено, что успешные студенты-импровизаторы имеют средние уровни эгоцентризма, отличаются готовностью к сотрудничеству и конструктивными копинг-стратегиями.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):118-124
pages 118-124 views

Эгоцентризм у студентов-билингвов при тестировании на киргизском и русском языках

Пашукова Т.И., Каримбекова Н.М.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эгоцентризма на русском и киргизском языках у студентов-билингвов, обучающихся в вузах Бишкека. В исследовании применялись анкетирование, экспертная оценка владения испытуемыми киргизским и русским языками и тест эгоцентрических ассоциаций на этих двух языках. Подтверждена корреляция величин эгоцентризма испытуемых при тестировании на киргизском и русском языках. Выявлены меньшие показатели их величины при тестировании на киргизском языке.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):125-131
pages 125-131 views

Юридические науки

Вещные права в системе имущественных прав и отдельные вопросы совершенствования законодательства о них

Василишин И.И.

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются структура и содержание имущественных прав в современном российском законодательстве, их взаимосвязь с понятием и гражданско-правовым режимом имущества. Основное внимание в работе уделяется вещным правам, их становлению на различных этапах развития российского и советского права. Затронуты проблемы реформирования института вещного права, вопросы научной дискуссии о темпах предлагаемых изменений, содержательных недостатках и противоречиях законопроекта.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):132-136
pages 132-136 views

Антикоррупционный потенциал в системе социальных функций

Иншаков С.М., Казакова В.А.

Аннотация

В статье рассматриваются понятие и структура антикоррупционного потенциала общества, факторы динамики означенного потенциала, генезис антикоррупционной практики, влияние социально-политической организации общества на эффективность борьбы с коррупцией. Выявление качественных и количественных параметров антикоррупционного потенциала есть инструмент к прогнозированию перспективы развития коррупции в стране и формированию программы противодействия ей.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):137-142
pages 137-142 views

Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

Прокофьева Т.В.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, проводится анализ понятий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», раскрываются их сущностные характеристики. Рассматривается современное состояние экономической преступности в аспекте существующих угроз безопасности России.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(3 (852)):143-148
pages 143-148 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».