№ 3 (852) (2024)
- Год: 2024
- Статей: 21
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-3488/issue/view/20315
Педагогические науки
Принципы обучения английскому языку будущих тифлокомментаторов в лингвистическом университете
Аннотация
В статье рассматриваются принципы обучения, на основе которых должна осуществляться иноязычная подготовка будущих тифлокомментаторов в лингвистическом университете. Автор комментирует применение традиционных принципов подготовки тифлокомментаторов, а также выделяет ряд частных принципов обучения с учетом специфики профессии.



Реализация концепции «диалога на равных» в вузе
Аннотация
В статье предпринимается попытка описать пути установления и ведения «диалога на равных», под которым понимается осуществление социокультурного взаимодействия в профессиональной среде между представителями разных поколений. Такая стратегия позволяет нивелировать социокультурные различия, препятствующие решению профессиональных задач в институциональной среде, создает условия для корпоративного сотрудничества и одновременно способствует формированию и развитию профессиональной культуры.



Концепция учебника по англоязычному профессиональному общению: интегративные основы обучения в магистратуре
Аннотация
В статье представлена концепция учебника по профессиональной коммуникации в области лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Концепция основана на коммуникативно-компетентностном подходе, особенностью учебника является сочетание комплексно-тематического и методико-дидактического принципов его построения, способствующих развитию у студентов готовности к иноязычному академическому общению и к преподаванию английского языка.



Апперцепция при когнитивном восприятии английских конверсионных глаголов
Аннотация
В данной статье описана наиболее часто используемая в английском языке модель -преобразование существительного в глагол с помощью конверсии, влияние апперцепции при когнитивном восприятии таких глаголов и их перевод на русский язык. В статье также сформулирован ряд методических рекомендаций, направленных на совершенствование у студентов умений перевода текстов по специальности.



Практика использования технологии «перевернутый класс» при обучении иностранному языку
Аннотация
В статье рассматривается педагогическая технология «перевернутый класс» как средство обучения иностранному языку и описывается практический опыт ее применения. Особое внимание уделяется преимуществам перевернутого класса, а также анализируются сложности, возникающие у студентов и преподавателя. В статье подчеркивается важность аутентичности языка в подготовительной фазе, а также развитие самостоятельности, мотивации и увеличение разговорного времени студентов в ходе очной фазы практического занятия по иностранному языку.



Образовательная нейронаука в трансдисциплинарном измерении
Аннотация
Изучение когнитивных способностей человека сквозь призму натуралистических и культурцентристких феноменов обосновывает целесообразность включения нейрообразования в трансдисциплинарный локус исследований мозга. Цель статьи - показать то, каким образом трансдисциплинарная революция затронула образовательные технологии и как современная нейронаука интерпретировала ключевые проблемы образования, а также выявить грань соприкосновения процесса научения и художественной когнитивной практики.



Teaching English for Construction: Vocabulary Data Base and Its Implications in the Institutional Educational Virtual Environment
Аннотация
В настоящей статье рассматривается интеграция специализированной словарной базы данных в курсы английского языка, разработанные специально для строительного сектора. Рассматриваются разработка и внедрение этой базы данных, а также ее применение в институциональной образовательной виртуальной среде. Учитывая специфические языковые потребности специалистов в области строительства и используя иммерсивные платформы виртуального обучения, преподаватели могут улучшить результаты студентов и устранить пробелы в профессиональном общении, связанном со строительством.



К вопросу о разработке учебного пособия по иностранному языку контекстного типа для профильной школы (гуманитарно-филологический профиль)
Аннотация
В статье рассматриваются возможности разработки учебного пособия по иностранному языку контекстного типа для профильной школы. За основу учебного пособия берется концепция социальной обучающей модели в рамках теории контекстного образования, возможность использования которой обосновывается на уровне школьного образования. Предлагаются исходные положения к учебному пособию по иностранному языку контекстного типа для гуманитарно-филологического профиля.



Внедрение материалов для повышения уровня языковой подготовки студентов 1-го курса бакалавриата технического вуза
Аннотация
Динамика образовательной среды требует постоянного обновления учебных материалов. Цель данного исследования - описать и проанализировать внедрение учебных материалов новой программы по английскому языку для студентов бакалавриата технического вуза, уровень B1+ / B2. Основные задачи: выявить ожидания студентов до внедрения материалов, в ходе освоения программы опросить преподавателей и студентов, после внедрения - проанализировать итоги и внести корректировки в программу. Основным методом является опрос студентов.



Методические особенности преподавания письменной речи в многонациональной языковой среде
Аннотация
В статье рассмотрены методические особенности преподавания письменной речи в многонациональной языковой среде. Обоснована актуальность проблемы обучения иностранному языку представителей национальных групп. Определены принципы обучения определенному виду речевой деятельности. Выделены два основных подхода к обучению письменной речи. Определены методические особенности предъявления письменного задания. Представлены критерии оценки результативности написания письменного сообщения.



Содержательная вариативность функционирования центра развития карьеры в вузе
Аннотация
Изменение структуры рынка труда и динамика профессиональных сред определяют необходимость формирования готовности современного специалиста соотносить профразвитие с меняющимся социально-экономическим контекстом. Нужна психолого-педагогическая поддержка формирования и развития карьеры. Карьероформирующее обучение, которое опирается на многоаспектное понимание карьерного движения, обеспечивает такую поддержку. Центр развития карьеры в вузе реализует идеи такого обучения в разных форматах, обеспечивая готовность молодого специалиста личностно и профессионально развиваться в выбранном направлении.



Влияние стиля педагогического общения учителя на подход к осуществлению оценочно-коррекционной работы на уроке иностранного языка
Аннотация
В статье проводится анализ значимых характеристик стилей педагогического общения, а также интерпретация результатов, полученных в результате тестирования учителей иностранного языка (далее - ИЯ) с целью определения их стиля педагогического общения и особенностей подходов к коррекции речевых ошибок. На основе анализа имеющегося материала автор составил характеристику эффективного стиля педагогического общения с точки зрения осуществления оценочно-коррекционной работы на уроке ИЯ.



Training Future Teachers for Work with Multi-Level Students
Аннотация
В статье освещаются некоторые вопросы подготовки будущих преподавателей иностранного языка, связанные с трудностями обучения иностранному языку в академически неоднородных группах. В статье обосновывается использование ролевых игр в ходе профессиональной подготовки или переподготовки преподавателей для повышения качества методической подготовки преподавателей и эффективности учебного процесса. Статья предлагает образцы профессионально ориентированных игр и методические рекомендации, которые могут способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих преподавателей.



Самостоятельная работа как фактор оптимизации иноязычного обучения (социально-политические науки)
Аннотация
В статье анализируется роль самостоятельной работы при обучении иностранному языку студентов политических специальностей. Авторы обосновывают значимость самостоятельной работы в процессе оптимизации иноязычного профессионально ориентированного обучения и в формировании умений осуществления политического дискурса на иностранном языке, а также подчеркивают важность ее эффективного структурирования. В этой связи предлагается дорожная карта, основанная на методе алгоритмизации самостоятельной работы.



Теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений при обучении иностранным языкам в системе высшего образования
Аннотация
В статье представлены теоретические предпосылки формирования интеллектуальных умений студентов при изучении иностранных языков посредством развития их мышления. В системе высшего образования выявлен ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной сформированности вышеназванных умений, которая негативно скажется на будущей профессиональной деятельности студентов. Для их решения автор предлагает использовать профессионально ориентированные кейсы.



Психологические науки
Развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга
Аннотация
В статье рассматривается проблема влияния различных форм организации наблюдения на развитие наблюдательности студентов психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга, оценивается развитие наблюдательности. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что наблюдательность лучше развивается при групповом наблюдении участников тренинга за собственным поведением, которое проводится в конце тренинга. Полученные выводы позволяют разрабатывать эффективные профессиональные тренинги, развивающие психологическую наблюдательность.



Особенности эгоцентризма у студентов школы комедийной импровизации
Аннотация
В статье рассмотрены эгоцентризм в форме сфокусированности личности на себе у студентов школы комедийной импровизации. Выявлены с помощью наблюдения и контент-анализа видеозаписей занятий показатели эгоцентризма, копинг-стратегии и готовности к сотрудничеству успешных и неуспешных студентов-импровизаторов. Установлено, что успешные студенты-импровизаторы имеют средние уровни эгоцентризма, отличаются готовностью к сотрудничеству и конструктивными копинг-стратегиями.



Эгоцентризм у студентов-билингвов при тестировании на киргизском и русском языках
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эгоцентризма на русском и киргизском языках у студентов-билингвов, обучающихся в вузах Бишкека. В исследовании применялись анкетирование, экспертная оценка владения испытуемыми киргизским и русским языками и тест эгоцентрических ассоциаций на этих двух языках. Подтверждена корреляция величин эгоцентризма испытуемых при тестировании на киргизском и русском языках. Выявлены меньшие показатели их величины при тестировании на киргизском языке.



Юридические науки
Вещные права в системе имущественных прав и отдельные вопросы совершенствования законодательства о них
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются структура и содержание имущественных прав в современном российском законодательстве, их взаимосвязь с понятием и гражданско-правовым режимом имущества. Основное внимание в работе уделяется вещным правам, их становлению на различных этапах развития российского и советского права. Затронуты проблемы реформирования института вещного права, вопросы научной дискуссии о темпах предлагаемых изменений, содержательных недостатках и противоречиях законопроекта.



Антикоррупционный потенциал в системе социальных функций
Аннотация
В статье рассматриваются понятие и структура антикоррупционного потенциала общества, факторы динамики означенного потенциала, генезис антикоррупционной практики, влияние социально-политической организации общества на эффективность борьбы с коррупцией. Выявление качественных и количественных параметров антикоррупционного потенциала есть инструмент к прогнозированию перспективы развития коррупции в стране и формированию программы противодействия ей.



Вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, проводится анализ понятий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», раскрываются их сущностные характеристики. Рассматривается современное состояние экономической преступности в аспекте существующих угроз безопасности России.


