№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая модель формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в образовательном процессе вуза

Кравчук М.В.

Аннотация

Обоснована актуальность и необходимость разработки модели педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся юношеского возраста в вузе в условиях всеобщей информатизации и погруженности молодежи в открытую интернет-среду. Рассмотрены основные подходы к определению понятия «информационно-психологическая безопасность личности». Уточнено содержание данного понятия. Предложена теоретическая модель процесса формирования информационно-психологической безопасности обучающихся вуза. В проекте модели выделены четыре блока: методологический, содержательный, процессуальный, результативно-целевой. Дана подробная характеристика каждого блока модели. Выделены критерии сформированности информационнопсихологической безопасности личности обучающихся вуза. Представлена характеристика уровней сформированности данного личностного новообразования. Результатом реализации модели является рост уровня сформированности информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе. Это выражается в более осознанном и ответственном отношении к поступающей информации, в развитии умений безопасной работы с различным контентом, размещенным в глобальной сети, в формировании навыков психологической самозащиты в случае негативного информационного воздействия и умения своевременно распознавать манипулятивные приемы в условиях виртуальной и реальной коммуникаций. Предлагаемая модель может быть использована педагогами при составлении программы педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности студентов в образовательных учреждениях высшего образования.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):9-15
pages 9-15 views

Методика воспитания морально-волевых качеств у детей и подростков средствами спортивной деятельности

Ануфриев С.Ф., Поздеева С.И.

Аннотация

Все более важным становится развитие у современных детей и подростков моральной устойчивости, самостоятельности и ответственности за свои действия, чтобы успевать за быстрыми темпами развития и изменений в современном обществе, для которого также характерен высокий уровень стресса. Все эти качества необходимы для формирования гармоничной личности, способной справляться с любыми жизненными вызовами. Сфера спортивной деятельности является актуальным контекстом формирования позитивных нравственных качеств у детей и молодежи. Цель статьи – описать методику воспитания морально-волевых качеств (смелости, решительности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, инициативности) у детей и подростков, занимающихся в спортивной школе олимпийского резерва (на примере юных кикбоксеров). Использовался анализ теоретических источников по проблеме нравственного воспитания, а также практического опыта тренеров-преподавателей Федерации кикбоксинга Томской области. Обнаружено, что методики воспитания морально-волевых качеств юных кикбоксеров 11–12 лет изучены недостаточно. Представлена методика комплексного воспитания смелости, решительности, самостоятельности, настойчивости, ответственности и инициативности, основанная на выполнении упражнений и тренировочных заданий, соответствующих избранному виду спорта. Комплексный подход в воспитании морально-волевых качеств будет способствовать развитию психологической подготовки, технических и тактических навыков и умений кикбоксеров, занимающихся в школе олимпийского резерва.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):16-24
pages 16-24 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Художественное образование младших школьников Ирака и России

Адаскина А.А., Аль-харган Х.И.

Аннотация

Художественное образование в настоящее время является одним из обязательных направлений начального образования в большинстве стран. В данной статье исследуется влияние культурных традиций на художественное образование школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить, как культурные традиции влияют на содержание и методы начального художественного образования. Система художественного образования в России опирается на европейские, а не национальные традиции, старается познакомить детей с культурой и искусством разных стран, а не только России, в то время как художественное образование в Ираке в большей степени подчинено задаче сохранения культурных традиций. Обучение художественным дисциплинам в России опирается на глубокие теоретические разработки в сфере психологии и педагогики. В настоящее время в России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет единой программы, учителя могут работать по рекомендованным программам или предлагать собственные. Программа художественного образования в России носит светский характер. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):25-35
pages 25-35 views

Самоопределение как основная компетенция предпринимателя в сфере образования

Федоренко Е.Ю., Дрейцер С.И., Островерх А.И.

Аннотация

В статье рассматриваются современные тенденции в области развития предпринимательства, значимость молодежного предпринимательства и формирование соответствующих компетенций в условиях университета. Особое внимание уделяется предпринимательству в сфере образования. На примере разворачивания программы бакалавриата «Образовательные проекты: управление и предпринимательство» в Московской высшей школе социальных и экономических наук авторы рассуждают о способности к самоопределению как ключевой для предпринимательской деятельности в образовании. В статье предложены практики развития способности к самоопределению, разработаны критерии диагностики ее становления.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):36-45
pages 36-45 views

Закономерности системы физической подготовки лыжников-гонщиков

Кучерова А.В.

Аннотация

В данной статье представлено содержание закономерностей системы физической подготовки лыжников. Обоснована зависимость структуры и содержания физической подготовки от вариативности соревновательной деятельности, формирующейся под воздействием динамичности общественных процессов и условий. Раскрыты причинно-следственные связи тренировочного процесса с факторами, от которых зависит этот процесс. Изложено концептуальное предложение по организации структуры закономерностей системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Исследование проведено с помощью теоретических методов, позволивших уточнить и систематизировать научные знания, а также объяснить педагогические явления с точки зрения биологических фактов и установить взаимоотношения между педагогическими понятиями. Упорядочив многочисленную информацию о законах и закономерностях в педагогике и дидактике, мы представили свое концептуальное предложение по структуре закономерностей системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Так как тренировочный процесс относится к спортивно-педагогической деятельности, то ряд закономерностей, выявленных многими авторами педагогических теорий, можно адаптировать в процессе физической подготовки. На основании проведенного анализа и обобщения многочисленных литературных источников в статье обоснованы и сформулированы закономерности системы физической подготовки лыжников-гонщиков. Обозначена обусловленность представленных закономерностей от причинно-следственных связей и факторов, от которых зависит физическая подготовленность спортсменов. Проведено дифференцирование закономерностей на внешнюю и внутренние. Особое внимание уделено группе закономерностей выражающих внутренние связи процесса физического развития и результата физической подготовки в системе многолетней подготовки спортсмена.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):46-55
pages 46-55 views

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности использования технологий больших данных в практиках профориентации школьников на педагогическую деятельность

Малахов В.В.

Аннотация

В работе представлены современные тренды в профориентации школьников на педагогическую профессию, связанные с технологиями больших данных, искусственным интеллектом и персонификацией карьерных траекторий. Показаны возможности базового источника анализа данных на примере социальной сети «ВКонтакте», который может быть использован для выявления идентификационных признаков педагогического сообщества и прогнозирования склонностей школьников к педагогической профессии. В статье представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого была сформирована организационно-педагогическая модель использования технологий больших данных в региональной системе профессиональной ориентации школьников на педагогическую деятельность, основанная на методах предиктивной аналитики. Модель позволяет идентифицировать ключевые факторы, влияющие на выбор педагогической профессии, и формировать персонализированные рекомендации карьерного построения пути для школьников. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых инструментов и методик профориентации, направленных на повышение эффективности выбора будущей профессии и снижение риска профессиональной дезадаптации. Материалы статьи подготовлены на основе использования методов теоретического и структурного анализа, фокус-группы, экспертного метода и метода моделирования.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):56-65
pages 56-65 views

Моделирование при формировании профессионально значимых личностных качеств студентов среднего профессионального образования

Бабакина Е.П., Попова О.В.

Аннотация

Актуальным вопросом становления будущего специалиста как профессионала, востребованного в рамках новых социально-экономических реалий, является тематика профессионально значимых личностных качеств студентов среднего профессионального образования (СПО), рост подтверждается статистическими данными. В предложенной модели формирования профессионально значимых личностных качеств студентов СПО представлено содержание целевого, методологического, содержательно-технологического, контрольно-оценочного и результативного компонентов. Они служат основаниями для проведения формирующего эксперимента с учетом ранее полученных данных. В статье присутствует схема интерактивной формы обучения, включающая в себя внешнюю среду, контент, преподавателя, обучающегося, группу или класс.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):66-73
pages 66-73 views

Самообразование в повышении квалификации преподавателей вузов

Стародубцев В.А., Исаева Е.В., Лобаненко О.Б.

Аннотация

Императив развития Российской Федерации как суверенного государства требует поиска новых точек прорыва в науке, экономике, общественной организации и в образовании. В этом контексте актуальным становится критический анализ традиционных форм организации системы образования и ее отдельных областей. Целью исследования является попытка обоснования нового понимания самообразования по сущностным характеристикам деятельности и определение возможности включения формата самообразования в образовательную практику, в частности в повышение квалификации преподавателей технического университета. Использован метод педагогического эксперимента с фокус-группой преподавателей различной специализации, в котором личностное развитие слушателей предваряло аспекты развития общепрофессионального. Для обеспечения формата самообразования слушателям предоставлялись для выбора средства самотестирования персональных характеристик, база информационных материалов, охватывающих инновационные методы и инструменты преподавания, ставились условия автономной работы в течение определенного временного периода, формы самоотчета и внешней оценки результатов. Анкетирование слушателей, окончивших курс повышения квалификации, показало, что для большей части преподавателей включение формата самообразования в процесс проведения курса является целесообразным, особенно в условиях холистического характера научно-исследовательской, образовательной и организационной деятельности преподавателей высшей школы.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):74-84
pages 74-84 views

Формирование цифровой грамотности курсантов в военных вузах

Пальчикова Г.С.

Аннотация

Оптимизация информационного пространства представляет актуальную проблему снижения напряженности учебного процесса на начальных курсах в военных вузах. Организм курсантов начальных курсов находится в стадии формирования, испытывая при этом большие перегрузки по сравнению со школьным учебным процессом. Одним из ключевых решений этой проблемы является трансформация образовательных ресурсов. Целью военного образования является повышение эффективности обучения за счет применения инновационных цифровых технологий. Одной из важных характеристик глобального информационного пространства, в котором все мы ныне находимся, является чрезмерная насыщенность и переизбыток информации, что приводит к необходимости разработки у обучающихся умений отделять главное от второстепенного, извлекать полезные материалы и использовать их для решения текущих задач. Рассмотрены аспекты цифровой трансформации системы военного образования и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современных высших военных учебных заведениях. Обсуждены вопросы комплексного формирования цифровой грамотности курсантов в военных вузах. Комплексный подход к формированию дистанционных образовательных технологий должен базироваться на принципах диалогового режима работы в электронных образовательных ресурсах. Изучаются особенности использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий в военных вузах. Анализируются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются вузы, педагогический состав и курсанты в процессе цифровизации системы образования, возможные пути их решения. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к формированию цифровой грамотности курсантов в военных вузах.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):85-92
pages 85-92 views

ПСИХОЛОГИЯ

Разработка и валидизация опросника «Оценка педагогического консерватизма»

Авакян И.Б.

Аннотация

Представлены описание, результаты разработки, валидизации и стандартизации оригинальной методики оценки педагогического консерватизма. В исследовании, направленном на выявление психометрических характеристик новой методики, приняли участие 379 человек в возрасте от 21 до 65 лет. Из них женщин – 204 человека, мужчин – 175 человек (выборка 1); для верификации конвергентной валидности участниками исследования стали 379 респондентов (выборка 2); для оценки тест-ретестевой надежности приняли участие 105 человек (выборка 3). В группе от 25 до 35 лет количество женщин составило 50 человек, мужчин – 41 человек; в группе от 36 до 44 лет количество женщин составило 54 человека, мужчин – 43 человека; в группе от 45 до 55 лет количество женщин составило 51 человек, мужчин – 49 человек; в группе от 56 до 65 лет количество женщин составило 49 человек, мужчин – 42 человека. Разработанная методика включает в себя 7 шкал и 43 вопроса: объективный фактор, субъективный фактор, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, поведенческий компоненты, которые оцениваются на основе представленных в них показателей по пятибалльной шкале, что позволяет определить уровень педагогического консерватизма. В процессе разработки гипотетического конструкта методики проведен теоретический анализ научных подходов к предмету исследования, раскрыто содержание феномена педагогического консерватизма. Продемонстрирован текст методики, ключи, интерпретация результатов, данные о нормировании выборки, на основе которой конструировалось исследование. Полученные результаты исследования подтверждают высокий уровень надежности, достоверности, валидности опросника, что позволяет представить его в качестве обоснованного и пригодного психодиагностического инструмента для изучения психологических характеристик и уровня проявления педагогического консерватизма педагогов высших учебных заведений, средних профессиональных учреждений, общеобразовательных учреждений в процессе психолого-педагогического сопровождения педагогической деятельности.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):93-112
pages 93-112 views

Связи проблемного пользования социальными сетями с самооценкой, застенчивостью, удовлетворенностью жизнью, ассертивностью и самоуважением

Шейнов В.П., Карпиевич В.А., Ермак В.О.

Аннотация

Цели проведенного исследования – выявить взаимосвязи проблемного использования соцсетей с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и застенчивостью. В результате в белорусском социуме выявлены высокозначимые отрицательные взаимосвязи зависимости от соцсетей мужчин и женщин с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и положительные – с застенчивостью и зависимостью от смартфона. Показано, что фактор «уверенность в себе» у мужчин статистически значимо превосходит данный фактор у женщин, а средние значения показателей остальных факторов у женщин больше аналогичных показателей мужчин. Практическое значение результатов настоящего исследования включает их использование в разъяснительной работе об опасности попадания в зависимость от социальных сетей.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):113-121
pages 113-121 views

Антивиктимное и рискориентированное мышление как компетенции выпускника вуза

Будякова Т.П.

Аннотация

Рассматриваются вопросы формирования и развития компетенций по решению профессиональных задач с применением алгоритмов виктимного, антивиктимного и рискориентированного видов мышления у студентов вуза. Актуализируется сложившийся в психологической науке подход разделения операций мышления на универсальные (анализ, синтез и т. д.) и дисциплинарные (предметные), специфичные для конкретной научной дисциплины. Показывается, что рискориентированное (или рискованное) и антивиктимное типы мышления занимают особое место в этой сложившейся классификации. Предметные операции, входящие в состав этих видов мышления, могут кардинально отличаться друг от друга, несмотря на то, что оба типа мышления ориентированы на решение задач в условиях неопределенности, отягченных факторами опасности для личности или ее имущества. Предлагается авторская методика по формированию умений различать виктимное, антивиктимное и рискориентированное мышление. Участниками исследования выступили студенты второго курса Елецкого государственного университета в количестве 40 человек. В качестве методов были применены эксперимент и групповое интервью. Было установлено, что студенты в основном с ошибками решали задачи на выявление типа мышления, который использовали люди при решении неоднозначных ситуаций, зафиксированных в учебных кейсах. При этом даже при правильном решении задач студенты не всегда смогли сформулировать критерии отличия одного вида мышления от другого. Ошибки проявились в неразличении рискориентированного мышления и виктимного, антивиктимного и рискориентированного. Чаще всего ошибки были зафиксированы при решении задач, фигурантами которых были пожилые люди. Делается вывод о необходимости включения в образовательные стандарты компетенций по владению антивиктимным мышлением.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):122-130
pages 122-130 views

Коммуникативная компетентность старших дошкольников с опережающим темпом психического развития

Егорова М.А., Заречная А.А.

Аннотация

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей коммуникативных компетенций у детей с опережающим темпом психического развития (ОТПР). Методология исследования выстроена на основе универсальной авторской структурной модели коммуникативной компетентности человека. В общую выборку вошли дошкольники с нормотипичным (N = 75) и опережающим темпом психического развития (N = 75). Методы исследования: коллективная экспертная оценка, невключенное наблюдение, статистическая обработка данных. Методики исследования: «свободная игра», «конструирование по образцу в диаде», «рисунок по образцу в диаде». Установлено, что ОТПР обусловливает выраженную дисгармоническую акселерацию когнитивного и коммуникативного развития детей 6–7 лет. Это проявляется в ускоренном темпе формирования у них речелингвистического компонента и выраженном замедлении темпа формирования оценочно-рефлексивного и социально-поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Полученные результаты позволяют определить «мишени» и технологии процесса целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОТПР.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):131-142
pages 131-142 views

Психологическая характеристика жизнеспособности подростков, проявляющих разные роли в буллинге

Гофман А.В., Капустина В.А.

Аннотация

Рассматривается важность изучения жизнеспособности в современном обществе, подчеркивается необходимость исследования жизнеспособности у подростков. Проанализирована проблема буллинга как одна из наиболее актуальных в подростковой среде. Приведены результаты пилотажного исследования специфики жизнеспособности подростков, занимающих различные роли в буллинге. Исследование было проведено на выборке, состоявшей из 88 подростков 15–17 лет, обучающихся в г. Новосибирске. Значимых различий жизнеспособности между группами жертв, наблюдателей и защитников не выявлено. Обнаружено, что содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга различаются в зависимости от занимаемой роли. Для подростков, проявляющих роль жертвы, в структуре жизнеспособности значимы показатели временной перспективы; для подростков с преобладающей ролью защитника – экстраверсии как индивидуальной характеристики.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):143-150
pages 143-150 views

Моделирование способов коммуникативного реагирования в условиях структурного баланса и когнитивного диссонанса

Цупикова Е.В., Цыгулева М.В.

Аннотация

Навыки эффективной коммуникации являются самыми востребованными не только в современной повседневной жизни, но и в деловой и профессиональной сферах общения. Неумение выбрать стратегию коммуникативного поведения, выстраивание общения на уровне интуиции не позволяют коммуниканту успешно решать сложные умственные задачи. Воспринимая новую информацию, человек производит когнитивную реорганизацию своего опыта, результатом которой становится консонанс или диссонанс. Цель исследования – представить осознанный и контролируемый со стороны индивида процесс эффективного общения в случае возникновения ситуации когнитивного диссонанса. Выявляются причины возникновения диссонанса в коммуникации и пути возврата консонанса, требующие авторефлексивных и аналитических способностей: анализ текста, анализ мотивов собеседника, анализ собственной системы знаний и поступающей информации, выявление пресуппозиций текста и речевой ситуации в целом, восстановление логической структуры, восполнение пробелов знаний. Основным способом воздействия индивида на себя и других людей для устранения диссонанса является влияние, природа которого может быть конструктивной или деструктивной. На примере модели коммуникативного реагирования «Бритва Хэнлона» авторы выявляют две стратегии действий. Первая стратегия может быть представлена в виде алгоритма действий: получение сигнала об угрозе, анализ факторов речевой ситуации и построение психологического портрета собеседника, прогнозирование результатов общения путем анализа и сопоставления возможных последствий, выбор наиболее адекватного варианта и построение на его основе стратегии дальнейшего общения. Вторая логически выстроенная стратегия поведения предполагает на основе анализа ситуации выбор модели реагирования и применение техник противостояния негативным воздействиям в коммуникации либо техник аргументации. Сделан вывод о том, что формирование навыков эффективной коммуникации требует развитого логического мышления, навыков объективного анализа фактов, сравнения и сопоставления в целях поиска различий и противоречий, навыков целеполагания, силы воли и обоснованной уверенности в себе и самообразования.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):151-160
pages 151-160 views

ОБЗОРЫ

К 25-летию диссертационного совета Томского государственного педагогического университета

Поздеева С.И., Ревякина В.И., Смышляева Л.Г., Нерадовская О.Р.

Аннотация

В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) 13 декабря 2024 г. был проведен круглый стол, посвященный юбилею диссертационного совета. Его участниками стали: доктор педагогических наук Валентина Ивановна Ревякина, доктор педагогических наук Светлана Ивановна Поздеева, доктор педагогических наук Лариса Германовна Смышляева, кандидат педагогических наук Ольга Рамазановна Нерадовская, члены диссертационного совета, аспиранты и соискатели. На круглом столе были подведены итоги работы диссертационного совета: проанализировано количество и качество защищенных за период с 1999 г. диссертаций по педагогическим наукам; выявлена актуальная тематика и проблематика исследований по общей педагогике и педагогике профессионального образования; показана их связь с направлениями модернизации российского образования и развития отечественной педагогической науки. В качестве основных тенденций развития педагогической теории и образовательной практики были обозначены концепции современного детства как социокультурного феномена, изменение содержания и качества педагогической деятельности, образовательные и социальные инновации в разных сферах образования, новые методы исследования. Участники обсуждения пришли к выводу, что в ТГПУ создана экосистема поддержки и развития исследований в сфере образования: диссертационный совет, аспирантура, научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований и школа педагога-исследователя для аспирантов и соискателей.
Научно-педагогическое обозрение. 2025;(1):161-166
pages 161-166 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».