Psychological characteristics of the resilience of adolescents exhibiting different roles in bullying

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is a discussion of the importance of the study of resilience in modern society. There is a particular focus on the need for the study of resilience in adolescents, who are at a sensitive stage in the development of resilience. Much attention is also paid to the problem of bullying as one of the most pressing issues in the teenage environment. It is shown how important it is to build up and develop resilience in the fight against bullying. Based on theoretical analyses, it is hypothesized that the content characteristics of resilience may differ among adolescents depending on their role in bullying. A pilot study presents the specific resilience outcomes of adolescents in different bullying roles. The study was conducted on a sample of 88 adolescents aged 15–17 years studying in Novosibirsk. It is reported that there were no significant differences in resilience between the groups of victims, observers and defenders. Attention is drawn to the fact that the substantive characteristics of resilience in adolescents in bullying situations differ depending on the role they occupy. It is concluded that for adolescents in the role of victim, time perspective indicators are significant in the structure of resilience; for adolescents in the predominant role of protector, extraversion is an individual characteristic.

About the authors

Anastasiya Viktorovna Gofman

Novosibirsk Technological Institute (branch) of the A. N. Kosygin Russian State University; Novosibirsk State Technical University

Email: asyami.mi@mail.ru
Novosibirsk, Russian Federation

Valeriia Anatolievna Kapustina

Novosibirsk State Technical University

Email: kapustina@corp.nstu.ru
Novosibirsk, Russian Federation

References

  1. Булгаков А. В., Булгакова Е. А., Шумский Д. А. Вертикальный и горизонтальный моббинг в государственных компаниях и организациях среднего профессионального образования // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 79–95.
  2. Рабаданов Р. М., Савин А. А. Проблема травли, моббинга и дискриминации в трудовом коллективе: пути решения // Образование и право. 2023. № 12. С. 491–494.
  3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
  4. Горлова Н. В., Бочавер А. А., Хломов К. Д. Предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации: обзор современных исследований // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 3–14.
  5. Бойкина Е. Э., Чиркина Р. В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования // Психология и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 152–164. doi: 10.17759/psylaw.2020100114
  6. Бойкина Е. Э. Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 2. С. 131–140. doi: 10.17759/jmfp.2022110212
  7. Гурина О. Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований // Психология и право. 2017. Т. 7, № 3. С. 97–109. doi: 10.17759/psylaw.2017070308
  8. Бочавер А. А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 17–27.
  9. Бочавер А. А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 393–409.
  10. Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. № 5. С. 90–121. doi: 10.24411/20725833-2020-10036
  11. Burchardt T., Huerta M. C. Introduction: Resilience and social exclusion // Social Policy and Society. 2009. Vol. 8 (1). P. 59–61. doi: 10.1017/S1474746408004582
  12. Lewis L., Ormerod E., Ecclestone K. The concept of resilience and implications for interventions in schools // Childhood well-being and resilience: Influences on educational outcomes / eds. Z. Williams-Brown, S. Mander. London: Routledge, 2021. P. 20–32.
  13. Freitas D. F., Coimbra S., Marturano E. M., Marques S. C., Oliveira J. E., Fontaine A. M. Resilience in the face of peer victimisation and discrimination: The who, when and why in five patterns of adjustment // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 59. P. 19–34. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.05.009
  14. Морозюк С. Н., Горбенко И. А., Кузнецова Е. С. Феномен «жизнеспособность» у старших школьников и студентов в условиях современного образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 4. С. 18–27.
  15. Постылякова Ю. В. Индивидуальная жизнеспособность и ресурсы студентов вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 1. С. 92-108. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document323.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
  16. Гришина Т. Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 27 с.
  17. Королев А. А. Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга // Психолог. 2021. № 4. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36256 (дата обращения: 23.03.2024).
  18. Khlomov K. D., Bochaver A. A., Korneev A. A. Well-Being and Coping with Stress among Russian Adolescents in Different Educational Environments. Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14, No. 3. P. 68–80. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0305
  19. Андрианова Р. А., Бочавер А. А., Гурьянова М. П., Лобынцева С. В. и др. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2022. 364 с.
  20. Король Н. В., Антипова А. А. Распространенность школьного буллинга в подростковой среде // Universum: психология и образование. 2023. № 6 (108). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15587 (дата обращения: 23.03.2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».