Psychological characteristics of the resilience of adolescents exhibiting different roles in bullying
- Authors: Gofman A.V.1,2, Kapustina V.A.2
-
Affiliations:
- Novosibirsk Technological Institute (branch) of the A. N. Kosygin Russian State University
- Novosibirsk State Technical University
- Issue: No 1 (2025)
- Pages: 143-150
- Section: PSYCHOLOGY
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-6127/article/view/281965
- DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-1-143-150
- ID: 281965
Cite item
Full Text
Abstract
About the authors
Anastasiya Viktorovna Gofman
Novosibirsk Technological Institute (branch) of the A. N. Kosygin Russian State University; Novosibirsk State Technical University
Email: asyami.mi@mail.ru
Novosibirsk, Russian Federation
Valeriia Anatolievna Kapustina
Novosibirsk State Technical University
Email: kapustina@corp.nstu.ru
Novosibirsk, Russian Federation
References
- Булгаков А. В., Булгакова Е. А., Шумский Д. А. Вертикальный и горизонтальный моббинг в государственных компаниях и организациях среднего профессионального образования // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 79–95.
- Рабаданов Р. М., Савин А. А. Проблема травли, моббинга и дискриминации в трудовом коллективе: пути решения // Образование и право. 2023. № 12. С. 491–494.
- Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
- Горлова Н. В., Бочавер А. А., Хломов К. Д. Предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации: обзор современных исследований // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). С. 3–14.
- Бойкина Е. Э., Чиркина Р. В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования // Психология и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 152–164. doi: 10.17759/psylaw.2020100114
- Бойкина Е. Э. Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 2. С. 131–140. doi: 10.17759/jmfp.2022110212
- Гурина О. Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований // Психология и право. 2017. Т. 7, № 3. С. 97–109. doi: 10.17759/psylaw.2017070308
- Бочавер А. А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 17–27.
- Бочавер А. А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 393–409.
- Махнач А. В., Лактионова А. И., Постылякова Ю. В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности // Образование и наука. 2022. № 5. С. 90–121. doi: 10.24411/20725833-2020-10036
- Burchardt T., Huerta M. C. Introduction: Resilience and social exclusion // Social Policy and Society. 2009. Vol. 8 (1). P. 59–61. doi: 10.1017/S1474746408004582
- Lewis L., Ormerod E., Ecclestone K. The concept of resilience and implications for interventions in schools // Childhood well-being and resilience: Influences on educational outcomes / eds. Z. Williams-Brown, S. Mander. London: Routledge, 2021. P. 20–32.
- Freitas D. F., Coimbra S., Marturano E. M., Marques S. C., Oliveira J. E., Fontaine A. M. Resilience in the face of peer victimisation and discrimination: The who, when and why in five patterns of adjustment // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 59. P. 19–34. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.05.009
- Морозюк С. Н., Горбенко И. А., Кузнецова Е. С. Феномен «жизнеспособность» у старших школьников и студентов в условиях современного образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 4. С. 18–27.
- Постылякова Ю. В. Индивидуальная жизнеспособность и ресурсы студентов вуза // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3, № 1. С. 92-108. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document323.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
- Гришина Т. Г. Социально-психологические факторы ролевого поведения подростков в ситуации буллинга: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2021. 27 с.
- Королев А. А. Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга // Психолог. 2021. № 4. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36256 (дата обращения: 23.03.2024).
- Khlomov K. D., Bochaver A. A., Korneev A. A. Well-Being and Coping with Stress among Russian Adolescents in Different Educational Environments. Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14, No. 3. P. 68–80. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0305
- Андрианова Р. А., Бочавер А. А., Гурьянова М. П., Лобынцева С. В. и др. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде. М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2022. 364 с.
- Король Н. В., Антипова А. А. Распространенность школьного буллинга в подростковой среде // Universum: психология и образование. 2023. № 6 (108). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/15587 (дата обращения: 23.03.2024).
Supplementary files
