Modeling in the formation of professionally significant personal qualities of students of secondary vocational education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The topical issue of formation of a future specialist as a professional in demand within the framework of new socio-economic realities is the subject of professionally significant personal qualities. At present, the relevance of pedagogical research in the field of secondary vocational education, which is strengthened through the social order of the state for middle-level specialists and working professions, is increasing. Also the demand for such research is confirmed by statistical data indicating an increase in the number of students of secondary vocational education. In the article we present the research of the conceptual and terminological field on the problems of formation of professionally significant personal qualities. The pedagogical research conducted by us at the establishing stage confirmed that an important aspect of increasing the competitiveness of future specialists is a high degree of formation of professionally significant personal qualities. One of the most universal methods of researching various phenomena in pedagogy is modeling. Modeling allowed to create a model of formation of professionally significant personal qualities in students of secondary vocational education, representing the professional activity of future specialists as aimed at a creative view of the processes related to the maintenance of various engineering objects, as well as the applicationин of knowledge and competencies, personal qualities within the technical and economic sphere. The article presents a scheme of interactive form of learning, including: external environment, content, teacher, learner, group or class.

About the authors

Elena Pavlovna Babakina

Altai State Pedagogical University

Email: narnia551@mail.ru
Barnaul, Russian Federation

Olga Viktorovna Popova

Biysk branch named after V. M. Shukshin of the Altai State Pedagogical University

Email: olgapopova677113@gmail.com
Biysk, Russian Federation

References

  1. Атлас профессий будущего / Н. Ю. Анисимов, Л. М. Гохберг, Г. О. Греф и др. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 240 с.
  2. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 132 с.
  3. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 № 2007-ст). URL: https://base.garant.ru/71594768/ (дата обращения: 01.05.2024).
  4. Романюк С. Н., Дёмкина Е. В. Генезис и сущность понятий «формирование», «ответственность», «ответственное выполнение обязанностей» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 96–102.
  5. Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата: 1990. 89 с.
  6. Кропотин Д. Г. Категория «профессиональная пригодность учителя» в контексте развития идей научной школы В. А. Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 113–121.
  7. Скибо Т. Ю., Мещерякова Е. И., Берестевич Г. В. Психолого-педагогические основы формирования и развития качеств личности в педагогическом процессе // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. С. 53–63.
  8. Корытова Г. С. Психологическая трансформация личности обучающегося в условиях цифровизации образования // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 159–167. doi: 10.23951/2307-6127-2024-2-159-167
  9. Шадриков В. Д. Системогенез ментальных качеств человека. М.: Институт психологии РАН, 2022. 287 с.
  10. Словарь терминов и понятий дополнительного профессионального образования / авт.-сост. М. А. Лямзин, М. Т. Громкова; под ред. В. В. Безлепкина. М.: ИРДПО, 2013. 29 с.
  11. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  12. Белова С. В., Манджиева А. О. Гуманитарная составляющая профессионального образования будущего инженера // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 209–212.
  13. Котлярова И. О., Чувашова А. Д. Современное инженерное образование: аспекты и уровни интеграции // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2023. № 3 (175). С. 89–104.
  14. Мартынов В. Г., Шейнбаум В. С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 6. С. 152–168.
  15. Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 125–137.
  16. Гаврилов О. А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М.: Наука, 1980. 184 с.
  17. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. 248 с.
  18. Психология и педагогика контекстного образования / А. А. Вербицкий, Е. Г. Трунова, В. Г. Калашников и др.; под. науч. ред. А. А. Вербицкого. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 416 с.
  19. Овсяницкая Л. Ю., Лысенко Ю. В. Об опыте применения витагенного обучения при проведении занятий по информационной безопасности бакалавров и магистров экономики // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30297 (дата обращения: 01.05.2024).
  20. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. 272 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».