Связи проблемного пользования социальными сетями с самооценкой, застенчивостью, удовлетворенностью жизнью, ассертивностью и самоуважением

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цели проведенного исследования – выявить взаимосвязи проблемного использования соцсетей с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и застенчивостью. В результате в белорусском социуме выявлены высокозначимые отрицательные взаимосвязи зависимости от соцсетей мужчин и женщин с самооценкой, ассертивностью, самоуважением, удовлетворенностью жизнью и положительные – с застенчивостью и зависимостью от смартфона. Показано, что фактор «уверенность в себе» у мужчин статистически значимо превосходит данный фактор у женщин, а средние значения показателей остальных факторов у женщин больше аналогичных показателей мужчин. Практическое значение результатов настоящего исследования включает их использование в разъяснительной работе об опасности попадания в зависимость от социальных сетей.

Об авторах

Виктор Павлович Шейнов

Республиканский институт высшей школы

Email: sheinov1@mail.ru
доктор социологических наук, профессор Минск, Беларусь

Виктор Александрович Карпиевич

Белорусский государственный технологический университет

Email: karpievich68@yandex.by
кандидат исторических наук, доцент Минск, Беларусь

Владислав Олегович Ермак

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники

Email: yermakvladislav@yandex.ru
магистрант Минск, Беларусь

Список литературы

  1. Kulkarni R., Deshpande A. Relationship between Facebook Addiction, Depression and Shyness among college students in Mumbai // Indian Journal of Mental Health. 2019. Vol. 6, № 2. Р. 157–164. doi: 10.30877/IJMH.6.2.2019.157-164
  2. Iranmanesh, M., Foroughi, B., Nikbin, D., Hyun, S. S. Shyness, self-esteem, and loneliness as causes of FA: The moderating effect of low self-control // Current Psychology. 2021. Vol. 40. Р. 5358–5369. doi: 10.1007/s12144-019-00465-w
  3. Janani H., Christodoulides E., Soleymani Tapessari B. The Relationship between the Activities in Social Media with Social Anxiety, Loneliness, and Shyness of National Team Athletes // Sport Psychology Studies. 2019. Vol. 8. № 29. Р. 75–87. doi: 10.22089/spsyj.2019.7141.1760
  4. Gu H. J., Lee O. S., Hong M. J. The relationship between SNS addiction tendency, self-assertiveness, interpersonal problems and in college students // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2016. Vol. 17. № 4. P. 180–187. doi: 10.5762/KAIS.2016.17.4.180
  5. Шейнов В. П., Девицын А. С. Взаимосвязь зависимости от социальных сетей и признаков психологического неблагополучия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Т. 7, № 2 (26). С. 83–106. doi: 10.38098/ipran.sep_2022_26_2_04
  6. Шейнов В. П. Связь зависимости от смартфона с состояниями и свойствами личности // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Социология. 2020. № 4. С. 120–127. doi: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127
  7. Acar I. H., Avcılar G., Yazıcı G., Bostancı S. The roles of adolescents’ emotional problems and social media addiction on their self-esteem // Current Psychology. 2022. Vol. 41, № 10. P. 6838–6847. doi: 10.1007/s12144-020-01174-5
  8. Çutuk Z. A. Investigating the relationship among social media addiction, cognitive absorption, and self-esteem // Malaysian Online Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 9, № 2. P. 42–51. doi: 10.52380/mojet.2021.9.2.211
  9. Hawi N., Samaha M. Identifying commonalities and differences in personality characteristics of Internet and social media addiction profiles: traits, self-esteem, and self-construal // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38. № 2. P. 110–119.
  10. Iranmanesh M., Foroughi B., Nikbin D., Hyun S. S. Shyness, self-esteem, and loneliness as causes of FA: The moderating effect of low self-control // Current Psychology. 2021. Vol. 40. P. 5358–5369. doi: 10.1007/s12144-019-00465-w
  11. Kavaklı M., Ünal G. The effects of social comparison on the relationships among social media addiction, selfesteem, and general belongingness levels // Current issues in personality psychology. 2021. Vol. 9, № 2. P. 114-124. doi: 10.5114/cipp.2021.105349
  12. Pawar T., Shah J. The Relationship Between Social Media Addiction, SelfEsteem, Sensation Seeking and Boredom among College students // Indian Journal of Mental Health. 2019. Vol. 6, № 4. С. 1–7. doi: 10.30877/IJMH.6.4.2019.333-339
  13. Purnama H., Darmawati I., Mulyatin W. Social media addiction and the association with self-esteem among adolescents in rural areas of Indonesia // KnE life sciences. 2021. P. 671–679. doi: 10.18502/kls.v6i1.8741
  14. Andreassen C. S., Pallesen S., Griffiths M. D. The relationship between addictive use of social media, narcissism, and self-esteem: Findings from a large national survey // Addictive behaviors. 2017. Vol. 64. P. 287–293. doi: 10.1016/j.addbeh.2016.03.006
  15. Błachnio A., Przepiorka A., Pantic I. Association between Facebook addiction, self-esteem and life satisfaction: A cross-sectional study // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. P. 701–705. doi: 10.1016/j.chb.2015.10.026
  16. Hawi N. S., Rupert M. The relations among social media addiction, self-esteem, and life satisfaction in university students // Social Science Computer Review. 2017. Vol. 35, № 5. P. 576–586. doi: 10.1177/0894439316660340
  17. Sahin C. The Predictive Level of Social Media Addiction for Life Satisfaction: A Study on University Students // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 16, № 4. P. 120–125.
  18. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2. С. 41–55. doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
  19. Шейнов В. П. Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона» // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. № 1. С. 97–115. doi: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005
  20. Шейнов В. П., Девицын А. С. Факторная структура опросника ассертивности // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Социология. 2021. № 4. С. 110–118. doi: 10.33581/2521-6821-2021-4-110-118
  21. Золотарева А. А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2020. № 2. C. 52–57.
  22. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008 (Диск CD, ISBN 978-6-89697-157-3).
  23. Белоусова А. Б., Юсупов И. М. Диагностика застенчивости // Психологическая диагностика. 2005. № 2. С. 47–57.
  24. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2003. 256 с.
  25. Шейнов В. П. Уверенность в себе и психологический пол // Системная психология и социология. 2016. № 3 (19). С. 54–59.
  26. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 107–116.
  27. Шейнов В. П. Детерминанты ассертивного поведения // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 28–37.
  28. Sheinov V. P. Developing the technique for assessing the degree of victimization in adults // Russian Psychological Journal. 2018. Т. 15, № S2-1. С. 69–85. doi: 10.21702/rpj.2018.2.1.5
  29. Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с экстраверсией, нейротизмом и психологическим полом // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 81–102. doi: 10.21702/rpj.2019.2.5
  30. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147–154.
  31. Шейнов В. П. Ассертивное поведение: оценки и свойства // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11, № 4. С. 55–67.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».