Том 27, № 2 (2022)
- Год: 2022
- Выпуск опубликован: 26.04.2022
- Статей: 25
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/issue/view/19742
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Современные подходы к профессиональной ориентации школьников
Аннотация
Рассмотрены актуальные форматы профориентационной работы, которые, во-первых, ориентированы на решение проблемы привлечения абитуриентов в вузы, во-вторых, учитывают интересы учащихся и способствуют осознанному профессиональному самоопределению, в-третьих, учитывают конъюнктуру рынка труда. Решение данных задач оказывается возможным в результате системной организации профориентационной работы, ключевым субъектом которой выступает университет, обеспечивая при этом взаимодействие в триаде «школа – вуз – работодатель». В рамках университета профориентационная работа может носить уровневый характер и осуществляться на уровне образовательной программы, кафедры, института/факультета, университета. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости увеличения глубины профориентационной работы, чему способствует формат «детского университета», в рамках которого учащиеся младшей и средней школы знакомятся с профессиональными сферами. Одна из актуальных проблем профориентационной работы со школьниками – повышение их вовлеченности в предлагаемые мероприятия. Вовлеченность и, как следствие, эффективность профориентационной работы позволяет повысить ее практический характер (тренинги, мастер-классы, профессиональные пробы), использование соревновательного компонента (олимпиады, конкурсы грантов), применение игровых компонентов (элементов геймификации) в профориентационных мероприятиях.



Организация социального консультирования семей «группы риска»
Аннотация
Цель исследования – разработка модели организации социального консультирования семей «группы риска». Выявлены основные причины увеличения семей «группы риска». Рассмотрены проблемы семей «группы риска», которые можно поделить на группы: демографические, медицинские, жилищные, социальную девиацию, психологические. Выделены виды консультирования семей «группы риска», ведущим определено социальное консультирование. Представлена технология социального консультирования, которая включает следующие этапы: выявление причин, побудивших семью «группы риска» обратиться за консультацией, диагностику проблемы, формулировку проблемы и постановку целей, выработку определенного плана действий. Выявлено, что организация социального консультирования семей «группы риска» является многоуровневой системой. Федеральный уровень представлен системой регулирования деятельности учреждений социальной защиты, социальные программы и проекты, подготовка специалистов. На региональном уровне происходит разъяснение применения проектов и программ, нормативно-правовых актов, разработка, реализация комплексной программы в программах и проектах, принятых на федеральном уровне в рамках компетенции. На муниципальном уровне происходит непосредственное применение законодательных и нормативно-правовых актов с семьями «группы риска» в условиях социальной службы, изучение причин попадания семей в «группу риска». Сделаны следующие выводы: эффективным методом решения проблем семей «группы риска» является организация социального консультирования; при разработке программ социального консультирования семей «группы риска» применяется социальное моделирование на основе системного, комплексного и проектного подходов; модель состоит из компонентов, содержание которых направлено на решение проблем семей «группы риска».



Компоненты педагогической модели профессионального воспитания студентов
Аннотация
Важную роль в профессиональном воспитании студентов играет процесс становления-уподобления обучающегося-воспитанника преподавателю-воспитателю. Проблемы педагогического взаимодействия преподавателя-воспитателя и обучающегося-воспитанника включают различные аспекты образовательного процесса, с одной стороны, актуальный уровень соответствия содержания образовательной программы современным достижениям науки и технологий, с другой – уровень педагогического мастерства преподавателя-воспитателя. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по профессиональному воспитанию студентов в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников образовательной программы по направлению подготовки бакалавров «Теология», проблема в такой постановке рассматривается впервые. Целью данного исследования является анализ содержания и взаимосвязи компонентов профессионального воспитания студентов, особенности профессионального воспитания студентов в условиях практического приобщения обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Теология» к деятельности священнослужителей. Исследование проводилось в ходе профессиональной и практической подготовки студентов, обучающихся по образовательной программе «Теология». В исследовании приняли участие 51 преподаватель и 69 студентов. Были выявлены компоненты профессионального воспитания, – поведение и поступки обучающегося-воспитанника как результат его воспитания; формы мотивации студента на успех в образовательной и будущей профессиональной деятельности; комплекс портфолио студента-воспитанника и преподавателя-воспитателя. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в профессиональном воспитании студентов, в котором практическая подготовка занимает особое место в теоретическом обучении студентов. Приведены результаты анализа компонентов профессионального воспитания студентов и сделан вывод о значении мотивации и дисциплины-послушания в системе высшего духовного образования как эффективных средств организации профессионального воспитания студентов.



Роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) в возрождении Курской православной духовной семинарии
Аннотация
Исследована роль схимитрополита Ювеналия (Тарасова) Курского и Рыльского в возрождении Курской православной духовной семинарии. Показаны этапы возрождения Курской православной духовной семинарии: открытие Курского духовного училища, его преобразование в Курскую духовную семинарию. Исследована деятельность владыки Ювеналия по организации образовательного процесса в духовной семинарии: подбор педагогического коллектива семинарии, взаимодействие с Курским государственным педагогическим университетом. Приведены имена первых преподавателей духовной семинарии и приведен перечень дисциплин, которые они преподавали. Изучены условия, в которых находилась семинария, в первые годы после своего открытия. Показана деятельность владыки Ювеналия по улучшению материального положения духовной семинарии и расширению ее территории. Исследована деятельность заведующих пастырского, иконописного, регентского отделений по развитию Курской православной духовной семинарии. Изучена деятельность Андрея Михайловича Махоренко – первого заведующего регентским отделением по его развитию. Изучена деятельность протоиерея Валентина Гребенькова и протоиерея Александра Филина по развитию иконописного отделения духовной семинарии.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Иллокутивная грамотность как отражение прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка: дискурсематический и дидактический аспекты
Аннотация
Представлена технология формирования иллокутивной грамотности преподавателя иностранного языка средствами лингвопрагматического анализа в процессе непрерывной лингвометодической подготовки. Прагматикон – неотъемлемая составляющая вторичной языковой личности, которая в значительной степени определяет качество коммуникативной компетентности преподавателя иностранного языка. Маркером объема и степени сформированности прагматикона вторичной языковой личности является иллокутивная грамотность. Содержанием прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка является владение общекоммуникативными и профессионально-специфическими интенциями, а также отбор стратегий и тактик общения. Выражается прагматикон через совокупность вербальных и невербальных средств в рамках выбранной оптимальной коммуникативной стратегии. Для достижения поставленных научных целей разработана собственная модель вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, выделены основные компоненты прагматикона вторичной языковой личности преподавателя иностранного языка, а также описан лингвистический и дидактический потенциал иллокутивной грамотности как качественного выражения прагматикона. Предложенная номенклатура умений, составляющих содержательные и формальные аспекты иллокутивной грамотности, является стержневой основой объектов овладения в процессе непрерывной лингвометодической подготовки преподавателя иностранного языка. В качестве дидактического средства формирования прагматикона предлагается лингвопрагматический анализ в единстве его диктальной и модусной частей. Лингвопрагматический анализ, в свою очередь, требует сформированности субъектного коммуникативного опыта, владения содержательной стороной профессиональной деятельности, а также рефлексивно-аналитическими умениями. При правильной организации лингвопрагматический анализ реализует предметно-методическое ядро современного педагогического образования.



Обучение студентов профессиональному иностранному языку с использованием цифровых технологий
Аннотация
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии компонентов выступает одной из целей обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки и специальностей в вузах. При этом выбор в пользу одного из методических подходов к обучению – иностранного языка для специальных целей или предметно-языкового интегрированного обучения – находится в прямой зависимости от целей обучения и уровня владения студентами иностранным языком, а также уровня сформированности у них профессиональных компетенций. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 способствовала широкому внедрению цифровых технологий в процесс обучения иностранному языку в вузе. Однако использование конкретной цифровой технологии зависит от выбора методического подхода к обучению профессиональному иностранному языку. Цель исследования заключена в разработке матрицы цифровых технологий в обучении профессиональному иностранному языку. Был проведен анализ методических исследований, посвященных описанию содержания иностранного языка для специальных целей и интегрированного подхода, а также лингводидактическому потенциалу таких цифровых технологий, как: мультимедийные программы, блоги, вики-сервисы, подкасты, языковые корпусы текстов. Была разработана матрица цифровых технологий в обучении профессиональному иностранному языку. Матрица показывает, какая цифровая технология в рамках какого методического подхода может использоваться в учебном процессе.



Психолого-педагогические условия обучения иноязычному письменному высказыванию студентов на основе педагогической технологии «Обучение в сотрудничестве» с применением ИКТ
Аннотация



Специфика иноязычной подготовки специалиста: теоретические и практические аспекты
Аннотация
Представлено видение значимости современного профессионального иноязычного образования и его влияние на профессиональное становление личности, владение приемами и способами профессионального общения с учетом специфики культуры собеседника. Всестороннее развитие личности и специалиста в настоящее время является одним из наиболее приоритетных направлений работы российской системы профессионального иноязычного образования, что делает актуальным проблему, представленную в данном исследовании: 1) обозначена актуальность и обусловлена необходимость раскрытия специфики подготовки специалиста средствами профессионального иноязычного образования; 2) раскрыта специфика профессионального иноязычного образования как: а) инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном сообществе; б) фактора развития профессионального языкового сознания и культуры речевого общения. Иностранный язык как учебный предмет всегда занимал особое место в образовании специалиста любой профессии: владение хотя бы одним иностранным языком сегодня важно и востребовано в рамках международного межкультурного общения; 3) представлены характеристики стратегических направлений в обучении языку и культуре в неязыковом вузе; 4) уточнено содержание профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста; 5) предложены основные векторы инновационного обучения языку и культуре в рамках профессиональной иноязычной подготовки специалиста.



Специфика обучения студентов неязыковых специальностей чтению на английском языке
Аннотация
Рассмотрена актуальная проблема обучения студентов технических вузов чтению специальных текстов на английском языке. Предмет исследования – основные сложности обучения, с которыми сталкивается преподаватель и студент. Целью исследования явилось выявление типичных причин возникновения трудностей при обучении студентов чтению аутентичных английских текстов и поиск эффективных способов их преодоления. Методом опроса и наблюдения, систематизации имеющихся сведений по данному вопросу и на основе опыта сделан вывод о том, что одной из сложностей, наряду с лексической и грамматической составляющей специальной аутентичного исследования, при обучении студентов неязыковых специальностей чтению выступает большой объем текста, что психологически трудно для преодоления обучающимся с недостаточным уровнем языковой подготовки. Доказано, что на начальном этапе для более эффективной работы в слабой группе учащихся рекомендуется разделить текст на фрагменты по числу учащихся в группе и поручить каждому из них работу с полученным отрывком. Трудности, обусловленные незнакомой лексикой и сложными грамматическими конструкциями, целесообразно разбирать вместе со студентами, комментируя и объясняя по ходу проверки выполненного задания. Акцентирована и доказана важность обучения чтению, как одному из ведущих видов речевой деятельности при подготовке современных инженеров. Практическое применение результатов данной работы возможно при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.



Подходы к обучению студентов аграрного вуза иностранному языку для профессиональной коммуникации
Аннотация
В настоящее время в методике обучения профессиональному иностранному языку выделяются три методических подхода: 1) иностранный язык для специальных целей, 2) преподавание профильных дисциплин на иностранном языке и 3) интегрированный подход. Каждый из них ориентирован на достижение конкретных учебных задач. Интегрированное предметно-языковое обучение обладает значительным профессиональным и лингводидактическим потенциалом. Ее отличительная особенность заключается в том, что в рамках одного интегрированного курса студенты формируют одновременно профессиональную иноязычную коммуникативную компетенцию и профессиональные компетенции. Целью исследования является сопоставление данных трех методических подходов к обучению и определение, какие из них используются в обучении студентов аграрных вузов. Исследование показало, что на настоящий момент разработано предметно-тематическое содержание обучения интегрированных курсов для студентов таких направлений подготовки, как «Агрохимия и агропочвоведение», «Садоводство», «Агроинженерия» и «Технология производства и переработки продукции животноводства». Методической доминантой в условиях реализации интегрированного обучения выступает система проблемных иноязычных профессиональных заданий. Типологии таких заданий и профессиональные кейсы разработаны для студентов направлений подготовки «Агроинженерия» и «Технология производства и переработки продукции животноводства». Что касается студентов других направлений подготовки аграрного вуза, то на настоящий момент они изучают иностранный язык для специальных целей.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Модель предметно-языкового интегрированного обучения как средства профессиональной ориентации учащихся старших классов гуманитарного профиля обучения
Аннотация
Методической моделью принято считать определенный набор связанных между собой элементов, образующих целостную систему, целью которой является достижение поставленной задачи в виде формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся гуманитарного класса старшей школы. Данная модель может быть успешно реализована посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Существует ряд подходов, на основе которых строится сама система обучения иностранным языкам: личностно-деятельностного, компетентностного, системного, коммуникативно-когнитивного, профориентационного и интегрированного предметно-языкового обучения. Дидактические и методические принципы данных подходов дают возможность реализовать данную модель на практике. Описаны методические принципы предметно-языкового интегрированного обучения: принцип 4 «C», принцип когнитивности, принцип единства мыслительной и речевой деятельности, принцип интеграции иностранного языка и предметного содержания, принцип последовательного увеличения уровня сложности, принцип языковой адаптации, принцип оптимальности, принцип опоры на родной и иностранный языки, мотивационный принцип, принцип интерактивности и принцип профориентационного обучения. Частными принципами предметно-языкового интегрированного обучения можно назвать: принцип интегративности, принцип профессиональной направленности обучения, принцип преемственности, принцип преобладания проблемных заданий профессиональной направленности, принцип учета специфики внутрипрофильной специализации. Основой интегрированных предметно-языковых занятий являются следующие методы обучения: интегративные, коммуникативные, информационно-репродуктивные, продуктивные, тандем-метод, профориентационный, метод профессионального обучения и методы контроля. Комплексом инструментов педагога для осуществления своей деятельности являются средства обучения.



Виды иноязычных видеоматериалов и специфика их влияния на обучение говорению на английском языке
Аннотация
Важную роль в обучении иностранному языку играет грамотно составленная программа преподавания, эффективность которой может быть повышена благодаря применению англоязычных видеоматериалов. Несмотря на многочисленность публикаций по проблемам в изучении иностранного языка с применением фильмов, практически отсутствуют исследования, включающие анализ эффективности использования фильмов в 8 классах с учетом предпочтений учеников и уровня их владения английским языком. Цель работы состоит в представлении исследования, проведенного для того, чтобы выявить специфику влияния англоязычных видеоматериалов на обучение говорению на английском языке. Основные методы исследования – эксперимент и опрос учеников. В результате исследования было установлено, что 45,6 % учеников предпочитают полнометражные фильмы как вид англоязычных видеоматериалов для обучения говорению на английском языке. Эксперимент позволил установить, что мотивация учеников 8 классов к обучению говорению на английском языке в большей степени зависит от успешности данного процесса, нежели от того, насколько ученикам был интересен выбранный для занятий фильм. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории преподавания английского языка в основной школе, а также являются основанием для совершенствования программы обучения английскому языку в рамках школьного образования.



ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Анализ мобильных приложений для повышения уровня двигательной активности студенческой молодежи
Аннотация
Разработка мобильных приложений в сфере образования и оздоровления стремительно развивается в последние годы. Почти каждый студент активно пользуется своими гаджетами в учебной и повседневной деятельности. В связи с тем, что современная молодежь ведет малоподвижный образ жизни, использование мобильных приложений для самостоятельной формы занятий является эффективным средством повышения двигательной активности обучающихся. Представлен анализ современных мобильных приложений для отслеживания двигательной активности студентов, и критерии выбора качественного приложения.



Психофизиологические характеристики времени реакции высококвалифицированных спортсменов с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Целью работы явилось исследование психофизиологических особенностей времени реакции у спортсменов-паралимпийцев различных видов спорта. У спортсменов сборных команд России по керлингу, керлингу на колясках, тхэквондо ПОДА, спортивное ориентирование (спорт глухих), футбол (спорт глухих) определялись показатели простой и сложной сенсомоторной реакции, а также их сенсорный и моторный компоненты. Результаты проведенного исследования выявили лучшие показатели зрительных моторных реакций у спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, практически не отличающиеся от здоровых. Худшие величины реакций отмечаются у спортсменов с нарушением сенсорной сферы, то есть занимающихся видами спорта в категории «спорт глухих». Наилучшие (наименьшие) значения моторного компонента времени реакции, даже в сравнении со здоровыми спортсменами, выявлены у спортсменов, занимающихся спортивным ориентированием (спорт глухих), что может рассматриваться как компенсаторный механизм, сформированный в ответ на нарушение сенсорных функций. Полученные данные можно использовать для оценки психологической и психофизиологической подготовленности в программах научно-методического обеспечения у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья.



Влияние элементов художественной гимнастики на развитие координационных способностей детей с задержкой психического развития
Аннотация
Представлены данные, полученные в ходе экспериментальных исследований по развитию координационных способностей с девочками 12–13 лет с задержкой психического развития. Эксперимент проводился в течение полугода, занятия – два раза в неделю. Занятия строились по классической схеме: подготовительная, основная и заключительная части. С целью развития координационных способностей были применены следующие методики: постепенный и постоянный рост координационной сложности, постепенное увеличение точности движений, преодоление нерациональной мышечной напряженности. Также проводились занятия музыкально-ритмического воспитания (с использованием элементов художественной гимнастики), вначале проводилась предварительная разминка, затем гимнастический комплекс упражнений. Комплекс гимнастических упражнений включал прыжки через препятствие, «змейку», «восьмерку», бег по гимнастической скамейке, прыжки из обруча в обруч, метание теннисного мяча в цель, прыжки через скакалку, лазание по гимнастической стенке, прыжки через препятствие. В конце экспериментального исследования был проведен ряд тестов, которые показали положительную динамику изменения координационных способностей у девочек с задержкой психического развития, что доказала эффективность предложенной методики.



Анализ функционально-двигательного состояния голболистов
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью осуществления контроля за функциональным состоянием и уровнем развития координационных способностей юных голболистов в годичном макроцикле и недостаточной сформированностью комплекса диагностических тестов для оценивания данных показателей с учетом зрительной депривации исследуемого контингента. В качестве предмета исследования определен диагностический инструментарий для оценки функционального состояния и координационных способностей юных голболистов. Целью исследования явился анализ динамики функционального состояния и уровня развития координационных способностей голболистов групп начальной подготовки в годичном тренировочном макроцикле. Для достижения цели применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной документации, регламентирующей тренировочный процесс в голболе, педагогическое наблюдение, конкретизация, систематизация, проведение функциональных проб и расчета индексов на основе полученных данных, тестирование координационных способностей, обобщение. Результаты исследования: определены особенности функционального состояния и проявления координационных способностей детей и подростков с нарушениями зрения, обобщены существующие модифицированные двигательные тесты для людей со зрительной депривацией; представлены функционально-двигательные тесты для спортсменов 14–16 лет со зрительными нарушениями и на их основе проведен анализ тренировочных воздействий на функционально-двигательное состояние голболитов на протяжении годичного макроцикла на этапе начальной подготовки. Результаты исследования могут быть рекомендованы для практического применения спортсменам с нарушением зрения, специализирующимся как в голболе, так и других спортивных играх, их тренерам в целях совершенствования как учебно-тренировочного процесса в целом, так и качественного и полноценного контроля в частности.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Женский круг общения и досуг в первой трети XVIII века по судебно-следственным документам
Аннотация
Представлена попытка реконструкции женского круга общения и способов проведения досуга в 1700–1730-х гг. Тот факт, что реформы Петра I преобразили повседневную жизнь дворянок и открыли им доступ к ранее недоступным формам проведения досуга, получил достаточное освещение в историографии. Но влияние реформ на жизнь крестьянок и горожанок до сих пор мало изучено. Цель исследования – выяснить, каким образом выстраивались связи в обществе в эпоху петровских преобразований, как взаимодействовали между собой, с одной стороны, представители разных социальных групп, а с другой – как складывались отношения между полами. Применялся анализ судебно-следственных документов. Этот вид источников не является очевидным для изучения данной темы, однако при сосредоточении внимания на ситуациях и практиках, упоминаемых участниками разбирательств, но не касающихся напрямую конфликтных ситуаций, исследователь получает возможность восстановить некоторые детали повседневной жизни. Удалось затронуть вопросы о влиянии петровских реформ на социальные связи и виды развлечения женщин низших сословий, о стычках с соседями и брани как специфически женских видах насилия, о возможностях судебно-следственных документов как источников для изучения повседневности. Сделан вывод о значительном влиянии постойной и рекрутской повинностей на построение социальных связей и проведение досуга женщинами из «низов», а также введены в оборот неизвестные ранее архивные источники.



Династическое законодательство императора Александра III
Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с историей российского династического законодательства и его реформами, произведенными в царствование Александра III. В работах специалистов, посвященных личности и правлению этого императора, тема династических преобразований освещена недостаточно ярко, а то и вовсе обходится стороной. Восполнение этого пробела является целью данного исследования. В связи с этим представляется необходимым разобраться в том, как действовали династические законы Российской империи, почему и когда возникла надобность в их изменении, как проходила работа по этому изменению, с чьим сопротивлением реформа столкнулась и, наконец, к каким результатам она привела. Источниковой базой такого исследования послужили материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации, нормативно-правовые акты, представленные в Полном собрании законов Российской империи, Своде законов Российской империи и Собрании узаконений и распоряжений Правительства, опубликованные воспоминания и дневниковые записи участников событий, в частности, членов императорской фамилии и видных сановников А.А. Половцова, С.Ю. Витте и некоторых других. В результате исследования данных источников сделана вывод, что династические реформы Александра III являются важнейшей вехой в эволюции русского династического права, а также принадлежат к числу знаковых, но незаслуженно обделенных вниманием событий его царствования.



Деятельность Тамбовского сельскохозяйственного общества в области рационализации аграрного производства (1902–1914 гг.)
Аннотация
Проанализированы история создания и деятельность Тамбовского сельскохозяйственного общества в 1902–1914 гг. Показаны причины создания организации, управленческая структура, финансовое положение Общества, продемонстрирована роль отдельных деятелей в его работе на разных этапах его развития. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнения историографического пробела в изучении сельскохозяйственной кооперации в дореволюционный период. Новизна работы определена комплексным характером деятельности Общества в сфере тамбовского полеводства и животноводства. Продемонстрировано, что складывание системы общественной кооперации тамбовских помещиков было вызвано стремлением к рационализации отдельных имений. Описаны усилия членов Тамбовского сельскохозяйственного общества по организации аграрных выставок 1904 и 1912 гг., обобщены результаты выставочной деятельности, оценено значение создания постоянной экспозиционной инфраструктуры для работы общественной организации. Указаны причины выпуска собственного сельскохозяйственного журнала (Сельскохозяйственная жизнь), оценена экземплярность издания и его доступность для тамбовских владельцев. Дана характеристика усилий членов Общества по созданию тамбовской племенной книги, проанализированы обстоятельства ее возникновения, условия включения скота в реестр, указана роль племенной книги в развитии тамбовского животноводства в начале ХХ века. Показана высокая значимость кооперативных объединений для развития сельского производства, внедрения передовых принципов агрономии в местную практику аграрного производства. Продемонстрировано, что основываясь на передовом опыте аграрной деятельности, тамбовские общественники предложили ряд инициатив, способствующих оживлению отдельных отраслей сельского хозяйства края.



Латышские «активные националисты» и Латвийская консерватория
Аннотация
В Латвии, как и в ряде других стран Восточной Европы, национализм остается влиятельной силой, определяющей повестку дня. Понимание идеологии и практики современного национализма предполагает изучение его происхождения и эволюции. На основе междисциплинарного подхода кратко изложены предыстория и предпосылки возникновения латышского «активного национализма» и впервые в историографии подробно рассмотрены взаимоотношения крупнейшей фашистской организации первой половины 1920-х гг. – Латышского национального клуба с Латвийской консерваторией, а также опосредованное влияние идей «активного национализма» на воспитанников консерватории. Выявлены направленность и характер движения «активных националистов», а также раскрыта его тесная связь с респектабельными кругами латышской буржуазии и с ведущей латышской буржуазной партией «Крестьянский союз». Сделан вывод, что весомая часть латышской творческой интеллигенции, включая воспитанников и выпускников Латвийской консерватории, приобщилась к латышскому фашизму, чем во многом объясняется как активное сотрудничество латышской интеллигенции с нацистами в годы Великой Отечественной войны, так и массовый исход из Латвии людей творческих профессий, в частности музыкантов, при отступлении немецкой армии.



Из истории Тамбовского рабфака: попытка «дидактической революции»
Аннотация
На материалах Тамбовского рабфака исследована попытка решительной перестройки советской сферы просвещения во второй половине 1920-х гг. путем замены традиционной классно-урочной системы по твердому расписанию свободной (Дальтон-план), нацеленной на развитие навыков самостоятельного наращивания знаний в ходе «лабораторной работы». На основе, главным образом, впервые вводимых в научный оборот архивных материалов прослежены этапы «борьбы» за Дальтон, в ходе которой сравнительно быстро выяснилась невозможность внедрения «чистой» свободной системы, что превосходило материальные организационно-методические возможности Тамбовского рабфака, практиковавшего полусвободную (сочетавшую классную и лабораторную схемы) систему. Постепенное наращивание Центром требований к качеству подготовки в рабфаках и вузах проявило невозможность решения этих задач в рамках Дальтона, что повлекло возврат к видоизмененной ортодоксальной дидактике.



Комсомольские начинания 1960–1970-х гг. в воспоминаниях современников и архивных документах (на материалах Республики Татарстан)
Аннотация
Рассмотрены отдельные направления работы комсомольской организации Татарской АССР 1960–1970-х гг. через воспоминания участников (Республика Татарстан в период с 1920 по 1992 г. называлась Татарская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР). Столица г. Казань). Актуальность исследования состоит в том, что воспоминания используются в исследовании в качестве фактического материала и количественных показателей, отсутствующих в архивных документах данного периода. Целью исследования явилось, таким образом, изучение и сравнение информации по отдельным направлениям работы комсомола, полученной в результате интервьюирования участников событий и из официальных отчетов. В качестве методологии выбран междисциплинарный подход школы анналов, раскрывающий картину повседневности при помощи социологических методов исследования. Для изучения проблемы было проведено интервьюирование 92 человек, состоявших в комсомольской организации Татарской АССР в 1960–1970-е гг. Ответы респондентов где-то дополняли и уточняли полученную из архивных документов информацию, а местами шли вразрез с ней, тем самым помогая воссоздать более полную картину жизни комсомола ТАССР указанного периода. В результате исследования были выявлены пробелы в архивных документах по истории деятельности комсомольской организации 1960–1970-х гг. Сделан вывод о том, что некоторые направления работы, декларированные в официальных отчетах, в действительности не проводились. Привлечение воспоминаний в качестве исторического источника позволило объяснить причины такого положения вещей и сравнить условия работы комитетов комсомола города и сельской местности.



Проблема департизации государственной власти в РФ после 1993 года
Аннотация
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть департизацию высших должностных лиц исполнительной власти в РФ после 1993 г. как системную политикоправовую проблему, которая в новых исторических условиях приобрела несколько иную, чем в позднесоветские годы, коннотацию. Предметом исследования выступают противоречия, связанные с необходимостью соблюдения высшими руководителями исполнительных органов РФ устаревших законодательных норм и требований о департизации в условиях, когда объективная ситуация диктовала правительственным чиновникам и лояльным губернаторам необходимость консолидации под эгидой новой «партии власти». Научная новизна и актуальность исследования заключается практически в полном отсутствии работ, посвященных изучению процесса департизации российской исполнительной власти в 1993–1999 гг., основанных на последовательном применении принципов историзма, а также формально-юридического, системного и проблемно-хронологического подходов. Изучение данной проблематики позволяет лучше уяснить корни противоречий современной политической системы РФ. В ходе исследования был сделан вывод о том, что время с конца 1993 по 1999 г. можно рассматривать как некий переходный период, когда общество постепенно избавлялось от рудиментов прежнего однопартийного диктата, а у ослабленной постсоветской бюрократии пока что не было стимулов и ресурсов для выстраивания новой властной «вертикали». Поэтому законодательство, регламентировавшее партийно-политический статус федеральных и региональных начальников, не отличалось цельностью. Данное обстоятельство оставляло вопрос о перспективах должностной департизации руководителей исполнительных органов власти в центре и на местах открытым.



ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Patrium amnem: образ Нила в римском изобразительном искусстве и литературе в конце I века н. э.
Аннотация
Сопоставлен образ Нила, сформированный римскими авторами в литературе эпохи Флавиев, со специфически выраженным интересом к египетской культуре, воплотившимся в так называемых Нильских сценах. Отмечено, что применительно к концу I века н. э. было бы неверно утверждать, что риторические нападки на Египет, особенно свойственные правлению Октавиана, полностью прекратились: они продолжили существовать параллельно с новыми по-имперски политизированными взглядами, менее презрительными, но в любом случае подчеркивающими значимость завоевания Египта. Сформулирован вывод, что для Стация, равно как и для Валерия Флакка, Нил по-прежнему остается политизированным объектом, но фокус политической трактовки смещается с резкой критики инаковости новой провинции в сторону переосмысления пространства нильской долины как неотъемлемой части империи. Нилу отводится лишь роль связующего звена между событиями далекого (чаще всего мифического) прошлого и настоящего. При этом из всего многообразия сюжетных линий эпохи Юлиев-Клавдиев наиболее устойчивыми оказываются негативные мотивы произведений Вергилия и Лукана. В то же время политические мотивы, столь характерные для литературы второй половины I века н. э., не находят напрямую своего отражения в Нильских сценах.



Социально-демографическая структура лагеря для интернированных лиц Талергоф (1914–1917)
Аннотация
Лагерь для интернированных лиц Талергоф стал местом заточения многих тысяч представителей русинского населения Австро-Венгрии в 1914–1917 гг., однако исторического портрета узника этого лагеря в научном мире все еще нет. Создание базы данных сведений об известных узниках Талергофа позволило воссоздать социально-демографическую структура лагеря. Установлено, что лишь каждый десятый узник лагеря являлся последователем русофильства. Проведенная работа позволила составить портрет среднестатистического узника и в ряде случаев воссоздать путь, приведший его в Талергоф, а также выявить ключевые причины смертей в лагере. Благодаря этому были подвергнуты сомнению предположения В.Р. Ваврика о насильственной гибели свыше 3000 узников в стенах лагеря Талергоф. Проведенное исследование заполняет ряд существенных пробелов в историографии русофильского движения в годы Первой мировой войны. Так, и в отечественной, и в зарубежной историографии до сих пор нет единого мнения об институциональной сущности лагеря Талергоф. Восстановление его социально-демографической структуры, а также исторического портрета узника лагеря позволяют сделать обоснованные выводы о том, что лагерь не являлся концентрационным, а его жертвами стали лица, непричастные к русофильским политическим преступлениям против австро-венгерской монархии в годы первого мирового конфликта. Полученные выводы позволяют дополнительно активизировать научные дискуссии об историческом месте русофильского вопроса в структуре российскоукраинских отношений и его значении для актуальных политических событий.


