Том 61, № 11 (2025)
Статьи
ГЕНЕТИКА – МОСТ МЕЖДУ НАУКАМИ
5
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ И ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ
Аннотация
Биологическое образование необходимо для выполнения национальных целей развития страны, для создания инновационной экономики, обеспечения продовольственной безопасности, импортозамещения, а в последующем технологической независимости и лидерства в фармацевтической промышленности и аграрном секторе, для получения возобновляемых источников сырья и энергии, решения вопросов, связанных с изменением климата, достижения высокого качества жизни. Россия имеет значительный опыт в биологическом образовании и науке, однако на настоящий момент есть проблемы, такие как оторванность биологического образования от современной науки и практики, низкая мотивация для получения биологического образования, нехватка квалифицированных кадров и другие. Для решения этих проблем предлагается Концепция развития биологического образования в Российской Федерации. Ее цели: совершенствование системы биологического образования в соответствии с актуализированными национальными целями развития России; подготовка квалифицированных кадров; просвещение и биологическая грамотность общества; повышение привлекательности биологии для молодежи в вопросах выбора профессиональной карьеры. Концепция предполагает непрерывный процесс биологического образования — работа с дошкольниками, школа, ВУЗ, дополнительное образование. Подчеркивается, что качественное актуальное биологическое образование необходимо каждому гражданину страны для его успешной жизни в современном обществе.
6–12
РАЗВИТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ
Аннотация
13-23
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА
Аннотация
Современные геномные технологии открыли новые возможности для генетических исследований исторических и археологических объектов, что привело к возникновению новой области генетической науки, которую мы предложили назвать ранее исторической генетикой. Историческая генетика — наука, которая изучает историю человечества и древних объектов на основе анализа ДНК. Древняя ДНК, сохранившаяся в археологических, музейных и архивных образцах, представляет собой уникальный источник информации, который позволяет интегрировать генетические данные с археологическими и историческими сведениями, а также проводить исторические идентификации, недоступные ранее для исследований. Цель данной статьи — дать общее представление об исторической генетике на примере применения методологий анализа древней ДНК в собственных исследованиях, а также рассмотреть основные перспективные направления исследований в этой области науки, включая масштабный научный проект по изучению генетической истории древнего народонаселения в рамках междисциплинарного научного консорциума ведущих отечественных научных учреждений.
24-34
ПОПУЛЯЦИОННАЯ ГЕНОМИКА ЧЕЛОВЕКА, МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА И ЭВОЛЮЦИОННАЯ МЕДИЦИНА
Аннотация
35-39
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ КОМБИНАТОРНОЙ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
40–45
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕНОМА В РЕГУЛЯЦИИ ТРАНСКРИПЦИИ
Аннотация
46–56
РАСТЕНИЯ, РНК И НОВЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
57-70
РАЗВИТИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТОКСИКОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ МУТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА М.Е. ЛОБАШЕВА
Аннотация
71–84
СИНТЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ. МОРАЛЬ И РАЗУМ
Аннотация
85–93
ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА
ГЕНЕТИКА НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ДНК-ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НЕИЗВЕСТНОГО ИНДИВИДА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ НАРОДУ И РЕГИОНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПО ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОМУ СЛЕДУ
Аннотация
94–99
ГЕНЕТИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В НАСЕЛЕНИИ МЕГАПОЛИСОВ НА ТЕРРИТОРИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
100-106
ГЕНЕТИКА СТАРЕНИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ: МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕРВЕНЦИЙ
Аннотация
107-112
ГЕНОДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА ВЫБОРА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ МОНОГЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Аннотация
Причиной наследственных заболеваний является патогенное изменение генетического материала. Для развития моногенных болезней необходимой и достаточной причиной является изменение в конкретном гене. Установить, какое именно изменение – причина болезни у конкретного пациента, является основой современного медико-генетического консультирования. Это позволяет определить возможности курации пациента, риски повторения заболевания в семье, спланировать мероприятия преконцепционной профилактики и пренатальной диагностики, а также лежит в основе назначения или разработки патогенетической/этиотропной терапии. На сегодняшний день генетикам доступен широкий спектр методов исследования нуклеиновых кислот: полимеразная цепная реакция и ее модификации, методы количественного анализа, различные виды чтения нуклеотидной последовательности (секвенирования) от конкретного гена до всего генома.
113–118
РЕПАРАЦИЯ ДНК В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТАБИЛЬНОСТИ ГЕНОМА И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
119–127
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ И ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПЛЮРИПОТЕНТНЫХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК
Аннотация
128–146
ГЕНЕТИКА ЖИВОТНЫХ
ТРАНСКРИБИРУЕМЫЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО В ПРИКЛАДНОЙ ГЕНОМИКЕ ЖИВОТНОВОДСТВА
Аннотация
147-151
ПОИСК ОТПЕЧАТКОВ СЕЛЕКЦИИ В ГЕНОМЕ ПОРОД ЧЕРНО-ПЕСТРОГО КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ПОЛНОГЕНОМНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ И МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗЦОВ
Аннотация
152–165
ГЕНЕТИКА РАСТЕНИЙ
ИЗМЕНЕНИЯ ГЕНОМОВ И КАРИОТИПОВ НА ПУТЯХ ВИДООБРАЗОВАНИЯ И ПРОГРЕССИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ РАСТЕНИЙ
Аннотация
166-183
ТРАНСКРИПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙСТВА WOX В РАЗВИТИИ КОРНЕВЫХ «НЕРЕГУЛЯРНЫХ» МЕРИСТЕМ
Аннотация
184–197
ГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОРТОВ ПШЕНИЦЫ КРАСНОДАРСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЕКЦИИ, ИХ СЕЛЕКЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ
Аннотация
198–207
МИКРОБИОЛОГИЯ
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ МИКРОБИОЛОГИИ
Аннотация
208–216
ИММУННЫЕ СИСТЕМЫ БАКТЕРИЙ: УВИДЕТЬ ВИРУС И УМЕРЕТЬ
Аннотация
217–231
БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БИОПЛЕНКИ КАК РЕЗЕРВУАР АМИЛОИДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ЗА СЧЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ
Аннотация
232–242
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА
РЕМОДЕЛИРУЮЩИЙ ХРОМАТИН КОМПЛЕКС SWI/SNF – ВАЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЭКСПРЕССИИ ГЕНОВ В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ
Аннотация
243–253
СЛЕДОВЫЕ АМИНЫ И ИХ РЕЦЕПТОРЫ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА И РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация
254-262


