№ 4 (853) (2024)
- Год: 2024
- Статей: 16
- URL: https://bakhtiniada.ru/2500-3488/issue/view/20247
Педагогические науки
Режиссерская интерпретация иноязычного текста как профессиональное коммуникативное умение
Аннотация
Статья посвящена вопросам обучения будущего режиссера театра умениям интерпретации иноязычного текста. С учетом особенностей профессиональной подготовки в театральном вузе рассматриваются возможности применения интегративно-контекстного подхода на основе сопряжения социально-профессионального и иноязычного контекстов в рамках творческой лаборатории режиссерского мастерства. Внимание уделяется интерпретационному этапу, включающему подготовку языковых средств как основы для последующего устно-речевого этапа. Особое значение отводится умениям фреймового анализа с целью формулирования режиссерской концепции средствами иностранного языка.



Потенциал цифровых образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе
Аннотация
В статье рассматривается дидактический потенциал цифровых образовательных технологий и возможность их интеграции в процесс обучения иностранному языку в вузе. Автор показывает, что цифровые инструменты расширяют границы образования, облегчают взаимодействие между преподавателями и обучающимися, адаптируют обучение под индивидуальные потребности студентов, повышают мотивацию и систематизируют самостоятельную работу.



Реализация лингвострановедческого подхода при проектировании учебного пособия для элективного языкового курса «Legal English: Law, Crime and Punishment» (10–11-е классы)
Аннотация
В статье представлен опыт разработки учебного пособия по английскому языку для старшеклассников профориентационного характера с позиции реализации в нем лингвострановедческого подхода. Перечислены компоненты лингвострановедческой компетенции учащихся, осваивающих данный курс. Описаны языковой, текстовый, тестовый и практический блоки учебных модулей пособия как распределенной системы формирования указанной компетенции и общего представления об уголовном правосудии и уголовно-исполнительной системе.



Развитие форм реализации непрерывного иноязычного образования в контексте модернизации системы
Аннотация
В статье анализируются современные формы реализации непрерывного иноязычного образования в условиях модернизации системы образования. Обсуждается значимость непрерывного иноязычного образования в контексте глобализации и культурной интеграции, подчеркивается его роль в повышении культурного понимания и улучшении качества жизни. В статье делается акцент на необходимости разработки новых форм и стратегий организации эффективного обучения и адаптации к изменяющимся условиям образования, анализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения непрерывного иноязычного образования. Авторы приходят к выводу, что развитие современных форм непрерывного иноязычного образования играет важную роль в успешной адаптации личности к современным вызовам глобализированного мира и является неотъемлемой частью образовательной стратегии.



Формирование межкультурной компетенции у студентов как социально-коммуникативной общности в контексте реализации стратегии поддержания экологии культуры
Аннотация
В статье анализируются предпосылки и тенденции трансформационных изменений в образовательной среде и их влияние на парадигму межкультурного диалога. В свете этих изменений авторы основываются на необходимости реализации стратегии поддержания экологии культуры и рассматривают межкультурную коммуникацию как социальное взаимодействие и интерпретацию личного опыта через призму дихотомий диалектического подхода и компаративистики критического подхода. На основе этого предложена концепция формирования умений межкультурной коммуникативной компетенции у студентов, способствующая как продуктивности межкультурного диалога, так и устойчивости социально-коммуникативной лингвокультурной общности.



Лингвистический и лингводидактический потенциал немануального компонента в русском жестовом языке: опыт изучения инициализированных жестов
Аннотация
В статье рассматривается лингвистически значимое явление инициализации и его результат, инициализированный жест, входящий в лексический состав русского жестового языка (РЖЯ). Особенности указанных жестов интерпретируются в контексте лингвистических задач обучения РЖЯ разных адресных групп - студентов и взрослых слушателей. Выделяются «точки уязвимости» в описании инициализированных жестов, коррелятивные трудностям в освоении РЖЯ, предлагается их объяснение, намечаются направления исследования и преподавания РЖЯ. Результаты анализа позволяют уточнить требования к уровням владения жестовым языком при подготовке специалистов - переводчиков и педагогов.



Особенности формирования лингвострановедческой компетенции при подготовке к олимпиадам по итальянскому языку в различных условиях
Аннотация
В статье рассматривается специфика формирования лингвострановедческой компетенции при различных условиях подготовки школьников к олимпиаде по итальянскому языку. Целью исследования стало выявление особенностей подготовки к выполнению заданий по лингвострановедению. Применение набора методов исследования, как теоретических, так и эмпирических, позволило проанализировать три вида условий подготовки к олимпиадам: реализация аспектного обучения, периодические интенсивные профильные образовательные программы по итальянскому языку, нерегулярные или разовые интенсивные образовательные программы.



Формирование мультилингвальной компетенции в иноязычном профессионально ориентированном обучении (политический дискурс)
Аннотация
В статье речь идет о важности мультилингвальной компетенции и путях ее формирования в профессионально ориентированном вузовском обучении. Термин «мультилингвальная компетенция» рассматривается как относительно новый и определяется как единая сложная, асимметричная конфигурация компетенций, обеспечивающая как владение системой языковых знаний, так и метакогнитивных стратегий. Анализируются подходы, тактики, модели ее формирования, которые могут значительно различаться в зависимости от задач обучения и профессионально ориентированного контекста. Авторы описывают успешно работающую модель формирования мультилингвальной компетенции, реализуемую МГЛУ на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук.



Возможности преобразующего обучения для позитивной социализации человека и специалиста
Аннотация
В статье рассматриваются социализирующие возможности преобразующего обучения, которые могут стать адекватным ответом на вызовы современному образованию. Данные проведенного исследования и анализ результатов позволяют сделать заключение о взаимосвязи счастья, субъективного благополучия и рефлексии, что становится основанием для внедрения элементов преобразующего обучения в систему профессионального образования.



Психологические науки
Эгоцентризм у академических билингвов при тестировании на английском, немецком и русском языках
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эгоцентризма как свойства и состояния личности у академических билингвов, обучающихся или уже закончивших обучение на факультетах английского и немецкого языка. В исследовании применялись анкетирование, экспертная оценка владения испытуемыми английским и немецким языками и тест эгоцентрических ассоциаций на родном русском языке и иностранных языках. Подтверждена корреляция величин эгоцентризма испытуемых при тестировании на трех языках. Выявлены большие показатели эгоцентризма при тестировании на английском и немецком языках и меньшие - при тестировании на русском языке.



Диагностика склонности к риску у студентов: зависимость от пола испытуемых
Аннотация
В статье рассматриваются специфика диагностики склонности к риску с применением теста Шуберта. Для выявления особенностей его применения было проведено пилотное исследование, в котором участвовали студенты трех университетов Новосибирска. При сравнительном исследовании склонности к риску у представителей мужского и женского пола были выявлены значительные различия. В связи с этим констатирована необходимость изменения критериев оценки результатов данной тестовой методики, чтобы в них непременно учитывался пол испытуемых.



Функциональная мануальная асимметрия как фактор формирования абстрактных понятий и личностных свойств
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о связи особенностей формирования абстрактных понятий и личностных свойств с функциональной мануальной асимметрией у старшеклассников. Выявлено, что у правшей абстрактное понятие «умный» связано с правой стороной, а у левшей - с левой. Оказалось, что более высокое самоуважение у правшей связано в большей степени с общительностью, а у левшей - с необщительностью и независимостью.



Юридические науки
Соблюдение прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора): отдельные вопросы прокурорского надзора
Аннотация
В статье рассмотрены современное состояние контрольно-надзорной деятельности и перспективы ее совершенствования. Анализируются отдельные актуальные вопросы в исследуемой сфере: не решен многолетний спор о соотношении понятий «контроль» и «надзор»; представлены данные о проверках бизнеса в 2023 г., значении и роли полномочий, возложенных на главный надзорный орган страны (прокуратуру); рассмотрены новые инициативы Министерства экономического развития РФ.



Нормативное правовое регулирование деятельности службы охраны труда на предприятиях телевидения и радиовещания
Аннотация
В статье рассматривается деятельность службы охраны труда в организации и ее нормативное правовое регулирование. Исследуются основные задачи и функции службы охраны труда на предприятии. Автор уделяет внимание организации эффективной системы охраны труда, обучению по охране труда для работников. Характеризует управление и контроль условий труда на предприятии как необходимое условие охраны труда работников.



Антикоррупционный потенциал общества и реализация уголовно-правового запрета
Аннотация
В развитии от начала советского периода до наших дней анализируется соотношение трех элементов противодействия корруцпии - антикоррупционного потенциала социума, уголовного законодательства и судебной практики. Делается вывод об угрозах отставания уголовно-правового запрета от социально-политических настроений общества.



Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде
Аннотация
В статье рассматривается проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи, анализируются организационно-правовые основы, а также основные направления и формы информационного противодействия радикальной идеологии в студенческой среде.


