№ 4 (853) (2024)

Обложка

Педагогические науки

Режиссерская интерпретация иноязычного текста как профессиональное коммуникативное умение

Беланова И.А.

Аннотация

Статья посвящена вопросам обучения будущего режиссера театра умениям интерпретации иноязычного текста. С учетом особенностей профессиональной подготовки в театральном вузе рассматриваются возможности применения интегративно-контекстного подхода на основе сопряжения социально-профессионального и иноязычного контекстов в рамках творческой лаборатории режиссерского мастерства. Внимание уделяется интерпретационному этапу, включающему подготовку языковых средств как основы для последующего устно-речевого этапа. Особое значение отводится умениям фреймового анализа с целью формулирования режиссерской концепции средствами иностранного языка.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):9-15
pages 9-15 views

Потенциал цифровых образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе

Белогурова М.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается дидактический потенциал цифровых образовательных технологий и возможность их интеграции в процесс обучения иностранному языку в вузе. Автор показывает, что цифровые инструменты расширяют границы образования, облегчают взаимодействие между преподавателями и обучающимися, адаптируют обучение под индивидуальные потребности студентов, повышают мотивацию и систематизируют самостоятельную работу.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):16-21
pages 16-21 views

Реализация лингвострановедческого подхода при проектировании учебного пособия для элективного языкового курса «Legal English: Law, Crime and Punishment» (10–11-е классы)

Игумнова О.В.

Аннотация

В статье представлен опыт разработки учебного пособия по английскому языку для старшеклассников профориентационного характера с позиции реализации в нем лингвострановедческого подхода. Перечислены компоненты лингвострановедческой компетенции учащихся, осваивающих данный курс. Описаны языковой, текстовый, тестовый и практический блоки учебных модулей пособия как распределенной системы формирования указанной компетенции и общего представления об уголовном правосудии и уголовно-исполнительной системе.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):22-28
pages 22-28 views

Развитие форм реализации непрерывного иноязычного образования в контексте модернизации системы

Медведева Л.Г., Надеждина Е. .

Аннотация

В статье анализируются современные формы реализации непрерывного иноязычного образования в условиях модернизации системы образования. Обсуждается значимость непрерывного иноязычного образования в контексте глобализации и культурной интеграции, подчеркивается его роль в повышении культурного понимания и улучшении качества жизни. В статье делается акцент на необходимости разработки новых форм и стратегий организации эффективного обучения и адаптации к изменяющимся условиям образования, анализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения непрерывного иноязычного образования. Авторы приходят к выводу, что развитие современных форм непрерывного иноязычного образования играет важную роль в успешной адаптации личности к современным вызовам глобализированного мира и является неотъемлемой частью образовательной стратегии.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):29-35
pages 29-35 views

Формирование межкультурной компетенции у студентов как социально-коммуникативной общности в контексте реализации стратегии поддержания экологии культуры

Пригожина К.Б., Долгова Е.Г., Безкоровайная Г.Т.

Аннотация

В статье анализируются предпосылки и тенденции трансформационных изменений в образовательной среде и их влияние на парадигму межкультурного диалога. В свете этих изменений авторы основываются на необходимости реализации стратегии поддержания экологии культуры и рассматривают межкультурную коммуникацию как социальное взаимодействие и интерпретацию личного опыта через призму дихотомий диалектического подхода и компаративистики критического подхода. На основе этого предложена концепция формирования умений межкультурной коммуникативной компетенции у студентов, способствующая как продуктивности межкультурного диалога, так и устойчивости социально-коммуникативной лингвокультурной общности.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):36-42
pages 36-42 views

Лингвистический и лингводидактический потенциал немануального компонента в русском жестовом языке: опыт изучения инициализированных жестов

Салькова М.А.

Аннотация

В статье рассматривается лингвистически значимое явление инициализации и его результат, инициализированный жест, входящий в лексический состав русского жестового языка (РЖЯ). Особенности указанных жестов интерпретируются в контексте лингвистических задач обучения РЖЯ разных адресных групп - студентов и взрослых слушателей. Выделяются «точки уязвимости» в описании инициализированных жестов, коррелятивные трудностям в освоении РЖЯ, предлагается их объяснение, намечаются направления исследования и преподавания РЖЯ. Результаты анализа позволяют уточнить требования к уровням владения жестовым языком при подготовке специалистов - переводчиков и педагогов.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):43-50
pages 43-50 views

Особенности формирования лингвострановедческой компетенции при подготовке к олимпиадам по итальянскому языку в различных условиях

Струкова А.А.

Аннотация

В статье рассматривается специфика формирования лингвострановедческой компетенции при различных условиях подготовки школьников к олимпиаде по итальянскому языку. Целью исследования стало выявление особенностей подготовки к выполнению заданий по лингвострановедению. Применение набора методов исследования, как теоретических, так и эмпирических, позволило проанализировать три вида условий подготовки к олимпиадам: реализация аспектного обучения, периодические интенсивные профильные образовательные программы по итальянскому языку, нерегулярные или разовые интенсивные образовательные программы.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):51-56
pages 51-56 views

Формирование мультилингвальной компетенции в иноязычном профессионально ориентированном обучении (политический дискурс)

Харламова Н.С., Иванкина Г.А.

Аннотация

В статье речь идет о важности мультилингвальной компетенции и путях ее формирования в профессионально ориентированном вузовском обучении. Термин «мультилингвальная компетенция» рассматривается как относительно новый и определяется как единая сложная, асимметричная конфигурация компетенций, обеспечивающая как владение системой языковых знаний, так и метакогнитивных стратегий. Анализируются подходы, тактики, модели ее формирования, которые могут значительно различаться в зависимости от задач обучения и профессионально ориентированного контекста. Авторы описывают успешно работающую модель формирования мультилингвальной компетенции, реализуемую МГЛУ на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):57-63
pages 57-63 views

Возможности преобразующего обучения для позитивной социализации человека и специалиста

Юркина Л.В., Таунзенд Е.Р.

Аннотация

В статье рассматриваются социализирующие возможности преобразующего обучения, которые могут стать адекватным ответом на вызовы современному образованию. Данные проведенного исследования и анализ результатов позволяют сделать заключение о взаимосвязи счастья, субъективного благополучия и рефлексии, что становится основанием для внедрения элементов преобразующего обучения в систему профессионального образования.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):64-70
pages 64-70 views

Психологические науки

Эгоцентризм у академических билингвов при тестировании на английском, немецком и русском языках

Пашукова Т.И., Соколова Д.А.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эгоцентризма как свойства и состояния личности у академических билингвов, обучающихся или уже закончивших обучение на факультетах английского и немецкого языка. В исследовании применялись анкетирование, экспертная оценка владения испытуемыми английским и немецким языками и тест эгоцентрических ассоциаций на родном русском языке и иностранных языках. Подтверждена корреляция величин эгоцентризма испытуемых при тестировании на трех языках. Выявлены большие показатели эгоцентризма при тестировании на английском и немецком языках и меньшие - при тестировании на русском языке.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):71-77
pages 71-77 views

Диагностика склонности к риску у студентов: зависимость от пола испытуемых

Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р., Калошина Т.Ю., Ауман Е.А.

Аннотация

В статье рассматриваются специфика диагностики склонности к риску с применением теста Шуберта. Для выявления особенностей его применения было проведено пилотное исследование, в котором участвовали студенты трех университетов Новосибирска. При сравнительном исследовании склонности к риску у представителей мужского и женского пола были выявлены значительные различия. В связи с этим констатирована необходимость изменения критериев оценки результатов данной тестовой методики, чтобы в них непременно учитывался пол испытуемых.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):78-84
pages 78-84 views

Функциональная мануальная асимметрия как фактор формирования абстрактных понятий и личностных свойств

Троицкая Е.А.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о связи особенностей формирования абстрактных понятий и личностных свойств с функциональной мануальной асимметрией у старшеклассников. Выявлено, что у правшей абстрактное понятие «умный» связано с правой стороной, а у левшей - с левой. Оказалось, что более высокое самоуважение у правшей связано в большей степени с общительностью, а у левшей - с необщительностью и независимостью.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):85-91
pages 85-91 views

Юридические науки

Соблюдение прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора): отдельные вопросы прокурорского надзора

Василишин И.И.

Аннотация

В статье рассмотрены современное состояние контрольно-надзорной деятельности и перспективы ее совершенствования. Анализируются отдельные актуальные вопросы в исследуемой сфере: не решен многолетний спор о соотношении понятий «контроль» и «надзор»; представлены данные о проверках бизнеса в 2023 г., значении и роли полномочий, возложенных на главный надзорный орган страны (прокуратуру); рассмотрены новые инициативы Министерства экономического развития РФ.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):92-98
pages 92-98 views

Нормативное правовое регулирование деятельности службы охраны труда на предприятиях телевидения и радиовещания

Дриневская С.В.

Аннотация

В статье рассматривается деятельность службы охраны труда в организации и ее нормативное правовое регулирование. Исследуются основные задачи и функции службы охраны труда на предприятии. Автор уделяет внимание организации эффективной системы охраны труда, обучению по охране труда для работников. Характеризует управление и контроль условий труда на предприятии как необходимое условие охраны труда работников.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):99-104
pages 99-104 views

Антикоррупционный потенциал общества и реализация уголовно-правового запрета

Иншаков С.М., Казакова В.А.

Аннотация

В развитии от начала советского периода до наших дней анализируется соотношение трех элементов противодействия корруцпии - антикоррупционного потенциала социума, уголовного законодательства и судебной практики. Делается вывод об угрозах отставания уголовно-правового запрета от социально-политических настроений общества.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):105-110
pages 105-110 views

Информационное противодействие идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде

Прокофьева Т.В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема распространения идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи, анализируются организационно-правовые основы, а также основные направления и формы информационного противодействия радикальной идеологии в студенческой среде.

 

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024;(4 (853)):111-116
pages 111-116 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».