Том 22, № 6 (2017)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Борзых И.Н.

Аннотация

Подробно проанализированы формы и методы организации студенческого самоуправления, способствующие профессиональному воспитанию студентов. Предложена трактовка студенческого самоуправления как социального института, обладающего значительным воспитательным потенциалом, реализующего особую форму управления, которая предполагает активное участие студентов в подготовке и реализации управленческих решений, касающихся как жизнедеятельности вуза, так и будущей профессиональной деятельности; приобретение и развитие профессионально-личностных качеств; активное включение в профессиональное сообщество и оказание студентам содействия в конструировании профессиональной биографии. Выявлены специфические возможности следующих форм и методов: экскурсии-наблюдения, тренинги, беседы-дискуссии, анализ конкретных ситуаций (решение профессиональных задач), использование примера (государственных служащих), самостоятельное выполнение поставленных задач. Обоснована критериальная база, необходимая для оценивания уровней профессиональной воспитанности студентов. Организационно-деятельностный критерий раскрывается через качества-показатели: умение работать с документацией, планирование и организация работы, контроль и самоконтроль, стратегическое мышление. Социально-коммуникативный критерий содержит следующие качества-показатели: общительность, коммуникативный контроль, деловая коммуникация, ситуативное моделирование общения. Качествами-показателями ценностного критерия выступают: патриотические ценности, этические правила, традиции коллектива, корпоративная культура органов госслужбы.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):17-26
pages 17-26 views

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФОРМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ

Кленикова С.А., Мусатова М.А., Антропова Е.А.

Аннотация

Раскрыты методологические основы организации научно-исследовательского семинара как одной их ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов; перечислены основные задачи научно-исследовательской работы и научно-исследовательского семинара. Участие в работе научно-исследовательского семинара позволит студентам магистратуры сформировать профессиональные компетенции, как и способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; а также готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Рассмотрены различные образовательные технологии, которые могут использоваться при проведении научно-исследовательского семинара: активные и интерактивные методы, диалоговые технологии, технологии учебного исследования, технологии контекстного типа, технологии профессиональной социализации. Сделан вывод, что в результате проведения научно-исследовательского семинара магистранты должны овладеть научно-исследовательскими технологиями поиска, сбора и теоретического анализа методико-педагогической и научно-технической информации, планирования и проведения педагогического эксперимента, обработки результатов экспериментальной деятельности, обобщения и представления результатов научной деятельности в виде докладов, тезисов, статей, подготовки компьютерных презентаций результатов научной деятельности, подготовки выступлений и докладов на научных мероприятиях, самооценки и рефлексии своей научно-исследовательской деятельности.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):27-31
pages 27-31 views

НОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А.

Аннотация

Социализация личности всегда была тесно связана с семьей и системой образования, но в информационном обществе она подвергается трансформации, и наиболее важными факторами социализации становятся сетевые коммуникации. Под влиянием Интернета меняется стиль жизни - меняются структура досуга, привычные каналы получения информации, характер межличностных взаимодействий. Молодежь все чаще стремится общаться, играть, обучаться в интернет-пространстве. В итоге возникают новые формы социализации, формируется личность нового типа. Предложена новая классификация форм интернет-социализации молодежи. Приведены результаты опроса по выявлению цели использования сети Интернет. Результаты исследования показали, что молодое поколение активно использует сеть Интернет преимущественно для обучения, общения в социальных сетях, ради увлечений, хобби и музыки. Рассмотрена классификация традиционных форм социализации и представлен новый принцип классификации с точки зрения типа принадлежности молодежи в интернет-пространстве к тому или иному сообществу, группе, корпорации, образовательному учреждению и т. д., а именно: формальные, неформальные и информальные интернет-группы или сообщества, каждому из которых соответствует набор интернет-технологий или интернет-систем.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):32-40
pages 32-40 views

ИДИОМАТИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПОРТУГАЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ПЕРЕВОДА И УПОТРЕБЛЕНИЯ

Чугунов А.Н., Митчелл П.Д.

Аннотация

Популярность португальского языка в России растет как следствие не только активно глобализирующегося мира и становления нового человека - человека-«мультилингва», но и установление Россией взаимоотношений с некоторыми португалоязычными странами, что делает португальский язык более востребованным - этим определяется актуальность данной темы. Исследованы такие языковые аспекты, как идиоматические выражения (идиомы) в португальском языке, которые по своей сущности крайне богаты исторически и культурно. Описана роль, которую они играют в изучении португальского языка, дано объяснение, почему идиоматические выражения предоставляют изучающему более глубокое представление о языке и почему любому квалифицированному переводчику необходимо владеть такими речевыми оборотами. Объяснена важность их использования в межкультурной коммуникации. Проведен анализ представленных идиом, с последующим переводом на русский язык с несколькими вариантами перевода, подобраны эквиваленты в русском языке там, где предоставляется возможным. Представленные идиомы даны в виде диалогов, так как преимущественно это явление разговорной речи, более того, диалоги являются средством для лучшего понимания смысла и контекста использования идиоматических выражений. Продемонстрированы некоторые межкультурные стереотипы, имеющиеся у лузофонов, посредством приведения в пример соответствующих идиом, проведен исторический анализ нескольких идиом. Дано описание существующего некоторого локального разделения среди лузофонных стран относительно идиом, сопровождаемое несколькими примерами от каждой из выделенных групп.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):117-122
pages 117-122 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ПИСЬМЕННОМУ НАУЧНОМУ ДИСКУРСУ НА ОСНОВЕ ТАНДЕМ-МЕТОДА

Амерханова О.О.

Аннотация

Одной из целей обучения иностранному языку в аспирантуре выступает овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом. Под ним понимается процесс и результат выражения и интерпретации научных знаний с целью их дальнейшего поэтапного усовершенствования существующих или синтеза новых научных знаний. Содержание обучения письменному научному дискурсу аспирантов включает развитие умений по написанию аннотации, реферата, рецензии, текста доклада, оформление презентации выступления, стендового доклада, заявки на участие в научном мероприятии, заявки на грант, написание научного отчета, научной статьи, тезисов доклада, монографии, диссертации. В качестве одного из методов обучения можно использовать тандем-метод (преподавательский тандем) - способ овладения, обучения или преподавания, основанный на партнерстве участников образовательного процесса, которыми выступают два преподавателя: преподаватель иностранного языка и преподаватель профильной специальности. Представлено описание педагогических условий, реализация которых будет способствовать эффективности методики обучения аспирантов иноязычному письменному научному дискурсу на основе тандем-метода. К ним отнесены следующие условия: 1) владение преподавателем профильной специальности иностранным языком на уровне В1-В2; 2) осведомленность преподавателя иностранного языка в сфере профессиональной специализации студентов; 3) разделение сферы деятельности каждого работающего в тандеме преподавателя; 4) следование алгоритму обучения в тандеме.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):123-130
pages 123-130 views

ЧАСТНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В 20-е гг. XX ВЕКА В США: БОРЬБА ИДЕОЛОГИЙ

Шадский О.Г.

Аннотация

Рассмотрено развитие профессии социальной работы в США в 20-е гг. XX века сквозь призму борьбы различных идеологических подходов, определявших суть и предназначение профессии. Актуальность состоит в том, что изучение зарубежного, в частности, американского опыта в области социальной работы помогает нам лучше понимать закономерности, заранее предвидеть и выявлять трудности в становлении отечественных институтов и учреждений государственного и негосударственного секторов социальной защиты. Также в научный оборот вводится большое количество ранее неиспользовавшихся источников Национальной конференции благотворительных и коррекционных учреждений (National Conference on Charities and Corrections). Подробно проанализированы идеологические позиции двух противоборствующих лагерей ранней социальной работы. Выявлены и проанализированы основные аргументы в пользу частной социальной работы и государственных программ социальной защиты, выдвигавшиеся ранними социальными работниками. На примере деятельности Детского Бюро показано, что совмещение работы со случаем и социального реформирования могло быть успешным, принося позитивные практические результаты как для профессии, так и для общества в целом. Сделан обоснованный вывод о том, что реформистское крыло социальных работников, хотя и потеряло влияние, которое имело в «прогрессивную эру», продолжало выступать за сохранение приверженности профессии социальному активизму, что помогло сформулировать социальную повестку «Нового курса» следующего десятилетия.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):41-53
pages 41-53 views

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Дружинина А.А.

Аннотация

Проанализированы преобразования, происходящие в социальной сфере в России. На современном этапе происходит переход от стагнации в социальной сфере к развитию, этот период характеризуется внедрением инновационных технологий социальной работы, разработкой новых нормативно-правовых документов в социальной сфере, формированием рынка социальных услуг, возрастающей ролью получателя социальных услуг в преобразованиях социальной политики, модернизацией системы подготовки будущих социальных работников, как проводников перемен в социальной сфере, необходимостью формирования инновационной компетентности будущего специалиста социальной сферы. Представлен опыт реализации модуля «Социальная инноватика». Целью модуля является формирование у студента общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области теории и практики социальной инноватики. рассматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как решение проблемных заданий, изучение опыта реализации социальных инноваций различных регионов РФ, кейс-ситуации, деловые и ролевые игры. Также в ходе практических занятий студенты защищают собственные, реализованные на практике инновационные социальные проекты. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущего специалиста социальной сферы. Инновационная компетентность у будущего специалиста социальной сферы обеспечит конкурентоспособность, расширит возможности трудоустройства и социальной мобильности. Одним из перспективных направлений развития системы вузовской подготовки является формирование инновационной компетентности у будущих специалистов социальной сферы как процесс, объединяющий усилия преподавателей, студентов, практиков социальных служб и организаций.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):54-60
pages 54-60 views

ЭЛЕМЕНТЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТ

Козадаев М.Г.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью соблюдения требований, предъявляемых «Наставлениями по физической культуре и спорту для довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» к уровню физической подготовленности кадет с целью их дальнейшего поступления в высшие военные учебные заведения Российской Федерации. Целью исследования стало изучение уровня физической подготовленности кадет с нарушениями свода стопы. Основными методами исследования явились: бег на 100 м, челночный бег 10×10 м, бег на 3000 м. Доказано, что у кадет, имеющих плоскостопие различной степени тяжести, уровень физической подготовленности может улучшаться при условии регулярного, дозированного воздействия комплексов упражнений коррекционной направленности или введения в программу профессионально-прикладной физической подготовки соответствующих упражнений. Рассмотрена динамика результатов означенных выше тестов у кадет из контрольной и экспериментальной групп и приведено сравнение данных показателей. Физическую подготовленность, определяющую уровень тренированности организма, достигнутый в процессе целенаправленной подготовки, необходимо постоянно контролировать. Приведенные результаты контроля уровня физической подготовленности кадет обнаруживают взаимосвязь состояния их опорно-двигательного аппарата, воздействия на него упражнений коррекционной направленности и результатов тестов для оценки двигательных возможностей обучающегося.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):138-143
pages 138-143 views

РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 10-11 КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

Загузова С.А., Кузнецов А.С.

Аннотация

Одним из наиболее важных и эффективных средств укрепления здоровья и воспитания характера во все времена и у всех народов являются занятия физической культурой и спортом. Пауэрлифтинг - новый вид спорта, который появился за рубежом лишь в конце 40-х - начале 50-х гг. XX столетия, в Россию пришел еще позже, а в настоящее время динамично развивается во всем мире. Популярность пауэрлифтинга объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Занятия пауэрлифтингом способствуют увеличению мышечной силы, укреплению связок и суставов, помогают вырабатывать выносливость, гибкость и другие полезные качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма. Все это вместе взятое делает данный вид спорта одним из ценных и полезных в воспитании молодого поколения. При занятиях пауэрлифтингом со школьниками 10-11 классов развитие силы - это не самоцель, а стремление к достижению их высокой работоспособности, сохранению и укреплению здоровья, так как нередко в повседневной трудовой деятельности в допризывный период и во время службы в армии молодые люди оказываются не способными преодолевать физические нагрузки, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений. Занятия пауэрлифтингом можно начинать не ранее чем в 14 лет, когда школьник начинает конкретно специализироваться в пауэрлифтинге, а верхней границы практически не существует. Значительные физические нагрузки можно выполнять начиная с 17-18-летнего возраста. Но, к сожалению, в тренировочном процессе данного вида спорта до сих пор нет хорошего научно-методического обеспечения, существует много нерешенных вопросов, связанных с технологиями и методами обучения.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):144-150
pages 144-150 views

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Болдырева В.Б., Кейно А.Ю., Грицков П.М.

Аннотация

В настоящее время в эпоху автоматизации значительно снизилась двигательная активность людей. В условиях постоянно ухудшающейся экологии это приводит к значительному ухудшению физического развития и различным заболеваниям. Особенно сильно это сказывается на детях-инвалидах. По статистике Минздрава, в нашей стране сейчас рождается до 70 % детей с отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому особого внимания заслуживает физическое воспитание детей младшего школьного возраста, когда закладывается двигательная база, формируется мотивация к занятиям физической культурой и спортом. Младший школьный возраст является тем периодом, в котором будущий член общества обучается основным двигательным умениям и навыкам, в формировании которых значительную роль играют координационные способности. Развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте является важной частью процесса физического воспитания в школе. Развивая координационные способности у детей разных нозологических групп, мы формируем «школу движений, которая в дальнейшем поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные двигательные действия и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития остальных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Важным фактором является правильно построенный учебный процесс по физическому воспитанию для детей младшего школьного возраста с умственными или физическими отклонениями, ограничениями. Учителям по физическому воспитанию необходимо учитывать методические рекомендации по полу, возрасту, степени тяжести заболевания, особенностям психической и эмоционально-волевой сферы детей. Формирование потребности в двигательной активности, систематических занятиях физическим воспитанием (упражнениями) и осуществлении здорового образа жизни является одной из основных задач адаптивного физического воспитания. В процессе физического воспитания у детей младшего школьного возраста разных нозологических групп первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности. Указанные выше положения стали реальными предпосылками, на которых была в дальнейшем теоретически и экспериментально разработана методика развития координационных способностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста средствами физического воспитания. Различные физические упражнения, включенные в экспериментальную методику, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлено на коррекцию умственно отсталого ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений, как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и другие способствуют развитию двигательных качеств и профилактике вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):151-159
pages 151-159 views

ГЛАВЫ СЕМЕЙ ТАМБОВА В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Стрекалов Д.В., Стрекалова Н.В.

Аннотация

История семьи является одним из актуальных направлений исследований исторической демографии и социальной истории. На основе двух массовых персонифицированных источников (материалов ревизий и «списков городовых обывателей») с использованием компьютерных технологий был проведен сравнительный анализ социально-демографических характеристик глав семей Тамбова в конце XVIII - первой половине XIX века. Были исследованы проблемы соотношения численности и удельного веса мужчин и женщин - глав больших и малых семей губернского центра. Изучен семейный статус глав семей Тамбова, в том числе вопросы его фиксации в используемых источниках. Проанализированы особенности возрастных характеристик глав семей в зависимости от семейного статуса, типа семьи и сословно-социальной группы. Сделан вывод о продолжавшемся доминировании мужчин, на которых приходился основной удельный вес глав семей Тамбова. Отмечены процессы унификация среднего возраста глав больших семей к середине XIX века. Проведенное исследование позволило выявить разницу возрастов глав семей губернского центра и глав семей сел и уездного города губернии. Дополнительного изучения требуют источниковедческие проблемы истории провинциальной российской городской семьи конца XVIII - первой половины XIX века.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):160-171
pages 160-171 views

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАБОТНИКИ ВОТЧИННЫХ КОНТОР ТАМБОВСКИХ ИМЕНИЙ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Житин Р.М., Топильский А.Г.

Аннотация

Проанализировано положение административных служащих имений Тамбовской губернии в конце XIX века. Изучены принципы управления помещичьей собственностью, состав штатных расписаний вотчинных контор, размер заработных плат конторских служащих. Источником для работы стал сборник «Сельскохозяйственных и статистических сведений по материалам, полученным от хозяев» (Санкт-Петербург, 1890, вып. 3), ряд описаний крупных тамбовских поместий, «Сборники статистических сведений по Тамбовской губернии» (Тамбов, 1886-1896, вып. 1-22). Актуальность работы определена важностью развитых форм администрирования в условиях предпринятой некоторыми владельцами модернизации своих имений. Наличие грамотных управляющих, безусловно, благотворно сказывалось на успехе ведения хозяйства. Изучение источников позволило определить различие норм управления в зависимости от стратификации помещичьих имений по количеству земли и по способам производственной деятельности. Количество служащих и их заработная плата увеличивались прямо пропорционально размеру владения. В итоге наиболее крупные имения сосредоточивали наибольшее количество персонала губернии. В имениях без наемных специалистов экономикой владения занимался сам помещик или приглашалась сезонная администрация. Номенклатура специалистов в Тамбовской губернии не отличалась постоянством, что показывает неразвитость рынка квалифицированной рабочей силы в пореформенной России.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):172-178
pages 172-178 views

ОСОБЕННОСТИ ПРИЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кухер К., Щербинин П.П.

Аннотация

Специально и комплексно изучена система социальной защиты детей-сирот в Тамбовской губернии XIX - начала ХХ века сквозь призму государственной, общественной и благотворительно частной деятельности. На основе широкого комплекса первичных материалов (архивных источников, периодической печати, воспоминаний) были репрезентативно исследованы различные малоизвестные аспекты заявленной научной проблемы. Обобщен отечественный и мировой опыт изучения формирования систем социального государства и гражданских благотворительных инициатив в провинциальной России, которая нередко имела существенные отличия от столичных реалий. Выявлена удивительная успешность организации призрения детей-сирот на региональном и уездном уровне, что позволяет оценить модернизацию общественных инициатив в городском и сельском социуме рассматриваемого хронологического периода. Уточнены возможности земских учреждений в процессах благотворительной деятельности, а также проявления софинансирования и соучастия в этих земских проектах частных лиц (представителей купечества, дворянства, мещан и духовенства). Специально рассмотрено положение и политика по передаче подкинутых детей в частные руки на воспитание, оценены финансовые проблемы, связанные с передачей этих детей-сирот в бездетные семьи. Выявлены основные мотивы активной благотворительной деятельности крупных региональных меценатов, что отражало общие тенденции в развитии самооценки провинциального купечества и представителей других сословий Российской империи рассматриваемого периода. Сделаны выводы о результатах и историческом опыте, традициях и особенностях поддержки детей-сирот на уровне губернии и уезда, что позволило успешно реконструировать данную систему социальной защиты дореволюционной России. Обращено внимание на важность учета региональной специфики и конкретно-исторических проявлений благотворительной поддержки и частной инициативы в рассматриваемый период, а также оценки общественно-политических, социокультурных и этноконфессиональных позиций регионального социума. Уточнено влияние отдельных категорий благотворителей на социальную защиту детей-сирот в период воспитания и обучения в приютах, а также последующей социализации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):179-189
pages 179-189 views

ЖЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ ИМПЕРСКОГО ПЕРИОДА (Историографический анализ исследований XVIII-XXI вв.)

Сергунин В.А.

Аннотация

Представлено историографическое введение в изучение истории женских монастырей и женского монашества как актуальной и перспективной темы, требующей учета научного опыта, накопленного отечественной и зарубежной наукой. Выявление и осмысление работ, позволяющих охарактеризовать историческую перспективу женского монашества, осуществлено в виде суммы формулировок, раскрывающих логику научного процесса и порождающих гуманитарное знание об изучаемом предмете. Выявлены основные подходы к осмыслению проблематики, связанной с социальной динамикой женского общинного религиозного движения. Тематико-хронологическая систематизация исторического знания о формировании, функционировании, закономерностях развития, условиях существования, а также о гендерной специфике и отдельных представителях русского монашества осуществлена на основе репрезентативной выборки исследований с начала XIX по XXI век. На основе произведенного анализа дана оценка состоянию и перспективам изучения русского православного женского монашества как части социальной истории России. Доказана необходимость учета макро- и микрофакторов, влияющих на процесс монастырского строительства, уклад монастырской жизни и формирование типов женского монашеского служения. Выявлена зависимость женского монашества от мужского, от института старчества. Обоснована тесная зависимость особенностей монашества как социальной группы от способов консолидации, социальной адаптации и пр.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):190-199
pages 190-199 views

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Лисюнин В.

Аннотация

Рассмотрено развитие православного духовенства на фоне общественно-политической жизни Российской империи в конце XIX - начале XX века. Особо уделено внимание изменению общественно-политической ситуации, когда под влиянием либеральных реформ и нажимом эмансипированного общества Церковь в лице духовенства оказалась в ущемленном положении. Сохраняя преданность консервативной позиции, поддерживая государственный строй, духовенству в изменившейся ситуации требовалась свобода действий, которую сковывала бюрократическая синодальная система. Отмечено, что недовольство вызывала непоследовательность консервативного курса государственной политики из-за увлечения либеральными идеями, шедшими в разрез с традиционно устоявшейся моделью общественно-государственных отношений. Необходимость реформ, которые позволили бы ослабить государственную опеку над Церковью и сформировать активную приходскую общину, способную консолидировать общество, осознавалась большинством православного духовенства. В то же время процесс парламентаризации общества вновь актуализировал проблему выборного начала в Церкви. К началу XX века налицо был кризис бюрократической системы, в происходящее активно вовлекалось духовенство, которое вынуждено было постоянно откладывать решение своих собственных проблем. В связи с субъективным мнением императора Николая II проведение Поместного собора было отложено.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):200-210
pages 200-210 views

РАСХОДЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ВОЕННО-МОРСКОЙ РАЗВЕДКИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1907-1914 гг.)

Стрельцов И.Е.

Аннотация

Накануне Первой мировой войны перед правительством наряду с переустройством флота остро встал вопрос и об организации разведывательной службы на флоте. Морской генеральный штаб для хорошей организации тайной агентурной службы требовал от правительства немалых финансовых затрат на обучение агентов и их работу за границей. Рассмотрено отношение Морского министерства и Министерства финансов к новому зарождающемуся органу - военно-морской разведке. Изучена проблема финансирования военно-морской разведки с момента образования Морского генерального штаба до начала Первой мировой войны. На основе неопубликованных архивных документов и современных исследований впервые дана оценка денежного обеспечения организации разведывательной деятельности на русском флоте в период подготовки к войне. Проанализированы причины плохого финансирования агентурной службы на флоте в начале Первой мировой войны. Приведены статистические данные для сравнения финансирования военной и военно-морской разведок в период с 1905 по 1909 гг. Данные используемых материалов позволили прийти к выводу о роли финансового фактора на работу военно-морских агентов за границей и качество добываемой ими информации.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):211-215
pages 211-215 views

ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ШАРИАТСКОГО СУДА КАК МЕРА ПО ИНТЕГРАЦИИ ИНОРОДЦЕВ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО (ПО ЖУРНАЛАМ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПО МУСУЛЬМАНСКИМ ДЕЛАМ 1914 Г.)

Хасаншин Г.Р.

Аннотация

Одной из задач внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция татаро-мусульманского населения в общественно-культурную и правовую жизнь страны. В этих целях правительство рассматривало различные способы воздействия на исламские институты, в том числе на шариатский суд. Для всестороннего изучения данного вопроса в начале века были созваны специальные органы межведомственного взаимодействия - Особые совещания. Целью данного исследования является анализ журналов Особого совещания по мусульманским делам 1914 г., которые раскрывают отношение властей к системе мусульманского судопроизводства, а также содержат конкретные меры по ее реформированию. На основе изученных материалов сделан вывод о том, что для регулирования повседневной жизни мусульман империи использовались как гражданские, так и религиозные законы, наблюдался некий симбиоз норм, способствовавший нормальному функционированию общества. В начале XX века для обеспечения процессов интеграции правительство планировало ограничить сферу влияния шариатских судов и установить в стране единообразие норм материального и процессуального права. В то же время полное исключение шариата из правовой системы не рассматривалось. История функционирования мусульманского суда является ярким примером возможности взаимодействия российского и исламского права в условиях поликонфессионального государства.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):216-221
pages 216-221 views

Аудирование стихотворной речи на уроках русского языка в 5 классе

Маслова М.В.

Аннотация

Решены актуальные в современной методике преподавания русского языка проблемы гармонизации видов речевой деятельности на уроках русского языка и интеграции учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература». В процессе подробного анализа упражнений учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. А.Ю. Купаловой, базирующихся на стихотворном материале, выявлен ряд проблем, связанных с рассмотрением стихов на уроках русского языка: проблема фрагментарности стихотворного материала, используемого на уроках; проблема единого подхода к прозаическим и стихотворным произведениям, нивелирующего каждый из этих типов организации художественной речи; проблема рассогласованности устной и письменной форм стиха в связи с акцентированием графической стороны стихотворного произведения. Основная часть представляет собой описание аудитивных заданий и упражнений, направленных на решение вышеперечисленных проблем. В процессе выполнения таких заданий и упражнений учащиеся распознают стихи среди строк с разным ритмическим рисунком, превращают стихи в прозу, записывают услышанные стихотворные тексты в «столбик» и «лесенкой», работают со строфикой и рифмой стихотворений. Найдены точки соприкосновения предлагаемого им подхода с методикой, отраженной в учебно-методическом комплексе под ред. В.В. Бабайцевой, отталкивается от методических идей, реализованных в учебно-методическом комплексе, варьирует и модифицирует упражнения учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. А.Ю. Купаловой. Кроме того, сформулированы условия, способствующие выполнению аудитивных упражнений, которые базируются на стихотворном материале.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):131-137
pages 131-137 views

«...ФАКУЛЬТЕТ НАХОДИТ НЕОБХОДИМЫМ ВЫЕХАТЬ В ТАМБОВ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ...». О МОСКОВСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАМБОВСКОГО АГРОФАКА (1918 г.)

Аврех А.Л.

Аннотация

На основе документов Государственного архива Тамбовской области, по большей части вводимых в научный оборот впервые, и сведений электронных ресурсов прослеживаются основные этапы предыстории агрономического факультета Тамбовского государственного университета (1918 г.). Выявленные материалы позволяют считать учебно-научный уровень, закладываемый в основание высшего сельскохозяйственного образования на Тамбовщине, полностью соответствующим академическим требованиям.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):231-236
pages 231-236 views

ДОСУГОВЫЕ ТРАДИЦИИ ТАМБОВСКИХ КЛУБОВ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Долженкова М.И.

Аннотация

Раскрыты особенности возникновения и развития клубов в Тамбовском регионе в период XIX - начала ХХ века. Материалы исследования основаны на анализе архивных источников и материалов периодической печати. Дана характеристика становления в Тамбовской губернии культуры клуба. На основе анализа уставов и отчетов клубных общностей раскрыты основные цели и задачи, содержательные направления деятельности клубов, рассмотрен вклад клубов в развитие социально-куль-турных процессов региона. Большинство клубов представляли собой закрытые сословные общественные объединения. Подавляющее большинство клубов были мужскими, куда женщины допускались только на семейные вечера, балы или маскарады. Однако к началу ХХ века сословно-замкнутых клубов почти не осталось. Подробно представлена деятельность Дворянского, Коннозаводского и Коммерческого собраний, а также Народных домов. Клубная культура в тамбовском регионе развивалась достаточно активно, она имела существенное значение для развития социокультурных процессов губернии. В клубах, помимо организации настольных игр и социально-политических дискуссий, устраивались досуговые вечера, концертно-зрелищные программы, спектакли профессиональных и любительских трупп, благотворительные мероприятия. Клубы стали центрами просвещения и культуры, игравшими важную роль в жизни регионального социума.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):61-67
pages 61-67 views

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

Колесов И.В.

Аннотация

Актуальность темы заключается в том, что проблемы социального воспитания подрастающего поколения обусловлены теми кризисными процессами и явлениями, которые сегодня имеют место в России. Это касается, прежде всего, трудностей в социальной адаптации молодежи к нестабильным социально-экономическим, образовательным, социокультурным условиям и вызванных ими многочисленных девиаций в молодежной среде. В этих условиях возрастает необходимость обновления социального воспитания подростков, формирования их социальной активности. Клубная деятельность обладает существенным потенциалом в активизации данного процесса. Сделан упор на том, что описание процесса невозможно без анализа структуры изменяющегося явления. Это значит, что для анализа структуры процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности необходимо рассмотреть его как системное явление. В контексте этого определен процесс формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности как системное явление, требующее рассмотрения его, во-первых, как целостного педагогического механизма, который представляет собой последовательность действий, необходимых для достижения его цели, во-вторых, как организационно-содержательной структуры, обеспечивающей упорядоченность этого процесса и представляющей собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Решая данную задачу, описан компонентный состав модели формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности: субъектный компонент (выделяются участники процесса формирования социальной активности подростков), ориентационный компонент (описываются принципы организации процесса формирования социальной активности подростков, обусловленные сущностью клубной деятельности, и принципы, обусловленные методологическими подходами к процессу формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности), диагностический компонент (рассматриваются процессуальные элементы, обеспечивающие определение исходного уровня сформированности социальной активности подростков), содержательно-организационный компонент (формы; методы; практико-методические педагогические условия); рефлексивно-регулировочный компонент (контроль и анализ хода и промежуточных результатов процесса, оперативная корректировка его содержания и методики) и продуктивный компонент (уровни сформированности социальной активности подростков). Сделан акцент на том, что компоненты модели представляют как статичные (системные), так и динамичные характеристики процесса формирования социальной активности подростков средствами клубной деятельности, ибо являются совокупностью взаимосвязанных компонентов и его последовательных этапов: субъектно-ориентировочного, диагностического, содержательно-организационного и продуктивного.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):68-74
pages 68-74 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА-ТАНЦОРА В КОМАНДНОМ ИСПОЛНЕНИИ ФОРМЕЙШН

Зиновьева Т.С., Юрьева М.Н.

Аннотация

Рассмотрена авторская экспериментальная методика совершенствования технической подготовки спортсмена-танцора в командном исполнении формейшн. Проанализировано понятие «техническая подготовленность» спортсмена-танцора - степень овладения спортсменом-танцором системой движений спортивного бального танца, степень развития двигательных качеств, соответствующих особенностям исполнения в формейшн латиноамериканской и западноевропейской программ, направленной на достижение высоких спортивных результатов. Определены задачи формирующей работы. В обобщенном виде проанализированы этапы опытно-экспериментальной работы по совершенствованию технической подготовки спортсмена-танцора в ансамблевом исполнении формейшн: организационно-конструктивный и контрольно-коррекционный. Цель организационно-конструктивного этапа - организация и планирование занятий с целью освоения инструментальных навыков спортивно-танцеваль-ной деятельности. Цель контрольно-коррекционного этапа - комплектование пар и команды по формейшн на основе диагностического отбора, создание условий для развития индивидуально-творческой активности спортсменов-танцоров, квалифицированное проектирование тренировочного процесса, качественное и своевременное внесение в него необходимых корректив. Определены средства и принципы общефизической и специальнофизической подготовки, методы технической подготовки, формы организации занятий. Разработаны и описаны локальные и комплексные программы для разновозрастных категорий спортсменов-танцоров, с различным уровнем подготовки. Выявлена в процессе экспериментальной работы важность физических способностей спортсменов-танцоров, педагогического наблюдения, подобраны психологические тренинги и методики.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):75-84
pages 75-84 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СЕМИОТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ В ВУЗЕ (на примере творчества Э. Мунка)

Никольская Т.М.

Аннотация

Рассмотрены основные принципы семиотического анализа произведений живописи и их использование в учебном процессе студентов вузов. Цель - показать возможность применения данной методики для обучающихся на примере творчества Э. Мунка. Рассмотрено творчество художника с позиций его жизни, особенностей восприятия действительности, а также факторов, влияющих на формирование определенного художественного образа, нашедшего свое отражение в дальнейших его произведениях. В ходе рассмотрения данной методики были обозначены основные принципы семиотического подхода, позволяющего сформировать собственный художественный образ в процессе сотворческого восприятия, а также его мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов. Важным элементом данного подхода является и то, что в результате использования его на занятиях он формирует определенные компетенции обучаемого, обозначенные в государственном образовательном стандарте. Кроме того, подобная методика позволяет обратиться к истории существования художественного образа, созданного автором в историческом контексте, а также его преломление в современном зрителю мире. В результате было доказано, что методика семиотического анализа позволяет студенту использовать данные из различных источников, необходимых для целостного восприятия художественного произведения.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):85-93
pages 85-93 views

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В.

Аннотация

Определены цели и задачи деятельности общеуниверситетского студенческого научного общества (СНО), а также описан опыт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в развитии студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере. Под студенческим научным обществом понимается добровольное и открытое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Объединение студентов в СНО может происходить по ряду факторов: от тематической направленности исследований до принадлежности студентов к конкретному структурному подразделению вуза. Организация работы СНО осуществляется независимо членами студенческого научного актива. Деятельность СНО направлена на расширение возможностей студентов принимать участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности, популяризацию науки и ее роли в студенческой среде, установление и поддержку связей со СНО других вузов, но не заменяет традиционную учебно-исследовательскую и научную работу в рамках учебного плана. В качестве целей деятельности общеуниверситетского СНО выделено следующее: 1) повышение и поддержание мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью; 2) создание дополнительных возможностей для научного становления студентов; 3) создание в вузе единого общеуниверситетского научного пространства; 4) развитие студенческих научных обществ в структурных подразделениях или тематических СНО; 5) установление и расширение связей со студенческими научными обществами других вузов. Проиллюстрированы достижения каждой из обозначенных целей деятельности общеуниверситетского СНО конкретными примерами мероприятий.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):7-16
pages 7-16 views

ПОЗИТИВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕРЕЗ ОБРЕТЕНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Уваров Е.А.

Аннотация

В современном обществе произошло кардинальное смещение ценностных и духовных ориентиров, что привело к знаковым изменениям жизненного пространства и девальвации идентичности человека. В обретении новой интеграции человек отброшен далеко назад, что актуализирует поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каково мое место в этом мире?». Такой посыл побуждает задаться вопросом надежности предлагаемых новым временем жизненных ориентиров и потенциальных возможностях обретения личностью нового «Я». Сложность понимания жизненной ситуации сопряжена с тем, что фокус внутреннего поиска постоянно мигрирует из одной плоскости в другую. Поэтому вопрос осмысления эпохального перелома , на гребне которого оказалось человечество, на сегодня поставлен острее, чем это было когда-либо в предыдущей истории. Критическое состояние общества связано с многократно возросшими рисками, которые сопровождают социальные перемены, оказывая влияние на встроенность человека в окружающую действительность. Девальвация самоосознания приводит к массовому адаптационному слому, деструкции высших личностных проявлений и, в целом, жизненного пространства. Нарушение традиционных жизненных ориентиров активизирует стремление человека к самосохранению и обращает к внутренним ресурсам, которые дают возможность устоять перед вызовом деструктивных изменений, исходит из понимания того, что осознание собственной идентичности является базовой ценностью существования человека. Именно самоидентичность формирует во внутреннем мире индивида центр силы и является аттрактором конструирования позитивного жизненного пространства. В качестве доказательной базы влияния идентичности человека на формирование позитивного жизненного пространства проведено исследование в среде учащихся старших классов как одной из наиболее уязвимых социальных групп.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):94-106
pages 94-106 views

СИСТЕМНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

Каропа Г.Н.

Аннотация

Раскрыто понятие «системная дифференциация», прослежена эволюция идей системной дифференциации в научной литературе, сформулированы основные требования, предъявляемые к процессу обучения в современной высшей и средней школе; показано, что процесс обучения, реализующий принцип системной дифференциации, носит личностно-ориентированный характер и предполагает вовлечение школьников и студентов в поэтапно усложняющуюся систему задач, видов и форм деятельности и общения. Доказано, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии их прогрессивного усложнения и всецело подчиняется закону системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез окружающей действительности, развиваются только из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации. Обучение, реализующее принцип системной дифференциации, протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы (структурные компоненты): 1) вводно-ориентировочный; 2) операционно-исполнительный (рабочий) и 3) оценочно-результативный. Эти структурные компоненты (этапы) имеют место как в процессе обучения тому или иному предмету, так и при прохождении отдельных тем или проведении частных уроков и других форм учебных занятий по данному предмету.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):107-116
pages 107-116 views

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФРАНКОФОНИЯ

Налетова Д.В.

Аннотация

Рассмотрены особенности исследования идеологии одной из международных организаций - Франкофонии. Выбор ключевых задач организации рассматривается с точки зрения теории, истории и динамики развития сообщества. Круг интересов Франкофонии весьма широк, он постоянно видоизменяется и пополняется новыми идеями по реализации двух главных задач этой организации. С одной стороны, международная организация «Франкофония» призвана сохранить и усилить статус, использование и значимость французского языка. С другой - деятельность организации направлена на поддержание и расширение лингвистического и культурного многообразия, что является значимым средством развития и защиты демократии, прав человека, установления доверия и уважения друг к другу. Отмечено, что долгое время историю и международные отношения рассматривали с точки зрения политической экономии. Сегодня возникает необходимость применения других подходов к изучению исторических событий, которые рассматривают исторический процесс с точки зрения нематериальных факторов (как, например, культурно-цивилизационный анализ человеческих ценностей Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, С. Хантингтона и других, или же современный конструктивизм М. Фуко). Такой подход позволяет рассматривать Франкофонию в качестве гаранта совершенствования не только процесса глобализации, но и развития цивилизации. Что непосредственно связано со второй составляющей идеологии международной организации «Франкофония» - с культурным фактором, защитой культурного разнообразия, а также демократии.
Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017;22(6):222-230
pages 222-230 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».