СИСТЕМНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыто понятие «системная дифференциация», прослежена эволюция идей системной дифференциации в научной литературе, сформулированы основные требования, предъявляемые к процессу обучения в современной высшей и средней школе; показано, что процесс обучения, реализующий принцип системной дифференциации, носит личностно-ориентированный характер и предполагает вовлечение школьников и студентов в поэтапно усложняющуюся систему задач, видов и форм деятельности и общения. Доказано, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии их прогрессивного усложнения и всецело подчиняется закону системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые, сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и синтез окружающей действительности, развиваются только из более простых, диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной дифференциации. Обучение, реализующее принцип системной дифференциации, протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы (структурные компоненты): 1) вводно-ориентировочный; 2) операционно-исполнительный (рабочий) и 3) оценочно-результативный. Эти структурные компоненты (этапы) имеют место как в процессе обучения тому или иному предмету, так и при прохождении отдельных тем или проведении частных уроков и других форм учебных занятий по данному предмету.

Об авторах

Г. Н. Каропа

Барановичский государственный университет

Email: gkaropa@tut.by

Список литературы

  1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. М., 2010.
  2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., 2007.
  3. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М., 1997.
  4. Каропа Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. 1998. № 7. С. 31-36.
  5. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. Минск, 2001.
  6. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Минск, 1999.
  7. Edelman G.А. Neural Darwinism: the Theory of Neuronal Group Selection. N. Y., 1987.
  8. Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge, 2000.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  11. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
  12. Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1997.
  13. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953.
  14. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  15. Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.
  16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. М., 1969.
  17. Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика: пер. с англ., нем. и фр. М., 1984. С. 325-335.
  18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982-1984.
  20. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М., 1962.
  21. Брунер Дж. Психология познания: пер. с англ. М., 1977.
  22. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. Тамбов, 2000.
  23. Edelman G.A. A Universe of Consciousness. How Matter Becomes Imagination. N. Y., 2001.
  24. O’Keefe J., Nadel L. The Hippocampus as a Cognitive Map. Oxford, 1978.
  25. Moser M-B., Moser E. I. Functional differentiation in the hippocampus // Hippocampus. 1998. Vol. 8. Issue 6. P. 608-619.
  26. Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии (30-е - 60-е гг. XX в.). М., 1986. С. 186-198.
  27. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. М., 1987.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».