Том 26, № 190 (2021)
- Год: 2021
- Выпуск опубликован: 23.03.2021
- Статей: 26
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/issue/view/19747
Весь выпуск
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Зарубежный опыт подготовки специалистов для наукоемких технологий
Аннотация
Проанализирован зарубежный опыт подготовки специалистов для науки и наукоемких технологий на примере ведущих университетов Китая: Гонконгского политехнического университета (Китай), Гонконгского университета науки и технологии (Китай). Рассмотрены образовательные программы, особенности управлениия их развитием в контексте инновационной деятельности и продвижения передовых технологий. Новизна исследования заключена в том, что в результате обобщения научно-педагогического опыта впервые будут выявлены и обоснованы концептуальные подходы развития университета наукограда как инновационной научно-образовательной платформы – профессионального самоопределения будущих молодых ученых. В результате выявлены концептуальные подходы успешного развития наукоградов: университет должен иметь собственную базу для исследований, высокий уровень технического развития; обучение ориентировано на международные программы, нормы, требования; исследования студентов сопровождаются контролем со стороны академических и отраслевых экспертов; стажировка и апробации в отраслях промышленности, возможность обучения в зарубежных учебных заведениях; участие в программах обмена, наставничества, студенческих соревнований; поддержка со стороны федеральных, региональных и местных властей, грантовая поддержка; объединение в кластеры крупных и малых технологических компаний. Практическая значимость заключена в том, что на основе выявленных концептуальных подходов будут строиться технологии и методики подготовки молодых исследователей для прорывных технологий.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку
Аннотация
Современные дистанционные образовательные технологии предлагают уникальные возможности организации учебного процесса. В мировой практике дистанционное образование занимает более 60 % рынка образовательных услуг. Однако в России дистанционное образование до сих пор оставалось маловостребованным. Вынужденный переход к дистанционному формату обучения способствовал пересмотру методического потенциала дистанционных образовательных технологий и всего дистанционного обучения в целом. Ввиду этого у преподавателей возникло множество вопросов относительно организации обратной связи с учебной группой, переноса учебных материалов на платформы дистанционного образования, осуществления контроля успеваемости и мн. др. Особенно актуальным в педагогической среде стал вопрос формирования компетентности преподавателей иностранного языка. По причине отсутствия соответствующих умений и навыков преподавателям пришлось адаптироваться к новым образовательным условиям и полностью перестраивать учебный процесс. Формирование образовательной среды с использованием дистанционных технологий в обучении иностранному языку – требование времени, нуждающееся в современном решении поставленных задач. Рассмотрен терминологический аппарат по теме исследуемой проблемы, определяют преимущества и недостатки использования данных технологий, формы организации дистанционного обучения, а также содержание компетенции преподавателя иностранного языка в вузе.



Проблема обучения коммуникативным тактикам англоязычного профессионального дискурса
Аннотация
Работа посвящена рассмотрению проблемы обучения студентов строительных специальностей англоязычному инженерно-строительному дискурсу, в частности, коммуникативным тактикам данного типа дискурса. Приведено обоснование необходимости формирования у студентов умений использования коммуникативных тактик инженерно-строительного дискурса в профессиональной коммуникации. Описан перечень коммуникативных тактик письменного дискурса, используемых авторами англоязычной инженерно-строительной документации. Цель исследования заключалась в определении уровня сформированности у студентов умений использования коммуникативных тактик в иноязычной профессиональной письменной речи. Теоретическое и практическое исследование показали, что в современном техническом вузе уделяется недостаточное внимание обучению студентов данному компоненту профессионального дискурса. При этом уровень сформированности у студентов умений использовать коммуникативные тактики в профессиональной коммуникации достаточно низок, что привело нас к выводу о необходимости включения в программу обучения иностранному языку в профессиональной среде данного компонента. Результаты исследования послужат основой для разработки методической модели обучения студентов строительных специальностей коммуникативным тактикам профессионального инженерно-строительного дискурса.



Организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности в процессе иноязычного образования бакалавров гуманитарных направлений подготовки
Аннотация
С начала осуществления в 2012 г. Глобальной инициативы Генерального секретаря ООН «Образование в первую очередь» воспитание глобальной гражданственности и формирование у подрастающего поколения готовности жить в «универсальном мире» является одним из приоритетов современного образования. На основе анализа научных исследований в области глобального гражданства, международного опыта образования в духе глобальной гражданственности, а также текущей ситуации в мире обоснована необходимость формирования глобальной гражданственности у обучающихся российских вузов. Определены организационно-педагогические условия воспитания глобальной гражданственности у обучающихся вуза в процессе иноязычного образования. Доказано, что для успешного осуществления этой цели преподаватель должен осознавать необходимость глобального гражданского образования, владеть знаниями, связанными с феноменом глобальной гражданственности, которые позволят ему эффективно управлять процессом обучения и осуществлять взаимодействие с обучающимися. Немаловажное значение имеет создание свободного пространства, обеспечивающего атмосферу сотрудничества, активного поведения, проявления инициативы, в котором приоритетное значение имеют межсубъектные отношения, основанные на взаимоуважении, взаимодоверии, принятии друг друга как ценности. Описан пример интеграции в процесс иноязычного образования курса, обеспечивающего понимание у обучающихся глобальных структур управления, основных положений Целей в области устойчивого развития, значения связи между глобальными, национальными и местными системами и процессами. Обоснована необходимость систематического использования инновационных методов обучения, способствующих формированию глобального мышления обучающихся, развитию навыков, ценностей и установок, необходимых для активного взаимодействия в решении глобальных вызовов человечеству.



Некоторые теоретические вопросы контроля на современном этапе развития методики преподавания иностранного языка
Аннотация
Контроль является важнейшим компонентом системы обучения. В обучении иностранному языку контроль занимает особое место в силу сложности самого предмета для изучения и разнообразия наработанной теоретической базы. Анализ методической литературы показал, что многие термины, особенно иноязычные, трактуются исследователями по-разному. С целью уточнения понятий рассмотрены традиционные определения контроля, а также родственные термины: «оценивание» и «оценка». Уточнены и объяснены англоязычные термины исходя из неоднозначности их перевода на русский язык. Для развития методического мышления преподавателей представлены некоторые теории обучения и показана их связь с контролем. На основе анализа и сравнения теорий обучения дано объяснение трем подходам к контролю. Первым из подходов рассмотрен контроль обучения и его достоинства и недостатки. Этот подход, предлагающий идею «контроль – измерение», противопоставлен другому направлению в теории контроля. Это направление объединяет «обучающие» подходы к контролю: контроль для обучения и контроль как обучение. Дано объяснение этих подходов, а также принципы, лежащие в их основе. Обоснована необходимость применения вышеизложенных теоретических знаний для методически грамотного обучения иностранному языку.



Формирование компенсаторной и прагматической компетенции в обучении иностранному языку студентов медицинских направлений подготовки
Аннотация
Цель работы – поиск путей формирования компенсаторной и прагматической компетенций в обучении английскому языку будущих врачей с помощью кейс-метода. Актуальность обусловлена современными тенденциями объединения развиваемых в высшей школе навыков под единой профессиональной компетенцией, что требует совмещения всех элементов образования. Даны определения компенсаторной и прагматической компетенций, описаны их особенности. Рассмотрены составляющие указанных компетенций в их системной связи друг с другом и с методами обучения, выявлены необходимые условия для их формирования. Научная новизна заключена в том, что для достижения цели был адаптирован под специфику медицинских направлений подготовки кейс-метод. Предложенные изменения сделали его применимым в проблемном языковом обучении путем смещения акцента контроля с решения на коммуникативную часть процесса его поиска. Методология работы включила в себя абстрагированное моделирование учебных и языковых ситуаций и их последующий анализ. Выделены этапы работы с кейсом: проблематизация, дискуссия, консенсус, нацеленные на формирование компенсаторной и прагматической компетенции. Предложен алгоритм выполнения кейса по медицинской тематике.



Межкафедральное взаимодействие в аграрном вузе как основа для разработки курса профессионального иностранного языка на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения
Аннотация
Одним из новых подходов к преподаванию иностранного языка для профессионального общения в неязыковых вузах, включая аграрные, выступает интегрированное предметно-языковое обучение. В отличие от иностранного языка для специальных целей интегрированный подход ставит своей целью в рамках одного курса формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и профессиональные компетенции студентов. В этом случае дисциплина «Иностранный язык для профессионального общения» направлена на внутрипрофильную специализацию. Однако основная сложность при разработке интегрированного курса возникает в определении предметно-тематического содержания обучения, отражающего будущую профессиональную деятельность студентов. Преподаватель иностранного языка по объективным причинам не компетентен выделить данное предметнотематическое содержание обучения. В этой связи межкафедральное взаимодействие представляется в качестве действенного и эффективного решения сложившейся проблемы. В настоящей работе: а) определена актуальность межкафедрального взаимодействия для разработки интегрированных курсов; б) выделены ключевые различия между обучением иностранному языку для специальных целей и интегрированным предметно-языковым обучением; в) проиллюстрировано межкафедральное взаимодействие на всех этапах разработки интегрированного курса и учебных материалов. Таких этапов в работе выделяется семь: 1) оценка потребностей студентов; 2) определение целей и задач курса; 3) определение тем курса или предметно-тематических модулей; 4) определение подтем каждого предметнотематического модуля; 5) отбор иноязычных текстов профессиональной направленности; 6) разработка проблемных заданий иноязычной речевой и профессиональной направленности; 7) оценка курса.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Реализация игровых технологий при дистанционном обучении русскому языку как иностранному
Аннотация
Рассмотрены возможности реализации игровых технологий при дистанционном обучении РКИ с помощью онлайн-сервисов. Актуальность работы обусловлена развитием цифровизации образования и высоким дидактическим потенциалом игровой деятельности. Цель данного исследования – сформулировать методические рекомендации по отбору сервисов Веб 2.0 для реализации игровых технологий, направленных на формирование языковой, коммуникативной, лингвострановедческой компетенций иностранных студентов при дистанционном обучении их русскому языку. В ходе исследования проанализированы приемы и способы использования игровых онлайн-заданий при обучении РКИ с позиции следующих признаков: методических задач, формата дистанционного обучения, количества игроков, наличия автоматической проверки ответов, характера выбора, наличия творческого компонента, возможности мгновенного переключения игрового шаблона в рамках одного контента, особенностей перевода. Сделан вывод, что многие традиционные игровые приемы, ставшие привычными в очной работе, могут быть применены при обучении на расстоянии. Онлайн-инструменты делают возможным организацию в цифровой среде манипулятивной игровой деятельности, командной игры, коммуникации в увлекательной для учащихся форме. Результаты настоящего исследования существенны как для понимания методических особенностей процесса организации дистанционного обучения в целом, так и для эффективного использования игровых технологий при обучении иностранцев русскому языку.



ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Комплекс образовательных технологий формирования компетентности в области социально-проектной деятельности у студентов
Аннотация
Рассмотрен комплекс образовательных технологий, улучшающих процесс формирования компетентности в области социально-проектной деятельности. Отмечено, что преподаватель становится навигатором, а студенты являются активными проектировщиками своей образовательной траектории, деятельными участниками образовательного процесса, а также создателями социальных проектов, гарантирующими решение значимых проблем человека и общества. Показана взаимосвязь внедрения социальных инноваций и формирования компетентности в социально-проектной деятельности, а также применяемых образовательных технологий. Рассмотрены различные понимания термина «образовательные технологии» в современных зарубежных исследованиях. На основе метода анализа исследовательских позиций дано понимание образовательных технологий как концептуального инструмента по улучшению образовательной практики. Проанализированы сущность и особенности организации наиболее результативных образовательных технологий формирования компонентов социально-проектной компетентности у студентов. Выделен комплекс и три группы образовательных технологий, влияющих на формирование компетентности в области социально-проектной деятельности у студентов: традиционные дидактические технологии (лекции, семинары и др.), интегральные дидактические технологии (кейсанализ, проектное обучение, портфолио и др.), инновационные дидактические технологии (перевернутое обучение, цифровые технологии и др.). Установлено, что именно комплексное внедрение образовательных технологий в программах бакалавриата и магистратуры социальной направленности позволяет качественно улучшать не только образовательную, но и позитивно изменять социальную практику, влиять на их совместный результат.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Методические особенности преодоления перетренированности при занятиях физической культурой и спортом в группах спортивной направленности Института права и национальной безопасности
Аннотация
В настоящее время сохранение здоровья, занятия физической культурой и спортом являются актуальным направлением деятельности индивида и активного участника многочисленных позитивных общественных процессов. Заниматься спортом и физической культурой можно как индивидуально, так и в специальных группах (фитнес-группы), на площадках общего пользования (спортзалы, фитнес-центры, специальные сооружения и т. д.), так и на индивидуально-организованных площадках (домашние тренажеры, домашние залы, площадки и т. д.). В Институте права и национальной безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина с сентября 2018 г. функционирует группа «фитнеса и прикладной физической подготовки». Особенность данного исследования в том, что в нем отображена специфика физической подготовки студентов и разнообразие форм и технологий, используемых в работе преподавателей. В рамках занятий студенты осваивают различные элементы многих оздоровительных технологий: кроссфит, стретчинг, сайкл, пилатес, табата-тренировки, калланетику, гиревой спорт, бодибилдинг, пауэрлифтинг. Умение правильно организовать тренировочный процесс, рационально чередовать время отдыха и время тренировок является одним из главных условий для достижения эффективных результатов занятий и избегания состояния перетренированности. В работе проанализированы основные методические приемы и рекомендации по выходу из состояния перетренированности.



Применение гиревого спорта в физической подготовке курсантов и слушателей в образовательных учреждениях высшего образования МВД России
Аннотация
Исследование посвящено вопросам, касающихся физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего образования системы МВД России. Целью исследования стал вопрос о внедрении нетрадиционных методов профессиональной физической подготовки курсантов и слушателей с помощью средств гиревого спорта. Были использованы метод анкетирования и метод педагогического эксперимента. Выборку составили из 320 курсантов с первого по четвертый курс. Полученные результаты показали значимость и важность гиревого спорта как результативного метода физической подготовки курсантов и слушателей. Также были отмечены преимущества и достоинства гиревого спорта в формировании физических качеств учащихся как профессионально значимых. Выносливость, ловкость, сила, координация движений формируются путем постоянных тренировок с применением средств гиревого спорта, поэтому программа физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего образования системы МВД России должна их включать. Результаты исследования позволили сделать единый вывод о том, что развитие вышеперечисленных качеств позволит сформировать у будущих практических сотрудников правоохранительных органов МВД России готовность использовать физическую силу для предотвращения противоправных действий со стороны правонарушителей.



Динамика показателей физического развития студентов в процессе занятий скандинавской ходьбой
Аннотация
Рассмотрено использование скандинавской ходьбы как оздоровительной технологии на занятиях по физической культуре в вузе. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья и по медицинским показаниям, отнесенные к специальной и подготовительной медицинским группам, в течение осеннего семестра занимались скандинавской ходьбой. До начала занятий у студентов с помощью методов функциональной диагностики был определен уровень физического развития на основании следующих показателей: индекс Ярхо-Краупе, индекс Кетле, индекс массы тела, проба Штанге, проба Генчи, проба Ромберга. По окончании семестра эти тесты были проведены повторно. Анализ полученных результатов с помощью методов математической статистики выявил положительную динамику изменений по вышеуказанным показателям. Полученные данные свидетельствовали, что занятия скандинавской ходьбой, применяемые на учебных занятиях со студентами по дисциплинам «Физическая культура и спорт» для 1 курса и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» для 2 курса, оказывают положительное влияние на уровень физического развития. Эти данные подтверждают данные научной литературы об оздоровительном эффекте скандинавской ходьбы и о возможности ее применения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Исследование уровня патриотического воспитания подростков в Доме детского творчества
Аннотация
Обоснована важность и феномен патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования, роль педагога в формировании патриотических чувств подростков. К основным показателям патриотической воспитанности подростков относятся когнитивно-смысловые, эмоционально-ценностные и поведенческие показатели. В исследовании проведен анализ деятельности Дома детского творчества г. Липецк, в ходе которого выявлена обширная материально-техническая база и высокий уровень квалификации педагогов, но при этом в учреждении отсутствует программа патриотического воспитания. Также проведена опытно-экспериментальная работа с участием подростков (12–14 лет), родителей и педагогов, состоящая из трех этапов. На констатирующем этапе установлено, что уровень патриотизма у подростков ниже, чем у взрослых (в основном низкий), что обусловлено советской системой патриотического воспитания. На основе разработанной социально-педагогической технологии и патриотической программы «Я – патриот» на формирующем и констатирующем этапе проведена диагностика результатов уровня сформированности патриотических чувств экспериментальной и контрольной групп, которая продемонстрировала повышение значений до среднего и высокого уровня. Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии показателей патриотического воспитания у подростков с применением средств народного творчества.



Вокальное наследие А.С. Даргомыжского в аспекте музыкально-исполнительской и педагогической практики композитора
Аннотация
Обоснована необходимость изучения стилевых особенностей вокального творчества А.С. Даргомыжского для понимания взаимосвязи музыки и слова в произведениях для голоса и фортепиано, как актуального содержания процесса формирования компетенций, необходимых для педагогической и концертмейстерской деятельности выпускников музыкально-педагогического вуза. Доказана необходимость применения педагогической составляющей при исследовании концертмейстерской деятельности композиторов, авторов камерно-вокальных и оперных сочинений. Проанализированы основные исполнительские приемы А.С. Даргомыжского, развивающие принципы представителей русской вокальной школы. Показаны общие и отличительные черты в методиках вокальных педагогов других национальных школ: итальянской, французской, немецкой. Сформировано понимание роли творческого союза певцов и аккомпаниаторов в воплощении художественного содержания музыкальных произведений. Новаторская трактовка А.С. Даргомыжским традиционных вокальных жанров привела к подчинению средств музыкальной выразительности главной цели – раскрытию содержательной сюжетной линии песен и романсов. Проведена параллель с формированием исполнительских и педагогических принципов в современной музыкальной культуре. Сделан вывод о доминирующей роли художественного содержания в исполнительской трактовке музыкальных сочинений, в качестве приоритета деятельности музыкантов-педагогов и исполнителей нашего времени.



ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте
Аннотация
Во вводной части исследования представлена историческая информация о возникновении и развитии типов чтения и читателей в России. В основной части описан опыт самообучения детей чтению в условиях семей разных социальных групп населения в прошлом и настоящем времени. Показаны результаты методов опроса, анкетирования, сравнительного анализа материалов, которые использовались при изучении проблемы самообучения чтению. Выражено мнение ученых психологов (Д.Б. Эльконин) и методистов (М.Р. Львов) о самообучении чтению в дошкольном возрасте. В процессе изучения методического феномена самообучения чтению выработаны и обобщены педагогические условия, необходимые для реализации желаемого результата. Подчеркнуто значение теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской для профессиональной организации обучения работе с книгой в детском саду. В выводах отражена педагогическая закономерность: знание возрастных возможностей дошкольников способствует правильному выбору видов читательской деятельности, которая должна сочетаться с игрой как ведущей детской деятельностью, а также с методами и приемами работы по общему и речевому развитию ребенка. В заключение названа проблема дальнейшего исследования темы.



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Генерал-губернатор и правитель наместничества в системе административно-территориального устройства Российской империи в 1775–1796 гг.
Аннотация
Исследование посвящено изучению возникновения и эволюции института губернаторства. Рассмотрены место и роль, специфика разделения полномочий генералгубернатора и правителя наместничества в системе управления Российского государства в 1775–1796 гг. Екатерина II с начала своего царствования прикладывала много усилий для укрепления авторитета и власти государева представителя на местах – губернатора. Генерал-губернатор и губернатор являлись представителями центральной власти и осуществляли ее указания. В появившихся наместничествах губернатор осуществлял функции непосредственного правителя наместничества, роль генерал-губернатора заключалась в высшем надзоре за местным управлением и осуществлением связи между ним и центральной властью. Противоречивость административно-территориальной реформы привела к тому, что один генерал-губернатор стал назначаться на несколько наместничеств, а губернатор оставался в каждом. Выстроенная Екатериной II вертикаль исполнительной власти обусловила высокий авторитет и довольно успешную деятельность губернаторов. Став императором, Павел I довел проведенную Екатериной II реформу до своего логического завершения. В ходе реформы губернского управления институт генерал-губернаторства оказался упразднен, губернатор стал основным видом правителя губернии.



Курдоведение в России в начале XX века
Аннотация
Рассмотрена история изучения истории курдов в России в начале ХХ века. Проанализированы планы сотрудничества между русскими и курдами против Османской империи. Рассмотрена общественно-политическая и научная деятельность российских политиков, ученых в рамках решения курдского вопроса. Исследования по Курдистану, начатые еще в XIX веке, в России продолжались и развивались. Наряду с военными и стратегическими исследованиями появились исследования курдских кланов и курдского общества. Кроме русских ученых развитию курдоведения способствовали и российские дипломаты. Перед Первой мировой войной Россия пыталась установить консульства и торговые центры в курдских городах. В начале ХХ века в России быстрыми темпами развивается курдоведение, что было связано как с международной обстановкой, так и с активностью хорошо подготовленных специалистов-востоковедов. Нередко они, как В.Ф. Минорский и И.А. Орбели совмещали официальную (дипломатическую) и научную деятельность. Активную роль в формировании и развитии курдоведения сыграли Н.Я. Марр и А.Ш. Шамилов, которые не имели специального лингвистического образования и при этом оказались в эпицентре политических процессов в советской историографии и лингвистике (репрессии, критика «марризма»). Несмотря на сложные политические процессы начала ХХ века, именно в этот период формируются основные представления о курдской истории и курдском языке, формируются основные научные школы, которые получили развитие уже после 1945 г.



«Теперь они в Тамбове носят действительный траур»: антисемитская кампания 1909–1912 гг. в Тамбовской губернии
Аннотация
Рассмотрены цель, причины и ход антисемитской кампании 1909–1912 гг. в Тамбовской губернии, поднятой губернатором Н.П. Муратовым. На основе архивных и мемуарных источников реконструирован конфликт Н.П. Муратова с директором Тамбовского музыкального училища С.М. Стариковым, основной причиной которого являлись антисемитские взгляды тамбовского губернатора. Рассмотрены практики и подходы, используемые Н.П. Муратовым в реализации дискриминационного законодательства, и его взгляды в контексте их распространенности в губернаторском корпусе исследуемого периода. Актуальность темы исследования связана с необходимостью более отчетливого понимания механизмов и принципов взаимодействия провинциальной власти с обществом в Российской империи начала XX века. Сделан вывод о том, что, несмотря на действующее в Российской империи дискриминационное законодательство, направленное против евреев, Н.П. Муратов не смог лишить С.М. Старикова должности благодаря оказанной ему поддержке со стороны Императорского Русского музыкального общества. При этом антисемитские взгляды Н.П. Муратова не отражают взглядов всего губернаторского корпуса этого периода или чиновничества Российской империи в целом.



Пути развития советского изобразительного искусства в контексте полемики В.И. Ленина и А.А. Богданова
Аннотация
Рассмотрены философские разногласия В.И. Ленина и руководителя Пролетарских культурно-просветительных организаций А.А. Богданова. Указано, что после Октябрьской революции 1917 г. их взгляды трансформировались в дискуссию о сущности, основании и задачах пролетарской культуры. Ранее данная тема являлась преимущественно предметом философских изысканий, но не становилась частью исторического исследования. Была предпринята попытка оценить влияние идей В.И. Ленина и А.А. Богданова на формирование различных подходов к культурной политике советской власти в 1920-е гг. В ходе работы были применены традиционные для исторической науки историко-генетический и историко-сравнительный методы. Использование социокультурного метода позволило рассмотреть взгляды партийных идеологов на культуру как систему ценностей, сложившихся до революции и получивших развитие в последующие годы. Было отмечено, что на рубеже 1910–1920-х гг. полемика В.И. Ленина и А.А. Богданова вышла за пределы частных противоречий и обусловила появление двух возможных тенденций в развитии советского изобразительного искусства. Были сделаны выводы об утверждении официальной точки зрения на культурную политику, основанной на традициях реалистического искусства.



Материальное положение студенчества в раннесоветский период
Аннотация
Рассмотрено материальное положение студентов советских вузов в 1920-е гг. Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к истории повседневности, в частности, студенчества в 1920-х гг. Основными подходами к изучению данной проблемы послужили теории психологического развития, жизненного мира и социального взаимодействия. В первое десятилетие после Октябрьской революции была проведена реформа высшей школы, ведущую роль в которой должно было сыграть пролетарское студенчество, поэтому с 1918 г. нуждающимся студентам оказывалась материальная помощь (стипендии, пайки, предоставление мест в общежитиях и др.). Однако в реалиях социально-экономических потрясений, при ежегодном росте числа учащейся молодежи, государство не могло позволить себе обеспечивать даже минимальные потребности студентов. В период нэпа материальное положение большинства студентов резко ухудшается, так как студенты редко имели поддержку от родителей, отплачивали учебу, жилье, питание и бытовые нужды. Главным образом исследование базируется на письмах студентов «во власть», которые отражают широкий повседневный и эмоциональный спектр: настроения, переживания, отношение к власти и менталитет; проблемы, с которыми столкнулись студенты в результате трансформации образования и государства.



Подготовка командно-начальствующего состава для Особого корпуса железнодорожных войск в Московском военно-железнодорожном училище в 1932–1941 гг.
Аннотация
Исследование посвящено деятельности Московского военно-железнодорожного училища по подготовке командно-начальствующего состава для Особого корпуса железнодорожных войск в период своего существования с 1932 по 1941 г. Актуальность темы обусловлена недостаточной проработанностью в отечественной историографии вопросов строительства и подготовки военных кадров Особого корпуса железнодорожных войск в целом, а также малой степенью изученности аспектов подготовки командно-начальствующего состава в Московском военно-железнодорожном училище. Проведен факторный анализ обоснования исторической необходимости создания училища. Раскрыты основные направления деятельности органов военного управления, руководящего и преподавательского состава училища по подготовке специалистов для железнодорожных войск Рабочекрестьянской Красной армии. Исследован опыт развертывания учебно-материальной базы военно-учебного заведения в ограниченные сроки. Отмечены особенности системы комплектования училища переменным составом. Проведен анализ предпосылок к расформированию училища, сделан вывод о неоправданности подобной реорганизации в марте 1941 г. в преддверии начала Великой Отечественной войны, а также необходимости восстановления исторической памяти об училище.



Проблемы послевоенной крестьянской миграции в актах о прибытии переселенческих эшелонов в Калининградскую область
Аннотация
Актуальность исследования определена необходимостью изучения комплекса документов, связанных с миграцией сельского населения в Советской стране после Второй мировой войны. Передвижение советского крестьянства являлось значимой частью переселенческого процесса в общегосударственном масштабе. До сих пор не введен в научный оборот массив первичных данных из хранящихся в ряде региональных архивов эшелонных списков переселенцев. Именно в них сосредоточены сведения о составе семей переселенцев, их национальности, образовании, профессии, трудовой активности, имуществе и местах выхода вплоть до сельских советов. Проанализировано содержание актов о приезде переселенцев в Калининградскую область. Ее сельскохозяйственные кадры были сформированы, прежде всего, за счет миграции, организованной властями. Материалы актов отражают важные аспекты организации и условий контролируемого перемещения крестьянства по Советскому Союзу. Акты о приеме переселенческих эшелонов, наряду со статистическими источниками, воспоминаниями и административно-управленческой документацией позволяют воссоздать объективную картину советской переселенческой кампании в послевоенное время.



Участие представителей ярославской региональной элиты А.И. Лисицына, Е.Б. Мизулиной и Д.А. Стародубцева в выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.
Аннотация
В настоящем исследовании рассмотрен ход предвыборной кампании по избранию представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Ярославской области в 1993 г. и ее итоги. Изучен политический контекст, на фоне которого проходили выборы, а также дан краткий обзор предвыборной кампании в различных регионах страны. Проанализированы программы основных кандидатов, их цели и задачи, реализуемые в ходе предвыборной борьбы, а также процесс подведения итогов голосования. Предпринята попытка объяснить успех одних и неудачу других кандидатов, выяснить конкретные причины, способствовавшие успеху кандидатов А.И. Лисицына и Е.Б. Мизулиной, а также поражению их оппонента Д.А. Стародубцева. Исследуемые события представлены в общероссийском контексте, изучен также и процесс становления юридических процедур, связанных с формированием верхней палаты Федерального Собрания, в первый и последний раз в новейшей отечественной истории избранной в ходе прямого голосования. Представлен социальный и политический состав Совета Федерации первого созыва. Исследование выполнено на основе широкого круга архивных и опубликованных источников, а также исследовательской литературы.



ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
К вопросу о политических технологиях викторианской Англии: концепт «джинго» в издательской практике журнала “Punch” (1878–1879)
Аннотация
Исследованы логика и приемы использования в издательской практике журнала “Punch” концепта «джинго» в качестве инструмента политических технологий, ориентированных на формирование общественного мнения по ключевым вопросам внешней политики и электорального поведения в Великобритании в 1878–1879 гг. Актуальность анализируемой проблемы обусловлена важностью всестороннего осмысления феномена джингоизма, как одного из значимых проявлений политической истории и культуры викторианской Англии. В исследовании применен кросс-дисциплинарный подход, предполагающий политологически и лингвистически опосредованный анализ понятия «джинго» (“jingo”) в контексте политических и идеологических реалий британской истории периода Восточного кризиса 70-х гг. XIX века. На конкретных примерах показано, что особенности жанра журнала, его популярность, учет культурного запроса его аудитории определяли выбор языковых средств, стилистику подачи материала и выбор образов. Обосновано, что применявшиеся в публикациях “Punch” приемы были ориентированы на поддержание позитивного имиджа либералов и дискредитацию их оппонентов как на персональном уровне, так и партийном. Сделан вывод о том, что концепт «джинго» в пропагандистской кампании журнала “Punch” обрел смысл пропагандистского клише, выполнявшего функции средства политической идентификации, социальной и политической рекламы и антирекламы, служил инструментом манипулирования общественным мнением. Настоящее исследование может послужить материалом для ряда дальнейших исследований в изучении политической культуры Великобритании.



Влияние Первой мировой войны на социально-экономическое положение Вены в 1914–1916 гг.
Аннотация
Рассмотрено влияние Первой мировой войны на социально-экономическое положение Вены, столицы дуалистической Австро-Венгерской империи в первые два года войны. Именно в эти два года происходило нарастание противоречий между различными социальными группами, что и привело в конечном итоге к краху Империи в 1918 г. Одним из важных источников при анализе ситуации в Вене явились еженедельные отчеты полицейских. Именно с изучением материалов полицейских сводок перед нами появляется картина Вены военного времени. По мере нарастания проблем объем сводок постоянно увеличивался, появлялись новые рубрики, что позволило изучить не только наличие проблем в столице Австро-Венгрии, но и проследить их динамику и меры, предпринимаемые правительством Франца-Иосифа. Особая роль уделена продовольственной проблеме, в частности, динамике цен, ухудшению качества хлеба, нарастанию дефицита, росту спекуляции. Кроме того, были проанализированы национальные отношения и отношение венцев к прибывающим беженцам. На основании изученного материала сделан вывод, что Первая мировая война сильно изменила жизнь населения Вены, показала неспособность правительства и местной власти быстро решать возникающие проблемы города.



РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия на монографию: Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие молодежной науки в классическом вузе: опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 130 с. ISBN 978-5-00078-439-6
Аннотация
В рецензируемой монографии представлен пятилетний опыт построения и функционирования модели организации молодежной науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина. Обозначаемые проблемные зоны развития молодежной науки в классическом вузе сопровождаются предложениями по их преодолению. Обозначены цели и задачи развития молодежной науки в классическом вузе. Разработаны уровневая модель и основные векторы развития молодежной науки в классическом вузе, теоретические основы развития института наставничеств, цели и задачи развития общеуниверситетского студенческого научного общества. Дано описание наиболее ярких проектов студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере «Школа компетенций», «Молодежное предпринимательство» и «Я хочу быть аспирантом», направленных на привлечение учащихся и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Настоящая монография является практическим руководством для построения эффективной модели организации молодежной науки в классическом вузе, способствующей вовлечению большего числа учащихся в научную и инновационную деятельность.


