Феномен самообучения чтению в дошкольном возрасте
- Авторы: Первова Г.М.1, Семенова Е.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 26, № 190 (2021)
- Страницы: 141-150
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/1810-0201/article/view/298341
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-141-150
- ID: 298341
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Во вводной части исследования представлена историческая информация о возникновении и развитии типов чтения и читателей в России. В основной части описан опыт самообучения детей чтению в условиях семей разных социальных групп населения в прошлом и настоящем времени. Показаны результаты методов опроса, анкетирования, сравнительного анализа материалов, которые использовались при изучении проблемы самообучения чтению. Выражено мнение ученых психологов (Д.Б. Эльконин) и методистов (М.Р. Львов) о самообучении чтению в дошкольном возрасте. В процессе изучения методического феномена самообучения чтению выработаны и обобщены педагогические условия, необходимые для реализации желаемого результата. Подчеркнуто значение теории формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской для профессиональной организации обучения работе с книгой в детском саду. В выводах отражена педагогическая закономерность: знание возрастных возможностей дошкольников способствует правильному выбору видов читательской деятельности, которая должна сочетаться с игрой как ведущей детской деятельностью, а также с методами и приемами работы по общему и речевому развитию ребенка. В заключение названа проблема дальнейшего исследования темы.
Ключевые слова
Об авторах
Г. М. Первова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: gmp47@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-2832
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Е. А. Семенова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zhozhka888@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2168-4205
аспирант, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33Список литературы
- Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948. 480 с.
- Васильева М.С., Сороцкая О.Н., Оморокова М.И. и др. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. 216 с.
- Аксаков С.Т. Последовательные воспоминания // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М.: Изд-во «Сов. Россия», 1977. С. 22-28.
- Шергин Б.В. Поморские были и сказания // Шергин Б.В., Писахов С.Г. Сказы и сказки. М.: Современник, 1985. С. 6-185.
- Чуковский Е. Про Деда // Воспоминания о Корнее Чуковском. Изд. 2-е. М.: Сов. писатель, 1983.
- Макеева С.Г., Заманкова Н.Н. Обучение грамоте в семье // Начальная школа. 2003. № 7. С. 17-27.
- Первова Г.М. Если дошкольники захотели научиться читать… // Практика управления ДОУ. 2017. № 4. С. 13-18.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск: Мангазея, Дет. лит., 1997. 456 с.
- Львов М.Р. Ребенок сам учится читать // Начальная школа. 1990. № 4. С. 59-62.
- Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. 180 с.
Дополнительные файлы
