Том 8, № 4 (2022)
Обзоры
Экспериментальное исследование процесса перемешивания асфальтобетонных смесей
Аннотация
Рассматривается процесс перемешивания минеральных компонентов с органическими вяжущими в технологии приготовления горячих асфальтобетонных смесей. В качестве рабочей гипотезы принято предположение о функциональной зависимости между расходом мощности электродвигателя мешалки и сопротивлением перемешиванию. Необходимо установить зависимости расхода мощности привода мешалки от различных технологических параметров. Были проведены эксперименты: в лабораторных и производственных условиях, которые показали достаточно простые зависимости.



Воздействие природных факторов на состояние дорог в различных регионах России
Аннотация
Статья посвящена особенностям учета влияния природно-климатических условий при проектировании автомобильной дороги. Показано, что условия окружающей среды напрямую влияют на специфику проектирования дорог. Однако, они могут играть двоякую роль: как содействовать, так и противодействовать длительной службе дорожных одежд и земляного полотна. Так как невозможно повлиять на погодные условия, то необходимо обеспечить полноценную защиту всех дорожных конструкций. Были проанализированы все факторы, влияющие на состояние дороги на ранних этапах проектирования. Сделан вывод, что при несоблюдении нормативных технических требований для каждой дорожно-климатической зоны качество автомобильной дороги и безопасность движения не будет обеспечена, в связи с этим были рассмотрены наиболее эффективные методы защиты и уменьшения негативных последствий воздействия окружающей среды.



Технико-технологические особенности карьерных железных дорог
Аннотация
Исследование проводилось с целью изучения, анализа и обобщения технических и технологических особенностей рудных ходов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. В результате проведена классификация раздельных пунктов рудных ходов, описаны особенности инфраструктуры, организации движения поездов, грузовой работы, подвижного состава, выявлены возможности для повышения эффективности грузовых перевозок.



Оригинальные статьи
Влияние условий охлаждения ВТСП сборок на характеристики движущейся магнитолевитационной системы
Аннотация
Цель: анализ влияния условий охлаждения высокотемпературных сверхпроводящих элементов на силовые характеристики магнитолевитационной системы в условиях быстроменяющихся магнитных полей
Методы: численный мультифизический анализ магнитнолевитационной системы выполнен методом конечных элементов в среде инженерного моделирования Comsol Multiphysics.
Результаты: при быстрых, более чем 5 Тл/с, скоростях изменения магнитного поля, обусловленных движением сверхпроводника в магнитном поле с неоднородным локальным распределением, преимущественным способом охлаждения является использование криокулерной техники. При скоростях изменения магнитного поля менее 5 Тл/с допустимо использование в качестве охладителя жидкого азота.
Заключение: разработанная численная модель позволяет прогнозировать динамические характеристики левитационных систем различного масштаба и может быть применена для бесконтактного транспорта, а также во вращающихся машинах, в том числе кинетических накопителях энергии.



Применение специализированного программного обеспечения для расчета распределения магнитного поля в витках обмотки статора вентильно-индукторных электродвигателей
Аннотация
Обоснование: В статье дано описание процесса возникновения дополнительных потерь в крайних витках медных обмоток статора, базирующееся на физических законах. Приведены причины возникновения скин-эффекта в обмотках статора вентильно-индукторного двигателя (ВИД), а также выполнена оценка степени влияния скин-эффекта на дополнительные потери в ВИД средней и большой мощности. Построена 2D-модель сектора ВИД в программном пакете (ПП) «COMSOL Multiphysics» для дальнейшего уточнения распределения магнитного поля в витках обмотки статора и определения количественных значений дополнительных потерь. Для оценки достоверности полученных результатов приведено сравнение распределения магнитного поля ВИД конфигурации 12/8, полученного в программе «FEMM», и распределения магнитного поля сектора ВИД, построенного в ПП «COMSOL Multiphysics».
Цель: Расчет распределения магнитного поля в витках обмотки статора путем поэтапного построения 2D-модели сектора (полюсного деления) ВИД в ПП «COMSOL Multiphysics» для дальнейшего определения количественных значений дополнительных потерь, вызванных вихревыми токами в обмотках.
Методы: Для построения 2D-модели сектора ВИД использовался ПП «COMSOL Multiphysics». Для нахождения решения по распределению электромагнитных полей внутри моделируемой области использовался метод конечных элементов (МКЭ), для оценки корректности полученных результатов – метод сравнения с расчетами в программе «FEMM».
Результаты: Картины распределения магнитного поля ВИД, полученные в ПП «COMSOL Multiphysics» и в программе «FEMM», подтверждают наличие скин-эффекта в крайних витках обмотки статора, способного снизить энергоэффективность ВИД и вызвать локальный перегрев витков обмотки. В результате проведения моделирования картина распределения магнитного поля ВИД, полученная в программе «FEMM», аналогична картине распределения магнитного поля ВИД, полученной в ПП «COMSOL Multiphysics». Относительная погрешность значений магнитной индукции разных частей ВИД находится в пределах 3–7 %, что является допустимым и свидетельствует о корректности компьютерного моделирования в ПП «COMSOL Multiphysics».
Заключение: Картины распределения магнитного поля ВИД в ПП «COMSOL Multiphysics» и в программе «FEMM» подтверждают наличие скин-эффекта в крайних витках обмотки статора, что позволит проводить дальнейшие исследования в области определения численных значений дополнительных потерь с использованием 2D-модели, а также перейти от 2D-модели к 3D-модели ВИД.



Имитационные модели и варианты применения систем накопления электроэнергии в тяговом электроснабжении
Аннотация
Обоснование: определение энергетических показателей системы тягового электроснабжения на основе графика движения поездов в условиях работы устройств накопления выполняется с помощью способов решения ряда мгновенных схем, каждая из которых соответствует установившемуся режиму работы. Указанные способы требуют адаптации при нелинейных характеристиках или показателях, значения которых связаны с ретроспективой изменения, и не применимы для анализа динамических процессов. В связи с этим для решения задач, связанных с оценкой динамически изменяющихся показателей работы, с анализом работы в переходных или аварийных режимах необходимо использовать методы расчета, основанные на решении непрерывно изменяющихся величин. Моделирование работы систем накопления электроэнергии в системе тягового электроснабжения позволяет оценить изменение показателей в зависимости от места размещения, топологии гибридных устройств, рода тока системы тягового электроснабжения, параметров устройств, тяговой нагрузки и схемных решений, выполнить апробацию результатов расчетов параметров накопителей электроэнергии, преобразователей и силовых трансформаторов.
Цель: разработать модели систем накопления электроэнергии для систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока, получить результаты расчета основных энергетических показателей, определить пути совершенствования схемных решений на основе выявленных особенностей, определить технические требования к системам накопления электроэнергии в тяговом электроснабжении.
Материалы и методы: для получения результатов используются способы моделирования процессов в электротехнике, основанные на схемах замещения аккумуляторов, силового оборудования и преобразователей, машин постоянного тока, на основе моделей, реализованных в программном комплексе Matlab.
Результаты: предложены модели систем накопления электроэнергии для тягового электроснабжения постоянного и переменного тока, по результатам моделирования получены данные изменения токов и напряжений для узлов модели, определена перспектива дальнейших исследований в части отработки схемных решений, расчета параметров и разработки алгоритмов для систем регулирования.
Заключение: результаты исследования позволяют использовать полученные модели систем накопления электроэнергии для систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока. Модели предназначены для апробации результатов решения задач по структурному и параметрическому синтезу и разработке технических требований к системам накопления электроэнергии, разрабатываемых для систем тягового электроснабжения.



К вопросу разработки систем подвеса на постоянных магнитах для транспортных систем
Аннотация
Цель: выработать рекомендации по разработке оптимальных конструктивных схем систем из постоянных магнитов, предназначенных для создания силы подвеса.
Методы: электромагнитное взаимодействие в системе описывалось с помощью классической теории поля, использовался принцип суперпозиции, расчет сил выполнялся с помощью метода зеркальных отображений и квадратурных формул Чебышева.
Результаты: увеличение количества рядов магнитов с чередующейся полярностью приводит к возрастанию результирующей напряженности размагничивающего поля, а в случае без чередования полярностей наблюдается обратный эффект. Сила подвеса достигает максимума при определенном расстоянии между рядами из постоянных магнитов. Боковая сила в системе подвеса горизонтального типа достигает максимума при определенной величине поперечного смещения. Регулировка несущей способности подвеса изменением размеров поперечных сечений постоянных магнитов сопровождается увеличением расхода их магнитного материала. Наличие ферромагнитной шины значительно улучшает характеристики подвеса и благотворно влияет на устойчивость подвеса.
Заключение: целесообразно использование многорядных структур на путевом полотне и на экипаже с определенным шагом установки магнитных полос с чередующейся полярностью, причем на величину электромагнитных сил влияет расстояние между полосами. Выбор размеров поперечного сечения постоянных магнитов должен осуществляется с учетом конкретных требований к системе подвеса, принимая во внимание обратимость процесса перемагничивания.



Моделирование контактной пары «колесо-рельс» экспериментальной конструкции гибкого рельса в легких линиях струнной транспортной системы uST
Аннотация
Обоснование: создание струнных рельс с низким погонным весом и высокими эксплуатационными характеристиками, определяющими долговечность, износостойкость, надежное сцепление колес транспортных средств с дорожкой качения рельса является актуальной задачей.
Цель: исследовать влияние геометрических параметров стального колеса и гибкого струнного рельса с полимерным покрытием на эксплуатационные характеристики; выбрать наиболее оптимальные параметры контактной пары "колесо-рельс".
Методы: расчет производился при помощи программного комплекса конечно-элементного анализа ANSYS.
Результаты: для уменьшения уровня контактных давлений целесообразнее уменьшить нагрузку на колесо либо увеличить ширину контакта, чем увеличивать радиус колеса; наиболее оптимальной является контактная пара, где модуль упругости полимерной головки рельса равен модулю упругости материала колеса, т. е. в контактной паре используются подобные по упругости материалы.



Обоснование решений в области цифровизации контейнерных сервисов Октябрьской железной дороги
Аннотация
Обоснование: в части актуальных тенденций развития транспортной отрасли и технологических трендов можно выделить использование цифровых инструментов в целях оптимизации логистики мультимодальных грузоперевозок. Совершенствование логистических сервисов предполагает расширение линейки цифровых участников процесса перевозки, развитие экосистем мобильности, формирование системы цифровых транспортных коридоров и напрямую ведет к персонализации цифрового поведения потребителей.
Цель: оценка основных контейнерных сервисов и эффективности логистики мультимодальных перевозок грузов наряду с технологиями, внедряемыми в процесс грузоперевозки. Мы подтверждаем, что предложенные решения позволяют повысить эффективность деятельности транспортной организации посредством применения инструментов цифровой логистики.
Методы: методология исследования построена на анализе данных об объемах, сроках и структуре перевозимых грузов контейнерами через порты Северо-Запада, оценке проектов по контейнерной перевозке грузов и оценке эффектов от их внедрения на полигоне Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с учетом цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами. Информационная база исследования опирается на отчеты и нормативно-правовую базу Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и методики планирования и нормирования расходов при проведении путевых работ.
Результаты: дана оценка контейнерным сервисам Октябрьской железной дороги через порты Санкт-Петербурга, актуализированы ключевые функции Дорожной информационно-логистической системы в цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами, Обоснована необходимость расширения возможностей онлайн сервисов ОАО «РЖД».
Заключение: результаты исследования подтверждают, что принципиально новые подходы к организации мультимодальных перевозок грузов контейнерами и движение к персонализации логистических решений под определенные запросы клиентов в части внедрения инструментов цифровой логистики открывает широкие перспективы для формирования и развития внешних и внутренних онлайн сервисов и услуг, обеспечения прозрачности взаимоотношений с клиентами и партнёрами в рамках всего цикла оказания услуг по мультимодальной перевозке с последующим созданием глобальной информационной среды для всех участников перевозки.



Влияние показателей подвижного состава на вагонную составляющую грузового железнодорожного тарифа (на примере полувагонов)
Аннотация
Обоснование: понимание показателей, влияющих на вагонную компоненту грузового железнодорожного тарифа, важно для разработки и реализации грамотной тарифной политики на грузовом железнодорожном транспорте, особенно в условиях санкционных ограничений, реализуемых третьими странами.
Цель: выделение и классификация показателей подвижного состава, влияющих на величину вагонной составляющей грузового железнодорожного тарифа, с последующей количественной оценкой такого влияния.
Методы: статистический метод, эконометрическое моделирование, анализ, сравнительный метод, системный метод.
Результаты: выделены показатели подвижного состава, влияющие на величину вагонной составляющей грузового железнодорожного тарифа, разработана классификация данных показателей по критерию применимости денежного измерителя, произведена эконометрическая количественная оценка влияния выделенных показателей на вагонную составляющую грузового железнодорожного тарифа, сделаны выводы по чувствительности последней к различным временным лагам рассматриваемых показателей.
Заключение: полученные результаты могут быть использованы для совершенствования тарифной политики на грузовом железнодорожном транспорте, а также для дальнейшего развития теоретических основ в данной сфере.


