Том 8, № 4 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Обзоры

Экспериментальное исследование процесса перемешивания асфальтобетонных смесей

Васильев К.А., Аверченко Г.А.

Аннотация

Рассматривается процесс перемешивания минеральных компонентов с органическими вяжущими в технологии приготовления горячих асфальтобетонных смесей. В качестве рабочей гипотезы принято предположение о функциональной зависимости между расходом мощности электродвигателя мешалки и сопротивлением перемешиванию. Необходимо установить зависимости расхода мощности привода мешалки от различных технологических параметров. Были проведены эксперименты: в лабораторных и производственных условиях, которые показали достаточно простые зависимости.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):5-13
pages 5-13 views

Воздействие природных факторов на состояние дорог в различных регионах России

Алексеев С.В., Симонов Д.Л., Катикова А.С.

Аннотация

Статья посвящена особенностям учета влияния природно-климатических условий при проектировании автомобильной дороги. Показано, что условия окружающей среды напрямую влияют на специфику проектирования дорог. Однако, они могут играть двоякую роль: как содействовать, так и противодействовать длительной службе дорожных одежд и земляного полотна. Так как невозможно повлиять на погодные условия, то необходимо обеспечить полноценную защиту всех дорожных конструкций. Были проанализированы все факторы, влияющие на состояние дороги на ранних этапах проектирования. Сделан вывод, что при несоблюдении нормативных технических требований для каждой дорожно-климатической зоны качество автомобильной дороги и безопасность движения не будет обеспечена, в связи с этим были рассмотрены наиболее эффективные методы защиты и уменьшения негативных последствий воздействия окружающей среды.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):14-30
pages 14-30 views

Технико-технологические особенности карьерных железных дорог

Костенко В.В., Коробов Д.С.

Аннотация

Исследование проводилось с целью изучения, анализа и обобщения технических и технологических особенностей рудных ходов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. В результате проведена классификация раздельных пунктов рудных ходов, описаны особенности инфраструктуры, организации движения поездов, грузовой работы, подвижного состава, выявлены возможности для повышения эффективности грузовых перевозок.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):31-45
pages 31-45 views

Оригинальные статьи

Влияние условий охлаждения ВТСП сборок на характеристики движущейся магнитолевитационной системы

Мартиросян И.В., Осипов М.А., Стариковский А.С., Покровский С.В., Руднев И.А.

Аннотация

Цель: анализ влияния условий охлаждения высокотемпературных сверхпроводящих элементов на силовые характеристики магнитолевитационной системы в условиях быстроменяющихся магнитных полей

Методы: численный мультифизический анализ магнитнолевитационной системы выполнен методом конечных элементов в среде инженерного моделирования Comsol Multiphysics.

Результаты: при быстрых, более чем 5 Тл/с, скоростях изменения магнитного поля, обусловленных движением сверхпроводника в магнитном поле с неоднородным локальным распределением, преимущественным способом охлаждения является использование криокулерной техники. При скоростях изменения магнитного поля менее 5 Тл/с допустимо использование в качестве охладителя жидкого азота.

Заключение: разработанная численная модель позволяет прогнозировать динамические характеристики левитационных систем различного масштаба и может быть применена для бесконтактного транспорта, а также во вращающихся машинах, в том числе кинетических накопителях энергии.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):46-57
pages 46-57 views

Применение специализированного программного обеспечения для расчета распределения магнитного поля в витках обмотки статора вентильно-индукторных электродвигателей

Сироткин В.В., Пигалев Д.А., Больших И.В., Черняев С.С.

Аннотация

Обоснование: В статье дано описание процесса возникновения дополнительных потерь в крайних витках медных обмоток статора, базирующееся на физических законах. Приведены причины возникновения скин-эффекта в обмотках статора вентильно-индукторного двигателя (ВИД), а также выполнена оценка степени влияния скин-эффекта на дополнительные потери в ВИД средней и большой мощности. Построена 2D-модель сектора ВИД в программном пакете (ПП) «COMSOL Multiphysics» для дальнейшего уточнения распределения магнитного поля в витках обмотки статора и определения количественных значений дополнительных потерь. Для оценки достоверности полученных результатов приведено сравнение распределения магнитного поля ВИД конфигурации 12/8, полученного в программе «FEMM», и распределения магнитного поля сектора ВИД, построенного в ПП «COMSOL Multiphysics».

Цель: Расчет распределения магнитного поля в витках обмотки статора путем поэтапного построения 2D-модели сектора (полюсного деления) ВИД в ПП «COMSOL Multiphysics» для дальнейшего определения количественных значений дополнительных потерь, вызванных вихревыми токами в обмотках.

Методы: Для построения 2D-модели сектора ВИД использовался ПП «COMSOL Multiphysics». Для нахождения решения по распределению электромагнитных полей внутри моделируемой области использовался метод конечных элементов (МКЭ), для оценки корректности полученных результатов – метод сравнения с расчетами в программе «FEMM».

Результаты: Картины распределения магнитного поля ВИД, полученные в ПП «COMSOL Multiphysics» и в программе «FEMM», подтверждают наличие скин-эффекта в крайних витках обмотки статора, способного снизить энергоэффективность ВИД и вызвать локальный перегрев витков обмотки. В результате проведения моделирования картина распределения магнитного поля ВИД, полученная в программе «FEMM», аналогична картине распределения магнитного поля ВИД, полученной в ПП «COMSOL Multiphysics». Относительная погрешность значений магнитной индукции разных частей ВИД находится в пределах 3–7 %, что является допустимым и свидетельствует о корректности компьютерного моделирования в ПП «COMSOL Multiphysics».

Заключение: Картины распределения магнитного поля ВИД в ПП «COMSOL Multiphysics» и в программе «FEMM» подтверждают наличие скин-эффекта в крайних витках обмотки статора, что позволит проводить дальнейшие исследования в области определения численных значений дополнительных потерь с использованием 2D-модели, а также перейти от 2D-модели к 3D-модели ВИД.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):58-73
pages 58-73 views

Имитационные модели и варианты применения систем накопления электроэнергии в тяговом электроснабжении

Незевак В.Л., Дмитриев А.Д.

Аннотация

Обоснование: определение энергетических показателей системы тягового электроснабжения на основе графика движения поездов в условиях работы устройств накопления выполняется с помощью способов решения ряда мгновенных схем, каждая из которых соответствует установившемуся режиму работы. Указанные способы требуют адаптации при нелинейных характеристиках или показателях, значения которых связаны с ретроспективой изменения, и не применимы для анализа динамических процессов. В связи с этим для решения задач, связанных с оценкой динамически изменяющихся показателей работы, с анализом работы в переходных или аварийных режимах необходимо использовать методы расчета, основанные на решении непрерывно изменяющихся величин. Моделирование работы систем накопления электроэнергии в системе тягового электроснабжения позволяет оценить изменение показателей в зависимости от места размещения, топологии гибридных устройств, рода тока системы тягового электроснабжения, параметров устройств, тяговой нагрузки и схемных решений, выполнить апробацию результатов расчетов параметров накопителей электроэнергии, преобразователей и силовых трансформаторов.

Цель: разработать модели систем накопления электроэнергии для систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока, получить результаты расчета основных энергетических показателей, определить пути совершенствования схемных решений на основе выявленных особенностей, определить технические требования к системам накопления электроэнергии в тяговом электроснабжении.

Материалы и методы: для получения результатов используются способы моделирования процессов в электротехнике, основанные на схемах замещения аккумуляторов, силового оборудования и преобразователей, машин постоянного тока, на основе моделей, реализованных в программном комплексе Matlab.

Результаты: предложены модели систем накопления электроэнергии для тягового электроснабжения постоянного и переменного тока, по результатам моделирования получены данные изменения токов и напряжений для узлов модели, определена перспектива дальнейших исследований в части отработки схемных решений, расчета параметров и разработки алгоритмов для систем регулирования.

Заключение: результаты исследования позволяют использовать полученные модели систем накопления электроэнергии для систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока. Модели предназначены для апробации результатов решения задач по структурному и параметрическому синтезу и разработке технических требований к системам накопления электроэнергии, разрабатываемых для систем тягового электроснабжения.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):74-90
pages 74-90 views

К вопросу разработки систем подвеса на постоянных магнитах для транспортных систем

Ким К.К., Карпова И.М.

Аннотация

Цель: выработать рекомендации по разработке оптимальных конструктивных схем систем из постоянных магнитов, предназначенных для создания силы подвеса.

Методы: электромагнитное взаимодействие в системе описывалось с помощью классической теории поля, использовался принцип суперпозиции, расчет сил выполнялся с помощью метода зеркальных отображений и квадратурных формул Чебышева.

Результаты: увеличение количества рядов магнитов с чередующейся полярностью приводит к возрастанию результирующей напряженности размагничивающего поля, а в случае без чередования полярностей наблюдается обратный эффект. Сила подвеса достигает максимума при определенном расстоянии между рядами из постоянных магнитов. Боковая сила в системе подвеса горизонтального типа достигает максимума при определенной величине поперечного смещения. Регулировка несущей способности подвеса изменением размеров поперечных сечений постоянных магнитов сопровождается увеличением расхода их магнитного материала. Наличие ферромагнитной шины значительно улучшает характеристики подвеса и благотворно влияет на устойчивость подвеса.

Заключение: целесообразно использование многорядных структур на путевом полотне и на экипаже с определенным шагом установки магнитных полос с чередующейся полярностью, причем на величину электромагнитных сил влияет расстояние между полосами. Выбор размеров поперечного сечения постоянных магнитов должен осуществляется с учетом конкретных требований к системе подвеса, принимая во внимание обратимость процесса перемагничивания.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):91-106
pages 91-106 views

Моделирование контактной пары «колесо-рельс» экспериментальной конструкции гибкого рельса в легких линиях струнной транспортной системы uST

Юницкий А.Э., Хлебус А.С., Иванова Е.А., Шашко А.Е., Цырлин М.И.

Аннотация

Обоснование: создание струнных рельс с низким погонным весом и высокими эксплуатационными характеристиками, определяющими долговечность, износостойкость, надежное сцепление колес транспортных средств с дорожкой качения рельса является актуальной задачей.

Цель: исследовать влияние геометрических параметров стального колеса и гибкого струнного рельса с полимерным покрытием на эксплуатационные характеристики; выбрать наиболее оптимальные параметры контактной пары "колесо-рельс".

Методы: расчет производился при помощи программного комплекса конечно-элементного анализа ANSYS.

Результаты: для уменьшения уровня контактных давлений целесообразнее уменьшить нагрузку на колесо либо увеличить ширину контакта, чем увеличивать радиус колеса; наиболее оптимальной является контактная пара, где модуль упругости полимерной головки рельса равен модулю упругости материала колеса, т. е. в контактной паре используются подобные по упругости материалы.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):107-125
pages 107-125 views

Обоснование решений в области цифровизации контейнерных сервисов Октябрьской железной дороги

Чеченова Л.М.

Аннотация

Обоснование: в части актуальных тенденций развития транспортной отрасли и технологических трендов можно выделить использование цифровых инструментов в целях оптимизации логистики мультимодальных грузоперевозок. Совершенствование логистических сервисов предполагает расширение линейки цифровых участников процесса перевозки, развитие экосистем мобильности, формирование системы цифровых транспортных коридоров и напрямую ведет к персонализации цифрового поведения потребителей.

Цель: оценка основных контейнерных сервисов и эффективности логистики мультимодальных перевозок грузов наряду с технологиями, внедряемыми в процесс грузоперевозки. Мы подтверждаем, что предложенные решения позволяют повысить эффективность деятельности транспортной организации посредством применения инструментов цифровой логистики.

Методы: методология исследования построена на анализе данных об объемах, сроках и структуре перевозимых грузов контейнерами через порты Северо-Запада, оценке проектов по контейнерной перевозке грузов и оценке эффектов от их внедрения на полигоне Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с учетом цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами. Информационная база исследования опирается на отчеты и нормативно-правовую базу Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» и методики планирования и нормирования расходов при проведении путевых работ.

 Результаты: дана оценка контейнерным сервисам Октябрьской железной дороги через порты Санкт-Петербурга, актуализированы ключевые функции Дорожной информационно-логистической системы в цифровой координации процесса взаимодействия с морскими портами, Обоснована необходимость расширения возможностей онлайн сервисов ОАО «РЖД».

Заключение: результаты исследования подтверждают, что принципиально новые подходы к организации мультимодальных перевозок грузов контейнерами и движение к персонализации логистических решений под определенные запросы клиентов в части внедрения инструментов цифровой логистики открывает широкие перспективы для формирования и развития внешних и внутренних онлайн сервисов и услуг, обеспечения прозрачности взаимоотношений с клиентами и партнёрами в рамках всего цикла оказания услуг по мультимодальной перевозке с последующим созданием глобальной информационной среды для всех участников перевозки.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):126-139
pages 126-139 views

Влияние показателей подвижного состава на вагонную составляющую грузового железнодорожного тарифа (на примере полувагонов)

Егоров Ю.В.

Аннотация

Обоснование: понимание показателей, влияющих на вагонную компоненту грузового железнодорожного тарифа, важно для разработки и реализации грамотной тарифной политики на грузовом железнодорожном транспорте, особенно в условиях санкционных ограничений, реализуемых третьими странами.  

Цель: выделение и классификация показателей подвижного состава, влияющих на величину вагонной составляющей грузового железнодорожного тарифа, с последующей количественной оценкой такого влияния.

Методы: статистический метод, эконометрическое моделирование, анализ, сравнительный метод, системный метод.

Результаты: выделены показатели подвижного состава, влияющие на величину вагонной составляющей грузового железнодорожного тарифа, разработана классификация данных показателей по критерию применимости денежного измерителя, произведена эконометрическая количественная оценка влияния выделенных показателей на вагонную составляющую грузового железнодорожного тарифа, сделаны выводы по чувствительности последней к различным временным лагам рассматриваемых показателей.

Заключение: полученные результаты могут быть использованы для совершенствования тарифной политики на грузовом железнодорожном транспорте, а также для дальнейшего развития теоретических основ в данной сфере.

Инновационные транспортные системы и технологии. 2022;8(4):140-153
pages 140-153 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».