Том 8, № 1 (2022)
Обзоры
Использование бистальных элементов в пролетных строениях мостов
Аннотация
Объектом исследования являются пролетных строений из двух марок стали различной прочности. В статье исследуется эффективность применения бистальной компоновки сечений балок мостовых сооружений на основании технико-экономического анализа, заключающегося в определении величины строительных и конструктивных коэффициентов в пересчете на бистальные сечения для балок таких же пролетов с целью выявления экономии металла. В ходе исследования была подтверждена эффективность применения в наборе сталей различной прочности. Изложенные в статье материале могут быть положены в основу практического применения бистальных пролетных строений.



Метод перераспределения маршрутной сети обслуживаемой СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» при открытии нового автобусного парка
Аннотация
В статье проведен литературный обзор по теме перераспределения маршрутных сетей, а также показаны возможности применения разных подходов к перераспределению маршрутных сетей СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» с точки зрения открытия нового автобусного парка. Отмечено, что появление нового автопарка повлияет на появление новых маршрутов и поскольку любые изменения маршрута затрагивают все соседние – следует пересматривать и их – как коммерческие, так и городские, т. е. появляется необходимость решения задачи перераспределения существующей маршрутной сети. Автором обосновывается важность применения для этой цели математического моделирования в целом и моделирования на базе концепции машинного обучения и «цифрового двойника», в частности.



Оригинальные статьи
Натурные испытания и верификация математической модели гибридного электромагнита подвеса для больших величин левитационных зазоров
Аннотация
Цель: Измерение подъемной силы ГЭМ левитационного подвеса и сопоставление с результатами вычислительного эксперимента.
Материалы и методы: Измерения проводились на испытательной установке АО ИНЦ «ТЭМП» при больших величинах левитационного зазора (13 мм, 17 мм).
Результаты: Результаты измерений и расчетов совпали с приемлемой точностью.
Заключение: В АО «НИИЭФА» изготовлен и испытан полномасштабный прототип гибридного электромагнита подвеса МЛТС. На основании выполненных работ будут подготовлены рекомендации по методике и программе измерений, организации процедуры выходного контроля серийных гибридных магнитов.



Модель сопряжения контейнера и фитинговой платформы
Аннотация
Обоснование: Исследования в направлении создания новых технологий погрузки и выгрузки сыпучих грузов вызваны спросом со стороны рынка на снижение расходов на контейнерные перевозки.
Цель: Формирование оригинальной технологии выгрузки сыпучих грузов, перевозимых в контейнерах, на примере железнодорожного транспорта
Методы: Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы научного исследования: анализ, синтез и моделирование.
Результаты: Предложена оригинальная модель сопряжения контейнера и фитинговой платформы для железнодорожного транспорта. Дается определение понятия «сопряжение контейнера и платформы». Показаны внешний вид сопряжения и устройства контейнера и поясняются этапы выгрузки груза.
Заключение: Практическая значимость состоит в том, что предложенная модель повышает конкурентоспособность железнодорожного транспорта.



Определение осевого усилия цилиндрического линейного асинхронного двигателя с вращательно-поступательным движением вторичного элемента
Аннотация
Обоснование: многообразие современных электроприводов требует создания новых видов электродвигателей с расширенными функциональными возможностями. К таким электрическим машинам относятся и цилиндрические линейные асинхронные двигатели с вращательно-поступательным движением вторичных элeментов.
Цель: разработка цилиндрического линейного асинхронного двигателя с вращательно-поступательным движением вторичного элeмента.
Метод: использование дискретной системы индуктора для реализации вращательно-поступательного движения вторичного элeмента, аналитическое решение полевой задачи.
Результат: новая конструкция цилиндрического линейного асинхронного двигателя с вращательно-поступательным движением вторичного элeмента, соотношение для определения осевого усилия двигателя.
Заключение: предложенная конструкция цилиндрического линейного асинхронного двигателя обладает расширенными функциональными возможностями за счет одновременной реализации вращательно-поступательного перемещения вторичного элeмента.



Динамическая модель Московской монорельсовой транспортной системы с применением магнитолевитационной технологии
Аннотация
Цель: Московская монорельсовая транспортная система, эксплуатирующаяся более 18 лет и использующая линейный электропривод, доказала свою эффективность, надежность, безопасность, но вместе с тем возникла необходимость ее модернизации. В основе предлагаемой модернизации – новые тележки, в конструкции которых объединены электромагниты и линейный двигатель.
Материалы и методы: На основе модельно-ориентированного подхода в приложениях Simscape – Simulink среды MATLAB® разработана динамическая модель двухвагонного подвижного состава монорельсовой транспортной системы с применением магнитолевитационной технологии.
Результаты: Дано общее описание модели и входящих в нее подсистем. Представлены результаты моделирования с учетом нервностей путевой структуры.
Заключение: Разработанная модель позволяет выбрать наиболее рациональные конструктивные параметры тележек, упруго-диссипативных элементов подвеса подвижного состава, системы управления электромагнитами. Предлагаемая монорельсовая транспортная система может быть реализована в городах России, где по разным причинам применение метро нецелесообразно.



Технологическое регулирование и мониторинг сооружения дорожного земляного полотна
Аннотация
Обоснование: Многолетние деформации геотехнических сооружений на слабых основаниях и болотах приводят к необходимости разработки новых строительных технологий, повышающих несущую способность грунтов. Существующие нормы проектирования железных и автомобильных дорог ориентированы в основном на обеспечение безопасности земляного полотна на стадии эксплуатации. Между тем, риски потери устойчивости и стабильности участков дорог возникают и на стадии строительства, особенно при работе мощной тяжёлой строительной техники и оборудования.
Цель: Формирование технико-технологической системы, функционирующей на принципах прямой и обратной связи между характеристиками возводимого земляного полотна и параметрами строительной техники для обеспечения безопасности и качества производства работ.
Методы: Технологическое регулирование нагрузок и воздействий строительных машин и оборудования при упрочнении основания и возведении насыпей земляного полотна.
Результаты: Разработан состав комплексной технологии и режим регулирования строительных нагрузок для повышения несущей способности слабых грунтов в основании земляного полотна железных и автомобильных дорог. Определены особенности геотехнического мониторинга для направленного улучшения прочностных характеристик грунтов в строительный период. Показана целесообразность технологического регулирования нагрузок и воздействий строительных машин, оборудования при сооружении земляного полотна.
Заключение: Комплексная технология повышения несущей способности слабого основания земляного полотна состоит в последовательном применении регулируемых режимов интенсивного воздействия на каждый слой основания максимально допустимой нагрузкой при геотехническом мониторинге.



Установление зависимости потребного количества устройств досмотра от их пропускной способности и пассажиропотока
Аннотация
Обоснование: На сегодняшний день в крупных пассажирских зданиях сложилась ситуация, при которой не обеспечивается потребная пропускная способность. Данная проблема возникла в результате приведения зданий в соответствие с требованиями закона «О транспортной безопасности» и остается актуальной и требует решения.
Цель: Определить зависимость между количеством технических средств обеспечения транспортной безопасности для досмотра пассажиров (далее – ТС ОТБ), скоростью обслуживания ими пассажиров и входящим пассажиропотоком. Разработать рекомендации по изменению нормативно-правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Оценить целесообразность применения ТС ОТБ на существующих объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом потребной пропускной способности пассажирских устройств.
Методы: Исследование основано на теории многоканальных систем массового обслуживания с неограниченной очередью. В основе расчетов положено обоснованное допущение, что пиковые пассажиропотоки, проходящие через пассажирские устройства, являются стационарными.
Результаты: Установлена зависимость между количеством ТС ОТБ, их пропускной способностью и количеством, а также длиной очереди в ожидании прохода через указанные устройства в пассажирское здание.
Заключение: Полученные результаты могут быть использованы в качестве технико-экономического обоснования количества ТС ОТБ, устанавливаемых на входе в пассажирское здание в ходе строительства, реконструкции или модернизации. Для существующих зданий, полученная зависимость позволит установить, имеется ли техническая возможность обеспечить потребную пропускную способность вокзала, или потребуются большие капитальные вложения на его реконструкцию.



Обоснование развития железнодорожной инфраструктуры путей необщего пользования с применением метода имитационного моделирования
Аннотация
Цель: предложить определение методом имитационного моделирования технического оснащения и технологического обеспечения путей необщего пользования.
Методы: для достижения поставленной цели использованы методы теории вероятностей и математической статистики.
Результаты: в результате обработки эмпирических данных с использованием пакета прикладной программы Статистика (Statistica) получены выборочное среднее, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. В ходе различных экспериментов с моделью функционирования транспортной системы определены потребные для освоения перспективных объёмов работы: путевое развитие и количество маневровых локомотивов.
Заключение: определение потребного развития железнодорожной инфраструктуры других путей необщего пользования можно вести предложенным порядком.



Проблемы интеграции каршеринга в городские транспортные системы российских мегаполисов
Аннотация
Обоснование: Обострение транспортной проблемы в российских мегаполисах во многом является следствием как продолжающейся автомобилизации, так и неэффективной транспортной политики субъектов РФ. Вместе с тем городские рынки транспортных услуг претерпевают значительные изменения в структуре, связанные с появлением и развитием бизнес-моделей совместного потребления. Различные формы совместного потребления могли бы стать органичной частью городских транспортных систем, однако для этого необходима совместная инициатива участников рынка и его регуляторов.
Цель: дать оценку состояния и определить перспективы развития российского рынка каршеринга в целом, а также наиболее крупных его сегментах (рынок каршеринга в Москве).
Методы: методы статистического анализа, графического представления информации, сводка, методы анализа отраслевых рынков (индекс концентрации, индекс Херфиндаля – Хиршмана).
Результаты: в статье идентифицированы барьеры, препятствующие развитию транспортного шеринга в российских городах, и предложены организационные формы интеграции бизнес-моделей совместного потребления в городские транспортные системы.
Заключение: Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти, ответственными за транспортное обслуживание населения и разработку транспортной политики в субъектах РФ, а также транспортными организациями, осуществляющими мультимодальные перевозки пассажиров в российских мегаполисах.


