Электромагнитная безопасность высокоскоростного транспорта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие высокоскоростного пассажирского сообщения связано с ростом мощности систем тягового электроснабжения и тягового электропривода подвижного состава, при этом увеличивается напряженность электрических и магнитных полей и их влияние на пассажиров, обслуживающий персонал, прочее оборудование, системы автоматики и связи. По этой причине оценка электромагнитной обстановки вблизи трасс высокоскоростного сообщения и внутри кузова подвижного состава в зонах размещения пассажиров, персонала и оборудования, а также задача обеспечения электромагнитной совместимости оборудования становятся актуальными проблемами, которые необходимо решать на этапе принятия технических решений и проектирования высокоскоростных транспортных систем.

В статье приведены значения предельно допустимых уровней электромагнитных полей, установленные отечественными и зарубежными нормативными документами, а также представлены значения напряженности электрических и магнитных полей систем тягового электроснабжения и бортового силового электрооборудования высокоскоростного подвижного состава железных дорог и магнитолевитационного транспорта, рассмотрены способы обеспечения электромагнитной безопасности и совместимости указанных систем и оборудования.

Об авторах

Виктор Валерьевич Никитин

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Email: pgups.emks@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5699-0424
SPIN-код: 6864-5678

доктор технических наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург

Анатолий Николаевич Горский

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Автор, ответственный за переписку.
Email: gorskyan38@mail.ru
SPIN-код: 2519-1678

доктор технических наук, профессор

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Kiselev IP, Nazarov ON. Development of high-speed rolling stock. Railway Transport. 2019;6:68-77; 2019;7:65-77. (In Russ).
  2. Kiselev IP, Nazarov ON. Development of high-speed rolling stock. Railway Transport. 2019;7:65-77; 2019;7:65-77. (In Russ).
  3. Kiselev IP. High-speed railway rolling stock and its development prospects. Transport of the Russian Federation. 2012;40-41(3-4):61-65. (In Russ).
  4. Kiselev IP. High-speed railway rolling stock and its development prospects. Transport of the Russian Federation. 2012;42(5):44-51. (In Russ).
  5. Zaitsev AA, Antonov YuF. Magnetic levitation transport technology. Gapanovich VA, editor. Moscow: FIZMATLIT; 2014. (In Russ).
  6. Hellinger R, Engel M, Nothhaft J. Propulsion System and Power Supply for Transrapid Commercial Lines [Internet]. Accessed: May 04, 2025. Available from: http://www.maglev.ir
  7. Kaga S, Murai T, Nakamichi Y, et. al. Characteristics of LSM Drive at the Yamanashi Maglev Test Line. QR of RTRI. 1998;39(2):68-73.
  8. Kim KK. Magnetic suspension and superconductivity electric propulsion systems. Moscow: IPR Media; 2023. (in Russ).
  9. Kim KK, Karpova IM. Оn the Issue of the Development of Permanent Magnet Suspension Systems for Transport Systems. Modern Transportation Systems and Technologies. 2022;8(4):91-106. doi: 10.17816/transsyst20228491-106.
  10. ICNIRP Guidlines for Limiting Exposure to Time-Varying Electric and Magnetic Fields. Health Physics. 2010;99(6):818-836. doi: 10.1097/HP.0b013e3181f06c86.
  11. Kircher R, Palka R, Fritz E, et al. Electromagnetic Fields of High-Speed Transportation Systems. Maglev Technologies in Comparison with Steel-Wheel-Rail. The International Maglev Board. October 2018 [Internet]. Accessed: May 04, 2025. Available from: https://www.maglevboard.net
  12. Sanitary and epidemiological rules and regulations SanPiN 2.2.4.3359-16. "Sanitary and epidemiological requirements for physical factors in the workplace". (In Russ). Accessed: May 04, 2025. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71362000/
  13. Kircher R, Klühspies J, Palka R, et al. Electromagnetic fields related to high speed transportation systems. Transportation Systems and Technology. 2018;4(2):152-166. (Russ., Engl.). doi: 10.17816/transsyst201842152-166
  14. Kim KK, Karpova IM. Electrical and thermal calculations using a software ELCUT. Proceedings “Energosberegauschie tehnologii, control i upravlenie dla predpriatiy zheleznodorozhnogo transporta” Omsk: OmGUPS; 2011:10-15. (In Russ).
  15. Sergeenkov NA, Gorskiy AN, Vasiliev PYu. Experimental studies of electromagnetic fields on electric rolling stock. Bulletin of scientific research results. 2021;2:48-58. (In Russ). doi: 10.20295/2223-9987-2021-2-48-58
  16. Apollonsky SM, Gorsky AN, Nikitin VV. Рroblems of Electromagnetic Safety in Modern Electric Power Rail System. Electronics and electrical equipment of transport. 2017;2:43-47. (In Russ).
  17. Pranay S, Prerna S, Singh LP, Deswall SS. Mitigation of Electromagnetic Interference in Rolling Stock. International Journal of Electrical, Electronics and Computer Engineering. 2013;2(1):22-27.
  18. John L, Dluzniewski A. Measurements of the Magnetic Fields Generated by Electronic Devices Installed on Railways Rolling Stock. Problemy Kolejnictwa. 2018;62(181):99-106. Accessed: May 04, 2025. Available from: https://problemykolejnictwa.pl/images/PDF/181_3E.pdf
  19. Lee YW, Kim KiC, Lee J. Review of Maglev Train Technologies. IEEE Trans. On Magn. 2006;42(7):1917-1925. doi: 10.1109/TMAG.2006.875842
  20. Tomita M. Maglev Technology and Research Trends on Superconductivity. QR of RTRI. 2023;64(1):11-15. doi: 10.2219/rtriqr.64.1_11
  21. Han H-S, Kim D-S. Magnetic Levitation. Maglev Technology and Applications. Springer. 2016. doi: 10.1007/978-94-017-7524-3
  22. Rausch C. ZEVrail, Glasers Annalen – Sonderheft Transrapid, 2003. [Internet]. Accessed: May 04, 2025. Available from: https://www.zevrail.de
  23. Kircher R, Klühspies J, Fritz E, Witt M. Application Potential of Maglev Technology in Transport Systems. Proceedings of the 26th International Conference on Magnetically Levitated Systems and Linear Drives. Malmö, Sweden, 2024 Sept. 18-21. 2024;2:551-570.
  24. Vataev AS, Dedova OA, Nikitin VV. Efficiency of Ferromagnetic Shielding of Superconducting Coils of High-speed Maglev Crew. Modern Transportation Systems and Technologies. 2023;9(2):19-32. (Russ., Engl). doi: 10.17816/transsyst20239219-32

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. ПДУ магнитных полей, устанавливаемых стандартами ICNIRP, BlmSchV26 в зависимости от частоты. Точки при частоте 50 Гц соответствуют ПДУ, установленным СанПиН 2.2.4.3359-16

Скачать (138KB)

© Никитин В.В., Горский А.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».