Эффективность ферромагнитного экранирования сверхпроводящих катушек высокоскоростных магнитолевитационных экипажей
- Авторы: Ватаев А.С.1, Дедова О.А.2, Никитин В.В.1
-
Учреждения:
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Рязанский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
- Выпуск: Том 9, № 2 (2023)
- Страницы: 19-32
- Раздел: Оригинальные статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/transj/article/view/134275
- DOI: https://doi.org/10.17816/transsyst20239219-32
- ID: 134275
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование: Магнитолевитационный транспорт с комбинированными системами тяги, подвеса и направления на основе сверхпроводящих катушек (СПК) позволяет достигать скорости движения до 500-600 км/ч при весьма существенном (до 150–200 мм) воздушном зазоре, что является важным фактором обеспечения безопасности высокоскоростных перевозок. Однако СПК являются источником сильных внешних магнитных полей, которые в условиях ограниченных габаритов экипажа могут оказывать вредное влияние как на пассажиров, так и на бортовое вспомогательное оборудование.
Цель: анализ внешних магнитных полей СПК систем тяги, подвеса и направления магнитолевитационных экипажей и эффективности ферромагнитных экранов как средства обеспечения электромагнитной безопасности пассажиров и электромагнитной совместимости СПК с прочим бортовым оборудованием.
Материалы и методы: для достижения поставленной цели использованы методы аналитического и численного моделирования магнитных полей СПК с применением современных программных пакетов. В качестве прототипа комбинированной магнитной системы тяги, подвеса и направления принята система магнитолевитационного экипажа MLX-L0, проходящего опытно-коммерческую эксплуатацию на полигоне Яманаши (Япония).
Результаты: показано, что величина внешних магнитных полей СПК систем тяги подвеса и направления в пассажирском салоне экипажа-прототипа превышает предельно допустимые уровни, установленные отечественными и зарубежными нормативными документами, как без экранирования, так и при пассивном экранировании плоскими стальными листами.
Заключение: пассивное экранирование СПК стальными листами, в том числе многослойными, при заданных габаритах экипажа не обеспечивает требуемого снижения уровня внешних магнитных полей.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Андрей Сергеевич Ватаев
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: avataev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9285-709X
SPIN-код: 2832-4481
кандидат технических наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургОльга Андреевна Дедова
Рязанский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I
Email: dedova@pgups.ru
ORCID iD: 0009-0001-7403-8154
SPIN-код: 9447-2830
Россия, Рязань
Виктор Валерьевич Никитин
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Email: pgups.emks@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5699-0424
SPIN-код: 6864-5678
доктор технических наук, профессор
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Japan's maglev train breaks world speed record with 600 km/h test run. The Guardian. United Kingdom: Guardian News and Media Limited. 21 April 2015. Retrieved 21 April 2015. [cited 2023 Jun 9]. Available from: https://www.theguardian.com/world/2015/apr/21/japans-maglev-train-notches-up-new-world-speed-record-in-test-run
- Hyung WL, Kim KC. Review of Maglev train technologies. IEEE Transactions on Magnetics 2006;42(7):1917-1925. doi: 10.1109/TMAG.2006.875842
- Ким К.К., Карпова И.М. К вопросу разработки систем подвеса на постоянных магнитах для транспортных систем // Инновационные транспортные системы и технологии. – 2022, – Т. 8. – № 4 – С. 91–106. [Kim KK, Karpova IM. Оn the issue of the development of permanent magnet suspension systems for transport systems. Modern Transportation Systems and Technologies. 2022;8(4):91-106. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst20228491-106
- Ким К.И., Ким К.К., Вешкин В.В. Магнитное поле и силы в гибридной системе левитации высокоскоростного транспорта // Электричество. – 2021. – № 6. – С. 44-50. [Kim KI, Kim KK, Vechkin VV. Magnetic Field and Forces in a Hybrid Levitation System for a HighSpeed Vehicle. Jelektrichestvo. 2021;6:44-50. (In Russ.)]. Доступно по: https://doi.org/10.24160/0013-5380-2021-6-44-50 Ссылка активна на: 05.03.2023.
- Антонов Ю.Ф., Ли В. Сверхзвуковой наземный транспорт в разреженной среде ограниченного пространства: прорывное или тупиковое направление // Транспортные системы и технологии. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 35–46. [Antonov YF, Li W. Supersonic land transport in the disturbed environment of the limited space: breakthrough or direct direction. Transportation Systems and Technology. 2017;3(1):35-46. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst20173135-46
- Антонов Ю.Ф. Устройство левитации и боковой стабилизации на базе ленточного высокотемпературного сверхпроводника второго поколения // Транспортные системы и технологии. – 2019. – Т. 5. – №4. – С. 115-123. [Antonov YF. Levitation and Lateral Stabilization Device Based on a Second-Generation High-Temperature Superconductor. Transportation Systems and Technology. 2019;5(4):115-123. (In Russ.)]. doi: 10.17816/transsyst201954115-123
- Зайцев А.А., Антонов Ю.Ф. Магнитолевитационная транспортная технология / под ред. В.А. Гапановича. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 476 с. [ZaitsevAA, Antonov YuF. Magnitolevitatsionnaya transportnaya tekhnologiya. Gapanovich VA, editor. Moscow: FIZMATLIT; 2014. 476 p. (In Russ.)]. Доступно по: https://avidreaders.ru/read-book/magnitolevitacionnaya-transportnaya-tehnologiya.html Ссылка активна на: 05.03.2023.
- Boldea I. Linear Electric Machines, Drives and MAGLEV’s Handbook. CRC Press; 2013. 635 p. [cited 2023 Jun 9]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/260711644_Linear_Electric_Machines_Drives_and_MAGLEVs_Handbook_Boldea_I_2013_Book_News
- Han H-S, Kim DS. Magnetic Levitation. Maglev Technology and Applications. Springer; 2016. 246 p. [cited 2023 Jun 9]. Available from: https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-017-7524-3
- Kim K.K., Khismatulin M.I., Anisimov G.N. Problem of increasing the efficiency of high-speed transport system with magnetic suspension of vehicle and propulsion linear superconductive synchronous motor // Транспортда ресурс тежамкор технологиялар мавзусидаги хорижий олимлар иштирокидаги республика илмий – техника анжумани илмий: Научные труды республиканской научно – технической конференции с участием зарубежных ученых, Ташкент, 18–19 декабря 2021 года / Министерство транспорта Республики Узбекистан Ташкентский государственный транспортный университет. – Ташкент: Ташкентский государственный транспортный университет, 2021. – C. 130–135. [Kim KK, Khismatulin MI, Anisimov GN. Problem of Increasing the Efficiency of High-Speed Transport System with Magnetic Suspension of Vehicle and Propulsion Linear Superconductive Synchronous Motor. In: Resursosberegajushhie tehnologii na transporte. Nauchnye trudy respublikanskoj nauchno – tehnicheskoj konferencii s uchastiem zarubezhnyh uchenyh. Ministerstvo transporta Respubliki Uzbekistan Tashkentskij gosudarstvennyj transportnyj universitet. Transportda resurs tezhamkor tehnologijalar mavzusidagi horizhij olimlar ishtirokidagi respublika ilmij – tehnika anzhumani ilmij : Nauchnye trudy respublikanskoj nauchno – tehnicheskoj konferencii s uchastiem zarubezhnyh uchenyh, Tashkent, 18–19 dekabrja 2021 goda / Ministerstvo transporta Respubliki Uzbekistan Tashkentskij gosudarstvennyj transportnyj universitet. Tashkent: Tashkentskij gosudarstvennyj transportnyj universite; 2021:130-135. (In Russ.)].
- Аполонский С.М., Горский А.Н. Расчеты электромагнитных полей: монография / под ред. А. Н. Горского. – Москва: Маршрут, 2006. – 986 с. [Apolonskij SM, Gorskij AN. Raschety jelektromagnitnyh polej: monograf. Gorskij A.N. editor. Moskva: Marshrut; 2006. 986 p. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.05.2023. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01003178933
- Бинс К., Лауренсон П. Анализ и расчет электрических и магнитных полей. – М.: Энергия, 1970. – 376 с. [Binns K, Lawrenson P. Analysis and computation of electric and magnetic field problems. Moscow: Jenergija; 1970. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.05.2023. Доступно по: https://djvu.online/file/UdvfzQUCysVpi
- Штафль М. Электродинамические задачи в электрических машинах и трансформаторах / Пер. с чеш. В.И. Васина. – М.;Л.: Энергия, 1966. – 200 с. [Shtafl' M. Jelektrodinamicheskie zadachi v jelektricheskih mashinah i transformatorah / Per. s chesh. V.I. Vasina. Moscow; Leningrad: Jenergija, 1966. (In Russ.)]. Ссылка активна на: 07.05.2023. Доступно по: https://search.rsl.ru/ru/record/01006495988
- Туровский Я. Электромагнитные расчеты элементов электрических машин. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 198 с. [Turovskij Ja. Jelektromagnitnye raschety jelementov jelektricheskih mashin. Moscow: Jenergoatomizdat; 1986. (In Russ)]. Ссылка активна на: 07.05.2023. Доступно по: http://zodchii.ws/books/info-472.html
- Аполлонский С.М., Горский А.Н., Никитин В.В. Проблемы электромагнитной без опасности в современных электроэнергетических системах железнодорожного транспорта // Электроника и электрооборудование транспорта. – 2017. – № 2. – C. 43–47. [Apollonskij SM, Gorskij AN, Nikitin VV. Рroblems of electromagnetic safety in modern electric power rail system. Jelektronika i jelektrooborudovanie transporta. 2017;2:43-47. (In Russ.)]. Доступно по: https://elibrary.ru/yktzsx Ссылка активна на: 07.05.2023.
Дополнительные файлы
