Architectural witnesses of M.M. Bakhtin’s life and work in Saransk
- Authors: Lysova N.Y.1
-
Affiliations:
- .P. Ogarev National Research Mordovia State University
- Issue: Vol 4, No 2 (2022)
- Pages: 69-78
- Section: M.M. Bakhtin in Saransk: chronography, topography, iconography
- Submitted: 23.09.2024
- Accepted: 23.09.2024
- Published: 15.12.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-5480/article/view/264485
- ID: 264485
Cite item
Full Text
Abstract
The article deals with the architectural environment and monuments of Saransk historical center, connected with the life and work of M.M. Bakhtin. It analyzes both the appearance of specific buildings which “remember” the scientist and the architectural ensembles of Mordovia’s capital took shape in the middle of the 20th century. The ancient buildings survived the vicissitudes of the last century and newly built typical residential houses acquired in the third millennium the status of unique memorial objects, truthfully testifying to the life of the great thinker.
Full Text
Современное пространство Саранска, формировавшееся на протяжении трех с половиной столетий, наполнено именами замечательных деятелей науки и искусства, так или иначе, связанных с судьбой столицы Мордовии. Два из них всемирно известны и особенно значимы для культурного потенциала республиканского города: скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя и литературовед и философ Михаил Михайлович Бахтин. Можно с уверенностью констатировать, что Саранск известен в художественном и научном мире именно благодаря их творчеству.
Так случилось, что Эрьзя никогда не бывал в городе, в котором хранится сегодня богатейшая коллекция его произведений, тогда как Бахтин прожил в Саранске более четверти века. Поэтому тема, заявленная в данной статье, становится актуальной именно в связи с его жизнью и творчеством. Тем более что годы, прожитые ученым в столице Мордовии, совпадают с кардинальным изменением ее архитектурного облика, с утратой исторической среды старинного уездного города Пензенской губернии и превращением его в центр автономной советской республики.
Периоды жизни Бахтина в Саранске различны по продолжительности. Первый этап – короткий (1936–1937 гг.). В это время молодой ученый увидел тот город, который до сегодняшнего дня не сохранился. Лишь несколько старинных архитектурных сооружений по-прежнему занимают свое первоначальное историческое место в средовом контексте. Второй период, длиной почти в четверть века, приходится на 1945–1969 гг., когда Михаил Михайлович стал очевидцем строительства нового центра Саранска, существующего и в начале XXI столетия. Поэтому большинство зданий, формирующих центр современного города, являются архитектурными свидетелями жизни и деятельности великого ученого.
Роль свидетеля вполне органична для архитектурного объекта. Он способен запоминать, фиксировать, удостоверять и транслировать во времени прошедшие события и человеческие судьбы, своеобразно визуализируя их для новых поколений. Одну из своих заметок Бахтин посвятил феномену «свидетеля и судии». Размышляя о том, кто может стать потенциальным свидетелем, ученый отмечает, что «может быть, не только звери, но и деревья и трава» способны свидетельствовать и судить. Свидетель же, по его мнению, воспринимается как «главное действующее лицо события» [2, с. 520], признающее и оправдывающее сам ход истории. В этой связи архитектурная среда становится одним из наиболее достоверных очевидцев человеческой жизни, прошедшей в ее пространстве.
Самыми правдивыми «очевидцами» жизни известного человека принято считать мемориальные дома. Саранску в какой-то мере повезло: он сохранил именно те архитектурные строения, в которых располагались и первая, и вторая квартиры великого мыслителя. К сожалению, они не обладают официальным статусом мемориального дома, а их приватное пространство не стало музейным. Оба объекта идентифицируют местожительство Бахтина во второй период пребывания в Саранске.
Первый приезд Бахтина в столицу Мордовии был кратковременным, а первоначальное пристанище не сохранилось до наших дней. Известно, что, приехав в 1936 г. в Саранск, Бахтин поселился в гостинице «Центральная» [см.: 4, с. 28; 6, с. 253] на ул. Советской. Она была введена в строй в 1937 г. и снесена в конце 1990-х гг. при строительстве Свято-Федоровского собора. Примечательное в архитектурном отношении четырехэтажное здание в стиле конструктивизма, стояло на перекрестке Советской и Большевистской улиц.
Во второй раз Бахтин приехал в Саранск осенью 1945 г. «Сразу же по приезде… Бахтиным была предоставлена комната в институтском доме в центре города. …дом этот в прошлом представлял собой один из корпусов Саранской уездной тюрьмы. После ликвидации тюрьмы корпус переоборудовали в жилой дом для преподавателей пединститута», – свидетельствует Конкин [6, с. 258].
Дом по адресу: Советская, 34, где М.М. Бахтин жил в 1945–1959 гг. http://photos.wikimapia.org/p/00/07/56/13/13_big.jpg
Здание бывшего тюремного замка, входившее в ансамбль присутственных мест и выстроенное в середине XIX в., сохранилось до сих пор на ул. Советской, 34. Оно представляет собой строгую двухэтажную постройку с гладкими стенами и четырехскатной крышей, возведенную по образцовому проекту в стиле позднего классицизма. Небольшая комната, в которой знаменитый философ жил с женой около 14 лет – с 1945 до 1959 г., находилась на втором этаже дома (сегодня это третий этаж).
Фасад значимого для культуры города архитектурного объекта пока не отмечен даже мемориальной доской, хотя неоднократно вносилось предложение о создании в историческом здании мемориального музея великого мыслителя (в частности, выпускницей архитектурно-строительного факультета МГУ им. Н.П. Огарева Л. Стручковой был выполнен дипломный проект под руководством В.Б. Махаева, в котором предлагалось воссоздать достоверный интерьер бахтинской комнаты).
В 1959 г. был введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом на ул. Советской, 31, на втором этаже которого Бахтин получил просторную двухкомнатную квартиру. Ученый жил здесь в 1959–1969 гг., о чем свидетельствует строгая мемориальная доска с выбитым на темном граните текстом, установленная на фасаде здания со стороны ул. Володарского.
Первая мемориальная доска на этом здании была торжественно открыта в 1979 г., спустя четыре года после смерти Бахтина. Инициаторами установления доски стали его коллеги – ученые Мордовского университета [см.: 5, с. 242]. Недавно, после ремонта здания на нем была установлена новая мемориальная доска, посвященная мыслителю (с тем же текстом).
Дом по адресу: Советская, 31, где М.М. Бахтин жил в 1959–1969 гг. Справа от него – Дом Советов (Советская, 26). Фотография с сайта Мордовской республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина. URL: https://natlibraryrm.ru/онлайн-экскурсия-старый-и-новый-сара-4/
Жилое здание, возведенное по типовому проекту, фланкирует центральную площадь столицы с восточной стороны и в архитектурном плане представляет собой Г-образное сооружение с уютным внутренним двором, возведенное в стиле сталинского ампира. На первом этаже по ул. Советской располагались помещения для магазинов с большими полуциркульными окнами. В беседе с В.Д. Дувакиным Бахтин вспоминал: «...в Саранске мне было хорошо… в материальном отношении... Нам дали отдельную квартиру, две комнаты… Комнаты были большие, потолки были высокие… очень хороший дом. В самом центре. Против него находилось все правительство…» [1, с. 245].
Из окна своей квартиры Бахтин мог видеть главные архитектурные доминанты, формирующие ансамбль центральной площади столицы Мордовии. Одну из них – Дом Советов философ упоминает в своем интервью (называя его Домом правительства). Это самый монументальный и презентабельный архитектурный объект сталинской эпохи в столице Мордовии, возведенный в 1940 г. в стиле советского неоклассицизма по проекту молодого ленинградского архитектора И.А. Меерзона. Мощный объем сооружения состоит из двух П-образных корпусов – шести- и четырехэтажного, образующих красивый внутренний двор. Торжественен главный пятиэтажный фасад правительственного здания, декорированный полуколоннами и пилястрами гигантского ордера, охватывающими в центре сразу четыре этажа. Широкий лестничный марш и строгий венчающий карниз усиливают образное решение сооружения. Завершает фасад барельефный фриз «Дружба народов», выполненный скульптором И.Н. Абрамовым с группой студентов Пензенского художественного училища. Интересно решен боковой фасад здания, выходящий на площадь: в цокольном этаже Меерзон запроектировал правительственную трибуну, на которую можно было выйти непосредственно из помещения корпуса.
Здание администрации городского округа Саранск (Советская, 30). URL: https://wikimapia.org/953005/ru/Администрация-городского-округа-Саранск#/photo/3587067
Старейшим архитектурным памятником Советской площади и в целом Саранска является ныне здание городской администрации, построенное в 1915 г. по проекту инженера П. Бенфельдта как многофункциональный «торгово-развлекательно-образовательный комплекс» начала XX в. До революции здесь одновременно размещались купеческий клуб с бильярдной и карточной, магазины и учительская семинария. Трехэтажное здание, возведенное в «кирпичном стиле», является памятником архитектуры регионального значения. Очевидно, что данный объект был хорошо знаком Бахтину. Этому способствовало его месторасположение – совсем рядом и с первой, и со второй его квартирами, из окон которых был виден его внушительный кирпичный объем.
«Дом с часами». Ул. Советская, 47. URL: http://wikimapia.org/4370248/ru/Советская-ул-47#/photo/3587062
С западной стороны ансамбль главной площади Саранска замыкает «Дом с часами» (ул. Советская, 47). Многоквартирный четырехэтажный жилой дом с торговыми помещениями на нижнем этаже был введен в эксплуатацию в 1941 г. Бахтин «встречался» с ним ежедневно, поскольку здание располагалось в непосредственной близости от «тюрьмы». Несмотря на типовой проект, здание, теперь уже старинное (ему более 80 лет), смотрится весьма эффектно. Композиционно расположенное на углу двух улиц – Советской и Льва Толстого – оно состоит из двух прямоугольных в плане корпусов, соединенных своеобразным башенным объемом с большими лоджиями на трех верхних этажах. На втором и третьем этажах проемы лоджий прямоугольные, на четвертом – полуциркульные, ограниченные снизу рядом балясин. (В 1940 г. идентичный дом был построен на ул. Васенко, 1.)
На южной стороне площади, по ул. Советская, 33 расположен еще один многоквартирный жилой дом, строительство которого Бахтин, безусловно, наблюдал из окон своей второй квартиры. Построенный и заселенный в 1965 г., он состоит из двух больших объемов – шести- и пятиэтажного с просторными, освещаемыми витражными окнами помещениями на первом этаже. В 1966 г. в одном из них был открыт старейший книжный магазин Саранска, в другой была переведена картинная галерея им. Ф.В. Сычкова. Михаил Михайлович посещал галерею в 1960 г., когда она находилась в другом помещении, расположенном также рядом с его домом [см.: 3]. Нам неизвестно, посещал ли Бахтин магазин «Книжный мир» (поскольку в последние годы в Саранске он был уже тяжело болен), но это здание хорошо просматривалось из его окна.
Ул. Советская, 33. URL: https://img.dmclk.ru/s640x1136q80/b3/d7/b3d7f7a343388408d4e737955bb871864671baf3.jpg
Недалеко от дома Бахтина на улицах Володарского и Советской и сегодня расположены здания, функция которых не изменилась с 1960-х гг. Это старейшие университетские корпуса, в которых ученый мог читать лекции или просто бывать на общеуниверситетских мероприятиях (заседаниях, конференциях и т. д.).
Университетский корпус № 5 (Володарского, 22). URL: http://patriotrm.clan.su/publ/ulica_volodarskogo/1-1-0-573
Учебный корпус № 5, состоящий сегодня из двух зданий – двухэтажного и трехэтажного – находится на ул. Володарского и мог быть виден в уличной перспективе из окон бахтинской квартиры. Оба здания строились в начале XX в. для Саранского реального училища. Первое из них было возведено в 1907 г. Его эклектичные фасады смотрятся декоративно. Первый этаж, отделенный от второго межэтажной тягой, решен как цокольный. Он ниже, чем следующий, его небольшие окна обрамлены простыми наличниками с ушками. Верхний этаж берет акцент на себя за счет высоких прямоугольных окон, обрамленных наличниками с сандриком. Три центральных окна главного фасада выделены наличниками с лучковыми сандриками. Венчает небольшое по размерам здание широкий фриз, украшенной штампованной лепниной и простой по форме карниз.
Трехэтажный корпус выстроен на пять лет позже, в 1912 г. в кирпичном стиле. Здание сохранило не только свои фасады, но и старинные интерьеры с большими прямоугольными оконными проемами в аудиториях. Вполне возможно, что Михаил Михайлович не просто проходил мимо внушительного фасада здания, декорированного межэтажными профильными карнизами, кладкой, имитирующей руст, замковыми камнями над окнами первого этажа, но и какое-то время работал в корпусе. Мемориальная табличка на его фасаде информирует о том, что именно в этом корпусе в 1931 г. было открыто высшее учебное заведение г. Саранска – Мордовский агропединститут.
Университетский корпус № 4. Ул. Советская, 24. URL: https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/2813737/2a0000017417051ae51659eed221e3eefbad/XXL
Корпус № 4, расположенный по ул. Советской, 24, имеет свою историю. Он был возведен по проекту инженера В.И. Плетнева в 1931–1936 гг. как здание комвуза (позднее Мордовская партийная школа) и, скорее всего, был знаком Бахтину уже в первый его приезд в Саранск. Тогда он представлял собой простой трехэтажный объем, решенный в стиле конструктивизма. Его главный, северный фасад не был отмечен торжественным четырехколонным неоклассицистическим портиком, он получил его при реконструкции здания архитектором С.О. Левковым в 1946 г. В 1967 г. портик был завершен треугольным фронтоном. Именно таким его мог видеть Бахтин в конце 1960-х гг. перед своим отъездом из Саранска в Москву. При реконструкции здания в 1972 г. к прямоугольному объему были пристроены боковые крылья и актовый зал, и корпус получил современный облик.
Напротив университетского здания – на противоположной стороне ул. Советской расположен Выставочный зал Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Именно здесь, в реконструированном в 1960 г. здании городского пожарного депо, находилась первоначально Республиканская картинная галерея им. Ф.В. Сычкова. Проект реконструкции был выполнен С.О. Левковым. При этом фасад целостного одноэтажного объема приобрел строгий неоклассицистический облик.
Достоверно неизвестно, общался ли Бахтин с Левковым, но знакомы они были, возможно, встречались в университете, на выставках, в театре. Архитектор приехал в Саранск в то же время, что и ученый – в 1945 г. Творческий взлет известного саранского градостроителя пришелся на 1950–1960-е гг. Именно неоклассицистические сооружения Левкова придали республиканской столице представительность, обогатили ее архитектурную среду, стали узнаваемыми знаковыми доминантами исторического центра, а в начале третьего тысячелетия приобрели статус архитектурных памятников регионального значения.
Среди наиболее значительных построек Левкова, дошедших до наших дней – Дом Союзов (1957), корпус № 3 МГУ им. Н.П. Огарева (бывшая Школа руководящих колхозных кадров, 1957), музыкальная школа № 1 (бывший Дом политпросвещения, 1953), входные ворота-пропилеи в Центральном парке им. А.С. Пушкина (1957). Безусловно, все архитектурные сооружения Левкова, были хорошо известны Бахтину. Вероятно, он следил за их возведением, отмечал их репрезентабельный облик во вновь формирующемся в те годы архитектурном образе республиканской столицы.
Здание Русского драматического театра. Ул. Советская, 60. Фотография с официального сайта компании «Имлайт». URL: https://www.imlight.ru/news/kompleksnye-proekty/saransk-russkij-dramaticheskij-teatr/
В связи с именем Бахтина невозможно не упомянуть еще два архитектурных памятника Саранска: здание Русского драматического театра и Республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина. Известно, что и в том, и в другом Михаил Михайлович бывал не однажды.
С.С. Конкин свидетельствует «о постоянном общении Михаила Михайловича с артистами Мордовского музыкально-драматического театра, для которых он прочитал не один цикл лекций по проблемам театра и театральной эстетики» [6, с. 268]. Бахтин посещал премьерные спектакли театра, а затем анализировал их в своих рецензиях, публикуемых в периодической печати Мордовии. Встречи с актерами, просмотры спектаклей проходили в здании театра на ул. Советской, 60, построенном в стиле советского неоклассицизма в 1961 г. по проекту известного московского архитектора Саломеи Максимовны Гельфер. Очевидно, что композиционное решение навеяно античной храмовой архитектурой. Облик величественного здания совпадает с образом классического древнегреческого периптера. Торжественность главному фасаду и входу в театр придает восьмиколонный дорический портик, завершенный простым фризом с редко расположенными триглифами и пологий треугольный фронтон. Боковые фасады украшены пилястрами. В 1960-х гг. Михаил Михайлович видел несколько иное здание. При его жизни и около 20 лет спустя поле фронтона было совершенно гладким, лишенным декоративной лепнины, и постройка казалась незавершенной. Лишь в конце 1980-х гг. там разместили современную барельефную композицию.
Мордовская республиканская детская библиотека (Большевистская, 39). Фотография с официального сайта Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия. URL: https://mktrm.ru/images-resize/85_4_860_440_fjlvpkt2fui.jpg
Республиканскую библиотеку на ул. Большевистской, 39 ученый посещал неоднократно. В первый саранский период (1936–1937) Бахтин мог видеть строительство этого культурного объекта, во второй – воплощенный в действительность проект. Двухэтажное здание было построено в 1939 г. в стиле советского неоклассицизма. Тогда же библиотеке было присвоено имя А.С. Пушкина. Композиция фасадов здания строго симметрична. Центр выделен портиком с четырьмя квадратными в сечении стилизованным композитными колоннами и двумя узкими окнами, равными по высоте колоннам, расположенным по краям центрального ризалита. Боковые фасады здания декорированы пилястрами. В 1970 г. здание было передано Мордовской республиканской детской библиотеке.
«Пусть свидетель может видеть лишь ничтожный уголок бытия – все непознанное и неувиденное им бытие меняет свое качество (смысл), становясь непознанным и неувиденным бытием, а не просто бытием, каким оно было без отношения к свидетелю», – писал Бахтин [2, с. 522]. Архитектура, выступая в роли свидетеля, способна опосредованно запоминать событийный ряд человеческой жизни и визуализировать ее реальное пространство.
Городские маршруты Бахтина не были протяженными и длительными. Все они концентрировались в историческом центре Саранска: дом – работа (университетские корпуса) – библиотека, книжный магазин – изредка театр, выставки, прогулки в городской парк. Именно по этому принципу в статье выбирались здания – архитектурные свидетели жизни и деятельности ученого. Так сложилось, что среди них не много уникальных авторских объектов, старинных памятников. Типовые постройки в основном принадлежат одному времени – второй и третьей четверти XX столетия, одному стилю – советскому неоклассицизму. Ценность сложившейся архитектурной среды – в ее непреднамеренном органичном наполнении. Она – свидетель бытия великого мыслителя.
About the authors
Nadezhda Yu. Lysova
.P. Ogarev National Research Mordovia State University
Author for correspondence.
Email: lysova-nu@mail.ru
Candidate of Philosophy, Associate professor of the Department of Architecture and Design
Russian Federation, SaranskReferences
- Bahtin M.M. Besedy s V.D. Duvakinym. M.: Soglasie, 2002. 400 s.
- Bahtin M.M. Literaturno-kriticheskie stat'i. M.: Hudozh. lit., 1986. 543 s.
- Klyueva I.V. «Bespokojnoe velichie veka» (Tvorchestvo S. Er'zi v kontekste idej M.M. Bahtina // M.M. Bahtin i sovremennye gumanitarnye praktiki. Materialy konferencii v ramkah pervoj Krasnoyarskoj Muzejnoj Biennale (k 100-letiyu M.M. Bahtina). Krasnoyarsk: KKI i MK «Muzejnyj centr na Strelke», 1995. S. 70–72.
- Klyueva I.V., Lisunova L.M. M.M. Bahtin – myslitel', pedagog, chelovek. Saransk: «Krasnyj Oktyabr'», 2008. 468 s.
- Klyueva I.V., Lisunova L.M. Rol' A.I. Suhareva v uvekovechenii pamyati M.M. Bahtina // Razvitie social'nogo prostranstva Rossii: novye vyzovy i perspektivy / Materialy Vseros. nauch.-praktich. konf. Saransk, GKU RM «NCSEM», 2018. S. 239–245.
- Konkin S.S., Konkina L.S. Mihail Bahtin: stranicy zhizni i tvorchestva. Saransk: Mord. kn. izd-vo, 1993. 400 s.
Supplementary files
