M.M. Bakhtin’s lectures on the history of foreign literature recorded by M.A. Beban. Part 9

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The publication represents the final part of M.M. Bakhtin’s lectures read at the Mordovia State Pedagogical Institute (now N.P. Ogarev Mordovia State University) in the second semester of the 1936/37 academic year and recorded by a Moksha-Mordovian writer, one of the founders of professional Mordovian literature, at that time a student of the literary faculty M.A. Beban (Byabin). The fragment examines the history of English and French literature of the 17th century. It briefly analyzes the work of English authors J. Milton, J. Bunyan, considers the theoretical foundations of French classicism (the aesthetics of N. Boileau, the philosophy of R. Descartes), characterizes the work of French writers – representatives of classicism (F. de Malherbe, P. Corneille, J. Racine, Molière).

Full Text

Публикация, вступительная статья и примечания И.В. Клюевой

Завершаем публикацию лекций Михаила Михайловича Бахтина по истории зарубежной литературы в записи студента Максима Афанасьевича Бебана (Бябина), начатую в журнале «Бахтинский вестник» в 2019 г. (№№ 1, 2), продолженную в 2020 (№№ 1, 2), 2021 (№№ 1, 2), 2022 (№ 1) и 2023 гг. (№ 2). Публикуемый фрагмент курса, как и предыдущие, читался Бахтиным весной 1937 г. В нем рассматривается история английской и французской литературы XVII в.

Необходимо отметить, что при публикации мы изменили последовательность тем, рассмотренных Бахтиным в курсе, записанном Бебаном: первым мы опубликовали фрагмент, посвященный У. Шекспиру [см.: 1] (поскольку он показался нам наиболее интересным), затем начали публикацию всего курса с начала и до конца. Публикуемый здесь фрагмент – последний в данном курсе, он непосредственно следует за фрагментом о творчестве Шекспира, которому, в свою очередь, предшествует тема «Английская литература XVI и начала XVII вв.», рассмотренная лектором во фрагменте, опубликованном в «Бахтинском вестнике» в 2023 г. (№ 2) [см.: 2].

Как и в предыдущих лекциях, Бахтин вначале дает общую характеристику историко-культурного контекста развития литературы рассматриваемого периода, затем переходит к характеристике творчества ее отдельных представителей: кратко анализирует творчество английских авторов Дж. Мильтона и Дж. Беньяна; рассматривает теоретические основы французского классицизма (эстетика Н. Буало, философия Р. Декарта), характеризует французских писателей – представителей классицизма (Ф. де Малерб, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер).

Как при публикации предыдущих частей курса, мы вносим в текст небольшие коррективы: в соответствии с его логикой объединяем или разделяем абзацы; расшифровываем сокращения; вставляем (в угловых скобках) пропущенные студентом, но необходимые по смыслу слова; при обозначении веков меняем арабские цифры на римские; убираем сделанные студентом подчеркивания отдельных слов, фраз и предложений; меняем знаки препинания там, где это необходимо.

Очевидные орфографические и грамматические ошибки, неверные написания имен собственных исправляются нами без пояснений. Другие внесенные исправления оговариваются в постраничных сносках.

После основного текста лекции следуют записи по другим темам прочитанного курса. Вероятно, лектор дает студентам пояснения перед экзаменом. Возможно, эти записи сделаны во время консультации.

Следует привести и запись расписания занятий, которую мы обнаружили на последних страницах тетради студента.

19, 25, 1, 7, 13. С 11 до 13 – мокшанский язык; с 13 до 15, с 16 до 18 – теория литературы.

20, 26, 2, 8, 14. С 9 до 11 – мокшанский язык; с 13 до 15, с 16 до 18 – теория литературы.

21, 27, 3, 9, 15. С 9 до 11 – политэкономия; с 11 до 13 – история; с 13 до 15 – теория литературы.

22, 28, 4, 10, 16. С 9 до 11 – мокшанский язык; с 11 до 13 – физкультура; с 13 до 15, с 16 до 18 – теория литературы.

23, 29, 5, 11, 17. С 11 до 13 – история; с 13 до 15, с 16 до 18 – теория литературы. Как вспоминал коллега и приятель Бебана – мордовский писатель П.И. Левчаев, «выходные в институте были не по субботам и воскресениям, а ежемесячно 6-го, 12-го, 18-го и т. д.» [4]. Действительно, в расписании нет дат 6-е, 12-е, 18-е, а также 24-е и 30-е (т. е. дат, следующих через каждые 6 дней). Здесь указаны числа, когда проводились занятия, но не указаны месяцы, хотя очевидно, что речь идет только о двух месяцах.

На этой же странице студент перечисляет 11 предметов: античная литература; литература Средних веков и эпохи Возрождения; теория литературы; история Древнего мира; история Средних веков; общее языкознание; русский язык; русский фольклор; психология; история Нового времени; политэкономия. Этот перечень не полностью совпадает с предметами, указанными в расписании. В частности, занятий по истории литературы в расписании нет. Возможно, предметы читались не на протяжении всего семестра, а циклами – по два месяца.

Ниже приводим фрагмент курса лекций Бахтина, а также его пояснений, сделанных после прочтения курса, в записи Бебана.

Литература эпохи английской революции XVII в.

После смерти Шекспира драма английская начинает деградировать. Народность ее отходит и начинается тяга к знати, стремление сузить идею. Это объясняется тем, что пуританизм давит на театр. Драма делается придворной (XVII в.). Буржуазия угрожает театру (революция 1661 г.)1. Драма рококо – придворная драма с трюками, изысканная.

Эпоха английской революции дает двух драматургов: Мильтона и Беньяна.

<Джон> Мильтон (1608–1676) творит в царствование Кромвеля. Примкнул к радикальным кругам пуританистов – буржуа.

Памфлет – отклик на социально-политическое или идеологическое событие, полухудожественная и полупублицистическая статья на злобу дня. Мастер памфлета – Мильтон, поэт и публицист английской революции.

«Потерянный и возвращенный рай» – самое значительное произведение2. Наиболее значительная драма – «Самсон» написана после революции. Но революционного пафоса меньше – зашифрована: реакция нажимала на поэта.

Мильтон – религиозно настроенный революционер-поэт. В основу «Рая» взял апокриф (легенду) о восстании дьявола против Бога. Люцифер – лучший ангел Бога – вступил в борьбу с Богом вместе с ангелами. Но Бог их победил и низверг в ад вместе с Люцифером. Согласно легенде, бесы, дьяволы – бывшие ангелы, восставшие против Бога. Грехопадение Адама и Евы – дело дьявола.

Джон Мильтон в основу взял библейскую легенду о грехопадении Адама и Евы и их изгнании из рая и апокриф о Люцифере. Важнейшая тема, конечно, – Люцифер, восстание ангелов против Бога. Религиозно трактуя эту легенду, Мильтон пустил шифр, чтобы высказать свои революционные убеждения. Бог – король. Восставшие же ангелы (люди) – против короля.

Революционный пафос борьбы поделен между восставшими ангелами и Богом. Это победа реакции над революцией. Вот идея поэмы. Правда, идея зашифрована. Образ революционеров и реакционеров завуалирован. Он – за Люцифера, но его рисует в черных красках, а Бог (король) идеализирован. Это для того, чтобы отвести удар от себя, защититься на всякий случай.

Мильтон – представитель средней буржуазии. Идеал семьи (что очень свойственно пуританам) Мильтон рисует в образах Адама и Евы.

Мильтону подражали Клопшток (немец) и другие крупнейшие европейские писатели XVIII в.

«Самсон» тесно связан с революцией. Тема радикала-революционера. В основе – также библейское сказание о Самсоне, силаче (благодаря своим волосам). Он и сам погиб, но отомстил своим врагам – филистерам, половинчатым людям, мещанам, не способным на большое дело. Они оставили Самсона одиноким, испугались его революционного радикализма <…>. Революция получила куцые права. Получила мало. Самсон поэтому острижен.

<Джон> Беньян (1628–1688)3. Жил в эпоху реакции, в эпоху господства филистеров.

«Путь паломника». Следует за Ленглендом. Беньян рисует путь радикального паломника через недостатки, зло мира. Беньян более радикален, чем Мильтон, т. к. он принадлежал к мелкой буржуазии. Он завуалировал свои радикальные взгляды, сделал их символическими. Замечательна картина ярмарки, где вся ложь жизни, ее показность. Все превращается в товар на этой ярмарке тщеславия. Жизнь, мысли реакционной эпохи – все продажно, поэтому все показное. Действительность показная. Вот к чему ведут символические образы поэмы Беньяна.

Французская литература XVII в. (классицизм)

Франция в XVII в. решала задачу власти короля, устанавливала абсолютизм королей, победивших феодалов и феодализм. Процесс установления абсолютизма идет с XVI в.

Неоклассицизм развивается в XVII в. На смену Плеяды (Ронсар и др.) идут неоклассики. Это направление в литературе, которое идет с XVII до XVIII в.

Теоретик неоклассицизма <Никола> Буало (1635)4. Его основы неоклассицизма, изложенные в стихах в виде послания. Он высказывает свои взгляды на язык, стиль.

В период создания своей теории Буало учитывал то, что в литературе уже сложилось: до теории уже были неоклассики, как основоположник классицизма Малерб и др. Буало, основываясь на практике неоклассиков, дает свои теоретические взгляды на литературу, поэтому у него в работе нет разрыва между его взглядами и практикой писателей.

Буало все жанры литературы делит на два жанра: низкую <литературу> и высшую. К низким <жанрам> относятся комедия, сатира, юмористическая и сатирическая лирика, басни и др. К высшим жанрам относит: героические трагедии, героические поэмы, лирико-героическую драму. Роман и повесть, как и публицистика, по Буало, есть не художественные произведения, а только красноречие.

Разница между стилями высоких и низких жанров Буало. Подражание Ломоносова. Героическая поэма, по Буало, есть самый высокий жанр, т. к. она создается только народом, который национально себя вполне осознал (как греки и римляне, создавшие «Илиаду» и «Энеиду»).

Героическая трагедия идет за поэмой. Буало ограничивает этот жанр с точки зрения тематики, стиля и художественных приемов. По Буало, трагедия должна брать героев – не частных, а великих людей: королей, ученых, древних философов, которые имеют право критиковать и власть, и правительство. Все обыкновенные люди не годятся для трагедии, т. к. они простые смертные. Буало поэтому Шекспира считал ничтожным драматургом и указывал на него, как не надо писать трагедии. Трагедия не частного человека, а государственного деятеля, ученого.

XVII в. во Франции – век рационализма. Философ <Рене> Декарт – рационалист. Все должно быть проверено разумом. Ценно только то, что имеет общезначимость. Истина, Добро и Красота есть одно и то же для всех времен и всех народов, они общезначимы, как математика для всех народов. Человек должен стремиться только к общечеловеческому значению. Так ставит вопрос не только в математике, но и в искусстве. Картезианская точка зрения – значит точка зрения Декарта. Картезианская точка зрения в литературе – значит точка зрения общезначимости. Герой трагедии должен быть общечеловеческим.

Неоклассики писали на темы преимущественно античные. Расин написал «Федру», Корнель – «Сид»5 и т. д. Буало требовал, чтобы неоклассики брали темы из античной литературы. Герои должны быть той нации, откуда взяты (из какой нации), но изобразить должно свою эпоху, хотя порой не своей нации. Изобразить должно свою эпоху, будь герой библейский или античный – показать в современном духе. Чтобы герой не был национальный (французский) – взять из греческой литературы. Низшие слои – не герои, герои – только высшие классы. Единство времени, места и действия, общечеловеческие черты трагедии – это главное требование Буало. (Герой одет в одеяния той нации, откуда взят, но играет роль человека не античного века, а XVII в. Это абсурдное положение Буало.)

Речевых характеристик Буало и неоклассики не допускали в жанрах высших, поэтому король и повар говорили одним языком. Язык должен быть наглядно образен и осмысленно точен. В других, мелких жанрах речевые характеристики, правда, допускались, но ограниченно. Ода должна быть в духе Горация, а не Пиндара. В низких жанрах, поскольку они комичные, вышеуказанные правила до некоторой степени ломались.

Неоклассики

  1. <Франсуа де> Малерб (1555–1628), крупный представитель неоклассической оды, лирики и элегии. Основная идея: абсолютная власть короля, борьбы против феодалов, тормозящих централизацию государства. «Искусство и литература должны быть классическими (античными) по форме и христианскими по содержанию». Малерб был католик. Католическая реакция в XVII в. была распространена во Франции. Неоклассики – поклонники католицизма.

Оды Малерба – чисто политические. Элегии имеют классическую форму римской элегии. Буало как одописец последовал по пути Малерба.

  1. <Пьер> Корнель (1606–1684), трагик. Творчество Корнеля характеризует теория Буало. Но Корнель во многом был связан с феодальной идеологией (особенно в ранних драмах). Затем становится более ортодоксальным представителем централизации. Основная черта творчества – столкновение человека (феодала) с государством. Обычно в этом столкновении старого человека с новым временем герой или погибает или соглашается с правительством. Образ сильной личности, борющейся против новой идеи (главный герой Корнеля).

Корнель – пигмей по сравнению с Шекспиром, но он после Шекспира – первый. Против сильной личности Корнель ставит историческую необходимость, но эта историческая необходимость отчетливо не выдвигается, она абстрактна и характеризуется как закон государства.

Корнель чувствует, что представителям феодализма придется погибнуть (какими бы сильными личностями они ни были)6 или смириться, т. к. отвлеченный государственный долг должен победить – абсолютная монархия побеждает феодальную замкнутость. «Сид».

  1. <Жан> Расин (1635–1699), младший представитель неоклассицизма. В период творчества Расина феодализм никаких привилегий политических не имел. Феодал стал самым мирным придворным. Светская жизнь была очень развита в эпоху Людовика XIV. Поэтому проблема бунтарской индивидуальности феодалов против государства, абсолютизма уже давно отошла, <не> пережила свой век. Придворный круг интересовался другой проблемой – любовной страстью («Федра»), аристократическими удовольствиями при дворе короля. Поэтому политической борьбы сильной личности против государства в творчестве Расина уже нет. «Федра» – любовная страсть, а не политическая борьба.

«Федра» характеризует стиль неоклассицизма наилучшим образом, здесь все правила неоклассицизма соблюдены: и единство времени, действия, места и т. д. Трагедия страсти. Точность языка, ясность сохраняются даже в момент самой напряженной страсти.

Янсенизм – течение внутри католицизма. Янсенисты – мрачные фанатики в борьбе против человеческих грехов. Влияние янсенизма на творчество Расина: религиозные, библейские сюжеты («Гофолия»).

  1. Мольер (1622–1673), крупнейший представитель неоклассической комедии. Метод его совпадал с теорией Буало. Придворный комедиограф. Идеалы французской буржуазии мелкой7, ее верхов, которые сблизились с двором короля. Средние же ее круги менее были связаны с землевладельцами-феодалами. Монархия феодалов была еще прогрессивна, но уже не удовлетворяла потребности мелкой буржуазии, поэтому она была к ней оппозиционна. Мольер рисует идею мелкой8 буржуазии.

Типы комедий Мольера.

  1. Комедия-фарс (с героем – пройдохой-крестьянином: «Доктор поневоле»).
  2. Итальянская комедия-балет («Мещанин во дворянстве» и «Мнимый больной»).
  3. Книжная комедия, связанная с античной («Скупой»).
  4. Серьезная комедия, где комедия приближается к драме («Тартюф»,

«Мизантроп», «Дон Жуан»)9.

(Далее текст записан другими чернилами, вероятно, на консультации. – И.К.).

Шекспир – не идеолог обуржуазившегося феодализма и не идеолог развивающейся буржуазии – он тесно связан с народом.

Маркс сравнивает Шекспира с Эсхилом, часто его произведения цитировал; ценил в нем понимание исторической необходимости и конкретность образов. (Образы у Шекспира – не воплощение идеи. Поэтому Маркс предлагает Лассалю «шекспиризовать» свою драму, т. е. образы сделать не символическими, а конкретными.)10.

Клеман Маро (француз), современник <Франсуа> Вийона, поэт аристократии. Выбирал пикантные образы из Библии и писал эротические стихи, ему последовал (так в тексте. – И. К.) <Эварист> Парни, а Пушкин написал «Гаврилиаду».

Гротескность Рабле (резкое преувеличение). Узость утопии Рабле: люди в аббатстве показаны только во время отдыха, а не всесторонне.

<Мишель де> Монтень – французский философ, писал небольшие афоризмы. Идея – терпимость. Абсолютного нет, все можно оспаривать («за» и «против»). Мудрый скептицизм, осторожность – главные качества человека. Гуманизм его говорит уже о разложении гуманизма. У него нет свежести, бодрости. Его влияние по последующую эпоху – отрицательное.

 

1 Неточность лектора или записи. События первой английской буржуазной революции относятся к 1640–1650-м гг.; в 1660 г. в стране была восстановлена монархия.

2 «”Потерянный и возвращенный рай” – самое значительное произведение» – неточность записи. Несомненно, лектор произнес: «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» – самые значительные произведения». Об этих двух поэмах М.М. Бахтин говорил, например, в лекциях, записанных в 1953 г. Г.В. Белоключевским [см.: 3, с. 368].

3 В тексте ошибочно записано «1648–1688».

4 Неточность лектора или записи. Даты жизни Н. Буало: 1636–1711.

5 Вероятно, лектор имел в виду другую трагедию П. Корнеля – «Гораций», написанную на античную тему.

6 В записи студента: «… как бы они ни были сильные личности…».

7 Слово «мелкой» вставлено сверху, написано чернилами другого цвета.

8 Зачеркнуто слово «средней», вместо него чернилами другого цвета подписано слово «мелкой».

9 Далее следует текст, написанный черными чернилами.

×

About the authors

Irina V. Klyueva

N. P. Ogarev National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: klyueva_irina@mail.ru

Candidate of Philosophical Sciences, Associate professor at the Department of Culturology and Library Information Resources, analyst at M.M. Bakhtin Center

Russian Federation, Saransk

References

  1. Klyueva I.V. Shekspir v Saranske: vesna 1937 goda. (Fragment lekcij M.M. Bahtina v zapisi
  2. M.A. Bebana) // Bahtinskij vestnik. 2019. № 1. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49614270
  3. Klyueva I.V. Lekcii M.M. Bahtina po istorii zarubezhnoj literatury v zapisi M.A. Bebana. Chast' 8. // Bahtinskij vestnik. 2023. № 2. [Elektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56920929
  4. Klyueva I.V., Lisunova L.M. M.M. Bahtin – myslitel', pedagog, chelovek. Saransk: Tip. «Krasnyj Oktyabr'», 2010. 468 s.
  5. Levchaev P.I. Pochemu ya ne umer. Otkroveniya. Hranit' vechno. [Elektronnyj resurs]. URL: https://zubova-poliana.narod.ru/creation9-9994-991.htm. Data obrashcheniya: 12.03.2024.
  6. Marks K. i Engel's F. Sochineniya. Izd-e 2. T. 29. M.: Gos. izd-vo polit. lit-ry, 1962. 730 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Appendix
Download (1MB)

Copyright (c) 2024 Клюева И.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».