Erzia-Bakhtin Reading: Text, Image, Art Today

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article provides an overview of activities carried out in 2022–2003 in Saransk on the basis of the Mordovia Republican Museum of Fine Arts named after S.D. Erzia (MRMFA) and

M.M. Bakhtin Center in N.P. Ogarev National Research Mordovia State University within the framework of the project “Erzia-Bakhtin Reading: Text, Image, Art Today.” The initiator of the project was the Cultural and Exhibition Center of the State Russian Museum (St. Petersburg), opened at the MRMFA in 2018. Reading is aimed at attracting a youth audience to the museum with the aim of introducing them to the Russian art and philosophy, of searching for meanings relevant for the development of creative environment in Saransk. The peculiarity of the Erzia-Bakhtin reading lies in the comparative reading of philosophical (M.M. Bakhtin) and sculptural (S.D. Erzia) texts. During the implementation of the project, regular meetings of the reading group were held, which included representatives of the youth in Saransk: pupils of schools, students and graduate students of N.P. Ogarev Mordovia State University, young representatives of creative professions.

Full Text

В 2022 г. в Саранске на базе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (МРМИИ) и Центра М.М. Бахтина Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева началась реализация проекта «Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня». Инициатором проекта выступил Культурно-выставочный центр Государственного Русского музея (ГРМ, Санкт-Петербург), открытый в МРМИИ в 2018 г. Культурно-выставочный центр является долгосрочным проектом, подготовленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Основами государственной культурной политики Российской Федерации 2014 г. и поддержан Коллегией Министерства культуры Российской Федерации (Решение Коллегии от 28.05.2014 г.). ГРМ, являясь методической базой Министерства культуры Российской Федерации, имеет богатый опыт реализации межмузейных и межрегиональных проектов,  ведет многолетнюю работу по оказанию методической помощи художественным музеям страны.

Проект саранского ридинга был инициирован и разработан главным специалистом по музейно-образовательной деятельности Службы по работе с посетителями и связям с общественностью ГРМ кандидатом искусствоведения Алексеем Григорьевичем Бойко. По его замыслу, ридинг должен стать высокоинтеллектуальным проектом, направленным на привлечение в музей молодежной аудитории с целью приобщения к художественной культуре и философии России, поиска смыслов, актуальных для развития творческой среды в Саранске. Этот проект был успешно реализован и стал первым проектом такого рода в России.

Слово «ридинг» (от английского «slow reading») обозначает практику коллективного медленного чтения и рефлексии текста в неформальной обстановке; она предполагает внимательное, вдумчивое чтение с вычленением каждого понятия, позволяющее разобрать структуру текста и поэтапно проникнуть в его смысл.

Медленное, вдумчивое чтение пропагандировали еще в первой половине XX в. отечественные ученые и педагоги. Согласно литературоведу М.О. Гершензону, следует медленно читать художественный текст, находя в нем связи с биографией автора, и наоборот – столь же внимательно изучая биографию автора, открывать новое в его произведениях. Этот метод Гершензон применил при изучении биографии и творчества русских писателей, прежде всего, А.С. Пушкина [см.: 6].

Сторонником метода «медленного чтения» был профессор Л.В. Щерба [см.: 21, с. 26–44]. Занимавшийся в проводимом им пушкинском семинаре академик Д.С. Лихачев позже говорил в одном из интервью: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению… У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения» [16].

С конца 1920-х гг. получил известность аналитический метод «close reading» («close textual analysis» – «пристальное чтение», «пристальный текстуальный анализ» [см.: 25], который обосновал английский литературовед, языковед, психолог А.А. Ричардс [см.: 12]. Однако он подразумевал исключительно формальный анализ текста, подходя к нему как к автономному, замкнутому объекту [см.: 30]. Концепция Ричардса легла в основу методологии англо-американской «Новой критики», подразумевавшей под «close reading» всестороннее раскрытие частного и общего смысла каждой фразы, исследование символики, образной системы и глубинных мотивов, заложенных автором в произведение [см.: 19].

Во второй половине XX в. «close reading» воспринимался в англоязычном мире как «первостепенная методология» [27, с. 6]. Методы «Новой критики» начали преобладать в американских университетах на рубеже 1950–1960-х гг. Так, в Гарварде профессор Р. Бауэр с коллегами обучали студентов аналитической технике усвоения теста и понимания отдельных слов, ритма фразы и атмосферы произведения. Эта техника позволяет более точно понять текст, оценить его глубину и возможность интерпретаций и критически отнестись к скорочтению. Данный метод активно используется и в настоящее время. Так, например, канадский исследователь Дж. Лопес использует данный метод для интерпретации драматургии У. Шекспира [см.: 28].

Скоростное чтение (просмотр текста методом сканирования, вычленение основной идеи с помощью метода skimming) предназначено для быстрого просмотра большого информационного массива. Замена скорочтения на ридинг, преднамеренное снижение скорости взаимодействия с объектом соответствует идеологии медленного движения, завоевавшей популярность в последние годы [см.: 29]. Она предполагает необходимость снижения скорости поглощения информации, в целом темпа жизни, убыстренной информационно-технологической революцией начала XXI в. Синонимами к термину «медленное чтение» являются термины «смысловое чтение», «изучающее чтение». Некоторые исследователи (С. Биркертс и др.) используют термин «глубокое чтение» – deep reading [22].

«Медленное чтение» основано на максимально детальном рассмотрении текста [см.: 20], возвращает его осмысленность в эпоху массированного пустословия газет, телевидения и интернета, обесценивания публично произнесенного слова, общественного высказывания, бесконечной серии пересылаемых коротких сообщений, переключения на невербальные формы коммуникации. Замедленное чтение позволяет не только углубиться в смысл текста, но и получить эмоциональный отклик, что бывает важно не только при чтении художественной литературы, но и при изучении научных текстов. Научный текст может эмоционально сблизить автора и читателя и даже (как в прошлые столетия) доставить последнему наслаждение.

Расширить объект «медленного чтения», включив в него не только письменные, но и устные, а также визуальные тексты (карикатуры, рекламные объявления в журналах) стремится профессор Техасского университета (Остин, США) Б. Брамметт [24]. Другой американский исследователь – М. Фридман применяет метод «медленного чтения» для постижения личности живописца Чака Клоуза [см.: 26].

Практикуемое в российской науке и педагогике медленное чтение с опорой на контекст и биографию автора позволяет расширить смысловую картину, сделать ее более объективной. Такой тип «медленного чтения» предполагает выделение ключевых слов и тем, раскрытие авторских терминов и системы развертывания научной аргументации. Особое внимание уделяется запутанным, неясным местам и сложным пассажам.

Сложные тексты требуют концентрации внимания, вдумчивого, замедленного, медитативного погружения, только тогда они станут по-настоящему понятны и доступны. «Сложными для чтения являются философские тексты, содержащие умозаключения, ключевые идеи, аргументы, источники... Для правильного прочтения философского текста необходима захваченность интересным, участие в событии… Философский текст… требует установки, тренировки, методов и правил… Читатель выступает не пассивным зрителем, а активным соучастником событий, следящий за мыслью автора», – подчеркивает Т.Б. Маркова [18, с. 25], вспоминающая слова известного философа В.В. Бибихина: «текст – скорлупа… события, его будут читать и читать по-разному, и о нем будут спорить, и чтение, и разночтение, и спор входят в событие» [5, с. 10].

Австралийский философ М. Булус Уокер утверждает, что философское произведение предполагает терпеливую мыслительную работу; в этом оно сходно с произведением искусства, которое приглашает и умоляет нас взаимодействовать с миром неспешно. Философия – это искусство медленного чтения, что неизбежно противоречит многим современным институциональным практикам и требованиям. Но именно медленное чтение помогает нам справиться со сложностью мира [23, p. XVIII].

Особенность Эрьзя-Бахтинского ридинга заключается в чтении философского и скульптурного текста, а также в их сопоставлении. В ходе реализации проекта планировалось проведение регулярных встреч ридинг-группы на площадке МРМИИ с целью обсуждения смыслов образов С.Д. Эрьзи и текстов М.М. Бахтина, их взаимосвязей и значения для современной культуры и искусства. Несмотря на сложность поставленной задачи, была найдена молодежная аудитория, в нее вошли представители молодежи Саранска: старшеклассники городских школ, студенты и аспиранты Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, молодые представители творческих профессий.

Степан Дмитриевич Эрьзя и Михаил Михайлович Бахтин – выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры XX в., чьи имена неразрывно связаны с Республикой Мордовия. Интерес представляет выявление глубинной связи их интеллектуальных и образных миров, пересечения творческих концепций и представлений о роли мыслителя, художника в современном мире [см.: 8, 14].

Модераторами встреч выступили кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом МРМИИ им. С.Д. Эрьзи В.Б. Махаев и кандидат философских наук, доцент, аналитик Центра М.М. Бахтина И.В. Клюева. Перед модераторами стояла задача – найти актуальную тему, которая может быть раскрыта через философские тексты и скульптурные произведения.

При подготовке к каждой встрече модераторами была сформулирована тема, связанная с творчеством Бахтина и Эрьзи, отбиралась серия скульптурных произведений и фрагменты философских текстов для того, чтобы ридинг-группа предварительно ознакомилась с ними. Участники ридинга получали от модераторов: 1) репродукции произведений С.Д. Эрьзи, находящихся в постоянной экспозиции музея (с краткой аннотацией) и фрагменты текстов Бахтина; 2) вопросы для сравнительного анализа текстов и скульптурных произведений, информацию об их взаимосвязи. Перед участниками была поставлена задача – погрузиться в историко-культурный контекст.

Участники ридинг-группы до начала встречи изучали выбранные произведения Эрьзи на постоянной экспозиции, а также труды Бахтина на заданную тему. На этом этапе участники должны проделать самостоятельное сопоставление текстов и произведений.

На встрече модераторы и участники ридинг-группы в живом диалоге обсуждали смыслы текстов Бахтина и произведений Эрьзи, их взаимосвязи, а также их значение для современной культуры и искусства. Каждый участник мог предложить собственную интерпретацию научных текстов и художественных произведений, высказать свое суждение об их взаимосвязи. Задачей модераторов на данном этапе было встраивание частных интерпретаций в единую систему, актуализирующую творческие миры двух выдающихся деятелей отечественной культуры. Продолжительность каждой встречи составляла полтора – два часа.

В 2022–2023 гг. состоялась серия занятий, показавших актуальность заявленной темы. Молодежь проявила большую заинтересованность и активность в параллельном прочтении философского и скульптурного текстов.

Первая тема ридинга – «Ответственность Художника перед лицом Времени». Бахтин в своей ранней работе «К философии поступка» (начало 1920-х гг.) сформулировал этические последствия гуманитарного кризиса начала XX в., выступив с программой непосредственной включенности индивида в бытие. Формой включенности становится поступок, под которым философ понимает ответственное отношение к бытию: «поступок-мысль, и поступок чувство, и поступок-дело» [1, с. 47–48]. Бытие предстает как «мир человеческого действия», «мир поступков», персональной ответственности и участности, а поступок – как единственное доказательство того, что человек существует, что он «укоренен в бытии» и своим сознанием, и своими переживаниями, и характером своих действий.

В творчестве Эрьзи образ художника является одним из ключевых [см.: 15]. Он выполнил портреты гениев мировой художественной культуры: Бетховена (1929) [см.: 7], Микеланджело (1940) [см.: 10], Толстого (1909, 1910, 1911, 1930) [см.: 9]. Значительны многочисленные автопортреты Эрьзи; в его творчестве авторская саморепрезентация, художественная объективация самого себя и своей судьбы, исповедальное начало занимают важнейшее место [см.: 13]. Приемом метафорического решения образа художника стала своеобразная самоидентификация с Христом и Иоанном Крестителем. Наделяя новозаветных персонажей автопортретными чертами, скульптор показывал смысловое тождество художника и христианского пророка, Мессии. Задачей ридинг- группы стало сопоставление двух подходов – философского и художественного – к идее ответственности, при которой произведение становится поступком, миссией, а этика творца становится определяющей.

Вторая тема перекрестного чтения философского и скульптурного текстов – «Тело человека в философском и художественном измерениях». Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» сформулировал концепцию универсальной народной смеховой культуры, выделив ключевые для нее понятия «духовного верха» и «телесного низа» [см.: 2; 3]. На этих понятиях базируется эстетическая теория гротескного тела и шире – эстетическая концепция бытия. По Бахтину, она противостоит официальному канону, оторванному от миросозерцательных функций и превращенному в однозначную узко-индивидуальную характеристику человеческого тела.

В творчестве Эрьзи образ человеческого тела является одним из важнейших [см.: 17]. Широко известны его произведения «Отдых» (1915) [см.: 11], «Страсть» (1917), «Ева» (1919), «Утро» (1926), «Леда и лебедь» (1929), «Танец» (1929), «Обнаженная» (1930), «Спящая мать» (1937). Скульптор воплотил три типа художественного представления человеческого тела начала XX в.: изящное, массивное и пышное женское тело. В искусстве модерна тело человека неразрывно с чувственной страстью, сексуальным соблазном. Страсть – порожденная языческим культом жизненная стихия, вырастающая до вселенского экстаза. Женские образы Эрьзи отличаются эротической смелостью. Задачей ридинг-группы стало сопоставление гротескной концепции тела Бахтина и художественного образа женского тела в творчестве Эрьзи.

Третья тема ридинга «Понимание и интерпретация художественного произведения». Бахтин в своих поздних работах («Ответ на вопрос редакции “Нового мира”, 1970; «Из записей 1970–1971 гг.»; «К методологии гуманитарных наук», 1974) говорил о проблеме понимания теста, в том числе художественного произведения как определения смысла. Философ выделяет следующие аспекты проблемы: контексты понимания, реконструкция авторского понимания, творческое понимание, понимание и оценка текста как единый акт, узнавание повторимого и открытие нового. Бахтин утверждает, что ограничиваться авторским пониманием нельзя, что временная и культурная вненаходимость исследователя позволяют ему понять текст глубже и шире [см.: 4, с. 403]. Мыслитель подчеркивает: «Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в его смысловые глубины. Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни произведения в последующих веках, эта жизнь представляется каким-то парадоксом. Произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, т. е. в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… В процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания»» [4, с. 454].

Перед ридинг-группой была поставлена задача проанализировать некоторые скульптурные произведения Эрьзи, руководствуясь теорией понимания Бахтина. Произведения подбирались участниками ридинга самостоятельно.

Данный проект не преследует коммерческих целей, он направлен на объединение культурных, творческих, профессиональных и информационных ресурсов организаторов, на эстетическое рефлексию и интеллектуальное развитие участников, на развитие навыков создания структурированного дискурса (углубленное чтение, понимание смыслов, умение полемизировать, аргументировать и защищать собственную позицию).

В 2024 г. проект «Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня» будет продолжен.

×

About the authors

Irina V. Klyueva

N. P. Ogarev National Research Mordovia State University

Author for correspondence.
Email: klyueva_irina@mail.ru

Candidate of Philosophical Sciences, Associate professor at the Department of Culturology and Library Information Resources, analyst at M.M. Bakhtin Center

Russian Federation, Saransk

Viktor B. Makhaev

Mordovia Republican Museum of Fine Arts named after S.D. Erzia

Email: haus_maler@mail.ru

candidate of art history, Head of the Research Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij. V 7 t. T. 1: Filosofskaya estetika 1920-h gg. M.: Russkie slovari: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2003. 958 s.
  2. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij. V 7 t. T. 4 (1): «Fransua Rable v istorii realizma» (1940 g.). Materialy k knige o Rable (1930–1950-e gg.). Kommentarii i prilozheniya. M.: Russkie slovari, 2008. 1120 s.
  3. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij. V 7 t. T. 4 (2): Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura srednevekov'ya i Renessansa. Rable i Gogol' (Iskusstvo slova i narodnaya smekhovaya kul'tura). M.: Russkie slovari, 2010. 752 c.
  4. Bahtin M.M. Sobranie sochinenij. V 7 t. T. 6.: Problemy poetiki Dostoevskogo, 1963. Raboty 1960– 1970 gg. M.: Russkie slovari: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2002. 800 s.
  5. Bibihin V.V. CHtenie filosofii. SPb.: Nauka, 2009. 535 s.
  6. Gershenzon M.O. Obrazy proshlogo. M.: T-vo Skoropechatni A.A. Levenson, 1912. 554 s.
  7. Klyueva I.V. «Bethoven» Stepana Er'zi v kontekste hudozhestvennoj antropologii moderna i simvolizma // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. 2006. № 3. S. 231.
  8. Klyueva I.V. «Skul'pturnaya tema» v tvorcheskom soznanii M.M. Bahtina // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 5-1 (43). S. 103–105.
  9. Klyueva I.V. Lev Tolstoj v tvorcheskom soznanii Stepana Er'zi // Stephanos. 2018. № 1 (27). S. 69– 89.
  10. Klyueva I.V. Mikelandzhelo v tvorcheskom soznanii Stepana Er'zi // XLI Ogarevskie chteniya. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 2013. S. 134–138.
  11. Klyueva I.V. Rabota S.D. Er'zi «Otdyh» (1915) v kontekste skul'pturnoj tradicii // Nauka i innovacii v sovremennom mire: sb. nauch. statej / nauch. red. E.YU. Sklyar. M.: Pero, 2020. S. 5–8.
  12. Klyueva I.V. Richards i Bahtin: dialog ob esteticheskoj cennosti // Hudozhestvenno-esteticheskie cennosti v sisteme kul'tury. Saransk: Izd-vo Mordov. un-ta, 1990. S. 59–63.
  13. Klyueva I.V. Samoprezentaciya v avtoportretah S. Er'zi: mif i ispoved' // Metafizika ispovedi. Prostranstvo i vremya ispovedal'nogo slova. Materialy mezhdunarodnoj konferencii. 1997. S. 104–109.
  14. Klyueva I.V. Stepan Er'zya v myslitel'nom kontekste M.M. Bahtina // M.M. Bahtin v sovremennom gumanitarnom mire: materialy V Saranskih Mezhdunar. Bahtinskih chtenij. Saransk: Izd-vo Mordov. un- ta, 2006. S. 26–29.
  15. Klyueva I.V. Hudozhnik kak centroobraz tvorchestva Stepana Er'zi (k probleme ikonografii rannego modernizma) // Kreativnost' v prostranstve tradicii i innovacii. Tretij Rossijskij kul'turologicheskij kongress s mezhdunarodnym uchastiem: Tezisy dokladov i soobshchenij. M.: Rossijskij institut kul'turologii. 2010. S. 460.
  16. [Lihachev D.S., SHevarov D.] O russkom yazyke i nenormativnoj leksike. Beseda D. Shevarova s akademikom D.S. Lihachevym. URL: http://www.na-gore.ru/articles/lihachev.htm.
  17. Lysova N.YU., Klyueva I.V. ZHanr nyu v tvorchestve Stepana Er'zi (po materialam MRMII im. S.D. Er'zi) // Feniks–2002. Ezhegodnik kafedry kul'turologii. Saransk, 2002. S. 8–16.
  18. Markova T.B. Bystroe i medlennoe chtenie: osobennosti vospriyatiya // Homo legens v proshlom i nastoyashchem: sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ped. un-ta, 2023. S. 153–157.
  19. «Novaya kritika» // Literaturnaya enciklopediya terminov i ponyatij / gl. red. i sost. A.N. Nikolyukin. M.: NPK: Intelvak, 2001. Stb. 651–657.
  20. Shchelokova I.D., Sapuh T.V. Primenenie metoda «Close reading» v integrirovannom obuchenii anglijskomu yazyku i literature studentov vuza // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 4 (204). S. 33–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29880325
  21. Shcherba L.V. Opyty lingvisticheskogo tolkovaniya stihotvorenij. II. «Sosna» Lermontova v sravnenii s ee nemeckim prototipom // Izbrannye raboty po russkomu yazyku. M.: Uchpedgiz, 1957. S. 97–109.
  22. Birkerts S. The Gutenberg Elegies: The Fate of Reading in an Electronic Age. URL: http://archives.obs-us.com/obs/english/books/nn/bdbirk.htm.
  23. Boulous Walker M. Slow Philosophy: Reading against the Institution. London – Oxford – New York – New Delhu – Sydney: Bloomsbury Publ. 2016. 336 p.
  24. Brummet B.S. Techniques of Close Reading: How to Get Around in a Text. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2018. 135 p.
  25. Close Reading // The SAGE Encyclopedia of Communication Research Methods / ed. by Mike Allen. Univ. of Wisconsin-Milwaukee. Thousand Oaks, California: SAGE Publ., Inc., 2017. P. 136–139.
  26. Friedman M. Close Reading: Chuck Close and the Art of Self-Portrait. N.-Y. Harry N. Abrams, 2005. 344 p.
  27. Jockers M. Macroanalysis: Digital methods and literary history. Urbana: Univ. of Illinois press, 2013. 192 p.
  28. Lopez J. The Arden Introduction to Reading Shakespeare: Close Reading and Analysis. London: The Arden Shakespeare (Bloomsbury Publ.), 2018. 176 p.
  29. Mikiks D. Slow Reading in a Hurried Age. Cambridge, Massachusetts & London, England. The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2013. 333 p.
  30. Richards I.A. Practical Criticism. L.: Routledge & Kegan Paul, 1929. 370 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Klyueva I.V., Makhaev V.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».