Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня
- Авторы: Клюева И.В.1, Махаев В.Б.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
- Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
- Выпуск: Том 5, № 2 (2023)
- Страницы: 16-23
- Раздел: Диалоги
- Статья получена: 19.09.2024
- Статья одобрена: 19.09.2024
- Статья опубликована: 15.12.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-5480/article/view/264140
- ID: 264140
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен обзор мероприятий, проведенных в 2022–2003 гг. в Саранске на базе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (МРМИИ) и Центра М.М. Бахтина Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева в рамках проекта «Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня». Инициатором проекта выступил Культурно-выставочный центр Государственного Русского музея (ГРМ, Санкт-Петербург), открытый в МРМИИ в 2018 г. Ридинг направлен на привлечение в музей молодежной аудитории с целью приобщения к художественной культуре и философии России, поиска смыслов, актуальных для развития творческой среды в Саранске. Особенность Эрьзя-Бахтинского ридинга заключается в сопоставительном чтении текстов философского (М.М. Бахтин) и скульптурного (С.Д. Эрьзя). В ходе реализации проекта проводились регулярные встречи ридинг-группы, в которую вошли представители молодежи Саранска: старшеклассники городских школ, студенты и аспиранты Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, молодые представители творческих профессий.
Ключевые слова
Полный текст
В 2022 г. в Саранске на базе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (МРМИИ) и Центра М.М. Бахтина Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева началась реализация проекта «Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня». Инициатором проекта выступил Культурно-выставочный центр Государственного Русского музея (ГРМ, Санкт-Петербург), открытый в МРМИИ в 2018 г. Культурно-выставочный центр является долгосрочным проектом, подготовленным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Основами государственной культурной политики Российской Федерации 2014 г. и поддержан Коллегией Министерства культуры Российской Федерации (Решение Коллегии от 28.05.2014 г.). ГРМ, являясь методической базой Министерства культуры Российской Федерации, имеет богатый опыт реализации межмузейных и межрегиональных проектов, ведет многолетнюю работу по оказанию методической помощи художественным музеям страны.
Проект саранского ридинга был инициирован и разработан главным специалистом по музейно-образовательной деятельности Службы по работе с посетителями и связям с общественностью ГРМ кандидатом искусствоведения Алексеем Григорьевичем Бойко. По его замыслу, ридинг должен стать высокоинтеллектуальным проектом, направленным на привлечение в музей молодежной аудитории с целью приобщения к художественной культуре и философии России, поиска смыслов, актуальных для развития творческой среды в Саранске. Этот проект был успешно реализован и стал первым проектом такого рода в России.
Слово «ридинг» (от английского «slow reading») обозначает практику коллективного медленного чтения и рефлексии текста в неформальной обстановке; она предполагает внимательное, вдумчивое чтение с вычленением каждого понятия, позволяющее разобрать структуру текста и поэтапно проникнуть в его смысл.
Медленное, вдумчивое чтение пропагандировали еще в первой половине XX в. отечественные ученые и педагоги. Согласно литературоведу М.О. Гершензону, следует медленно читать художественный текст, находя в нем связи с биографией автора, и наоборот – столь же внимательно изучая биографию автора, открывать новое в его произведениях. Этот метод Гершензон применил при изучении биографии и творчества русских писателей, прежде всего, А.С. Пушкина [см.: 6].
Сторонником метода «медленного чтения» был профессор Л.В. Щерба [см.: 21, с. 26–44]. Занимавшийся в проводимом им пушкинском семинаре академик Д.С. Лихачев позже говорил в одном из интервью: «Надо учиться не скоростному, а медленному чтению… У Щербы я научился ценить наслаждение от медленного чтения» [16].
С конца 1920-х гг. получил известность аналитический метод «close reading» («close textual analysis» – «пристальное чтение», «пристальный текстуальный анализ» [см.: 25], который обосновал английский литературовед, языковед, психолог А.А. Ричардс [см.: 12]. Однако он подразумевал исключительно формальный анализ текста, подходя к нему как к автономному, замкнутому объекту [см.: 30]. Концепция Ричардса легла в основу методологии англо-американской «Новой критики», подразумевавшей под «close reading» всестороннее раскрытие частного и общего смысла каждой фразы, исследование символики, образной системы и глубинных мотивов, заложенных автором в произведение [см.: 19].
Во второй половине XX в. «close reading» воспринимался в англоязычном мире как «первостепенная методология» [27, с. 6]. Методы «Новой критики» начали преобладать в американских университетах на рубеже 1950–1960-х гг. Так, в Гарварде профессор Р. Бауэр с коллегами обучали студентов аналитической технике усвоения теста и понимания отдельных слов, ритма фразы и атмосферы произведения. Эта техника позволяет более точно понять текст, оценить его глубину и возможность интерпретаций и критически отнестись к скорочтению. Данный метод активно используется и в настоящее время. Так, например, канадский исследователь Дж. Лопес использует данный метод для интерпретации драматургии У. Шекспира [см.: 28].
Скоростное чтение (просмотр текста методом сканирования, вычленение основной идеи с помощью метода skimming) предназначено для быстрого просмотра большого информационного массива. Замена скорочтения на ридинг, преднамеренное снижение скорости взаимодействия с объектом соответствует идеологии медленного движения, завоевавшей популярность в последние годы [см.: 29]. Она предполагает необходимость снижения скорости поглощения информации, в целом темпа жизни, убыстренной информационно-технологической революцией начала XXI в. Синонимами к термину «медленное чтение» являются термины «смысловое чтение», «изучающее чтение». Некоторые исследователи (С. Биркертс и др.) используют термин «глубокое чтение» – deep reading [22].
«Медленное чтение» основано на максимально детальном рассмотрении текста [см.: 20], возвращает его осмысленность в эпоху массированного пустословия газет, телевидения и интернета, обесценивания публично произнесенного слова, общественного высказывания, бесконечной серии пересылаемых коротких сообщений, переключения на невербальные формы коммуникации. Замедленное чтение позволяет не только углубиться в смысл текста, но и получить эмоциональный отклик, что бывает важно не только при чтении художественной литературы, но и при изучении научных текстов. Научный текст может эмоционально сблизить автора и читателя и даже (как в прошлые столетия) доставить последнему наслаждение.
Расширить объект «медленного чтения», включив в него не только письменные, но и устные, а также визуальные тексты (карикатуры, рекламные объявления в журналах) стремится профессор Техасского университета (Остин, США) Б. Брамметт [24]. Другой американский исследователь – М. Фридман применяет метод «медленного чтения» для постижения личности живописца Чака Клоуза [см.: 26].
Практикуемое в российской науке и педагогике медленное чтение с опорой на контекст и биографию автора позволяет расширить смысловую картину, сделать ее более объективной. Такой тип «медленного чтения» предполагает выделение ключевых слов и тем, раскрытие авторских терминов и системы развертывания научной аргументации. Особое внимание уделяется запутанным, неясным местам и сложным пассажам.
Сложные тексты требуют концентрации внимания, вдумчивого, замедленного, медитативного погружения, только тогда они станут по-настоящему понятны и доступны. «Сложными для чтения являются философские тексты, содержащие умозаключения, ключевые идеи, аргументы, источники... Для правильного прочтения философского текста необходима захваченность интересным, участие в событии… Философский текст… требует установки, тренировки, методов и правил… Читатель выступает не пассивным зрителем, а активным соучастником событий, следящий за мыслью автора», – подчеркивает Т.Б. Маркова [18, с. 25], вспоминающая слова известного философа В.В. Бибихина: «текст – скорлупа… события, его будут читать и читать по-разному, и о нем будут спорить, и чтение, и разночтение, и спор входят в событие» [5, с. 10].
Австралийский философ М. Булус Уокер утверждает, что философское произведение предполагает терпеливую мыслительную работу; в этом оно сходно с произведением искусства, которое приглашает и умоляет нас взаимодействовать с миром неспешно. Философия – это искусство медленного чтения, что неизбежно противоречит многим современным институциональным практикам и требованиям. Но именно медленное чтение помогает нам справиться со сложностью мира [23, p. XVIII].
Особенность Эрьзя-Бахтинского ридинга заключается в чтении философского и скульптурного текста, а также в их сопоставлении. В ходе реализации проекта планировалось проведение регулярных встреч ридинг-группы на площадке МРМИИ с целью обсуждения смыслов образов С.Д. Эрьзи и текстов М.М. Бахтина, их взаимосвязей и значения для современной культуры и искусства. Несмотря на сложность поставленной задачи, была найдена молодежная аудитория, в нее вошли представители молодежи Саранска: старшеклассники городских школ, студенты и аспиранты Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, молодые представители творческих профессий.
Степан Дмитриевич Эрьзя и Михаил Михайлович Бахтин – выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры XX в., чьи имена неразрывно связаны с Республикой Мордовия. Интерес представляет выявление глубинной связи их интеллектуальных и образных миров, пересечения творческих концепций и представлений о роли мыслителя, художника в современном мире [см.: 8, 14].
Модераторами встреч выступили кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом МРМИИ им. С.Д. Эрьзи В.Б. Махаев и кандидат философских наук, доцент, аналитик Центра М.М. Бахтина И.В. Клюева. Перед модераторами стояла задача – найти актуальную тему, которая может быть раскрыта через философские тексты и скульптурные произведения.
При подготовке к каждой встрече модераторами была сформулирована тема, связанная с творчеством Бахтина и Эрьзи, отбиралась серия скульптурных произведений и фрагменты философских текстов для того, чтобы ридинг-группа предварительно ознакомилась с ними. Участники ридинга получали от модераторов: 1) репродукции произведений С.Д. Эрьзи, находящихся в постоянной экспозиции музея (с краткой аннотацией) и фрагменты текстов Бахтина; 2) вопросы для сравнительного анализа текстов и скульптурных произведений, информацию об их взаимосвязи. Перед участниками была поставлена задача – погрузиться в историко-культурный контекст.
Участники ридинг-группы до начала встречи изучали выбранные произведения Эрьзи на постоянной экспозиции, а также труды Бахтина на заданную тему. На этом этапе участники должны проделать самостоятельное сопоставление текстов и произведений.
На встрече модераторы и участники ридинг-группы в живом диалоге обсуждали смыслы текстов Бахтина и произведений Эрьзи, их взаимосвязи, а также их значение для современной культуры и искусства. Каждый участник мог предложить собственную интерпретацию научных текстов и художественных произведений, высказать свое суждение об их взаимосвязи. Задачей модераторов на данном этапе было встраивание частных интерпретаций в единую систему, актуализирующую творческие миры двух выдающихся деятелей отечественной культуры. Продолжительность каждой встречи составляла полтора – два часа.
В 2022–2023 гг. состоялась серия занятий, показавших актуальность заявленной темы. Молодежь проявила большую заинтересованность и активность в параллельном прочтении философского и скульптурного текстов.
Первая тема ридинга – «Ответственность Художника перед лицом Времени». Бахтин в своей ранней работе «К философии поступка» (начало 1920-х гг.) сформулировал этические последствия гуманитарного кризиса начала XX в., выступив с программой непосредственной включенности индивида в бытие. Формой включенности становится поступок, под которым философ понимает ответственное отношение к бытию: «поступок-мысль, и поступок чувство, и поступок-дело» [1, с. 47–48]. Бытие предстает как «мир человеческого действия», «мир поступков», персональной ответственности и участности, а поступок – как единственное доказательство того, что человек существует, что он «укоренен в бытии» и своим сознанием, и своими переживаниями, и характером своих действий.
В творчестве Эрьзи образ художника является одним из ключевых [см.: 15]. Он выполнил портреты гениев мировой художественной культуры: Бетховена (1929) [см.: 7], Микеланджело (1940) [см.: 10], Толстого (1909, 1910, 1911, 1930) [см.: 9]. Значительны многочисленные автопортреты Эрьзи; в его творчестве авторская саморепрезентация, художественная объективация самого себя и своей судьбы, исповедальное начало занимают важнейшее место [см.: 13]. Приемом метафорического решения образа художника стала своеобразная самоидентификация с Христом и Иоанном Крестителем. Наделяя новозаветных персонажей автопортретными чертами, скульптор показывал смысловое тождество художника и христианского пророка, Мессии. Задачей ридинг- группы стало сопоставление двух подходов – философского и художественного – к идее ответственности, при которой произведение становится поступком, миссией, а этика творца становится определяющей.
Вторая тема перекрестного чтения философского и скульптурного текстов – «Тело человека в философском и художественном измерениях». Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» сформулировал концепцию универсальной народной смеховой культуры, выделив ключевые для нее понятия «духовного верха» и «телесного низа» [см.: 2; 3]. На этих понятиях базируется эстетическая теория гротескного тела и шире – эстетическая концепция бытия. По Бахтину, она противостоит официальному канону, оторванному от миросозерцательных функций и превращенному в однозначную узко-индивидуальную характеристику человеческого тела.
В творчестве Эрьзи образ человеческого тела является одним из важнейших [см.: 17]. Широко известны его произведения «Отдых» (1915) [см.: 11], «Страсть» (1917), «Ева» (1919), «Утро» (1926), «Леда и лебедь» (1929), «Танец» (1929), «Обнаженная» (1930), «Спящая мать» (1937). Скульптор воплотил три типа художественного представления человеческого тела начала XX в.: изящное, массивное и пышное женское тело. В искусстве модерна тело человека неразрывно с чувственной страстью, сексуальным соблазном. Страсть – порожденная языческим культом жизненная стихия, вырастающая до вселенского экстаза. Женские образы Эрьзи отличаются эротической смелостью. Задачей ридинг-группы стало сопоставление гротескной концепции тела Бахтина и художественного образа женского тела в творчестве Эрьзи.
Третья тема ридинга – «Понимание и интерпретация художественного произведения». Бахтин в своих поздних работах («Ответ на вопрос редакции “Нового мира”, 1970; «Из записей 1970–1971 гг.»; «К методологии гуманитарных наук», 1974) говорил о проблеме понимания теста, в том числе художественного произведения как определения смысла. Философ выделяет следующие аспекты проблемы: контексты понимания, реконструкция авторского понимания, творческое понимание, понимание и оценка текста как единый акт, узнавание повторимого и открытие нового. Бахтин утверждает, что ограничиваться авторским пониманием нельзя, что временная и культурная вненаходимость исследователя позволяют ему понять текст глубже и шире [см.: 4, с. 403]. Мыслитель подчеркивает: «Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в его смысловые глубины. Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни произведения в последующих веках, эта жизнь представляется каким-то парадоксом. Произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, т. е. в большом времени, притом часто (а великие произведения — всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… В процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания»» [4, с. 454].
Перед ридинг-группой была поставлена задача проанализировать некоторые скульптурные произведения Эрьзи, руководствуясь теорией понимания Бахтина. Произведения подбирались участниками ридинга самостоятельно.
Данный проект не преследует коммерческих целей, он направлен на объединение культурных, творческих, профессиональных и информационных ресурсов организаторов, на эстетическое рефлексию и интеллектуальное развитие участников, на развитие навыков создания структурированного дискурса (углубленное чтение, понимание смыслов, умение полемизировать, аргументировать и защищать собственную позицию).
В 2024 г. проект «Эрьзя-Бахтинский ридинг: текст, образ, искусство сегодня» будет продолжен.
Об авторах
Ирина Васильевна Клюева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Автор, ответственный за переписку.
Email: klyueva_irina@mail.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов Института национальной культуры, аналитик Центра М.М. Бахтина
Россия, СаранскВиктор Борисович Махаев
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи
Email: haus_maler@mail.ru
кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом
Россия, СаранскСписок литературы
- Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 1: Философская эстетика 1920-х гг. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2003. 958 с.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4 (1): «Франсуа Рабле в истории реализма» (1940 г.). Материалы к книге о Рабле (1930–1950-е гг.). Комментарии и приложения. М.: Русские словари, 2008. 1120 с.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4 (2): Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). М.: Русские словари, 2010. 752 c.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6.: Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960–1970 гг. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. 800 с.
- Бибихин В.В. Чтение философии. СПб.: Наука, 2009. 535 с.
- Гершензон М.О. Образы прошлого. М.: Т-во Скоропечатни А.А. Левенсон, 1912. 554 с.
- Клюева И.В. «Бетховен» Степана Эрьзи в контексте художественной антропологии модерна и символизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2006. № 3. С. 231.
- Клюева И.В. «Скульптурная тема» в творческом сознании М.М. Бахтина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 103–105.
- Клюева И.В. Лев Толстой в творческом сознании Степана Эрьзи // Stephanos. 2018. № 1 (27). С. 69–89.
- Клюева И.В. Микеланджело в творческом сознании Степана Эрьзи // XLI Огаревские чтения. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. С. 134–138.
- Клюева И.В. Работа С.Д. Эрьзи «Отдых» (1915) в контексте скульптурной традиции // Наука и инновации в современном мире: сб. науч. статей / науч. ред. Е.Ю. Скляр. М.: Перо, 2020. С. 5–8.
- Клюева И.В. Ричардс и Бахтин: диалог об эстетической ценности // Художественно- эстетические ценности в системе культуры. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990. С. 59–63.
- Клюева И.В. Самопрезентация в автопортретах С. Эрьзи: миф и исповедь // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. Материалы международной конференции. 1997. С. 104–109.
- Клюева И.В. Степан Эрьзя в мыслительном контексте М.М. Бахтина // М.М. Бахтин в современном гуманитарном мире: материалы V Саранских Междунар. Бахтинских чтений. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. С. 26–29.
- Клюева И.В. Художник как центрообраз творчества Степана Эрьзи (к проблеме иконографии раннего модернизма) // Креативность в пространстве традиции и инновации. Третий Российский культурологический конгресс с международным участием: Тезисы докладов и сообщений. М.: Российский институт культурологии. 2010. С. 460.
- [Лихачев Д.С., Шеваров Д.] О русском языке и ненормативной лексике. Беседа Д. Шеварова с академиком Д.С. Лихачевым. URL: http://www.na-gore.ru/articles/lihachev.htm.
- Лысова Н.Ю., Клюева И.В. Жанр ню в творчестве Степана Эрьзи (по материалам МРМИИ им. С.Д. Эрьзи) // Феникс–2002. Ежегодник кафедры культурологии. Саранск, 2002. С. 8–16.
- Маркова Т.Б. Быстрое и медленное чтение: особенности восприятия // Homo legens в прошлом и настоящем: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2023. С. 153–157.
- «Новая критика» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК: Интелвак, 2001. Стб. 651–657.
- Щелокова И.Д., Сапух Т.В. Применение метода «Close reading» в интегрированном обучении английскому языку и литературе студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 4 (204). С. 33–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29880325
- Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 97–109.
- Birkerts S. The Gutenberg Elegies: The Fate of Reading in an Electronic Age. URL: http://archives.obs-us.com/obs/english/books/nn/bdbirk.htm.
- Boulous Walker M. Slow Philosophy: Reading against the Institution. London – Oxford – New York – New Delhu – Sydney: Bloomsbury Publ. 2016. 336 p.
- Brummet B.S. Techniques of Close Reading: How to Get Around in a Text. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage, 2018. 135 p.
- Close Reading // The SAGE Encyclopedia of Communication Research Methods / ed. by Mike Allen. Univ. of Wisconsin-Milwaukee. Thousand Oaks, California: SAGE Publ., Inc., 2017. P. 136–139.
- Friedman M. Close Reading: Chuck Close and the Art of Self-Portrait. N.-Y. Harry N. Abrams, 2005. 344 p.
- Jockers M. Macroanalysis: Digital methods and literary history. Urbana: Univ. of Illinois press, 2013. 192 p.
- Lopez J. The Arden Introduction to Reading Shakespeare: Close Reading and Analysis. London : The Arden Shakespeare (Bloomsbury Publ.), 2018. 176 p.
- Mikiks D. Slow Reading in a Hurried Age. Cambridge, Massachusetts & London, England. The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2013. 333 p.
- Richards I.A. Practical Criticism. L.: Routledge & Kegan Paul, 1929. 370 p.
Дополнительные файлы
