№ 3 (844) (2022)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Современная вузовская лекция по литературе в интермедиальном формате

Борисова В.В.

Аннотация

В статье описана концептуальная и технологическая модель современной вузовской лекции по литературе с учетом ее предметной и метапредметной направленности, показано, как в содержании и структуре лекции в новом, интермедиальном формате ее вербальная и текстовая основа дополняется различного рода мультимедийными элементами благодаря использованию конвергентной образовательной технологии.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):9-14
pages 9-14 views

Объекты и способы активизации языкового материала в курсе второго иностранного языка

Горина В.А.

Аннотация

Статья посвящена проблемам организации языкового материала при обучении французскому языку как второму иностранному. На основе сопоставительного анализа лингвистических систем контактирующих языков автор устанавливает явления, специфичные для условий обучения второму иностранному языку, и в зависимости от степени совпадения с языком-источником межъязыкового переноса предлагает различные способы их активизации.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):15-21
pages 15-21 views

Тифлокомментирование как вид межкультурной коммуникации

Гринкевич Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается тифлокомментирование как вид межкультурной коммуникации на примере профиля подготовки «Тифлокомментирование и межкультурная коммуникация» в Московском государственном лингвистическом университете. Автор показывает, что тифлокомментирование является одним из видов перевода, в котором задействованы произведение визуального искусства, тифлокомментатор и человек с нарушениями зрения. Использование методов культурного переноса способствует лучшей адаптации аудиовизуального произведения к перецептивным возможностям человека с нарушенным зрением.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):22-27
pages 22-27 views

Повышение преадаптивного потенциала самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях смешанного обучения

Давиденко Е.С.

Аннотация

В статье описываются новые возможности в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе, появившиеся в связи с переводом учебного процесса в смешанный формат в условиях пандемии. Сообщается, что образование в высшей школе должно способствовать развитию у студентов способности к преадаптации - умению самостоятельно учиться и переучиваться в условиях неопределенности. Подчеркивается необходимость повышения преадаптивного потенциала самостоятельной работы студентов, заложенного в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последнего поколения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):28-33
pages 28-33 views

Обучение аннотированию и реферированию текстов правовой тематики на иностранном языке на продвинутом этапе

Думина Е.В.

Аннотация

В статье рассматривается методика обучения аннотированию и реферированию текстов юридической направленности на иностранном языке. Подчеркивается, что в процессе чтения специальной литературы и написания вторичного иноязычного текста правовой направленности обучающиеся не только приобретают новые профессиональные знания в области юриспруденции, но и развивают критическое мышление, совершенствуют навыки межкультурной коммуникации в устной и письменной формах.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):34-40
pages 34-40 views

Полимодальность как инструмент эффективного цифрового образования

Журавлева А.М., Салькова М.А.

Аннотация

Статья посвящена феномену полимодальности как лекторской стратегии, повышающей качество академических и научных процессов, опосредованных цифрой. На материале конференций TED выявлена тенденция к кластеризации вербальных, визуальных и кинестетических средств полимодальности на базе дискурсивной связности. Полученные кластеры формируют основу моделей внедрения полимодальности в собственное публичное выступление. Исследование помогает найти подход к современной аудитории, предпочитающей визуальный информационный канал.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):41-45
pages 41-45 views

Опыт реализации интерактивных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе

Заболотских Л.В., Гончаренко Е.С.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов благодаря использованию современных интерактивных технологий. Детально рассмотрено использование кейс-метода, создание видеороликов на базе профессиональной лексики. В работе выявлены основные трудности обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и даны варианты решения возникших проблем, описан многолетний успешный опыт реализации проектной деятельности в обучении иностранным языкам.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):46-52
pages 46-52 views

Применение метода peer-teaching в кружковой работе по иностранному языку в ведомственном вузе

Игумнова О.В.

Аннотация

В данной статье представлен опыт проведения кружковой работы по иностранному языку в ведомственном вузе. Уточнение особенностей образовательной среды, целей, задач и принципов организации научной деятельности курсантов позволяет описать структурные элементы, организационные формы и возможности применения peer teaching метода в работе кружка. Автор предлагает конкретные методические приемы работы с курсантами в рамках обязательных и факультативных сессий кружка.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):53-59
pages 53-59 views

Опыт формирования лексических навыков в условиях смешанного обучения

Куницына О.М.

Аннотация

Лексика лежит в основе формирования навыков чтения, говорения, аудирования и письма. В условиях смешанного формата обучения тренировка и развитие лексических навыков обеспечивается как традиционным путем на занятиях в аудитории, так и новаторским путем, который сопряжен с использованием обучающей виртуальной среды. Упражнения, перенесенные на онлайн платформы и интерактивные доски, помогают преподавателю обеспечить качественную подачу учебного материала, мотивируют студентов и являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):60-69
pages 60-69 views

Развитие социокультурной компетенции при помощи геймификации в начальной школе

Решетов Д.А.

Аннотация

В статье освещается роль применения геймификации на уроках испанского языка как второго иностранного в начальной школе с целью развития социокультурной компетенции. Особая роль отводится использованию игровых элементов для введения базовых культурных понятий. В статье приводится ряд упражнений, используемых для развития социокультурной компетенции, а также речевых умений и навыков. Автор предлагает внедрять элементы геймификации как эффективный метод развития социокультурной компетенции в процесс начального обучения второму иностранному языку.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):70-75
pages 70-75 views

Проблемы онлайн-руководства подготовкой научно-педагогических кадров к иноязычной профессиональной деятельности

Рыблова А.Н.

Аннотация

В статье поставлены и решены актуальные проблемы онлайн-руководства подготовкой научно-педагогических кадров к иноязычной профессиональной деятельности. Автор статьи предлагает модернизировать организационный процесс в аспирантуре за счет применения оптимального модуля онлайн-консультаций научным руководителем на русском и иностранном языке, который варьируется по содержанию и форме проведения в зависимости от курса обучения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):76-80
pages 76-80 views

Иноязычная деловая коммуникация будущих международников в системе высшего образования: сущность, проблемы, интерактивное обучение

Салкина М.С.

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа сущности и проблем иноязычной деловой коммуникации специалистов-международников. Исследование содержит анализ рабочей программы по французскому языку, разработанной для направления подготовки «Международные отношения». Автор предлагает технологию интерактивного обучения и ее обеспечение для совершенствования обучения иноязычной деловой коммуникации в форме диалога в системе высшего образования.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):81-87
pages 81-87 views

Формирование оценочно-корректировочных умений будущего учителя иностранного языка

Усачева В.М.

Аннотация

Статья посвящена профессиональной подготовке будущего преподавателя иностранного языка, в частности формированию оценочно-корректировочных навыков иноязычного педагогического общения. Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса с опорой на нормативные документы, регулирующие образовательный процесс в вузах педагогических специальностей, а также на анализ учебных ситуаций на уроках иностранного языка в средней школе. Автор подчеркивает необходимость реализации основных лингводидактических принципов в оценочно-корректировочной работе учителя.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):88-93
pages 88-93 views

Учет возможностей педагогического взаимодействия при планировании учебных занятий

Фролова Г.М.

Аннотация

Статья посвящена проблеме планирования занятий иностранным языком Автор подчеркивает необходимость планирования занятий не только с точки зрения рационального деления занятия на этапы и распределения учебного времени. Преподавателю иностранного языка важно уметь четко прописывать инструкции к упражнениям, методически и лингвистически корректно формулировать задания и вопросы. Говоря об организации учебного процесса, автор поясняет, каким образом правильно спланированная иноязычная речь преподавателя может способствовать повышению эффективности учебного занятия по иностранному языку.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):94-99
pages 94-99 views

Формирование иноязычных компетенций при обучении в магистратуре (политический дискурс)

Харламова Н.С., Фролова И.Ю.

Аннотация

Авторы рассматривают обучение иноязычному политическому дискурсу в современных условиях. На первый план выходит формирование иноязычных компетенций, направленных на смысловую обработку информации (knowledge oriented competences). В статье описываются основные принципы обучения политическому дискурсу: кросс-дисциплинарный подход, диверсификация в обучении политическому дискурсу, расширение доли самостоятельной работы с параллельной разработкой соответствующей дорожной карты, использование творческих заданий, направленных на структурирование знаний.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):100-105
pages 100-105 views

Психологические науки

Cтруктура и динамика семантической памяти у изучающих иностранный язык

Бармин А.В.

Аннотация

Статья направлена на выявление теоретических основ структуры и динамики семантической памяти у изучающих иностранный язык. Методологическую базу исследования составляют принципы отечественной психологии, положения сетевого подхода, постулаты теории графов и результаты исследований билингвизма. Результаты настоящей работы позволяют решить проблему содержания семантической памяти, ее организации и динамики при изучении иностранного языка.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):106-112
pages 106-112 views

Особенности понимания риска на разных стадиях профессионализации

Буслаева Е.Л., Власова Н.В.

Аннотация

Статья посвящена особенностям понимания риска на разных стадиях профессионализации. Психосемантическим методом изучены смысловые связи и индивидуальные системы значений феномена риска, выявлены и проанализированы особенности понимания риска на разных стадиях профессионализации. Результаты исследования могут быть полезными для оптимизации взаимодействия с представителями профессий, которые востребованы в особых экстремальных условиях.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):113-121
pages 113-121 views

Как и зачем формировать профессиональную идентичность у специалистов социальной сферы?

Лебедева Н.В.

Аннотация

В статье решаются вопросы профессиональной идентичности специалистов социальной сферы. Дается аналитический обзор данного феномена. Аргументированно подчеркивается актуальность профессиональной идентичности специалистов, работающих в учреждениях социальной защиты населения в условиях новой реальности. Попутно прослеживаются практические шаги к формированию и развитию данного понятия у специалистов социальной сферы.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):122-128
pages 122-128 views

Связь представлений о семейном окружении у девочек подросткового и юношеского возраста с их личностными особенностями

Троицкая Е.А.

Аннотация

Цель исследования - выявление взаимосвязи между личностными особенностями девочек подросткового и юношеского возраста и их представлениями о семейном окружении. В исследовании приняли участие девочки 14-15 лет и девушки 16-18 лет. Результатом исследования явилось подтверждение согласованности личностных особенностей девочек и их представлений о семейном окружении в целом, об их матерях и отцах.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):129-136
pages 129-136 views

Юридические науки

О понятии «правовая определенность» и его содержании

Василишин И.И.

Аннотация

Дефиниция «правовая определенность» активно используется в правоприменительной практике в целом ряде значений (как принцип, как требование к правовой норме, судебному акту и др.). При этом отсутствует ее нормативное определение, содержание понятия формулируется с учетом позиций Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), высших судов Российской Федерации, доктринальных взглядов. Отмечается отсутствие исчерпывающего перечня граней проявления исследуемого феномена во всех сферах общественных отношений.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):137-141
pages 137-141 views

Международное право и его роль в обеспечении информационной безопасности и защите цифрового суверенитета России

Грудинин Н.С.

Аннотация

В статье анализируется роль и возможности международного права в обеспечении информационной безопасности стран, входящих в состав ООН и региональных интеграционных объединений. Сообщается, что современное международное право не способно в полной мере защитить право человека на свободу слова и информационную безопасность в глобальных масштабах, а может противодействовать лишь отдельным киберугрозам и вызовам, а также в некоторой степени киберпрступности и кибертерроризму.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):142-148
pages 142-148 views

Правовое регулирование государственного аудита (контроля) в России

Хребтова Т.П.

Аннотация

Содержание статьи приближено к потребностям современной науки и практики применения правовых норм в сфере правового регулирования аудита в России. В статье учтены последние изменения законодательства, предметом анализа послужило исследование проблем регулирования государственного аудита, и при приведении законодательства РФ в соответствие с международными нормами.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022;(3 (844)):149-154
pages 149-154 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».