№ 3 (844) (2022)
Педагогические науки
Современная вузовская лекция по литературе в интермедиальном формате
Аннотация
В статье описана концептуальная и технологическая модель современной вузовской лекции по литературе с учетом ее предметной и метапредметной направленности, показано, как в содержании и структуре лекции в новом, интермедиальном формате ее вербальная и текстовая основа дополняется различного рода мультимедийными элементами благодаря использованию конвергентной образовательной технологии.
9-14
Объекты и способы активизации языкового материала в курсе второго иностранного языка
Аннотация
Статья посвящена проблемам организации языкового материала при обучении французскому языку как второму иностранному. На основе сопоставительного анализа лингвистических систем контактирующих языков автор устанавливает явления, специфичные для условий обучения второму иностранному языку, и в зависимости от степени совпадения с языком-источником межъязыкового переноса предлагает различные способы их активизации.
15-21
Тифлокомментирование как вид межкультурной коммуникации
Аннотация
В статье рассматривается тифлокомментирование как вид межкультурной коммуникации на примере профиля подготовки «Тифлокомментирование и межкультурная коммуникация» в Московском государственном лингвистическом университете. Автор показывает, что тифлокомментирование является одним из видов перевода, в котором задействованы произведение визуального искусства, тифлокомментатор и человек с нарушениями зрения. Использование методов культурного переноса способствует лучшей адаптации аудиовизуального произведения к перецептивным возможностям человека с нарушенным зрением.
22-27
Повышение преадаптивного потенциала самостоятельной работы студентов по иностранному языку в условиях смешанного обучения
Аннотация
В статье описываются новые возможности в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в неязыковом вузе, появившиеся в связи с переводом учебного процесса в смешанный формат в условиях пандемии. Сообщается, что образование в высшей школе должно способствовать развитию у студентов способности к преадаптации - умению самостоятельно учиться и переучиваться в условиях неопределенности. Подчеркивается необходимость повышения преадаптивного потенциала самостоятельной работы студентов, заложенного в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования последнего поколения.
28-33
Обучение аннотированию и реферированию текстов правовой тематики на иностранном языке на продвинутом этапе
Аннотация
В статье рассматривается методика обучения аннотированию и реферированию текстов юридической направленности на иностранном языке. Подчеркивается, что в процессе чтения специальной литературы и написания вторичного иноязычного текста правовой направленности обучающиеся не только приобретают новые профессиональные знания в области юриспруденции, но и развивают критическое мышление, совершенствуют навыки межкультурной коммуникации в устной и письменной формах.
34-40
Полимодальность как инструмент эффективного цифрового образования
Аннотация
Статья посвящена феномену полимодальности как лекторской стратегии, повышающей качество академических и научных процессов, опосредованных цифрой. На материале конференций TED выявлена тенденция к кластеризации вербальных, визуальных и кинестетических средств полимодальности на базе дискурсивной связности. Полученные кластеры формируют основу моделей внедрения полимодальности в собственное публичное выступление. Исследование помогает найти подход к современной аудитории, предпочитающей визуальный информационный канал.
41-45
Опыт реализации интерактивных технологий в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов благодаря использованию современных интерактивных технологий. Детально рассмотрено использование кейс-метода, создание видеороликов на базе профессиональной лексики. В работе выявлены основные трудности обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и даны варианты решения возникших проблем, описан многолетний успешный опыт реализации проектной деятельности в обучении иностранным языкам.
46-52
Применение метода peer-teaching в кружковой работе по иностранному языку в ведомственном вузе
Аннотация
В данной статье представлен опыт проведения кружковой работы по иностранному языку в ведомственном вузе. Уточнение особенностей образовательной среды, целей, задач и принципов организации научной деятельности курсантов позволяет описать структурные элементы, организационные формы и возможности применения peer teaching метода в работе кружка. Автор предлагает конкретные методические приемы работы с курсантами в рамках обязательных и факультативных сессий кружка.
53-59
Опыт формирования лексических навыков в условиях смешанного обучения
Аннотация
Лексика лежит в основе формирования навыков чтения, говорения, аудирования и письма. В условиях смешанного формата обучения тренировка и развитие лексических навыков обеспечивается как традиционным путем на занятиях в аудитории, так и новаторским путем, который сопряжен с использованием обучающей виртуальной среды. Упражнения, перенесенные на онлайн платформы и интерактивные доски, помогают преподавателю обеспечить качественную подачу учебного материала, мотивируют студентов и являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
60-69
Развитие социокультурной компетенции при помощи геймификации в начальной школе
Аннотация
В статье освещается роль применения геймификации на уроках испанского языка как второго иностранного в начальной школе с целью развития социокультурной компетенции. Особая роль отводится использованию игровых элементов для введения базовых культурных понятий. В статье приводится ряд упражнений, используемых для развития социокультурной компетенции, а также речевых умений и навыков. Автор предлагает внедрять элементы геймификации как эффективный метод развития социокультурной компетенции в процесс начального обучения второму иностранному языку.
70-75
Проблемы онлайн-руководства подготовкой научно-педагогических кадров к иноязычной профессиональной деятельности
Аннотация
В статье поставлены и решены актуальные проблемы онлайн-руководства подготовкой научно-педагогических кадров к иноязычной профессиональной деятельности. Автор статьи предлагает модернизировать организационный процесс в аспирантуре за счет применения оптимального модуля онлайн-консультаций научным руководителем на русском и иностранном языке, который варьируется по содержанию и форме проведения в зависимости от курса обучения.
76-80
Иноязычная деловая коммуникация будущих международников в системе высшего образования: сущность, проблемы, интерактивное обучение
Аннотация
В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа сущности и проблем иноязычной деловой коммуникации специалистов-международников. Исследование содержит анализ рабочей программы по французскому языку, разработанной для направления подготовки «Международные отношения». Автор предлагает технологию интерактивного обучения и ее обеспечение для совершенствования обучения иноязычной деловой коммуникации в форме диалога в системе высшего образования.
81-87
Формирование оценочно-корректировочных умений будущего учителя иностранного языка
Аннотация
Статья посвящена профессиональной подготовке будущего преподавателя иностранного языка, в частности формированию оценочно-корректировочных навыков иноязычного педагогического общения. Обоснована актуальность рассматриваемого вопроса с опорой на нормативные документы, регулирующие образовательный процесс в вузах педагогических специальностей, а также на анализ учебных ситуаций на уроках иностранного языка в средней школе. Автор подчеркивает необходимость реализации основных лингводидактических принципов в оценочно-корректировочной работе учителя.
88-93
Учет возможностей педагогического взаимодействия при планировании учебных занятий
Аннотация
Статья посвящена проблеме планирования занятий иностранным языком Автор подчеркивает необходимость планирования занятий не только с точки зрения рационального деления занятия на этапы и распределения учебного времени. Преподавателю иностранного языка важно уметь четко прописывать инструкции к упражнениям, методически и лингвистически корректно формулировать задания и вопросы. Говоря об организации учебного процесса, автор поясняет, каким образом правильно спланированная иноязычная речь преподавателя может способствовать повышению эффективности учебного занятия по иностранному языку.
94-99
Формирование иноязычных компетенций при обучении в магистратуре (политический дискурс)
Аннотация
Авторы рассматривают обучение иноязычному политическому дискурсу в современных условиях. На первый план выходит формирование иноязычных компетенций, направленных на смысловую обработку информации (knowledge oriented competences). В статье описываются основные принципы обучения политическому дискурсу: кросс-дисциплинарный подход, диверсификация в обучении политическому дискурсу, расширение доли самостоятельной работы с параллельной разработкой соответствующей дорожной карты, использование творческих заданий, направленных на структурирование знаний.
100-105
Психологические науки
Cтруктура и динамика семантической памяти у изучающих иностранный язык
Аннотация
Статья направлена на выявление теоретических основ структуры и динамики семантической памяти у изучающих иностранный язык. Методологическую базу исследования составляют принципы отечественной психологии, положения сетевого подхода, постулаты теории графов и результаты исследований билингвизма. Результаты настоящей работы позволяют решить проблему содержания семантической памяти, ее организации и динамики при изучении иностранного языка.
106-112
Особенности понимания риска на разных стадиях профессионализации
Аннотация
Статья посвящена особенностям понимания риска на разных стадиях профессионализации. Психосемантическим методом изучены смысловые связи и индивидуальные системы значений феномена риска, выявлены и проанализированы особенности понимания риска на разных стадиях профессионализации. Результаты исследования могут быть полезными для оптимизации взаимодействия с представителями профессий, которые востребованы в особых экстремальных условиях.
113-121
Как и зачем формировать профессиональную идентичность у специалистов социальной сферы?
Аннотация
В статье решаются вопросы профессиональной идентичности специалистов социальной сферы. Дается аналитический обзор данного феномена. Аргументированно подчеркивается актуальность профессиональной идентичности специалистов, работающих в учреждениях социальной защиты населения в условиях новой реальности. Попутно прослеживаются практические шаги к формированию и развитию данного понятия у специалистов социальной сферы.
122-128
Связь представлений о семейном окружении у девочек подросткового и юношеского возраста с их личностными особенностями
Аннотация
Цель исследования - выявление взаимосвязи между личностными особенностями девочек подросткового и юношеского возраста и их представлениями о семейном окружении. В исследовании приняли участие девочки 14-15 лет и девушки 16-18 лет. Результатом исследования явилось подтверждение согласованности личностных особенностей девочек и их представлений о семейном окружении в целом, об их матерях и отцах.
129-136
Юридические науки
О понятии «правовая определенность» и его содержании
Аннотация
Дефиниция «правовая определенность» активно используется в правоприменительной практике в целом ряде значений (как принцип, как требование к правовой норме, судебному акту и др.). При этом отсутствует ее нормативное определение, содержание понятия формулируется с учетом позиций Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), высших судов Российской Федерации, доктринальных взглядов. Отмечается отсутствие исчерпывающего перечня граней проявления исследуемого феномена во всех сферах общественных отношений.
137-141
Международное право и его роль в обеспечении информационной безопасности и защите цифрового суверенитета России
Аннотация
В статье анализируется роль и возможности международного права в обеспечении информационной безопасности стран, входящих в состав ООН и региональных интеграционных объединений. Сообщается, что современное международное право не способно в полной мере защитить право человека на свободу слова и информационную безопасность в глобальных масштабах, а может противодействовать лишь отдельным киберугрозам и вызовам, а также в некоторой степени киберпрступности и кибертерроризму.
142-148
Правовое регулирование государственного аудита (контроля) в России
Аннотация
Содержание статьи приближено к потребностям современной науки и практики применения правовых норм в сфере правового регулирования аудита в России. В статье учтены последние изменения законодательства, предметом анализа послужило исследование проблем регулирования государственного аудита, и при приведении законодательства РФ в соответствие с международными нормами.
149-154

