№ 4 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Налоговые барьеры эффективного взаимодействия бизнеса в ЕАЭС

Тихонова А.В.

Аннотация

Настоящая статья посвящена выявлению налоговых барьеров в странах ЕАЭС. Цель научного исследования – выявить современные налоговые барьеры эффективного взаимодействия бизнес-субъектов в странах ЕАЭС, а также предложить возможные варианты их устранения. Объектом исследования являются экономические отношения в сфере перемещения товаров, работ и услуг внутри евразийского экономического пространства. Предмет исследования – налоговые барьеры взаимодействия бизнес-субъектов в странах ЕАЭС. В статье выявлены следующие налоговые барьеры: (1) проблемы механизма определения таможенной стоимости товаров; (2) проблемы двойного налогообложения и неналогообложения при торговле внутри стран-участниц ЕАЭС; (3) диспропорции в ставках акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Каждая из указанных проблем раскрыта с конкретными практическими примерами. Исследование проводится с использованием качественной методологии. Выявленные результаты представлены в табличной и графической формах, что упрощает восприятие статьи. В статье раскрыты два типа источников, приводящих к спорным ситуациям по определению таможенной стоимости товаров. Указаны источники двойного налогообложения и неналогообложения: правила определения места реализации услуг, а также несоответствие национального законодательствам принципам наднационального. Основным вкладом автора в исследование темы являются предложения по устранению налоговых барьеров в рамках ЕАЭС. Научная новизна состоит в формировании следующих предложений по совершенствованию налоговой политики: (1) создание базы данных цен на импортируемую продукцию, а также электронной базы судебных решений по вопросам определения таможенной стоимости; (2) адаптация статей 148 и 174.2 НК РФ к содержанию приложения №18 Договора о ЕАЭС; (3) развитие форм и методов приграничного налогового и таможенного контроля, ужесточение санкций на уровне национального законодательства.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):1-13
pages 1-13 views

Налоговые стимулы обеспечения технологического суверенитета

Гарибов А.Г.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию налоговых стимулов обеспечения технологического суверенитета России. Цель научной работы – выявление недостатков в системе налогового стимулирования инвестиций и инноваций и предложение возможных вариантов совершенствования налогового законодательства. Важное место в работе занимает анализ зарубежных и отечественных исследований в части доказательства эффективности налогового стимулирования обеспечения технологического суверенитета, раскрытия преимуществ и недостатков разных видов его поддержки. В статье рассматриваются существующие меры налогового стимулирования в разрезе жизненного цикла технологии, уделяется внимание роли технологических экосистем в создании инноваций. Автором делается акцент на необходимости стимулирования не только расходов на исследования и разработки, но и доходов и расходов, связанных с коммерциализацией и внедрением технологии, для эффективного прохождения "долины смерти", свойственной многим технологиям в связи со сложностью процесса перехода с этапа исследования на этап успешной инновации. В качестве основных методов исследований используются анализ и синтез, аналогия и описание, индукция и дедукция. Новизна научной работы заключается в выявлении проблем в действующем механизме налогового стимулирования и формулировании предложений по возможным изменениям в налоговое законодательство для повышения эффективности косвенной поддержки обеспечения технологического суверенитета России. По итогам исследования делается вывод о наличии "перекоса" в предоставлении налоговых стимулов инноваций, поскольку многие специальные меры ориентированы на этапы создания инноваций, тогда как их коммерциализация и распространение не получают должного внимания в налоговом регулировании, что обуславливает необходимость корректировки налогового инструментария. Кроме того, говорится о способности технологических экосистем создавать дополнительные эффекты в части инновационного развития и, как следствие, важности влияния налоговых льгот на всех субъектов экосистем для большей эффективности в процессе достижения технологического суверенитета страны.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):14-25
pages 14-25 views

Реализация фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль организации

Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М.

Аннотация

Предметом исследования являются фискальные и регулирующие возможности налога на прибыль организаций, его структурные элементы и их влияние на экономическую активность субъектов предпринимательства. Цель исследования – выявление возможных путей расширения использования фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль организаций как важнейшего инструмента стимулирования экономической активности. В работе дается оценка уровню поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации, анализируются факторы, сдерживающие реализацию его фискального потенциала. Особое внимание уделяется анализу поступлений в бюджет налога на прибыль организаций по материалам одного из субъектов РФ, с низким уровнем производственного и инвестиционного потенциала – Республики Дагестан. Аргументируется вывод, несмотря на превышения темпов роста налога на прибыль в бюджет над общим ростом налоговых поступлений, потенциал увеличения поступлений в бюджет за счет увеличения налоговой нагрузки исчерпан. Значительное место уделяется инструментам стимулирования инвестиционной активности, предусмотренные действующим налоговым законодательством по налогу на прибыль организаций. Необходимость достижения поставленной цели исследования обусловила целесообразность использования комплекса различных методов и приемов: переход от общего к частному, логическое умозаключение, наблюдение, обобщение, систематизация, сравнение, факторный анализ, синтез, системный подход. Исследование опирается на официальные аналитические данные Федеральной службы статистики РФ, ФНС России, а также Управления ФНС России по Республике Дагестан. Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса рекомендаций, направленных на реализацию фискального и регулирующего потенциала налога на прибыль в контексте стимулирования инвестиционной активности организаций и снижения налоговых рисков. Обосновывается вывод, что необходимо добиваться роста поступлений налога на прибыль организаций не путем увеличения фискальной нагрузки, а посредством наиболее полной реализации его регулирующего потенциала как инструмента стимулирования экономической активности. Формулируются рекомендации, направленные на совершенствование инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций как инструмента стимулирования ускорения обновления изношенных основных фондов. Отмечается, что стратегически важными внутренними резервами увеличения поступлений по налогу на прибыль могут стать как рост налоговой базы за счет активизации экономической активности субъектов Российской Федерации, так и комплексные решения, направленные на снижение налоговых рисков.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):26-35
pages 26-35 views

Общественный контроль за налоговыми органами государственной власти в России: проблемы определения пределов осуществления

Залесны Я., Мухамеджанов О.З., Савченко М.С.

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу проблем определения пределов осуществления общественного контроля за налоговыми органами государственной власти в Российской Федерации. Деятельность, акты и решения налоговых органов власти отнесены законодательством об общественном контроле к числу объектов общественного контроля. Однако реализация мероприятий общественного контроля в отношении указанного объекта имеет определенные пределы реализации, обусловленные, с одной стороны, спецификой деятельности указанной разновидности органов публичной власти, а с другой стороны, особенностями информации, получаемой ими от налогоплательщиков. В этой связи в научной статье формализованы и проанализированы основные проблемы, связанные с определением оптимальных границ общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений налоговых органов государственной власти в Российской Федерации. В настоящей статье использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический. Для разрешения вышеназванных проблем в работе разработана и обоснована система мероприятий путем: а) дополнения Налогового кодекса Российской Федерации отдельной статьей (или группой статей), в которой будет закреплен механизм организации и осуществления общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений налоговых органов государственной власти, включая урегулирование вопросов, связанных с пределами его осуществления; б) разработки и принятия отдельного Федерального закона «Об общественном налоговом контроле», в котором будут определены понятие, принципы, цели, задачи общественного налогового контроля, основные формы и виды его мероприятий, вышеназванный механизм их организации и осуществления; в) разработки системы специальных требований к представителям субъектов общественного контроля, уполномоченным для организации и проведения вышеназванных мероприятий общественного контроля; г) создания специализированных субъектов общественного контроля, предназначенных для реализации данных мероприятий, которые будут независимы от налоговых органов государственной власти.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):36-45
pages 36-45 views

Цифровизация контроля за уплатой налога на добавленную стоимость с использованием искусственного интеллекта: проблемы и перспективы

Андрианова Н.Г.

Аннотация

В статье автором анализируются проблемы, возникшие в связи с цифровизацией контроля за уплатой налога на добавленную стоимость с использованием искусственного интеллекта. Анализируется экономико-правовая природа налога на добавленную стоимость, его роль в формировании доходной части федерального бюджета, отличия налога на добавленную стоимость от налога с продаж, применяемого в ряде иностранных юрисдикций, современные тенденции использования программного комплекса АСК НДС – 2 при осуществлении контроля за уплатой налога на добавленную стоимость. Выявлены проблемы правового регулирования порядка использования программного комплекса АСК НДС – 2 при осуществлении налогового контроля. Проведено исследование актуальной судебной практики, связанной с использованием данных, полученных при использовании программного комплекса АСК НДС – 2 при доказывали фактов совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений. При проведении настоящего исследования были использованы общенаучные методы (диалектический метод научного познания, системный метод, методы анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, наблюдения, объяснения, толкования и классификации, описания понятий и терминов) и специальные юридические методы (в частности, формально-юридический метод). В ходе проведенного исследования было установлено, что данные, полученные из программного комплекса АСК НДС – 2, используются налоговыми органами для выявления и пресечения совершения налоговых правонарушений, однако не могут являться единственным доказательством совершения налогоплательщиком нарушения законодательства о налогах и сборах. Наряду с данными, полученными из программного комплекса налоговыми органами происходит сбор и анализ иных доказательств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения. Как показало проведенное исследование, на нормативном уровне порядок использования программных комплексов при проведении контроля за уплатой налога на добавленную стоимость налоговыми органами не регламентирован, что может привести к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков. Для решения сложившейся проблемы предложено на нормативном уровне закрепить основные принципы использования программных комплексов при осуществлении налогового контроля, обязанность налоговых органов по документальному подтверждению тех обстоятельств, которые были установлены в рамках использования таких комплексов, применяющих искусственный интеллект, в рамках налогового контроля за уплатой налога на добавленную стоимость.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):46-56
pages 46-56 views

Налоговый конституционализм в условиях трансформации парадигмы конституционализма: противоречия, тенденции и перспективы институционализации на национальном и наднациональном уровнях

Поярков С.Ю.

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена глубокими изменениями, происходящими в парадигме современного конституционализма, особенно в условиях глобализации, цифровизации и утраты однозначной нормативной определённости публичной власти. Одним из наименее изученных, но одновременно ключевых элементов этой трансформации становится феномен налогового конституционализма. В условиях растущего фискального давления, асимметрии налоговых режимов и усиления наднационального влияния на налоговую политику обостряется вопрос о пределах допустимого с точки зрения конституции вмешательства государства в экономическую свободу граждан. Исторически сформировавшийся как форма выражения социального договора и легитимации публичной власти через налогообложение, налоговый конституционализм приобретает новое значение в эпоху кризиса представительной демократии и роста исполнительной дискреции. Предметом настоящего исследования выступают конституционно-правовые основания, правоприменительная практика и перспективы институционализации налогового конституционализма в условиях трансформации основополагающих принципов современного конституционного строя. В методологической основе исследования лежит системный подход, предполагающий рассмотрение налогового конституционализма в качестве сложного правового института, находящегося на стыке публичного и конституционного права. Применяются сравнительно-правовой, аксиологический и институциональный методы анализа для выявления эволюции норм и механизмов налоговой легитимации в различных юрисдикциях. Научная новизна исследования состоит в обосновании налогового конституционализма как самостоятельного концепта, отражающего адаптацию принципов конституционного порядка к новым вызовам публичного управления. В статье впервые предпринята попытка систематизировать признаки и модели налогового конституционализма с учётом различий между национальными и наднациональными фискальными системами. Автор показывает, что современный налоговый конституционализм предполагает не только соблюдение формальных процедур, но и реализацию ценностей справедливости, пропорциональности и фискальной устойчивости. Обоснована необходимость конституционного контроля за фискальными инновациями, включая цифровые налоги, климатические сборы и платформенные режимы обложения. Сделан вывод о том, что дальнейшее развитие налогового конституционализма возможно только в условиях институционального закрепления механизмов публичного участия и правовой транспарентности. Преодоление существующих противоречий требует выработки сбалансированных моделей фискального суверенитета, совместимых с принципами конституционной идентичности. Исследование направлено на развитие теории адаптивного конституционализма как основы устойчивого налогового порядка в XXI веке.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):57-78
pages 57-78 views

Перспективы развития общественного налогового контроля в Российской Федерации

Мухамеджанов О.З., Потапенко С.В., Залесны Я., Савченко М.С.

Аннотация

Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу перспектив развития общественного налогового контроля в Российской Федерации. В работе обосновывается положение о том, что общественный налоговый контроль выступает важнейшей разновидностью общественного контроля, так как в условиях постоянного роста бюджетных расходов от эффективности и результативности налоговых органов власти напрямую зависит наполняемость государственных и муниципальных бюджетов и публичных внебюджетных фондов, а общественный налоговый контроль как раз и призван обеспечить оптимальный режим работы вышеназванных органов публичной власти. Однако развитие института общественного налогового контроля в России связано с рядом проблем: а) институт общественного контроля не формализован в Конституции и Налоговом кодексе страны; б) в законодательстве не закреплено понятие общественного налогового контроля; в) в научной и учебной литературе нет единого мнения относительно содержания и пределов реализации данной разновидности общественного контроля; г) требует уточнения круг объектов и субъектов общественного налогового контроля; д) у субъектов общественного контроля недостаточно число полномочий. В статье использован ряд научных методов, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический. Для разрешения указанных проблем в работе разработана и обоснована система мероприятий, включающая в себя, в частности: а) институционализацию общественного контроля в Конституции страны, а понятия общественного налогового контроля – в Налоговом кодексе РФ; б) разработку и принятие Федерального закона «Об общественном налоговом контроле в Российской Федерации» с закреплением в нем понятия, принципов, целей, задач, форм, методов, специальных видов мероприятий данной разновидности общественного контроля, уточнение круга его объектов и субъектов; в) создание специализированных субъектов общественного налогового контроля, механизм формирования которых будет обеспечивать их независимость, объективность и беспристрастность в работе (от воздействия со стороны объектов общественного контроля); г) придание указанным субъектам системы реальных полномочий; д) внедрение в практику деятельности субъектов общественного налогового контроля современных цифровых технологий обработки больших массивов данных, что позволит в режиме реального времени осуществлять значительное число мероприятий общественного контроля.
Налоги и налогообложение. 2025;(4):79-89
pages 79-89 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».